|
Скачать 71.86 Kb.
|
Содержание
Список использованных источников |
УСТАНОВА АДУКАЦЫІ «ПРЫВАТНЫ ІНСТЫТУТ КІРАВАННЯ І ПРАДПРЫМАЛЬНІЦТВА» ЮРЫДЫЧНЫ ФАКУЛЬТЭТ індывідуальны залік ТЭОРЫЯ І ГІСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ І ПРАВА ІНТАРЭСЫ Ў ПРАВЕ КРЫМІНАЛЬНАЕ ПРАВА І ПРАЦЭС КРЫМІНАЛЬНА-ПРАВАВЫЯ АСПЕКТЫ ДОНАРСТВА Ў РЭСПУБЛІЦЫ БЕЛАРУСЬ АФОНЬКІН ДЗМІТРЫЙ АЛЯКСАНДРАВІЧ, 3 курс дзённае аддзяленне 8 029 762 52 61 МІНСК, 2008 Уголовно-правовые аспекты донорства в Республике Беларусь Исходя из представленной темы, и в соответствии с действующим уголовно-правовым законодательством Республики Беларусь мне представляется возможным дать следующую уголовно-правовую оценку: Статья 163. Принуждение к даче органов или тканей для трансплантации. 1. Принуждение лица к даче его органов или тканей для трансплантации, совершённое с угрозой применения насилия к нему или его близким. 2. Принуждение лица к даче его органов или тканей для трансплантации, совершённое с применением насилия либо в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного. “Трансплантация органов и тканей человека – это замещение отсутствующих у больного или каким-либо образом повреждённых органов и тканей, основанное на заборе органов и тканей у донора или трупа человека, их типизировании, консервации и хранении и осуществляемое посредством проведения хирургической операции”. Объектом данного преступления будет посягательство на жизнь и здоровье потерпевшего. Объективная сторона выражается принуждением лица к даче его органов или тканей для трансплантации. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознаёт, что принуждает другое лицо к даче органов или тканей для трансплантации путём угрозы применения к нему насилия, и желает этого. Применение насилия в целях принуждения лица к даче органов или тканей для трансплантации может выражаться в нанесении ударов, побоев, причинении телесных повреждений различной степени тяжести, истязании и других насильственных действиях. В тех случаях, когда потерпевшему были причинены тяжкие телесные повреждения, действия виновного должны квалифицироваться по совокупности по части 2 статьи 163 и статье 147. Рассматриваемое преступление является оконченным с момента совершения угрозы применения насилия с целью принуждения лица к даче его органов или тканей для трансплантации. Статья 164. Нарушение порядка проведения трансплантации. 1. Нарушение условий и порядка изъятия органов или тканей человека либо условий порядка трансплантации, предусмотренных законом, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения донору или реципиенту. 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшее по неосторожности смерть донора или реципиента. Состав преступления - материальный. Объектом данного преступления будет выступать жизнь и здоровье потерпевшего. Объективная сторона выражается в нарушении условий и порядка изъятия органов или тканей человека либо условий и порядка трансплантации, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения. Субъектом данного преступления могут быть: медицинские работники государственных учреждений здравоохранения, медицинские работники специализированных подразделений учреждений здравоохранения. С субъективной стороны нарушение порядка трансплантации может быть совершено как умышленно (прямой умысел), так и по неосторожности (преступная небрежность). Вина же по отношению к таким последствиям (телесным повреждениям и смерти донора или реципиента) может быть только по неосторожности (в результате легкомыслия или небрежности). Данное преступление признаётся оконченным, если нарушения условий и порядка забора органов и тканей либо их трансплантации повлекли причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения донору или реципиенту. Статья 348. Незаконное изъятие органов или тканей от неживого донора. 1. Незаконное изъятие органов или тканей от неживого донора. 2. То же действие, совершённое из корыстных побуждений. Неживой донор – это труп человека, используемый для получения трансплантата. Объектом данного преступления будет посягательство на общественный порядок и общественную нравственность. Объективная сторона выражается в незаконном совершении изъятия органов или тканей от неживого донора с нарушением установленного порядка. Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Если незаконное изъятие органов или тканей от неживого донора осуществляет должностное лицо, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, признаки которых приведены в статьях 424 и 348 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Преступление признаётся оконченным с момента изъятия органов или тканей для трансплантации, независимо от того, были они в последующем использованы или нет.1 Иные нормативно-правовые акты, регулирующие правовые отношения донорства в Республике Беларусь: 1. Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3559-XII “О донорстве крови и её компонентов”2. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с развитием донорства крови и её компонентов, обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства крови и её компонентов по защите прав доноров в Республике Беларусь. 2. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 710 “О компенсации расходов, связанных с донорством крови”3. Данный закон устанавливает возмещение стоимости питания доноров перед сдачей и после сдачи крови, освобождение доноров от их работы с выплатой компенсации за счёт средств учреждений здравоохранения и т.д. 3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 904 “О компенсации расходов, связанных с необходимостью восстановления здоровья живого донора в связи с забором органов и (или) тканей”4. Данный нормативно-правовой акт устанавливает компенсацию расходов живым донорам, связанных с необходимостью восстановления здоровья в связи с забором у них органов и тканей за забор почки, части печени, костного мозга и т.д. 4. Трудовой Кодекс Республики Беларусь. Статья 104. Гарантии для работников, являющихся донорами.5 По договорённости с медицинским учреждением наниматель в согласованные сроки обязан освобождать от работы для обследования и сдачи крови и её компонентов, а также предоставлять после этого дополнительные день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединён к трудовому отпуску или использован в иное время. В случае сдачи крови и её компонентов во время основного или дополнительного трудового отпуска, в государственные праздники и праздничные дни, выходные дни или после рабочего дня работнику предоставляется другой день отдыха. Из всего вышеизложенного вытекают некоторые принципы донорства, которые можно коротко выразить в следующих пунктах: * взятие органов могут проводить медицинские учреждения, непосредственно установленные министерством здравоохранения и соответствующие наивысшему профессиональному уровню; * коллектив, лечащий предполагаемого донора и устанавливающий смерть, должен быть изолирован от трансплантационного коллектива; * момент смерти определяет комиссия, во главе которой стоит руководитель реанимационного отделения и в которую входит несколько специалистов, заранее выбранных для этой цели. Констатация смерти должна быть единогласной; Выход трансплантации из этапа теоретических и экспериментальных исследований в область практического применения повлек за собой необходимость разрешения ряда сложных вопросов. Вопросы, нуждающиеся в регламентации законом или подзаконными актами: 1.Взятие органов и тканей от живого человека для пересадки их больному; 2. Взятие органов и тканей от трупа для пересадки их больному; 3. Решение вопроса о том, когда можно брать органы и ткани от трупа; 4. Определение показаний для операций пересадки органов, кто и где может делать операции по пересадке органов? Данные аспекты требуют дальнейшей разработки и закреплений в ведомственных документах в силу их неполного рассмотрения в законе. ^ 1. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июн. 1999 г.: текст по состоянию на 4 января 2003 г.- Минск: Тесей, 2003. – 424, 426, 928 с. 2. О донорстве крови и её компонентов: Закон Республики Беларусь от 31 янв. 1995 г. № 3559-XII //НРПА Республики Беларусь. – 2001. - № 2/471; НРПА Республики Беларусь. – 2007г. - № 239-3. 3. О компенсации расходов, связанных с донорством крови: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 дек. 1995 г. №710 //НРПА Республики Беларусь – 2001. - № 5/7885; // НРПА Республики Беларусь – 2002. - № 710. 4. О компенсации расходов, связанных с необходимостью восстановления здоровья живого донора в связи с забором органов и (или) тканей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июл. 2007 г. № 904 //НРПА Республики Беларусь – 18 июл. 2007 г. - № 5/25514 . 5. Трудовой кодекс Республики Беларусь: подписан Президентом Республики Беларусь 20 июля 2007 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 июн. 2008 г.- Минск: Амалфея, 2008. – 89с. 1 Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июн. 1999 г.: текст по состоянию на 4 января 2003 г.- Минск: Тесей, 2003. – 424, 426, 928 с. 2 О донорстве крови и её компонентов: Закон Республики Беларусь от 31 янв. 1995 г. № 3559-XII //НРПА Республики Беларусь – 19 мар. 2001г. - № 2/471 //НРПА Республики Беларусь – 14 июн. 2007г. - № 239-3. 3 О компенсации расходов, связанных с донорством крови: Постановление Кабинета министров Республики Беларусь от 30 дек. 1995 г. №710 //НРПА Республики Беларусь – 28 авг. 2001 г. - № 5/7885 //НРПА Республики Беларусь – 15 июл. 2002 г. - № 710. 4 О компенсации расходов, связанных с необходимостью восстановления здоровья живого донора в связи с забором органов и(или) тканей: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 16 июл. 2007 г. № 904 //НРПА Республики Беларусь – 18 июл. 2007 г. - № 5/25514 . 5 Трудовой кодекс Республики Беларусь: подписан Президентом Республики Беларусь 20 июля 2007 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 июн. 2008 г.- Минск: Амалфея, 2008. – 89с. |