|
Скачать 0.7 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендации для родителей по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе Материалы подготовлены О.В. Даниленко Г.С. Ковалевой, Н.В. Нурминской Москва, 2010СОДЕРЖАНИЕ
^В жизни Вашего ребенка и всей Вашей семьи наступил очень важный период – начало школьного обучения. Вероятнее всего, Вы уже давно задумывались о будущей школьной жизни ребенка, старались подготовить его к школе, рассказывали ребенку о школе. И вот этот ответственный момент наступил. Начались школьные будни, а вместе с ними – процесс приспособления ребенка и всей семьи к новой жизни. В момент поступления в школу ребенок переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него этот переход связан с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений. Интенсивность новых событий для первоклассника в этот период необыкновенно высока: ребенку необходимо каждый день приходить в новое для него место и оставаться без родителей среди новых людей, нужно освоить целую систему правил поведения, которые соответствуют роли ученика, научиться вслушиваться в слова учителя, когда он обращается ко всему классу, а не к нему персонально, необходимо приспособиться к одноклассникам. И самое главное – необходимо усваивать программу обучения. В этот период формируется индивидуальный стиль учебной деятельности Вашего ребенка, стиль поведения в классе, подготовки домашних заданий. Все это происходит очень быстро, одни события накладываются на другие, и не всегда взрослые, как учителя, так и родители, замечают сразу возникающие у ребенка затруднения. Однако возникающие затруднения сразу же влияют на дальнейший процесс приспособления к школьной жизни. Без своевременной помощи даже небольшая, на первый взгляд, проблема разрастается, как снежный ком. Большое значение для успешного вхождения в школьную жизнь имеет своевременная поддержка ребенка, когда взрослые стараются предотвратить серьезные проблемы, помогая формировать у ребенка новые стереотипы поведения, стиль учебной деятельности, позволяющие достигать желаемого успеха. ^ Представляемый Вашему вниманию проект является программой, позволяющим педагогам и родителям быстро сориентироваться в ситуации нового класса, выявить проблемные моменты, на которых сосредоточить внимание для дополнительного наблюдения и помощи каждому ребенку. Это позволит разрешать затруднения до того, как они приобретают хронический характер. Отметим, что высокие результаты, полученные в тестах, обладают достаточной надежностью (если дети не «списывали»), в то время как низкие результаты, полученные в тесте, требуют дальнейшего более тщательного исследования, поскольку могут быть вызваны различными причинами. Однако при этом количество детей, которым требуется более тщательное и углубленное обследование заметно сокращается и при необходимости это может быть достаточно быстро проведено школьным психологом. Таким образом, цель проекта на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе. Все полученные в исследовании показатели объединены в блоки, представляющие собой те психологические особенности ребенка, которые в значительной мере определяют успешность школьной адаптации. При этом большинство свойств, входящих в эти блоки, описывается через позитивный полюс, раскрывая ресурсы адаптации у каждого ребенка. Такой подход позволит увидеть те сильные стороны учащихся, на которые необходимо опираться учителю в конкретном классе, выделить зоны наибольшего напряжения адаптации, характерные для конкретного ребенка, или общие для значительной части детей, и сосредоточить внимание всех взрослых участников учебного процесса (учителей, родителей, школьных психологов, медиков, методистов и администрации) на реальных потребностях конкретных детей. Это, в свою очередь, позволит решать проблемы адаптации до того, как они перерастают в нарушения здоровья. Для того, что бы Вы могли наиболее продуктивно использовать результаты исследования, необходимо ознакомиться с несколькими важными понятиями, лежащими в основе данного проекта. Стресс: Особая важность момента, количество изменений, происходящих в жизни ребенка, интенсивность событий, при которой невозможно ориентироваться на свой оптимальный и привычный ритм деятельности, присутствие сравнения с другими детьми, оценка успешности – это факторы, делающей поступление в школу стрессовой ситуацией для любого ребенка, независимо от уровня его подготовленности и зрелости.Адаптация: Поступление ребенка в школу – это всегда вхождение в новую ситуацию, столкновение с новыми требованиями, освоение новых способов поведения. При встрече с новыми обстоятельствами должна произойти подстройка под них. Этот процесс называется адаптацией. В такие моменты у человека активизируются особые механизмы приспособления - адаптационные ресурсы, которые должны через изменение работы всех систем организма, перестройку поведения, как осознанную, так и неосознанную, а происходящую «на автомате», обеспечить выживание в новых условиях. |