Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов





Скачать 199.17 Kb.
Название Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов
Дата конвертации 05.04.2013
Размер 199.17 Kb.
Тип Основная образовательная программа
Приложение 3.3

к ОПОП ППО (интернатура)

специальность – ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Кафедра детской хирургии

Рабочая программа (модуль 12)

по фундаментальным дисциплинам

клиническая фармакология

для интернов

ОД.И.03.03


Основная образовательная программа подготовки в интернатуре

специальность^ Детская хирурги�


г. Астрахань 2012

Программа составлена заведующей кафедрой клинической фармакологии − д.м.н, доцентом Умеровой А.Р. в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 г. №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)», приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 г. №1475н «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)».


1. Цель, задачи и место клинической фармакологии в структуре ОПОП. Вопросы рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок являются весьма важными для практического здравоохранения России. Полипрагмазия, назначение плохо взаимодействующих лекарств, недостаточная информация врачей о более эффективных средствах, слабый внутриведомственный контроль, отсутствие связующего звена между лечащим врачом и провизором значительно снижают эффективность фармакотерапии. Поэтому является актуальным формирование у врачей специалистов умений и навыков по клинической фармакологии.

Целью цикла по клинической фармакологии, как фундаментальной дисциплины, для клинических ординаторов является формирование высококвалифицированного врача специалиста, способного представлять целостную систему теоретических основ клинической фармакологии; факторов, способствующих изменению метаболизма, действия лекарственных средств, увеличивающих риск развития побочных эффектов, и способного организовать качественную фармакотерапию и полноценное лекарственное обеспечение.

^ Задачи цикла по клинической фармакологии:

- усвоение специальных знаний и умений в области клинической фармакологии;

- клиническая подготовка на специализированных клинических базах

- самоподготовка (работа с литературой, электронными базами данных и т.п.);

- освоение смежных дисциплин в объеме, необходимом для наиболее полного выполнения своих обязанностей;

- усвоение знаний в области здравоохранения, страховой медицины, медицинской статистики, принципов организации лекарственного обеспечения;


  1. ^ Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование готовности специалиста, получившего знания в области клинической фармакологии, улучшить проведение индивидуальной фармакотерапии, в том числе по своей специальности, способствовать профилактике, своевременному выявлению и лечению побочных действий лекарств, обеспечить более целесообразное составление заявок на лекарственные препараты и осуществлять контроль за правильностью их использования.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе и больных, в соответствии с нозологическими формами заболеваний;

  • принципы проведения фармакотерапии при различном течении и тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое, хроническое);

  • этические нормы применения ЛС, как при апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические анальгетики, психотропные, лекарственные средства, прерывающие беременность, и т.д.;

  • основные требования, регламентирующие применение лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и обеспечение ими стационаров, роддомов и других медучреждений;

  • фармакодинамику ЛС,

  • принципы механизма действия, их специфичность и избирательность,

  • фармакокинетику ЛС: адсорбцию, связь с белком, биотрансформацию, распределение, выведение, понятие о периоде полувыведения, равновесной кривой, кумуляции,

  • взаимодействие ЛС: фармакокинетическое, фармакодинамическое, фармакогенетическое, физиологическое,

  • фармакогенетику и биоритм,

  • побочные действия ЛС, прогнозируемые и непрогнозируемые,

  • пути предупреждения и коррекции побочных действий ЛС,

  • возрастные аспекты клинической фармакологии у беременных, плода, новорожденных, детей, лиц пожилого и старческого возраста,

  • общие принципы фармакотерапии, выбора ЛС, дозы, режим их дозирования,

  • знать клиническую фармакологию основных ЛС, применяемых в широкой медицинской практике (фармакодинамику, фармакокинетику, показания и противопоказания, режим дозирования, взаимодействие, побочное действие):

  • психотропных, антимикробных, противовоспалительных ЛС, лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов и на основные физиологические функции сердца,

  • ЛС, регулирующих секреторную и моторную функции желудочно-кишечного тракта,

  • ЛС, воздействующих на слизистую и кожные покровы,

  • ЛС, регулирующих функцию бронхолегочной системы,

  • ЛС, влияющих на функцию эндокринных желез,

  • метаболических ЛС,

  • знать ЛС, требующие лекарственного мониторинга;

  • особенности клинической фармакологии ЛС при заболеваниях сердечно-сосудистой и респираторной системы, органов пищеварения, почек, центральной нервной системы, нейроэндокринной системы;

  • знать вопросы контроля проведения современной, рациональной фармакотерапии с выявлением и регистрацией побочных эффектов и мероприятия по их купированию;

Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую помощь и организовать мероприятия по их купированию при:

  • инфаркте миокарда,

  • нарушении мозгового кровообращения,

  • бронхиальной астме,

  • острой почечной колике,

  • отеке легких,

  • тромбоэмболии,

  • “остром животе”,

  • внутреннем кровотечении,

  • диабетической, гипогликемической, уремической, мозговой комах.

Уметь:

- оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по

здравоохранению;

  • уметь организовать в лечебном учреждении систему информации по выбору ЛС, режиму их дозирования, взаимодействию, прогнозируемым побочным эффектам;

  • оказывать помощь в составлении заявки по потребности в ЛС, возможности их замены с учетом возраста и характера профиля заболеваний.

- уметь проводить лекарственные тесты;

  • определять характер фармакотерапии, проводить выбор лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования, выбирать методы контроля за их эффективностью и безопасностью;

  • прогнозировать возможность развития побочных эффектов, уметь их предупреждать, а при развитии их, купировать;

  • прогнозировать возможность развития тахифилаксии, синдрома отмены, обкрадывания;

  • уметь оказывать помощь при выборе комбинированной терапии с целью исключения нежелательного взаимодействия, усиления побочного действия, снижения эффективности базового ЛС;

  • уметь оказать помощь в случае развития анафилаксии к применяемому ЛС;

  • контролировать правильность, своевременность введения ЛС больному, их регистрацию, особенно лекарственных средств списка А;

  • контролировать правильность внутривенного введения ЛС, оказывающих выраженный, быстрый фармакологический эффект;

  • помогать проводить фармакотерапию врачам стационара и поликлиники с учетом тяжести течения заболевания, состоянием функциональных систем, биоритма, генетического фона, особенностей фармакокинетики во всех возрастных группах.

Владеть:

- выпиской рецептов, анализом потребности и составлением заявки на лекарственные средства;

- выявлением и регистрацией побочного действия лекарственного препарата;

- профилактикой и коррекцией побочных эффектов лекарственных средств;

- контролем эффективности и безопасности использования лекарственных средств;

- оценкой и прогнозированием взаимодействия лекарственных средств;

- поиском информации о лекарственных средствах;

- работой на персональном компьютере, поиском информации о препаратах, характере и взаимодействии, побочных реакциях;

- венепункцией, внутривенным введением лекарств;

- фармакодинамическим мониторингом лекарственных средств, хронофармакологией.



  1. ^ Cодержание дисциплины клинической фармакологии

Наименование

разделов

Всего учебных часов

В том числе

Лекции

Семинары

Практи-ческие занятия

Самостоятельная работа

Клиническая фармакология

9

3




3

3

Общие вопросы клинической фармакологии

9

3




3

3

Частные вопросы клинической фармакологии

9

3




3

3

Итого

27 часов – 0,75 зет




  1. Содержание дисциплины

    1. Тематический план лекций

1.

Клиническая фармакология

1.1.

Общие вопросы клинической фармакологии



Понятие о клинической фармакокинетике и фармакодинамике, их взаимосвязь. Индивидуальный выбор и дозирование лекарственных средств. Хронофармакология и рациональное назначение лекарственных средств.



Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в период беременности и лактации, в детском и престарелом возрасте. Общие вопросы фармакогенетики.



Особенности взаимодействия лекарственных средств. Взаимодействие лекарственных средств с пищей, алкоголем и компонентами табачного дыма. Побочное действие лекарственных средств.

1.2.

Частные вопросы клинической фармакологии

4.

Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов, систему гемостаза и на функцию миокарда

5.

Клиническая фармакология психотропных средств (нейролептики, антидерессанты, транквилизаторы, снотворные, ноотропы, психостимуляторы)

6.

Клиническая фармакология бронхорасширяющих, противокашлевых и муколитических лекарственных средств, системных и ингаляционных ГКС

7.

Клиническая фармакология антигистаминных и антилейкотриеновых препаратов, ингибиторов кальциневрина, кожных и интраназальных форм ГКС

8.

Клиническая фармакология миорелаксантов, местных анестетиков, средств для ингаляционного наркоза, наркотических анальгетиков и особенности выбора лекарственных средств, используемых при неотложных состояниях.



^ 4.2.Тематический план семинаров



1.

Клиническая фармакология

1.1.

Общие вопросы клинической фармакологии



Клиническая фармакокинетика. Значение основных ее параметров в выборе лекарственных средств, определение режима дозирования, прогнозирование эффекта и побочных реакций. Равновесная концентрация и значение ее в проведении длительной фармакотерапии. Возрастные особенности фармакокинетики и фармакодинамики.

2.

Взаимодействие лекарственных средств. Основные принципы проведения рациональной фармакотерапии. Проведение разовых проб с лекарственными препаратами.

3.

Лекарственный мониторинг. Методы, применяемые для определения концентрации лекарственных средств. Клиника, лечение, профилактика побочного действия лекарственных средств. Принципы лечения отравлений лекарственными препаратами. Регистрация побочных реакций лекарственных средств.

4.

Основные принципы проведения апробации лекарственных средств. Составление протокола апробации лекарственных препаратов.

5.

Изучение компьютерных информационно-поисковых систем по клинической фармакологии.

6.

Понятие о лекарственном формуляре лечебного учреждения; отработка практических навыков; обсуждение различных вариантов формуляров.

7.

Фармакоэкономические методы исследования. Стоимость болезни (прямые и непрямые затраты). Методы фармакоэкономического анализа: затраты-эффективность, затраты-полезность. Предотвращенный экономический ущерб и экономическая эффективность.

1.2.

Частные вопросы клинической фармакологии

8.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности антиангинальных, гипотензивных и антиаритмических лекарственных средств.

9.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности гиполипидемических, метаболических лекарственных средств, диуретиков, корректоров электролитного обмена, плазмозамещающих средств, ноотропов, церебропротекторов и лекарственных средств, влияющих на мозговой кровоток.

10.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности бронхорасширяющих, муколитических лекарственных средств, ингаляционных, интраназальных и системных глюкокортикостероидов..

11.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности противовирусных и антибактериальных препаратов, используемых в пульмонологии и оториноларингологии

12.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств при нарушениях иммунитета и поливалентной аллергии.

13.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств, в том числе наркотических анальгетиков, применяемых в ургентных ситуациях (шок и кома различного генеза). Лекарственная зависимость: лечение, профилактика, неотложная терапия.

14.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств, преимущественно используемых в акушерстве и гинекологии и эндокринологии (сахарный диабет, гипо- и гиперфункция щитовидной железы).

15.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности стероидных и нестероидных противовоспалительных лекарственных средств, хондропротекторов.

16.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств для лечения грибковых и паразитарных заболеваний, лекарственных средств для лечения особо опасных и карантинных инфекций.

17.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств для лечения анемий, нарушениях гемостаза. Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности лекарственных средств при онкологических заболеваниях (иммунодепрессантов и цитостатиков). Коррекция побочных эффектов химиотерапии.

18.

Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности антисекреторных, обволакивающих, желчегонных, слабительных лекарственных средств, спазмолитиков, препаратов, применяемых для лечения гепатитов, циррозов печени и лекарственных средств, корригирующих микробный состав толстого кишечника.




  1. ^ Основные образовательные технологии


Сегодня совершенно очевидно, что клиническая фармакология прочно заняла свое место среди других базисных дисциплин при подготовке врача общей практики и дальнейшей его специализации.

В настоящее время возникла насущная потребность в дальнейшем повышении эффективности преподавания клинической фармакологии как научной основы фармакотерапии не только во время обучения в ВУЗе, но и на всех этапах постдипломного непрерывного образования врача.

На кафедре практикуется несколько видов обучения, среди них лекционные, практические и семинарские занятия под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры. Лекции читаются с применением современных демонстрационных средств (мультимедийные презентации, видеофильмы), часть лекций проводится при активном взаимодейсвия с обучающимися. Семинарские занятия проводятся в интерактивной форме, ординаторы готовят презентации, рецензируют работы, доклады сокурсников, обмениваются мнением по проблематике семинара.

Неотъемлемой частью работы клинического ординатора является участие во врачебных, патологоанатомических конференциях и разборах, профессорских обходах, утренних врачебных конференциях. Клиническим ординаторам предоставляется возможность подготовки собственного научного исследования, оформления публикации в центральной и местной печати, подготовки презентации и выступления с докладом, в том числе на конференциях молодых ученых. Весомая часть учебной нагрузки отводится на самостоятельное овладение практическими и теоретическими навыками, посещение медицинской библиотеки. Предусматривается самостоятельная работа с литературой. Изучение каждого раздела заканчивается семинаром или тестовым контролем, подготовкой рефератов.

Клинический ординатор совместно с руководителем составляет индивидуальный план прохождения клинической ординатуры, который в том числе отражается в дневнике ординатора. Дневник клинического ординатора должен содержать сведения по курируемым больным с отражением диагноза и назначенной фармакотерапии.

В процессе подготовки интернатуре должны научиться правильно оценивать фармакокинетические параметры и фармакодинамические эффекты лекарственных средств (ЛС) с учетом функционального состояния биологических систем организма; результаты возможных взаимодействий препаратов; прогнозировать и оценивать побочные эффекты ЛС; разбираться в вопросах апробации и регистрации новых ЛС, в фармакоэкономике и лекарственном обеспечении; должны ориентироваться в этических проблемах клинической фармакологии.

  1. Примерная тематика

Учебно-исследовательских работ:

  • Роль иммуномодуляторов в лечении сепсиса у детей.

  • Антибиотикорезистентность в ожоговой травме у детей

  • Бронхолитические и муколитические препараты в лечении обструктивных заболеваний легких


^ 7. Формы аттестации по окончании дисциплины зачет.


8. Ресурсное обеспечение обучения в интернатуре


8.1. Информационно-методическое обеспечение дисциплины

8.1.1. Основное (учебники, монографии, руководства, пособия, методические указания и т.п.)

Обязательная литература:

  1. Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств (Формулярная система). Вып. 1. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2000. - 975 с.

  2. Машковский М.Д. Лекарственные средства : Пособие для врачей / М. Д. Машковский . - 15-е изд., перераб. испр. и доп. - М. : Новая волна, 2008. - 1206 с.

  3. Рациональная фармакоанестезиология: Руководство для практикующих врачей / Под ред. А. А. Бунятяна, В. М. Мизикова. - М.: Литтерра, 2006. - 800с. - (Рациональная фармакотерапия.: Сер. рук. для практикующих врачей ; Т.VIХ.).

  4. Рациональная фармакотерапия в нефрологии: Руководство для практикующих врачей / Под ред. Н. А. Мухина, Л. В. Козловской, Е. М. Шилова. - М.: Литтерра, 2006. - 896с. - (Рациональная фармакотерапия: Сер. рук. для практикующих врачей ; Т. XIII.).

  5. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов пищеварения: Руководство для практикующих врачей / Под ред. В. Т. Ивашкина. - М.: Литтерра, 2007. - 1056с. - (Рациональная фармакотерапия : Сер. рук. для практикующих врачей ; Т. IV).

  6. Рациональная фармакотерапия заболеваний эндокринной системы и нарушений обмена веществ / Под ред.: И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. - М.: Литтерра, 2008. - 584 с. - (Рациональная фармакотерапия : Сер. рук. для практикующих врачей).

  7. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний: Руководство для практикующих врачей / Под ред. Е. И. Чазова, Ю. Н. Беленкова. - М.: Литтерра, 2006. - 972 с. - (Рациональная фармакотерапия: Сер. рук. для практикующих врачей ; Т.VI.).

  8. Окороков А.Н.

  9. Лечение болезней внутренних органов. Т.3. Кн.2.: Лечение болезней сердца и сосудов. Лечение болезней системы крови. / А. Н. Окороков. - М.: Медицинская литература, 2008. - 480 с.

  10. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: Рук. для практикующих врачей / А.Г.Чучалин, С.Н.Авдеев, В.В.Архипов, С.Л.Бабак и др.; Под общ. ред. А.Г.Чучалина.- М.: Литтерра, 2004.- 874 с. – (Рациональная фармакотерапия: Сер. рук. для практикующих врачей; Т. 5).

  11. Мешков А.П. Диагностика и лечение болезней суставов / А. П. Мешков. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2003. - 176 с. - (Б-ка практич. врача. Терапия).

  12. Рациональная антимикробная фармакотерапия: Рук. для практикующих врачей / В.П.Яковлев, С.В. Яковлев и др.; Под общ. ред. В.П.Яковлева, С.В. Яковлева.- М.: Литтерра, 2003.- 1008 с. – (Рациональная фармакотерапия: Сер. рук. для практикующих врачей; Т. 2).


Дополнительная литература

  1. Лоуренс Д.Р. Клиническая фармакология : В 2-х т.Т2 / Д. Р. Лоуренс ; пер.с англ. А. Я. Ивлевой. - М. : Медицина, 1993. - 668 с

  2. Белоусов Ю.Б. Клиническая фармакология и фармакотерапия : Руководство для врачей / Ю. Б. Белоусов, В. С. Моисеев, В. К. Лепахин . - М. : Универсум Паблишинг, 1993. - 398 с

  3. Глезер М.Г. Справочник по фармакотерапии сердечно-сосудистых заболеваний / М. Г. Глезер, Г. А. Глезер. - М. : Авиценна, 1996. - 564 с.

  4. Белоусов Ю.Б. Клиническая фармакология болезней органов дыхания : Справочное руководство / Ю. Б. Белоусов. - М. : Универсум Паблишинг, 1996

  5. Механизмы воспаления бронхов и легких и противоспалительная терапия / ред. Г. Б. Федосеев. - СПб. : Нордмед-Издат, 1998. - 687 с

  6. Звартау Э.Э. Фармакотерапия гастродуоденальных язв / Э. Э. Звартау, Е. С. Рысс. - СПб. : Наука, 1992. - 174 с

  7. Златкина А.Р. Лечение хронических болезней органов пищеварения / А. Р. Златкина. - М. : Медицина, 1994. - 336 с. : ил.


Электронные источники:

-Стандарты медицинской помощи: http://www.rspor.ru/index.php?mod1=standarts3&mod2=db1

- Протоколы ведения больных: http://www.rspor.ru/index.php?mod1=protocols3&mod2=db1

- Государственный реестр лекарственных средств: http://www.drugreg.ru/Bases/WebReestrQuery.asp

- ФГУ Научный центр экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора. Обращение лекарственных средств: http://www.regmed.ru

- Фонд фармацевтической информации: http://www.drugreg.ru

- Российская энциклопедия лекарств (РЛС): http://www.rlsnet.ru

- Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: http://www.vidal.ru

- Сайт Главного внештатного специалиста – клинического фармаколога Министерства здравоохранения и социального развития РФ - http://www.clinpharmrussia.ru

- Межрегиональное общество специалистов доказательной медицины.

http://www.osdm.org/index.php

- Московский центр доказательной медицины. http://evbmed.fbm.msu.ru/

- Сайт «Формулярная система России». http://www.formular.ru

- Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ). http://antibiotic.ru/iacmac/

- Челябинский региональный цент по изучению побочных действий лекарств c программами для фармакоэкономического анализа (ABC VEN анализ) и для оценки межлекарственного взаимодействия. http://tabletka.umi.ru

- Сайт программы для клинических фармакологов: http://pharmsuite.ru/

-Европейское общество клинических фармакологов и фармакотерапевтов.

http://www.eacpt.org

-Американское общество клинических фармакологов и фармакотерапевтов.

http://www.ascpt.org/

- Администрация по продуктам и лекарствам США (FDA). http://www.fda.gov

-Ресурс по фармакогенетике. http://www.pharmgkb.org/

-Австралийский бюллетень нежелательных лекарственных реакций.

http://www.tga.health.gov.au/adr/aadrb.htm

- Британский ежемесячный бюллетень по безопасности лекарственных средств.

http://www.mhra.gov.uk/Publications/Safetyguidance/DrugSafetyUpdate/index.htm

- Ресурс по взаимодействию лекарственных средств. http://medicine.iupui.edu/flockhart/

- Лекции для последипломного образования «Принципы клинической фармакологии» Клинического центра Национального института здоровья США.

http://www.cc.nih.gov/researchers/training/principles.shtml


^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Наименование

подразделения

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов,

лабораторий и прочее с перечнем основного оборудования

Кафедра клинической фармакологии ГБОУ ВПО АГМА Минздравсоцразвития


Учебные классы с комплексом учебно-методического обеспечения.

Учебные слайды, видеофильмы.

Компьютерный класс.

Клинические демонстрации.

Мультимедийный проектор с набором презентаций.

Тестовые вопросы и задачи.

Набор методических рекомендаций и пособий, монографий в учебном классе.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 11) по фундаментальным дисциплинам клиническая биохимия для интернов

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 11) по фундаментальным дисциплинам нормальная и патологическая анатомия

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 10) по фундаментальным дисциплинам нормальной и патологической физиологии

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 7) по смежным дисциплинам онкологии детского возраста для интернов

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 6) по смежным дисциплинам травматология и ортопедия детского возраста для

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 21) по факультативным дисциплинам биомедицинская этика для ординаторов

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 22) по факультативным дисциплинам медицинская психология для ординаторов

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 6) по смежным дисциплинам травматология детского возраста для ординаторов

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 7) по смежным дисциплинам онкологии детского возраста для ординаторов

Рабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов icon Рабочая программа (модуль 19) по факультативным дисциплинам вич-инфекция

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина