Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер»





Скачать 189.78 Kb.
Название Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер»
Дата 19.05.2013
Размер 189.78 Kb.
Тип Рабочая программа
Департамент образования Тюменской области

АОУ НПО Профессиональный лицей № 46





Рабочая программа


По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены»

профессия НПО «Повар, кондитер»

Срок обучения 3 года


Ишим


Рецензия


На рабочую программу по предмету: «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» по профессии: «Повар, кондитер», составленную преподавателем АОУ НПО «Профессиональный лицей № 46»г. Ишима Белешевой Еленой Викторовной.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ОСТ 9 ПО 02. 34. 2-2002 начального профессионального образования.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой грамотно сформулированы цели задачи изучения предмета. В тематическом плане указано количество часов по разделам в соответствии с учебным планом. Содержание предмета включает темы:

1.Пищеварительные вещества и их значение.

2.Пищеварение и усвояемость пищи.

3.Обмен веществ и энергии.

4.Питание различных групп населения.

5.Понятие о микроорганизмах.

6.Влияние условий внешней среды на микроорганизмы.

7.Пищевые инфекционные заболевания.

8.Пищевые отравление.

9.Глистные заболевания.

10.Основные сведения и гигиене и санитарии труда.

11.Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий общественного питания.

12.Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре.

13.Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов.

14.Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов и процессу приготовления блюд.

15.Санитарные требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей.

16.Санитарно-пищевое законодательство и организация санитарно-пищевого надзора.

В программе содержатся параметры профессиональной деятельности, которые включают её в теоретические и практические основы. Эти параметры состоят из обще профессиональных, специальных специфических требований.

В разделах программы отражены содержание предмета, виды контроля знаний

учащихся, перечень используемой литературы. Содержание программы предусматривает межпредметную связь с предметами «кулинария», «Товароведение пищевых продуктов», «Технология производства МКИ».

Считаю, что рабочая программа может быть утверждена и рекомендована для реализации в учебном процессе. При изучения предмета «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» по составленной преподавателем программе учащиеся качественно освоят материал и приобретут знания и умения, соответствующие требованиям профессиональной характеристики.


Рецензент: преподаватель высшей категории

АОУ НПО «Профессиональный лицей № 46» Л.Н. Красовских


^ Пояснительная записка


Значительное расширение сети общественного питания в нашей стране требует повышения качества подготовки поваров и кондитеров.

Предприятия общественного питания не только производят кулинарную продукцию, кондитерские и другие изделия, но и организует реализацию и потребление этой продукции, что подразумевает наличие у специалистов предприятий разносторонних профессиональных знаний и навыков.

Предмет «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» является составной частью программы профессионального обучения.

Содержание программы отвечает основным требованиям стандарта начального профессионального образования.

Программа предмета «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» содержит ключевые темы данного курса, а так же материал для проверки степени усвоения и контроля знаний учащихся.

Изучение данной программы позволит учащимся овладеть определёнными профессиональными навыками и приёмами по подготовке сырья к пуску в производство, выполнению технологических операций по приготовлению кулинарных блюд и мучных кондитерских изделий, создания санитарных условий для реализации готовой продукции.

Обучение учащихся организуется в соответствии с рабочим учебным планом, составленным на основании Государственного образовательного стандарта ОСТ 9 ПО 02.34.2 – 2002 по профессии «Повар, кондитер»

При изучении предмета прослеживается взаимосвязь с такими дисциплинами как «Химия», «Товароведение пищевых продуктов», «Кулинария», «Физика», «Технология мучных кондитерских изделий», что способствует качеству усвоения знаний по данному предмету.

Изучение предмета организуется на уроках теоретического и производственного обучения, в соответствии с требованиями программы. На уроках применяется соответствующая литература, наглядный материал, муляжи.

Тематический учёт и контроль знаний осуществляется на уроках с помощью различных форм: фронтальный опрос, письменные контрольные работы, тесты, индивидуальный контроль. Итоговый контроль проводится в виде зачёта. К программе прилагаются разработки контрольных заданий. Предлагается самостоятельная, творческая работа учащихся: составление кроссвордов, подготовка рефератов, докладов


^ Профессиональная характеристика

По профессии «Повар, кондитер»


Назначение профессии

Осуществление технологического процесса приготовления блюд, кулинарных, мучных, кондитерских, булочных и кулинарных изделий высокого качества на предприятиях массового питания различных форм собственности.


Квалификация

В системе непрерывного образования профессия «Повар, кондитер» относится к 3 степени квалификации. Уровень общего образования, требуемого для получения профессии – среднее (полное) общее, уровень профессионального образования – начальное профессиональное. Дальнейшее повышение квалификации может осуществляться в системе непрерывного профессионального образования.


^ Содержание профессиональной деятельности

Понятие о товаре, товароведении, пищевой, биологической, химической и физической ценности пищевых продуктов. Группы продовольственных товаров, использование в кулинарии и при производстве мучных кондитерских изделий.

Качество продуктов и методы его оценки.

  • Факторы, влияющие на качество товаров, виды дефектов продуктов питания;

  • Сроки и условия хранения продовольственных товаров и сырья;

  • Потребительские свойства товаров;

  • Маркировка и упаковка;

  • Вопросы приёмки продуктов и сырья по качеству и количеству, мтоды оценки качества.



Тематический план

По предмету: «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены»

Профессия: «Повар, кондитер» срок обучения 3 года


п/п

Наименование разделов и тем

Макси

мальная нагрузка, час

Количество часов

Тео

рия

Практика

1

Тема 1. Введение




1




2

Раздел 1. «Основы физиологии питания»

14

8

6




Тема 2. Пищевые вещества и их значение

6

4

2




Тема 3. Пищеварение и усвояемость пищи

2

1

1




Тема 4. Обмен веществ и энергии

2

1

1




Тема 5. Питание различных групп взрослого населения

4

2

2

3

Раздел 2 «основы микробиологии»

6

4

2




Тема 6. Понятия о микробах

1

1







Тема 7. Морфология микробов

2

1

1




Тема 8. Физиология микробов

1

1







Тема 9. Влияние внешней среды на микроорганизмы

2

1

1

4

Раздел 3. Пищевые заболевания

6

5

1




Тема 10. Пищевые инфекционные заболевания

1

1







Тема 11. Пищевые отравления бактериального происхождения

1

1







Тема 12. Микотоксикозы

1

1







Тема 13. Пищевые отравления не микробного происхождения

1

1







Тема 14. Глистные заболевания

2

1

1

5

Раздел 4. «Основы гигиены и санитарии»

13

9

4




Тема 15. Основные сведения о гигиене труда

1

1







Тема 16. Личная гигиена работников предприятий общественного питания

1

1







Тема 17. Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий общественного питания

2

1

1




Тема 18. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, таре

1










Тема 19. Санитарно-бактериологический контроль за оборудованием, инвентарём, посудой

1

1







Тема 20. Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов

1

1







Тема 21. Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов и производству кондитерских изделий

2

1

1




Тема 22. Санитарно-гигиенические требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей

1

1







Тема 23. Санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-эпидемиологическое законодательство

1

1







^ Итоговый контрольный тест







2


Преподаватель Е.В. Белешева


Тематический план рассмотрен и утверждён на заседании М.К. профтехцикла.

АОУ НПО «Профессиональный лицей № 46» г. Ишим

Протокол № 1. от ___ сентября 2009г.


Председатель МК Л.Н. Красовских


^ Содержание программы

Тема 1.Введение

Общее понятие о физиологии питания, микробиологии, гигиене и санитарии предприятий общественного питания. Значение этих дисциплин для работников обще­ственного питания.


^ Раздел № 1. «Основы физиологии питания»

Учащийся должен знать:

понятия о пищевых веществах, процессах пищеварения, усвояемости пищи, обмене веществ в организме человека, режиме питания.

^ Учащийся должен уметь:

производить расчёт пищевой ценности продуктов, суточного рациона питания для различных групп населения.


Содержание учебного материала:


Тема 2. Пищевые вещества и их значение

Химический состав тела человека. Роль пищи для организма человека. Понятие о пищевых веществах.

Белки: определение, состав, физиологическое значение, энергетическая цен­ность. Суточная норма потребности человека в белке. Процесс усвоения белка пищи в организме человека. Изменения в организме при недостатке белка в питании.

Жиры: определение, состав, физиологическое значение, энергетическая цен­ность. Суточная норма потребности человека в жирах. Процесс усвоения жиров в ор­ганизме человека. Изменения в организме человека при недостаточном и избыточном потреблении жиров.

Углеводы: определение, состав, физиологическое значение для организма моно-, ди- и полисахаридов. Суточная норма потребности человека в углеводах. Процесс ус-воения углеводов пищи в организме человека. Изменения в организме человека при недостатке и избытке углеводов в питании.

Витамины: определение, физиологическое значение, классификация и краткая характеристика их. Сохранение витаминов при кулинарной обработке продуктов, ви­таминизация пищи. Заболевания, возникающие при недостатке и избытке витаминов.

Минеральные вещества: определение, физиологическое значение, классификация и краткая характеристика их. Суточная потребность в минеральных веществах и сбалансированность отдельных элементов в питании.

Вода, ее физиологическое значение для организма, понятие о водном обмене и

его регулировании. Суточная норма потребности воды, истинная и ложная жажда.


^ Тема 3. Пищеварение и усвояемость пищи

Понятие о процессе пищеварения. Схема пищеварительного тракта. Состав пи­щеварительных соков. Пищеварение в ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной кишке, тонких и толстых кишках.

Роль в процессе пищеварения пищевода, печени, поджелудочной железы. Физи­ко-химические изменения пищи в процессе пищеварения.

Усвояемость пищи: понятие, факторы влияющие на усвояемость пищи.


^ Тема 4. Обмен веществ и энергии

Общее понятие об обмене веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме чело­века.

Суточный расход энергии. Понятие об основном обмене. Группы населения в зависимости от характера трудовой деятельности и суточного расхода энергии.


^ Тема 5. Питание различных групп населения

Понятие об энергетической ценности пищи, основных пищевых веществах и су­точном рационе питания. Понятие о рациональном сбалансированном питании; нормы и принципы его для различных групп населения. Требования к режиму питания.

Возрастные особенности детей и подростков. Нормы питания детей разного возраста. Особенности сырья и кулинарной обработки блюд для детей и подростков, ре­жим питания.

Понятие о лечебном и лечебно-профилактическом питании.


^ Раздел № 2. «Основы микробиологии»

Учащийся должен знать: строение, химический состав, среду обитания различных микроорганизмов, воздействие их на человека, о влиянии внешней среды на микроорганизмы.

^ Учащийся должен уметь: различать виды брожения, процессы порчи или созревания продуктов при воздействии на них микроорганизмов.


Содержание учебного материала


Тема 6. Понятие о микроорганизмах

Понятие о микроорганизмах, распространение их в природе. Классификация микроорганизмов, их величина, форма, строение, размножение, спорообразование. Воздействие микроорганизмов на пищевые продукты.

Физиология микроорганизмов: химический состав микробной клетки, питание и дыхание микроорганизмов.


^ Тема 7. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы

Основные факторы, влияющие на жизнедеятельность микроорганизмов: температура, влажность, повышенная концентрация химических веществ и реакция среды.

Действие на микробов света, химических веществ и биологических факторов.




^ Раздел № 3. «Пищевые заболевания»

Учащийся должен знать:

виды пищевых заболеваний, пищевых отравлений, гельминтозных заболеваний, их характеристики; санитарные правила при обработке пищевых продуктов, значение прививок, мерах профилактики заболеваний.

^ Учащийся должен уметь:

Определять характерные признаки пищевых отравлений, инфекционных и гельминтозных заболеваний, осуществлять меры по предотвращению попадания пищевых отравлений, инфекционных и гельминтозных заболеваний.


^ Содержание учебного материала


Тема 8. Пищевые инфекционные заболевания

Общее понятие об инфекционном заболевании, источники его, пути передачи иI

проникновения инфекции в организм человека. Понятие об инкубационном периоде,

иммунитете, бациллоносительстве.

Пищевые инфекционные заболевания и их виды.

Острые кишечные инфекции, их виды, признаки. Характеристика возбудителей,

источники инфекций. Причины возникновения и меры предупреждения острых кишечных заболеваний.

Зоонозы, их виды, признаки, характеристика возбудителей зоонозов, источники инфекций. Меры предупреждения пищевых инфекций.


^ Тема 9. Пищевые отравления

Понятие о пищевых отравлениях, их классификация. Пищевые отравления бак­териального происхождения. Понятие о пищевых токсикоинфекциях и токсикозах.

Сальмонеллез, отравление условно патогенными микробами, ботулизм, стафи­лококковое отравление. Характеристика возбудителей. Причины загрязнения пище­вых продуктов микробами или их токсинами. Меры предупреждения отравлений.


^ Тема 10. Глистные заболевания.

Понятие о глистных заболеваниях и о глистах, причины заражения глистами. Меры предупреждения глистных заболеваний на предприятиях общественного пита­ния.


^ Раздел № 4 «Основы санитарии и гигиены»

Учащийся должен знать:

Правила санитарии и гигиены на предприятиях общественного питания, правила личной гигиены. Понятия о дезинфекции, дезинсекции и дератизации

^ Учащийся должен уметь:

Осуществлять на практике санитарные нормы и правила по обработке посуды, инструментов, инвентаря, оборудования, производственных помещений, сырья, полуфабрикатов; правила транспортировки и подачи готовых блюд.


^ Содержание учебного материала


Тема 11. Основные сведения о гигиене и санитарии труда

Понятие о гигиене труда работников предприятий общественного питания. Ра­ботоспособность человека и факторы, влияющие на нее. Рациональная организация трудового процесса.

Профессиональные вредности производства и меры по устранению их. Производственный травматизм, причины его возникновения и меры

предупреждения. Оказание доврачебной помощи пострадавшим работникам.

Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания; меры предупреждения и борьба с ними.


^ Тема 12. Личная гигиена работников предприятий общественного питания

Значение личной гигиены работников общественного питания. Санитарные тре­бования к телу, ротовой полости, санитарной, форменной и личной одежде.

Санитарный режим работников на производстве. Значение санитарной культу­ры работников предприятий общественного питания для предупреждения пищевых отравлений.

Медицинские обследования работников предприятий общественного питания, их цель и виды. Предохранительные прививки и их значение.


^ Тема 13. Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий

общественного питания

Значение гигиены и санитарии в работе предприятий общественного питания.

Требования к устройству предприятий общественного питания: выбор места, требования к территории, планировка и отделка помещений, санитарные требования к водоснабжению, канализации, отоплению, освещению.

Санитарные требования к содержанию предприятий общественного питания. Борьба с грызунами и насекомыми.


^ Тема 14. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре

Санитарные требования к материалам, идущим на изготовление технологиче­ского оборудования, к устройству и содержанию оборудования.

Санитарные требования к инвентарю и инструментам; маркировка, мытье, де­зинфицирование и хранение инвентаря и инструментов.

Санитарные требования к посуде; материалы для ее изготовления, емкость, мар-кировка, мытье, дезинфицирование, хранение. Моющие средства, используемые для посуды.


^ Тема 15. Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых про­дуктов

Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов, таре, обслужи­вающему персоналу. Особые санитарные требования к условиям перевозки полуфаб­рикатов, готовой пищи, мучных кулинарных, кондитерских и булочных изделий.

Санитарные требования к складским помещениям, приемке сырья на склад, ус­ловиям и срокам хранения продуктов, содержанию складских помещений.


^ Тема 16. Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов и процессу приготовления блюд

Санитарно-гигиеническое и физиологическое значение кулинарной обработки продуктов; факторы, влияющие на качество готовой кулинарной и кондитерской продукции.

Санитарные требования к рабочему месту.

Санитарные требования к механической кулинарной обработке продуктов, выбор оптимального режима процесса обработки и хранения полуфабрикатов с целью сохранения пищевой ценности их и обеспечения качественной санитарной обработки.

Санитарные требования к тепловой кулинарной обработке продуктов, процессу приготовления блюд и кондитерских изделий. Физиологическое и эпидемиологиче­ское значение тепловой обработки, соблюдение температурных режимов и сроков тепловой обработки продуктов.

Санитарные правила приготовления скоропортящихся блюд, кулинарных и

кондитерских изделий. Санитарные требования к пищевым красителям, разрыхлителям теста и другим пищевым добавкам.


^ Тема 17. Санитарные требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей

Санитарные требования к отпуску готовой пищи. Требования к раздаточной и подготовке блюд к раздаче. Условия хранения и сроки реализации готовой пищи на раздаче.

Санитарные требования к продаже полуфабрикатов, отпуску обедов на дом и
реализации пищи в буфетах и филиалах.

Санитарные требования к обслуживанию посетителей.


^ Тема 18. Санитарно-пищевое законодательство и организация санитарно-пищевого надзора

Задачи санитарного надзора и службы его осуществляющие. Задачи СЭС, ве­домственной санитарной службы в осуществлении санитарно-пищевого надзора. Санитарно-пищевое законодательство.


Литература

1. ГОСТ по профессии «Повар, кондитер» ОСТ 9ПО 02. 34. 2 – 2002

2. Комплект учебной документации по профессии НПО «Повар, кондитер . М.: Министерство образования РФ Институт развития профессионального образования, 2003

3. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии;-М: ПрофОбрИздат , 2001

4. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 2.3.6 1079-01.-М: 2001.

5. Трушина Т.П. Микробиология, гигиена и санитария в торговле. - Ростов
на - Дону. «Феникс», 2000


Министерство образования РФ

Департамент образования Тюменской области

АОУ НПО

Профессиональный лицей № 46





Рабочая программа


По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены»

профессия НПО «Повар, кондитер»

Срок обучения 3 года


Ишим

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Гбоу нпо «Профессиональный лицей №32» олимпиада профессия «Повар, кондитер»

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Рабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Карточка профессии: повар кондитер

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Рабочая программа дисциплины «основы биологической химии» Профессия: «Лаборант- эколог»

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Рабочая программа по “Основы анатомии и физиологии человека” (название дисциплины) для специальности

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Рабочая программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» по циклу опд очная форма обучения
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и валеологии
Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Рабочая программа по предмету биология

Рабочая программа По предмету «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» профессия нпо «Повар, кондитер» icon Рабочая учебная программа По предмету «электробезопасность» Для профессий электротехнического профиля

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы