|
Скачать 1.26 Mb.
|
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии им. С.И. Гельберга А.И. Жмакин М.В. Горецкая
^ для студентов медико-диагностического факультета (медико-диагностическое дело) Учебно-методическое пособие Студент__________________________________________ Группа ____ Гродно – 2009 УДК ББК Авторы: – зав. каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии им. С.И. Гельберга, канд. мед. наук, доцент А.И. Жмакин – канд. биол. наук, доцент М.В. Горецкая Рецензент: – зав. каф. общей биологии, профессор Андреев В.П. Лабораторная тетрадь по микробиологии. Учебно-методическое пособие для студентов медико-диагностического факультета. /А.И. Жмакин, М.В. Горецкая. –– Гродно: УО «ГрГМУ», 2009. – 78 с. Учебно-методическое пособие «Лабораторная тетрадь по микробиологии» предназначено для студентов медико-диагностического факультета медицинских учреждений образования. Учебно-методическое пособие составлено на основе действующих базовых программ, утвержденных МЗ РБ по микробиологии, вирусологии и иммунологии для соответствующих факультетов. Ответственный за выпуск первый проректор, профессор И.Г. Жук Введение Учебно-методическое пособие «Лабораторная тетрадь по микробиологии» предназначено для студентов II - III курсов медикодиагностического факультета медицинских университетов». Его использование позволит студентам значительно сэкономить время, затрачиваемое на подготовку к лабораторным занятиям по предмету, а преподавателям – оптимизировать проведение лабораторных занятий по дисциплине. Учебно-методическое пособие составлено на основе действующих базовых программ, утвержденных МЗ РБ и действующих в УО «ГрГМУ» рабочих программ по микробиологии, вирусологии и иммунологии для соответствующих факультетов. Учебно-методическое пособие «Лабораторная тетрадь по микробиологии» содержит все сведения, заносимые студентом в протокол, включая тему занятия, контрольные вопросы, перечень заданий для самостоятельной работы и демонстрационных материалов, список обязательной литературы. Студенту остается лишь зарисовать микропрепараты в отведенные для этого места, отметить подписи к рисункам и заполнить приводимые шаблоны таблиц. Несомненную ценность для студента представит список экзаменационных вопросов, приведенный в конце каждого раздела методического пособия. ![]() Содержание
Общая МИКРОБИОЛОГИЯ Правила работы на кафедре микробиологии Работа на кафедре микробиологии и в бактериологической лаборатории требует строгого соблюдения специальных правил, так как исследования проводятся с использованием культур условно-патогенных микроорганизмов и материала от больных и экспериментальных животных. Соблюдение этих правил необходимо для обеспечения не только личной безопасности, но и безопасности окружающих. Запрещается
Перед началом работы студент обязан:
^ (На каждое занятие назначают 1-2 дежурных из состава группы.)
Обязанности студентов и дежурных по окончании работы:
Самостоятельная работа студентов на лабораторных занятиях:
Методические указания: Микроскопирование Перед началом работы проверьте исправность микроскопа и чистоту оптики.
Примечание: В тубус микроскопа сверху вставлен окуляр, а в нижней части он снабжен вращающимся по кругу револьвером, в отверстия которого ввинчиваются объективы. Вращая револьвер, можно подвести любой объектив, который после легкого щелчка, закрепится на месте. Окуляры имеют две линзы (верхнюю и нижнюю). Расстояние между линзами равно полусумме их фокусных расстояний. С уменьшением фокусного расстояния повышается увеличение окуляра. Короткие окуляры будут более сильными, а более слабыми – длинные. Окуляры обозначают по тому увеличению, которые они дают (х5, х7, х10, х12, х15). Объективы подразделяются на сухие и иммерсионные. Сухим называют такой объектив, между линзой которого и рассматриваемым препаратом находится воздух. В микробиологии используется иммерсионный объектив (погруженный в масло - кедровое или касторовое, укропное, вазелиновое или др.). Между линзой и рассматриваемым препаратом находится масло (однородная среда). Получается система: стекло препарата – иммерсионное масло – стекло объектива (с одинаковым показателем преломления). Благодаря маслу все лучи, не преломляясь и не изменяя направления, попадают в объектив, чем улучшают изображение микробов, делают его более четким. На оправе объектива обозначается даваемое им увеличение (х8, х10, х20, х40, х100). Общее увеличение микроскопа равняется произведению увеличения объектива на увеличение окуляра. Например, иммерсионный объектив с увеличением х100 и окуляром х10 дает увеличение объекта в 1000 раз. Конденсор состоит из системы линз, предназначенных для собирания лучей, идущих от зеркала, в одной точке – фокусе, который должен находиться в плоскости рассматриваемого препарата. При микроскопировании с дневным светом конденсор должен быть поднят до уровня предметного столика. При изучении неокрашенных объектов следует опускать конденсор. Бинокулярный микроскоп имеет два тубуса с окулярами. При наблюдении объекта обоими глазами одновременно достигается большая резкость глубины, меньше утомляется зрение. Окончание работы (микроскопирования)
С правилами работы на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии им. С.И. Гельберга ознакомлен(а) и обязуюсь их выполнять. После ознакомления напишите свою фамилию, инициалы, поставьте дату и подпись. Студент (ФИО) (дата) (подпись) . ![]() ![]()
Дата занятия: . Занятие № 1 ^ |