|
Скачать 144.42 Kb.
|
Приложение 4.4. « Тайны баллады Ф. Шуберта – Лесной царь» Информационная карта урока. Учитель: Пименова Н.С. Дата_18 января 2012г.________ Класс 7 «А» Предмет: музыка + УМК:__Т.И. Науменко, В. В. Алеев; Г.П. Сергеева, Критская. Литература+ Немецкий яз. Модуль (тема): Музыкальный образ (драматические музыкальные образы). Тема: Тайны баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
^ баллада; музыкальный образ; литературный образ; Учебные действия: подбор текстов, иллюстраций, воспроизведение интонаций, ритмов, художественных образов; Диагностические задания:
«Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании, оно превращалось в любовь» Ф. Шуберт. Ход урока: Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение). Наш урок посвящен взаимодействию слова и музыки. Нам предстоит раскрыть тайны творчества гения, музыкальная вселенная которого при жизни так и осталась неоткрытой. Музыкальные произведения Ф.Шуберта относятся к числу самых утонченных творений мировой музыкальной культуры. Шуберту не надо было раздумывать:
Шуберт писал музыку не для больших заполненных залов. Музыку, которая в идеале должна звучать для узкого круга людей, находящихся в предельной близости от исполнителей. ^ 1.В его песнях-романсах роялю отводилась та же роль, что и вокалу. Фортепиано рисует вращение веретена и смятение чувств юной девы: А). «Маргарита за … »; Б). «Зелёная лента на лютне»; В). «Девушка и смерть»; 2 Фортепиано становится рекой, когда голос поёт: А). Об охотнике; Б). О форели; В). О двойнике;
А). Lider; Б). Экспромты; В). Шубертиады; 4.Его наиболее знаменитая симфония №8, известна под названием: А). Великая; Б). Неоконченная; В). Патетическая; 5.Учителем Ф.Шуберта был знаменитый придворный композитор: А). Ж.Б.Люлли; Б). А. Сальери; В). К. Монтеверди; 6. Одна из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса, в которой мы угадываем чувства в сердце возлюбленного: А). Мадригал; Б). Пастораль; В). Серенада; ^ Мы познакомились с балладой Ф.Шуберта «Лесной царь», написанной на стихи великого немецкого поэта И.В.Гёте. Баллада – лиро-эпическое произведение, сюжет которой развивается динамично, он раскрывает какую-то тайну. Сюжет обычно состоит из экспозиции (повествование о судьбах героев начинается до начала описываемых событий; завязки (событие, благодаря которому сюжет начинает развиваться); действие развивается по нарастанию, стремится к кульминации (момент наивысшего развития действия); после кульминации действие ниспадает и завершается развязкой. ^
Вывод: героев окружает неизвестность, которая создаётся отсутствием экспозиции, завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета называется фрагментарным. Фрагментарность сюжета - первая тай на баллады.
Вывод: сравним два мира реальный и фантастический. Потусторонний мир лесного царя кажется привлекательнее, чем реальный. Что отсутствует в его мире? Чувство любви - человеческой любви. Что значит «уйти к лесному царю»? (Умереть, лишиться тепла любви). Вот почему, ребёнок испытывает ужас: не радость, веселье его ждут у лесного царя, а отсутствие любви). Почему отец не сумел спасти сына? (Поздно поверил в его грёзы). Какова вторая тайна баллады? Вывод: два мира - призрачный, великолепный, но холодный мир царства лесного царя и непривлекательный внешне, но согретый теплотой чувства-мира реального. Перевод с немецкого баллады сделал В. А. Жуковский в 1818 г. А. С. Пушкин назвал его «гением перевода». А вот поэт XX века М. И. Цветаева сделала подстрочный перевод баллады.
(раздаточный материал - оба перевода) Вывод: третья тайна баллады - перевод, поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. Задание:
Когда смотришь на картины Яны Куштевской цикл «Лесной царь», то делаешь всё больше открытий и скоро погружаешься в мир завораживающий, фантастический. Подобрать картину, разместить её в таблице. При повторном звучании баллады на немецком языке – пластическое интонирование – импровизация Лесной царь и его дочери».
Каждая группа выполняет задание.
Текст: Свет - и тьма, Свет - и тьма, Жизнь загадками полна! Ослепительно сияет в небе полная луна. Свет - и тьма, Свет - и тьма, Ночь предчувствия полна! И странна и одинока в небе яркая луна. Ручеёк бежит по полю, Наслаждаясь солнцем вволю; Между струй форель резвится, В поднебесье вьются птицы, На оранжевый цветок Опустился мотылёк, Грозовая в небе тень, Неужели это день. Свет - и тьма, Свет - и тьма, Ни покоя мне, ни сна, Лик луны и дик и страшен Среди туч как грозных башен. Ручеёк струится в поле Птицам, бабочкам приволье, В токах струй форель резвится, Вьётся лёгкий ветерок; У цветов сияют лица, То взлетает, то садится Легкокрылый мотылёк. Свет - и тьма, Свет - и тьма, Жизнь загадками полна. Ослепительно сияет в небе полная луна. Итог урока:
Музыка Ф. Шуберта столь глубока, что воспринимается, как одна из абсолютных вершин и одновременно глубин музыкального искусства. *** Тема урока: Тайны баллады Ф. Шуберта «Лесной царь». Цели: обучающая (что должен знать)
Литературный, музыкальный, язык изобразительного искусства (живописи). Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматический образ. ^ обучать учащихся работать с текстом, с таблицами, развивать умение анализировать художественный текст, организовать работу в группах. Научить:
2.3 ИКД
2.4 Работа с информацией:
Цели, развивающие личностную мотивацию: развивать творческие способности учащихся через организацию творческой учебной деятельности. ЕСО (единица содержания образования)
(ЕСО - выделена, вместе с детьми обсуждена-3 уровень) ^ учащиеся сумели выполнить последовательность действий. Учебный материал: материал подобран и сконструирован с учётом работы на уроке, с мотивацией, с интересом учащихся. Содержит проблемный вопрос, логика подачи материала позволила учащимся успешно выполнить задания. (3 уровень ).Типы заданий:
Методы:
Тип урока: углубление и расширение темы «Музыкальный образ». Этапы урока:
2. Усвоение нового:
(учащиеся вовлечены в постановку цели и т.д.) 3. Первичная проверка:
4. Основной итог:
Внешняя логическая связь: Обсуждение значения творчества Ф.Шуберта, схема, тест и выводы, переход к изучению текста, выводы по поставленным вопросам, общий вывод по цели урока. Внутренняя логическая связь:
Формы обучения: групповые. Результат урока: задание выполнили все группы. ^ Замысел полностью совпал с целями урока, цели сформулированы учащимися, пройденный материал проверен, новый материал проработан, имела место творческая деятельность учащихся, межпредметные связи соблюдены. *** Подстрочный перевод М.И. Цветаевой. Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребёнком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребёнку у отца покойно, ребёнку у отца тепло.- «Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?»- «Отец, ты не видишь лесного царя? Лесного царя в короне и с хвостом?»- «Мой сын, это полоса тумана!» - «Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моём – много пёстрых цветов, у моей матери много золотых одежд!» - «Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной царь мне шепотом обещает?» - «Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве- ветер шуршит».- «Хочешь, нежный мальчик, иди со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, - убаюкают, упляшут, упоют тебя».- «Отец, отец, неужели ты не видишь – там, в этой мрачной тьме, лесного царя дочерей?» - «Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся…» - «Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой – силой возьму!»- «Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной царь мне сделал больно!» - Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятиях стонущее дитя, доскакал до дворца с трудом, через силу,- ребёнок в его руках был мёртв. *** Перевод В. А. Жуковского: Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу весь, издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый. Лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в тёмной короне, с густой бородой» «О нет, то белеет туман над водой». «Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Весёлого - много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои». «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золоты, перлы и радость сулит». «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы». «Ко мне, мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей; При месяце будут играть и летать, Играя, летая тебя усыплять». «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То вётлы седые стоят в стороне». «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». «Родимый, Лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мёртвый младенец лежал. ^ объяснить лексическое значение слов- чертого, перлы, ветлы. *** На немецком языке: Es gibt viele verschiedene schone Dichter im Deutschland und im Russland.Heute sprechen wir uber den groBen Dichter Johann Wolfgang von Goethe und seine Ballade «Еrlkonig». Zuerst warden wir kurz die Biographie des Dichters Johann Wolfgang von Goethe kennenlernen. *** Немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 г. во Фракфурт – на – Майне. Это – основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почётный член Петербургской АН (1826). Гёте был многосторонне образованным человеком. Поистине универсальный гений – поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссёр, актёр, учёный, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель… Поразителен объём его лирического творчества: около 1000 стихотворений, примерно 35000 строк. Не осталось такого вида поэзии, в котором Гёте не создал бы шедевров. Тот, кто приобщится к его поэтическому космосу, научится распознавать неповторимое звучание его стиха. |