Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс icon

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс





Скачать 437.93 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Биология» 8 класс
Иванова Е.Э
Дата01.02.2013
Размер437.93 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Искитима


УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета №___ от ________

Директор школы:________(И.М. Райзер)



Рассмотрено на кафедре:

Протокол №___ от ________

Руководитель:_____ ___ (________)






Новосибирской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Биология»

8 класс


Составитель: Иванова Е.Э.,

учитель биологии

высшей категории


Искитим 2010

Пояснительная записка.

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой в количестве 6 часов, использовано для контрольно-общающих уроков. В связи с тем, что по учебному плану школы в 8- классах предусматривается 36 учебных недель, в рабочую программу внесены следующие изменения: на изучение курса отводится 72 часа, в том числе 3 часа регионального компонента.

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2009 году (стр. 37). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.

Так же учтены рекомендации по составлению рабочих программ, опубликованные в «Примерных программах основного и общего образования. Биология. Естествознание» (серия «Стандарты второго поколения»), - Москва: «Просвещение», 2010 г.


^ В состав УМК входят:


Класс


Реквизиты программы


УМК обучающихся


УМК учителя


8 «А», 8 «Б», 8 «В»


«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В.

рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.

Учебник: Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: «Дрофа», 2009 г.


Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.


Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.


Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2009 г.





Электронное сопровождение УМК:

  1. 1С: Школа. Биология. 8 класс. Человек. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  3. Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.

  5. ЦОРы Единой коллекции: «Биология 8 класс» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29 (по Пономаревой);

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29 (по Сонину).
^

Содержание программы


8 класс «Человек и его здоровье»

(72 ч, 2 ч в неделю)


Введение (1ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

^ I. Раздел.

Тема 1. Происхождение человека (2часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

^ II. Раздел.

Строение и функции организма (68 ч)


Тема 2. Общий обзор организма (7 часов)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.

Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

^ Лабораторные работа . Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.


^ Тема 3. Опорно-двигательная система (8 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

^ Лабораторные работы. Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.


^ Тема 4. Внутренняя среда организма (4 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

^ Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.


Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

^ Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.


^ Тема 6. Дыхательная система (5 часов)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

^ Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.


Тема 7. Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

^ Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал.


Тема 8. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

^ Лабораторные работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.


^ Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система (5 часов)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.


^ Тема 10. Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

^ Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.


^ Тема 11. Анализаторы (5ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

^ Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.


Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

^ Лабораторные работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.


Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часов)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.


^ III. Раздел.


Тема 14. Индивидуальное развитие организма (6 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.

^ Резерв времени – 1 час.


Требования к уровню подготовки выпускников

Характеризовать (описывать):

  • строение и жизнедеятельность организма человека;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • особенности размножения и развития человека.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма человека;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • клетки, органы и системы органов человека.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

^ Владеть умениями:

излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.


Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная;

  • Групповая;

  • Парная;

  • Индивидуальная.


Методы и приемы обучения


  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

  • Поисковый метод;

  • Проектный метод

  • Игровой метод

  • Метод проблемного обучения;

  • Метод эвристической беседы;

  • Анализ;

  • Дискуссия;

  • Диалогический метод;

  • Практическая деятельность;

  • Проектирование.




Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;

  • умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.

  • умение использовать полученные знания на практике


Формы контроля:

  • тестирование;

  • устный контроль;

  • самоконтроль;

  • выполненные задания в рабочей тетради;

  • результаты лабораторных работ;

  • выполненные проекты.


Условия реализации программы:


Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мультимедийного оборудования: компьютер, цифровой проектор, большой экран или интерактивная доска (желательно), цифровой микроскоп.


^ Тематическое планирование


Распределение часов по темам.




Тема

кол-во часов




Введение.

1



Происхождение человека.

2



Общий обзор организма человека.

7



Опорно-двигательная система.

8



Внутренняя среда организма.

4



Кровеносная и лимфатическая системы

6



Дыхательная система

5



Пищеварительная система

6



Обмен веществ и энергии

3



Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система

5



Нервная система.

5



Анализаторы.

5



ВНД. Поведение. Психика.

6



Железы внутренней секреции

2



Размножение и развитие организма.

6




^ Резерв времени

1

Итог:




72

Поурочное планирование




Тема урока

Рег. комп.

