Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания icon

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания





Скачать 349.98 Kb.
НазваниеФормирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Дата02.02.2013
Размер349.98 Kb.
ТипДокументы
Тема. Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология.

Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции – в конечном счете, находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.

В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. И, именно, через здоровый образ жизни человек способен значительно увеличить свою жизнеспособность, а следовательно – жизнедеятельность.

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге — ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом, заботиться о собственном здоровье.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.

Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспитание" употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

Воспитание является двусторонним действием; с одной стороны — деятельность педагога, с другой — деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместно привести следующее высказывание: «Процессы обучения и воспитания могут быть полноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается и воспитывается не только студент, но и преподаватель». Кроме того, определенные коммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия между самими обучающимися .

Воспитатель — это лицо (иногда организация), которое осуществляет воспитание (т.е. передает опыт поколений); кроме того, это может быть должностное лицо, занимающееся воспитатель­ной работой в учебно-образовательном учреждении.

Воспитание может быть действенным, если переходит в самовоспитание, пробуждает собственную активность. Самовоспитание — это деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Сегодня предприятия (особенно частные фирмы) предъявляют высокие требования к своим сотрудникам. Эти сотрудники должны не только знать технологию производства, но и уметь управлять собой и коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение владеть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе получения образования. Именно поэтому управление воспитательным процессом должно быть основано на содружестве, саморазвитии и сотворчестве преподавателя и обучающегося в совместной продуктивной деятельности.

Воспитательный процесс состоит из отдельных ситуаций. Под воспитательной ситуацией подразумевается состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях.

При воспитывающем обучении достигается взаимосвязь между приобретением знаний, умений и навыков и формированием личности обучающихся. Это дидактический принцип, находящий своё отражение в содержании, организационных формах и методах обучения. В процессе воспитывающего обучения осуществляются основные задачи воспитания и выявляются полноценность или неполноценность социальной ситуации развития, существенно влияющей на процесс нравственного развития личности.

Заключение

Здоровье детей школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт .


^ Список использованной литературы

1. Агаджанян Н.А., Алексеев С.В., Ананьев В.А., Андреев Ю.А. Валеология человека: здоровье -любовь - красота: В 2 кн., 5 т. - 2-е изд., доп. и откорректир. - СПб.: Petroc, 1998. - (Валеол. семинар акад. В.П.Петленко).

2. Актуальные вопросы валеологии: (Экспресс-диагностика индивид. психофизиол. параметров личности): Материалы регион. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 27–28 марта 1997 г. – Екатеринбург, 1997.

3. Баранов А.А. Окружающая среда и здоровье // Педиатрия. - 1994. - N 5.

4. Гундаров И.А., Полесский В.А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб., 1993.

5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни : Учебник для студентов пед. вузов и институтов физ. культуры. – М.: Флинта: Ritorika-A, 1993г.

6. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологиченского исследования. СПб., 1995.

7.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб., 1998-1999.

8. Мартынова В.Ф. Система валеологического воспитания учащихся в школе: [По материалам исслед., провед. в шк. г. Омска] / В.Ф. Мартынова, О.Ц. Иващенко // Наука образования. - Омск, 2001. - Вып. 19, ч.2.

9. Шадилитов Ю.Ш. Здоровый образ жизни: социально-гигиенические и экологические проблемы. - Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991.

10. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. – М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000


Приложение 1

Урок-рассказ: «Личная гигиена школьника»


Цель: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.


Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.


Особенно легко загрязняются открытые части тела. Доказано, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 мин. уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых рук — через 20 мин. лишь на 5%. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук), поэтому так важно систематически и правильно ухаживать за ногтями. Чистота рук обязательна при приготовлении, употреблении пищи. Не случайно дизентерию, например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста.


Основные средства для очищения кожи — мыло и вода. Для мытья пользуются туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода. Каждый человек должен знать особенности своей кожи (сухая, жирная, нормальная) и учитывать это при уходе за ней. Душ желательно принимать ежедневно, особенно после работы, связанной с загрязнением кожи и сильным потоотделением, а также людям, страдающим потливостью; температура воды не выше 37—38°. Если в квартире нет водоснабжения и душевых установок, обмывают открытые участки тела, подмышечные впадины, кожу под молочными железами теплой водой с мылом; при этом лучше сменить загрязненное нательное белье. Мыться в ванне или бане с применением мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья обязательно меняют нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. После мытья полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном, выпускаемым парфюмерной промышленностью. Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно летом. При возникновении потертости, опрелости в межпальцевых складках нужно обратиться к врачу. Следует помнить, что при нарушении целости кожи ног легко могут возникнуть грибковые заболевания кожи и гнойничковые заболевания кожи. При появлении мозолей их необходимо соответствующим образом снимать.


Волосы лучше мыть в мягкой воде; если же вода жесткая, то к ней добавляют буру или пищевую соду (1—2 чайн. л. на 5—6 л воды). Жирные или сухие волосы нуждаются в специальном уходе. Уход за по­лостью рта помогает сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Чистят зубы ежедневно утром, полощут рот после еды; при появлении неприятного запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу. Для обнаружения начальной формы кариеса зубов, снятия зубного камня и других мероприятий, связанных с санацией полости рта, нужно не реже двух раз в год посещать стоматолога.


Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента рождения ребенка и проводить постоянно.


Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости. Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, в производ­ственных помещениях.


Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца (личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани. Рекомендуется также перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку (пижаму).


Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к. нарушение требований гигиены может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих больного людей, особенно детей.


При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей, учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности женского и мужского организма.


Для правильного развития детей исключительно важно влияние таких общеукрепляющих факторов, как воздух, солнце, водные процедуры, физические упражнения и подвижные игры, полноценное питание.


В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, правильно чередовали учебные занятия с отдыхом, соблюдали режим сна. Тяжелые физические нагрузки, длительное сидение в школе за партой и дома за уроками могут вызвать искривление позвоночника и деформацию костей таза. Как учителя, так и родители должны следить за пра­вильной осанкой детей. Необходимо, чтобы парта и стол для домашних занятий соответствовали росту ребенка и правильно освещались; надо следить за тем, чтобы у детей не развивались близорукость и дальнозоркость. В период полового созревания, когда перестраиваются нервная и эндокринная системы и напряжены все приспособительные механизмы, особенно важны регулярные занятия физкультурой, закаливающие процедуры, благотворно влияющие на нервную систему.


Приложение 2

Результаты констатирующего экспери­мента





п/п


Ф.И. ученика


1 методика


2 методика


3 методика


Итог


1


Аскаров Аблай


3,2


3,4


2,1


2,9


2


Аде Маргарита


4,2


4,5


3,0


3,9


3


Бейсенова Айгерим


3,4


3,4


2,0


2,9


4


Бардина Анна


3,7


3,6


1,9


3,1


5


Буш Андрей


3,5


3,2


1,7


2,8


6


Ермолина Екатерина


3,0


3,4


2,4


2,9


7


Ишбулатов Артур


2,1


1,9


2,0


2


8


Кайсалов Дамир


3,1


3,1


3,1


3,1


9


Ким Евгений


3,4


3,7


2,7


3,3


10


Ким Карина


4,2


3,4


2,9


3,5


11


Крючков Сергей


4,0


3,7


3,0


3,6


12


Мынжасова Асель


2,0


2,2


2,1


2,1


13


Малянов Александр


4,4


3,4


2,7


3,5


14


Новикова Алина


3,7


3,4


2,0


3,0


15


Осадчая Валентина


3,5


3,1


1,9


2,8


16


Поваляева Александра


3,4


3,4


1,7


2,8


17


Погорелова Мария


4,3


3,1


2,3


3,2


18


Попов Даниил


4,1


3,9


3,1


3,7


19


РахметовАнуар


3,4


3,7


3,7


3,6


20


Скрипников Камал


4,1


3,7


3,8


3,9


21


Слатова Юлия


2,8


2,4


3,0


2,7


22


Ухань Виктория


1,9


2,6


2,9


2,5


23


Филиппов Григорий


4,5


4,4


4,1


4,3


24


Чуйкина Надежда


2,6


2,9


3,7


3,0


25


Шалахов Кирилл


3,4


3,2


2,1


2,9


26


Сагнай Чингизхан


3,7


3,4


1,9


3,0


27


Тайбеков Темирлан


2,4


2,0


3,4


2,6


28


Пак Валерия


4,2


3,8


2,5


3,6


ИТОГ


3,4


3,3


2,6


Результа­ты формирующего эксперимента (контрольный замер)





п/п


Ф.И. ученика


1 методика


2 методика


3 методика


Итог


1


Аскаров Аблай


3,3


3,5


2,9


3,2


2


Аде Маргарита


4,3


4,6


3,5


4,1


3


Бейсенова Айгерим


3,6


3,9


2,5


3,3


4


Бардина Анна


3,9


3,6


2,4


3,3


5


Буш Андрей


3,8


3,8


2,4


3,3


6


Ермолина Екатерина


3,5


3,5


2,9


3,3


7


Ишбулатов Артур


2,9


2,4


2,5


2,6


8


Кайсалов Дамир


3,4


3,2


3,4


3,3


9


Ким Евгений


3,7


3,8


3,1


3,5


10


Ким Карина


4,3


3,5


3,2


3,7


11


Крючков Сергей


4,2


3,7


3,4


3,8


12


Мынжасова Асель


2,8


2,6


2,9


2,8


13


Малянов Александр


4,9


3,5


3,2


3,9


14


Новикова Алина


3,9


3,5


3,2


3,5


15


Осадчая Валентина


4,0


3,5


3,0


3,5


16


Поваляева Александра


3,9


3,4


3,5


3,6


17


Погорелова Мария


4,8


3,8


2,9


3,8


18


Попов Даниил


4,9


3,9


3,7


4,2


19


РахметовАнуар


3,9


3,9


3,7


3,8


20


Скрипников Камал


4,5


4,2


3,8


4,2


21


Слатова Юлия


3,4


3,0


3,4


3,3


22


Ухань Виктория


2,9


2,9


2,9


2,9


23


Филиппов Григорий


4,8


4,6


4,2


4,5


24


Чуйкина Надежда


3,2


3,2


3,8


3,4


25


Шалахов Кирилл


3,4


3,2


2,6


3,1


26


Сагнай Чингизхан


3,9


3,6


2,8


3,4


27


Тайбеков Темирлан


2,9


2,9


3,6


3,1


28


Пак Валерия


4,6


3,9


3,7


4,1


ИТОГ


3,8


3,5


3,2


Приложение 3


Классный час

(нетрадиционный урок по изобразительному искусству)


Тема: «Личная гигиена и гигиена жилища» (беседа-диалог)


Цель: научить детей некоторым правилам личной ги­гиены (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными местами, одеж­дой, обувью, предметами быта); — познакомить школьников с понятием «гигиена» (гигиена личная, гигиена жилища, гигиена тру­да) и научить их выполнять правила гигиены.


Оборудование


Альбомные листы, цветная бумага, инструменты и принадлежности, клей.


Ход классного часа


Теоретический материал для учителя


Гигиена личная — совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности. Личная гигиена включает: уход за кожей, уход за полостью рта, в частности за зубами, борьбу с потливостью и др. Последний раздел рас­сматривает: режимы питания; виды и формы актив­ного отдыха, соответственно возрасту и индивидуаль­ным особенностям; подбор и установление определен­ного режима физических упражнений — утренняя за­рядка, прогулки, занятия спортом и др., создание ги-гиенических условий для сна; использование одеж­ды и обуви, полноценных в гигиеническом отноше­нии, и др.


В число вопросов, изучаемых гигиеной личной, включаются также мероприятия по предупреждению обморожений в холодное время года и нарушений теплорегуляции в жаркое время года.


Основа гигиены быта — соблюдение и поддержа­ние в квартире чистоты и порядка. Комнаты не стоит загромождать мебелью — это затрудняет уборку и спо­собствует скоплению пыли. Для поддержания чисто­ты нужно ежедневно вытирать пыль, подметать пол влажной щеткой (мыть пол следует не реже одного раза в неделю), регулярно, по мере загрязнения, мыть окна. Мягкую мебель и ковры лучше чистить пылесо­сом.


Чтобы воздух был всегда чистым, помещение необ­ходимо хорошо проветривать, открывая форточку на 30 минут не менее трех раз в день: утром во время зарядки, при уборке помещения и перед сном.


Летом окна следует держать открытыми.


В кухнях, ванных комнатах, туалетах имеются решетки, через которые т1шже осуществляется венти­ляция.


В комнатах по возможности должна поддерживать­ся постоянная, комнатная температура воздуха: в теп­лое время года — от 22 до 25°С, в зимнее время от 20 до 22°С (но не ниже 18°С). Большое внимание следут уделять соблюдению чистоты в местах общего пользо­вания.


Особенно тщательно следует убирать кухню. Для предупреждения появления мух, тараканов, грызунов не следует оставлять в открытом виде пищу и гряз­ную посуду, пищевые отходы нужно собирать в зак­рывающееся ведро и своевременно их выбрасывать. Ванну следует мыть после каждого пользования. Уни­тазы мыть ежедневно специальной щеткой.


Практическая работа с учащимися


После рассказа учитель предлагает учащимся за­дания.


Первое практическое задание. Способом вырезан­ных силуэтов из бумаги изобразить самые ходовые предметы личной гигиены (зубная щетка, расческа или гребень, мыло и мочалка, лосьон, предметы одежды и обуви).


Второе практическое задание. Изобразить аппли­кацией те предметы, которыми пользуются при убор­ке помещения (веник, пылесос, ведро, щетки и метел­ки).


Учащиеся по выбору выполняют задания. По окон­чании работ учитель показывает лучшие работы и комментирует их.


Подведение итогов классного часа (урока)


В конце классного часа учитель делает вывод, что гигиена (греч. — приносящий здоровье) — меры, обес­печивающие сохранение здоровья, условий жизни, вли­яющих на здоровье, предупреждающие заболевания.


Гигиена рассматривает влияние воздуха, воды, одежды, жилища и т. д. нездоровье.


Приложение 4


Классный час

(нетрадиционный урок по окружающему миру)


Тема: «Друзья Вода и Мыло» (игровая программа)


Цель: привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.


Оборудование: лист ватмана, фломастеры, альбомные листы для детей, карандаши.


Ход классного часа


Беседы по теме «Друзья Вода и Мыло»


Учитель.


— Послушайте «Сказку о микробах»: Жили-были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.


Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались на та­релке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и Мухи!» И стало микро­бам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!


— Подумайте, что в этой сказке правда, а что вымысел? Что помогает нам победить микробы? (Вода. С водой надо дружить. Вода — доктор. Без воды не может жить человек.)


— Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, ] как готовить пищу, моет руки? А врач перед операци­ей? А портной?


— Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)


— Да. Вода и Мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.


— Когда следует мыть руки? Как надо правильно мыть руки? (При обсуждении этого вопроса к доске или на стену прикрепляется большой лист бумаги и j отмечается фломастером каждый шаг.)


• Сильно намочите руки.


• Пользуйтесь мылом.


• Намыливайте руки с обеих сторон.


• Намыливайте руки между пальцами.


• Полощите руки чистой водой.


• Вытирайте руки насухо полотенцем. Сначала некоторые дети, а потом и все осталь­ные демонстрируют все стадии мытья и вытирания рук.


Заучивание слов:


От простой воды и мыла


У микробов тают силы.


Практическое задание «Вредные советы»


Учитель предлагает задание.


— Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» — они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» — они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер приду­мал «Вредные советы».


Никогда не мойте руки. Шею, уши и лицо. Это глупое занятье


Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки. Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы. Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно. Никакого смысла нет. К старости сама собою Облысеет голова.


- Нарисуйте портрет человека, который выпол­нил эти «вредные советы». Это красивый человек?


Выскажите свое мнение об этих «советах». Составь­те небольшой рассказ о Неряхе, который стал чистю­лей.


Учитель выслушивает несколько рассказов детей, затем анализирует лучшие рисунки учащихся.


Подведение итогов классного часа (урока)


Учитель поощряет активных учеников и делает вывод, что умываться надо регулярно с мылом, мытье рук должно стать хорошей привычкой.


Приложение 5


Классный час

Тема: «Правила ухода за телом» (беседа-практикум)


Цели: привитие навыков здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом; — знакомство второклассников с основными правилами мытья тела, рук и ухода за волосами. |


Оборудование: таз с водой, мыло, полотенце, зеркало. Несколько красочных рисунков или репродукций картин об уходе детей за телом. Книги К. Чуковского, В. Маяковского.


Ход классного часа


Ситуация «Мытье тела и уход за волосами» 1


Учитель открывает картинку, на которой нарисо­ваны опрятные, аккуратно одетые ученик и ученица, и показывает ее детям.


Пояснив, что мальчика зовут, например, Володей, а девочку Наташей, учитель спрашивает учащихсяJ что они могут сказать про Володю и Наташу, как они назовут таких мальчика и девочку. Учитель напоминает, что надо давать полные ответы, слова произносить правильно.


Учащиеся обычно отвечают, что Володя чистый,3 опрятный, аккуратный; волосы у Володи коротко острижены; Володя бодрый, здоровый, крепкий. 3 Наташа аккуратно причесаны волосы.


Учитель поясняет, что все школьники должны быть j


такими же чистыми, опрятными, здоровыми. Но это не дается без старания, без труда. Чтобы быть чистым и опрятным, надо постоянно и правильно заботиться об этом.


Напомнив учащимся о том, что называется телом человека, учитель задает вопрос: чем покрыто тело человека? Учащиеся отвечают, что тело человека по­крыто кожей.


Учитель может предложить детям рассмотреть кожу на своих руках. Он обращает внимание на то, что кожа мягкая, розоватая, что на ней видны бороздки, склад­ки. При движении пальцев кожа то легко натягивает­ся, то образует складки.


Учитель спрашивает учащихся, что у них появля­ется на коже, когда им бывает очень жарко (напри­мер, при беге в жаркий день). Учащиеся отвечают, что на коже выступают капельки пота.


Учитель добавляет, что на коже постоянно есть еще тонкий слой жира (кожного сала).


Если человек долго не моется, то у него на коже собираются кожное сало, остатки пота и пыль в боль­шом количестве, кожа становится грязной, она грубе­ет, на ней могут появиться трещины.


— Грязная кожа может принести вред здоровью, кроме того, на грязного мальчика (грязную девочку) неприятно смотреть. Для того чтобы кожа была чис­той, нужно все тело мыть не реже одного раза в неде­лю; мыться надо теплой водой с мылом и мочалкой (намыливать кожу надо 2—3 раза). Только таким спо­собом можно хорошо смыть жир, имеющийся на коже (кожное сало), полностью смыть грязь. Мыться мож­но либо в бане, либо дома. После мытья человек чув­ствует себя лучше, бодрее.


На волосах и между ними при плохом уходе со­бирается много кожного сала, пыли, грязи. Поэтому мальчикам лучше всего волосы стричь коротко, под машинку. Тогда голову так же легко вымыть, как и шею и лицо. Это особенно удобно в жаркое время.


Девочкам с длинными волосами надо мыть голову не реже чем раз в неделю, после мытья прочесывать волосы чистым гребнем. Ежедневно надо аккуратно причесываться (показать картинки). Взлохмаченные, растрепанные волосы — признак неряшливости, неоп­рятности.


Девочкам надо запомнить, что ленточки в косич­ках будут выглядеть у них красиво лишь в том случае, если волосы будут совершенно чистые.


После мытья надо обязательно надеть чистое белье (показать картинку). Почему?


Потому, что белье при носке пропитывается потом, кожным салом, загрязняется.


Запомним первых два правила ухода за телом.


1. Мыть тело теплой водой с мылом и мочалкой (или губкой) не реже раза в неделю.


2. После мытья надевать чистое белье.


Далее учитель предлагает практически закрепить правила ухода за телом. Вызывает к столу с оборудо­ванием (таз с водой, мыло, полотенце) любого учени­ка. Во время общения с детьми использует их имена (в тексте приведены примеры имен второклассников).


Учитель. Для того чтобы быть чистым и опрятным, надо не только еженедельно мыть все тело. Необходи­мо также ежедневно мыть лицо, шею, уши, руки.


Почему мы моем лицо не раз в неделю (как все тело), а каждый день, даже по несколько раз в день?


Потому что лицо, уши, шея одеждой не покрыты. Они быстро загрязняются пылью, которая оседает на них из воздуха и смешивается с потом, с кожным салом.


Как часто надо умываться?


Не менее двух раз в день: утром после вставания и i вечером перед тем, как ложиться спать. Следует умы­ваться и днем, например, после некоторых игр, работ, после ходьбы по пыльной дороге.


Сейчас Дима и Надя покажут нам, как надо умы­вать лицо, шею и уши.


Вот здесь у нас приготовлено все, что нужно для умывания (вода, таз, мыло). Полотенце Дима повесил. Правильно сделал. А то некоторые дети перед умыва­нием накидывают полотенце на себя (на плечи, на шею) или опоясываются им. Так нельзя делать. Когда поло­тенце накинуто на плечи, оно загрязняется брызгами из таза или раковины.


Хорошенько присматривайтесь. Все мальчики и де­вочки должны научиться так аккуратно умываться.


Мальчик снимает костюм, остается в майке, аккуратно кладет снятую одежду на стул. Девочка поливает из кувшина. Сначала мальчик моет руки с мылом, а затем лицо.


Учитель поясняет, что мыться надо в майке, а еще лучше раздетым до пояса. Мыть лицо надо только чи­стыми руками. Учитель обращает внимание детей на то, что мальчик хорошо намыливает лицо, уши, шею, полностью смывает мыльную пену. Воду подносит ак­куратно, не расплескивая.


Учитель добавляет, что некоторые дети моют руки и лицо водой, налитой в таз. Так делать нельзя. Надо мыться чистой водой, из крана или кувшина. Затем мальчик вытирается полотенцем. Учитель объясняет, что вытираться надо хорошо, насухо. Если после мытья кожа остается мокрой, то она становится негладкой, шершавой, грубеет, на ней в холодную погоду образуются трещины.


Учитель может показать детям, что полотенце пос­ле того, как им вытирались, осталось чистым. Это произошло потому, что Дима хорошо вымыл руки и лицо. Если дети плохо моют их, то полотенце становится грязным после первого же пользования им.


Можно ли вытираться общим полотенцем? Нет.


Каждый школьник должен иметь отдельное полотенце и вытираться только им.


После употребления полотенце вешают на отведенное для него место. Мыльницу с мылом надо также всегда хранить в каком-либо одном месте (например, на полочке).


Учитель может предложить Диме проверить в зеркале, хорошо ли он вымыл лицо. Затем предлагает всем детям посмотреть, полюбоваться, как чисто вы­мыл Дима лицо, уши, шею, как посвежело лицо, по­хорошело. Каждому мальчику и девочке после умыва­ния надо посмотреть в зеркало, чтобы убедиться, что хорошо умылся.


Ситуация «Мытье рук и уход за ногтями»


Учитель. Как часто мы моем руки? Чаще, чем лицо, или реже? Чаще. Почему? Руки, так же как и лицо, не покрыты одеждой. Учитель предлагает детям пере­числить, к каким предметам приходится им притра­гиваться в течение дня, затем подытоживает получен­ные ответы. Руками мы работаем. А во время работы, например при подметании пола комнаты, чистке кар­тофеля, при столярной работе или работе в огороде и т. д., руки почти всегда загрязняются. Могут загряз­няться руки и при письме. Руки у нас обязательно загрязняются, когда мы играем в мяч, в городки, ког­да притрагиваемся к калошам, дверным ручкам, к крючку и цепочке в уборной, к кошке, собаке и т. д. На всех этих предметах обычно есть грязь.


К мячу, например, пристает грязь с пола, с земли. Загрязнены бывают и чистые на вид туфли. К ручкам дверей, к крючку и цепочке в уборной притрагивает­ся много людей. Среди них могут быть и больные.


Когда мы берем различные предметы или притраги­ваемся к ним, то грязь, имеющаяся на них, пристает к нашим рукам. Эта грязь потом может быть перене­сена на хлеб (сыр, яблоки и т. п.), который мы берем немытыми руками. А с грязью могут передаваться мно­гие болезни от больного человека другим людям. Поэто­му, если кто-либо съест загрязненный руками хлеб (или сыр, яблоки, колбасу), то он может заболеть (у него может появиться жар, боль в животе). Могут за­болеть (загноиться) и глаза, если их тереть грязными руками. Плохо вымытые руки загрязняют одежду, белье, книги, тетради. Вот почему необходимо часто мыть руки.


Руки мы моем при утреннем и вечернем умыва­нии. Мыть их надо в течение дня после каждого за­грязнения. Как только закончили игру в мяч, в го­родки, как только кончили грязную работу (подмели пол, вскопали грядку, вынесли мусор и т. д.), поигра­ли с кошкой, собакой, надо тотчас же вымыть руки, а не оставлять их грязными до обеда, ужина или вечер­него умывания.


Руки надо мыть после каждого посещения туале­та.


Руки надо мыть каждый раз. перед едой, даже если они на вид кажутся чистыми. Мыть руки нужно все­гда с мылом, потому что без мыла, как вы уже знаете, грязь отмывается плохо.


Почему мыть руки надо каждый раз перед едой? Это необходимо для того, чтобы не заболеть от пищи, которую вы можете загрязнить своими же руками. Кро­ме того, вы знаете, что чистыми руками гораздо прият­нее браться за хлеб, ложку, тарелку.


При изложении этих правил учитель может исполь­зовать такого рода пример. Как-то мать предложила девочке вымыть руки перед ужином. Девочка сказа­ла, что руки у нее чистые, она совсем недавно мыла их. Мать напомнила, что после мытья рук девочка играла в мяч. А ведь мяч катался по полу, значит, он грязный. Девочка поняла, что она не права, и тотчас же вымыла руки.


Учитель предлагает учащимся осмотреть свои ног­ти, проверить, коротко ли они острижены, нет ли длин­ных, запущенных ногтей, чистые ли они или гряз­ные, нет ли черных каемок. Далее он объясняет, что под длинными ногтями быстро собирается много гря­зи, ее трудно оттуда удалить. Как уже говорилось, грязь опасна для здоровья. Кроме того, грязные ногти (с черными каемками) вызывают у каждого опрятного человека отвращение. Длинными ногтями можно лег­ко поцарапать кожу себе или товарищу. От этого на коже могут появиться прыщи, нарывы. Поэтому стри-. гите коротко ногти. При мытье рук тщательно вычи­щайте грязь из-под ногтей. Пользуйтесь для этого щеткой или ногтечисткой.


Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» («Надо умываться»)


Подведение итогов классного часа


Учитель подводит общий итог разговора. В форме диалога закрепляет знания об уходе детей за телом.


Учитель предлагает детям вспомнить, почему важ­но насухо вытирать руки.


- Посмотрите, какие чистые руки у Толи. Когда руки чистые, это не только полезно для здоровья, но и приятно, красиво. Всем детям необходимо хорошо мыть руки.


Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».


Приложение 6


Классный час

Тема: «Уход за зубами» (беседа-практикум)


Цель: привитие младшим школьникам навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство второклассников с основными пра­вилами ухода за зубами.


Оборудование: Таз с водой, зубные щетки, мыло, полотенце. Кар­тинки: рот со здоровыми (красивыми) зубами; рот с испорченными зубами, в котором несколько зубов от­сутствует; как постепенно разрушается зуб (от малень­кой трещины до полного разрушения).


Ход классного часа


Материал для учителя о правилах ухода за зубами

Сохранение здоровых зубов является одним из важ­ных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Зубы, как известно, необходимы для переже­вывания пищи. Хорошо прожеванная пища легко про­глатывается, хорошо переваривается, хорошо усваи­вается организмом. Плохо разжеванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность орга­нов пищеварения, нередко приводит к долго длящим­ся заболеваниям желудка и кишок. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, проникают в окружающие зуб ткани, вызывают их воспаление. Эти микробы нередко могут являться причиной заболевания ангиной, заболеваний сердца, суставов, почек. Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, т. е. для ясного и отчетливого произношения слогов и слов, для нормальной речи. Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.


Важнейшими средствами сохранения здоровых зу­бов являются: полноценное питание, т. е. пища, содержащая в достаточном количестве белки, жиры, углеводы, минеральные соли (соли кальция, фосфора, фтора и др.)» витамины, а также правильный уход за зубами.


Важно, чтобы твердая пища (корки хлеба, сырая морковка и т. д.) разжевывалась зубами с обеих сто­рон. В жевании должны участвовать все зубы.


Основные требования к уходу за зубами: удалять остатки пищи из промежутков между зубами полоска­нием рта теплой водой после каждой еды и регуляр­ной ежедневной чисткой зубов; не допускать приема очень холодной пищи после горячей и наоборот во из­бежание растрескивания эмали; не допускать раскусывания не окрепшими еще детскими зубами твердых конфет, сахара, орехов; регулярно следить за состоя­нием зубов и начинать лечение зуба тотчас после обнаружения его порчи.


Процесс смены молочных зубов постоянными в основном падает на период младшего школьного воз­раста. В силу этого уход за зубами в этом возрасте приобретает особое значение. Надо оберегать от забо­левания не только постоянные зубы, но и легко подвергающиеся порче молочные зубы, так как нали­чие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах.


Беседа-диалог «Почему необходимо чистить зубы»

На вопрос учителя о том, для чего служат нам зубы, дети отвечают, что зубы нужны для того, чтобы разже­вывать пищу.


— А почему важно разжевывать пищу?


Если детям трудно сразу дать ответ на этот вопрос, учитель дополнительно спрашивает, можно ли, напри­мер, проглотить большую корку хлеба или крупную редиску целыми, неизмельченными. Учитель продол­жает:


— Даже небольшую корку очень трудно прогло­тить, можно ею подавиться, а большую корку совсем невозможно проглотить. Поэтому пищу нужно хоро­шо разжевывать. При прожевывании пища смачива­ется слюной, и тогда ее еще легче можно проглотить.


Пищу необходимо хорошо разжевывать и для того, чтобы она принесла больше пользы человеку. Плохо прожеванная пища впрок не идет. Если человек прогла­тывает такую пищу, то она причиняет большой вред здоровью. От этого можно заболеть.


Учитель показывает картинку: на ней изображен рот, в котором часть зубов отсутствует, несколько зу­бов полуразрушено, все зубы потемневшие. На вопрос учителя дети отвечают, что такой рот некрасивый.


Учитель показывает картинку, на которой изображен рот со здоровыми зубами. (Можно также пока­зать здоровые зубы у одного из учащихся.) Дети отме­чают, что этот рот красивый. (Сравнить с картинкой, на которой изображены больные зубы.)


- Зубы не только разжевывают пищу, они нужны и для того, чтобы четко произносить слова. Они также украшают лицо человека. Вот почему зубы надо беречь.


А отчего зубы могут испортиться, отчего они могут заболеть?


Когда мы едим, в промежутках между зубами по-чти всегда остаются маленькие кусочки хлеба, мяса, рыбы, капусты. Кусочки пищи вскоре начинают гнить. Это приносит большой вред зубам. Как начинается заболевание зуба? Вначале на зубе появляется малень­кое темное пятнышко, а через некоторое время на этом месте образуется еле заметная ямка (углубление). В нее забивается пища, здесь она надолго задерживает­ся, гниет, от этого зуб еще больше портится. Вскоре на этом месте образуется маленькое дупло. Если зуб не лечить, дупло становится глубоким (показать кар­тинку) и появляются сильные боли. Боли могут на время затихнуть. Однако через некоторое время зуб обязательно разрушится и его необходимо будет уда­лить.


Запомните: зубы могут заболеть оттого, что между ними задерживаются и загнивают остатки пищи.


Что же надо делать для того, чтобы зубы не заболе­вали, не портились? Нужно почаще удалять изо рта задерживающиеся в промежутках между зубам, остат­ки пищи. Надо, во-первых, полоскать рот после каж­дой еды: во-вторых, чистить зубы щеткой и порошком ежедневно перед сном и утром. Нельзя разгрызать зубами орехи, сахар, очень твердые конфеты, так как этим можно их сильно повредить. Нельзя есть много конфет -и других сладостей: у сластен зубы заболева­ют чаще, чем у других детей.


Если при жевании или при употреблении холод­ной, сладкой или кислой пищи появляется зубная боль, надо возможно скорее обратиться к врачу. Заболев­ший зуб надо лечить немедленно. Некоторые дети бо­ятся лечить зубы. Они думают, что лечение причиня­ет боль. Это неправильно. Лечение зубов обычно про­водится без боли. Нельзя откладывать лечение. Если больной зуб не лечат, он в конце концов совсем разру­шится.


Очень важно вовремя заметить начавшуюся порчу зуба. Поэтому не надо ждать появления болей. Необхо­димо один или два раза в год обращаться к зубному врачу для осмотра зубов.


Если в школе намечается проводить санацию (ос­мотр и лечение) полости рта, учитель разъясняет де­тям, что это очень важно для обнаружения порчи зу­бов, что надо спокойно являться на осмотр, не пугать­ся болей (осмотр и лечение почти не причиняют боли), аккуратно и терпеливо лечиться. К проведению этих разъяснений рекомендуется привлечь зубного или школьного врача, медицинскую сестру.


Практикум «Почистим зубы»

Учитель приглашает к столу любого ученика (ус­ловно — девочку Катю) и предлагает правильно почи­стить зубы приготовленным заранее оборудованием. Проводится краткая имитация чистки зубов в форме диалога учителя и ученицы.


— Сейчас Катя покажет вам, как она чистит зубы. С чего ты начнешь?


— Вымою руки.


— Правильно, зубную щетку и стакан можно брать только чисто вымытыми руками. (Катя моет руки, другая ученица льет ей воду на руки.)


— Этой зубной щеткой, этой зубной пастой и этим стаканчиком пользуешься ты одна или еще кто-либо пользуется ими?


- Это моя щетка и моя зубная паста. Больше ими никто не пользуется.


- Правильно. Каждый должен чистить зубы толь­ко своей щеткой и своей пастой. Помните, то же самое мы говорили о полотенце.


- Приступаем к чистке зубов.


(Ученица неторопливо показывает, как она чис­тит зубы, учитель дает пояснения.)


— Щетку надо сначала смочить. Влажной щеткой удобно набирать порошок: он не распыляется, не рас­сыпается.


Затем учитель предлагает учащимся запомнить три правила чистки зубов:


1. Надо чистить все зубы — и передние и боковые; чистить со всех сторон — снаружи и изнутри.


2. Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние -снизу вверх.


3. Надо также водить щеткой вправо и влево. Хорошо запомните эти правила и точно выполняй­те их.


Учитель обращает внимание на то, что, прополос­кав рот, Катя хорошо промывает щетку, кладет ее в чашку (стакан), где она может быстро просохнуть. Класть щетку в футляр не следует, так как в нем она долгое время будет оставаться влажной.


Учитель разъясняет, что при чистке зубов нужно пользоваться только водой, годной для питья, т. е. либо сырой водопроводной из крана, либо кипяченой, если пользуются речной или колодезной водой.


— Где хранятся дома твоя зубная щетка, зубная паста, чашка?


— На полочке в комнате (в умывальной, на кух­не).


- Правильно. Но некоторые дети еще не научи­лись содержать все эти предметы в порядке: их зуб­ная щетка лежит, к примеру, на подоконнике, круж­ка в шкафу, паста на столе. Такая неряшливость не­допустима. Эти принадлежности надо хранить в од­ном месте, в образцовой чистоте.


Подведение итогов классного часа


Учитель предлагает вспомнить, почему необходи­мо чистить зубы с раннего детства ежедневно? Просит учащихся назвать три правила чистки зубов. Завер­шается классный час чтением любого стихотворения или небольшого рассказа о личной гигиене (чистке зубов, умывании и т. д.).


Приложение 7


Классный час

Тема: «Чистое помещение — залог здоровья»


(беседа-диалог)


Цель: развитие у младших школьников практических навыков санитарии и гигиены, привитие навыков здорового образа жизни, знакомство младших школьников с основными пра­вилами поддержания чистоты в классе и жи­лой комнате, формирование убеждения, что чистое помеще­ние, в котором находятся люди, это залог здо­ровья.


Оборудование: Рисунки или иллюстрации чистого класса, жилой комнаты, неубранной комнаты, очистка обуви у вхо­да, уборка помещения.


Ход классного часа


Материал для учителя об уходе за помещением (классной комнатой)


Когда позволяет погода, фрамуги и форточки сле­дует оставлять открытыми весь день. В холодную по­году проветривание классов проводится во время каж­дой перемены. По окончании занятий, вечером и ут­ром, перед началом занятий, а также в перерыве меж­ду сменами проводится сквозное проветривание поме­щений — одновременно открываются фрамуги (фор­точки, окна) в классах и коридорах и двери, ведущие из классов в коридоры. Сквозное проветривание еле-


дует проводить и во время перемен, но обязательно в отсутствие учащихся; продолжительность такого про­ветривания в зависимости от наружной температуры колеблется от 10 до 1 минуты в малые перемены и от 20 до 5 минут в большие перемены. При этом способе проветривания воздух в помещении освежается зна­чительно быстрее и лучше.


Коридоры и залы проветривают во время уроков. При таком условии они являются резервуарами чис­того воздуха для классов и обеспечивают детей све­жим воздухом во время перемен.


Открывание фрамуг, а иногда и форточек может оказаться для учащихся младших классов непосиль­ным делом. В таком случае это проводится учителем, или обслуживающим персоналом, или старшими школьниками. Однако не следует освобождать учащих­ся от заботы о проветривании класса. Дежурные по классу и санитары должны приучаться следить за от­крыванием окна, фрамуги или форточки. Это являет­ся одной из важных их обязанностей.


Беседа-диалог «Уборка класса, комнаты»

Учитель спрашивает учащихся, сколько часов обыч­но находится каждый из них на воздухе в дни заня­тий. Выясняет, что обычно дети бывают на воздухе лишь несколько часов в день (3—4), остальное же вре­мя, т. е. большую часть суток, они проводят в поме­щении: дома, в шкоде.


Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нем удобно было жить, зани­маться.


Пыль и грязь в комнате вредны для здоровья человека. Если люди живут в грязном помещении, они могут заболеть.


Каждому школьнику, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания


мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда.


Откуда берутся грязь и пыль в комнате?


Одни учащиеся ответят, что пыль и грязь заносят­ся в комнату, когда человек входит туда в пыльной, грязной обуви и одежде. Другие учащиеся расскажут, что пыль и мусор могут собираться в комнате, когда мы чиним карандаш, бросаем на пол бумажки, выре­заем что-либо из картона, бумаги, когда выпилива­ем, — вообще, когда что-нибудь мастерим.


Для поддержания чистоты в комнате необходимо соблюдать следующие правила: 1) при входе в помеще­ние — вытирать обувь, очищать ее от пыли, грязи и снега (показать картинку); 2) войдя в комнату — сни­мать обувь (особенно важно снимать валенки), наде­вать домашние туфли, тапочки; 3) не сорить на пол; 4) не плевать на пол — это вредно для здоровья лю­дей, это некрасиво; 5) вещи следует держать в поряд­ке, не разбрасывать их по комнате (тогда будет мень­ше собираться пыли, убирать помещение будет лег­че).


Как бы ни старались не допускать попадания пыли в комнату, она все-таки будет туда проникать с ули­цы, со двора через открытые двери, окна, щели.


Вот тарелка. Пять дней тому, назад мы постзегтли ее на шкаф. Тогда она была совершенно чистой. Те­перь она покрыта толстым слоем пыли (можно палоч­кой писать на ней).


Надо почаще удалять из комнаты скопившуюся пыль и грязь. Ежедневно один раз, а иногда и несколь­ко раз нужно подметать пол влажным веником, щет­кой, обернутой влажной тряпкой или с влажными опилками.


— Почему необходимо подметать только влажным


способом?


— Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником .большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять осе­дает на пол, на стены, на мебель, на продукты и т. д.


Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза. ! Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.


Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой (только не той, которой вытирают пол).


Запомните следующее правило: надо ежедневно протирать пол влажной тряпкой или подметать влаж­ным веником.


В классе мы часто пишем мелом на доске. При неак­куратном обращении с мелом может образоваться очень • много пыли. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому твердо запомните правило: мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка, подушечка ' (тряпка). Это одна из самых важных его обязанностей. .


Дощатые полы необходимо мыть не реже раза в неделю, тщательно вымывать грязь под кроватями, шкафами. Паркетные полы протирают каждую неде­лю щеткой с воском.


Каждый школьник и взрослый должен заботиться о том, чтобы воздух в комнате и классе всегда был свежим, хорошим (почти таким же, как и наружный воздух).


Что же надо делать для этого? Надо почаще и получ­ше проветривать помещение. В теплое время надо дер­жать окна открытыми весь день, а если возможно, то и круглые сутки. В холодное время нужно несколько раз в день открывать форточки, фрамуги или окна. Когда мы открываем окно или форточку, воздух, ко­торый стал плохим, вредным для здоровья, удаляется из помещения, а взамен его в помещение проникает чистый, свежий воздух снаружи (со двора, с улицы, из сквера, сада и т. д.).


В классе находится много детей. Поэтому, если окна и форточки закрыты, к концу урока в нем начинает чувствоваться духота, воздух в классе становится


неприятным, спертым. Такой воздух вреден для здо­ровья. Понятно, что класс надо проветривать возмож­но чаще: утром, до начала занятий, во время каждой перемены и после окончания занятий. Как только на­чалась перемена, все учащиеся должны выйти из клас­са,— класс проветривается в течение всей перемены.


Подведение итогов классного часа


Учитель еще раз разъясняет детям, что для поддер­жания чистоты требуется большой и упорный труд, дома — труд матери (старшей сестры или других чле­нов семьи), в школе — труд уборщицы и школьни­ков. Каждый мальчик, каждая девочка должны це­нить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим со­рить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо по мере своих сил помогать родителям убирать комнату. Надо помогать уборке своего класса и в поддержании чистоты во всей школе.


Чтение правил. Учитель (или поочередно несколько учеников) читает правила, учащиеся повторяют их вслух:


Поддерживайте чистоту в комнате и в классе:


1. Очищайте обувь от пыли, грязи и снега при входе в помещение.


2. Не сорите на пол.


3. Держите в порядке все вещи.


4. Стирайте мел с доски влажной тряпкой.


5. Пол подметайте влажным веником или щеткой, обернутой влажной тряпкой.


Похожие работы

Технология проблемного обучения

Методика преподавания урока по баяну

Developing reading skills

Methods of teaching speech

Modern technologies in teaching FLT

Благотворительность


Загружая свои работы, Вы помогаете не только студентам, но и людям, которым Ваша помощь действительно нужна. Чем именно это помогает? Читать дальше…..

© 2003 - 2009 «Библиофонд»

Обратная связь

Пользовательское соглашение

«Бибилиофонд» — Электронная библиотека: статей, учебной и художественной литературы. Рефераты и курсовые, отчеты по практике и контрольные. Дипломные работы и другие творческие, аналитические работы. Наш проект для тех кому интересно, для тех кто учится и для тех кто действительно нуждается!

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconОбразовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconГигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в центрах здоровья”

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconПередовой опыт в вопросах гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни вологодской

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconУчебная программа цикла тематического усовершенствования «формирование здорового образа жизни у детей»

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconПрограмма «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconЗадачи: Показать учащимся огромное значение соблюдения правил здорового образа жизни. Формировать

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconРеспубликанская целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Чувашской Республики

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconВедомственная целевая программа Министерства здравоохранения Московской области «Формирование здорового
Ведомственная целевая программа Министерства здравоохранения Московской области «Формирование здорового...
Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconДолгосрочная целевая программа «Формирование здорового образа жизни и комплексная профилактика неинфекционных

Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания iconЗадачи программы: развитие сети просветительских услуг по формированию здорового образа жизни; формирование

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы