Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 icon

Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012





НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012
страница1/4
Дата04.04.2013
Размер0.94 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям по

«Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи»

для студентов стоматологического факультета


Донецк, 2012

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.Горького


Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям по

«Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи»

для студентов стоматологического факультета


Донецк, 2012

УДК 611.91/.93+617.51/.53(075.8)

ББК 54.571/.572я7

М-60


Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета. - Донецк, 2012. – 78 с.


Антипов Н.В., Сироид Д.В., Жиляев Р.А., Зарицкий А.Б., Войтенко С.В.


Методические указания предназначены для студентов 2-ого курса стоматологического факультета. К каждой изучаемой теме указана ее актуальность, сформулированы общая и конкретные цели обучения. Для определения исходного уровня знаний-умений приведены соответствующие цели, даны задания для проверки исходного уровня и источники информации. Содержание обучения к каждой теме содержит перечень теоретических вопросов, граф логической структуры темы и источники информации. Для проверки достижения конкретных целей обучения приводится набор тестов формата А с эталонами ответов. К каждой теме прилагаются короткие методические указания к работе на практическом занятии. Методические указания помогут студентам при самостоятельной подготовке к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи, их использование будет способствовать формированию у студентов клинического мышления.


^ Утверждено на заседании Ученого Совета ДонНМУ,

протокол №  от « » 2012 г.


Рецензенты:

  1. Грона В.Н., д.мед.н., проф., з.д.н.т. Украины, проф. каф. детской хирургии, анестезиологии и интенсивной терапии ДонНМУ.

  2. Гюльмамедов Ф.И., д.мед.н., проф., з.д.н.т. Украины, зав. каф. общей хирургии, анестезиологии и реаниматологии ДонНМУ.

  3. Бутева Л.В., к.мед.н., доцент каф. социальной медицины, ОЗО и истории медицины, методист УМО ДонНМУ.



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Предисловие......................................................................................................

1.  Хирургический инструментарий и терминология..…………................

2. Разъединение тканей.……...……………………………………………...

3. Соединение тканей......................................................................................

4. Оперативная хирургия и топографическая анатомия мозгового отдела головы......................................................................................................

5. Оперативная хирургия и топографическая анатомия полости черепа...

6. Оперативная хирургия и топографическая анатомия бокового отдела лица………………………………………………………………………...

7. Иннервация лица, местное обезболивание на лице….........…………...

8. Оперативная хирургия и топографическая анатомия переднего отдела лица……………………………………………………………………..

9. Оперативная хирургия и топографическая анатомия полости рта….....

10. Оперативная хирургия и топографическая анатомия областей и треугольников шеи. Обнажение и перевязка сосудов шеи..………………

11. Оперативная хирургия и топографическая анатомия клетчаточных пространств шеи. Удаление лимфатических узлов шеи.………………

12. Топографическая анатомия органов шеи. Операции и манипуляции на дыхательной трубке………..…………………………………………

13. Топографическая анатомия органов шеи. Операции на щитовидной железе. Вагосимпатическая блокада по Вишневскому………………...

14. Прием практических навыков Модуля…..................…………………..

15. Итоговый тестовый контроль Модуля……..…………………...............

Список литературы…………………………………………………………..

4

5

17

21


25

29


33

38


42

46


50


55


59


63

67

73

77


ПРЕДИСЛОВИЕ

Знание оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи имеет большое практическое значение для врачей любой специализации, особенно – для стоматологов. Топографическая анатомия изучает особенности послойного строения и расположения органов, сосудов, нервов и других образований в областях и полостях тела человека, возможные пути распространения патологических процессов. Эти знания помогают предвидеть возможные осложнения и избежать врачебных ошибок, грамотно описать данные объективного обследования пациента с учетом знания границ областей и внешних ориентиров. Оперативная хирургия изучает технику оперативных вмешательств (операций и манипуляций). Врачи всех специальностей обязаны уметь оказывать неотложную медицинскую помощь (например, осуществить временную остановку артериального кровотечения, оказывать помощь при механической асфиксии и т.д.). Кроме того, врачи всех специализаций в экстренных случаях могут привлекаться к работе в качестве ассистента хирурга. Поэтому стоматологи должны уметь пользоваться наиболее распространенными хирургическими инструментами, владеть техникой разъединения и соединения тканей, временной и окончательной остановки кровотечения.

Для повышения качества подготовки специалистов важное значение имеет научно обоснованная организация учебного процесса. Главным способом ее реализации на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии является разработка методических указаний к каждой теме занятия, что дает возможность управлять подготовкой студентов на аудиторном и внеаудиторном этапах с ориентацией на профессиональную деятельность.

Методические указания созданы в соответствии с учебной программой и предназначены для студентов 2-ого курса стоматологического факультета. Они помогут студентам в изучении оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи, будут способствовать уменьшению риска врачебных ошибок в их практической деятельности.

^ МОДУЛЬ «ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ»

Общая цель: уметь интерпретировать особенности топографической анатомии головы и шеи для обоснования оперативных вмешательств и врачебных навыков.

^ Конкретные цели (уметь):

  1. интерпретировать особенности топографической анатомии головы и шеи;

  2. обозначать пульсационные точки, границы областей и внешние ориентиры головы и шеи, проводить проекции образований и разрезов;

  3. обосновывать наиболее распространенные оперативные вмешательства и манипуляции, выполняемые на голове и шее;

  4. моделировать разъединение, соединение тканей, остановку кровотечения и манипуляции, выполняемые на голове и шее.

^ 1. ХИРУРГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ТЕРМИНОЛОГИЯ

Актуальность темы. Стоматологи должны уметь осуществлять первичную хирургическую обработку раны, в экстренных случаях могут привлекаться к работе в качестве ассистента хирурга. Поэтому они должны знать названия и назначение наиболее распространенных хирургических инструментов. Несоблюдение техники безопасности при работе с хирургическими инструментами (в том числе – в процессе их передачи) может привести к повреждению рук членов операционной бригады и к заражению заболеваниями, передающимися с кровью. Поэтому стоматологи должны уметь пользоваться обще-хирургическими инструментами и соблюдать технику безопасности при работе с ними. Знание хирургической терминологии необходимо для полноценного общения между врачами, чтения медицинской литературы и правильной трактовки сведений о пациенте.

^ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: уметь использовать хирургический инструментарий для выполнения оперативных вмешательств.

^ КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

УМЕТЬ:

1. трактовать значение хирургических терминов и осуществлять терминообразование;

2. определять хирургические инструменты и шовный материал по их названию;

3. интерпретировать назначение хирургических инструментов, трактовать особенности хирургических инструментов и шовного материала;

4. фиксировать хирургические инструменты в рабочей позиции и передавать их;

5. разложить обще-хирургические инструменты на столике операционной сестры;

определять значение частотных отрезков – названий органов и выполняемых действий по отношению к ним (каф. латинского языка)

6. зарядить иглодержатель и передать его;

7. использовать хирургические инструменты.



  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям
Предопухолевые заболевания и эпителиальные опухоли слизистой оболочки полости рта
Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов стоматологического факультета Донецк,

Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям
Цель занятия. Изучить морфологическую характеристику, осложнения и исходы опухолей челюстных костей
Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям
Цель занятия. Изучить морфологическую характеристику, осложнения и исходы кист и опухолеподобных...
Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012 iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям
Цель занятия. Изучить этиологию, патогенез, патологическую анатомию, осложнения и исходы одонтогенной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы