Приложение 5.4
к ОПОП ППО (ординатура)
специальность – ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Астраханская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Кафедра детской хирургии
Рабочая программа (модуль 22)
по факультативным дисциплинам
медицинская психология
для ординаторов
ФД.О.00.04
Основная образовательная программа подготовки в ординатуре
специальность^ �
г. Астрахань 2012
Программа составлена заведующей кафедрой наркологии, психотерапии и правоведения − д.м.н, профессором Великановой Л.П. в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 г. №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)», приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 г. №1475н «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)».
Цель и задачи дисциплины. Охрана и укрепление здоровья населения (решение профилактических, лечебных, реабилитационных и консультативных задач). Психологическая помощь в психиатрии. Медицинские психологи в наркологической службе. Психологическая помощь в службе «кризисных состояний». Медицинская психология в решении комплекса задач в системе народного образования и социальной помощи населению. Психологическая помощь детям с аномалиями психического развития. Роль медицинских психологов в психосоматической клинике. Психологическая помощь в общесоматических стационарах и поликлиниках. Роль психолога в психотерапевтической практике и в бригадном взаимодействии специалистов. Клинико-психологическая диагностика. Психологическое консультирование. Психологическая коррекция и психотерапия. Экспертная работа медицинского психолога.
^ и функции медицинских психологов в психологическом консультировании, психопрофилактике, психокоррекции, психотерапии и реабилитации. Задачи медицинской психологии на этапе первичной профилактики (система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения, внедрению здорового образа жизни и формированию культуры здоровья). Задачи медицинской психологии на этапе вторичной профилактики (работа с группами повышенного риска заболеваемости нервно-психическими, психосоматическими расстройства, наркоманией аномалиями развития). Задачи медицинской психологии на этапе третичной профилактики (помощь в предупреждении хронизации и инвалидизации). Методические аспекты консультативной, восстановительной и коррекционной деятельности психологов.
^ В результате изучения дисциплины слушатели должны:
Знать:
Знать основные этапы развития медицинской психологии за рубежом и в России; определение основных понятий медицинской психологии; цели и задачи медицинской психологии в здравоохранении; принципы организации психологической помощи в различных областях медицины; методологические принципы медицинской психологии.
Знать квалификационные требования к медицинскому психологу; его права и обязанности; роль и задачи медицинского психолога при оказании помощи в различных областях медицинской практики;
принципы организации работы медицинского психолога в лечебных учреждениях.
Знать основные этапы развития медицинской патологии за рубежом и в России; цели, предмет и методы патопсихологии, основные понятия патопсихологии и патопсихологического исследования; современные методы исследования в области патопсихологии.
Владеть основными методами патопсихологического исследования.
Знать основные этапы развития нейропсихологии за рубежом и в России; проблемы, теоретические основы и практическое значение современной нейропсихологии; роль нейропсихологии в здравоохранении.
Быть знакомым с теориями мозговой локализации психических функций в норме и патологии; проводить нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга; знать синдромологический анализ нарушений высших психических функций; знать основные нейропсихологические синдромы; особенности нейропсихологических синдромов у пациентов с различной патологией; возрастную нейропсихологию.
Знать основные современные методы психотерапии.
Уметь:
Уметь организовать работу медицинского психолога в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях; проводить все этапы профилактики заболеваний; соблюдать правила этики работы психолога и медицинской деонтологии.
Уметь организовать процесс патопсихологического обследования; использовать патопсихологические методики для изучения расстройств психических функций и личности.
Уметь организовать процесс нейропсихологического обследования; применять основные нейропсихологические методики.
Овладеть основными методиками клинической психодиагностики, стратегией и тактикой психологического консультирования, психокоррекции, реабилитации и психотерапии, экспертной практикой в работе психолога.
^
Данная программа предусматривает обучение ординаторов современным теоретическим знаниям и специальную практическую подготовку по диагностике, навыки социального психологического тренинга, навыки в психотерапии (групповой, индивидуальной), по методам саморегуляции (АТ, медитации, нервно-мышечная релаксация).
В процессе обучения ординатор должен овладеть методами психологической диагностики, социально-психологического тренинга, психотерапии, психической саморегуляции, методами коррекции в клинике различных психических расстройств.
В процессе обучения большое внимание уделяется именно практическому учению в пользовании методами и психодиагностическими методиками: личностный опросник Кетелла, ММРI, проективные и рисуночные тесты для взрослых и детей; учению различным приемам и подходам в психотерапии, как в отечественной, так и зарубежной.
^
-
Объем и вид учебной работы (учебно-тематический план)
Темы
|
Часы по видам занятий
|
Аудиторные
|
Самостоятель-ная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Семинары
|
Практ. занятия
|
Введение в медицинскую психологию. История медицинской психологии.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Патопсихология. Основы нейропсихологии.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Патопсихологическое исследование для изучения нарушенных психических функций.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Клиническая психодиагностика.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Основа психотерапии. Психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое направления в психотерапии.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Основа психоанализа. Экзистенциальная психотерапия.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Гештальттерапия. Телесно-ориентированная психотерапия. Психодрама. Арттерапия. Эриксоновский гипноз и терапия.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Психотерапия и коррекция кризисных состояний и постстрессовых расстройств.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Стратегия и тактика психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
Итого
|
72 часа – 2 зет
|
^
№
|
Название темы
|
1
|
Введение в медицинскую психологию. История медицинской психологии.
|
2
|
Патопсихология. Основы нейропсихологии.
|
3
|
Патопсихологическое исследование для изучения нарушенных психических функций.
|
4
|
Клиническая психодиагностика.
|
5
|
Основа психотерапии. Психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое направления в психотерапии. Основа психоанализа. Экзистенциальная психотерапия.
|
6
|
Гештальттерапия. Телесно-ориентированная психотерапия. Психодрама. Арттерапия. Эриксоновский гипноз и терапия.
|
7
|
Психотерапия и коррекция кризисных состояний и постстрессовых расстройств.
|
8
|
Стратегия и тактика психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.
|
^ Отчетность по курсу – зачет. Зачет проставляется по итогам работы в семестре, в том числе написания реферата и выполнения текущих заданий.
Лабораторные занятия – не предусмотрены.
Семинарские занятия – предусмотрены.
Другие виды аудиторных занятий – не предусмотрены.
Курсовой проект (курсовая работа) – предусмотрена.
Другие виды самостоятельной работы – предусмотрены
Рекомендуемая литература:
Основная:
1) Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. С-Пб: 2002.
2) Гройсман А.Л. Медицинская психология. М. Издательство Магистр, 1997.
3) Зейгарник Б.В. Патопсихология. М. Издательский центр «Академия», 2002.
4) Психотерапевтическая энциклопедия. Под редакцией Б.Д.Карвасарского. СПб. «Питер», 1999.
Дополнительная:
1) Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. М. Издательство московского психолого-социального института; Воронеж. Издательство НПО «МОДЖ», 2002 .
2) Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии. М. ЗАО издательство ЭКСМО – Пресс, 1999.
3) Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. Издательский центр «Академия», 2002.
4) Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник для ВУЗов. 3-е издание СПб. «Питер», 2003.
5) Аннелизе Хайгл-Эверс, Франц Хайгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер. Базисное руководство по психотерапии. Современный учебник. 3-е издание, переработанное. С-Пб. Восточно-Европейский Институт Психоанализа. Издательство «Речь», 2001.
^ :
- MedLinks - Вся медицина в Интернет
- MEDNAVIGATOR - Каталог русскоязычных медицинских ресурсов
- MEDAGENT - Каталог медицинских сайтов
- Medrating - Каталог, рейтинг сайтов, посвященных медицине и здравоохранению
- avogadro.ru: - каталог сайтов
- medlook.ru - каталог медицинских сайтов
Материально-техническое обеспечение дисциплины
-
Наименование подразделения
|
Наименование специализированных аудиторий и кабинетов, с перечнем основного оборудования
|
Кафедра наркологии, психотерапии и правоведения
|
Учебный класс с комплексом учебно-методического обеспечения.
Учебные слайды.
Мультимедийный проектор с набором презентаций.
|
|