|
Скачать 45.06 Kb.
|
Содержание
Причины попадания детей и подростков в ДТПФормирование культуры безопасного поведения |
Типичные травмы детских дорожно-транспортных происшествий В Российской Федерации детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями. По данным исследований, проводившихся в последние три года, почти 80% детей, попавших в ДТП, получили серьёзные черепно-мозговые травмы. Четверть пострадавших - переломы конечностей, ключицы, бедра и др. Практически каждый десятый ребенок - множественные ушибы, 4% - травмы живота. Травмы, полученные детьми- пассажирами - 75% - ушибы лица, головы, ног, 15% травм приводят к смертельному исходу. Черепно-мозговая травма получается "двойной": сначала автомобиль, сбивая ребенка, опрокидывает его на капот, а затем тело падает на проезжую часть. В результате происходят два удара. Причем больше опасен второй удар: при падении дети ударяют чаще всего голову (соотношение веса головы к общей массе тела у ребенка больше, чем у взрослого). Тяжелыми бывают травмы и при ударе об острые углы и грани, а также жесткие конструкции автомобиля. Последствия автотравм оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения, и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый травмированный ребенок проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет. Некоторые остаются инвалидами на всю жизнь. ^
Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дети бегут по диагонали, смотрят при этом только вперед, не замечая приближающегося транспорта, и попадают в ДТП. ^ детей и подростков на дороге Можно провести параллель между ростом ДТП с участием детей и неэффективным преподаванием основ безопасного поведения на дорогах в школах. Неэффективность обучения детей безопасному поведению на дорогах определяется тем, что данное обучение сводится к простой передаче информации о правилах дорожного движения. Эффективным такое обучение станет тогда, когда оно будет направлено на формирование практических умений безопасного поведения на дороге с учетом причин попадания школьников в ДТП и их возрастных и психологических особенностей, на основе анализа ситуаций, чаще всего приводящих к детскому травматизму. Учет причин ДТП с участием детей и их психологических и возрастных особенностей является основным условием эффективности обучения детей, т.к. знания о правилах дорожного движения сами по себе ничего не дают. Для того, чтобы эти знания определяли поведение ребенка на дороге, они должны стать его убеждениями, т.е. эмоционально окрашенными суждениями, мотивирующими соответствующие практические действия. Ребенок тогда будет безукоснительно выполнять правила дорожного движения, когда он будет осознавать необходимость в их выполнении и получать удовольствие от точного соблюдения. 1. Фиксирование внимания на дороге, даже если ребенок сталкивается с этим несколько раз в день. Через средства обучения до ребенка следует донести мысль о необходимости включения в сознание специального сигнала: "Внимание, дорога!", т.е. находясь рядом с дорогой ему нужно прервать разговор, переключить свои мысли на дорогу и быть максимально собранным. 2. "Сканирование" ситуации на дороге с целью ее объективной, всесторонней оценки по определенным параметрам: - типичная или нетипичная ситуация; - выделение основных объектов, определяющих безопасность на дороге: наличие светофора, его исправность; - при отсутствии светофора мощность потока машин; - наличие объектов, мешающих правильно оценить ситуацию; - вероятность появления неожиданного фактора: машины "скорой помощи", машины из-за плохо просматриваемого поворота; - плохие погодные условия; - темное время суток, и т.д. 3. Включение процессов долгосрочной памяти для того, чтобы вспомнить правило в соответствии со складывающейся ситуацией. 4. Реализация алгоритма через механизм внутреннего планирования и самоконтроля своих действий. Ребенок должен четко осознавать не только, что он делает и зачем, но и брать на себя ответственность за все свои действия. 5. Выход из ситуации, переключение внимания на другие объекты, "отключение сигнала: "Внимание, дорога!" |