Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко





Скачать 377.62 Kb.
Название Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко
Дата 04.04.2013
Размер 377.62 Kb.
Тип Документы
Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Ставропольская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации»


Словарь-справочник


по биомедицинской этике


Ставрополь 2008


УДК


ББК


Словарь-справочник по биоэтике для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. – Ставрополь, изд-во СтГМА, - 2008


Печатается по решению Совета по гуманитарному образованию Ставропольской государственной медицинской академии.


Словарь-справочник предназначен для использования в учебном процессе. Понятия, включенные в словарь-справочник, являются основными и необходимыми для усвоения курса биоэтики. Они охватывают круг понятий из истории взаимоотношений медицины, этики, аксиологии, философской антропологии, социальной философии. Словарь-справочник составлен с учетом практики преподавания цикла ГСЭ на медицинских факультетах.

При составлении пособия использовались материалы учебных пособий: Биоэтика в России: ценности и законы (И.В. Силуянова), Медицинская этика (А. Кэмпбелл, Г. Джиллет, Г. Джонс), Руководство по медицинской этике (Уильямс Дж. Р.).


Рецензенты:


доктор философских наук, профессор Т.Б. Сергеева


кандидат философских наук А.С. Сказко


УДК


ББК


© СтГМА


БИОЭТИКА (биомедицинская этика) – это знания и проблемы, возникающие на пересечении медицинской практики (клиническая и экспериментальная медицина) и человеческих ценностей. Термин «биоэтика» впервые употребил в 1970 г. ученый-онколог В.Р. Поттер в своей книге «Биоэтика – мост в будущее».


БОЛЕЗНЬ - (лат, morbus) – термин для обозначения заболевания отдельного человека, понятия о болезни как нозологической единицы и обобщенного понятия о болезни как биологического, так и социального явления. Болезнь и здоровье – суть формы проявления жизни человека. Представления о болезнях носят исторический характер.


БОЛЬ - своеобразное психофизиологическое состояние человека, возникающее в результате воздействия сверхсильных или разрушительных раздражителей, вызывающих органические или функциональные нарушения в организме. Боль – интегративная функция организма, а не просто ощущение, так как она включает сознание, ощущение, память, мотивации, эмоции и т.д. для защиты организма.


^ БУДДИЗМ И БИОЭТИКА - по многим биоэтическим проблемам буддизм высказывается сходно с другими религиозными конфессиями. Но в некоторых вопросах позиция буддизма «мягче» позиции других религий. Например, христианство не допускает оплодотворение спермой донора в технологиях искусственного деторождения. Буддизм же считает, что подобная практика приемлема при условиях добровольного согласия супругов, соблюдения анонимности донора и без выплаты ему вознаграждения, так как в основе его участия (донора) лежит лишь желание помочь ближнему. Как и христианство, буддизм не исключает воспитания приемного ребенка, считая это более предпочтительным вариантом решения проблемы бездетности.


^ «ВРАЧ - ПАЦИЕНТ» - отношение «врач - пациент» является исторически первичным, основным и выступает ключевой проблемой биоэтики. Проработка юридических, этических, религиозных и др. прав, свобод и ценностей участников отношения «врач - пациент» создает прочную основу решения биоэтических проблем в различных областях медицины: реаниматологии, трансплантологии, психиатрии, генной инженерии и диагностике, репродуктивной медицине, пластической хирургии. Отношение «врач - пациент», включенное в систему прав, свобод и ценностей, позволяет выделить в нем ряд аспектов: медицинский, административно-организационный, правовой, этический, психологический, религиозный, экономический.


^ ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ - ошибки врача при выполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступка. Врачебная ошибка является одним из дефектов медицинской помощи (См.: «Дефекты медицинской помощи»).


ДЕОНТОЛОГИЯ - (греч. “deontos” – должное, “logos” – учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введен английским философом И. Бентамом в книге «Деонтология или наука о морали» (1834 г.), где он обозначал теорию нравственности в целом.


^ ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ - термин «медицинская деонтология» введен в специальную литературу и медицинскую практику в 40-е годы ХХ столетия профессором Н.Н. Петровым. Н.Н. Петров в своей работе «Вопросы хирургической деонтологии» сформулировал следующие деонтологические правила: приоритет интересов больного; критерием выбора операции является согласие на применение ее для себя или своих близких; посещение больного до, в день операции и после операции; идеалом является полное устранение физической боли и душевного волнения больного; информирование больного о риске и возможных последствиях. Некоторые из этих правил восприняты современными принципами биоэтики.


^ ДЕФЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - действия медицинских работников по оказанию помощи (профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной) можно классифицировать на две группы: надлежащие и ненадлежащие.

Надлежащие действия – это действия, полностью соответствующие требованиям, предписаниям, современным представлениям медицинской науки и практики. Ненадлежащие действия – это действия, полностью или частично не отвечающие требованиям и предписаниям, современным представлениям медицинской науки и практики. К ним относят преступления по неосторожности, умышленные и врачебные ошибки.


^ ДОГОВОРНАЯ МОДЕЛЬ - договорная модель предполагает такие отношения между врачом и пациентом, в которых обязательства врача, исходящие из идеала и привилегий, выходят за пределы контракта. Это становится заметным в чрезвычайных обстоятельствах, когда врач (или другой медработник) должен оказать помощь даже в отсутствии контракта. Договорная модель предполагает постоянное отношение, т.е. врач не может его прекратить по желанию, но должен обеспечить продолжение ухода за пациентом. Эта модель предполагает выполнение медперсоналом своих обязанностей на основе потребностей пациента, независимо от качества или способности оплатить помощь.


ДОНОР - (лат. donare – дарить) – лицо, давшее добровольное и информированное согласие на изъятие у него органа или ткани для пересадки (трансплантацию). Донорами могут выступать живые люди, трупы, случайные пациенты, иногда вынашиваемые человеческие плоды. С правовой точки зрения донорство должно быть обеспечено двояким правом: право на физическую целостность организма и право распоряжаться своим телом, органами. Первое право закреплено конституционно. Конституция РФ (Ст. 22) гарантирует личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни. А телесная неприкосновенность выступает составной частью неприкосновенности личной.


ЗДОРОВЬЕ - различают здоровье населения и здоровье индивидуума.

Здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детская смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни. Здоровье индивидуума не является точно обозначенным. Тем не менее Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) в преамбуле своего Устава подчеркивает, что «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».


^ ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ МОДЕЛЬ - возникает в середине ХХ века. Но отдельные ее элементы (например, обязательность согласия пациента на медицинское вмешательство) обсуждались уже в начале XX столетия. И лишь в 50-е годы модель информированного согласия получает этическое и правовое закрепление. В модели ИС врач выступает как эксперт, он информирует пациента о диагнозе, методе лечения, альтернативных способах лечения, о рисках и последствиях. Врач обязан получить добровольное осознанное согласие пациента на медицинское вмешательство.

Пациент, со своей стороны, активен, информирован, участвует в принятии решения относительно сроков, объема, методов лечения (см. «Компетентный пациент»).

В зарубежной биоэтической литературе представлены четыре правила информирования пациента, которые могут быть использованы и в отечественной медицинской практике.

1. Правило предпочтения пациента предписывает, чтобы врач сообщал пациенту то, что пациент желает знать. Данное правило требует внимательного применения, так как одни пациенты желают знать больше, чем они нуждаются, и просто отнимают время у врача; другие не будут желать информации, тем самым уклоняясь от принятия решения и ответственности; третьи даже не знают о своем праве на информацию. Значит, остаются два варианта: либо врач как опытный клиницист и тонкий психолог чувствует, какой объём информации достаточен пациенту для принятия свободного решения; либо личные контакты пациента с врачом позволяют пациенту передать ему свои права сделать информированный выбор лечения.

2. Правило профессионального обычая (стандарт профессионального сообщества) гласит: врач должен говорить пациенту то, что в соответствии со стандартом и обычаем сообщается пациентам в подобных ситуациях. Это правило практикуют многие врачи.

Но в этом правиле есть два спорных момента. Во-первых, правило может позволить врачу манипулировать информацией (а тем самым и пациентом), даже если она и предназначалась для блага пациента. Опросы показывают, что 50% пациентов отказывались от операции, если им говорили о потенциальных осложнениях. Во-вторых, исследования показали, что профессиональный обычай – это, в некотором роде, миф. Поэтому возникает опасность, что собственное пристрастие врач может выдать за стандарт профессионального сообщества.

3. Правило благоразумной личности (стандарт разумного пациента) гласит, что раскрытие врачом информации должно определяться потребностью пациента, обеспечивающей принятие решения о лечении или отказе от него. В содержание информации входят сведения о диагнозе, цели и характере лечения, риске и последствиях, альтернативных видах лечения, прогнозе и в случае отказа от лечения – социальных издержках.

4. Правило раскрытия информации, важной для конкретного лица, требует от врача рассказать пациенту все, что является для него существенным. Это правило предполагает доверительный диалог между врачом и пациентом, знание проблем, ценностей, образа жизни пациента.

В отечественной медицине широко практиковалось и практикуется деонтологическое правило информирования пациента, в котором объем информации ставится в обратную зависимость от тяжести заболевания: «чем легче заболевание и лучше прогноз, тем меньше оснований скрывать истину от пациента». Верно будет и обратное: «чем тяжелее заболевание и хуже прогноз, тем больше оснований скрывать истину от пациента». Это правило сформировалось в рамках патернализма, тем не менее оно актуально в современных этико-правовых обстоятельствах. Оценивая вышеперечисленные правила, необходимо подчеркнуть, что каждое из них в отдельности не является абсолютным. Поэтому предпочтительно применять комбинацию правил, диктуемую конкретными обстоятельствами лечения, особенностями нозологической формы и самого пациента.


^ ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ - Биоэтические проблемы возникают не только в ограничивающем типе медицинского вмешательства в репродуктивную деятельность человека (аборт, контрацепция, стерилизация), но и в стимулирующем типе –технологиях искусственного оплодотворения. Здесь речь идет о начале человеческой жизни. Зарождение человеческой жизни выступает целью таких медицинских технологий, как искусственное осеменение (ИОСД, ИОСМ); экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбриона, гаметы, зиготы; «суррогатное материнство».

Применение технологий искусственного оплодотворения вызывает к жизни ряд непростых биоэтических проблем:

- права супружеской пары (отдельного человека) в решении вопроса - иметь или не иметь ему потомства. Вопрос непраздный в условиях наличия медицинских противопоказаний при планировании беременности;

- коммерциализация услуг, предоставляемых центрами вспомогательной репродукции;

- реклама методов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), активно привлекающая пациентов;

- права врача и ученого на использование для лечения методов ВРТ и проведение исследований и разработок в области репродуктологии человека;

- ранний зародыш человека: его защита законом, предел допустимости исследований на ранних эмбрионах человека;

- донорство гамет и эмбрионов человека;

- консервация гамет и эмбрионов человека;

- суррогатное материнство: медицинские, этические и правовые вопросы;

- понятия “семья”, “родители”, “дети” и их изменения в свете использования ВРТ.


^ ИСЛАМ И БИОЭТИКА - среди биоэтических проблем важнейшими для ислама являются: контроль рождаемости, управление наследственностью и нервной системой. Ислам запрещает посягательство на свою жизнь и на жизнь другого человека. Подвижнический долг врача состоит в спасении человеческой жизни, а не в ее укорачивании. Ислам запрещает любое посягательство на физическую или психическую целостность человека. Где бы врач ни находился, он должен заниматься своей профессиональной деятельностью, т.е. лечить больных и облегчать их страдания. Врач обязан предоставить больному всеобъемлющую информацию и сообщить обо всех возможных последствиях лечения или хирургического вмешательства. Добровольное согласие больного или его семьи является важным элементом, но превыше всего – его жизнь. Профессиональная врачебная тайна – принцип и норма медицинского работника. Но она имеет свои пределы. Она может быть нарушена, если сохранение тайны чревато нанесением физического ущерба третьему лицу.


^ ИУДАИЗМ И БИОЭТИКА - отношение иудаизма к биоэтическим проблемам диктуется его этическими и правовыми (Галаха) нормами. Жизнь человека священна. «Кто отнимает одну жизнь, уничтожает целый мир; а кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».

Жизнь – наивысшая ценность, и человек не имеет права отказаться от жизни или покончить с собой. Он обязан следовать советам врача. Заботиться о своем здоровье и принимать все необходимые меры для предотвращения болезни – это первый долг, который предписывает Тора («Тщательно храни себя»). Жизнь пациента выше всяких прочих соображений, врач имеет право и обязан действовать и прописывать лекарства даже без согласия больного. Врач обязан информировать больного о последствиях проводимого лечения. Если жизни пациента угрожает опасность, врач может принять решение об операции даже без его согласия. Иудаизм придает большое значение врачебной тайне. Но признает, что бывают случаи, когда тайна может быть нарушена. Уважение к частной жизни и нерушимость профессиональной тайны не может быть выше интересов защиты и безопасности жизни других людей.


^ КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - коллегиальная модель отношения «врач – пациент» рассматривает врача и пациента в качестве коллег, сотрудничающих по поводу общей цели: сохранения жизни, здоровья, исцеления болезни, ослабления боли, страданий.

Данная модель предполагает взаимное доверие, ответственность, длительный диалог между врачом и пациентом.


^ КОМИТЕТ БИОЭТИЧЕСКИЙ (этический комитет, комиссия) – социальный институт, возникший во второй половине XX века и имеющий следующие задачи: защиту прав пациентов и отдельных групп населения в условиях современной медицинской практики (клиника, эксперимент, профилактика), анализа вопросов, связанных с нарушением прав, свобод, и выработки рекомендаций в области охраны здоровья населения через механизм этического, правового контроля и экспертизы. В основу работы комитетов положены принципы, разработанные международным сообществом: Нюрнбергский кодекс (1947г.), Хельсинкская декларация (1975г.) и др. В дальнейшем эти принципы развивались и детализировались в международных и национальных этических и правовых документах.


^ КОМПЕТЕНТНЫЙ ПАЦИЕНТ - элемент модели информированного согласия, обозначающий пациента, способного к принятию добровольного, осознанного решения.

Согласие (отказ) компетентного пациента на (от) медицинское вмешательство опирается на осознание цели и характера лечения, связанного с ним риска, возможных альтернативных видов лечения. Выражение согласия или отказа пациентом производится в следующих формах: устной, письменной, поведенческой. Выбор формы выражения решения обусловливается обстоятельствами принятия решения (например, тяжестью поражения организма, сложностью оперативного вмешательства).

 

^ КОНТРАКТНАЯ МОДЕЛЬ - контрактная модель отношения «врач – пациент» устанавливает взаимосвязь между врачом, поставщиком медицинской услуги и пациентом, регулируемую контрактом (или свободным соглашением), заключаемым за вознаграждение. Специфика этой модели состоит в том, что обязательства сторон вырастают только из контракта. Однако медицинская практика свидетельствует о том, что большинство врачей и пациентов желает, чтобы отношения между ними были большими, чем только контрактными. Контрактная модель предусматривает сотрудничество и совместное принятие решений в терапевтическом процессе. Здесь не обязательно полное доверие (хотя и желательно), но необходимо согласие о целях лечения, уважение прав пациента и совести врача.


МЕДИЦИНА - производное от корней двух различных языков: 1 – латинск.: «mеdicina» - лечить и отравлять, «medikamen» – медикамент и яд; 2 – корень слова «медицина» индоевропейский «med» – середина, мера. Смысл слова в этом случае означает нахождение меры исцеления как действия между чудом и знанием. Как понятие медицина – это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека» (БМЭ. М., 1980. Т.14). Понятие «медицина» нельзя отождествлять с понятием «здравоохранение». «Здравоохранение» - более широкое понятие, означающее «систему социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом» (БМЭ. М.,1978. Т.8). Основными функциями медицины в обществе являются диагностика, лечение, профилактика заболеваний. Высшей целью медицины выступает здоровье.


^ МЕДИЦИНСКАЯ ТАЙНА - в отечественной литературе традиционно используется термин «врачебная тайна». В последние годы чаще пишут о медицинской тайне. Различие не принципиальное, но все же существует. По нашему мнению, термин «врачебная тайна» указывает, во-первых, на то, что сведения, составляющие тайну, возникают чаще всего из отношения «врач-пациент» и, во-вторых, первым, кто посвящается в эту тайну, является врач. В случае «медицинской тайны» акцент ставится на то, что носителями конфиденциальной информации выступают не только врачи. Ими могут быть фармацевтические работники, средний медперсонал, технические работники (статистики, программисты и операторы ЭВМ), работники органов дознания, студенты-практиканты.


^ МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА - (греч. «ethos» – обычай, нрав, характер) – это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Медицинская этика тесно соприкасается с деонтологией (см.: «Деонтология»). Другое значение этого термина состоит в том, что под медицинской этикой понимается учебная и научная дисциплина, объектом изучения которой выступает профессиональная медицинская мораль. Специфика медицинской этики обусловливается тем, что работники здравоохранения при исполнении своих профессиональных обязанностей имеют дело с жизнью, здоровьем пациента, его страданием и болью. Именно с этим связано гуманистическое содержание норм и принципов медицинской этики. Вместе с тем они носят исторический характер.


^ МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО - воздействие на организм человека медицинскими методами и средствами в целях профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, научного исследования.


^ МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО - совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и иных действий, связанных с деятельностью по охране здоровья граждан.

Предмет медицинского права включает в себя правоотношения при осуществлении лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической деятельности и акты, определяющие правовой статус участников этих отношений. Система медицинского права включает в себя лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические нормы, правовые акты, регулирующие деятельность в сфере здравоохранения. Исходные принципы отечественного медицинского права заложены в Конституции Российской Федерации (Ст. 23, 38, 41). Основополагающим правовым документом для медицинской практики являются «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», принятые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. В этом документе определены основные принципы охраны здоровья граждан, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан.

Наряду с «Основами…» осуществление медицинской помощи гражданам обеспечивается рядом принятых Федеральных законов: «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (1991 г.), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее организации» (1992 г.), «О трансплантации органов и (или) тканей человека (1992 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (1993 г.), «О погребении и похоронном деле» (1995 г.), «О защите прав потребителей» (1996 г.).


МОРАЛЬ (от лат. moralis – моральный, moris – обычай) – совокупность исторически обусловленных правил, норм, обычаев, принципов существования и поведения людей, их отношений в процессе производства материальных и духовных ценностей, которые определяют их обязанности одного перед другим, к социальным группам, слоям, к обществу, выполнение которых базируется на общественной мысли.


^ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ - медицинские правонарушения отличаются от врачебных ошибок наличием противоправного действия (или бездействия), нанесшего вред здоровью граждан с умыслом, неосторожностью в действиях (бездействии) медперсонала. В «Основах…» указано, что в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.


^ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА - в медицинской практике ответственность за ненадлежащее поведение может быть возложена и на пациента. Ответственность пациента наступает в случаях, когда он не выполняет (или ненадлежаще выполняет) обязанности следовать предписаниям медицинского учреждения.Это: нарушение режима, неявка без уважительной причины в назначенный срок на врачебный осмотр, на освидетельствование во врачебно-трудовую экспертную комиссию; отъезд в другую местность в период временной нетрудоспособности без согласия лечащего врача. Формой ответственности в таких случаях может быть лишение пособия с того дня, когда допущено нарушение.


^ ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ МОДЕЛЬ - (авторитарная, традиционная) модель отношения «врач-пациент» состоит в том, что врач руководит лечением, принимает решение, информирует пациента в той мере, в которой считает нужным, а пациент пассивен, полностью подчиняется врачу. Целью этой модели является здоровье пациента.


^ ПРАВА ВРАЧА (медработников) – совокупность норм и принципов, обеспечивающих профессиональную деятельность врача (медработников), защиту его прав, чести и достоинства. Права врача гарантируются отечественными гражданско-правовыми документами, провозглашающими права и свободы граждан: Конституцией РФ (1993 г.), Российской декларацией прав и свобод человека и гражданина (1991 г.).

В «Основах...» закреплены права (раздел Х) медицинских и фармацевтических работников. Законодательством предусмотрены для работников этой области права на занятие: медицинской и фармацевтической деятельностью (Ст. 56); народной медициной (целительством) (Ст. 57);на создание профессиональных ассоциаций и иных общественных объединений (Ст. 62); на социальную и правовую защиту (Ст. 63); на оплату труда и компенсации (Ст. 64). В Этическом кодексе российского врача только Ст. 7 прямо указывает на право врача отказаться от работы с пациентом при определенных обстоятельствах. Остальные статьи кодекса предписывают врачу выполнение профессиональных обязанностей и долга.

 

^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - это система личных, экономических, социальных, политических и юридических норм и гарантий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека. Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Под основными правами следует понимать права, содержащиеся в конституциях государств и международно-правовых документах по правам человека. К последним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод граждан (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.), Хельсинский заключительный пакт (1975 г.).

Отечественными гражданско-правовыми документами, провозглашающими права и свободы граждан, являются: Конституция РФ (1993 г.), Российская декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). Личные права человека включают право на: жизнь; свободу; личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения; выбор места пребывания и жительства в пределах России; свободу мысли, слова, беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Законодательством гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности.

Политические права включают: право участвовать в управлении делами общества и государства; равное право доступа к любым должностям в государственных органах; право собираться мирно и без оружия; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации; направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам; право на замену военной службы выполнением альтернативных гражданских обязанностей в случае противоречия несения военной службы убеждениям граждан; право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.

Социально-экономические права включают: право быть собственником; право на труд и отдых; на соответствующие условия труда; на квалифицированную медицинскую помощь; на социальное обеспечение; на образование; на защиту материнства, младенчества, детей. Каждый гражданин вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону, пользоваться квалифицированной юридической помощью. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый имеет право на возмещение всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, их должностных лиц. В социальном плане права и свободы граждан – это ограничитель притязаний власти, противовес ее всесилию, призванный обеспечить ее ограничение, поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является определяющим признаком правового государства.

 

^ ПРАВО НА ЖИЗНЬ - Бытие человека, рассмотренное в его предельных границах, представляет собой взаимосвязанные процессы рождения, жизни, умирания, смерти. И в этом смысле оно всегда выступало предметом религиозных, философских, этических дискуссий и вечной темой литературы и искусства. Рассмотренное сквозь призму прав и свобод бытие человека ставит два мировоззренческих вопроса: право на жизнь и право на распоряжение жизнью (право на достойную смерть). Право человека на жизнь, относящееся к неотъемлемым правам человека, принадлежит каждому от рождения. Это право закреплено как в международных, так и в национальных правовых документах современных стран. К числу первых относятся: Всемирная декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о правах человека (1966 г.), Хельсинкский заключительный пакт (1975 г.) и др. В России основополагающими документами в этом отношении являются: Конституция Российской Федерации (1993 г.), Российская декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) и др.

В социальном плане права и свободы граждан (в том числе и право на жизнь) – это ограничитель притязаний власти, противовес ее всесилию. Приоритет прав человека перед интересами государства является определяющим признаком правового общества. В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека признаются высшей ценностью (ст. 2).


^ ПРАВО НА СМЕРТЬ - Бытие человека имеет две взаимосвязанные стороны: рождение, жизнь и умирание, смерть. Наличие пределов бытия обусловливает смысложизненные ориентации человека, разнообразие религиозных и философских систем. Многие мудрецы связывали философское понимание жизни с тем, как человек завершает свой земной путь. Древнегреческий реформатор Солон учил: «Наблюдай конец жизни!» Жизнь и смерть, признанные равноправными сторонами человеческого бытия в философском плане, не предстают таковыми в свете общечеловеческих прав и свобод. Право на жизнь как неотъемлемое фундаментальное право человека закреплено в международных документах (Всемирная декларация прав человека, 1948 г. и др.), в отечественных документах (Конституция РФ, Ст. 20 и др.), в национальных документах других стран. Тот факт, что право на смерть не отражено в документах, свидетельствует, очевидно, не о том, что завершение жизни человека менее значимо, чем ее начало, а о том, что такое право еще не продумано человечеством в полном его объеме и значении, хотя феномен смерти исследуется уже длительное время и разными областями знания.


^ ПРАВОСЛАВИЕ И ГЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - русское православие, оценивая генные технологии, исходит из признания необходимости медико-генетических методов диагностики и лечения в силу того, что значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. РПЦ обращает особое внимание на те заболевания, которые, по ее мнению, «становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни». В этом случае греховная поврежденность побеждается духовным усилием.


^ ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ - возникновение биомедицинской этики во второй половине ХХ столетия привело к актуализации фундаментальных принципов медицинской этики («делай добро», «не навреди», конфиденциальность), появлению новых принципов (уважение моральной автономии личности, информированное согласие, справедливость). Предназначение вышеперечисленных принципов двоякое. Во-первых, они выполняют логико-теоретическую функцию по консолидации семантического состава биоэтики как определенной формы знания. Во-вторых, эти принципы выступают в медицинской практике в роли определенных стандартов, на основании которых возможно принятие индивидуального этического решения или вынесение оценки.


^ ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ - конфиденциальность касается секретов. Секрет – это сведения, которые человек имеет право или обязан скрывать. Разглашение секрета ведет к причинению вреда. В зарубежной биоэтической литературе выделяют три типа обязывающих секретов: естественный, обещанный, профессиональный. Естественный секрет – те сведения, разглашение которых приносит вред. Здесь на враче или пациенте лежит обязанность избегать причинения вреда. Даже непрофессионал, т.е. не медицинский работник, обязан хранить сведения о том, что друг, например, является носителем ВИЧ-инфекции, дабы его не избегали и не преследовали. Однако если вред сохранения секрета превышает вред разглашения, то разглашение может быть оправдано. Действительно, все имели бы подобное оправдание, если бы узнали, что ваш сокурсник, носитель ВИЧ-инфекции, собирается сдать кровь для получения справки на пропуски занятий. Обещанный секрет – сведения, которые мы обещали хранить в тайне. Нарушение обещания может привести к вредным социальным последствиям. Обещанный секрет не носит абсолютно никакого характера. Если вред от сохранения секрета превышает вред разглашения, то морально оправдано такое разглашение. Профессиональный секрет – это сведения, которые в случае разглашения принесут вред не только пациенту, но и вред профессии и обществу, которое зависит от услуг этой профессии. Во многих случаях этот секрет признается и закрепляется законом. Моральные и правовые нормы, защищающие конфиденциальную информацию, тем самым поддерживают на надлежащем уровне доверительное отношение пациентов к медицинским работникам. В свою очередь, доверительные отношения всегда выступают условием своевременной и эффективной медицинской помощи (см. «Медицинская тайна»).


^ ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ» - один из наиболее древних этических принципов медицины, восходящий корнями к клятве Гиппократа. В том или ином виде этот принцип представлен во всех международных и национальных этических документах. Этический кодекс российского врача констатирует: «недопустимо причинение вреда пациенту, нанесение ему физического, нравственного или материального ущерба ни намеренно, ни по небрежности». Критерий, позволяющий отличить вред от пользы в процессе врачевания, заключается в правиле «лекарство не должно быть горше болезни!» (Ст. 13).

Моральный долг «не вредить» налагает на медперсонал обязанность, во-первых, не вредить умышленно. Во-вторых, в медицинской практике нередки ситуации, когда применение того или иного препарата, технологии создает риск причинения вреда, т.е. возникает двойной эффект с противоположными последствиями. Например, во время трансплантации изъятие органа у донора, безусловно, наносит ущерб ему, хотя и спасает реципиента. Или пациент, подвергающийся химиотерапии, в то же время подвергается риску вреда от такой терапии. Для такой противоречивой ситуации может быть дана следующая рекомендация: выполняй такое действие, которое имеет целью получить хороший результат, а плохой будет непредусмотренным или побочным следствием. Тем самым оправданный исторически и медицински принцип «не вреди!» оборачивается требованием «делай добро!».


^ ПРИНЦИП «ДЕЛАЙ ДОБРО» – принцип, восходящий к учению Парацельса (1493-1541 гг.). В этике Парацельса нравственное отношение к пациенту является составляющей стратегии терапевтического сотрудничества. Причем отношения «врач-пациент» приобретают патерналистский характер. Образцом связи между врачом и пациентом выступают не только кровно-родственные отношения, для которых характерны положительные психо-эмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного. Эта «целебность» и «божественность» определена, задана добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного. Врачевание выступает как организованное осуществление добра. Под влиянием христианской религии Парацельс рассматривал физическое тело человека «как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома»; поэтому, рассматривая и изучая этот дом, нельзя забывать главного строителя и истинного хозяина – «духовного человека и его душу». Поскольку душа признавалась деятельным и управляющим принципом, то в ее возможности - снять боль, страдание.

Принцип «делай добро» (благодеяние) несет в себе глубокий смысл врачевания, сформулированный еще в XIII веке врачом и писателем Абу-аль-Фараджем: «Нас трое – ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один – вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна – мы ее одолеем». Признание за человеческой душой «целебных» возможностей способствовало созданию в XVI веке суггестивной терапии, а в ХХ веке – освобожденного от религиозной оболочки психо-аналитического учения (З.Фрейд, К. Юнг и др.). Принцип «делай добро» полностью коррелируется с гуманистическими целями медицины и исторически, и актуально.


^ ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ – необходим в решении вопроса о распределении благ, услуг в сфере здравоохранения. Острота проблемы обусловливается, как правило, наличием ограниченных или недостаточных ресурсов. Любая концепция распределения вынуждена учитывать следующие обстоятельства: уважение достоинства человека, потребность как основу права на благо, допущение некоторого неравенства, последствия (экономические, политические …) реализации любого стандарта распределения. Эгалитарная справедливость – требует равного распределения благ в обществе (в том числе и в здравоохранении), исходя из положения о том, что люди от природы равны. Подобное требование демократично, гуманно, но абстрактно. Ведь человеческие потребности неравны. Действительно, равное получение товаров или услуг входит в противоречие с наличием неравных потребностей. Тем самым в определенной степени умаляется и достоинство человека. Справедливость как право на обладание диктует распределение благ в соответствии с системой контрактов, договоров. Если человек не может оплатить что-либо или иметь контракт на него, он не имеет никакого права на это. Например, человек не получает никакой медицинской помощи, если у него нет медицинской страховки или он не может оплатить медицинское обслуживание. Как видно, принцип справедливости, исходящий из «права на обладание» наиболее соответствует развитым рыночным отношениям. Справедливость как право на обладание применительно к отечественным социальным условиям демонстрирует дискриминацию достоинства гражданина, будь то сфера медицины или социального обеспечения. В самом деле, в большинстве случаев не вина, а беда граждан в том, что они не имеют какой-либо формы контрактного права на обладание жильём, продовольствием, образованием, медицинским обслуживанием. Вместе с тем нужно признать вполне справедливым требование права на базисные социальные блага, основанием которых выступают потребности. Справедливость как честность допускает неравенство распределения благ таким образом, чтобы людям, не имеющим благоприятных условий, давалось социальное возмещение. Эта концепция справедливости призвана компенсировать социальное неравенство (пенсионеры, инвалиды, некоторые категории больных). Подобное распределение справедливо. Но, во-первых, кто и как проводит границу между «имущим» и «неимущим»; во-вторых, справедливость как честность, в конечном счете, также отрицает достоинство человека, основанное на уникальности его личности, на личном выборе и предпочтениях.

Справедливость, основанная на одной потребности – система предоставления благ своим членам на основе их демонстрируемой потребности и их неспособности удовлетворить её самостоятельно. Например, пациент имеет аллергию, а потому он имеет потребность в специализированном лечении. Он, имея эту потребность, имеет право лечиться.

Эта концепция справедливости сталкивается со следующими трудностями. Во-первых, трудно определить четкое выражение потребности. Например, отличие потребности от желания. Во-вторых, потребности имеют тенденцию возрастать при наличии средств их удовлетворения. Если здравоохранение будет исходить исключительно из потребности, оно разорит ресурсы любого общества, т.е. простая потребность не может быть единственным критерием справедливого распределения медицинских (да и прочих) благ. Какая же из вышеперечисленных концепций справедливости предпочтительней? Многое зависит от уровня развития общества, его экономики, традиций, культуры. Но в любом случае любая из них должна учитывать следующие обстоятельства: базисные потребности человека, достоинство индивидуума, ясное понимание психо-социальной природы здоровья и болезни.


^ ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ МОРАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ - термин «автономия» происходит от греческих слов autos («сам») и nomos («обычай», «закон»). Люди поступают автономно, когда они, а не другие принимают решения, влияющие на их жизнь. Быть автономным значит быть самоопределяемым. В то же время нужно знать, что осуществление автономии каждым человеком, вероятно, войдет в конфликт с осуществлением автономии других. Поэтому мы добровольно принимаем некоторые ограничения своей автономии. В общей и биомедицинской этике различают автономию как свободу действия, свободу выбора, способность эффективно обдумать ситуацию. Принцип уважения автономии личности в биомедицинской этике означает обязанность медицинского работника уважительно обращаться к пациенту, раскрывая необходимую информацию и благоприятствуя автономному принятию решения. Если выбор пациента (или его законных представителей) ставит под угрозу общественное здоровье, тогда может быть оправданным строгое ограничение проявления автономии. Обоснованное ограничение должно опираться на какой-нибудь конкурирующий моральный принцип, такой, например, как справедливость или милосердие. Ядром биоэтики выступает этика. Поскольку для этики человек является самоценным существом, а ее регулятивные формы – внутренними и добровольными, постольку среди биоэтических принципов главным выступает принцип уважения моральной автономии личности. Он представлен не только как самостоятельный принцип, но и в той или иной мере в других принципах: не навреди, делай добро, конфиденциальности, информированного согласия, справедливости.

 

^ РЕЛИГИЯ И ТРАНСПЛАНТАЦИЯ - стремительное развитие медицинских технологий усложнило взаимоотношение религии и медицины. Многовековые традиции религии, хранящие главные и уникальные основы разнообразных человеческих культур, имеют основания критически относиться к достижениям человеческого разума, отторгать их или ассимилировать. Большинство западных христианских богословов является сторонниками трансплантации и положительно оценивает факт изъятия и переноса органов умершего в тело живого человека.

^ Римско-католическая церковь считает, что донорство в трансплантологии – это акт милосердия и нравственный долг.

Протестантские богословы признают законность существования человека, получившего орган от другого. Однако коммерческие сделки с донорскими органами считают аморальными.

^ Русская православная церковь выразила свое официальное отношение к проблемам трансплантации в «Основах социальной концепции РПЦ» (2000 г.). РПЦ признает изъятие органов от живого донора «только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека». Информированное согласие на эксплантацию органов от живого донора и «посмертное донорство» становятся проявлением любви и сострадания.

В то же время русское православие предостерегает от возможных злоупотреблений, ошибок при проведении трансплантации. По мнению РПЦ, недопустимы:сокращение жизни одного человека с целью продления жизни другого; эксплантация, прямо угрожающая жизни донора; рассмотрение органов человека как объекта купли и продажи. Русское православие считает недопустимым презумпцию согласия, так как она «нарушает свободы человека». Отвергает РПЦ методы фетальной терапии и недобросовестную пропаганду донорства. Многие требования русского православия соответствуют светским требованиям к пересадке органов.

Ислам допускает пересадку от живого донора. Пересадка от трупа требует выполнения ряда условий: констатация смерти тремя врачами (среди которых не должно быть трансплантолога), согласие близких, проведение изъятия органа в официальном учреждении.

Буддизм оговаривает пересадку органов от трупа следующими условиями: необходимо согласие близких или покойного при жизни. Согласно буддизму в случае естественной смерти сознание находится в теле еще три дня, и вмешиваться в это время в тело нельзя. В случае внезапной смерти сознание покидает тело сразу.

Секта Свидетелей Иеговы категорически возражает против переливания живой донорской крови, считая ее носительницей человеческой души.

Иудаизм допускает пересадку от живого донора, если речь идет о спасении жизни человека. Однако иудейская религия запрещает пересадку органов от трупа, ибо тело не должно быть изуродовано и должно быть предано земле. Аутопсия допускается в случаях, когда речь идет о спасении человеческой жизни при наличии согласия покойного при жизни, а также в интересах правосудия, если нельзя иным способом определить причину смерти. Иудаизм возражает против трансплантации сердца, если оно берется от кого-то, кто, возможно, не достиг еще границы, отделяющей жизнь от смерти. Иудейская традиция утверждает, что смерть – прекращение жизненных функций как сердца, так и легких. По мнению правоверных иудеев смерть мозга не означает смерти человека. Ортодоксальный иудаизм не разрешает трансплантировать органы, за исключением случая, когда реципиент умрет, если не пересадить ему этот орган немедленно. Реформизм же разрешает хранение органов для использования их в будущем и не только для спасения жизни, но и в тех случаях, когда пересадка органа может улучшить качество жизни. Например, пересадка роговицы разрешается и ортодоксией, так как слепота представляет собой опасность для жизни.

 

^ РЕЛИГИЯ И ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ - за рубежом этические и правовые вопросы технологии ЭКО впервые стали подниматься католической церковью, играющей в жизни современного западного общества значительно большую роль, чем православная церковь - в жизни российского. Впервые на противоречие между новыми вспомогательными репродуктивными технологиями и религиозными, этическими, правовыми нормами обратил внимание папа Пий XII в специальном послании 1956 г. Он указал на греховность вмешательства в божественный акт творения, превращения его «в проект супружеской пары и врача». В 1987 г. католическая церковь объявила аморальными все методы вспомогательной репродукции, а также и научные исследования на ранних зародышах человека.

^ Католическая церковь считает, что сразу после слияния гамет Бог вкладывает «душу» в эмбрион и таким образом берет зародыш под свое покровительство. Поэтому, с точки зрения церкви, все манипуляции, не предусмотренные природой (Богом), а тем более исследовательские эксперименты с эмбрионами человека являются аморальными и недопустимыми. В ряде стран (Германия, Австрия и др.) постулаты церкви о том, что уже оплодотворенная яйцеклетка является индивидуумом (личностью), закреплены государственными постановлениями. Нарушение их карается уголовной ответственностью. Такой подход резко ограничил в этих странах проведение исследований и разработок в области репродуктологии человека. Однако не только католическая церковь, но и ряд общественных организаций, в первую очередь, феминистских, деятелей науки, медицины и юриспруденции рассматривает новые репродуктивные технологии как неприемлемые с морально-этических позиций.

Православие. Зарубежное православие, по мнению православного теолога Ст. Харакаса, не обращалось к вопросу об имплантации искусственно оплодотворенной яйцеклетки и процедуре зачатия в пробирке. Поэтому Ст. Харакас выдвинул свое предположение и оценку технологиям ЭКО. Применение такой технологии не может быть отвергнуто, если сперма и яйцеклетка будут принадлежать соответственно мужу и жене, которая будет вынашивать ребенка весь положенный срок. Иные способы технологии ЭКО (суррогатное материнство, донорские сперма и яйцеклетка) угрожают целостности супружества и взаимоотношениям матери и ребенка. Русская православная церковь выразила свое отношение к новым репродуктивным технологиям в «Основах социальной концепции РПЦ» (2000г.). В своих рассуждениях и оценках русское православие исходит из известного христианского положения о том, что «чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель». Наряду с этим супругам испрашиваются дары «целомудрия, единомыслия душ и телес». Отсюда «пути к деторождению, не согласные с замыслом творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными». Все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, считаются нравственно недопустимыми, поскольку идут вразрез с признанием человеческого достоинства даже за эмбрионом. Применение новых репродуктивных технологий, по мнению православия, разрушает традиционную целостность супружеских и семейных отношений, так как дает возможность иметь детей одиноким женщинам с использованием донорских половых клеток; одиноким мужчинам; лицам с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией. Русская православная церковь усматривает под защитой автономии человека и репродуктивных прав человека новую форму богоборчества. Что же советует русское православие супружеским парам, страдающим бесплодием? Во-первых, принять со смирением свое бесчадие как особое жизненное призвание; во-вторых, учесть возможность усыновления (удочерения) ребенка по обоюдному согласию супругов; в-третьих, по мнению отца Балашова, нужно молиться, молиться. Помимо христиан, среди противников новых репродуктивных технологий мы видим активистов феминистского движения, некоторых психологов и юристов. Их аргументы требуют внимательного рассмотрения: поскольку частота успешных исходов вспомогательных репродуктивных технологий невелика, постольку малоцелесообразно их широкое внедрение в практику; широкое внедрение методов НРТ может привести к «манипулированию» с природой человека: выбор пола, гено- и фенотипических признаков, появление родительниц и матерей пожилого возраста; врачи искусственно расширяют показания к применению НРТ с целью приобретения опыта и извлечения прибыли; врачи используют организм женщины для лечения бесплодия мужского: вместо того, чтобы лечить бесплодие мужчин, привлекают для производства процедур вспомогательной репродукции женщин с «неустановленной причиной бесплодия», т.е. практически здоровых. Иудаизм одобряет в принципе оплодотворение «в пробирке», если сперма и яйцеклетка взяты от еврейской супружеской пары. Искусственное осеменение анонимным донором может привести к непреднамеренному инцесту.

 

^ РЕПРОДУКТИВНЫЙ ВЫБОР - моральная автономия человека в вопросах планирования семьи, деторождения и сексуальной жизни. Моральная автономия осуществляется на индивидуальном уровне (одинокая женщина, супружеская пара).


^ РЕПРОДУКТИВНОЕ ПРАВО - совокупность принципов и гарантий, обеспечивающих репродуктивное здоровье человека (Конституция РФ, Ст.38,41; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, СТ.35-37).

 

^ САКРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - сакральная модель отношения «врач – пациент» – модель, в которой врач, будучи специалистом в медицине, выступает в то же время в качестве знатока жизни вообще, в качестве нового «священника». Для этой модели характерны такие речевые формы, как: «это является риском, на который Вы не должны идти», «ваша семья должна быть для вас на первом месте», «говорю Вам как врач» и др. В этих советах мы видим перенос знаний из медицины и личного опыта на пациента, т.е. врач берет на себя решение проблем, которые выходят за пределы его компетенции. Они являются личностными проблемами пациента, которые только он и должен решать.


СЕСТРОГЕНИИ - негативные психогенные состояния пациента, обусловленные ненадлежащим поведением среднего медицинского персонала. Причинами сестрогений, как правило, выступают: недостаток внимания к пациенту со стороны медсестры, амбициозность, самолюбие и невысокий уровень общей и профессиональной культуры.


^ СМЕРТЬ МОЗГА - (респираторный мозг) – состояние необратимой утраты функции головного мозга при сохранении кровообращения и дыхания, которые могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Проблема смерти, составляющая противоположную сторону бытия человека (проблема жизни) – один из краеугольных камней философии, религии, естествознания, в том числе медицины. Констатация смерти человека как задача имела место во все времена, но особенно важной она стала в эпоху развития реаниматологии и трансплантологии. В проблеме констатации момента смерти важную роль играют этические, религиозные, правовые и медицинские вопросы.


^ ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - техническая модель отношения «врач – пациент» состоит в том, что врач здесь имеет склонность интересоваться фактами в большей степени, чем ценностями; говорить о болезни больше, чем об уходе за пациентом. В этой модели пациент обезличивается. Из отношения «врач-пациент» исчезают социальное, культурное, психологическое измерения. В этой модели традиционный призыв «лечить не болезнь, а больного» переворачивается – «лечить не больного, а болезнь». В данной модели доминирует технократическая составляющая в ущерб гуманистической. В технической модели доминирует власть врача-ученого, врача-ремесленника. Тем самым эта модель несет в себе возможность острых биоэтических ситуаций, ибо из неё элиминируется ценностная, этическая составляющая.


 ХОСПИС - (англ. hospice – странноприимный дом, приют, богадельня) – медицинское учреждение для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым терминальным больным, социально-психологической помощи больным и их родственникам.

.

^ ХРИСТИАНСТВО И БИОЭТИКА - русское православие изложило свои взгляды на биоэтические проблемы в «Основах социальной концепции РПЦ» (2000, раздел XII). Православие в оценке биоэтики акцентирует внимание на двух ключевых проблемах: защите и продолжении жизни. В решении этих проблем РПЦ исходит из основанных на божественном откровении представлений о жизни как о бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности. Православная христианская этическая мысль утверждает, что жизнь есть дар Божий, и как таковая является необходимой предпосылкой всех других физических, духовных и моральных ценностей. Жизнь есть моральное благо, доверенное индивидууму, но тем не менее он является не ее абсолютным властителем, а лишь ее хранителем. Таким образом, ключевым аргументом этического решения является защита и продолжение жизни. Болезнь, с точки зрения православия, является одной из составляющих состояния первородного греха. Поэтому естественно, что священник и врач зачастую выступали в одном лице. В основании любой медицинской процедуры должно лежать глубокое уважение к пациенту как образу и подобию Божиему. Поэтому пациент никогда не является вещью, а медики обязаны сохранять конфиденциальность и добиваться информированного согласия на процедуры, связанные с большим риском.

Специфика православия состоит в том, что его нравственная традиция ориентируется на длительный, устойчивый тип поведения человека, определяемый в большей степени естественными склонностями – стыдом, жалостью, совестью, благоговением.

Католицизм первым из религиозных конфессий обратил внимание на биоэтику. По многим проблемам современной медицины он сформулировал свои взгляды и рекомендации. Основанием подхода католической церкви к биоэтическим проблемам выступают следующие принципы: понимание человека как субъекта и объекта одновременно; утверждение достоинства и богоподобия человека; понимание тела человека как божьего храма; усматривание значимого смысла страданий и отношение к смерти не как к окончательной стадии бытия. В современном католицизме формируется понимание христианской биоэтики как «антропологии человеческого достоинства». Единственным и обязательным регулирующим основанием для католической церкви является свод официальных документов: этика неотомизма, энциклики римских пап, документы Ватиканских соборов.

Для протестантской этики основополагающим подходом к биоэтическим проблемам является принцип моральной автономии личности. В идее моральной автономии протестантизм утверждает права и ценности духовной свободы человека. В полемике со средневековым католицизмом протестантизм отстаивал идею независимости и автономности духовно-моральной жизни человека. Для современного человека это очень важный принцип, так как именно он защищает человека от возможного обращения с ним как безвольным объектом биомедицинских исследований. Принцип моральной автономии пресекает любое посягательство на личность независимо от того, какими мотивами посягательство продиктовано: «всеобщим счастьем», «всеобщим благом», «здоровьем нации», «интересами народа» и др. Поэтому не случайно в современной биомедицинской этике принцип моральной автономии становится основополагающим и работающим принципом уважения автономии пациента.

 

ЭВТАНАЗИЯ - термин «эвтаназия» происходит от греческих слов: eu – «хорошая, легкая» и thanatos – «смерть», означая буквально «хорошая, легкая смерть». Транскрипция этого слова в русском языке различная: «эв…», «эй…», «эу…», «э…». По мнению некоторых филологов написание и произношение «эвтаназия» ближе древнегреческому языку. Смысл термина во всех этих случаях один и тот же. В научный оборот понятие «эвтаназия» ввел, по-видимому, английский философ Фрэнсис Бэкон (XV-XVI в.в.). Он различал внешнюю и внутреннюю эвтаназию. Внешняя эвтаназия – это облегчение ухода из жизни тому, в ком еще не угасло дыхание, а внутренняя – подготовка души уходящего из жизни (Бэкон Ф. Соч. в 2-х т.т. Т.1. М., 1970, С.269).


ЭГОГЕНИИ - психогенные состояния пациента, возникающее в случаях самовнушения больного, ухода его в болезнь, неосознанной аггравации с целью привлечь к себе повышенное внимание врачей, медсестер, персонала.


ЭГРОТОГЕНИИ - негативные психогенные состояния пациентов, обусловленные ненадлежащим отношением других пациентов. Разговоры в палате, на лестничных площадках в ожидании процедур о «болячках», рецептурные советы больных, случаи исцеления «вопреки» медицинским прогнозам и диагнозам и пр. – все это может вселить как надежду, так и тревогу пациенту.


ЭТИКА – философская наука, изучающая мораль (нравственность), ее место в системе общественных отношений, анализирует их природу, характер и структуру (моральное сознание, моральные отношения, моральная деятельность), моральные категории (добро и зло, справедливость и несправедливость, честь, достоинство и т.п.), с помощью которых, формируются моральные принципы, нормы, ценности, правила поведения; теоретически обосновывает ту или другую систему моральных убеждений.


^ «ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА» - утвержден IV Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г. Это первый этический кодекс, принятый отечественным врачебным сообществом. До 1994 г. морально-этические отношения в здравоохранении регламентировались нормами социалистической этики, деонтологией и Присягой врача СССР. Этический кодекс, нормы и принципы которого восходят к положениям «Клятвы Гиппократа» и включают нормы международных этических документов, декларирует моральную ответственность врача перед обществом, коллегами, пациентами, очерчивает права и обязанности пациентов. Кодекс включает 5 разделов и 22 статьи. В 1-м разделе (ст. 1-7) прописаны цель, условия врачебной деятельности, права и обязанности врача. Во 2-м разделе (ст. 8-15) изложены права пациента на: свободу и независимость личности; информацию о своём состоянии; получение медицинской помощи, не ограниченной посторонними влияниями; согласие или отказ от лечения; физическую и психическую целостность личности; соблюдение врачебной тайны; достойную смерть; свободный выбор врача. В 3-м разделе (ст. 16-17) прописаны: нормы отношений с коллегами и другим медицинским персоналом; обязанность врача поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества; обязанность врача быть честным, справедливым, доброжелательным, порядочным, уважительным. Недопустимыми считаются попытки укрепления собственного авторитета путём дискредитации коллег, негативные высказывания о своих коллегах в присутствии пациентов и их родственников. Этический кодекс считает гуманным и этичным предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам. В 4-м разделе (ст. 18-19) прописаны требования к проведению экспериментов с участием пациента: одобрение этического комитета; приоритет блага пациента перед общественной пользой и научными интересами; право пациента (испытуемого) на отказ от эксперимента на любом его этапе по любым мотивам; отказ пациента не должен влиять на отношение к нему и оказание ему медицинской помощи. В 5-м разделе (ст. 20-22) изложены нормы, очерчивающие пределы действия настоящего Кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения. Кодекс действует на всей территории России для всех врачей, входящих в Ассоциацию врачей России; ответственность за нарушение профессиональной этики определяется уставами территориальных и профильных ассоциаций врачей; первый судья врачей – собственная совесть, второй – медицинское сообщество; если нарушение затрагивает положения действующего законодательства, врач несёт ответственность по закону. Право пересмотра Этического кодекса принадлежит Ассоциации врачей России.

 

ЯТРОГЕНИИ - ятрогенные заболевания (греч. iatros – «врач», gennao – «создавать») – психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок врачей: неправильных, неосторожных высказываний или действий.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon Т. А. Асеева кандидат философских наук

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon Доктор философских наук, профессор, заместитель председателя рнкб б. Г. Юдин Доклад подготовлен при

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon И. Н. Бокарев доктор медицинских наук, профессор, > А. М. Доронина кандидат медицинских наук, > Т.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon Пособие предназначено для врачей клинической лабораторной диагностики и врачей других специальностей.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon Научный доктор медицинских наук Щудло Михаил Моисеевич, Официальные оппоненты: доктор медицинских

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon Общеобразовательная программа дошкольного образования Авторский коллектив
Н., канд пед наук, Дякина А. А., доктор филол наук, Евтушенко И. Н., канд пед наук, Каменская В....
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon Рства здравоохранения Республики Беларусь, кандидат медицинских наук, доцент
В. П. Царев, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский...
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon 14. 00. 29 – гематология и переливание крови диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon «Профилактика и лечение демпинг-синдрома после операций на желудке по поводу язвенной болезни». Научный

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева кандидат философских наук А. С. Сказко icon Доктор медицинских наук, профессор В. Д. Чхиквадзе доктор медицинских наук, профессор В. А. Хайленко

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы