Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Искитима
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол педсовета №___ от ________
Директор школы:________(И.М. Райзер)
Рассмотрено на кафедре:
Протокол №___ от ________
Руководитель:_____ ___ (________)
|
Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Биология»
8 класс
Составитель: Иванова Е.Э.,
учитель биологии
высшей категории
Искитим 2010
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой в количестве 6 часов, использовано для контрольно-общающих уроков. В связи с тем, что по учебному плану школы в 8- классах предусматривается 36 учебных недель, в рабочую программу внесены следующие изменения: на изучение курса отводится 72 часа, в том числе 3 часа регионального компонента.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2009 году (стр. 37). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
Так же учтены рекомендации по составлению рабочих программ, опубликованные в «Примерных программах основного и общего образования. Биология. Естествознание» (серия «Стандарты второго поколения»), - Москва: «Просвещение», 2010 г.
^
Класс
|
Реквизиты программы
|
УМК обучающихся
|
УМК учителя
|
8 «А», 8 «Б», 8 «В»
|
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.
Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В.
рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.
|
Учебник: Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: «Дрофа», 2009 г.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.
Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.
|
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2009 г.
|
Электронное сопровождение УМК:
1С: Школа. Биология. 8 класс. Человек. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.
ЦОРы Единой коллекции: «Биология 8 класс» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29 (по Пономаревой);
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29 (по Сонину).
^
8 класс «Человек и его здоровье»
(72 ч, 2 ч в неделю)
Введение (1ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
^
Тема 1. Происхождение человека (2часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
^
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.
Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
^ . Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
^
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
^ . Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
^
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
^ . Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
^
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
^
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
^ . Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 7. Пищеварительная система (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
^ . Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема 8. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
^ Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
^
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
^
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
^
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
^
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
^
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
^ Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часов)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.
^
Тема 14. Индивидуальное развитие организма (6 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.
^
Требования к уровню подготовки выпускников
Характеризовать (описывать):
строение и жизнедеятельность организма человека;
роль ферментов и витаминов в организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
особенности размножения и развития человека.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма человека;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
клетки, органы и системы органов человека.
Соблюдать правила:
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
^
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная;
Групповая;
Парная;
Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
Поисковый метод;
Проектный метод
Игровой метод
Метод проблемного обучения;
Метод эвристической беседы;
Анализ;
Дискуссия;
Диалогический метод;
Практическая деятельность;
Проектирование.
Содержание контроля:
знание понятия, термины;
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
умение использовать полученные знания на практике
Формы контроля:
тестирование;
устный контроль;
самоконтроль;
выполненные задания в рабочей тетради;
результаты лабораторных работ;
выполненные проекты.
Условия реализации программы:
Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мультимедийного оборудования: компьютер, цифровой проектор, большой экран или интерактивная доска (желательно), цифровой микроскоп.
^
Распределение часов по темам.
№
|
Тема
|
кол-во часов
|
|
Введение.
|
1
|
|
Происхождение человека.
|
2
|
|
Общий обзор организма человека.
|
7
|
|
Опорно-двигательная система.
|
8
|
|
Внутренняя среда организма.
|
4
|
|
Кровеносная и лимфатическая системы
|
6
|
|
Дыхательная система
|
5
|
|
Пищеварительная система
|
6
|
|
Обмен веществ и энергии
|
3
|
|
Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система
|
5
|
|
Нервная система.
|
5
|
|
Анализаторы.
|
5
|
|
ВНД. Поведение. Психика.
|
6
|
|
Железы внутренней секреции
|
2
|
|
Размножение и развитие организма.
|
6
|
|
^
|
1
|
Итог:
|
|
72
|
Поурочное планирование
№
|
Тема урока
|
Рег. комп.
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
ТСО
|
Контроль
|
Д/з
|
^
|
1
|
Науки о человеке.
Место человека в системе органического мира.
|
|
Объяснять место и роль человека в природе. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.
|
[1] введение, 1.1,
|
[1] тест
|
§1,2.
|
^
|
2
|
Историческое прошлое людей.
|
|
Приводить доказательства (аргументация)
происхождения человека от животных предков и его эволюции.
|
«Происхождение человека» - 7 мин., К-52-1.
|
|
§ 3, 4
|
3
|
Расы человека.
|
|
Оценивать цель и смысл своих действий по отношению к представителям разных рас человека. Объяснять причины расовых различий.
|
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради
|
§ 5
|
^
|
4
|
Общий обзор организма человека.
|
|
Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов
и систем органов человека.
Сравнивать клетки, ткани организма человека,
делать выводы на основе сравнения.
Различать на таблицах органы и системы органов человека.
Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах.
|
[1] 1.2
|
поисковая беседа
|
§ 6
|
5
|
Клеточное строение организма человека.
|
|
[1] 1.3, презентация «Клетка»
|
фронтальный опрос
|
§ 7
|
6
|
Строение и функции тканей человека.
|
|
фронтальный опрос
|
7
|
Строение и функции тканей человека.
Л.Р.№1 Изучение микроскопического строения клеток тканей.
|
|
[1] 1.4, презентация «Ткани»
|
выполнение заданий в тетради
|
§ 8
|
8
|
Органы, системы органов.
|
|
фронтальный опрос
|
9
|
Рефлекторная регуляция.
|
|
[1] 1.5
|
выполнение заданий в тетради
|
§ 9
|
10
|
Зачет по теме: «Общий обзор организма человека».
|
[1] 1 - тест, [2] 1.1, фронтальный опрос, тематическое тестирование.
|
^
|
11
|
Строение и свойства костей. Рост костей.
л.р.№2. Микроскопическое строение кости.
|
|
Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека.
Выявлять влияние физических упражнений на
развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи
между строением и функциями клеток, тканей и
органов опорно-двигательной системы.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.
На основе наблюдения определять гармоничность
физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия.
Осваивать приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы
|
[1] 2.6
презентация
|
выполнение заданий в тетради
|
§ 10
|
12
|
Строение и функции скелета человека.
|
|
[1] 7-8
«Скелет человека» - 14 мин., К-60-2.
|
фронтальный опрос, работа с интерактивной доской
|
§ 11
|
13
|
Типы соединения костей.
|
|
презентация
|
Работа с интерактивной доской
|
§ 12
|
14
|
Строение и функции мышц.
л.р.№3. Мышцы человеческого тела (выполняется дома).
|
|
[1] 10
«Мышцы» - 15 мин., К-57-5.
|
фронтальный опрос
|
§ 13
|
15
|
Работа скелетных мышц.
л.р. №4. Утомление мышц.
|
|
[1] 11
«Как культуристы качают мышцы» - 13 мин., К-3-13.
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради
|
§ 14
|
16
|
Значение физических упражнений для роста и развития организма.
|
0,5
|
[1] 12
«От чего зависит рост?» - 12 мин., К-3-12.
|
фронтальный опрос
|
§ 15
|
17
|
Первая помощь при повреждениях скелета.
л.р. №5. Выявление плоскостопия и нарушения осанки (выполняется дома).
|
|
[1] 9
презентация
|
[2] 3.1
Работа с интерактивной доской
|
§ 16
|
18
|
Зачет по теме: «Опорно-двигательная система».
|
[1] тест-2, фронтальный опрос, тематическое тестирование
|
^
|
19
|
Внутренняя среда организма.
|
|
Выделять существенные признаки процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток.
Выявлять взаимосвязь между особенностями
строения клеток крови и их функциями.
Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах.
|
[1] 14
презентация
|
|
§17
с.82- 83
|
20
|
Состав и функции крови.
Л.р.№6.Микроскопическое строение крови.
|
|
«Кровь» - 7 мин., К-29-17.
|
фронтальный опрос
|
§17 с. 84-89
|
21
|
Иммунитет.
|
0,5
|
[1] 15, презентация
|
[2] 2.3
выполнение заданий в тетради
|
§18
|
22
|
Группы крови. Переливание крови.
|
|
[1] 16, «Группы крови» - 7 мин., К-24-12.
|
фронтальный опрос
|
§19
|
^
|
23
|
Система кровообращения.
л.р. №7. Изменения в тканях при перетяжках.
|
|
Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний.
Различать на таблицах органы кровеносной и
лимфатической системы.
Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях.
|
[1], презентация
|
поисковая беседа
|
§20
|
24
|
Круги кровообращения.
|
|
[1] 17, презентация
|
[2] 1.2, фронтальный опрос
|
§21
|
25
|
Строение и работа сердца.
|
|
[1] 16, «Сердце человека» - 14 мин., К-57-12.
