3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon

3. Химия и организм человека Закрепление 1





Скачать 157.19 Kb.
Название 3. Химия и организм человека Закрепление 1
Дата конвертации 05.04.2013
Размер 157.19 Kb.
Тип Документы
Тема 3. Химия и организм человека

Закрепление 2.3.1

« Биологические полимеры – белки».

Задания части А.

 

Выберите один правильный ответ.

1*. Белки относят к группе биополимеров, так как они:

1) отличаются большим разнообразием

2) играют большую роль в клетке

3) состоят из многократно повторяющихся звеньев

4) имеют большую молекулярную массу

 

2*. Мономерами молекул белка являются

1) нуклеотиды

2) аминокислоты

3) моносахариды

4) липиды

 

3*. Полипептиды образуются в результате взаимодействия

  1. 1)      азотистых оснований

  2. 2)      липидов

  3. 3)      углеводов

  4. 4)      аминокислот

 

4*. От вида числа и порядка расположения аминокислот зависит

  1. 1)      последовательность триплетов РНК

  2. 2)      первичная структура белков

  3. 3)      гидрофобность молекул жиров

  4. 4)      гидрофильность моносахаридов

 

5*. В составе клеток всех живых организмов входит

  1. 1)      гемоглобин

  2. 2)      белок

  3. 3)      хитин

  4. 4)      клетчатка

 

6*. Последовательность расположения аминокислот в молекул белка определяется

  1. 1)      расположением триплетов в молекуле ДНК

  2. 2)      особенностью строения рибосомы

  3. 3)      набором рибосом в полисоме

  4. 4)      особенностью строения Т-РНК

 

7*. При обратимой денатурации молекул белка происходит

  1. 1)      нарушение его первичной структуры

  2. 2)      образование водородных связей

  3. 3)      нарушение его третичной структуры

  4. 4)      образование пептидных связей

 

8*. Способность молекул белка образовать соединения с другими веществами определяет их функцию

  1. 1)      транспортную

  2. 2)      энергетическую

  3. 3)      сократительную

  4. 4)      выделительную

 

 

9*. Какую функцию в организме животных выполняют сократительные белки?

1)       транспортную

2)       сигнальную

3)       двигательную

4)       каталитическую

 

10*. Органические вещества, ускоряющие процессы обмена веществ,-

1)       аминокислотные

2)       моносахариды

3)       ферменты

4)       липиды

 

  11*. Какую функцию не выполняют в клетке белки?

1)       защитную

2)       ферментативную

3)       информационную

4)       сократительную

Задания части В.

 

Выберите три правильных ответа из шести.

 

1*. Каковы особенности строения и свойств молекул белков?

А) имеет первичную, вторичную, третичную, четвертичную структуры.

Б) имеют вид одиночной спирали

В) мономеры-аминокислоты

Г) мономеры-нуклеотиды

Д) способны к репликации

Е) способны к денатурации

Задания части С.


Дайте полный развернутый ответ.

1*. Ферменты теряют свою активность при повышении уровня радиации.

Объясните, почему.

 

Закрепление 2.3.2

Тема: Витамины

Выберите правильный ответ.

1. Дефицит этого витамина приводит к рахиту, при котором нарушается кальциево-фосфорный обмен, размягчаются кости.

  1. витамин A

  2. витамин C

  3. витамин D

  4. витамин K

2. С незапамятных времен известна куриная слепота, для которой характерно ухудшение зрения в сумерках. В прошлом веке была установлена связь между куриной слепотой и дефицитом жира в питании, а в 1916 году в жирах обнаружили фактор, предупреждающий развитие куриной слепоты, который назвали ...

  1. витамин D

  2. витамин A

  3. витамин C

  4. витамин K
^
3. Этот витамин улучшает циркуляцию крови, витамин молодости
  1. витамин C
  2. витамин D
  3. витамин Е
  4. витамин A

4. Играет важную роль регуляции минерального, углеводного, жирового и водного обменов.

  1. витамин C

  2. витамин D

  3. витамин B1

  4. витамин K

5. Длительное отсутствие этого витамина в пище приводит к цинге – тяжелому заболеванию, для которого характерно общее нарушение обмена веществ.

  1. витамин K

  2. витамин C

  3. витамин D

  4. витамин B₁

6. В реакции свертывания крови принимает участие витамин

  1. витамин C

  2. витамин D

  3. витамин K

  4. витамин B1

7. Вместе с витамином В₁₂ участвует в формировании красных кровяных телец

  1. A

  2. B₉

  3. C

  4. K

8. Поддерживает кожу в здоровом состоянии, благотворно влияет на память

  1. A

  2. D

  3. E

  4. B₃

9. Он способствует усвоению витамина С

  1. Р

  2. В2

  3. А

  4. К

10. Отсутствие витаминов называется ...

