Программа вступительного экзамена по биологии icon

Программа вступительного экзамена по биологии





Скачать 150.77 Kb.
Название Программа вступительного экзамена по биологии
Дата 07.04.2013
Размер 150.77 Kb.
Тип Программа
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ

Программа по биологии составлена в соответствии с Госу­дарственным стандартом для средней школы. Она включает следующие разделы биологии: человек и его здоровье, общая биология.

Экзамен по биологии выполняется в устной форме по вопросам варианта билета. При изложении материала по каж­дому вопросу абитуриент должен уметь раскрывать эволюцию орга­нического мира, показывать связь особенностей строения органа, организма с выполняемыми функциями, взаимосвязи биологи­ческих систем с окружающей средой, целостность и саморегуля­цию биологических систем.

Экзаменационная комиссия обращает внимание на уме­ние абитуриентов обосновывать свои выводы, иллюстрировать их примерами.

Особое внимание уделяется пониманию абитуриентами излагаемого материала, использованию в ответах не только учеб­ной, но и дополнительной литературы.

Каждый вариант билета включает по одному вопросу из соответствующего разде­ла биологии: человек и его здоровье и общая биология.


^ Критерии оценки по биологии

Итоговая оценка выставляется на основании суммирова­ния баллов по каждому вопросу билета. Для оценки каждого воп­роса комиссия руководствуется следующими критериями:

20 баллов - ответ полный и правильный. Продемонстрировано глубокое знание закономерностей строения, функционирования и развития биологических систем. Показано умение оперировать теоретическими понятиями при объяснении явлений природы. В ответе используется не только учебная, но и дополнительная ли­тература.

15 баллов - в целом дан правильный ответ, но упущены некоторые детали. Имеются незначительные неточности при объяс­нении явлений природы, принципов строения живых организ­мов, особенностей их жизнедеятельности и развития.

10 баллов — ответ неполный. Имеются ошибки в ответе. Изложено около половины. Выявлено недостаточное умение оперировать различными поня­тиями при объяснении явлений природы.

5 баллов — правильными в ответе являются лишь некото­рые элементы вопроса. Вопрос не раскрыт, абитуриент не знает биологических понятий, не умеет ими оперировать, не показыва­ет закономерностей строения и функций живого организма.

0 баллов — ответ отсутствует или полностью неправильный.

^ Максимальная оценка – 100 баллов.


Раздел: Человек и его здоровье

Строение и состав клетки. Основные процессы жизнедея­тельности клетки: питание, дыхание, рост. Ткани, их строение и функции. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани.

Органы. Система органов.

^ Нервная система. Центральный и периферический отделы нервной системы, их строение и функции. Рефлекторный харак­тер деятельности нервной системы. Рефлекс и его значение. Веге­тативная нервная система.

^ Эндокринная система. Железы внутренней секреции, их строение и функции. Регуляция деятельности желез. Понятие о гормонах. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии орга­низма. Возрастные особенности деятельности желез внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятель­ности организма как основа его целостности, связи со средой. Железы наружной и смешанной секреции. Заболевания желез внут­ренней секреции.

^ Опорно-двигательная система. Значение и функции опор­но-двигательной системы.

Скелет человека. Общий обзор скелета человека. Соедине­ние костей. Суставы. Состав и строение кости. Оказание первой помощи при нарушениях опорно-двигательной системы.

Мышцы. Строение и функции мышечной ткани. Скелет­ные мышцы. Работа мышц, утомление. Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Гигиена опорно-двигательной сис­темы.

^ Внутренняя среда организма человека: кровь, лимфа, тка­невая жидкость. Постоянство внутренней среды организма — гомеостаз и его поддержание.

Кровь, значение крови и ее состав. Клетки крови, их стро­ение и функции. Иммунитет. Иммунная система человека. Крове­творные органы человека. Переливание крови. Заболевания, свя­занные с нарушением кровеносной системы. Инфекционные за­болевания и меры профилактики.

Кровообращение. Сердце, его строение и функции. Осо­бенности мышечной ткани сердца. Клапаны сердца. Работа сердца. Движение крови по сосудам, большой и малый круги кровообра­щения. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Воз­растные особенности кровеносной системы. Пульс. Кровяное дав­ление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

^ Дыхательная система. Значение дыхательной системы. Стро­ение органов дыхания и их функции. Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыха­ния. Искусственное дыхание.

^ Пищеварительная система. Значение пищеварительной си­стемы. Строение и функции органов пищеварения. Понятие о пи­щеварении. Ферменты. Всасывание питательных веществ. Наруше­ния пищеварения. Свойства печени и поджелудочной железы. Ре­гуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания ор­ганов пищеварения, их профилактика. Гигиена пищеварения.

^ Выделительная система. Строение и функции. Регуляция деятельности выделительной системы. Заболевания и профилак­тика. Гигиена выделительной системы.

Кожа. Строение и функции кожи. Терморегуляция. Заболевания кожи и их профилактика. Гигиена кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при обморожении.

^ Система органов размножения. Строение и функции. Вос­произведение и индивидуальное развитие человека. Оплодотворе­ние. Беременность. Роды. Уход за новорожденным. Предупрежде­ние беременности. Аборт. Возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни. Заболевания и их профилактика.

^ Организм как единое целое. Взаимосвязь систем органов. Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен веществ в организме. Нормы питания.

Витамины, их значение в обмене веществ. Авитаминозы. Гиповитаминозы. Гипервитаминозы (хронические и острые). На­рушения в деятельности организма и их компенсация.

^ Органы чувств. Значение органов чувств. Понятие об ана­лизаторах.

Зрительный анализатор. Орган зрения. Строение глаза и функции. Основные нарушения и заболевания глаза. Меры профи­лактики.

Слуховой анализатор. Орган слуха. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа рав­новесия.

Строение и функции органов обоняния. Язык и чувство вкуса.

Осязание. Органы чувств человека и окружающая среда.

^ Высшая нервная деятельность. Психика и поведение чело­века. Безусловные и условные рефлексы и их образование. Тор­можение и его виды. Мышление и эмоции. Возникновение и раз­витие речи. Память и ее виды. Сознание. Особенности высшей не­рвной деятельности и поведения человека. Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена высшей нервной деятельности.

Человек и природа. Человек как часть природы. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.

Раздел: Общая биология


1. ^ Уровни организации живой материи: молекулярный, кле­точный, организменный, популяционно-видовой и биосферный.

Основные свойства живого. Многообразие живого мира. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое ве­щество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю.

^ Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как ос­нова существования живой материи. Рост и развитие. Раздражи­мость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биоло­гические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависи­мость живых организмов; формы потребления энергии.

^ Царства живой природы; краткая характеристика естествен­ной системы классификации живых организмов. Видовое разнооб­разие.

2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Химическая организация живого вещества. Состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлемен­ты, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белко­вых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классифи­кация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Угле­воды в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-, ди- и полисахаридов. Жиры — основной структурный ком­понент клеточных мембран и источник энергии. Особенности стро­ения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и организма. ДНК — молекулы на­следственности; история изучения. Уровни структурной организа­ции; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомные РНК. Витамины и их роль.

^ Происхождение жизни на Земле. История развития представлений о возникновении жизни на Земле. Первые научные попытки объяснения сущности и про­цесса возникновения жизни. Опыты Ф.Реди, эксперименты Л.Пастера. Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космичес­кие и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволю­ция химических элементов, неорганических и органических моле­кул на ранних этапах развития Земли. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. Теории происхож­дения протобиополимеров. Эволюция протобионтов; формирова­ние внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

3. ^ Учение о клетке.

Строение и функции прокариотической клетки. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Раз­множение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоце­нозах.

^ Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный прин­цип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функ­ции. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Кариоплазма.

^ Обмен веществ в клетке (метаболизм). Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротроф­ные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологи­ческий синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетичес­кого обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.

^ Жизненный цикл клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновле­ния. Размножение клеток. Митотический цикл; интерфаза, редуп­ликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразо­вания хромосом; биологический смысл и значение митоза (беспо­лое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физио­логических и патологических условиях).

^ Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уров­не. Открытие вирусов, механизм воздействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вы­зываемые вирусами. Бактериофаги.

^ Клеточная теория. Клеточная теория строения организмов. Основные поло­жения клеточной теории; современное состояние клеточной тео­рии строения организмов.

^ 4. Размножение организмов.

Бесполое размножение растений и животных. Формы бесполого размножения; митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточ­ных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

^ Половое размножение. Половое размножение растений и животных. Половая сис­тема, органы полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размно­жение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых кле­ток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и опло­дотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оп­лодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

^ 5. Основы генетики и селекции.

Закономерность и изменчивость. История представлений о наследственности и изменчиво­сти. История развития генетики. Основные закономерности наследственности. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менде­ля — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон рас­щепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты га­мет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигабридное и полигибридное скре­щивание; третий закон Менделя — закон независимого комбини­рования.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное насле­дование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хро­мосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследо­вание признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Основные закономерности изменчивости. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчи­вость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свой­ства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мута­ций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и био­технологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследствен­ной изменчивости (Н.И.Вавилов).

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статические закономерности модификационной измен­чивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реак­ции. Управление доминированием.

^ Селекция животных, растений и микроорганизмов. Центры происхождения культурных растений и их много­образие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и жи­вотных; отбор и гибридизация: формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искус­ственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельско­хозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

^ 6. Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриональное развитие животных. Типы яйцеклеток, основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; за­кономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбрио­нальная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспе­чении эмбрионального развития организмов.

^ Постэмбриональное развитие животных. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

^ Онтогенез высших растений. Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмб­риональное развитие; деление зиготы, образование тканей и ор­ганов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побегов и корневой системы. Общие закономерности онтогенеза. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция при­знаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и Ф.Мюл­лер). Работы А.Н.Северцова об эмбриональной изменчивости.

^ Развитие организма и окружающая среда. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и пост­эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т.д.) на ход эмбрио­нального и постэмбрионального периодов. Понятие о регенера­ции.


^ 7. Эволюционное учение.

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неиз­менности живой природы. Работы К.Линнея по систематике рас­тений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Первые русские эволюционисты. Дарвинизм. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюци­онная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избы­точная численность потомства. Борьба за существование и есте­ственный отбор. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюцион­ная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественно­го отбора. Микроэволюция. Современные представления о видооб­разовании. (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразова­ние. Эволюционная роль модификаций; физиологические адапта­ции. Темпы эволюции.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологи­ческий прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эво­люции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.


^ 8. Развитие органического мира.

Основные черты эволюции животного и растительного мира.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие вод­ных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное раз­витие цветковых растений, многообразие насекомых (параллель­ная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появле­ние хищных. Появление приматов. Появление первых представи­телей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопи­тающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Об­щие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека.

Место человека в живой природе. Систематическое поло­жение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систе­матическим группам царства животных. Стадии эволюции челове­ка: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движу­щие силы антропогенеза. Ф.Энгельс о роли труда в процессе пре­вращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания, общественных отношений в становлении человека. Вза­имоотношение социального и биологического в эволюции чело­века. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном про­грессе человечества. Биологические свойства человеческого обще­ства.


^ 9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Понятие о биосфере. Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: жи­вое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Круго­ворот веществ в природе.

^ Жизнь в сообществах. История формирования сообществ живых организмов. Гео­логическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и мирового океана. Биогеог­рафические области. Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуцен­ты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, био­масса.

^ Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещен­ности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сооб­ществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причи­ны смены биоценозов; формирование новых сообществ.

^ Взаимоотношения между организмами. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конку­ренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.


^ 10. Биосфера и человек.

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользова­ния, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение этало­нов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.


Литература

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М.,

  2. 2000.

  3. Трайтак Д.И.. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Пособие для учащихся 6-7 классов. М.: Мнемозина, 1998.

  4. Латюшин В.В. Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. М.,

  5. 2000.

  6. Константинов В.М., Бабенко В.Т., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс, М.: Вентана-Граф, 2003.

  7. Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М., 2000.

  8. Батуев А.С. и др. Биология. Человек. 9 класс. М., 2000.

  9. 7.Общая биология / Под ред. акад. В.Б. Захарова. 2-е изд. М., 1999.

  10. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. М.: Дрофа, 2002

  11. Общая биология (10-11 классы) / Под ред. акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувинского. 6-е изд. М., 1997.

  12. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углублен­ным изучением биологии /Под ред. проф. А. О. Рувинского и др. М., 1993.

  13. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология: Посо­бие - репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону, 1996.

  14. Биология. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного экзамена по биологии

Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного экзамена по специальности «7R 114300» «неонатология» образовательная программа
Программа вступительного экзамена разработана типовой программы по дисциплине «Общая медицина» в...
Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного экзамена по специальности общая хирургия образовательная программа «Резидентура»
Программа вступительного экзамена разработана на основе типовой программы по дисциплине «общая хирургия»...
Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного экзамена на образовательно-квалификационный уровень «бакалавр» по специальности

Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6М110100 медицина направление подготовки:
Целью проведения вступительного экзамена является выявление степени подготовленности поступающего...
Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного испытания по биологии биология

Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного экзамена «Биохимия»

Программа вступительного экзамена по биологии icon Рабочая программа вступительного испытания по биологии (основное общее образование)

Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного экзамена в интернатуру по специальности

Программа вступительного экзамена по биологии icon Программа вступительного экзамена в интернатуру по специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы