Приложение 3.3
к ОПОП ППО (интернатура)
специальность – ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Астраханская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Кафедра детской хирургии
Рабочая программа (модуль 12)
по фундаментальным дисциплинам
клиническая фармакология
для интернов
ОД.И.03.03
Основная образовательная программа подготовки в интернатуре
специальность^ �
г. Астрахань 2012
Программа составлена заведующей кафедрой клинической фармакологии − д.м.н, доцентом Умеровой А.Р. в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 г. №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)», приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 г. №1475н «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)».
1. Цель, задачи и место клинической фармакологии в структуре ОПОП. Вопросы рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок являются весьма важными для практического здравоохранения России. Полипрагмазия, назначение плохо взаимодействующих лекарств, недостаточная информация врачей о более эффективных средствах, слабый внутриведомственный контроль, отсутствие связующего звена между лечащим врачом и провизором значительно снижают эффективность фармакотерапии. Поэтому является актуальным формирование у врачей специалистов умений и навыков по клинической фармакологии.
Целью цикла по клинической фармакологии, как фундаментальной дисциплины, для клинических ординаторов является формирование высококвалифицированного врача специалиста, способного представлять целостную систему теоретических основ клинической фармакологии; факторов, способствующих изменению метаболизма, действия лекарственных средств, увеличивающих риск развития побочных эффектов, и способного организовать качественную фармакотерапию и полноценное лекарственное обеспечение.
^ :
- усвоение специальных знаний и умений в области клинической фармакологии;
- клиническая подготовка на специализированных клинических базах
- самоподготовка (работа с литературой, электронными базами данных и т.п.);
- освоение смежных дисциплин в объеме, необходимом для наиболее полного выполнения своих обязанностей;
- усвоение знаний в области здравоохранения, страховой медицины, медицинской статистики, принципов организации лекарственного обеспечения;
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование готовности специалиста, получившего знания в области клинической фармакологии, улучшить проведение индивидуальной фармакотерапии, в том числе по своей специальности, способствовать профилактике, своевременному выявлению и лечению побочных действий лекарств, обеспечить более целесообразное составление заявок на лекарственные препараты и осуществлять контроль за правильностью их использования.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе и больных, в соответствии с нозологическими формами заболеваний;
принципы проведения фармакотерапии при различном течении и тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое, хроническое);
этические нормы применения ЛС, как при апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические анальгетики, психотропные, лекарственные средства, прерывающие беременность, и т.д.;
основные требования, регламентирующие применение лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и обеспечение ими стационаров, роддомов и других медучреждений;
фармакодинамику ЛС,
принципы механизма действия, их специфичность и избирательность,
фармакокинетику ЛС: адсорбцию, связь с белком, биотрансформацию, распределение, выведение, понятие о периоде полувыведения, равновесной кривой, кумуляции,
взаимодействие ЛС: фармакокинетическое, фармакодинамическое, фармакогенетическое, физиологическое,
фармакогенетику и биоритм,
побочные действия ЛС, прогнозируемые и непрогнозируемые,
пути предупреждения и коррекции побочных действий ЛС,
возрастные аспекты клинической фармакологии у беременных, плода, новорожденных, детей, лиц пожилого и старческого возраста,
общие принципы фармакотерапии, выбора ЛС, дозы, режим их дозирования,
знать клиническую фармакологию основных ЛС, применяемых в широкой медицинской практике (фармакодинамику, фармакокинетику, показания и противопоказания, режим дозирования, взаимодействие, побочное действие):
психотропных, антимикробных, противовоспалительных ЛС, лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов и на основные физиологические функции сердца,
ЛС, регулирующих секреторную и моторную функции желудочно-кишечного тракта,
ЛС, воздействующих на слизистую и кожные покровы,
ЛС, регулирующих функцию бронхолегочной системы,
ЛС, влияющих на функцию эндокринных желез,
метаболических ЛС,
знать ЛС, требующие лекарственного мониторинга;
особенности клинической фармакологии ЛС при заболеваниях сердечно-сосудистой и респираторной системы, органов пищеварения, почек, центральной нервной системы, нейроэндокринной системы;
знать вопросы контроля проведения современной, рациональной фармакотерапии с выявлением и регистрацией побочных эффектов и мероприятия по их купированию;
Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую помощь и организовать мероприятия по их купированию при:
инфаркте миокарда,
нарушении мозгового кровообращения,
бронхиальной астме,
острой почечной колике,
отеке легких,
тромбоэмболии,
“остром животе”,
внутреннем кровотечении,
диабетической, гипогликемической, уремической, мозговой комах.
Уметь:
- оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по
здравоохранению;
уметь организовать в лечебном учреждении систему информации по выбору ЛС, режиму их дозирования, взаимодействию, прогнозируемым побочным эффектам;
оказывать помощь в составлении заявки по потребности в ЛС, возможности их замены с учетом возраста и характера профиля заболеваний.
- уметь проводить лекарственные тесты;
определять характер фармакотерапии, проводить выбор лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования, выбирать методы контроля за их эффективностью и безопасностью;
прогнозировать возможность развития побочных эффектов, уметь их предупреждать, а при развитии их, купировать;
прогнозировать возможность развития тахифилаксии, синдрома отмены, обкрадывания;
уметь оказывать помощь при выборе комбинированной терапии с целью исключения нежелательного взаимодействия, усиления побочного действия, снижения эффективности базового ЛС;
уметь оказать помощь в случае развития анафилаксии к применяемому ЛС;
контролировать правильность, своевременность введения ЛС больному, их регистрацию, особенно лекарственных средств списка А;
контролировать правильность внутривенного введения ЛС, оказывающих выраженный, быстрый фармакологический эффект;
помогать проводить фармакотерапию врачам стационара и поликлиники с учетом тяжести течения заболевания, состоянием функциональных систем, биоритма, генетического фона, особенностей фармакокинетики во всех возрастных группах.
Владеть:
- выпиской рецептов, анализом потребности и составлением заявки на лекарственные средства;
- выявлением и регистрацией побочного действия лекарственного препарата;
- профилактикой и коррекцией побочных эффектов лекарственных средств;
- контролем эффективности и безопасности использования лекарственных средств;
- оценкой и прогнозированием взаимодействия лекарственных средств;
- поиском информации о лекарственных средствах;
- работой на персональном компьютере, поиском информации о препаратах, характере и взаимодействии, побочных реакциях;
- венепункцией, внутривенным введением лекарств;
- фармакодинамическим мониторингом лекарственных средств, хронофармакологией.
^
Наименование
разделов
|
Всего учебных часов
|
В том числе
|
Лекции
|
Семинары
|
Практи-ческие занятия
|
Самостоятельная работа
|
Клиническая фармакология
|
9
|
3
|
|
3
|
3
|
Общие вопросы клинической фармакологии
|
9
|
3
|
|
3
|
3
|
Частные вопросы клинической фармакологии
|
9
|
3
|
|
3
|
3
|
Итого
|
27 часов – 0,75 зет
|
Содержание дисциплины
Тематический план лекций
1.
|
Клиническая фармакология
|
1.1.
|
Общие вопросы клинической фармакологии
|
|
Понятие о клинической фармакокинетике и фармакодинамике, их взаимосвязь. Индивидуальный выбор и дозирование лекарственных средств. Хронофармакология и рациональное назначение лекарственных средств.
|
|
Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в период беременности и лактации, в детском и престарелом возрасте. Общие вопросы фармакогенетики.
|
|
Особенности взаимодействия лекарственных средств. Взаимодействие лекарственных средств с пищей, алкоголем и компонентами табачного дыма. Побочное действие лекарственных средств.
|
1.2.
|
Частные вопросы клинической фармакологии
|
4.
|
Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов, систему гемостаза и на функцию миокарда
|
5.
|
Клиническая фармакология психотропных средств (нейролептики, антидерессанты, транквилизаторы, снотворные, ноотропы, психостимуляторы)
|
6.
|
Клиническая фармакология бронхорасширяющих, противокашлевых и муколитических лекарственных средств, системных и ингаляционных ГКС
|
7.
|
Клиническая фармакология антигистаминных и антилейкотриеновых препаратов, ингибиторов кальциневрина, кожных и интраназальных форм ГКС
|
8.
|
Клиническая фармакология миорелаксантов, местных анестетиков, средств для ингаляционного наркоза, наркотических анальгетиков и особенности выбора лекарственных средств, используемых при неотложных состояниях.
|
^
1.
|
Клиническая фармакология
|
1.1.
|
Общие вопросы клинической фармакологии
|
|
Клиническая фармакокинетика. Значение основных ее параметров в выборе лекарственных средств, определение режима дозирования, прогнозирование эффекта и побочных реакций. Равновесная концентрация и значение ее в проведении длительной фармакотерапии. Возрастные особенности фармакокинетики и фармакодинамики.
|
2.
|
Взаимодействие лекарственных средств. Основные принципы проведения рациональной фармакотерапии. Проведение разовых проб с лекарственными препаратами.
|
3.
|
Лекарственный мониторинг. Методы, применяемые для определения концентрации лекарственных средств. Клиника, лечение, профилактика побочного действия лекарственных средств. Принципы лечения отравлений лекарственными препаратами. Регистрация побочных реакций лекарственных средств.
|
4.
|
Основные принципы проведения апробации лекарственных средств. Составление протокола апробации лекарственных препаратов.
|
5.
|
Изучение компьютерных информационно-поисковых систем по клинической фармакологии.
|
6.
|
Понятие о лекарственном формуляре лечебного учреждения; отработка практических навыков; обсуждение различных вариантов формуляров.
|
7.
|
Фармакоэкономические методы исследования. Стоимость болезни (прямые и непрямые затраты). Методы фармакоэкономического анализа: затраты-эффективность, затраты-полезность. Предотвращенный экономический ущерб и экономическая эффективность.
|
1.2.
|
Частные вопросы клинической фармакологии
|
8.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности антиангинальных, гипотензивных и антиаритмических лекарственных средств.
|
9.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности гиполипидемических, метаболических лекарственных средств, диуретиков, корректоров электролитного обмена, плазмозамещающих средств, ноотропов, церебропротекторов и лекарственных средств, влияющих на мозговой кровоток.
|
10.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности бронхорасширяющих, муколитических лекарственных средств, ингаляционных, интраназальных и системных глюкокортикостероидов..
|
11.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности противовирусных и антибактериальных препаратов, используемых в пульмонологии и оториноларингологии
|
12.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств при нарушениях иммунитета и поливалентной аллергии.
|
13.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств, в том числе наркотических анальгетиков, применяемых в ургентных ситуациях (шок и кома различного генеза). Лекарственная зависимость: лечение, профилактика, неотложная терапия.
|
14.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств, преимущественно используемых в акушерстве и гинекологии и эндокринологии (сахарный диабет, гипо- и гиперфункция щитовидной железы).
|
15.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности стероидных и нестероидных противовоспалительных лекарственных средств, хондропротекторов.
|
16.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств для лечения грибковых и паразитарных заболеваний, лекарственных средств для лечения особо опасных и карантинных инфекций.
|
17.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств для лечения анемий, нарушениях гемостаза. Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств при онкологических заболеваниях (иммунодепрессантов и цитостатиков). Коррекция побочных эффектов химиотерапии.
|
18.
|
Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности антисекреторных, обволакивающих, желчегонных, слабительных лекарственных средств, спазмолитиков, препаратов, применяемых для лечения гепатитов, циррозов печени и лекарственных средств, корригирующих микробный состав толстого кишечника.
|
^
Сегодня совершенно очевидно, что клиническая фармакология прочно заняла свое место среди других базисных дисциплин при подготовке врача общей практики и дальнейшей его специализации.
В настоящее время возникла насущная потребность в дальнейшем повышении эффективности преподавания клинической фармакологии как научной основы фармакотерапии не только во время обучения в ВУЗе, но и на всех этапах постдипломного непрерывного образования врача.
На кафедре практикуется несколько видов обучения, среди них лекционные, практические и семинарские занятия под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры. Лекции читаются с применением современных демонстрационных средств (мультимедийные презентации, видеофильмы), часть лекций проводится при активном взаимодейсвия с обучающимися. Семинарские занятия проводятся в интерактивной форме, ординаторы готовят презентации, рецензируют работы, доклады сокурсников, обмениваются мнением по проблематике семинара.
Неотъемлемой частью работы клинического ординатора является участие во врачебных, патологоанатомических конференциях и разборах, профессорских обходах, утренних врачебных конференциях. Клиническим ординаторам предоставляется возможность подготовки собственного научного исследования, оформления публикации в центральной и местной печати, подготовки презентации и выступления с докладом, в том числе на конференциях молодых ученых. Весомая часть учебной нагрузки отводится на самостоятельное овладение практическими и теоретическими навыками, посещение медицинской библиотеки. Предусматривается самостоятельная работа с литературой. Изучение каждого раздела заканчивается семинаром или тестовым контролем, подготовкой рефератов.
Клинический ординатор совместно с руководителем составляет индивидуальный план прохождения клинической ординатуры, который в том числе отражается в дневнике ординатора. Дневник клинического ординатора должен содержать сведения по курируемым больным с отражением диагноза и назначенной фармакотерапии.
В процессе подготовки интернатуре должны научиться правильно оценивать фармакокинетические параметры и фармакодинамические эффекты лекарственных средств (ЛС) с учетом функционального состояния биологических систем организма; результаты возможных взаимодействий препаратов; прогнозировать и оценивать побочные эффекты ЛС; разбираться в вопросах апробации и регистрации новых ЛС, в фармакоэкономике и лекарственном обеспечении; должны ориентироваться в этических проблемах клинической фармакологии.
Примерная тематика
Учебно-исследовательских работ:
Роль иммуномодуляторов в лечении сепсиса у детей.
Антибиотикорезистентность в ожоговой травме у детей
Бронхолитические и муколитические препараты в лечении обструктивных заболеваний легких
^
8.1. Информационно-методическое обеспечение дисциплины
8.1.1. Основное (учебники, монографии, руководства, пособия, методические указания и т.п.)
Обязательная литература:
Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств (Формулярная система). Вып. 1. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2000. - 975 с.
Машковский М.Д. Лекарственные средства : Пособие для врачей / М. Д. Машковский . - 15-е изд., перераб. испр. и доп. - М. : Новая волна, 2008. - 1206 с.
Рациональная фармакоанестезиология: Руководство для практикующих врачей / Под ред. А. А. Бунятяна, В. М. Мизикова. - М.: Литтерра, 2006. - 800с. - (Рациональная фармакотерапия.: Сер. рук. для практикующих врачей ; Т.VIХ.).
Рациональная фармакотерапия в нефрологии: Руководство для практикующих врачей / Под ред. Н. А. Мухина, Л. В. Козловской, Е. М. Шилова. - М.: Литтерра, 2006. - 896с. - (Рациональная фармакотерапия: Сер. рук. для практикующих врачей ; Т. XIII.).
Рациональная фармакотерапия заболеваний органов пищеварения: Руководство для практикующих врачей / Под ред. В. Т. Ивашкина. - М.: Литтерра, 2007. - 1056с. - (Рациональная фармакотерапия : Сер. рук. для практикующих врачей ; Т. IV).
Рациональная фармакотерапия заболеваний эндокринной системы и нарушений обмена веществ / Под ред.: И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. - М.: Литтерра, 2008. - 584 с. - (Рациональная фармакотерапия : Сер. рук. для практикующих врачей).
Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний: Руководство для практикующих врачей / Под ред. Е. И. Чазова, Ю. Н. Беленкова. - М.: Литтерра, 2006. - 972 с. - (Рациональная фармакотерапия: Сер. рук. для практикующих врачей ; Т.VI.).
Окороков А.Н.
Лечение болезней внутренних органов. Т.3. Кн.2.: Лечение болезней сердца и сосудов. Лечение болезней системы крови. / А. Н. Окороков. - М.: Медицинская литература, 2008. - 480 с.
Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: Рук. для практикующих врачей / А.Г.Чучалин, С.Н.Авдеев, В.В.Архипов, С.Л.Бабак и др.; Под общ. ред. А.Г.Чучалина.- М.: Литтерра, 2004.- 874 с. – (Рациональная фармакотерапия: Сер. рук. для практикующих врачей; Т. 5).
Мешков А.П. Диагностика и лечение болезней суставов / А. П. Мешков. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2003. - 176 с. - (Б-ка практич. врача. Терапия).
Рациональная антимикробная фармакотерапия: Рук. для практикующих врачей / В.П.Яковлев, С.В. Яковлев и др.; Под общ. ред. В.П.Яковлева, С.В. Яковлева.- М.: Литтерра, 2003.- 1008 с. – (Рациональная фармакотерапия: Сер. рук. для практикующих врачей; Т. 2).
Дополнительная литература
Лоуренс Д.Р. Клиническая фармакология : В 2-х т.Т2 / Д. Р. Лоуренс ; пер.с англ. А. Я. Ивлевой. - М. : Медицина, 1993. - 668 с
Белоусов Ю.Б. Клиническая фармакология и фармакотерапия : Руководство для врачей / Ю. Б. Белоусов, В. С. Моисеев, В. К. Лепахин . - М. : Универсум Паблишинг, 1993. - 398 с
Глезер М.Г. Справочник по фармакотерапии сердечно-сосудистых заболеваний / М. Г. Глезер, Г. А. Глезер. - М. : Авиценна, 1996. - 564 с.
Белоусов Ю.Б. Клиническая фармакология болезней органов дыхания : Справочное руководство / Ю. Б. Белоусов. - М. : Универсум Паблишинг, 1996
Механизмы воспаления бронхов и легких и противоспалительная терапия / ред. Г. Б. Федосеев. - СПб. : Нордмед-Издат, 1998. - 687 с
Звартау Э.Э. Фармакотерапия гастродуоденальных язв / Э. Э. Звартау, Е. С. Рысс. - СПб. : Наука, 1992. - 174 с
Златкина А.Р. Лечение хронических болезней органов пищеварения / А. Р. Златкина. - М. : Медицина, 1994. - 336 с. : ил.
Электронные источники:
-Стандарты медицинской помощи: http://www.rspor.ru/index.php?mod1=standarts3&mod2=db1
- Протоколы ведения больных: http://www.rspor.ru/index.php?mod1=protocols3&mod2=db1
- Государственный реестр лекарственных средств: http://www.drugreg.ru/Bases/WebReestrQuery.asp
- ФГУ Научный центр экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора. Обращение лекарственных средств: http://www.regmed.ru
- Фонд фармацевтической информации: http://www.drugreg.ru
- Российская энциклопедия лекарств (РЛС): http://www.rlsnet.ru
- Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: http://www.vidal.ru
- Сайт Главного внештатного специалиста – клинического фармаколога Министерства здравоохранения и социального развития РФ - http://www.clinpharmrussia.ru
- Межрегиональное общество специалистов доказательной медицины.
http://www.osdm.org/index.php
- Московский центр доказательной медицины. http://evbmed.fbm.msu.ru/
- Сайт «Формулярная система России». http://www.formular.ru
- Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ). http://antibiotic.ru/iacmac/
- Челябинский региональный цент по изучению побочных действий лекарств c программами для фармакоэкономического анализа (ABC VEN анализ) и для оценки межлекарственного взаимодействия. http://tabletka.umi.ru
- Сайт программы для клинических фармакологов: http://pharmsuite.ru/
-Европейское общество клинических фармакологов и фармакотерапевтов.
http://www.eacpt.org
-Американское общество клинических фармакологов и фармакотерапевтов.
http://www.ascpt.org/
- Администрация по продуктам и лекарствам США (FDA). http://www.fda.gov
-Ресурс по фармакогенетике. http://www.pharmgkb.org/
-Австралийский бюллетень нежелательных лекарственных реакций.
http://www.tga.health.gov.au/adr/aadrb.htm
- Британский ежемесячный бюллетень по безопасности лекарственных средств.
http://www.mhra.gov.uk/Publications/Safetyguidance/DrugSafetyUpdate/index.htm
- Ресурс по взаимодействию лекарственных средств. http://medicine.iupui.edu/flockhart/
- Лекции для последипломного образования «Принципы клинической фармакологии» Клинического центра Национального института здоровья США.
http://www.cc.nih.gov/researchers/training/principles.shtml
^
Наименование
подразделения
|
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов,
лабораторий и прочее с перечнем основного оборудования
|
Кафедра клинической фармакологии ГБОУ ВПО АГМА Минздравсоцразвития
|
Учебные классы с комплексом учебно-методического обеспечения.
Учебные слайды, видеофильмы.
Компьютерный класс.
Клинические демонстрации.
Мультимедийный проектор с набором презентаций.
Тестовые вопросы и задачи.
Набор методических рекомендаций и пособий, монографий в учебном классе.
|
|