Конкурсные задания
для проведения
муниципального этапа
олимпиады
На муниципальном этапе олимпиады школьники участвуют в двух турах:
1. Теоретический тур
30 тестов, не требующие обоснования ответа
3 тестовые задачи, требующие обоснования ответа
Продолжительность тура: 2-2,5 часа
2. Практический тур
публичное представление сообщения подготовленного заранее реферата
Продолжительность: 5-7 минут на одно выступление
«бланк для моделирования научного исследования», соответствующий теме данного выступления
^
I. Тестовые задачи, не требующие обоснования ответа
1. Процесс разложения органических остатков в почве под влиянием комплекса биотических и абиотических факторов внешней среды?
а) деструкция
б) гумификация
в) стратификация
г) эвтрофикация
^
а) гомеостазом
б) дегрессией
в) выживаемостью
г) хомингом
3. Эдафобионтами называют организмы, обитающих:
а) в селитебном ландшафте
б) в почве
в) под корой деревьев
г) под поверхностной пленкой воды
^
а) общее количество особей на данной территории, или в данном объеме
б) среднее число особей на данной территории или в данном объеме
в) среднее число особей на единицу пространства
г) максимальное число особей на данном пространстве
^
а) технически – допустимый выброс
б) приведенный выброс
в) биологически допустимый выброс
г) экологический выброс
^
а) ивы и березы
б) хвощи и плауны
в) мхи и лишайники
г) пшеница и горох
^
а) синантропные
б) эндемичные
в) эдификаторы
г) рецессивные
^
а) влажной почвы
б) песчаной почвы
в) болотной почвы
г) почвы, измененной пожарами
^
а) сначала исчезают травы, затем древесно-кустарниковые виды
б) сначала исчезают мхи и лишайники, затем травяно-кустарниковые ярусы, древесные всходы
в) сначала исчезают крупные старые деревья, затем кустарники, потом травы
г) сначала исчезают водоросли и травы, затем грибы и деревья
^
а) развитие НТР и удовлетворение потребностей человечества
б) развитие человечества, при котором удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений
в) развитие человечества в условиях НТР
г) здесь нет правильного ответа
^
а) карликовую березу (ерник)
б) голубику
в) морошку
г) волчье лыко
^
а) деструкция
б) оподзоливание
в) стратификация
г) гумификация
^
а) сапропель
б) сланцы
в) мицелий
г) гумус
^
а) вода
б) углекислый газ
в) почва
г) кислород
^
а) на поверхности земли
б) в кронах деревьев
в) в прибрежной зоне водоемов
г) в почве
^
а) экосистемными
б) трофическими
в) конкурентными
г) вертикальными
^
а) нишей
б) рангом
в) ярусом
г) спектром
18. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда:
а) консумент
б) доминант
в) редуцент
г) продуцент
^
а) подземные воды
б) атмосферная влага
в) химически связанная влага
г) ледники Арктики и Антарктики
^
а) силикоз
б) гепатит
в) астма
г) дерматит
^
а) минеральные удобрения
б) солнечная радиация
в) органические удобрения
г) сельскохозяйственные машины
^
а) 1 – 10 место
б) 10 – 20 место
в) 30 – 40 место
г) 50 – 60 место
23. Какой из перечисленных факторов не влияет на развитие цивилизации:
а) рост населения и развитие биосферы
б) ресурсные предпосылки материального производства
в) космические явления и процессы
г) исчезновение отдельных видов животных
^
а) снижение доходов населения
б) рост заболеваемости
в) рост рождаемости
г) увеличение миграционных процессов
^
а) на локальном, региональном, а затем на глобальном уровнях
б) на региональном, локальном, а затем на глобальном уровнях
в) на глобальном, региональном, а затем на локальном уровнях
г) на всех уровнях одновременно
^
а) болото
б) прибрежная, затопляемая при разливе зона водоема
в) пресноводный водоем с текучей, постоянно сменяющейся водой
г) сухая степь с засоленными почвами
^
а) количество загрязняющего вещества в окружающей среде, оказывающего минимальный угнетающий эффект
б) количество вещества, которое разрешается выбрасывать предприятиям в окружающую среду
в) максимальное количество вещества, содержание которого не ведет к гибели организма
г) максимальное количество вещества, которое может переносить организм или сообщество
^
а) экологическим мониторингом
б) санитарно-гигиеническим исследованием
в) экологической экспертизой
г) экономико-правовой экспертизой
^
а) спелые леса
б) леса, поврежденные токсикантами
в) нефть
г) почвы, разрушенные эрозией
^
а) 2 чел.
б) 3 чел.
в) 4 чел.
г) 5 чел.
^
|
òШИФР ò
|
заполните здесь ð
|
фамилияò
|
имяò
|
классò
|
|

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачёркиваний
|
|
тема
|
агроэкология
|
|
1
|
Продуктивность сельскохозяйственных культур зависит от многих факторов. Наивысшая продуктивность достигается при совокупности оптимальных факторов для роста и развития растений. Выпадение, даже частичное, только одного из этих факторов приводит к значительному недобору продукции. Из перечисленных ниже факторов наиболее экологически опасным является:
|
|
а
|
Применение минеральных удобрений и средств защиты растений
|
|
б
|
Система обработки почвы
|
|
в
|
Солнечная радиация и температурный режим
|
|
г
|
Селекция сельскохозяйственных культур и ведение севооборотов
|
ответ
|
|
выберите и обоснуйте ответ (за границы бланка не выходить!)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
òШИФР ò
|
заполните здесь ð
|
фамилияò
|
имяò
|
классò
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачёркиваний
|
тема
|
Прикладная экология
|
2
|
В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
|
а
|
к смене лесных экосистем болотными
|
б
|
к опустыниванию или полному разрушению экосистем
|
в
|
к увеличению доли более ценных точки зрения хозяйства пород деревьев
|
г
|
к процессу превращения в почве органических остатков в гумус
|
ответ
|
|
выберите и обоснуйте ответ (за границы бланка не выходить!)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
òШИФР ò
|
заполните здесь ð
|
фамилияò
|
имяò
|
классò
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачёркиваний
|
тема
|
агроэкология
|
3
|
Как правило, в искусственных экосистемах, особенно в агроценозах, численность вредителей сельскохозяйственных культур при массовых вспышках их размножения многократно превосходит их таковые в естественных сообществах. Главной причиной такой разницы является:
|
а
|
Высокое биологическое разнообразие агроценозов
|
б
|
Чередованием разных культур в соответствии с севооборотом
|
в
|
Огромные пространства, занятые одной культурой (монокультуры)
|
г
|
Невысокая продуктивность агроценозов
|
ответ
|
|
выберите и обоснуйте ответ (за границы бланка не выходить!)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерные темы
рефератов практического тура для 9х классов
Направление: Агроэкология
Изучение почв г. N
|
Влияние компьютера на живые организмы
|
Исследование воздействия фитонцидов на вредителей культурных растений
|
Сельский приусадебный участок как форма агроценоза
|
Направление: Гидроэкология
Макрозообентос прудов в парке г. N
|
Изучение влияния воды из городских водоемов г. N на жизнедеятельность и размножение дафний
|
Состояние зообентоса устьевого участка реки N и оценка качества воды
|
Определение степени антропогенного загрязнения г. N методом фитоиндикации
|
Зооперифитон малых реки N как показатель их экологического состояния
|
Направление: ^
Анализ источников загрязнения на территории жилого квартала города N
|
Изучение видового разнообразия земных насаждений и их роль в экологическом состоянии города N
|
Ликвидация несанкционированной свалки в с. N
|
Расчетная оценка качества атмосферного воздуха в городе N
|
Направление: ^
Влияние химических загрязнений в снегу в г. N
|
Бутилированная вода как альтернативный источник питьевого водоснабжения г. N
|
Загрязнение поверхностных вод г. N
|
Экологическое состояние родников г. N
|
Использование местных водных ресурсов в водоснабжении г. N
|
Изучение влияния выхлопных газов автотранспорта на уровень токсичности талых вод
|
Направление: ^
Мониторинг состояния популяций мелких млекопитающих заповедника N
|
Переработка растительного опада с помощью кольчатых червей
|
Видовой состав и условия обитания муравьёв на территории лесничества
|
Видовое разнообразие птиц и млекопитающих городских мусорных свалок г. N
|
Наблюдения за миграциями птиц на юге г. N
|
Направление: ^
Проект организации памятника природы “N”
|
Изучение и пропаганда охраны растительного мира природного парка “N”
|
Анализ состояния атмосферного воздуха в городе N методом лихеноиндикации
|
Лишайники как биоиндикаторы состояния памятника природы “N”
|
Влияние древоразрушающих грибов на продуктивность лесных насаждений различного возраста
|
Направление: ^
Оценка жизненного состояния древестных насаждений на территории МОУ «N»
|
Влияние засоления на процессы роста растений
|
Моделирование климата планеты (использование лесообразующих пород для регулирования климата)
|
Растения-пионеры на рекультивированных участках карьера N
|
Направление: ^
Мониторинг состояния здоровья школьников старших классов
|
Изменение функционального состояния организма школьников
|
Влияние информационных нагрузок (работа с компьютером) на умственную работоспособность и физиологические параметры организма старшеклассников
|
Влияние шума на познавательные процессы школьников
|
Экологические проблемы и общественная реакция на них в условиях социального и экономического кризиса
|
Трансгенные продукты питания и здоровье человека
|
Экологические аспекты функциональных показателей и оценка адаптационных резервов учащихся
|
Проблема загрязнения продуктов питания пестицидами и эффективные методы ее решения
|
|