|
Скачать 338.88 Kb.
|
МОУ Гимназия № 5 « Влияние вибрации на организм человека » Выполнила: Кудряшова Алена ученица 10 класса Руководитель: Рахмонгулова В.Р. г.Пермь 2008 гг. Введение Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - хомо сапиенс (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, а так его взаимоотношений с природой занимает наиболее важную роль. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Человек всегда жил в мире звуков и шума и вибрации. Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, спеша по делам в общественном транспорте, смотря вечером телевизор или слушая музыку, мы подвергаемся воздействию звуковых волн различных частот и вибрации с разными силами. И это воздействие, даже если мы не придаем ему значения, не остается безразличным для нашего организма. Остановитесь и прислушайтесь: по улице с шумом проносятся многотонные МАЗы и ЗИЛы. Хлопают двери парадных на мощных стальных пружинах, со двора несутся крики детворы, до глубокой ночи бренчат гитары. Оглушают магнитофоны и телевизоры, заводские цеха встречают нас грохотом станков и других машин… Картина вроде обыденная. Но нормально ли это? Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Шум от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум так же угнетающе действует на человека - утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы могут достаточно четко координировать работу различных систем организма, отсюда возникают нарушения их деятельности. Но все ли вибрации так влияют на человека? Ведь не зря ли люди, ежедневно посещающие церковь чувствуют себя лучше, спокойнее, энергичнее…? За счет чего достигается этот эффект? Ряд подобных вопросов подвигли меня на написание реферата. Задача моего реферата выяснить то, что такое вибрация и как она влияет на человека. Для достижения поставленной цели осуществлена попытка решить ряд конкретных исследовательских задач: -выяснить что такое вибрация, какая она бывает, ОДЗ вибрационных воздействий. -описать виды вибрационных болезней на промышленных зонах -провести эксперименты -изучить инструменты тибетских монахов и способ их влияния на человека ВибрацияВибрация (лат. Vibratio — кoлебание, дрожание) — механические колебания. Вибрация — колебание твердых тел. О вибрации также говорят в более узком смысле, подразумевая механические колебания, оказывающее ощутимое влияние на человека. В этом случае подразумевается частотный диапазон 1,6—1000 Гц. Понятие вибрация тесно связано с понятиями шум, инфразвук, звук. ^ (от лат. infra — ниже, под) — упругие волны, аналогичные звуковым, но имеющие частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом. За верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16—25 Гц. Природа возникновения инфразвуковых колебаний такая же, как и у слышимого звука, поэтому инфразвук подчиняется тем же закономерностям, и для его описания используется такой же математический аппарат, как и для обычного слышимого звука (кроме понятий, связанных с уровнем звука). Звук, в широком смысле — упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека. Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и частотой. Считается, что человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком, выше, до 1 ГГц, — ультразвуком, от 1 ГГц — гиперзвуком. Среди слышимых звуков следует также особо выделить фонетические, речевые звуки и фонемы, из которых состоит устная речь, и музыкальные звуки, из которых состоит музыка. ^ Вибрацию по способу передачи на человека (в зависимости от характера контакта с источниками вибрации) условно подразделяют на: - общую вибрацию, передающуюся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека; - локальную вибрацию, передающуюся через руки человека. Примечание. Вибрация, передающаяся на ноги сидящего человека и на предплечья, контактирующие с вибрирующими поверхностями рабочих столов, относится к локальной вибрации. В производственных условиях нередко существует сочетание действий местной и общей вибрации. ^ вибраций различают: - локальную вибрацию, передающуюся человеку от ручного механизированного инструмента (с двигателями), органов ручного управления машинами и оборудованием; - локальную вибрацию, передающуюся человеку от ручного немеханизированного инструмента (без двигателей), например, рихтовочных молотков разных моделей и обрабатываемых деталей; - общую вибрацию 1 категории – транспортную вибрацию, воздействующую на человека на рабочих местах самоходных и прицепных машин, транспортных средств при движении по местности и дорогам (в том числе при их строительстве). К источникам транспортной вибрации относят:
- общую вибрацию 2 категории - транспортно-технологическую вибрацию, воздействующую на человека на рабочих местах машин, перемещающихся по специально подготовленным поверхностям производственных помещений, промышленных площадок, горных выработок. К источникам транспортно-технологической вибрации относят:
- общую вибрацию 3 категории - технологическую вибрацию, воздействующую на человека на рабочих местах стационарных машин или передающуюся на рабочие места, не имеющие источников вибрации. К источникам технологической вибрации относят: станки металло- и деревообрабатывающие, кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины, электрические машины, насосные агрегаты и вентиляторы, оборудование для бурения скважин, буровые станки, машины для животноводства, очистки и сортировки зерна (в том числе сушилки), установки химической и нефтехимической промышленности и др. Общую вибрацию категории 3 по месту действия подразделяют на следующие типы: а) на постоянных рабочих местах производственных помещений предприятий; б) на рабочих местах на складах, в столовых, бытовых, дежурных и других производственных помещений, где нет машин, генерирующих вибрацию; в) на рабочих местах в помещениях заводоуправления, конструкторских бюро, лабораторий, учебных пунктов, вычислительных центров, здравпунктов, конторских помещениях, рабочих комнатах и других помещениях для работников умственного труда; - общую вибрацию в жилых помещениях и общественных зданиях от внешних источников:
- общую вибрацию в жилых помещениях и общественных зданиях от внутренних источников: инженерно-технического оборудования зданий и бытовых приборов (лифты, вентиляционные системы, насосные, пылесосы, холодильники, стиральные машины и т.п.), а также встроенных предприятий торговли (холодильное оборудование), предприятий коммунально-бытового обслуживания, котельных и т.д. ^ вибрации выделяют: - низкочастотные вибрации (1-4 Гц для общих вибраций, 8-16 Гц - для локальных вибраций); - среднечастотные вибрации (8-16 Гц - для общих вибраций, 31,5-63 Гц - для локальных вибраций); - высокочастотные вибрации (31,5-63 Гц - для общих вибраций, 125-1000 Гц - для локальных вибраций). ^ вибрации выделяют: - постоянные вибрации, для которых величина нормируемых параметров изменяется не более чем в 2 раза (на 6 дБ) за время наблюдения; - непостоянные вибрации, для которых величина нормируемых параметров изменяется не менее чем в 2 раза (на 6 дБ) за время наблюдения не менее 10 мин при измерении с постоянной времени 1 с, в том числе: а) колеблющиеся во времени вибрации, для которых величина нормируемых параметров непрерывно изменяется во времени; б) прерывистые вибрации, когда контакт человека с вибрацией прерывается, причем длительность интервалов, в течение которых имеет место контакт, составляет более 1 с; в) импульсные вибрации, состоящие из одного или нескольких вибрационных воздействий (например, ударов) каждый длительностью менее 1 с. Биологическое действие вибрации. Это механические колебания твердых тел. Источниками вибрации являются широко применяемые в промышленности, строительстве, транспорте, с/х и в быту пневматические и электрические ручные механизированные инструменты, различные машины и оборудование, станки, транспортные средства. Вибрацию широко применяют не только в технике, но и в медицине для лечения некоторых нервных и мышечных заболеваний (вибротерапия, вибромассаж) Вибрация относится к факторам, обладающим большой биологической активностью. Характер, глубина и направленность физиологических сдвигов различных систем организма определяются уровнями, спектральным составом вибрации, а также физиологическими свойствами тела человека. В генезисе этих реакций важную роль играют анализаторы - вестибулярный, двигательный, зрительный, кожный и др. Следует отметить важную роль биохимических свойств человеческого тела в субъективном восприятии вибрации. Действие вибрации на организм опосредуется следующими явлениями: физическим воздействием на поверхность контакта; распространением колебаний по тканям; непосредственной реакцией на воздействия в органах и тканях, а также раздражением механорецепторов, вызывающим нейрорецепторные и субъективные реакции. В настоящее время накоплен экспериментальный и клинический материал, подчеркивающий роль рефлекторных регуляторных влияний ЦНС в возникновении функциональных сдвигов в нервно-мышечном аппарате у лиц, подвергающихся воздействию вибрации. Эти исследования показывают, что расстройства двигательной функции, возникающие под воздействием вибрации, обусловлены как нарушениями регуляторных воздействий ЦНС, так и непосредственным поражением мышц. При этом преобладание диффузных сдвигов может быть объяснено преимущественно изменениями в деятельности суперспинальных структур, тогда как большая выраженность локальных изменений в мышцах может быть связана с их непосредственной травматизацией. Особенно чувствительными к действию локальной вибрации являются отделы симпатической нервной системы, регулирующие тонус периферических сосудов, а также отделы периферической нервной системы, связанные с вибрационной и тактильной чувствительностью. Доказано, что направленность сосудистых нарушений определяется, в первую очередь, параметрами воздействующей вибрации. Спастические явления в капиллярах происходят при вибрации выше 35 Гц, а ниже наблюдается преимущественно картина атонии капилляров или спастико-атоническое их состояние. Область частот 35-250 Гц наиболее опасна в отношении развития спазма сосудов. Вибрация может прямым путем мешать выполнению рабочих операций или косвенно отрицательно влиять на работоспособность человека. Ряд авторов рассматривают вибрацию как сильный стресс-фактор, оказывающий отрицательное влияние на психомоторную работоспособность, эмоциональную сферу и умственную деятельность человека и повышающий вероятность возникновения несчастных случаев. За последние годы установлено, что вибрация, как и шум, действует на организм человека энергетически, поэтому ее стали характеризовать спектром по колебательной скорости, измеряемой в сантиметрах в секунду или как и шум, в децибелах; за пороговую величину вибрации условно принята скорость в 5*10-6 см/сек. Вибрация воспринимается (ощущается) лишь при непосредственном соприкосновении с вибрирующим телом или через другие твердые тела, соприкасающиеся с ним. При соприкосновении с источником колебаний, генерирующим (издающим) звуки наиболее низких частот (басовые), наряду со звуком воспринимается и сотрясение, то есть вибрация. В зависимости от того, на какие части тела человека распространяются механические колебания, различают местную и общую вибрацию. При местной вибрации сотрясению подвергается лишь та часть тела, которая непосредственно соприкасается с вибрирующей поверхностью, чаще всего руки (при работе с ручными вибрирующими инструментами или при удержании вибрирующего предмета, детали машины и т. п.). Иногда местная вибрация передается на части тела, сочлененные с подвергающимися непосредственно вибрации суставами. Однако амплитуда колебаний этих частей тела обычно ниже, так как по мере передачи колебаний по тканям, и тем более мягким, они постепенно затухают. Общая вибрация распространяется на все тело и происходит, как правило, от вибрации поверхности, на которой находится рабочий (пол, сиденье, виброплатформа и т. п.). При воздействии вестибулярных раздражителей, к которым относится вибрация, нарушаются восприятие и оценка времени, снижается скорость переработки информации. В ряде работ показано, что низкочастотная вибрация вызывает нарушение координации движения, причем наиболее выраженные изменения отмечаются при частотах 4-11 Гц. ^ Длительное воздействие производственной вибрации на организм работающих приводит к развитию вибрационной болезни. Определение понятия. Вибрационная болезнь – это собственно (истинно) профессиональное заболевание, развивающееся вследствие длительного воздействия производственной вибрации, с вовлечением в патологический процесс опорно-двигательного аппарата, периферических нервов, сосудов и мышц, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и эндокринной систем, специфических функций женского и мужского организма и характеризующееся полиморфностью клинической картины. ^ Первые случаи заболевания описаны в 1911 году Zoriga, а в нашей стране в 1924 году – М.Е. Маршак, в 1932 году – Н.Р. Вольфовской, в 1940 и 1947 г.г. – Л.Н. Грацианской. Вибрационной болезнью в свое время занимались Е.Ц.Андреева-Галанина, Э.А.Дрогичина, В.Г.Артамонова и др. ^ Вибрационная болезнь в Пермском регионе в структуре профессиональных заболеваний занимает 5 место после поражения опорно-двигательного аппарата, периферических нервов и сосудов, инфекционных поражений, пылевой патологии органов дыхания и профессиональной тугоухости. «Виброопасные производства»: угольная, горнодобывающая, дерево-,металлообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное производство, машиностроение, авиа- и судостроение и др. «Виброопасные профессии»: горнорабочие, проходчики, шахтеры, строители, дорожники, вальщики леса, водители автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, тяжелых сельскохозяйственных машин, клепальщики, шлифовальщики, бетонщики, наждачники, заточники, формовщики и др. Основной причиной вибрационной болезни является воздействие вибрации. Сопричинами являются: - физическое перенапряжение (статическое – удержание инструмента весом от 2,5 до 54 кг), - вынужденная неудобная рабочая поза, - неблагоприятные факторы микро- и макроклимата. Воздействие вибрации на организм работника возможно через руки (локальная вибрация), с опорных поверхностей (пол, кабина, обрабатываемое изделие, на котором вынужден стоять работник) на точки опоры – ноги и кости таза (общая вибрация), через руки и точки опоры (сочетание вибрации). Патогенез вибрационной болезни. В развитии вибрационной болезни выделяют 3 звена. ^ на соприкасающуюся с генератором вибрации часть тела (чаще всего - руки). Повреждению подвергаются кожа, подкожно-жировая клетчатка, кости, связки, сухожилия, суставы, кровеносные и лимфатические сосуды, рецепторный аппарат и периферические нервы. Это звено патогенеза обусловливает локальные проявления вибрационной болезни. ^ Вибрация воспринимается специфическими рецепторами – тельцами Фаттера-Паччини, располагающимися в коже, мышцах, периферических сосудах и др., деформация которых под воздействием вибрации приводит к генерации электрических (нервных) импульсов. Последние по периферическим нервам через сплетения, задние корешки спинно-мозговых нервов, восходящие пути спинного мозга, продолговатый мозг, варолиев мост, ножки мозга достигают коллектора всех видов чувствительности – таламуса, внутренней капсулы, лучистого венца и задней центральной извилины, где располагается корковый центр вибрационной чувствительности. Благодаря наличию корково-корковых, корково-подкорковых, корково-стволовых и кортико-гипоталамических связей эфферентная импульсация со всех этих образований мозга, в том числе и сосудистого центра, располагающегося в продолговатом мозге, в обратном направлении достигает органа-мишени (руки, точки опоры), откуда поступает повышенная афферентная импульсация, что проявляется трофическими (вегетативными), чувствительными и двигательными нарушениями. Это звено патогенеза также обеспечивает локальные проявления вибрационной болезни. 3. Нейро-гуморальное звено. В ответную реакцию на длительное воздействие вибрации, как стрессорного фактора, включается неспецифическая гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система с выбросом и попаданием в циркулирующую кровь биологически активных веществ, воздействием их на гладкомышечные клетки стенок кровеносных сосудов (за исключением вен и капилляров), что приводит в начальном периоде к повышению тонуса кровеносных сосудов, их спастическому состоянию, ишемии, гипоксии, ацидозу, накоплению недоокисленных продуктов метаболизма, дистрофическим, а в дальнейшем деструктивным изменениям в различных тканях и органах, в большей мере в органах и ситемах с генотипически и/или фенотипически детерминированной повышенной уязвимостью, чувствительностью к ишемии и гипоксии, что приводит к нарушению их функции, появлению болезненных симптомов, синдромов и развитию болезни. Это звено патогенеза обусловливает как локальные, так и генерализованные проявления вибрационной болезни. Классификация вибрационной болезни. -Вибрационная болезнь от воздействия локальной (через руки) вибрации. -Вибрационная болезнь от воздействия общей (через точки опоры) вибрации. -Вибрационная болезнь от воздействия сочетанной (через руки и точки опоры) вибрации. Каждая форма вибрационной болезни имеет 3 степени тяжести: I – начальные проявления II – умеренно выраженные проявления III – выраженные проявления (декомпенсированная). Каждой степени тяжести вибрационной болезни соответствуют свои синдромы. Наиболее частыми синдромами при вибрационной болезни от воздействия локальной вибрации являются: 1) синдром вегето-сенсорной полиневропатии верхних конечностей 2) периферический ангиодистонический синдром без или с редкими или частыми ангиоспазмами пальцев рук, стойкими вегетативно-трофическими нарушениями на кистях, дистрофическими нарушениями опорно-двигательного аппарата рук и плечевого пояса, шейно-плечевой плексопатиями, церебральным ангиодистоническим синдромом ^ 4) синдром полиневропатии с генерализованными акроангиоспазмами Наиболее частыми синдромами вибрационной болезни от воздействия общей вибрации являются: 1) периферический или церебральный ангиодистониче ский синдром 2) синдром сенсорной (вегетативно-сенсорной) полиневропатии нижних конечностей с полирадикулярными нарушениями, со вторичным пояснично-крестцовым корешковым синдромом (вследствие остеохондроза поясничного отдела позвоночника), с функциональными нарушениями нервной системы (астенический синдром) ^ 4) синдром дисциркуляторной энцефалопатии в сочетании с периферической полиневропатией (синдром энцефалополиневропатии) ^ (вестибулопатии с несистемными головокружениями, непереносимость езды в транспорте, неустойчивость в позе Ромберга и при ходьбе, нистагмоид и повышение вестибуловегетативных реакций.) Клиника вибрационной болезни. А. ^ В начале заболевания больные жалуются на боли в руках после работы и в ночное время, прекращающиеся или стихающие через 30-40 мин после начала работы, парестезии (ощущения без нанесения внешнего раздражения) или гиперестезии на руках. В дальнейшем парестезии и гиперестезии сменяются гипестезиями, снижением всех видов поверхностной чувствительности (вибрационной, температурной, болевой, меньше тактильной) по дистальному полиневритическому типу. При выраженных формах заболевания могут иметь место сегментарные нарушения чувствительности в виде «куртки» или «полукуртки». На смену первоначальной повышенной зябкости рук приходит выраженное мерзнутие рук, побеление пальцев рук от холодной воды, других охлажденных жидкостей и предметов. В дальнейшем к вызванным побелениям пальцев рук добавляются приступы «спонтанного» побеления пальцев, чаще всего обусловленные низкой температурой воздуха в быту и рабочей зоне. Позже ангиоспазм переходит в гипо или атонию сосудов микроциркуляторного русла, посинение или «почернение » пальцев рук на холоде. Умеренное снижение силы в руках сменяется на выраженную слабость мышц верхних конечностей, особенно сгибателей пальцев рук, неудержанием в руках деталей и инструментов без контроля зрения. Беспокоят судороги в мышцах рук. Из общих жалоб со стороны нервной системы характерны астенические проявления (общая слабость, повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, головные боли к концу рабочего дня, снижение умственной и общей работоспособности), к которым присоединяются вегетативные проявления (лабильность АД и пульса, повышенная потливость, «игра вазомоторов» кожи лица и шеи), позже присоединяются нарушения основных психических функций (внимания, памяти, мышления, интеллекта, речи). ^ предъявляются жалобы на непостоянные колющие боли в области сердца, учащение дыхания и пульса при выполнении привычной работы. ^ – диспептические жалобы. При осмотре: руки бледные (позже – «мраморный рисунок» кожи кистей и предплечий, акроцианоз и «почернение» пальцев рук). При II-III степени вибрационной болезни – утолщение межфаланговых суставов, округление и выпуклость ногтей, расширение ногтевых фаланг пальцев рук, субатрофия межкостных мышц, тенаров и/или гипотенаров, утолщение или истончение, повышенная ломкость и расслаивание ногтей, гиперкератоз кожи кистей. В выраженных случаях – гипотрофия мышц плечевого пояса. При пальпации кисти прохладные или холодные на ощупь, позже – «ледяные», сухие или влажные ладони. При выраженной форме заболевания – болезненные тяжи и крепитация в мышцах надлопаточной области, снижение пульсации на лучевых артериях. Б. ^ Развивается при воздействии: - транспортной (трактора – гусеничные = + локальная вибрация, самоходные машины, комбайны, грузовые автомобили – МАЗы, КРАЗы и КАМАЗы = + локальная вибрация, тягачи, самосвалы, и не только большегрузные, строительно-дорожные машины, катки, грейдера, самоходный шахтный рельсовый транспорт), - транспортно-технологической (экскаваторы) - и технологической ( станки, кузнечно-прессовое оборудование) постоянной и непостоянной низко (1-4 Гц), средне- (8-16 Гц) и высокочастотной (32-64 Гц) вибрации. Учитывается стаж работы (15-20 лет), сменная, годовая и стажевая вибронагрузка. Для ВБ от общей вибрации характерны аналогичные локальные жалобы, данные осмотра и пальпации, но теперь со стороны нижних конечностей. Жалобы общего характера также носят аналогичный характер. Добавляются жалобы на боли в пояснично-крестцовой области и шейно-грудном отделах позвоночника. Имеют место снижение пульсового наполнения и признаки венозной недостаточности нижних конечностей, снижение кожной температуры стоп до 21-23˚ С (норма – 25-27˚ С) у 30,0- 40,0 % больных. ^ – чаще указания на выкидыши, преждевременные роды, недоразвитие плода, дистопию влагалища и матки (опущение, выпадение), обильные болезненные и продолжительные месячные, хронические инфекционные поражения внутренних половых органов. У мужчин – снижение влечения и потенции, преждевременная эякуляция, в тяжелых случаях при воздействии общей или сочетанной вибрации – нарушение сперматогенеза. Течение вибрационной болезни. При продолжении контакта с вибрацией – прогрессирующее. Прекращение контакта с вибрацией при начальных (I степень) и реже при умеренно выраженных проявлениях (II степень) вибрационной болезни приводит к регрессу клинических симптомов. Однако если рациональное трудоустройство вне контакта с вибрацией и сопутствующими неблагоприятными производственными факторами предпринимается в предпенсионном или в пенсионном возрасте регресс заболевания маскируется нарастающими инволютивными (возрастными) изменениями, прогрессированием сопутствующих заболеваний и развитием новых. Осложнения вибрационной болезни. С определенной долей условности (поскольку они неполно отражены в классификации вибрационной болезни) к осложнениям вибрационной болезни можно отнести осложнения беременности и нарушение специфических функций женского и мужского организма, преходящие, хронические и острые цереброваскулярные и кардиоваскулярные нарушения, гипер- и гипотоническую болезни, гастроэнтерологические нарушения, полирадикулярные нарушения компрессионного и рефлекторного происхождения, сегментарные и проводниковые неврологические нарушения. Исходы вибрационной болезни. При рациональном трудоустройстве в стадию функциональных нарушений (I степень, начальные проявления) и молодом возрасте заболевшего возможно выздоровление. В остальных случаях (стадия органических поражений - II и III степень, нерациональное или позднее трудоустройство больного) заболевание приводит к снижению общей и профессиональной трудоспособности. Острые кардио- и цереброваскулярные нарушения представляют угрозу для жизни больного. В постконтактный период действия локальной и общей вибрации через 5 лет в диагнозе вибрационная болезнь меняется на остаточные явления вибрационной болезни от локальной или от общей вибрации с указанием степени тяжести и синдромов. ^ Поющие чаши. Уже само название очаровывает. Вдумайтесь, - поющие чаши. Не колокола, не колокольчики, не бубенцы, а чаши. Чаши, которые при правильном обращении начинают издавать особый мелодичный, богатый обертонами, звук. Поют... Родиной этих удивительных инструментов является Восток. Когда-то давно поющие чаши использовали в ритуальных церемониях благодаря их чистому ясному звуку, удивительным образом действующему на подсознание человека. Вибрации Вибрирует все на свете. Человеческое тело не является исключением. Каждая наша клеточка производит вибрации, которые слагаются в вибрации всего организма. Одновременно с процессом создания собственных, хотим мы этого или нет, мы воспринимаем и чужеродные колебания, главным образом через резонанс на клеточном уровне. Наши тела с готовностью откликаются на всевозможные колебания, в том числе и на звуки. Иногда, когда изучаешь находки и открытия древних, возникает странное ощущение. Вот современная наука открыла какое-то явление, идут различные эксперименты, исследования. И, вдруг, оказывается, что люди, жившие много веков до нас, уже обладали этим знанием. Пускай на эмпирическом уровне, но ведь знали же. И мало того, многое использовали. Не стало исключением знание о природе звука, его влиянии на человека, иногда благотворном, иногда разрушительном. ^ О влиянии самозвучащих инструментов на сознание известно с глубокой древности. Бубенцы на бубне шамана, колокольчики, большие колокола – об этих инструментах знает каждый из нас. А вот о поющих чашах Запад узнал только после вторжения китайцев в Тибет. Сначала им не придали особого значения, решив, что это просто емкости для хранения ритуальных жидкостей или других веществ. Но, видимо случайно, каким-то образом у кого-то чаша запела. Тогда к этим находкам отнеслись уже совсем по-другому и стали изучать с особой тщательностью. Выяснилось, что поющие чаши существуют также в Японии и Таиланде. Однако самое красивое, чистое и богатое обертонами звучание производят именно тибетские чаши. Но до сих пор их происхождение и первоначальное использование поющих чаш остается загадкой, которая, как и таинственные Гималаи, скрыта от нас облаками истории. Загадочное происхождение поющих чаш вызывает большой интерес, хотя их история, подобно мистическим Гималаям, остается таинственной, сокрытой облаками. Существует несколько легенд относительно их появления. Духовный правитель Тибета, Пятый Далай Лама, свой первый дворец построил в Дрепунге и его трон был сделан в виде поющей чаши, поэтому их появление связывают с этим дворцом, называемом Кунгар Ава. Поющая чаша считается очень священной и 15 июля многие тибетцы приходят в монастырь Дрепунг, чтобы поклониться ей. Они верят в то, что человек, который слышит ее пение, никогда не попадет в нарак (ад). Другая легенда связывает их появление со странствующими буддистскими монахами, которые бродили по миру с чашей для подаяния в руках и в эту чашу им клали какую-либо еду или деньги и они с благодарностью должны были принимать любое, даже самое скудное пожертвование, это учило их принятию всего того, что дается свыше. Через это принятие они достигали очень высоких состояний, чувствуя единство со всем миром, переживали духовное рождение, обретали великий дар истинной любви. В соответствии с тибетской традицией Махаяны в прошлом было много Будд и многие придут в будущем. Следующий Будда известен под именем Майтрейя, имя которого переводится как «гармоничный резонанс». И, наконец, третья легенда, наиболее древняя, повествует о том, что самой первой религией на Тибете был шаманизм, и ламы получали Знание через непосредственное общение с Высшими Духами. И однажды им было сказано о том, что на Земле должны появиться особые предметы силы, посредством которых люди смогут общаться с Космическим разумом. И после долгих часов глубоких медитаций, они увидели, что этот предмет должен иметь форму чаши и состоять из сплава 8 элементов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова, восьмой же элемент оставался неизвестным. Монахи пытались изготовить чаши из первых семи металлов, но они не производили какого-либо значительного эффекта. Свершив особый ритуал, Верховные ламы обратились к Высшим Духам за помощью, чтобы они подсказали им, как правильно изготовить эти предметы Силы. В ответ на их просьбу на Землю, в район священной горы Кайлас, из Космоса был послан метеоритный дождь*, руда которого оказалась как раз тем недостающим элементом. После того, как ее включили в сплав, чаша стала издавать невероятное по силе и вибрации звучание. На религиозных церемониях тысячи монахов собирались в зале, исполняя ритуалы с тибетскими чашами. Посредством этих звуков они очищали пространство и снизводили чистые потоки энергии, которые воздействовали на сознание людей, делая их мысли более светлыми и добрыми. *Метеориты, падающие в Тибет, проходят через более тонкий слой кислорода и имеют несколько иные свойства, нежели метеориты, найденные в других низменных частях света. Этим и объясняется необычное звучание тибетских чаш. На Запад поющие чаши были впервые привезены с Гималаев только во второй половине XX века, после вторжения китайцев в Тибет в 1950-е годы. Вначале полагали, что это всего лишь ритуальные чаши для хранения неких особых веществ, использовавшихся в обрядах тибетских монахов, но затем обнаружилось, что они производят очень красивые и чистые звуки, богатые гармоническими обертонами. Их изготовляют из специального сплава (обычно включающего семь различных металлов — почему именно так, для нас остается тайной), от состава которого во многом зависят тембр и продолжительность звуков, извлекаемых из чаши. Кроме тибетских (родом с Гималаев) существуют также японские и тайские поющие чаши, и каждой разновидности присущи свое особое звучание, форма и функции. Однако самые чистые звуки и обертоны производят именно тибетские чаши. Поразительное мастерство древних ремесленников, которые уже много веков назад умели создавать произведения искусства, наделенные такой необыкновенной силой и звучностью, заслуживает огромного уважения и тщательного изучения. Настоящих, изготовляемых по старинной технологии, поющих чаш не делают уже почти полвека. Современные литые чаши далеко уступают по чистоте звучания древним образцам. 80—90% поющих чаш, встречающихся в продаже в наши дни, — фальшивки! Но, разумеется, человеку непосвященному трудно отличить подлинную чашу от поддельной. Существуют также кристаллические, кварцевые поющие чаши. Их производят в США. Выглядят они очень красиво и издают весьма своеобразный звук; такую чашу можно в точности настроить на определенный тон. Однако кварц обладает высокой звукопроводностью (достаточно вспомнить о кварцевых радиоприемниках). Стимуляция и релаксация Очевидно, что одни звуки способствуют накоплению сил, а другие — релаксации (то есть не стимулируют, но и не утомляют). Однако большинство привычных звуков в окружающей среде (уличный шум, гудение холодильника, флуоресцентных ламп, кондиционеров и так далее) действует на нас угнетающе, нарушая тонкое равновесие тела и психики. Все поюшие чаши оказывают гармонизирующее влияние, так что остается лишь выбрать между теми, чье звучание заряжает тело и разум энергией, и теми, чье звучание помогает расслабиться и освободиться от накопившегося напряжения. В настоящее время доступно множество аудиозаписей того и другого типа. Ключевую роль здесь играют громкость звука, а также качество и мощность динамиков. По структуре и длительности звуки могут быть расслабляющими, но если громкость слишком высока, их воздействие окажется прямо противоположным. Так что, если вы добиваетесь релаксации, звуки должны быть негромкими, приятно ласкающими слух и тело. Почему чаши поют? Характерный тембр чаши определяется ее формой и составом сплава, из которого она изготовлена. Настоящие тибетские чаши делали из сплава пяти, семи или девяти различных металлов – золота, серебра, свинца, ртути, олова, меди и железа. Минус серебро и золото, если пять металлов и плюс цинк и никель, если девять. Почему именно так? Трудно сказать, но ответ на этот вопрос становится отдаленно понятным, когда начинаешь «играть» на чаше, сделанной из одного металла или имеющей не такой богатый сплав. Чаша звучит. Но не так как тибетская. Не тот звук, нет богатства обер- и унтертонов. А значит, и нет того волшебного чудотворного влияния, которое она должна оказывать на человека. А вот на счет нечетного числа металлов сплава - сплошная загадка. Есть еще интересный факт. Согласно легендам, железо, входящее в состав этого сплава было метеоритным. Интересно, что метеориты, найденные в Гималаях, прошли через более тонкий слой атмосферы, а следовательно метеоритное железо Тибета по своим свойствам несколько отличается от железа других метеоритов. Ни этому ли фактору тибетские чаши обязаны своим мелодичным голосом. Пропорция драгоценных металлов в сплаве определяет чистоту и ясность основного тона, обертонов чаши, а также продолжительность ее звучания. Настоящая чаша после удара молоточком звучит долго и звук затихает постепенно. Именно затихает, а не обрывается внезапно. Форма звука чаши Хорошая чаша имеет правильную форму, все ее изгибы гармоничны. Ведь изменить звучание может буквально любая мелочь. Размер чаши, ширина обода, толщина стенок, соотношение диаметра донца и обода, все может улучшить, а может и испортить звук чаши. Например,чем толще стенка поющей чаше – тем богаче унтертона, чем тоньше – тем явственнее слышаться обертона. Интересно, что извлекая звуки из поющей чаши, исполнитель держит ее в руке или ставит на подставку. Если дно чаши слишком плоское, то на твердой поверхности она не будет резонировать как надо. В настоящее время выделяют 45 таких фундаментальных различий в конструкции и еще 23 дополнительных, то есть не менее 68. Становится понятным, что каждая чаша ручной работы - уникальна. Хорошая чаша не должна дребезжать и издавать лишние звуки. Настоящая чаша звучит продолжительно, чисто и ясно. Как заставить чашу петь? И все-таки, а как рождается чудо? Играя на пианино мы нажимаем клавиши, на гитаре - перебираем струны, чтобы зазвонил колокольчик надо просто потрясти его. А как "играть" на чашах? Чтобы помочь чаше запеть, используют молоточки и палочки различной величины, изготовленные из разных материалов. Чаще всего применяют гладкие деревянные палочки иногда с резиновой насадкой. Иногда встречаются маленькие металлические палочки или большие войлочные молотки. Но чаша - не ударный инструмент и стучать по ней не надо. Достаточно уверенно, но плавно потереть палочкой обод чаши и она запоет. Плавные круговые движения дают непрерывный основной тон. Интенсивность звучания можно изменять слегка варьируя скорость трения, угол наклона палочки и силу нажима на обод. Каждому углу наклона палочки соответствует свой звуковой диапазон. Если в чашу налить воды ее звучание изменится. Когда звук достигает определенной интенсивности, вода начинает разбрызгиваться и чаша уже не просто поет, а журчит. Были найдены водные поющие чаши - "чаши-фонтаны", возраст которых датируется 5 веком до нашей эры. Когда такая чаша заполнена водой до нужного уровня, стоит потереть ее обод по особой методике и вода начинает подниматься. На дне чаши "плавают" 4 рыбки с открытыми ртами и в конечном итоге вода поднимается из этих четырех точек и сливается в общий фонтан, который особой техникой игры можно увеличить до метра. Звук, который получается благодаря таким чашам не сравнить ни с чем. Используя несколько чаш разной величины, можно создать сложную музыкальную композицию в которой обертона гармонируют друг с другом. Некоторые исполнители приближают губы к ободу чаши - звук получается совершенно необыкновенным. Материал, из которого изготовлены молоточки и палочки тоже имеет значение. Металлические или твердые древесные палочки извлекают из чаши резкий чистый тон, войлочные молоточки дают мягкий умиротворяющий звук. Ну и конечно немаловажное значение имеет уровень мастерства того человека, который играет на чаше. Извлечь звук не сложно, а вот, чтобы овладеть техникой игры, которая заставит тело, разум и чувства слушателя и самого музыканта петь вместе с чашей - нужны годы. Подлинники и подделки Современные литые чаши из латуни очень сильно уступают древним по силе и чистоте звука. Те, настоящие, не просто делали из сплава семи металлов, - они были ручной работы. Каждая чаша, даже сделанная одним мастером, имела свой голос, пела чуть-чуть не так как другие. А изготовление современных чаш поставлено на поток. И даже среди них, - 80 процентов чаш сегодня - это подделки, иногда красивые, но........не поющие. Именно по чистоте звука и богатстве обертонов можно отличить настоящую чашу ручной работы от современной поточной. Древние чаши тоже могут звучать не в тон, но чаще всего это вызвано дефектами, изменившими начальную форму инструмента. Как жаль, но настоящих, изготовленных по древней технологии чаш не делают уже давно. Наверное, с того времени как китайцы вторглись в Тибет. В результате коммунистической военной оккупации Тибета в 50-х годах 20 века многие монастыри были разрушены, а знания о тибетских поющих чашах почти полностью исчезли. Звучание тибетских поющих чаш состоит из безграничного потока обертонов, которые образуют звуковые спирали, вращающиеся вокруг «действительного» (основного слышимого) звука. В основе такого взаимодействия обертонов лежит волновой принцип: два звуковых потока встречаются, образуют стоячую волну и растворяются в «океане» звуков. В отличие от механического повторения, характерного для минимализма, здесь каждая такая встреча – это отдельное, уникальное, событие, каждая немного, почти незаметно отличается от остальных. Прозрачное, насыщенное обертонами звучание поющих чаш – прекрасная энергетически насыщенная музыка для медитации и целительства. Техника игры на тибетских поющих чашах Чаша ставится на специальную подушечку, либо ставится донцем на вытянутые пальцы кисти или на кулак – важно, чтобы площадь соприкосновения чаши с подушкой или рукой была наименьшей, но она не двигалась с места. Затем другой рукой музыкант берёт стик (деревянную палочку из твёрдого дерева) и водит им по внешнему краю чаши. Стенки чаши начинают вибрировать, и она начинает «петь». Основной навык, которого надо добиться при обучении игре на чашах – чтобы стик не отрывался от поверхности чаши в процессе игры (напомню, чаша вибрирует. Чем громче звук – тем сильнее вибрация – тем сложнее удерживать стик на чаше). Слишком слабый нажим не сможет заставить чашу звучать, слишком сильный – будет глушить звук чаши. Динамика звучания варьируется скоростью движения стика по чаше и силой нажима. Чаши с толстыми стенками дают ясный, но тембрально бедный звук. Играть на них проще, потому что рука лучше чувствует металл. Чаши с тонкими стенками дают очень красивый и богатый саунд, но играть на них заметно сложнее, так как они более чувствительны к руке и стику. Кроме того, из чаш можно извлекать звук ударом стика по внешней стенке чаши – получается аналог колокола. Такой звук используется при выводе человека из медитации. Более эффектны в этих случаях тонкостенные чаши с богатым саундом.Применение на практике: Что такое Нада-тибетский звуковой массаж? Само название уже говорит само за себя - он основан на тибетских традициях, ни одно событие в Тибете не обходится без музыкального сопровождения. На основе древних знаний, а так же принципов описаных в Ригведе была разработана эта уникальная методика звукового массажа. В основе её лежит представление народов востока, что человек состоит из звука и он лежит в основе создания Вселенной. Вибрации звука всепроникающие, а так как наше тело состоит большей части из воды, а вода, как известно является проводником, то звук волнами расходится по всему телу. Нада-массаж проводится при помощи металлических чаш, которые накладываются на участки тела в определённом порядке. При помощи специальной ручки массажист касается чаши легким движением руки и она начинает вибрировать. Эта вибрация проникает в каждую клеточку Вашего организма, заставляя их слиться в один гармоничный звук. Под действием этой гармонии Ваше тело достигает наивысшего состояния расслабления. Как производится Нада-массаж? На ваше тело накладываются чаши, легким касанием массажист приводит чаши к вибрированию и ваше тело утопает в звуке, каждая клеточка начинает вибрировать в такт звука. Звук окутывает Вас, Вы прислушиваетесь и начинаете замечать, что он живет внутри Вас. Чаши помогают различить диссонас в нас и настроиться на одну волну всему организму. Чувство гармонии и целостности не покидает Вас. Все ограничения и блоки, которые Вы создали внутри себя рушатся. Медленно уходят все мысли и вы погружаетесь в состояние полнейшего расслабления. Даже находясь в сильнейшем стрессе вы через несколько минут почувствуете полное расслабление. Для достижения лучшего эффекта расслабления рекомендуется пройти 7 дневный курс массажа. В лечебных целях по мере достижения оздоровительного эффекта. Если прислушаться к звучанию чаш, то возникает внутренний диалог - интеллектуальный центр отключается и центр чувств активизируется. Это делает чаши прекрасным методом для медитации, концентрации и транса. Звуковые чаши используются очень активно в терапевтических целях для гармонизации человека, чтобы привести весь организм в равновесие. Терапевты, учителя йоги, музыкальные терапевты и музыканты, а так же медитирующие открыли для себя эти неземные звуки и используют их очень интенсивно в своей работе. В наш век, когда человек потерял связь с природой, когда его жизнь полностью подчинена жесткому ритму бытия, у него не осталось практически возможности находиться в гармонии с самим собой и окружаюшим миром. Заботы о хлебе насущном, беспокойство, стресс проникают настолько глубоко в сознание, что человек не может расслабиться ни днем ни ночью. Сюда добавляется еще неправильное питание, загрязнёные воздух и вода - и в результате человек заболевает. Тибетский звуковой массаж не только благоприятно действует на организм человека, но является ещё прекрасным терапевтическим методом. По восточным представлениям человек возник из звука. Если человек находится с миром в созвучии, тогда он может свободно раскрыть свои скрытые возможности и таланты, стать свободной личностью. Природные самовостановительные силы "просыпаются" и многие болезни уходят навсегда. Эксперимент. ^ : Семена гороха, система имитации живой природы,чаша.
![]() ![]() ![]() ![]() Посадили 2 семени гороха
![]() Ростки выросли в два раза 3) Ноябрь 28 ![]() 4) Ноябрь 30 ![]() Поливала обычной водой ![]() Поливала водой «вибрационной» 5) Декабрь 1 ![]() Ну а теперь можно сравнить ![]() 6) Декабрь 5 ![]() ![]() 7) Декабрь 6 ![]() 8) Декабрь 7 ![]() 9) Декабрь 9 ![]() 10) Декабрь 12 ![]() 11) Декабрь 16 ![]() 12) Декабрь 17 ![]() Горох, который поливали водой «вибрационной» выше и вырос быстрее. Заключение. Каждая клетка нашего организма как нота имеет свою вибрацию, каждый орган имеет свою музыкальная партию, а организм создает мелодию, которая влияет на окружающую среду и другие организмы. Наверное всем известен тот факт что готовить нельзя , если у тебя плохое настроение, ведь вибрация передается еде и влияет на ее вкусовые свойства. Или у людей живущих вместе многие биологические процессы проходят в один и тот же период. Например, ваше настроение может подстраиваться под настроение коллектива. Итак, бытовой шум и вибрация оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет. В связи с ростом бытовых вибраций можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема даже быть обязательно рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими. Я попыталась затронуть проблемы воздействия на человека и окружающую среду вибрации как позитивного так и негативного влияния .И я надеюсь, что впредь человек постарается защитить от воздействия вибрации не только себя но и природу. Ведь мой эксперимент наглядно показал , что от воздействия вибрации страдает не только человек но и растения. Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя. « Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все на век объединимся, Давайте наши души сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся ». Н.Старшинов |