«Почему сердце не устает» - 6 мин., К-3-9.
|
[2] 1.3,
выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской
|
§22
|
26
|
Движение крови по сосудам.
л.р.№8. Измерение пульса и кровяного давления после дозированной нагрузки.
|
|
[1] 18, 19
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради
|
§23
|
27
|
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.
|
0,5
|
[1] 20-22
|
[2] 3.2
|
§24, 25.
|
28
|
Зачет по теме: «Кровь и кровообращение».
|
[1] тест-3, фронтальный опрос, тематическое тестирование.
|
^
|
29
|
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
|
|
Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена.
Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать
выводы на основе сравнения.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением.
Различать на таблицах органы дыхательной системы.
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов. Осваивать приемы определения жизненной емкости легких; профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
|
[1] 23, «Дыхание» - 14 мин., К-52-9.
|
Поисковая беседа, выполнение заданий в тетради
|
§26
|
30
|
Газообмен в легких и тканях.
л.р. №9. Функциональные пробы на вдохе и выдохе.
|
|
[1] 24, презентация
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради
|
§27
|
31
|
Дыхательные движения и их регуляция.
л.р.№10. Измерение обхвата грудной клетки на вдохе и выдохе.
|
|
[1] 25,
презентация
|
Тест промежуточного контроля, работа с интерактивной лоской.
|
§28
|
32
|
Гигиена дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы.
|
0,5
|
[1]27-28,
«Простуда» - 7 мин., К-4-4.
«Грипп и простуда» - 7 мин., К-60-«Курение» - 7 мин., К-60-25.
презентация о вреде курения
|
[2] 2.2, выполнение заданий в тетради
|
§29
|
33
|
Зачет по теме: «Дыхание».
|
[1] тест-4, фронтальный опрос, тематический тест
|
^
|
34
|
Питание и пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.
|
|
Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.
Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
|
[1] 29-30,
«Питание» - 12 мин., К-52-8.
|
Поисковая беседа, работа с интерактивной доской
|
§30
|
35
|
Пищеварение в ротовой полости.
л.р.№11. Действие слюны на крахмал.
|
|
[1] 31-32, «Зубы, смена зубов» - 5 мин., К-60-21.
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради
|
§31
|
36
|
Пищеварение в желудке.
|
|
[1] 33, «Пищеварение» - 7 мин., К-14-5.
|
фронтальный опрос
|
§32
|
37
|
Пищеварение в кишечнике.
|
|
[1]34
|
фронтальный опрос
|
§33
|
38
|
Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.
|
0,5
|
[1] 34-35
|
Тест промежуточного контроля
|
§33, 35.
|
39
|
Зачет по теме: «Пищеварительная система»
|
[1] тест-5, фронтальный опрос, тематический тест
|
|
^
|
40
|
Обмен веществ и энергии в организме. Питание и пищеварение.
|
|
Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.
|
[1] 36
|
поисковая беседа, выполнение заданий в тетради
|
§36
|
41
|
Витамины.
|
|
[1] 38
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради
|
§37
|
42
|
Энерготраты человека и пищевой рацион.
л.р.№12. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
|
0,5
|
[1] 37
|
[1] тест-6, фронтальный опрос
|
§38
|
^
|
43
|
Строение и функции кожи.
|
|
Выделять существенные признаки покровов тела.
терморегуляции.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.
|
[1] 41,
презентация
|
поисковая беседа
|
§39
|
44
|
Гигиена кожи и одежды.
|
|
[1] 42
|
фронтальный опрос
|
§40
|
45
|
Роль кожи в терморегуляции.
|
|
[1] 43,
«Температура тела» - 6 мин., К-24-8.
|
[2] 3.3, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской
|
§41
|
46
|
Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы.
|
|
Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.
Различать на таблицах органы мочевыделительной системы.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболевании мочевыделительной системы.
|
[1] 39-40, «Почки» - 15 мин., К-57-1.
«Почему нельзя пить соленую воду?» - 6 мин., К-14-9.
|
тематический тест, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской
|
§42
|
47
|
Зачет по темам: «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».
|
[1] тест-7-8, фронтальный опрос, тематический тесты
|
^
|
48
|
Значение нервной системы.
|
|
Выделять существенные признаки процесса нервной регуляции жизнедеятельности организма.
Различать на таблицах и муляжах органы нерв-
ной системы.
|
[1] 46
|
поисковая беседа
|
§43
|
49
|
Строение и функции нервной системы.
Спинной мозг.
|
|
[1] 47-49, презентация
|
фронтальный опрос,
|
§44
|
50
|
Головной мозг.
л.р.№13. Пальценосовая проба, рефлексы продолговатого и среднего мозга.
|
|
[1] 50, презентация
«Алкоголь и мозг» - 7 мин., К-60-26 или К-3-7.
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской
|
§45
|
51
|
Кора больших полушарий головного мозга.
|
|
«Левша и правша» - 5 мин., К-60-16.
|
[2] 1.4, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской
|
§46
|
52
|
Соматический и автономный отделы нервной системы.
|
|
«Потеря сознания после удара по голове» - 5 мин., К-60-8.
|
[1] тест 10, фронтальный опрос, тематический тест
|
§47
|
^
|
53
|
Анализаторы и органы чувств.
|
|
Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха.
|
[1] 51,
презентация
|
поисковая беседа
|
§48
|
54
|
Зрительный анализатор.
л.р. №14. Зрительные иллюзии.
|
|
[1]52,
«Зрение» -12 мин., К-50-4. 5
«Стереоскопическое зрение» - 7 мин., К-74-4.
|
фронтальный опрос, работа с интерактивной доской
|
§49
|
55
|
Гигиена зрения.
|
|
[1] 53,
«Гигиена зрения» - 6 мин., К-14-8.
«Зрительные иллюзии» - 7 мин., К-29-18.
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради
|
§50
|
56
|
Слуховой анализатор.
|
|
[1]54,
«Ухо человека» - 14 мин., К-57-2
|
фронтальный работа с интерактивной доской
|
§51
|
57
|
Органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса.
|
|
[1]55,
«Вкус и запах» - 15 мин., К-57-4.
|
[1]тест 11, фронтальный опрос, тематически тест
|
|
^
|
58
|
Учение о высшей нервной деятельности.
|
|
Выделять существенные особенности поведения и психики человека.
|
[1]56
|
поисковая беседа
|
§53
|
59
|
Врожденные и приобретённые программы поведения.
л.р.№15. Выработка навыков зеркального письма.
|
|
[1]57,
презентация
|
фронтальный опрос
|
§54
|
60
|
Сон и его значение.
|
|
[1]59,
«Сон» - 25 мин., К-84-3
|
фронтальный опрос
|
§55
|
61
|
Особенности ВНД человека.
|
|
[1]58
|
фронтальный опрос
|
§56
|
62
|
Эмоционально-волевая сфера человека.
|
|
[1]61-62,
презентация
|
тест промежуточного контроля
|
§57
|
63
|
Зачет по теме: «Нервная система, анализаторы и ВНД»
|
[1]тест 12, фронтальный опрос, тематический тест
|
^
|
64
|
Роль эндокринной регуляции.
|
|
Выделять существенные признаки процесса гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.
Различать на таблицах и муляжах органы
эндокринной системы.
|
[1]44,
презентация
|
поисковая беседа
|
§58
|
65
|
Функции желез внутренней секреции.
|
|
[1]45,
«Железы внутренней секреции» - 15 мин., К- 3-10.
|
фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради
|
§59
|
^
|
66
|
Жизненные циклы, размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
|
|
Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.
Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования
для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции,
оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений.
|
[1]63, 65
|
фронтальный опрос
|
§60, 61
|
67
|
Наследственные, врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем
|
|
[1]64,
«СПИД» - 25 мин., К-84-4.
|
фронтальный опрос
|
§ 62
|
68
|
Развитие человека.
Вред ранних половых контактов и абортов.
|
|
[1]66
|
фронтальный опрос
|
§63
|
69
|
Интересы, способности, склонности.
|
|
[1]67,
презентация
|
Тест промежуточного контроля, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской
|
§64
|
70
|
Темперамент, характер.
Л.Р. 16 «Определение типа темперамента»
|
|
71
|
Зачет по теме «Индивидуальное развитие организма».
|
[1]тест 13, фронтальный опрос, тематический тест
|
72
|
Подведение итогов. Летние задания.
|
|