  1. авитаминоз

  2. гиповитаминоз

  3. гипервитаминоз

11. Учёный, впервые открывший витамины ...

  1. К. Функ

  2. Н. Лунин

  3. Д. Ивановский

12. Участвует в выработке гормонов, ферментов, веществ нервной системы

  1. Р

  2. В2

  3. А

  4. В₆

13. Необходим для образования кислот в организме

  1. D

  2. В₁2

  3. А

  4. Е

14. Улучшает ночное зрение

  1. D

  2. В2

  3. В₆

  4. К

15. Недостаток витаминов называется ...

  1. авитаминоз

  2. гиповитаминоз

  3. гипервитаминоз

Закрепление 2.3.3

Задания из дополнительной литературы по теме « Белки».

 

Выберите один правильный ответ:

 

  1. 1.      Определите признак, по которому все нижеперечисленные соединения, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите «лишние» среди них химическое соединение.

1) пепсин 5) каталаза

2) коллаген 6) мальтаза

3) кератин 7) гемоглобин

4) хитин

2. Соли тяжелых металлов (ртути, мышьяка, свинца) являются ядами для организма. Они связываются с сульфидными группировками белков. Назовите структуру белков, которая разрушается под действием солей тяжелых металлов.

1) первичная 3) третичная

2) вторичная

 

3. Назовите белок, выполняющий ферментативную функцию.

1) гормон роста 4) актин

2) фибрин 5) трипсин

3) инсулин

 

4. В каком ответе все названные химические соединения относятся к

аминокислотам?

1) тубулин, коллаген, лизоцим

2) лизин, триптофан, аланин

3) холестерин, прогестерон, стеариновая кислота

4) валин, мальтаза, кератин

5) сахароза, лактоза, глицин

6) аденин, тимин, гуанин

 

5. Белки как полимеры имеют особенности, по которым существенно отличаются от

каких полисахаридов, как гликоген и крахмал. Найдите эти особенности среди

ответов

и укажите признак, который такой особенностью НЕ является.

1) очень большое число мономеров

2) являются линейными полимерами

3) иная структура мономеров

4) мономеры белка отличаются друг от друга

 

6. Первичные структуры разных белков отличаются друг от друга по ряду признаков. Найдите эти признаки среди ответов и укажите особенность строения, по которой разные белки, наоборот, похожи друг на друга.

1) количество аминокислот

2) количественное соотношение аминокислот разных видов

3) последовательность соединения аминокислот друг с другом

4) структура химических связей, участвующих в формировании

последовательности аминокислот

 

7. Назовите органические соединения, которые содержатся в клетке в наибольшем

количестве (в % на сырую массу).

  1. 1)     углеводы

  2. 2)     липиды

  3. 3)     белки

  4. 4)     нуклеиновые кислоты

  5. 5)     низкомолекулярные органические вещества

 

8. Назовите функциональные группы соседних аминокислот в белке, между

которыми образуется пептидная связь.

  1. 1)      радикалы 4) карбоксильные группы

  2. 2)      карбоксильная группа и аминогруппа 5) карбоксильная группа и радикал

  3. 3)      радикал и ион водорода 6) аминогруппа и радикал

 

9. Назовите белок, выполняющий рецепторную функцию.

1) лизоцим 3) протромбин

2) пепсин 4) родопсин

 

10. Назовите белок, выполняющий рецепторную функцию.

1) коллаген 3) гемоглобин

3) фибрин 4) инсулин

 

11. Назовите белок, выполняющий в основном структурную функцию.

1) кератин 4) липаза

2) каталаза 5) гормон роста

3) нуклеаза

 

12. Назовите белок, выполняющий в основном транспортную функцию.

1) коллаген 4)гемоглобин

2) кератин 5) миоглобин

3) фибрин

 

13. Назовите основную функцию, которую выполняют такие белки, кератин,

коллаген, тубулин.

1) двигательная 4) транспортная

2) защитная 5) строительная

3) ферментативная

 

  14. Назовите белок, выполняющий в основном двигательную функцию.

1) актин 4) каталаза

2) фибрин 5) липаза

3) тромбин 6) миоглобин

 

15. Назовите функцию, которую выполняет основная масса белков семян растений и

яйцеклеток животных.

1) защитная 4) двигательная

2) строительная 5) ферментативная

3) запасающая

 

16. В каком ответе все названные химические соединения являются белками?

1) сахароза, инсулин, урацил

2) фенилаланин, глюкагон, пепсин

3) глюкоза, фруктоза, гликоген

4) каталаза, глюкагон, кератин 5) рибоза, тимин, актин

17. Определите признак, по которому все нижеперечисленные химические

соединения, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите это «лишнее»

среди них химическое соединение.

1) аланин 5) актин

2) валин 6) лейцин

3) глицин 7) цистеин

4) триптофан

 

18. Назовите белок, выполняющий ферментативную функцию.

1) каталаза 4) глюкагон

2) протромбин 5) кератин

3) тубулин

 

19. Назовите белок, входящий в состав микротрубочек жгутиков и ресничек,

центриолей и веретина движения.

1) кератин 3) миозин

2) тубулин 4) коллаген

 

20. Назовите белок волос.

1) кератин 3) миозин 5) актин

2) тубулин 4) коллаген 6) фибрин

 

21. Что является мономером белков?

1) глюкоза 4) нуклеиновая кислота

2) нуклеотид 5) азотистое основание

3) аминокислота

 

22. Сколько видов аминокислот входит в состав природных белков?

1) 10 3) 20 5) 46

2) 15 4) 25 6) 64

 

 23. Что происходит с третичной структурой транспортных и ферментативных белков

в момент выполнения ими своих функций

1) не изменяется

2) разрушаются

3) слегка видоизменяется

4) усложняется

5) приобретает четвертичную структуру

6) переходит во вторичную структуру

 

24. Назовите белок, из которого состоят рога, копыта, когти, перья и волоса

животных.

1) коллаген 3) тубулин

2) кератин 4) миозин

 

25. Назовите белок, который был первым из синтезирован искусственно.

1) инсулин 3) каталаза

2) гемоглобин 4) интерферон

 

26. Приведите пример белка, состоящего из нескольких полипептидных цепей.

1) трипсин 3) миоглобин

2) пепсин 4) коллаген

 

27. Назовите все химические группировки, одинаковые у всех аминокислот,

входящих в состав природных белков.

1) только аминогруппа и карбоксильная группа

2) водород и радикал

3) водород, аминогруппа и карбоксильная группа

4) радикал, аминогруппа и карбоксильная группа

 

28. Каким терминам называется потеря белком своей естественной пространственной

структуры?

1) спирализация 4) дисперсия

2) конденсация 5) репарация

3) денатурация 6) дегенерация

 

29. Назовите белок, составляющий основу сухожилий, связок и межклеточного

вещества костной ткани.

1) кератин 4) коллаген

2) тубулин 5) актин

3) миозин 6) фибрин

 

30. Приведите пример белка, состоящего из нескольких полипептидных цепей.

1) миоглобин 3) трипсин

2) гемоглобин 4) пепсин

 

31. Какие химические соединения в обязательном порядке имеют следующие

химические группировки: аминогруппу и карбоксильную группу?

  1. 1)     азотистые основания 4) аминокислоты

2) нуклеотиды 5) жирные кислоты

3) нуклеиновые кислоты 6) полисахариды

 

32. К какому виду химических связей относят пептидную связь?

1)ионные 3) ковалентные

2) водородные 4) гидрофобные

 

33. Назовите белок, выполняющий в основном структурную (строительную) функцию.

1) пепсин 3) инсулин

2) коллаген 4) миозин

 

34. Каким термином называется процесс образования первичной структуры белка?

1) транскрипция 4) диссимиляция

2) трансляция 5) полимеризация

3) редупликация

 

35. Назовите белки, выполняющие в основном структурную ( строительную) функцию.

1) пепсин, трипсин 4) коллаген

2) гемоглобин, карбоангидраза 5) актин, миозин

3) инсулин, глюкагон

 

36. Как называется структура белка, представляющая собой спираль, в которую

свёрнута цепочка из аминокислот?

1) первичная 3) третичная

2) вторичная 4) четвертичная

 

37. К какой группе органических соединений относят аланин, валин, лизин, триптофан?

1) азотистые основания 4) аминокислоты

2) нуклеотиды 5) жирные кислоты

3) нуклеиновые кислоты

 

38. Назовите белки-гормоны, выполняющие регуляторные функции.

1) пепсин, трипсин 4) коллаген, кератин

2) гемоглобин, карбоангидраза 5) актин, миозин

3) инсулин, глюкагон

 

39. Укажите химическую группировку, которая НЕ входит в качестве радикала ни в

одну из аминокислот, встречающихся в природных белках.

1) –SH 4) –H2 PO4

2) –COOH 5) –H

3) –NH2

 

40. Назовите в молекуле аминокислот химическую группировку, которая придаёт

одним аминокислотам гидрофильные, а другие - гидрофобные свойства.

1) аминогруппы 3) карбоксильная группа

2) радикал 4) гидроксильная группа

 

Закрепление 2.3.4

«Углеводы. Липиды».

Задание части А.

 

Выберите один правильный ответ.

1*.Молекула клетчатки в отличие от молекулы липида

1)органическое вещество 3) мономер

2) биополимер 4) неорганическое вещество

 

2*. Углевод входит в состав молекулы

   1)       хлорофилла

2)       гемоглобина

3)       инсулин

4)       ДНК

 

3*.Азот не входит в состав молекулы

1)       гемоглобина

2)       ДНК

3)       АТФ

4)       гликогена

 

4*. Универсальным источником энергии в клетке являются молекулы

  1. жирных кислот

2)       ДНК

3)       АТФ

4)       глюкозы

 

5*. Липиды растворяются в эфире, но не растворяются в воде, так как они

1)       являются полимерами

2)       состоят из мономеров

3)       гидрофобные

4)       гидрофильные

 

6*. Медведи во время продолжительного зимнего сна необходимую для жизни воду

получают за счет

1)       расщепления белков

2)       талого снега

3)       окисления жира

4)       окисления аминокислот

 

7*. Липиды в плазматической мембране выполняют функцию

1)       структурную

       2)       запасающую

       3)       энергетическую

       4)       каталитическую

 

8*. Запасным углеводом в животной клетке являются

       1)       хитин

   2)       целлюлоза

       3)       крахмал

       4)       гликоген

 

Задания части В.

 

Выберите три правильных ответа из шести.


1*. Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?

А) выполняют структурную и запасающую функции

Б) выполняют каталитическую и транспортную функции

В) состоят из остатков молекул моносахаридов

Г) состоят из остатков молекул аминокислот

Д) растворяются в воде
Е) не растворяются в воде

2*. Какие углеводы относятся к моносахаридам?

А) рибозу
Б) глюкозу
В) целлюлозу
Г) фруктозу

Д) крахмал
Е) гликоген

3*. Жиры в организме животных и человека
А) расщепляются в кишечнике
Б) участвуют в построении мембран клетки
В) откладываются в запас в подкожной клетчатке,
в области почек, сердца
Г) превращаются в белки

Д) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
Е) синтезируются из аминокислот


^ Практическая работа №3

Тема: Анализ состава молока. Определение витамина С в напитках. Определение содержания железа в продуктах.

1 часть: Качественный анализ сырого молока

^ Цель: исследовать состав молока.

Оборудование
: штатив с пробирками, воронки, фильтры, водяная баня, спиртовка, фарфоровая чашка, эфир, 60–80% раствор уксусной кислоты, насыщенный раствор поваренной соли, раствор соды, сырое молоко.

^ Ход работы

1. Обнаружение казеина в молоке. Молоко разбавляют равным объемом воды и добавляют несколько капель уксусной кислоты.

2. Обнаружение жира в молоке. К сырому молоку добавляют раствор соды, перемешивают и взбалтывают с эфиром, затем выпаривают в фарфоровой чашке.

Сделайте вывод о составе цельного молока. Перечислите основные группы веществ, образующих данный продукт питания.

^ 2 часть: Опыт 1. Обнаружение витамина С.
А) Реакция с раствором перманганата калия
.
К раствору перманганата калия приливают 1-2 капли соляной кислоты и раствор витамина С. Наблюдают обесцвечивание. 
Реакция основана на восстанавливающих свойствах витамина С. Легко окисляясь в дегидроаскорбиновую кислоту, витамин С восстанавливает различные красители, которые при этом обесцвечиваются.
Этот же опыт можно повторить с соком капусты, соком картофеля и другими соками.
^ Б) Реакция с гексациано-(III) ферратом калия.
Аскорбиновая кислота, окисляясь, восстанавливает красную кровяную соль до гексациано-(II) феррата калия, который с ионом железа в степени окисления +3 образует в кислой среде берлинскую лазурь (гексациано-(II) феррат железа).
К 1 мл сока капусты (или какого-нибудь другого) прибавляют 2 капли раствора КОН (можно другой щелочи), 2 капли красной кровяной соли и энергично встряхивают. Затем в пробирку добавляют 6-8 капель 10%-ного раствора НСl и 1-2 капли раствора FeCl3. Выпадает синий или зеленовато-синий осадок берлинской лазури. 

В) Определение витамина C в овощах и фруктах.

Цель: познакомиться с качественной реакцией на витамин C; йодометрическим способом исследовать продукты на предмет содержания в нем витамина C.

Оборудование: апельсиновый сок, фрукты и овощи, йод, крахмальный клейстер (1 г. крахмала на стакан кипятка), спиртовка, пробирки, штативы, ступка, пестик, вода.

^ ХОД РАБОТЫ:

 I. Обнаружение витамина С в апельсиновом соке.

1. Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл.

2. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка).

3. Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

4. Подсчитайте, сколько мл (или капель) йода понадобилось для титрования. Рассчитайте количество аскорбиновой кислоты в соке в мг, учитывая, что 1 мл 5 % раствора йода окисляет 35 мг аскорбиновой кислоты,

Предположим, что для окисления 2 мл сока понадобилось 0,14 мл 5 % раствора иода. Составим пропорцию:

1 мл 5 % раствора йода - 35 мг аскорбиновой кислоты 0,14 мл 5 % раствора йода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,14×35 = 4,9 мг

II. Обнаружение витамина С в овощах и фруктах.

Взять кусочек фрукта, измельчить его и растереть в ступке, отфильтровать полученный сок. А далее следовать инструкции пункта  I. Заполните сводную таблицу:

Дополнительно:

^ Опыт 2. Реакция на витамин В1 (тиамин).
В пробирку наливают 5-10 капель 10%-ного раствора щелочи и столько же 5%-ного раствора красной кровяной соли. Пробирку нагревают. Жидкость окрашивается в оранжево-желтый цвет. В контрольной пробирке жидкость будет светло-желтой.
Можно продолжить опыт следующим образом: в пробирку с витамином добавляют 1 мл изобутилового спирта и пробирку интенсивно взбалтывают в течение 1 мин. Верхний спиртовой слой переносят в другую пробирку и наблюдают голубую флюоресценцию этого раствора в ультрафиолетовых лучах.
Тема: Жирорастворимые витамины

Опыт 3. Реакция на витамин А.
А) Реакция с серной кислотой (реакция Друммонда).
К 1 капле рыбьего жира добавляют пипеткой 1 каплю концентрированной серной кислоты. Появляется голубое окрашивание, быстро переходящее в буро-красное. В основе приведенной реакции лежит способность серной кислоты отнимать от витамина А воду с образованием цветных продуктов реакции.
^ Опыт 4. Реакция на витамин Е (токоферол).
А) Реакция с концентрированной азотной кислотой.
В сухую пробирку наливают 1 мл витамина Е, добавляют 5 капель азотной кислоты, встряхивают и осторожно нагревают. Образуется красная эмульсия.
Б) Реакция с хлоридом железа (III).
В сухую пробирку наливают 4-5 капель спиртового раствора витамина Е и прибавляют 0,5 мл FeCl3. После тщательного перемешивания раствор окрашивается в красный цвет. 
^ Опыт 5. Реакции на витамин Д (кальциферол)
Вопросы-задания: 
Все ли витамины, содержащиеся в молоке (А, В1, В 2 , С, Д) есть в сливочном масле?

Почему недостаток в пище водорастворимых витаминов быстрее приводит к развитию гиповитаминозов, чем недостаток жирорастворимых?

Где витамина С будет больше: в сыром или вареном картофеле?

Где лучше сохраняются витамины: в сырых яблоках или сушеных?

Назовите основные источники витаминов.

Творческие задания:

ТЗ №2.3.1: Значение химических элементов и химических соединений для организма человека.

ТЗ №2.3.2:Элементы сбалансированного питания

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon Химия Химический состав жевательной резинки, ее влияние на организм человека Автор: Волкова Ксения

3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon Спид тяжелое инфекционное заболевание, которое вызывается мельчайшими вирусами. Вирус, вызывающий
Вирус, вызывающий спид, при попадании в организм человека долгое время никак себя не проявляет. Иногда...
3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon 4 физиологические критерии здоровья 6 обоснование положительного влияние оздоровительной физической
Обоснование положительного влияние оздоровительной физической культуры на организм человека 10
3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon Витамины (от латинского vita- жизнь) имеют большое значение для поддержания здоровья человека. Организм

3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon Организм человека создан так, что сам должен бороться с болезнями и недугами, но, так как у него
Очищенный и обновленный организм с нормальным обменом веществ и стабильным иммунитетом сам себя лечит
3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon Источники поступления в организм человека

3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon «Влияние вибрации на организм человека»

3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon Действие электрического тока на организм человека

3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon Влияние алкоголя на организм человека Алкоголизм

3. Химия и организм человека Закрепление 1 icon Влияние тяжелых металлов на организм человека

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина