Утверждаю
главный врач
МУЗ «Саргатская ЦРБ»
___________ В.Ф. Пацуков
«___» _________2010 г.
ПЛАН
проведения занятий в школе «Бронхиальная астма»
1 занятие
Тема.
Заболевание – бронхиальная астма
Симптомы
Факторы риска.
Осложнения.
1.Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся периодически возникающим обратным сужением мелких бронхов. Повышенной чувствительностью бронхов к различным раздражителям.
2. Основное проявление астмы – приступ удушья. Как правило, он начинается внезапно, чаще ночью. Пациент испытывает мучительное ощущение недостатка воздуха. Дыхание затруднено, выдох удлиненный и сопровождается громкими свистящими хрипами. Вскоре может присоединиться кашель. Пациент принимает вынужденное положение – встает или садится, опираясь руками о край кровати, стула, напрягая грудные мышцы.
3. Факторы риска.
Предрасполагающие факторы:
Наследственность
Атопия: способность организма к выработке повышенного количества реагинов в ответ на воздействие аллергенов окружающей среды.
Причинные факторы:
Бытовые аллергены - домашняя пыль.
Эпидермальные аллергены – перхоть, шерсть животных, птиц.
Инсектные аллергены – пчел, шмелей, комаров, мошек, тараканов
Грибковые, плесневые аллергены
Пищевые аллергены – молоко, куриные яйца, рыбы, мясо, мука, цитрусовые, шоколад, клубника, пищевые добавки.
Пыльцовые аллергены – трав, цветов, деревьев, кустарников.
Лекарственные аллергены – антибиотики, аспирин, новокаин, йод, сыворотки.
Профессиональные аллергены.
Органические – дезсредства, продукты горения.
Неорганические – соли платины, хрома, никеля, алюминия.
Растительные белки – мука, соя, древесная пыль.
Эпидермальные аллергены.
Усугубляющие факторы:
Курение активное и пассивное
Загрязнение воздуха раздражающими веществами
Триггеры, т.е факторы вызывающие обострение:
Респираторная инфекция
Физическая нагрузка
Гипервентиляция
Изменение погоды (холодный влажный воздух)
Чрезмерные эмоциональные нагрузки
Аллергены.
Осложнения:
Астатический статус
Спонтанный пневмоторакс
Ателектаз легких – состояние легкого или его части, при котором альвеолы не содержат или почти не содержат воздуха и представляются спавшимися.
Беттолепсия – кратковременные обмороки во время пароксизма кашля в результате преходящей гипоксии мозга.
Легочно-сердечная недостаточность.
2 занятие
Тема:
Методы профилактики
Обстановка в доме.
Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы
Пациенты, страдающие бронхиальной астмой не должны заводить домашних животных. Если в доме уже имеется животное, спальня пациента должна оставаться «чистой зоной» от животного.
Устранение перьевых изделий, шерстяных одеял, ковров и мягких игрушек.
Упаковать матрас и подушки в непроницаемые для аллергена материалы.
Заменить подушки и одеяла на поролоновые
Постельные принадлежности стирать еженедельно.
Застеклить книжные полки
Ежедневно проводить влажную уборку, проветривание квартиры.
Наиболее значимыми домашними раздражающими веществами, вызывающими астму, являются:
Табачный дым
Испарение и запахи средств бытовой химии
Дым от печей и каминов
Дым от газа и масел.
3. Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы:
Обеспечить пациенту удобное положение
Успокоить пациента
Обеспечить доступ свежего воздуха
Расстегнуть стесняющую одежду
Ингаляция одного из препаратов через спейсер.
Выпить горячей воды
Вибрационный массаж грудной клетки
Оценить состояние через 30 – 60 минут
Если не наступило улучшения, вызов скорой и неотложной помощи.
3 занятие
Тема:
Ингаляционная терапия.
Небулайзер называется устройство для преобразования жидкости в аэрозоль.
Преимущества ингаляций через небулайзер:
Не надо координировать вдох с ингаляцией
Можно вводить высокие дозы лекарственных препаратов.
В составе ингалируемых веществ отсутствует фреон.
Ингалируемый препарат наливается в резервуар небулайзера, добавляется теплый стерильный изотонический раствор хлорида натрия до общего объема 3-4 мл. Присоединяется мундштук или маска для ингаляций. Ингаляция проводится в течение 5-7 минут. После окончании ингаляции небулайзер отсоединяется от генератора. Части ингалятора промываются горячей водой, тшательно ополаскиваются и просушиваются.
Что такое спейсер и как им пользоваться.
^ с мундштуком для рта и насадкой для ингалятора. Спейсер рекомендуется при применении ингаляционных глюкокортикостероидов и пациентам, которым сложно сделать вдох одновременно с нажатием на клапан ингалятора.
Пользование спейсером:
Удалить защитный колпачок
Встряхнуть ингалятор и вставить его в спейсер
Обхватить губами ротовой конец спейсера
Нажать на ингалятор, так, чтобы лекарство попало в спейсер
Глубоко, медленно сделать вдох
Задержать дыхание на 5-10 секунд
Сделать выдох
Повторить вдох, не нажимая на ингалятор
Через 30 секунд впрыснуть вторую дозу аэрозоля.
Правила пользования карманным ингалятором (баллончиком)
Снять с баллончика защитный колпачок, повернув баллончик вверх дном.
Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем
Сделать глубокий выдох
Охватить губами мундштук баллончика, голову слегка запрокинуть назад
Сделать глубокий вдох и одновременно нажать на дно баллончика
Задержать дыхание на 5-10 секунд, затем вынуть мундштук баллончика изо рта и сделать медленный выдох
Надеть на баллончик защитный колпачок.
4 занятие.
Тема:
Дыхательная гимнастика
Массаж
Закаливание
Диспансеризация.
Опрос пациентов по пройденному материалу.
Цель занятия: Создать у пациентов мотивацию к тренировке дыхательной мускулатуры.
Упражнения с форсированным удлиненным выдохом ( «губы трубочкой»)
Упражнения с дополнительным сопротивлением на выдохе ( медленный выдох через шланг в банку, наполненную водой)
Приемы постурального дренажа: дозированная ходьба, бег в медленном темпе, смешанное передвижение (ходьба-бег-хотьба)
^
Выполняется стоя или сидя. Выполнять можно все 7 физических упражнений на протяжении всей процедуры или некоторые из них.
Исходное положение (ИП): стоя, руки опущены вниз, прямые ноги на ширине плеч. Отведите назад руки, с поднятыми вверх кистями, наклонитесь вперед, прогните поясницу, приподнимите голову, сохраните положение несколько минут. Дышите свободно.
ИП: стоя, руки подняты вверх, кисти в замке, ноги немного шире плеч. Наклоните корпус вперед кисти в замке, прогните поясницу, поднимите голову. Сохраните положение несколько минут.
ИП то же. Наклоните корпус на несколько минут в правую сторону, затем в левую.
ИП то же. Поворот корпуса вправо на несколько минут, затем влево.
ИП. Стоя, ноги прямые на ширине плеч. Наклон в правую сторону. Кисть правой руки скользит по правому бедру, затем по голени. Повторите позу, но с наклоном в левую сторону. Исключается излишнее физическое напряжение.
ИП. Стоя, ноги прямые, широко в стороны. Корпус наклонен вперед. Пальцы одной руки касаются пола. Другая рука отведена в сторону. Поворот корпуса вправо с опорой на левую руку, правая рука отведена вверх. Повторите ту же позу, но с наклоном в левую сторону.
ИП. Стоя, руки опущены вниз, ноги расставлены в стороны. Наклонитесь назад с поворотом вправо. Правой рукой коснитесь задней поверхности голени или пятки. Левую руку поднимите вверх, сохраните положение несколько минут. Повторите позу, но с наклоном в левую сторону.
2.Массаж. Массаж грудной клетки ( перкуссия, вибрация, растирание, поглаживание грудных мышц) проводится 2-3 раза в день при обострении.
3.Закаливание: Комфортный, холодный, контрастный душ 1-2 раза в день.
4. Диспансеризация.
Осмотр терапевтом 2-3 раза в год
Пульмонологом, лор-врачом, стоматологом, гинекологом – 1 раз в год
Общий анализ крови, мокроты, функции внешнего дыхания -2-3 раза в год
ЭКГ – 1 раз в год
Аллергологическое обследование- по показаниям
Кортикозависимым пациентам 2 раза в год проводится анализ мочи и крови на глюкозу.
Главная медицинская сестра
МУЗ «Саргатская ЦРБ» Н.В.Шевченко
Согласовано
Заведующая
Терапевтическим отделением Л.И.Иванова
|