Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови





Скачать 0.5 Mb.
Название Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови
страница 1/3
Дата 04.04.2013
Размер 0.5 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение


Раздел 1. Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови

1.1. Определение правовых понятий трансплантации и донорства

1.2. Законодательное регулирование донорства крови в Украине

1.3. Законодательное регулирование трансплантации органов и тканей в Украине

1.4. Международно-правовая регламентация трансплантации органов

и тканей и донорства крови

Раздел 2. Уголовно-правовая охрана жизни, здоровья и обеспечение прав реципиента и донора при трансплантации и донорстве крови

2.1. Объект преступных деяний в сфере трансплантации органов и

тканей и донорства крови, место норм об ответственности за их

совершение в системе норм Особенной части УК Украины

2.2. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечение прав

реципиента при трансплантации и донорстве крови

2.3. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечение прав

донора в сфере осуществления прижизненного донорства при

трансплантации органов и тканей и донорства крови

2.4. Проблемы обеспечения безвозмездного оборота органов и тканей

при трансплантации в уголовном праве (ч. 4 ст. 143 УК Украины)

2.5. Характеристика особо квалифицированных видов преступлений,

предусмотренных ч. 5 ст. 143 УК Украины

Раздел 3. Уголовно-правовые проблемы посмертного донорства органов и тканей человека при трансплантации

3.1. Посмертное донорство органов и тканей человека при

трансплантации: уголовно-правовые аспекты


3.2. Уголовно-правовая оценка деяний, связанных с нарушениями

нормативных требований относительно определения смерти донора


Выводы

Список использованных источников



4


15

15

20


26


40


58


58


80


101


137


148


155


155


167


186

203
^


Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования определяется тем, что в украинском обществе, несмотря на сложности сегодняшнего периода, растет понимание значимости и ценности жизни человека и его здоровья.

Ст. 3 Конституции Украины провозгласила, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Право человека на жизнь и здоровье является определяющим среди всех защищаемых государством прав, поскольку при утрате жизни или здоровья полностью или в значительной степени теряют значение другие ценности. Все усилия людей, все формы развития человеческой деятельности обусловлены и строго ограничены двумя заданными пределами – началом и концом жизни. Здоровье – это основа плодотворной жизни человека. Возведение этих благ в высшую социальную ценность актуализировало необходимость их всемерной охраны.

Одним из средств их охраны является трансплантация органов и тканей человека. Успехи трансплантологии среди важнейших достижений медицинской науки ХХ столетия занимают, несомненно, одно из первых мест. Трансплантология вышла за границы экспериментальной дисциплины и стала чрезвычайно необходимым и эффективным способом лечения необратимых заболеваний жизненно-важных органов. Трансплантологичес-кой помощью в мире воспользовалось около миллиона больных. Темпы роста трансплантационной хирургической активности позволяют прогнозировать, что в третьем тысячелетии 50% операций будут связаны с пересадкой органов.

Практика показывает, что с одной стороны, пожертвование, изъятие и пересадка органов и тканей, переливание крови от одного человека к другому остро необходимы для спасения жизни людей, с другой – возникают негативные последствия успехов медицины: возможности трансплантации порождают злоупотребление ею, вплоть до торговли органами и тканями, их принудительного изъятия, насильственного донорства крови и даже убийства с целью трансплантации органов и тканей человека. Преступления в сфере трансплантологии характеризуются особо значительной степенью общественной опасности, поскольку посягают на высшие блага человека – жизнь и здоровье.

Изложенное свидетельствует о настоятельной потребности не только медицинско-правового и научного обеспечения деятельности в сфере проблем трансплантации органов, тканей, и донорства крови, но и ее уголовно-правовой охраны, что в свою очередь обусловливает необходимость исследования этой проблемы наукой уголовного права.

В Украине уголовная ответственность за преступления, совершаемые в указанной сфере, предусмотрена, главным образом, ст. ст. 143 и 144 УК Украины. Установленные этими статьями нормы для украинского уголовного законодательства являются новеллами – впервые они появились в УК Украины 2001 г. По этой причине в Украине научных работ с глубоким уголовно-правовым анализом этих норм нет. Данная тема ни разу не была предметом монографического или диссертационного исследования. Встречающиеся в журналах статьи, посвященные данной проблеме, носят разовый характер, небольшие по объему и содержат фрагментарный анализ проблемы. Несомненно, положительное значение имеют разъяснения вышеуказанных уголовно-правовых норм комментаторами соответствующих разделов первых научно-практических комментариев и учебников, изданных после принятия нового УК Украины (П.П. Андрушко, М.И. Бажановым, В.О. Навроцким и др.). Однако эти комментарии неполны из-за ограниченности объема литературного источника. Более того, изучение этих изданий выявило разночтение и спорность ряда вопросов, касающихся уголовно-правовой характеристики преступлений указанной категории: относительно видов составов данных преступлений, их конструктивных признаков, квалификации по совокупности преступлений и др.