Характеристика основных видов деятельности учащихся

ТСО

Контроль

Д/з

^ Введение (1 час).

1

Науки о человеке.

Место человека в системе органического мира.




Объяснять место и роль человека в природе. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

[1] введение, 1.1,

[1] тест

§1,2.

^ 1. Происхождение человека (2 часа).

2

Историческое прошлое людей.




Приводить доказательства (аргументация)

происхождения человека от животных предков и его эволюции.

«Происхождение человека» - 7 мин., К-52-1.




§ 3, 4

3

Расы человека.




Оценивать цель и смысл своих действий по отношению к представителям разных рас человека. Объяснять причины расовых различий.




фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради

§ 5

^ 2.Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Регуляция функций (7 часов)

4

Общий обзор организма человека.




Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов

и систем органов человека.

Сравнивать клетки, ткани организма человека,

делать выводы на основе сравнения.

Различать на таблицах органы и системы органов человека.

Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

[1] 1.2

поисковая беседа

§ 6

5

Клеточное строение организма человека.





[1] 1.3, презентация «Клетка»

фронтальный опрос

§ 7

6

Строение и функции тканей человека.





фронтальный опрос

7

Строение и функции тканей человека.

Л.Р.№1 Изучение микроскопического строения клеток тканей.




[1] 1.4, презентация «Ткани»

выполнение заданий в тетради

§ 8

8

Органы, системы органов.




фронтальный опрос

9

Рефлекторная регуляция.




[1] 1.5

выполнение заданий в тетради

§ 9

10

Зачет по теме: «Общий обзор организма человека».

[1] 1 - тест, [2] 1.1, фронтальный опрос, тематическое тестирование.

^ 3.Опорно-двигательная система (8 уроков)

11

Строение и свойства костей. Рост костей.

л.р.№2. Микроскопическое строение кости.




Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека.

Выявлять влияние физических упражнений на

развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи

между строением и функциями клеток, тканей и

органов опорно-двигательной системы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.

На основе наблюдения определять гармоничность

физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия.

Осваивать приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

[1] 2.6

презентация

выполнение заданий в тетради

§ 10

12


Строение и функции скелета человека.




[1] 7-8

«Скелет человека» - 14 мин., К-60-2.

фронтальный опрос, работа с интерактивной доской

§ 11

13

Типы соединения костей.




презентация

Работа с интерактивной доской

§ 12

14

Строение и функции мышц.

л.р.№3. Мышцы человеческого тела (выполняется дома).




[1] 10

«Мышцы» - 15 мин., К-57-5.

фронтальный опрос

§ 13

15

Работа скелетных мышц.

л.р. №4. Утомление мышц.




[1] 11

«Как культуристы качают мышцы» - 13 мин., К-3-13.

фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради

§ 14

16

Значение физических упражнений для роста и развития организма.

0,5


[1] 12

«От чего зависит рост?» - 12 мин., К-3-12.

фронтальный опрос

§ 15

17

Первая помощь при повреждениях скелета.

л.р. №5. Выявление плоскостопия и нарушения осанки (выполняется дома).




[1] 9

презентация

[2] 3.1

Работа с интерактивной доской

§ 16

18

Зачет по теме: «Опорно-двигательная система».

[1] тест-2, фронтальный опрос, тематическое тестирование

^ 4.Внутренняя среда организма (4 урока)

19

Внутренняя среда организма.




Выделять существенные признаки процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток.

Выявлять взаимосвязь между особенностями

строения клеток крови и их функциями.

Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах.

[1] 14

презентация




§17

с.82- 83

20

Состав и функции крови.

Л.р.№6.Микроскопическое строение крови.




«Кровь» - 7 мин., К-29-17.


фронтальный опрос

§17 с. 84-89

21

Иммунитет.

0,5

[1] 15, презентация

[2] 2.3

выполнение заданий в тетради

§18

22

Группы крови. Переливание крови.




[1] 16, «Группы крови» - 7 мин., К-24-12.

фронтальный опрос

§19

^ 5.Кровеносная и лимфатическая системы (6 уроков)

23

Система кровообращения.

л.р. №7. Изменения в тканях при перетяжках.




Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний.

Различать на таблицах органы кровеносной и

лимфатической системы.

Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях.

[1], презентация

поисковая беседа

§20

24

Круги кровообращения.




[1] 17, презентация

[2] 1.2, фронтальный опрос

§21

25

Строение и работа сердца.





[1] 16, «Сердце человека» - 14 мин., К-57-12.

«Почему сердце не устает» - 6 мин., К-3-9.

[2] 1.3,

выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской

§22

26

Движение крови по сосудам.

л.р.№8. Измерение пульса и кровяного давления после дозированной нагрузки.




[1] 18, 19

фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради

§23

27

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

0,5

[1] 20-22

[2] 3.2

§24, 25.

28

Зачет по теме: «Кровь и кровообращение».

[1] тест-3, фронтальный опрос, тематическое тестирование.

^ 6.Дыхательная система (5 уроков).

29

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.




Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена.

Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать

выводы на основе сравнения.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением.

Различать на таблицах органы дыхательной системы.

Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов. Осваивать приемы определения жизненной емкости легких; профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

[1] 23, «Дыхание» - 14 мин., К-52-9.

Поисковая беседа, выполнение заданий в тетради

§26

30

Газообмен в легких и тканях.

л.р. №9. Функциональные пробы на вдохе и выдохе.




[1] 24, презентация

фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради

§27

31

Дыхательные движения и их регуляция.

л.р.№10. Измерение обхвата грудной клетки на вдохе и выдохе.




[1] 25,

презентация

Тест промежуточного контроля, работа с интерактивной лоской.

§28

32

Гигиена дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы.

0,5

[1]27-28,

«Простуда» - 7 мин., К-4-4.

«Грипп и простуда» - 7 мин., К-60-«Курение» - 7 мин., К-60-25.

презентация о вреде курения

[2] 2.2, выполнение заданий в тетради

§29

33

Зачет по теме: «Дыхание».

[1] тест-4, фронтальный опрос, тематический тест

^ 7.Пищеварительная система (6 уроков).

34

Питание и пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.




Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

[1] 29-30,

«Питание» - 12 мин., К-52-8.

Поисковая беседа, работа с интерактивной доской

§30

35

Пищеварение в ротовой полости.

л.р.№11. Действие слюны на крахмал.




[1] 31-32, «Зубы, смена зубов» - 5 мин., К-60-21.

фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради

§31

36

Пищеварение в желудке.




[1] 33, «Пищеварение» - 7 мин., К-14-5.

фронтальный опрос

§32

37

Пищеварение в кишечнике.




[1]34

фронтальный опрос

§33

38

Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.

0,5

[1] 34-35

Тест промежуточного контроля

§33, 35.

39

Зачет по теме: «Пищеварительная система»

[1] тест-5, фронтальный опрос, тематический тест




^ 8.Обмен веществ и энергии (3 часа)

40

Обмен веществ и энергии в организме. Питание и пищеварение.




Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

[1] 36

поисковая беседа, выполнение заданий в тетради

§36

41

Витамины.




[1] 38

фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради

§37

42

Энерготраты человека и пищевой рацион.

л.р.№12. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

0,5

[1] 37

[1] тест-6, фронтальный опрос

§38

^ 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (5 уроков)

43

Строение и функции кожи.




Выделять существенные признаки покровов тела.

терморегуляции.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.

[1] 41,

презентация

поисковая беседа

§39

44

Гигиена кожи и одежды.




[1] 42

фронтальный опрос

§40

45

Роль кожи в терморегуляции.




[1] 43,

«Температура тела» - 6 мин., К-24-8.

[2] 3.3, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской

§41

46

Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы.




Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.

Различать на таблицах органы мочевыделительной системы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболевании мочевыделительной системы.

[1] 39-40, «Почки» - 15 мин., К-57-1.

«Почему нельзя пить соленую воду?» - 6 мин., К-14-9.

тематический тест, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской

§42

47

Зачет по темам: «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».

[1] тест-7-8, фронтальный опрос, тематический тесты

^ 10. Нервная система (5 уроков).

48

Значение нервной системы.





Выделять существенные признаки процесса нервной регуляции жизнедеятельности организма.

Различать на таблицах и муляжах органы нерв-

ной системы.

[1] 46

поисковая беседа

§43

49

Строение и функции нервной системы.

Спинной мозг.




[1] 47-49, презентация

фронтальный опрос,

§44

50

Головной мозг.

л.р.№13. Пальценосовая проба, рефлексы продолговатого и среднего мозга.




[1] 50, презентация

«Алкоголь и мозг» - 7 мин., К-60-26 или К-3-7.

фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской

§45

51

Кора больших полушарий головного мозга.




«Левша и правша» - 5 мин., К-60-16.

[2] 1.4, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской

§46

52

Соматический и автономный отделы нервной системы.




«Потеря сознания после удара по голове» - 5 мин., К-60-8.

[1] тест 10, фронтальный опрос, тематический тест

§47

^ 11.Анализаторы (5 часов)

53

Анализаторы и органы чувств.




Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха.

[1] 51,

презентация


поисковая беседа

§48

54

Зрительный анализатор.

л.р. №14. Зрительные иллюзии.




[1]52,

«Зрение» -12 мин., К-50-4. 5

«Стереоскопическое зрение» - 7 мин., К-74-4.

фронтальный опрос, работа с интерактивной доской

§49

55

Гигиена зрения.




[1] 53,

«Гигиена зрения» - 6 мин., К-14-8.

«Зрительные иллюзии» - 7 мин., К-29-18.

фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради

§50

56

Слуховой анализатор.




[1]54,

«Ухо человека» - 14 мин., К-57-2

фронтальный работа с интерактивной доской

§51

57

Органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса.




[1]55,

«Вкус и запах» - 15 мин., К-57-4.

[1]тест 11, фронтальный опрос, тематически тест




^ 12. ВНД, поведение, психика (6 часов)

58

Учение о высшей нервной деятельности.




Выделять существенные особенности поведения и психики человека.

[1]56


поисковая беседа

§53

59

Врожденные и приобретённые программы поведения.

л.р.№15. Выработка навыков зеркального письма.




[1]57,

презентация

фронтальный опрос

§54

60

Сон и его значение.




[1]59,

«Сон» - 25 мин., К-84-3


фронтальный опрос

§55

61

Особенности ВНД человека.





[1]58

фронтальный опрос

§56

62

Эмоционально-волевая сфера человека.




[1]61-62,

презентация

тест промежуточного контроля

§57

63

Зачет по теме: «Нервная система, анализаторы и ВНД»

[1]тест 12, фронтальный опрос, тематический тест

^ 13.Железы внутренней секреции (2 часа)

64

Роль эндокринной регуляции.




Выделять существенные признаки процесса гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.

Различать на таблицах и муляжах органы

эндокринной системы.

[1]44,

презентация

поисковая беседа

§58

65

Функции желез внутренней секреции.




[1]45,

«Железы внутренней секреции» - 15 мин., К- 3-10.

фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради

§59

^ 14.Индивидуальное развитие организма (6 уроков).

66

Жизненные циклы, размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.




Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.

Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования

для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции,

оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений.

[1]63, 65


фронтальный опрос

§60, 61

67

Наследственные, врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем




[1]64,

«СПИД» - 25 мин., К-84-4.

фронтальный опрос

§ 62

68

Развитие человека.

Вред ранних половых контактов и абортов.




[1]66


фронтальный опрос

§63

69

Интересы, способности, склонности.




[1]67,

презентация

Тест промежуточного контроля, выполнение заданий в тетради, работа с интерактивной доской

§64

70

Темперамент, характер.

Л.Р. 16 «Определение типа темперамента»




71

Зачет по теме «Индивидуальное развитие организма».

[1]тест 13, фронтальный опрос, тематический тест

72

Подведение итогов. Летние задания.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconРабочая программа по предмету биология

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconПрограмма и тематическое планирование биология. Человек 8 класс 2012 2013 учебный год
Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных...
Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «биология»

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» класс 9 класс

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология», входящего в перечень

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconБиология 8 класс. Виртуальная рабочая тетрадь 2 Человек в системе живой природы. Биологические науки,

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconРабочая учебная программа По предмету «электробезопасность» Для профессий электротехнического профиля

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconРабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар,

Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconПриказ № 2011 год. 2011 год. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 11 класс
Рабочая программа создана на основании Положения о рабочей программе в моу сош с. Серпиевка, утверждённого...
Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы