Методические указания по проведению лабораторных занятий icon

Методические указания по проведению лабораторных занятий





Скачать 1.1 Mb.
Название Методические указания по проведению лабораторных занятий
страница 1/5
Дата 07.04.2013
Размер 1.1 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4   5
Министерство сельского хозяйства

и продовольствия республики беларусь




­­­­­­­­Департамент образования, науки и кадров




Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия»




Кафедра химии


ОРГАНИЧЕСКАЯ

И Биологическая химия


Методические указания по проведению

лабораторных занятий


Для студентов зооинженерного факультета специальностей

1-74 03 01 – зоотехния,

1-74 03 03 – промышленное рыбоводство


Горки 2003

Одобрено методической комиссией зооинженерного факультета 15.04.2003.


Составили профессор А. Р. Цыганов, ст. преподаватель И. В. СУЧКОВА, до-

цент И. В. Ковалева.


Содержание


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1. Витамины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

1.1. Качественные реакции на жирорастворимые витамины . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.2. Качественные реакции на водорастворимые витамины . . . . . . . . . . . . . . . .

7

1.3. Количественное определение витамина С по Тильмансу . . . . . . . . . . . . . . .

9

1.4. Определение каротина в сыворотке крови фотоэлектроколориметрическим

методом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


11

2. Ферменты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

2.1. Обнаружение ферментов в биологическом материале. . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

2.2. Свойства ферментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

3. Гормоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22

3.1. Качественные реакции на гормоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

4. Биологическое окисление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

5. Обмен углеводов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

6. Обмен липидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

37

7. Обмен белков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

43

8. Обмен минеральных веществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

51

9. Биохимия крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

57

10. Биохимия мышечной ткани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

62

11. Биохимия мочи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

65

11.1. Исследование физических и химических свойств мочи . . . . . . . . . . . . . .

66

11.2. Качественный анализ нормальных составных компонентов мочи. . . . . .

68

11.3. Качественные реакции на патологические компоненты мочи . . . . . . . . . .

69


УДК 577.1(072)

Биологическая химия: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. А. Р. Ц ы г а н о в, И. В. С у ч к о в а, И. В. К о в а л е в а. Горки, 2003. 72с.


Приведены методики определения веществ в биоматериале по основным темам и разделам биохимии, даны краткие пояснения по каждой теме и перечень контрольных вопросов для самопроверки знаний.

Для студентов зооинженерного факультета специальностей 1-74 03 01 – зоотехния,

1-74 03 03 – промышленное рыбоводство.

Рецензент Г. Ф. Медведев, доктор ветеринарных наук, профессор.


 Составление. А. Р. Цыганов, И. В. Сучкова,

И. В. Ковалева, 2003

учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2003


Введение


Настоящие методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по биологической химии студентами зооинженерного факультета. Лабораторные работы подобраны в соответствии с учебным планом и программой курса «Органическая и биологическая химия», утвержденной Департаментом образования, науки и кадров от 26 декабря 2000 г. Они охватывают важнейшие разделы статической, динамической и функциональной биохимии.

В лабораторные работы включены апробированные, не требующие дорогостоящих реактивов, оборудования и больших затрат времени, методики определения веществ, но при этом широко используемые в лабораторно-клинической практике. Методические указания содержат краткие теоретические пояснения к темам и конкретным опытам. Приводится перечень реактивов, оборудования и изложены особенности приготовления отдельных специальных реактивов.

Лабораторные работы по темам содержат несколько опытов, что предполагает возможность выбора.

По возможности приведены данные по нормальной и клинической биохимии и пересчеты старых единиц в единицы международной системы (СИ).

Все это дает студенту возможность приобрести навыки лабораторных исследований, научиться пользоваться лабораторным оборудованием и реактивами, анализировать полученные данные, делать выводы из результатов биохимических исследований и использовать полученные знания для объяснения характера возникающих в организме животного изменений и контроля полноценности кормления.

При выполнении практических работ следует строго соблюдать правила поведения и работы в биохимической лаборатории, что является необходимым условием качественного проведения эксперимента.


1. ВИТАМИНЫ


Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, способные самостоятельно или в составе ферментов катализировать биохимические реакции. Они не являются энергетическим материалом и организму требуются в ничтожно малых количествах. Отсутствие витаминов в организме приводит к заболеваниям – авитаминозам, избыток витаминов – к гипервитаминозам, недостаток витаминов – к гиповитаминозам.