Больше внимания уделялось правовым проблемам пересадки органов и тканей юридической наукой в целом. Проблемам правового регулирования трансплантации были посвящены работы М.И. Авдеева, З.Л. Волож, А.П. Громова, М.И. Ковалева, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, Н.А. Маргацкой, А.В. Тихомирова, С.С. Шевчук. Отдельные уголовно-правовые аспекты этой проблемы затрагивались в работах С.И. Авербаха, В.А. Глушкова, И.И. Горелика, В.А. Красикова, Г.Н. Красновского, М.М. Шаргородского. Однако это работы периода, когда уголовная ответственность за преступления в сфере трансплантации органов, тканей и донорства крови не была предусмотрена вовсе. Последнее время в России изданы две монографии С.С. Тихоновой. Однако они подготовлены на базе УК Российской Федерации, который включает только одну статью, устанавливающую ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Поэтому рекомендации этих монографий украинской доктриной даже в сравнительном аспекте могут быть использованы ограничено.

В целом обзор литературы показывает, что проблемы уголовно-правового регулирования трансплантации органов, тканей и донорства крови не подвергались системному анализу и комплексному научному изучению.

Изложенное свидетельствует об актуальности теоретического анализа уголовно-правовой оценки различных видов общественно опасного поведения в указанной сфере, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению, а также приоритетные направления исследования. Особенностью этого исследования является то, что в нем анализируются не только уголовно-правовые нормы, но и связанные с ними иные нормы права, которые устанавливают порядок трансплантации органов или тканей человека, а также донорства крови. Это обусловлено тем, что диспозиция ст. 143 УК Украины является бланкетной. Это обязывает анализировать соответствующие нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок рассматриваемых видов медицинской деятельности.

^ Связь работы с научными программами, планами и темами. Исследуемая в работе проблема связана с плановой темой Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины «Актуальные проблемы криминологической безопасности в Украине» (№ РК 0101V 001007, III кв. 2002г. – I кв. 2003 р.).

^ Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в осуществлении комплексной разработки уголовно правовых проблем трансплантации органов, тканей человека и донорства крови, а также дальнейшем совершенствовании уголовного законодательства Украины об ответственности за преступления, совершаемые в этой сфере.

Для достижения цели намечено решение ряда задач, важнейшими из которых являются следующие:

  • оценка уголовно-правового обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина в сфере трансплантации органов и тканей человека и донорства крови;

  • определение сущности и признаков правовых понятий трансплантации и донорства;

  • анализ законодательства, устанавливающего порядок трансплантации органов и тканей человека и донорства крови в Украине и соотношение норм национального законодательства с международно-правовыми нормами, регламентирующими отношений в этой сфере медицинской деятельности;

  • выявление уголовно- правовых аспектов деятельности, осуществляемой в сфере трансплантации и донорства крови;

  • на их основе выделение наиболее значимых проблем защиты прав реципиента и донора при трансплантации и донорстве крови;

  • обоснование предложений по квалификации общественно-опасных деяний в сфере трансплантации и донорства крови;

  • внесение предложений по совершенствованию уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за противоправные посягательства в сфере трансплантации и донорства крови.

^ Объектом исследования являются общественные отношения в сфере трансплантации органов и тканей человека и донорства крови.

Предметом – нормы действующего уголовного законодательства Украины, предусматривающие ответственность за нарушение установленного законом Украины порядка трансплантации органов или тканей человека и донорства крови; положения иных нормативно-правовых актов Украины, регулирующих сферу трансплантации органов и тканей и донорства крови; постановления Пленума Верховного Суда Украины; международно-правовые акты, относящиеся к указанной теме; правовые нормы отдельных зарубежных государств, регулирующие отношения в сфере трансплантации и донорства крови; а также научные труды отечественных и зарубежных ученых, связанные с рассматриваемой темой.

^ Методы исследования избраны, исходя из поставленной в работе цели и задач исследования, с учетом объекта и предмета исследования.

При проведении диссертационного исследования использовались такие научные методы:

метод исторического анализа, который позволил выявить причины и закономерности появления в уголовном законодательстве норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере трансплантации и донорства крови;

метод функционального анализа, на основе которого уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере трансплантации и донорства, рассматриваются как явление динамичное, соответствующее развитию общественных отношений;

метод системного анализа, позволивший определить природу уголовно-правовых норм в сфере трансплантации и донорства, их место в системе Особенной части УК Украины, а также их связь с иными нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок трансплантации органов и тканей человека и донорства крови;

сравнительно-правовой метод, позволивший соотнести нормы законодательства Украины о трансплантации органов и тканей человека и донорства крови с правовыми нормами других государств, а также международно-правовыми актами, устанавливающими принципы правового регулирования отношений в этой сфере;

диалектический метод, на основе которого представляется возможным установить закономерности возникновения преступных посягательств в этой сфере и проследить связи уголовного закона с социальными процессами, происходящими в обществе; установить причинную связь между преступными деяниями, связанными с нарушением установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека и их общественно опасными последствиями;

юридический (догматический) метод, позволяющий определить содержание специфических юридических терминов и дать толкование конкретных уголовно-правовых норм, провести анализ элементов конкретных составов преступлений в сфере трансплантации и донорства крови и выработать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства, а также других нормативно-правовых актов, связанных с ним.

^ Научная новизна полученных результатов заключается в том, что впервые в Украине на уровне монографического исследования выявлены уголовно-правовые аспекты деятельности, осуществляемой в сфере трансплантации органов и тканей и донорства крови. Это дало возможность обосновать следующие теоретические положения, выводы и предложения:

1. Преступления в сфере трансплантации органов и тканей и донорства крови по признакам видового объекта вместе с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 131, 132, 138-142, 145 УК Украины, образуют специфичную группу. С учетом изложенной особенности целесообразно их выделение в самостоятельный раздел II-I Особенной части Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере медицинского обслуживания, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека».

2. Обоснован вывод, что ст. 143 УК Украины описывает признаки четырех основных составов преступлений:

  1. Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека (ч. 1 ст. 143 УК Украины);

  2. Изъятие у человека путем принуждения или обмана его органов или тканей с целью их трансплантации (ч. 2 ст. 143 УК Украины);

  3. Незаконная торговля органами или тканями человека (ч. 4 ст. 143 УК Украины);

  4. Участие в транснациональных организациях, занимающихся такой деятельностью (ч. 5 ст. 143 УК Украины).

  1. Дана классификация по содержательным признакам преступного поведения в сфере трансплантации и донорства, в частности особенностям потенциального потерпевшего от этих преступлений:

- Преступные посягательства против жизни, здоровья и прав реципиента при трансплантации;

- Преступные посягательства против жизни, здоровья и прав донора при трансплантации и донорстве крови. Эти деяния в свою очередь подразделяются на два подвида:

а) совершаемые в сфере прижизненного донорства;

б) совершаемые в сфере посмертного донорства;

  • Преступные посягательства в сфере оборота органов и тканей, предназначенных для трансплантации.

  1. Предлагается дополнить ч. 3 ст. 143 УК Украины, включив в перечень квалифицирующих признаков тяжкие телесные повреждения, и изложить ее в такой редакции: «Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, причинившие тяжкие телесные повреждения или совершенные в отношении лица, находившегося в беспомощном состоянии или в материальной либо иной зависимости от виновного».

  2. Обосновывается предложение ответственность за участие в транснациональной организации предусмотреть отдельной частью ст. 143 УК Украины либо отдельной статьей в связи с тем, что названное преступное деяния характеризуется объединением усилий значительного числа лиц, масштабностью преступной деятельности и распространением ее не только на территорию Украины, но и на территорию других государств.

  3. Предлагается включить в ч. 2 ст. 144 УК Украины такой квалифицирующий признак, как иная зависимость и изложить ч. 2 ст. 144 УК Украины в такой редакции: «Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении несовершеннолетнего или лица, находившегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного».

  4. Предлагается признать особо квалифицированным признаком причинение тяжкого вреда здоровью донора и внести дополнение в ч. 3 ст. 144 УК Украины, изложив ее в такой редакции: «Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия или совершенные по предварительному сговору группой лиц, или с целью продажи».

  5. Вносится предложение ответственность за незаконную торговлю органами или тканями человека предусмотреть в самостоятельной статье УК Украины. Уголовно-правовую норму в отношении незаконной торговли органами или тканями человека предлагается изложить в следующей редакции: «Незаконные действия в отношении органов и других анатомических материалов человека». Включить в диспозицию данной нормы незаконное приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, незаконный сбыт органов и других анатомических материалов человека. Субъектами данного преступления могут быть лица, приобретающие органы или ткани с целью перепродажи, а также реципиенты, приобретающие их для себя и доноры, согласившиеся на изъятие органа или тканей для трансплантации за вознаграждение.

Квалифицирующими признаками незаконного оборота органов и других анатомических материалов человека следует признать совершение данного преступления повторно, по предварительному сговору группой лиц либо должностным лицом с использованием своего служебного положения.

9. Вносится предложение ст. 67 УК Украины (обстоятельства, отягчающие наказание) дополнить пунктом 14 и дополнение изложить в следующей редакции: «Совершение преступления в целях изъятия или использования органов и тканей человека для трансплантации».

10. Предлагается дополнить перечень отягчающих обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 115 УК Украины, соответствующим пунктом, который следует изложить в такой редакции: «Умышленное убийство, совершенное с целью использования органов и тканей потерпевшего для их пересадки (трансплантации) другому лицу».

11. Предлагается запретить не только куплю-продажу органов и других анатомических материалов человека, но и совершение любых возмездных гражданско-правовых сделок, предметом которых являются органы и другие анатомические материалы человека, за исключением костного мозга. Для этого целесообразно ст. 18 Закона Украины «О трансплантации органов и иных анатомических материалов человека» от 16 июля 1999 г. изложить в следующей редакции: «Запрещается заключение любых гражданско-правовых возмездных сделок, предметом которых являются органы или другие анатомические материалы человека, за исключением костного мозга».

12. С целью более точного толкования объекта уголовно-правовой защиты и закрепления равного права реципиентов на получение донорского органа, что способствовало бы противодействию преступлениям в сфере трансплантации, предлагается дополнить ст. 6 Закона Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека» отдельным пунктом и изложить его в следующей редакции: «Очередность проведения трансплантации реципиентам устанавливается исключительно по медицинским (иммунологическим) показателям».

13. В целях совершенствования уголовно-правового обеспечения защиты конституционного права донора на охрану жизни и здоровья ч. 3 ст. 12 Закона о трансплантации следует изложить в следующей редакции: «Взятие гомотрансплантата у живого донора допускается на основании вывода консилиума врачей соответствующего заведения здравоохранения или научного учреждения после всестороннего медицинского обследования при условии отсутствия пригодных для трансплантации органов или тканей трупа и невозможности восстановления здоровья реципиента другими методами лечения и причиненный вред донору не представляет опасности для его жизни».

^ Практическое значение полученных результатов.

Положения диссертационного исследования могут быть использованы:

- в правотворчестве, при подготовке проектов о внесении изменений в УК Украины и другие законодательные акты Украины;

- в правоприменительной практике судебных органов и органов досудебного следствия при решении вопросов квалификации преступлений, совершаемых в сфере трансплантации органов, тканей и донорства крови;

- при подготовке учебных пособий, методических разработок по курсу «Уголовное право Украины. Часть Особенная».

- дискуссионные положения работы могут служить базой для дальнейшего научного исследования по данной теме.

^ Апробация результатов исследования. Теоретические положения диссертационного исследования, касающиеся совершенствования уголовного и специального законодательства о трансплантации и донорстве крови прошли апробацию на региональном круглом столе на тему: «Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального законодательства и практики его применения», проводившемся на базе Хмельницкого института регионального управления и права 21-22 февраля 2003 г.; на межвузовской научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Право России в период социальных реформ», проводившейся на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в ноябре 2002 г.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях отдела проблем уголовного права, криминологии и судоустройства Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины.

^ Публикации автора. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 4 научных статьях, подготовленных диссертантом, которые опубликованы в специализированных юридических журналах и сборниках научных работ.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, которые включают 11 подразделов, выводов, списка использованных источников.

Объем диссертации составляет 222 страниц печатного текста, в том числе 20 страниц списка использованных источников (231 наименование).


Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

ВЫВОДЫ


Рассмотрение вопросов о законодательном регулирование трансплантации органов и тканей донорства крови в Украине, а также о международно-правовой регламентации этой деятельности показало, что украинское законодательство, основанное на положениях Конституции Украины, отвечает международно-правовым нормам, касающимся указанной сферы деятельности, адекватно и современному уровню трансплантологии. Эти нормы в основном выполняют регулятивную роль.
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Перечень высокотехнологичных и сложных медицинских вмешательств
Кондиционирование трупного донора перед забором органов и тканей человека для трансплантации, забор...
Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Закон республики таджикистан о трансплантации органов и (или) тканей человека

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Парламент республики молдова зако н о трансплантации органов, тканей и клеток человека

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Республиканская научно-практическая конференция «Перспективы донорства и трансплантации органов в

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Приказ от 25 мая 2007 года об утверждении перечня органов и (или) тканей человека объектов трансплантации,

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Приказ от 31 октября 2012 г. N 567н об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon О мерах по лекарственному обеспечению граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной,

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Приказ от 9 октября 2009 г. N 819н об утверждении порядка оказания медицинской помощи методом трансплантации

Правовые основы регулирования порядка трансплантации органов и тканей человека и донорства крови icon Уголовно-правовые аспекты донорства в Республике Беларусь

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы