|
Скачать 126.5 Kb.
|
Содержание
Тема №10 Физиология обмена веществ и энергии.Место проведения занятия – Учебные и воспитательные цели. Обладать набором компетенций |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Утверждаю Заведующий кафедрой, профессор ___________ Л.Д. Цатурян « » 2012 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к практическому занятию для студента II курса специальности «Лечебное дело» - 060101.65 по учебной дисциплине «Нормальная физиология» Тема №10. Физиология обмена веществ и энергии. Занятие. Метаболические основы физиологических функций. Основной обмен. Питание. Обсуждена на заседании кафедры « » 2012г. Протокол № _____ Методическая разработка составлена _______________________________ « »_________________2012г. г. Ставрополь 2012г. ^ Занятие. Метаболические основы физиологических функций. Основной обмен. Питание. Учебные вопросы занятия. а) Теоретическая часть занятия:
7. Величина рабочего обмена при различных видах труда. 8. Регуляция обмена энергии.
б) Практическая часть занятия: 1 .Расчет должного основного обмена по таблицам для человека.
^ база кафедры нормальной физиологии. Материально-лабораторное обеспечение. Мешок Дугласа, газовый счетчик, газоанализатор Холдена или Орса, спирт, вата, таблицы Гарриса и Бенедикта, сфигмоманометр Рива-Роччи, таблицы химического состава пищевых продуктов, их калорийность, весы, ростометр, фонендоскоп, объект исследования - человек. ^ а) общая цель - Вам необходимо сформулировать представление о процессе обмена веществ в организме и о том, что в процессе обмене веществ постоянно происходят превращения энергии, используемой на воссоздание структурных элементов клеток, на рост и развитие организма, на выполнение работы, на поддержание температуры тела. Использовать данную информацию в процессе практической деятельности врача общей практики. б) частные цели - Вам необходимо на основе теоретического базиса и анализа проведенных практических работ. Иметь представление о:
В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны: ЗНАТЬ:
• рассчитывать должный основной обмен по таблице Гарриса и Бенедикта для человека; • вычислять процент отклонения основного обмена по формуле Рида. ВЛАДЕТЬ: • методами непрямой калориметрии, для определения основного обмена, таблицами Гарриса и Бенедикта и формулой Рида. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурных(ОК): -способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; -использовать на практике методы естественнонаучных, физиологических, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что позволит совершенствовать культуру речи, формировать логическое, физиологическое мышление как основу медицинского мышления (ОК-1). б)Профессиональных(ПК): -способности и готовности выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физиологический аппарат с целью формирования целостного понимания метаболических основ физиологических функций (ПК-2);
Иметь представление о:
Рекомендуемая обязательная литература
Ваши действия при подготовке к данному занятию. а) Теоретическая часть: При подготовке к теоретической части занятия необходимо проработать материал ранее изученной базовой дисциплины – биохимии (обмен веществ). Обратить внимание на обмен веществ и его роли в энергетическом обмене, на понятия анаболизма и катаболизма. Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине и особо обратите внимание на:
При наличие возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой. Заблаговременно приготовьте униформу. Ответьте на учебные вопросы занятия. Решите тесты с 1 по 10 и ситуационные задачи с 1 по 14. Данное занятие имеет особое место по овладению знаниями о роли энергетического обмена в покое и при различных функциональных состояниях организма. Будьте готовы ответить на следующие вопросы:
При подготовке 1 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать понятие обмена веществ, процессов ассимиляции и диссимиляции, знать пластическую и энергетическую роль питательных веществ. При подготовке 2 учебного вопроса учебного занятия Вы должны усвоить классификацию основных этапов обмена веществ и дать им характеристику. При подготовке 3 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление об энергетическом балансе организма и методах определения энергетических затрат, прямая и непрямая калориметрия (полный и неполный газовый анализ). При подготовке 4 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить понятие дыхательного коэффициента, калорического эквивалента кислорода и их величины. Знать калорийную ценность различных питательных веществ. При подготовке 5 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить целостное представление об основном обмене энергии и его диагностическом значении. Знать от каких факторов зависят величины основного обмена энергии. При подготовке 6 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо обратить внимание на особенности суточного обмена энергии, специфически динамическое действие питательных веществ, и понятие рабочей прибавки. При подготовке 7 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо сформулировать целостное представление о величинах рабочего обмена при различных видах труда. При подготовке 8 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо сформулировать представление о регуляции обмена энергии. При подготовке 9 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо сформировать понятие процесса питания и знать энергетическую ценность продуктов питания. Усвоить понятие закона изодинамии и его роль при составлении пищевого рациона. При подготовке 10 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо обратить внимание на особенности питания в зависимости от возраста и вида труда, на рациональное питание. Познакомиться с механизмами регуляции обмена энергии в организме. б) Практическая часть: При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При отработке 1 задания практической части занятия Вам необходимо познакомиться с содержание таблиц Гарриса и Бенедикта. Определить свой вес и рост и, с помощью данных таблиц, определить должный основной обмен, исходя из возраста, пола, веса, роста. При отработке 2 задания практической части занятия Вы должны определить процент отклонения основного обмена энергии по формуле Рида. Предварительно измеряете артериальное давление, рассчитываете пульсовое давление, подсчитываете частоту пульса. Полученные результаты подставить в формулу Рида: 0,75 (ЧП + ПД х 0,74) – 72 – и рассчитать процент отклонения основного обмена энергии. При отработке 3 задания практической части занятия необходимо использовать мешок Дугласа для сбора выдыхаемого воздуха и газовый счетчик для измерения количества выдыхаемого воздуха. Использовать газоанализатор Холдена или Орса для анализа газового состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. С помощью мешка Дугласа определяют минутный объем дыхания в покое. С помощью газоанализатора определяем газовый состав кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Рассчитать количество потребляемого кислорода за минуту, дыхательный коэффициент, калорический эквивалент кислорода. Рассчитать суточный расход энергии. При отработке 4 задания практической части занятия необходимо обратить внимание на принцип составления пищевого рациона для людей 1-й категории по энергозатратам. Вспомнить о соотношении в пищевом рационе белков, жиров и углеводов и о введении в рацион обязательных витаминов и минеральных солей. При составлении рациона вы должны использовать таблицы с химическим составом пищевых продуктов и их калорийность. По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у Вас затруднение. При проведении заключительной части учебного занятия Решите тестовые задания с 1 по 10 (приложение) и ситуационные задачи. Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем. |