Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7





Скачать 57.98 Kb.
Название Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7
Дата 26.03.2013
Размер 57.98 Kb.
Тип Документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ЧАСТЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ГОУ САНАТОРНО-ЛЕСНОЙ ШКОЛЫ № 7


Бражник Ю.В., Васина М.В., Покидченко Т.А.

г. Москва, ГОУ санаторно-лесная школа №7


ГОУ санаторно-лесная школа № 7 – молодое образовательное учреждение (образовано в декабре 2006 года). Мы называем нашу школу школой равных возможностей, где дети учатся друг у друга, помогают друг другу и все вместе становятся сообществом, члены которого способны к взаимодействию. Нашей целью является создание микросоциума детей и взрослых, где любой готов откликнуться на зов «помоги мне сделать это самому» (М. Монтессори), и при этом каждый участник образовательного пространства знает: «Он такой же, как я, а может даже и лучше!».

Основной контингент нашей школы - это дети с заболеваниями нервной системы (невротические реакции, ММД, ЗПР), нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП, поражение суставов, черепно-мозговые травмы и другие), мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой системы, нарушением обмена веществ, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, онкологией, часто болеющие дети, а также дети, имеющие нарушения психоэмоциональной сферы, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, приезжающие к нам, часто в мегаполисе не имеют возможности посещать школу и занимаются на дому.

В ГОУ санаторно-лесная школа № 7 создана необходимая безбарьерная среда, которая включает в себя информационную, эмоциональную, коммуникативную и эргономическую составляющие.

Эргономика пространства основана на материально-технической базе (пандусы, подъемники, лифты), что даёт безбарьерный доступ ко всем объектам образовательного учреждения. Для организации правильного ортопедического режима во время занятий в школе установлена специальная мебель.

В соответствии с российским законодательством, дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальным программам специальных коррекционно-образовательных учреждений.

В СЛШ № 7 дети с ограниченными возможностями здоровья (физическими, интеллектуальными и другими особенностями) включены в общеобразовательную развивающую среду, где все дети учатся, отдыхают и живут вместе. Педагогическая система учреждения построена таким образом, что ребенок с особенностями получает не только образование и необходимые навыки общения в среде сверстников, но и возможность и поддержку для преодоления социальных последствий дефектов развития. Для этого организованы занятия с психологами, дефектологами и логопедами. Учитель-дефектолог, логопед и психолог проводят занятия, опираясь на компенсаторные механизмы каждого ребенка, на то, что он может, несмотря на нарушение.

Приоритетной задачей нашего учреждения на данном этапе мы видим развитие инклюзивной образовательно-развивающей среды. С одной стороны, среда – это та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека, где он является субъектом, и среда для него нечто значимое. С другой стороны, среда – это источник развития человека (человек выступает одновременно продуктом и творцом своей среды), который составляет физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие.

Развивающая образовательная среда должна быть насыщенной, обеспечивать всех субъектов образовательного процесса возможностями для эффективного личностного развития, стимулировать появление мотивации к деятельности и активности. Важнейшая характеристика среды – ее когерентность, т.е. обеспечение возможности каждому учащемуся и воспитаннику выбирать себе занятие по интересу. Для этого в школе работает широкий спектр кружков дополнительного образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важной задачей является решение проблемы их социализации и интеграции в обществе. Социальная адаптация детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых первичным дефектом, провоцирующим появление вторичных и третичных дефектов. Именно вторичными, нередко, являются нарушения высших психических функций, речи, общения. В связи с этим ребёнок или подросток с ограниченными возможностями, как правило, оказывается в условиях социальной и психологической изоляции.

С другой стороны, мы можем наблюдать со стороны детей без ОВЗ непонимание, как общаться с особым ребенком, неумение увидеть, почувствовать и понять другого. Между обычным ребёнком и ребёнком с особенностями может долго не устанавливаться контакт, они не умеют взаимодействовать между собой.

Для решения вышеозначенной проблемы психологической службой нашей школы был разработан и проведен тренинг «Воспитание толерантности у детей среднего и старшего звена школы».

При работе над материалами тренинга мы ставили перед собой следующую цель: повышение уровня адекватности и успешности ребёнка в социальном мире, где расширяется диапазон восприятия многообразия мира людей и повышается психологическая выносливость личности. Основные задачи тренинга – формирование толерантного отношения к особым людям и воспитание позитивного отношения к социально уязвимым группам детей. Посредством подборки разноплановых упражнений мы решали поставленные цели и задачи во время проведения тренинга.

В ходе работы тренинга мы отмечали у детей:

  • расширение словарного запаса и кругозора;

  • выстраивание нового понимания социального мира;

  • развития умения принимать другого таким, какой он есть;

  • улучшение взаимодействия с другими на основе осознавания его (другого) уникальности.

Таким образом, стирается грань между обычным и необычным ребёнком. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают опыт быть принятыми в сообщество обычных, здоровых детей, новые импульсы к развитию, повышают свои шансы адаптироваться к нормальной социальной жизни. Дети с обычным развитием – возможность познакомиться с особыми детьми, научиться принимать и понимать их, выстраивать с ними взаимоотношения.

Психолого-педагогической службой нашей школы детям с ограниченными возможностями здоровья наряду с другими детьми оказывается постоянная психологическая и коррекционная помощь. Целью психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса является обеспечение развития ребенка соответственно его возможностям, а также комфортного обучения в среде здоровых сверстников. Задачи психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в санаторно-лесной школе:

    • развитие и коррекция психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи);

    • помощь в усвоении учебных навыков;

    • коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;

    • помощь в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

    • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическая помощь направлена на регуляцию эмоционального состояния ребенка или группы детей, профилактику возможных психологических затруднений, диагностику и коррекцию сложившихся неблагоприятных психологических состояний, высших психических функций. Специалистами психолого-педагогической службы используются методы работы: диагностика, консультирование, коррекция и развитие, просвещение и профилактика имеющихся нарушений.

В санаторно-лесной школе дети с тяжелыми нарушениями здоровья находятся вместе с законным представителем (чаще с мамой), и есть возможность работать не только с ребенком, но и с его семьей. Такое направление, как сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии, приобретает стратегическое значение, поскольку на переходном этапе становления и развития данного вида образования семья испытывает страхи и имеет трудности не меньшие, чем педагоги и администрация. В этом направлении усилия психолого-педагогической службы направлены на снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка, воспитание и развитие адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания (как известно, дети с тяжелыми нарушениями особенно часто оказываются в ситуации гиперопеки, что препятствует развитию самостоятельности в социуме).

Для успешного развития инклюзивного образования необходимо не только создание законодательной базы, регламентирующей порядок обучения и аттестации детей с ОВЗ, но и изменение сознания учителей, которые в своей практике не сталкивались с проблемами специального образования. В санаторно-лесной школе № 7 с помощью научных сотрудников ведущих московских ВУЗов, а также силами специалистов психолого-педагогической службы проводятся семинары и практикумы по развитию представлений о психофизических особенностях детей с ОВЗ, видах коррекционных и реабилитационных мероприятий, что способствует непрерывному повышению квалификации педагогического состава.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon 3 Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы по предотвращению суицида среди несовершеннолетних

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в процессе инклюзивного образования

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек 1
Реализующими психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей младенческого, раннего...
Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Публичный отчет муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторно-лесной школы

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Психолого-педагогическое соровождение детей с дцп

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Психолого-социальное сопровождение больных с детским церебральным параличом

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Развитие физической культуры и спорта в муниципальном оздоровительном образовательном учреждении

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды гоу санаторно-лесной школы №7 icon Гоу центр психолого-педагогической

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы