|
Скачать 0.67 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 28 декабря 1998 г. N 383 О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Организация специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрение принципов комплексной системы лечения и реабилитации - неотложная задача здравоохранения. Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать общеобразовательную программу, в связи с чем примерно 50 процентов стойко неуспевающих в начальных классах переводятся в категорию умственно отсталых. Особую клиническую сложность представляют больные с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы при поражениях левого полушария. По далеко неполным данным в России ежегодно регистрируется около 400 тыс. инсультов, 30 процентов из них умирает. Из оставшихся в живых примерно 40 процентов имеют нарушения высших психических функций, в том числе речи, которые, как правило, сочетаются с психическими расстройствами и нарушением движений в правых конечностях, что в большинстве случаев приводит к тяжелой инвалидизации. Как правило, больные не только теряют трудоспособность, они не в состоянии себя обслуживать, дезорганизуют жизнь всей семьи, поскольку требуют за собой со стороны родственников постоянного надзора и ухода. Органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения проведена определенная работа по совершенствованию специализированной помощи лицам, страдающим различными нарушениями речи и других высших психических функций, органического и функционального генеза. В ряде поликлиник для детского и взрослого населения и скоропомощных неврологических, нейрохирургических отделениях больниц, психоневрологических диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях организованы логопедические кабинеты, восстановительные отделения. В Москве организована специализированная служба во главе с Центром патологии речи и нейрореабилитации, в котором проводится комплексное восстановительное лечение наиболее тяжелого контингента больных с нарушениями речи и других высших психических функций, возникших вследствие перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, страдающих логоневрозом (заиканием и др.), детей с задержками психо-речевого развития и др. Вместе с тем в целом по стране в организации специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций, имеются серьезные недостатки. Имеющаяся сеть логопедических кабинетов не полностью удовлетворяет потребности населения, оснащение и оборудование их не соответствует современным требованиям. Эпидемиологические исследования в регионах, позволяющие представить реальные показатели распространенности речевой патологии, не проводятся. В детских лечебно-профилактических учреждениях не уделяется должного внимания профилактике и выявлению речевых расстройств, не выделяются группы риска. Дети, нуждающиеся в специализированной помощи, через медико-педагогические комиссии направляются в образовательные учреждения, где практически отсутствует медицинская помощь. Недостаточно налажена взаимосвязь и преемственность между детской и взрослой логопедической службой, а также между учреждениями здравоохранения и образования. До сих пор не налажена четкая система подготовки, повышения квалификации и аттестации дефектологов, психологов и врачей, оказывающих помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций. Многие специалисты имеют недостаточную профессиональную подготовку. Не решены на должном уровне вопросы лицензирования, аттестации и сертификации учреждений и специалистов. С целью дальнейшего развития и совершенствования специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций, приказываю: 1. Ввести в действие: 1.1. Положение о логопеде (Приложение 1). 1.2. Положение об организации работы логопедического кабинета (Приложение 2). 1.2.1. Примерный перечень оборудования логопедического кабинета (Приложение 3). 1.3. Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами (Приложение 4). 1.4. Положение об организации работы стационарного отделения для лечения нарушений речи и других высших психических функций (Приложение 5). 1.5. Положение об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм) (Приложение 6). 1.6. Положение об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 7). 1.7. Штатные нормативы медицинского, педагогического и иного персонала психоневрологических учреждений и подразделений по оказанию специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций (Приложение 8). 1.8. Программу подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 9). 1.9. Методические рекомендации "Организация специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи (комплексная система лечения и нейрореабилитации)" (Приложение 10). 1.10. Нормы работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации (Приложение 11). 1.11. Нормы нагрузки врачей-психиатров учреждений и подразделений специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций (Приложение 12). 2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 2.1. Организовать деятельность специализированной службы помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций в соответствии с документами, утвержденными настоящим Приказом. 2.2. Организовать систематическую учебу медицинского, педагогического и другого персонала, участвующего в оказании специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций. 3. Возложить обязанности главного внештатного логопеда Министерства здравоохранения Российской Федерации на руководителя отделения патологии речи Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России профессора В.М. Шкловского. 4. Директору Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России профессору Краснову В.Н., главному внештатному логопеду Минздрава России профессору Шкловскому В.М.: 4.1. Обеспечить регулярное обучение специалистов для логопедической службы в соответствии с программой подготовки на курсах их тематического усовершенствования по патологии речи и нейрореабилитации. 4.2. Провести изучение структуры, динамики и распространенности в регионах страны речевой патологии среди детей, подростков и взрослых. Срок - до 2002 года. 4.3. Подготовить предложения по сертификации, лицензированию, аттестации и повышению квалификации дефектологов и медицинских психологов. Срок - июль 1999 года. 4.4. Подготовить предложения по проведению совместной коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по вопросу о состоянии и совершенствовании специализированной помощи лицам, страдающим нарушениями речи и других высших психических функций, подготовке кадров. Срок - до 01.07.99. 5. Считать не действующими на территории Российской Федерации Приказы Министерства здравоохранения СССР от 08.04.85 N 465 "О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи", от 24.07.85 N 981 "Об утверждении внештатного главного специалиста и создании комиссии по вопросам логопедии Минздрава СССР" и от 19.08.85 N 1097 "Об утверждении расчетных норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов". КонсультантПлюс: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.И. Вялкова. Министр В.И.СТАРОДУБОВ Приложение 1 Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 ^ 1. Общие положения 1.1. Логопед - специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии. 1.2. В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава России, Минобразования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением. 1.3. Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю. 1.4. Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 2. Обязанности 2.1. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. 2.2. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.). 2.3. В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными. 2.4. По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами. 2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях. 2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения. Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами. 2.7. Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10 - 12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда. 2.8. В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением. 2.9. Повышает свою квалификацию по дефектологии на циклах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет. 2.10. Внедряет в практику современные методы логопедической помощи. 3. Права 3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы. 3.2. Участвует в работе общественных профессиональных организаций. 4. Ответственность логопеда В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А.КАРПЕЕВ Приложение 2 Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 ПОЛОЖЕНИЕ ^ 1. Логопедический кабинет организуется в составе: территориальной поликлиники для детского, подросткового и взрослого населения; психоневрологического диспансера; психоневрологического, неврологического, нейрохирургического отделений многопрофильной городской, областной (окружной, краевой, республиканской) больницы и других лечебно-профилактических учреждений. 2. Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-восстановительную, психологическую и социальную помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций. 3. Организационно-методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. 4. Штаты персонала логопедического кабинета утверждаются в установленном порядке. 5. На должность логопеда кабинета назначается специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности - логопедия, имеющий соответствующий сертификат. 6. В кабинете оказывается логопедическая помощь детскому, подростковому и взрослому населению с нарушениями речи и других высших психических функций различного генеза. 7. Основными задачами логопедического кабинета являются: - консультативно-диагностическая работа и отбор больных для лечения в кабинете; - проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий; - привлечение родственников больного к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье. 8. Для обеспечения выполнения основных функций и задач кабинетов должны быть предусмотрены: помещение для приема пациентов, помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий, помещения для психолога, социального работника и другого персонала. Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования логопедического кабинета. 9. В кабинете ведется учетная и отчетная документация. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А.КАРПЕЕВ Приложение 3 Утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 ^ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ┌──────┬─────────────────────────────────────────────┬───────────┐ │N п/п │ Наименование оборудования │Количество │ ├──────┼─────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ │ I. Помещение и дизайн │ │ │ │ │ │ │ 1. │Помещение для организации приема больных│ 1 │ │ │площадью 14 - 20 кв. м │ │ │ 2. │Помещение для индивидуальных и групповых│ 1 │ │ │логопедических занятий площадью 30 - 40 кв. м│ │ │ 3. │Помещение для социального работника и│ 1 │ │ │медицинской сестры площадью 15 - 20 кв. м │ │ │ 4. │Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен,│в соответ- │ │ │декоративные растения, ковровые покрытия,│ствии с │ │ │напольные вазы, картины, эстампы и пр.) │возможнос- │ │ │ │тями │ │ │ │ │ │ │ II. Аппараты и приборы │ │ │ │ │ │ │ 1. │Прибор тонометрический │ 1 │ │ 2. │Секундомер │ 1 │ │ 3. │Аудио комплекс: │ │ │ │Магнитофон кассетный 0 - 1 класса │ 1 │ │ │Звуковой усилитель мощностью до 50 Вт с│ 1 │ │ │эквалайзером │ │ │ │Система стереофоническая мощностью │ │ │ │50 - 100 Вт │ 1 │ │ │Наушники стереофонические │ 10 │ │ 4. │Диктофон │ 1 │ │ 5. │Магнитофонные кассеты │ 15 │ │ 6. │Метроном │ 1 │ │ 7. │Диапроектор для слайдов │ 1 │ │ 8. │Экран │ 1 │ │ 9. │Наборы слайдов │ 1 │ │ 10. │Экспериментально-логопедические методики │ 10 │ │ 11. │Зеркало ручное │ 10 │ │ 12. │Зеркало настенное │ 1 │ │ 13. │Видеомагнитофон │ 1 │ │ 14. │Кассеты для видеомагнитофона │ 10 │ │ 15. │Набор настольных игр для детей │ 2 │ │ 16. │Набор игрушек для детей │ 2 │ │ 17. │Телевизор │ 1 │ │ 18. │Персональный компьютер с программным│ 1 │ │ │обеспечением марки IBM │ │ │ 19. │Видеокассеты с программами по восстановлению│ │ │ │речи и других высших психических функций │ │ │ │ │ │ │ │ III. Медицинский инструментарий │ │ │ │ │ │ │ 1. │Ножницы прямые │ 3 │ │ 2. │Пинцет анатомический │ 1 │ │ 3. │Фонендоскоп комбинированный │ 1 │ │ 4. │Набор логопедических зондов и шпателей │ 2 │ │ 5. │Набор - укладка для оказания неотложной│ 1 │ │ │медицинской помощи │ │ │ │ │ │ │ │ IV. Предметы ухода за пациентами │ │ │ │ │ │ │ 1. │Банка стеклянная для термометров и шпателей │ 2 │ │ 2. │Пипетка глазная │ 5 │ │ 3. │Стаканчик для приема лекарств │ 5 │ │ 4. │Тазик эмалированный почкообразный │ 1 │ │ 5. │Термометр медицинский максимальный │ 2 │ │ 6. │Ведро педальное │ 2 │ │ │ │ │ │ │ V. Специальная мебель и оборудование │ │ │ │ │ │ │ 1. │Кушетка смотровая │ 1 │ │ 2. │Стол логопеда │ 1 │ │ 3. │Стол медицинской сестры │ 1 │ │ 4. │Шкаф для медицинских инструментов │ 1 │ │ 5. │Столик для инструментов │ 1 │ │ 6. │Ящик для картотеки │ 2 │ │ │ │ │ │ │ VI. Бытовая мебель и оборудование │ │ │ │ │ │ │ 1. │Кресло мягкое │ 10 │ │ 2. │Стул полумягкий │ 8 │ │ 3. │Шкаф для одежды │ 1 │ │ 4. │Шкаф книжный │ 2 │ │ 5. │Полка книжная │ 3 │ │ 6. │Столик журнальный │ 2 │ └──────┴─────────────────────────────────────────────┴───────────┘ Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А.КАРПЕЕВ Приложение 4 Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 ПОЛОЖЕНИЕ ^ С АФАЗИЯМИ, ДИЗАРТРИЯМИ И ЛОГОНЕВРОЗАМИ Дневной стационар для больных с дизартрией и афазией 1. Дневной стационар на 25 - 30 мест является структурным подразделением учреждения здравоохранения и предназначен для специализированной помощи лицам с нарушениями речи и других высших психических функций. 2. Предназначен для лечения больных, которым по их состоянию не противопоказано самостоятельное передвижение по городу, но требуются меры нейрореабилитации, по объему и интенсивности, приближенные к условиям стационара. 3. Режим посещений и продолжительность курса лечения назначается врачом соответственно соматическому состоянию пациента (от 2 до 6 раз в неделю). Курс лечения до 90 дней. 4. Организуется в составе Центра патологии речи и нейрореабилитации, в территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях. 5. Основные задачи: - комплексное восстановительное лечение больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазией, дизартрией, нарушением письма, чтения, счета, праксиса и гнозиса), вследствие сосудистых, травматических, нейроинфекционных заболеваний центральной нервной системы, а также оперативных вмешательств на головном мозге; - уточнение диагноза и решение экспертных вопросов в случаях, требующих длительного наблюдения пациентов врачами, дефектологами и психологами; - трудовая и бытовая реабилитация пациентов, оказание им социально-правовой помощи. 6. Комплексное лечение и нейрореабилитация пациентов осуществляется с использованием: медикаментозного лечения, ежедневной логотерапии (индивидуальные и групповые занятия), нейропсихологической диагностики, лечебной физкультуры, массажа и других методов реабилитации. Дневной стационар для больных с логоневрозами 1. Предназначен для комплексного лечения и реабилитации больных с логоневрозами (заикание и др.). 2. Рассчитан на одновременное пребывание в течение дня 20 - 30 пациентов. Курс лечения составляет 90 дней, из них: 45 дней в дневном стационаре, где занятость больных в лечебном процессе 6 - 7 часов ежедневно, и 45 дней в амбулаторных группах, которые функционируют в свободное от работы и учебы вечернее время 3 раза в неделю. Организуется в Центре патологии речи и нейрореабилитации, территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях. 3. При дневном стационаре создаются также группы поддерживающей терапии для больных, прошедших полный курс лечения, где осуществляется закрепление навыков, полученных в дневном стационаре и амбулаторной группе. Группы работают в вечернее время с посещением занятий 3 раза в неделю. 4. Пациенты формируются в группы, состав которых в течение курса лечения не меняется (закрытые группы). 5. Основные задачи: - проведение комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических мероприятий, психотерапии и др.; - восстановление речевой и коммуникативной функции и психологической адаптации пациентов. 6. Лечебные мероприятия включают в себя медикаментозную терапию, индивидуальные и групповые занятия с логопедами, психологами, психотерапию, рефлексо-, физиотерапию и др. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А.КАРПЕЕВ Приложение 5 Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 ПОЛОЖЕНИЕ ^ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ 1. Общие положения 1.1. Отделение является структурным подразделением Центра патологии речи и нейрореабилитации, многопрофильной больницы или другого лечебно-профилактического учреждения. 1.2. Штаты персонала отделения утверждаются в установленном порядке. 1.3. Организационно-методическое руководство отделением для лечения нарушений речи и других высших психических функций осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. 1.4. Работа персонала отделения регламентируется приказами, распоряжениями, перечнем функциональных обязанностей, распорядком дня и планом работы отделения, утверждаемыми администрацией лечебно-профилактического учреждения. 1.5. Содержание помещений, оборудования, учебных кабинетов, обеспечение лечебными средствами и учебно-методическими пособиями, исходя из специфики медико-педагогического процесса, обеспечиваются администрацией лечебного учреждения по заявкам заведующего отделением. 2. Основные задачи 2.1. Отделение предназначено для обеспечения медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановительное лечение и нейрореабилитацию больных с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций. 2.2. Показаниями к комплексному восстановительному лечению в отделении являются нарушения речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии и др.), возникшие в результате перенесенных церебральных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др., сопутствующие соматические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата (парезы, параличи), тяжелые случаи логоневрозов (заикания) и др. 3. Порядок госпитализации и пребывания в отделении 3.1. Госпитализация пациента в отделение осуществляется добровольно (по его просьбе или с его согласия) в плановом порядке по направлению отборочной комиссии. 3.2. После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются на госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских показаний. 3.3. Пребывание пациентов в отделении регламентируется установленными в отделении правилами. 3.4. Срок пребывания пациента в стационаре определяется объемом медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий и составляет от 45 до 90 дней. 3.5. Показания к продлению срока лечения и повторной госпитализации определяются комиссионно - врачом совместно с логопедом и нейропсихологом. 3.6. В комплекс мер по нейрореабилитации включаются ежедневно 2 - 3 индивидуальные и 1 групповое логопедические занятия (с учетом соматического состояния пациента). Осуществляется динамическое наблюдение за соматическим и психическим состоянием больного, фармако-, физио-, иглорефлексотерапия, массаж, ЛФК и др. 4. Отчетность 4.1. Заведующий отделением проводит анализ качества и эффективности проводимого в отделении восстановительного лечения и по его данным отчитывается перед администрацией лечебно-профилактического учреждения. 4.2. Ежегодный статистический отчет о работе отделения сопровождается составлением объяснительной записки. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А.КАРПЕЕВ Приложение 6 Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 ПОЛОЖЕНИЕ ^ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ИНСУЛЬТОВ ^ 1. Стационар на дому является структурным подразделением Центра патологии речи и нейрореабилитации, многопрофильной больницы или другого лечебно-профилактического учреждения. 2. Стационар на дому обеспечивает проведение комплексных медицинских, нейропсихологических и педагогических мероприятий, направленных на восстановление у больного высших психических функций, опорно-двигательного аппарата, навыков санитарной гигиены и самообслуживания. 3. Штаты персонала стационара на дому утверждаются в установленном порядке. 4. В задачу стационара на дому входит оказание комплексной нейрореабилитационной помощи больным, состояние которых отягощено сопутствующими соматическими заболеваниями, исключающими возможность самообслуживания и самостоятельного передвижения, и значительно препятствующими осуществлению восстановительного процесса в условиях суточного стационара. 5. В стационар на дому больные поступают по направлению отборочной комиссии. 6. На отборочную комиссию пациенты направляются врачами и логопедами лечебно-профилактических учреждений по завершении стационарного лечения по поводу острого периода заболевания. 7. Курс лечения в стационаре на дому составляет 90 дней. Осмотры больных на дому проводятся врачами (неврологом и терапевтом) не реже 1 раза в две недели. Дополнительно по показаниям назначаются осмотры нейропсихолога, психиатра. В зависимости от состояния больного логопедические занятия проводятся от 1 до 3 раз в неделю. 8. Программа восстановительного лечения в стационаре на дому наряду с медикаментозной терапией предусматривает индивидуальные логопедические занятия, массаж, лечебную физкультуру, психотерапию, в том числе семейную, и социальную работу. 9. Врачи стационара на дому работают во взаимодействии с участковыми терапевтами и неврологами. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А.КАРПЕЕВ Приложение 7 Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 ПОЛОЖЕНИЕ ^ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ 1. Центр патологии речи и нейрореабилитации является либо лечебно-профилактическим учреждением, либо организуется в составе городской (областной, краевой, республиканской) многопрофильной больницы или другого лечебно-профилактического учреждения на функциональной основе. 2. Штаты Центра утверждаются в установленном порядке. Руководство Центром, являющимся лечебно-профилактическим учреждением, осуществляется директором (главным врачом) и его заместителями по лечебной и педагогической работе. 3. Научно-методическое руководство Центром осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением администрации субъекта Российской Федерации. 4. Основные задачи: - диагностика, оказание комплексной медицинской, медико-педагогической, медико-психологической и социальной помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями коммуникации и общения, сопутствующими соматическими и неврологическими расстройствами, в том числе двигательными, возникшими в результате перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и других поражений головного мозга; - разработка и внедрение в практику диагностического обследования нарушенных функций, определение оптимального объема медицинских, психологических и педагогических мероприятий, составление адекватных лечебно-восстановительных комплексных программ, программ курсового комплексного восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж и др.), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации; - обеспечение организационно-методического руководства специализированной логопедической и нейрореабилитационной службой в регионе с целью обеспечения преемственности в работе ее подразделений и поэтапного восстановительного лечения больных; - разработка и апробация новых способов и методов лечения, коррекции, нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры; - разработка и внедрение в практику лечебных учреждений методов диагностики медицинских, психологических, педагогических и социальных аспектов нейрореабилитации, разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм; - проведение циклов повышения квалификации для специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации; - организация культурно-эстетических программ для больных с различными видами нарушений общения, коммуникации, речи и других высших психических функций. 5. Примерная структура Центра: - консультативно-диагностическое отделение; - стационарное отделение с профилизацией коек по возрасту пациентов; - стационар на дому для больных с афазиями и дизартриями; - дневной стационар для больных с афазиями и дизартриями; - дневной стационар для больных логоневрозами; - амбулаторное детское отделение с дневным стационаром; - фониатрическое отделение; - отделение ЛФК и массажа; - отделение функциональной диагностики; - физиотерапевтическое отделение; - организационно-методический отдел. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А.КАРПЕЕВ Приложение 8 Утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 383 |