Классифицируют витамины по растворимости на жирорастворимые и водорастворимые. Водорастворимые витамины не растворяются в жирах и многих органических растворителях, но хорошо растворимы в воде. В эту группу входят витамины группы В (В1, В2, В35612с и др.), витамины С, Р, Н, U и другие.

Водорастворимые витамины отличаются термолабильностью и неустойчивостью к изменению рН среды. В организме почти не накапливаются и должны постоянно поступать с пищей. Способны наиболее полно усваиваться из рационов, сбалансированных по белку. Жвачные животные менее зависимы от поступления витаминов с пищей, что связано с деятельностью микрофлоры ЖКТ. Жирорастворимые витамины не растворяются в воде, но хорошо растворимы в жирах и органических растворителях. К ним относят А, D, Е, К, F, Q и другие. Жирорастворимые витамины отличаются термостабильностью и устойчивостью к изменению рН среды. В организме практически не синтезируются, но могут депонироваться. Полнее усваиваются организмом при наличии жиров в рационе.

^ Цель занятия. Изучить биологическое действие отдельных витаминов и методы исследования витаминов в биологическом материале.

Материалы и оборудование. Концентрированная серная кислота; концентрированная соляная кислота; ледяная уксусная кислота, насыщенная сульфатом железа (II); концентрированная азотная кислота; хлорид железа (III), 1% раствор; диэтилдитиокарбомат натрия, 2% спиртовой раствор; NaOH, 4% спиртовой раствор; анилин (к 450 мл прибавляют 30 мл концентрированной серной кислоты, раствор должен иметь светло-желтый цвет); цистеин, 0,25% спиртовой раствор; гидроксид натрия, 10% раствор; сульфаниловая кислота, 1% раствор; нитрит натрия, 5% раствор; Na2CO3, 10% раствор; металлический цинк; сульфат меди, 1% раствор; родонид аммония, 5% раствор; хлорид железа (III), 1% раствор; раствор брома в хлороформе в соотношении 1:60; раствор рыбьего жира в хлороформе в соотношении 1:5; масляный препарат витамина А; концентрат витамина D; сахароза; насыщенный раствор хлорида сурьмы(V); витамин Е, 0,1 % спиртовой раствор; витамин К, 0,05 % спиртовой раствор; викасол, 0,05 % спиртовой раствор; тиамин, 5 % раствор; витамин В2, 0,025 % раствор; никотинамид, 1% раствор; витамин В6, 1 % раствор; насыщенный водный раствор рутина. Желток яйца, тертая морковь. Часовое стекло, штатив и пробирки, капельные пипетки, пипетки на 1 и 5 мл, стеклянная палочка.


    1. ^ Качественные реакции на жирорастворимые витамины


Витамин А (антиксерофтальмический, ретинол, витамин роста) в организме участвует в зрительных и ростовых процессах, процессах образования и регенерации эпителиальных тканей. Витамином А богаты корма животного происхождения (молоко, печень, рыбная и мясокостная мука, рыбий жир, яйца). Растения синтезируют провитамин витамина А – каротин (корнеклубнеплоды, сенаж, силос и т. д.).

^ Опыт 1. Реакция с серной кислотой. Серная кислота, обладая водоотнимающим свойством, образует с витамином А окрашенный комплекс синего цвета, переходящий затем в фиолетовый и далее в бурый цвет.

На часовое стекло наносят 5 капель раствора рыбьего жира в хлороформе (масляного раствора витамина А или желток яйца) и 1-2 капли концентрированной серной кислоты и наблюдают соответствующее окрашивание.

^ Опыт 2. Реакция с сульфатом железа (II). В пробирку вносят 3-4 капли раствора рыбьего жира в хлороформе (масляного раствора витамина А в хлороформе), 5-10 капель ледяной уксусной кислоты, насыщенной сульфатом железа (II) и 2-3 капли концентрированной серной кислоты. В присутствии витамина А появляется голубое окрашивание, постепенно переходящее в розово-красное. Каротины дают при этой реакции зеленое окрашивание. Опыт проводят с тертой морковью.

Витамин D (кальциферол, антирахитический). Отвечает за обмен кальция и фосфора в организме, способствует транспорту Са и Р через мембраны клеток и при реабсорбции кальция и фософра в почечных канальцах, регулирует обмен кальция в костной ткани. Витамина D много в рыбьем жире, печени, сухих дрожжах, сене. Витамин D синтезируется в коже под действием ультрафиолета из холестерина.

^ Опыт 1. Бромхлороформная проба. На часовое стекло наносят 3

капли рыбьего жира (раствора витамина D в масле) и прибавляют 3-5 капель раствора брома в хлороформе. В присутствии витамина D появляется зеленовато-голубой цвет. Под часовое стекло следует предварительно подложить лист белой бумаги.

^ Опыт 2. Реакция с анилиновым реактивом. В пробирку вносят

2 капли масляного раствора витамина D в хлороформе, добавляют

3 капли анилинового реактива и осторожно нагревают до появления красного окрашивания. Пробирку оставляют в штативе остывать. Через несколько минут эмульсия разделяется. Нижний слой, при наличии витамина в исходном материале, окрашен в интенсивно красный цвет.

^ Опыт 3. Реакция с хлоридом сурьмы (V). В пробирку вносят 2 мл раствора витамина D в хлороформе, доливают 0,2 мл насыщенного раствора пятихлористой сурьмы (SbCl5) и, при наличии витамина, наблюдают появление желтого окрашивания.

Витамин Е (токофеол, антистерильный) является сильным природным антиоксидантом. В организме предохраняет от окисления ненасыщенные жирные кислоты, каротин, витамин А и D. При недостатке витамина наблюдается атрофия семенных канальцев, дегенерация сперматозоидов, неспособность к вынашиванию плода, мышечная дистрофия. Витамина Е много в зародышах семян, в зеленых растениях.

^ Опыт 1. Реакция с азотной кислотой. В сухую пробирку вносят 5 капель 0,1% спиртового раствора витамина Е и несколько крупинок сахарозы, затем по стенке пробирки приливают 1 мл концентрированной азотной кислоты. Пробирку интенсивно встряхивают и наблюдают окрашивание.

В присутствии азотной кислоты токоферол окисляется через промежуточное образование токоферолхинона до орто-, или парохинона, имеющего красное окрашивание.

^ Опыт 2. Реакция с хлоридом железа (III). В пробирку вносят 0,5 мл 0,1% спиртового раствора витамина Е и добавляют 0,5 мл 1% раствора хлорида железа (III). Встряхнув содержимое пробирки, наблюдают появление красного окрашивания вследствие образования -токоферилхинона.

Витамин К (филлохинон, антигеморрагический). Витамин К участвует в процессах окислительного фосфорилирования и синтеза факторов свертывания крови. Источником витамина К для животных служат растительные корма и кишечная микрофлора, а также искусственно синтезированный аналог витамина К - викасол.

^ Опыт 1. Реакция с диэтилдитиокарбоматом натрия. В пробирку вносят 2 мл 0,05% спиртового раствора диэтилдитиокарбомата натрия и 2,5 мл 4% спиртового раствора NaOH. При наличии витамина наблюдают появление голубого окрашивания.

^ Опыт 2. Реакция с анилином. В пробирку вносят 2 мл 0,05 %

спиртового раствора викасола, добавляют 2 капли анилина. Осторожно встряхивают содержимое пробирки и наблюдают красное окрашивание, что обусловлено образованием 1-метил-2-фениламинонафтохи-нона.

^ Опыт3. Реакция с цистеином. На часовое стекло наносят 5 капель

0,05% спиртового раствора викасола, 5 капель 0,025% спиртового раствора цистеина и 1 каплю 10% раствора гидроксида натрия. Наблюдают лимонно-желтое окрашивание.

По каждому опыту оформляют вывод: Витамин … можно обнаружить реакцией с ……… . При наличии витамина наблюдают появление …………… окрашивания раствора.


    1. Качественные реакции на водорастворимые витамины


Витамин В1 (тиамин, антиневритный) в виде тиаминпирофосфата (ТПФ) входит в состав ферментов декарбоксилаз -кетокислот, участвует в расщеплении и синтезе кетосахаров. Витамина много в дрожжевых препаратах, бобовых растениях.

^ Опыт 1. Реакция с диазореактивом. В пробирку наливают 1 мл 1% раствора сульфаниловой кислоты, 1 мл 5% раствора нитрита натрия (в пробирке образуется диазореактив). Затем к диазореактиву приливают 0,5 мл 5% раствора тиамина и 1 мл 10% раствора карбоната натрия. Наблюдают характерное окрашивание. витамин В1 в щелочной среде с диазореактивом образует сложное комплексное соединение оранжевого или красного цвета.

Витамин В2 (рибофлавин) в составе флавинадениндинуклеотида (ФАД) является коферментом многих ферментов (флавопротеидов) катализирующих окислительно-восстановительные реакции в обмене белков, жиров и углеводов. При его участии происходит перенос электронов и протонов с окисляемого субстрата на кислород в дыхательной цепи ферментов. Витамина много в отрубях, молочных продуктах, овощах.

^ Опыт 2. Реакция восстановления рибофлавина. В пробирку вносят 1 мл 0,025% раствора витамина В2, 0,5 мл концентрированной соляной кислоты и опускают кусочек металлического цинка. Цинк реагирует с соляной кислотой с выделением газообразного водорода. Выделяющийся водород реагирует с окисленной формой В2 желтого цвета, восстанавливая его до промежуточного родофлавина розово-красного цвета (насыщенность цвета зависит от концентрации В2) и

далее до бесцветного лейкофлавина. при взбалтывании обесцвеченного раствора лейкосоединение вновь окисляется кислородом воздуха в рибофлавин.

Витамин В5 (ниацин, антипеллагрический, никотиновая кислота, РР, никотинамид) в природе существует в двух формах: никотиновой кислоты и амида никотиновой кислоты. В форме амида никотиновой кислоты участвует в окислительно-восстановительных реакциях клеточного обмена. Недостаток витамина вызывает заболевание пеллагрой (шершавая кожа). Витамина много в дрожжевых препаратах, зерновых продуктах.

^ Опыт 3. Качественная реакция на В5. В пробирку вносят 1 мл раствора никотинамида и 1 мл 1% сульфата меди, затем по каплям прибавляют 5% раствор родонида аммония. В присутствии витамина наблюдают зеленое окрашивание.

Витамин В6 (пиридоксин, антидерматитный). В организме в форме пиридоксаминфосфата и пиридоксальфосфата участвует в реакциях превращения аминокислот и карбонильных соединений. В6 много в дрожжевых препаратах и отрубях злаковых.

^ Опыт 4. Реакция с хлоридом железа (III). В пробирку вносят 1 мл 1% хлорида железа и 1 мл 1% раствора витамина В6. Смесь встряхивают. В присутствии витамина железо образует с ним комплексную соль по типу фенолята железа красного цвета.

Витамин Р (рутин, витамин проницаемости, полифенолы) в организме отвечает за нормальное функционирование стенок сосудов, предохраняет адреналин от окисления, обладает антиоксидантным действием по отношению к витамину С и усиливает его антигиалуронатлиазную функцию. Витамина Р много в растительных кормах.

^ Опыт 5. Качественная реакция на рутин. В пробирку вносят 1 мл насыщенного водного раствора рутина и прибавляют несколько капель 1% раствора хлорида железа (III). Хлорид железа образует с рутином комплексное соединение по типу фенолята железа зеленого цвета. К раствору рутина можно прилить осторожно по стенке концентрированную серную кислоту. На границе двух жидкостей наблюдают окрашенное в желтый цвет кольцо.

^ Результаты опытов по водорастворимым витаминам перенести в таблицу.


Название витамина, формула

Название

кофермента

Название фермента

Признаки обнаружения витамина














^ 1.3. Количественное определение витамина С по Тильмансу


Витамин С (аскорбиновая кислота, антискорбутный) широко распространена в природе. В организме человека и животных участвует в окислительно-восстановительных реакциях, протекающих с участием транспорта электронов. Витамин С является кофактором гидроксилирования пролина при синтезе коллагена, превращений кортикостероидных гормонов и трансферрина. Обладает антиоксидантным, антимутагенным и антиконцерогенным действием. Предохраняет от окисления адреналин и сульфгидрильные группы белков. Витамина С много в зеленых частях растений, меньше в корнеплодах и практически нет в семенах. Аскорбиновая кислота активно синтезируется большинством животных в печени из глюкозы, а также микрофлорой ЖКТ. При заболеваниях, стрессовых ситуациях, повышенных физических нагрузках организм испытывает недостаток витамина С и его необходимо вводить в рацион. В норме в крови сельскохозяйственных животных содержится 0,2-1,5 мг% аскорбиновой кислоты (или 0,011-0,086 ммоль/л).

^ Материалы и оборудование. соляная кислота, 2% раствор; натриевая соль 2,6-дихлорфенолиндофенола, 0,0005 моль/л раствор (М=270, г/экв – 145); 2,6-дихлорфенолиндофенол, 0,125 мМоль/л свежеприготовленный раствор; трихлоруксусная кислота, 10% раствор; дистиллированная вода; соляная кислота, 10% раствор; капуста; картофель; лук; хвоя; силос; сенаж; кровь и т.д. Фарфоровая ступка с пестиком, песок кварцевый, коническая колба, стаканчик, воронка, микробюретка, пипетка, фильтры, весы, центрифуга, центрифужные пробирки.

^ Принцип метода. аскорбиновая кислота, окисляясь 2,6-ди-хлорфенолиндофенолом, восстанавливает его до бесцветной формы. Как только все количество витамина С окислится, титруемый раствор приобретает розовую окраску за счет образования недиссоциированных молекул 2,6-дихлорфенолиндофенола. По количеству 2,6-ди-хлорфенолиндофенола, затраченного на титрование, определяют количество аскорбиновой кислоты в исследуемом материале. В щелочной среде 2,6-дихлорфенолиндофенол имеет синюю окраску, в кислой –

красную, при восстановлении – обесцвечивается (лейкоформа).

^ Ход работы. Взвешивают 1 г продукта (навеску можно брать в зависимости от содержания витамина С от 0,1 до 3 г). Тщательно расти-

рают в ступке с небольшим количеством кварцевого песка. К растертой массе прибавляют 9 мл 0,2% раствора HCl. Количество соляной кислоты зависит от количества взятого продукта. При этом общий объем навески (продукт + HCl) должен составлять 10 мл. Соляную кислоту можно приливать к растираемой массе порциями, оставив часть для смыва ступки. Через пять минут содержимое перемешивают и фильтруют. Отбирают 3 мл фильтрата в коническую колбу и титру-ют раствором 2,6-дихлорфенолиндофенола до появления розовой окраски, сохраняющейся в течение 30 с 1 мл 0,0005 моль/л раствора

2,6-дихлорфенолиндофенола соответствует 0,088 мг аскорбиновой кислоты.

О О




С С

С – ОН Сl С = О Cl

О О

C – OH +O= =N– – OH  C = O + HO– –N– –ОН


H–C Cl H–C Cl H


HO–C–H 2,6-дихлорфенол- HO–C–H 2,6-дихлорфенол-

индофенол индофенол

CH2–OH (окрашенная форма) CH2OH восстановленный

L-дигидроаскорби- L- дегидроаскор- (лейкоформа)

новая кислота биновая кислота

Концентрацию аскорбиновой кислоты определяют по формуле

С=,

где Q – количество аскорбиновой кислоты, соответствующее 1 мл 0,0005 моль/л раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола (0,088 мг);

А – количество 0,0005 моль/л раствора 2,6-дихлорфенолиндофе-нола, пошедшего на титрование, мл;

Vo – общее количество экстракта, мл;

V1 – объем экстракта, взятый для титрования, мл;

а – навеска пищевого продукта, г;

100 – пересчет в %.

Для выражения в единицах СИ концентрацию витамина в мг%

умножают на коэффициент 56,776 (мкмоль).

^ Результаты опытов оформить в виде таблицы.


Концентрация витамина


Материал

Навеска, г

Концентрация витамина С, мг%

Справочные данные, мг% на 100 г продукта














Для определения витамина С в крови в пробирку отмеряют 2 мл дистиллированной воды, туда же вносят 1 мл свежей крови, смешива-

ют и добавляют 1 мл 10% раствора трихлоруксусной кислоты, перемешивают и через 10-15 мин центрифугируют при 3000 об/мин в течение 15-20 мин. В отдельную пробирку отмеряют 0,1 мл 0,125 ммоль/л раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола и 1-2 капли 10% раствора HCl. Раствор приобретает розовую окраску. Данный раствор оттитровывают центрифугатом крови до обесцвечивания раствора. Определение производят в 2-3 параллельных пробах и для расчета берут среднее арифметическое из результатов титрования. Концентрацию аскорбиновой кислоты в крови определяют по формуле:

Х=,

где Х – концентрация аскорбиновой кислоты в крови в мкмоль/л;

0,125 – количество аскорбиновой кислоты, эквивалентное 1 мл 0,125 ммоль/л раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола;

4 – степень разведения крови при приготовлении центрифугата;

0,1 – количество мл 0,125 ммоль/л раствора 2,6-дихлорфенол-индофенола взятого для определения;

1000 – коэффициент пересчета ммоль/л на мкмоль;

n- количество мл фильтрата крови, израсходованное на титрование 0,1 мл 2,6-дихлорфенолиндофенола (при пересчете мкмоль на мг% результат умножают на 0,0176, т. е. 176:(101000).

^ Вывод: Биохимический анализ показал, что в крови исследуемого

животного содержится …………… мкмоль/л аскорбиновой кислоты.


    1. Определение каротина в сыворотке крови

фотоэлектроколориметрическим методом


каротин представляет собой желтый пигмент растений, из которо-

го, главным образом в печени животного, образуется витамин А. Имеется несколько каротинов. Из них наиболее биологически активным является -каротин. В слизистой оболочке тонкого отдела кишечника, печени животных под влиянием фермента каротиназы каротин расщепляется на две молекулы витамина А1.

Уровень каротина в сыворотке крови сельскохозяйственных животных зависит от его поступления с кормом и является надежным показателем А-витаминной обеспеченности животных. В крови крупного рогатого скота содержится сравнительно много каротина. Так, летом количество каротина у них может достигать 3 мг%, а зимой падать ниже 0,3 мг%. Падение уровня каротина у коров и телят ниже 0,3 мг% расценивается как неблагоприятный фактор, указывающий на значительное снижение запасов витамина А в организме.

У свиней, овец, лошадей каротин в пищеварительном тракте быстро превращается в витамин А, поэтому в крови животных он обнаруживается в очень малых концентрациях: 0,01-0,05 мг%. У КРС каротин определяется с 3-месячного возраста.

Снижается уровень каротина в крови при нехватке его в кормах, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гепатитах, различных токсикозах, при недостатке в кормах белков, углеводов, витамина В12, аскорбиновой кислоты.

^ Материалы и оборудование. авиационный бензин марки В-70 или петролейный эфир; 96о этиловый спирт; основной стандартный раствор дихромата калия: 360 мг К2Cr2O7 доводят дистиллированной водой до 500 мл; рабочий стандартный раствор дихромата калия: к 5 мл основного стандартного раствора добавляют 5мл дистиллированной воды; фотоэлектрокалориметр, пробирки, пипетки.

^ Принцип метода. Основан на осаждении белков сыворотки крови этиловым спиртом. Интенсивность окраски экстракта пропорциональна содержанию каротина.

Ход работы. В пробирку отмеряют 1 мл сыворотки крови, 3 мл 96о этилового спирта, тщательно перемешивают, добавляют 6 мл петролейного эфира или бензина, энергично встряхивают не менее 2 мин. И осторожно по стенке пробирки приливают 0,5 мл дистиллированной воды. Дают отстояться до полного разделения органической и водной фаз. Затем осторожно отбирают 4,5-5 мл экстракта каротина и калориметрируют при синем светофильтре в кювете на 10 мм против петролейного эфира или бензина. Одновременно определяют экстракцию стандартного раствора дихромата калия.

Содержание каротина рассчитать по формуле

х=, где:

х – содержание каротина в пробе, мг%;

Еоп. – экстинкция опытной пробы;

Ест. – экстинкция стандартного раствора;

0,01248 – количество каротина в мг, соответствующее по окраске 1 мл стандартного раствора дихромата калия;

100 – коэффициент пересчета на мг%.

Вывод. Биохимический анализ показал, что в сыворотке крови исследуемого животного содержится …… мг% каротина.


Контрольные вопросы


1. Номенклатура и классификация витаминов.

2. Строение, физические и химические свойства витаминов.

3. Биологическая роль витаминов в организме.

4. Патологические изменения, возникающие при недостатке, отсутствии или избытке витаминов в организме животных. Потребность,

источники витаминов для животных.

5. Составной частью каких ферментов являются витамины В1, В23, РР, В6?

  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Уфа

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания к проведению практических занятий для студентов 3 курса педиатрического факультета

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания по выполнению лабораторных работ Дисциплина «Пищевая химия»

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания к выполнению лабораторных работ по патологической анатомии (частный курс)

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания к выполнению лабораторных работ по патологической анатомии (частный курс)

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания к выполнению лабораторных работ по патологической анатомии (частный курс)

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания по организации и проведению работ по охране труда работников торговли. 6

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания к проведению вибрации. Возможные ошибки при выполнении приемов поглаживания

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания к проведению микробиологической диагностики менингококковой инфекции (подготовлены

Методические указания по проведению лабораторных занятий icon Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы