|
Скачать 0.5 Mb.
|
Актуальность темы исследования определяется тем, что в украинском обществе, несмотря на сложности сегодняшнего периода, растет понимание значимости и ценности жизни человека и его здоровья. Ст. 3 Конституции Украины провозгласила, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Право человека на жизнь и здоровье является определяющим среди всех защищаемых государством прав, поскольку при утрате жизни или здоровья полностью или в значительной степени теряют значение другие ценности. Все усилия людей, все формы развития человеческой деятельности обусловлены и строго ограничены двумя заданными пределами – началом и концом жизни. Здоровье – это основа плодотворной жизни человека. Возведение этих благ в высшую социальную ценность актуализировало необходимость их всемерной охраны. Одним из средств их охраны является трансплантация органов и тканей человека. Успехи трансплантологии среди важнейших достижений медицинской науки ХХ столетия занимают, несомненно, одно из первых мест. Трансплантология вышла за границы экспериментальной дисциплины и стала чрезвычайно необходимым и эффективным способом лечения необратимых заболеваний жизненно-важных органов. Трансплантологичес-кой помощью в мире воспользовалось около миллиона больных. Темпы роста трансплантационной хирургической активности позволяют прогнозировать, что в третьем тысячелетии 50% операций будут связаны с пересадкой органов. Практика показывает, что с одной стороны, пожертвование, изъятие и пересадка органов и тканей, переливание крови от одного человека к другому остро необходимы для спасения жизни людей, с другой – возникают негативные последствия успехов медицины: возможности трансплантации порождают злоупотребление ею, вплоть до торговли органами и тканями, их принудительного изъятия, насильственного донорства крови и даже убийства с целью трансплантации органов и тканей человека. Преступления в сфере трансплантологии характеризуются особо значительной степенью общественной опасности, поскольку посягают на высшие блага человека – жизнь и здоровье. Изложенное свидетельствует о настоятельной потребности не только медицинско-правового и научного обеспечения деятельности в сфере проблем трансплантации органов, тканей, и донорства крови, но и ее уголовно-правовой охраны, что в свою очередь обусловливает необходимость исследования этой проблемы наукой уголовного права. В Украине уголовная ответственность за преступления, совершаемые в указанной сфере, предусмотрена, главным образом, ст. ст. 143 и 144 УК Украины. Установленные этими статьями нормы для украинского уголовного законодательства являются новеллами – впервые они появились в УК Украины 2001 г. По этой причине в Украине научных работ с глубоким уголовно-правовым анализом этих норм нет. Данная тема ни разу не была предметом монографического или диссертационного исследования. Встречающиеся в журналах статьи, посвященные данной проблеме, носят разовый характер, небольшие по объему и содержат фрагментарный анализ проблемы. Несомненно, положительное значение имеют разъяснения вышеуказанных уголовно-правовых норм комментаторами соответствующих разделов первых научно-практических комментариев и учебников, изданных после принятия нового УК Украины (П.П. Андрушко, М.И. Бажановым, В.О. Навроцким и др.). Однако эти комментарии неполны из-за ограниченности объема литературного источника. Более того, изучение этих изданий выявило разночтение и спорность ряда вопросов, касающихся уголовно-правовой характеристики преступлений указанной категории: относительно видов составов данных преступлений, их конструктивных признаков, квалификации по совокупности преступлений и др. Больше внимания уделялось правовым проблемам пересадки органов и тканей юридической наукой в целом. Проблемам правового регулирования трансплантации были посвящены работы М.И. Авдеева, З.Л. Волож, А.П. Громова, М.И. Ковалева, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, Н.А. Маргацкой, А.В. Тихомирова, С.С. Шевчук. Отдельные уголовно-правовые аспекты этой проблемы затрагивались в работах С.И. Авербаха, В.А. Глушкова, И.И. Горелика, В.А. Красикова, Г.Н. Красновского, М.М. Шаргородского. Однако это работы периода, когда уголовная ответственность за преступления в сфере трансплантации органов, тканей и донорства крови не была предусмотрена вовсе. Последнее время в России изданы две монографии С.С. Тихоновой. Однако они подготовлены на базе УК Российской Федерации, который включает только одну статью, устанавливающую ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Поэтому рекомендации этих монографий украинской доктриной даже в сравнительном аспекте могут быть использованы ограничено. В целом обзор литературы показывает, что проблемы уголовно-правового регулирования трансплантации органов, тканей и донорства крови не подвергались системному анализу и комплексному научному изучению. Изложенное свидетельствует об актуальности теоретического анализа уголовно-правовой оценки различных видов общественно опасного поведения в указанной сфере, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению, а также приоритетные направления исследования. Особенностью этого исследования является то, что в нем анализируются не только уголовно-правовые нормы, но и связанные с ними иные нормы права, которые устанавливают порядок трансплантации органов или тканей человека, а также донорства крови. Это обусловлено тем, что диспозиция ст. 143 УК Украины является бланкетной. Это обязывает анализировать соответствующие нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок рассматриваемых видов медицинской деятельности. ^ Исследуемая в работе проблема связана с плановой темой Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины «Актуальные проблемы криминологической безопасности в Украине» (№ РК 0101V 001007, III кв. 2002г. – I кв. 2003 р.). ^ Цель исследования состоит в осуществлении комплексной разработки уголовно правовых проблем трансплантации органов, тканей человека и донорства крови, а также дальнейшем совершенствовании уголовного законодательства Украины об ответственности за преступления, совершаемые в этой сфере. Для достижения цели намечено решение ряда задач, важнейшими из которых являются следующие:
^ являются общественные отношения в сфере трансплантации органов и тканей человека и донорства крови. Предметом – нормы действующего уголовного законодательства Украины, предусматривающие ответственность за нарушение установленного законом Украины порядка трансплантации органов или тканей человека и донорства крови; положения иных нормативно-правовых актов Украины, регулирующих сферу трансплантации органов и тканей и донорства крови; постановления Пленума Верховного Суда Украины; международно-правовые акты, относящиеся к указанной теме; правовые нормы отдельных зарубежных государств, регулирующие отношения в сфере трансплантации и донорства крови; а также научные труды отечественных и зарубежных ученых, связанные с рассматриваемой темой. ^ избраны, исходя из поставленной в работе цели и задач исследования, с учетом объекта и предмета исследования. При проведении диссертационного исследования использовались такие научные методы: метод исторического анализа, который позволил выявить причины и закономерности появления в уголовном законодательстве норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере трансплантации и донорства крови; метод функционального анализа, на основе которого уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере трансплантации и донорства, рассматриваются как явление динамичное, соответствующее развитию общественных отношений; метод системного анализа, позволивший определить природу уголовно-правовых норм в сфере трансплантации и донорства, их место в системе Особенной части УК Украины, а также их связь с иными нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок трансплантации органов и тканей человека и донорства крови; сравнительно-правовой метод, позволивший соотнести нормы законодательства Украины о трансплантации органов и тканей человека и донорства крови с правовыми нормами других государств, а также международно-правовыми актами, устанавливающими принципы правового регулирования отношений в этой сфере; диалектический метод, на основе которого представляется возможным установить закономерности возникновения преступных посягательств в этой сфере и проследить связи уголовного закона с социальными процессами, происходящими в обществе; установить причинную связь между преступными деяниями, связанными с нарушением установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека и их общественно опасными последствиями; юридический (догматический) метод, позволяющий определить содержание специфических юридических терминов и дать толкование конкретных уголовно-правовых норм, провести анализ элементов конкретных составов преступлений в сфере трансплантации и донорства крови и выработать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства, а также других нормативно-правовых актов, связанных с ним. ^ заключается в том, что впервые в Украине на уровне монографического исследования выявлены уголовно-правовые аспекты деятельности, осуществляемой в сфере трансплантации органов и тканей и донорства крови. Это дало возможность обосновать следующие теоретические положения, выводы и предложения: 1. Преступления в сфере трансплантации органов и тканей и донорства крови по признакам видового объекта вместе с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 131, 132, 138-142, 145 УК Украины, образуют специфичную группу. С учетом изложенной особенности целесообразно их выделение в самостоятельный раздел II-I Особенной части Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере медицинского обслуживания, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека». 2. Обоснован вывод, что ст. 143 УК Украины описывает признаки четырех основных составов преступлений:
- Преступные посягательства против жизни, здоровья и прав реципиента при трансплантации; - Преступные посягательства против жизни, здоровья и прав донора при трансплантации и донорстве крови. Эти деяния в свою очередь подразделяются на два подвида: а) совершаемые в сфере прижизненного донорства; б) совершаемые в сфере посмертного донорства;
Квалифицирующими признаками незаконного оборота органов и других анатомических материалов человека следует признать совершение данного преступления повторно, по предварительному сговору группой лиц либо должностным лицом с использованием своего служебного положения. 9. Вносится предложение ст. 67 УК Украины (обстоятельства, отягчающие наказание) дополнить пунктом 14 и дополнение изложить в следующей редакции: «Совершение преступления в целях изъятия или использования органов и тканей человека для трансплантации». 10. Предлагается дополнить перечень отягчающих обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 115 УК Украины, соответствующим пунктом, который следует изложить в такой редакции: «Умышленное убийство, совершенное с целью использования органов и тканей потерпевшего для их пересадки (трансплантации) другому лицу». 11. Предлагается запретить не только куплю-продажу органов и других анатомических материалов человека, но и совершение любых возмездных гражданско-правовых сделок, предметом которых являются органы и другие анатомические материалы человека, за исключением костного мозга. Для этого целесообразно ст. 18 Закона Украины «О трансплантации органов и иных анатомических материалов человека» от 16 июля 1999 г. изложить в следующей редакции: «Запрещается заключение любых гражданско-правовых возмездных сделок, предметом которых являются органы или другие анатомические материалы человека, за исключением костного мозга». 12. С целью более точного толкования объекта уголовно-правовой защиты и закрепления равного права реципиентов на получение донорского органа, что способствовало бы противодействию преступлениям в сфере трансплантации, предлагается дополнить ст. 6 Закона Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека» отдельным пунктом и изложить его в следующей редакции: «Очередность проведения трансплантации реципиентам устанавливается исключительно по медицинским (иммунологическим) показателям». 13. В целях совершенствования уголовно-правового обеспечения защиты конституционного права донора на охрану жизни и здоровья ч. 3 ст. 12 Закона о трансплантации следует изложить в следующей редакции: «Взятие гомотрансплантата у живого донора допускается на основании вывода консилиума врачей соответствующего заведения здравоохранения или научного учреждения после всестороннего медицинского обследования при условии отсутствия пригодных для трансплантации органов или тканей трупа и невозможности восстановления здоровья реципиента другими методами лечения и причиненный вред донору не представляет опасности для его жизни». ^ Положения диссертационного исследования могут быть использованы: - в правотворчестве, при подготовке проектов о внесении изменений в УК Украины и другие законодательные акты Украины; - в правоприменительной практике судебных органов и органов досудебного следствия при решении вопросов квалификации преступлений, совершаемых в сфере трансплантации органов, тканей и донорства крови; - при подготовке учебных пособий, методических разработок по курсу «Уголовное право Украины. Часть Особенная». - дискуссионные положения работы могут служить базой для дальнейшего научного исследования по данной теме. ^ Теоретические положения диссертационного исследования, касающиеся совершенствования уголовного и специального законодательства о трансплантации и донорстве крови прошли апробацию на региональном круглом столе на тему: «Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального законодательства и практики его применения», проводившемся на базе Хмельницкого института регионального управления и права 21-22 февраля 2003 г.; на межвузовской научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Право России в период социальных реформ», проводившейся на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в ноябре 2002 г. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях отдела проблем уголовного права, криминологии и судоустройства Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины. ^ Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 4 научных статьях, подготовленных диссертантом, которые опубликованы в специализированных юридических журналах и сборниках научных работ. ^ Диссертация состоит из введения, трех разделов, которые включают 11 подразделов, выводов, списка использованных источников. Объем диссертации составляет 222 страниц печатного текста, в том числе 20 страниц списка использованных источников (231 наименование). Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html ВЫВОДЫРассмотрение вопросов о законодательном регулирование трансплантации органов и тканей донорства крови в Украине, а также о международно-правовой регламентации этой деятельности показало, что украинское законодательство, основанное на положениях Конституции Украины, отвечает международно-правовым нормам, касающимся указанной сферы деятельности, адекватно и современному уровню трансплантологии. Эти нормы в основном выполняют регулятивную роль. |