|
Скачать 30.52 Kb.
|
Содержание
Бронхиальная астма у детейЭталоны ответов |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (НовГУ) Великий Новгород
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к практическому занятию по педиатрии для студентов V курса, специальность «Лечебное дело», 060101 Тема: ^ Составила и Переработала: доцент С.В.Студеникова 2011г. 1. Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез и ведущие клинические симптомы и синдромы бронхиальной астмы (БА) у детей. Выработать у студентов навыки диагностики, составления плана лечения и профилактики путем курации тематических больных. 2. Основные вопросы темы: 2.1. Этиология БА у детей 2.2. Патогенез БА у детей
3. Вопросы контроля исходного уровня: 3.1. Определение БА 3.2. Патогенез БА 3.3. Критерии диагностики БА (клинические, параклинические) 3.4. Периоды болезни: обострение, ремиссия, их характеристика 3.5. Диф. диагноз БА с муковисцидозом, обструктивным бронхитом 3.6. Критерии тяжести БА, клиническая симптоматика 3.7. Легочная функция при БА (по пиковой скорости выхода, измеренной пикфлоуметром – «пикфлоуметрия» 3.8. Осложнения БА
4. Блок дополнительной информации Вопросы тесты по теме для рейтингового контроля 5.1 Ситуационная задача: При осмотре ребенка 8 лет, больного ОРВИ, врач отметил наличие сухого приступообразного кашля, появление признаков дыхательной недостаточности: втяжение уступчивых мест грудной клетки, затрудненный выдох с участием мышц плечевого пояса. Над легкими перкуторно определяется коробочный звук, в легких рассеянные сухие хрипы. Ранее отмечались подобные симптомы во время ОРВИ. Вопрос: Какой диагноз вероятен в данном случае? а) Бронхит обструктивный б) Пневмония в) Синдром крупа г) Инородное тело бронх. д) Бронхиальная астма 5.2 Т Е С Т Ы 1. Какие патогенетические механизмы лежат в основе развития приступа бронхиальной астмы?
2. Какие из лабораторных данных типичны для приступного периода атопической бронхиальной астмы?
3. Какие из перtчисленных препаратов показаны в межприступном периоде бронхиальной астмы?
4. Обострение БА провоцируют:
5. Осложнением БА могут быть:
6. Для тяжелого течения БА характерны:
7. Основные особенности клинической картины БА у детей:
5) все вышеперечисленное 8. Лечение БА включает:
9. Немедикаментозные методы лечения БА включают:
10. Ведущим противовоспалительным препаратом при лечении БА являются:
^ 5.1.1. Ответ на ситуационную задачу: Д
№ 1 : 5 № 6 : 5 № 2 : 2;4 № 7 : 5 № 3 : 2;4;5 № 8 : 5 № 4 : 5 № 9 : 5 № 5 : 5 № 10 : 3 6. Перечень практических навыков 6.1. При собирании анамнеза жизни и заболевания уметь выявлять неблагоприятные факторы, способствующие развитию БА. 6.2. При клиническом обследовании больного выявлять основные клинические симптомы и синдромы БА, форму заболевания, период болезни, ее тяжесть и осложнения. 6.3. Интерпретировать общий анализ крови, данные иммунологического исследования, Rо – логического; результаты пиковой скорости выхода измеренной пикфлоуметром. 6.4. Сформулировать клинический диагноз согласно рекомендованной классификации.
6.6. Составить план медикаментозного лечения, включая ингаляционную бронхолитическую терапию. 6.7. План профилактических мероприятий. 7. Самостоятельная работа студента На практическом занятии студенты получают для курации больных с различными формами БА. После сбора анамнеза жизни, заболевания студенты проводят объективное исследование, формулируют предварительный диагноз. После оценки данных дополнительного исследования каждый студент обосновывает клинический диагноз с учетом сопутствующей патологии, составляет план лечения и профилактики курируемому больному. 8. Литература 8.1 Основная: 1. Педиатрия: Учебник для мед. вузов./ Под ред. Н.П. Шабалова .- СПб.: Спецлитература, 2003,2007.- 911с. 2. Педиатрия: Учебник мед. вузов. / Под ред. Н. П. Шабалова.- СПб.: Спецлитература,2010.- 935с. 3. Детские болезни: Учебник для мед. вузов. /Под ред. А.А. Баранова.-М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009.-870с. 8.2 Дополнительная:
П Р И Л О Ж Е Н И Е №1. Методические указания для преподавателей.
Контроль исходного уровня знаний студентов ( решение ситуационных задач 1-2 уровня, типовой задачи).
- классификация БА (отечественная и ВОЗ) - патогенез БА
3.1. Вступительное слово преподавателя : БА болезнь, которая имеет тенденцию к распространению и захватывает практически все возрастные группы. Известны случаи заболевания БА новорожденных детей. Значительное влияние на частоту возникновения БА оказывает меняющиеся факторы внешней среды, одежды, питания и современное жилье человека. В последние два десятилетия описываются вспышки БА в городах, в которых расположены производства с биотехнологическими производствами. Происходящие изменения в эпидемиологии болезни (в процессе вовлекаются и генетические механизмы передачи болезни ) и всегда существующие сложности в подборе медикаментозной и восстановительной терапии предопределяют актуальность этой проблемы. Далее преподаватель дает определение БА, делается акцент на то, что хроническое заболевание с преимущественным поражением дыхательной системы, характеризующееся воспалением и измененной реактивностью бронхов, обусловленной иммунологическими и не иммунологическими механизмами, обязательными клиническими признаками которого является приступ удушья или астматический статус вследствии спазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов. Отмечается, что среди всех вариантов формирования БА у детей наиболее значительными по-прежнему остаются атопический и инфекционно-зависимый (или инфекционно-аллергический). Далее проводится контроль исходного уровня знаний студентов путем решения типовой задачи и тестов. Студент сдает преподавателю ответ и оставляет себе копию для самопроверки. Получает эталон ответа. Преподаватель активно участвует в самопроверке, отвечает на вопросы и выбирает неправильные ответы для обсуждения. Преподавательская проверка итогов контроля позволяет преподавателю установить исходный уровень знаний студентов, что необходимо для построения учебного процесса и управления им. 3.2. Курация больного. Для курации подбираются больные с различными формами и тяжестью течения бронхиальной астмы, респираторными аллергозами, муковисцидозом. После ознакомления с жалобами, анамнезом жизни, заболевания по истории болезни, студенты проводят объективное обследование, формулируют предварительный диагноз, намечают план обследования больного. После оценки данных дополнительных методов исследования каждый студент обосновывает клинический диагноз с учетом сопутствующей патологии и намечает план лечения больного. 3.3. Клинический разбор больных. Куратор сообщает анамнез жизни и болезни, обращая внимание на наследственную предрасположенность (наличие аллергических заболеваний в семье), на сенсибилизацию организма инфекциооными, бытовыми, пыльцовыми, лекарственными и другими аллергенами, на перенесенные заболевания, появление экссудативного диатеза, нейродемита, экземы, крапивницы и др. аллергические заболевания, ОРВИ, наличие хронических очагов инфекции, хронического тонзилита, рахита, гайморита, кариеса и др. Обращается внимание на моменты, предшествующие обострению, на сезонность обострения заболевания, а так же на период предвестников (насморк, зуд, повышенная возбудимость). Объективное исследование больного проводят 2-3 студента, сверяя полученные данные с данными куратора. Фиксируется внимание на основной клинической симптоматике: приступ удушья с затруднением выдоха, сопровождающийся характерной аускультативной картиной – удлинением выдоха и сухими высокого тембра хрипами над всей поверхностью грудной клетки, слышимыми на расстоянии. Обосновывается по классификации предварительный диагноз и намечается план дополнительного обследования. Далее куратор докладывает данные дополнительного обследования: общий анализ крови, исследование мокроты, рентгенологическое обследование грудной клетки, результаты проб с аллергенами, исследование функции внешнего дыхания (данные пикфлоуметрии, консультацию специалистов и др.) В обсуждении полученных данных принимает участие вся группа. Обосновывается клинический диагноз. Проводится диф. диагноз с обструктивным бронхитом. Намечается план лечения больного. Обсуждаются вопросы профилактики и диспансеризации. Коротко докладываются другие больные с БА в том же плане, но с меньшей затратой времени. 4. Проведение итогового контроля знаний студентов путем решения ситуационных задач III уровня по теме занятия. Заключительное слово преподавателя и оценка работы каждого студента. 5. Вопросы техники безопасности. Обращается внимание на расчет доз назначаемых препаратов с учетом массы и возраста ребенка во избежание передозировок (отравлений). Обращается внимание на аллергические реакции в анамнезе жизни ребенка. П Р И Л О Ж Е Н И Е №2 Приложение №1 Утверждено Протокол кафедрального совещания № _____ от ____________________ |
![]() |
Бронхиальная астма у детей |
![]() |
«Бронхиальная астма у детей. Вакцинация детей с бронхиальной астмой» |
![]() |
Бронхиальная астма у детей (клинический случай) |
![]() |
1. Бронхиальная астма Бронхиальная астма хроническое аллергическое заболевание легких, проявляющееся Бронхиальная астма хроническое аллергическое заболевание легких, проявляющееся приступами одышки... |
![]() |
Бронхиальная астма, ассоциированная с дисплазией соединительной ткани у детей: особенности течения |
![]() |
Удк: 616. 248-053. 2 Бронхиальная астма у детей школьного возраста на догоспитальном этапе |
![]() |
Кузьмина Н. Н. Современный взгляд на вопросы диагностики и лечения аутовоспалительных заболеваний Черняк Б. А. Полипозный риносинусит и бронхиальная астма: взаимосвязь и лечение. С. 10 |
![]() |
Н. А. Геппе Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова Бронхиальная астма (БА) у детей это |
![]() |
Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люли (такие, как язва желудка, бронхиальная |
![]() |
Бронхиальная астма |