Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита icon

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита





Скачать 444.8 Kb.
НазваниеПрограмма «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита
Дата05.05.2013
Размер444.8 Kb.
ТипПрограмма
Утверждаю: Утверждено:

Директор МОУ СОШ №27 на заседании МО учителей ФК и ОБЖ

_____________________ _Булгаков А.А


Программа «Здоровье»

деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни

МОУ СОШ№27 г.Чита

На 2011-2015г.г.


Разработал: учитель физкультуры

Бронников Андрей Борисович


ЧИТА 2010


1.ВВЕДЕНИЕ

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среда способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

^ Биологическая реакция организма школьника зависит от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

^ Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.

Цели программы «Здоровье».

1.Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

2. Продемонстрировать многогранную природу здоровья.

3. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.

4. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

5. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

6. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.

^ 7. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

^ Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»

1. Школа ставит перед собой следующие задачи:

- поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;

- валеологический анализ уроков;

- разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;

- содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;

- вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья;

- оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка;

- пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.

2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:

- научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;

- прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;

- практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).

3. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

3.1. Диагностическая деятельность.

Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:

- диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

- диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;

- диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;

- контроль за сбалансированностью питания;

- мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:

- прием детей в первые классы, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

- разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:

- консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;

- повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;

- на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

В соответствии с этим в школе вводится следующая модель школы здоровья:


1. Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.

2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.

3. Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства. Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.

4. Служба здоровья школы (Школьный совет содействия укреплению здоровья) оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья, поддерживает работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся, создает позитивные ролевые модели.

^ 5. Консультирование, психологическая и социальная служба включают в работу базирующиеся в школе структуры социального обеспечения.

6. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе.

^ 7. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.

Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Здоровье» в школе:

1. Сформировано ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса.

2. Сформирована валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей.

3. Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни.

4.Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).

5.Создана школьная модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании).

6.Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.

^ Реализация мероприятий Программы позволит:

Сохранить репродуктивное здоровье учащихся;

-Создать условия для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения, опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;

-Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;

-Постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;

-Помочь социально адаптироваться ( средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни

Общие положения. Основные проблемы охраны здоровья детей и необходимость их решения.

^ Создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей - главная цель школы.

В современных условиях сложились неблагоприятные тенденции в демографических процессах и состоянии здоровья детей; их острота требует безотлагательного решения.

В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей-инвалидов, рост близоруких детей. Медицинские осмотры юношей призывного возраста показывают, что половина из них нездорова.

В школе более 10% детей относятся к категории лиц с проблемами в развитии и нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. 12 % детей-первоклассников не готовы к обучению в школе.

^ Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся


Основные принципы Программы.

Программа основывается на следующих принципах:

1.Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.

2.Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.

3. Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды


Основные направления Программы.


3.1. Повышение квалификации педагогов и медицинских сестер общеобразовательного учреждения;

3.2. Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей;

3.3. Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).

3.4. Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала в контексте сохранения здоровья детей.

3.5. Корректировка школьного банка информации о состоянии психического и физического здоровья детей.

3.6. Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.

Основные мероприятия программы

4.1. Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения  в целях  сохранение и развитие здоровья учащихся.

  



Мероприятия



Сроки

 



Исполнители

 

 

1.

 Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление
аналитических и статистических отчетов о состоянии
здоровья учащихся в школе.


^ Каждое полугодие



Завуч,мед.работник

2.

Издание и анализ локальных и нормативных актов по
сохранению и развитию здоровья обучающихся.


Ежегодно

Администрация

3

Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике ЗОЖ.

2011-2012уч.г.

^ Зав. Библиотекой

 

4.

Отслеживание результатов выполнения Программы через работу МО учителей физкультуры, Методического Совета, Педсовета, Родительского совета.

Ежегодно

Администрация

 

4.2. Внедрение оптимальной системы  медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам. 

 



п/п

Мероприятия

Сроки

 Исполнители

1.

 

Организация оздоровительных режимных моментов в ор­ганизации занятий в первой половине дня (зарядка, физ­культминутки)

 

 

Ежедневно

Учителя-предметники

2.

 

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учеб­ного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке).

Ежедневно

Учителя-предметники

3.

Составление расписания уроков, предусматривающее че­редование предметов с высоким баллом по шкале трудно­сти с предметами, которые позволяют частичную релакса­цию учащихся.

Начало четверти

Завучи  

 

4.

Составление расписания второй половины дня, преду­сматривающее чередование занятий и отдыха.

Начало четверти

зам.директора по ВР

5.

 

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и усло­виях, способствующих сохранению и развитию здоровья.

Один раз в полугодие

Директор. Завучи, медсестра

6.

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

Один раз в год

медсестра

 

7.

 

Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков.

 

Ежегодно

 

Психолог, мед.сестра

 

8.

 

Организация медицинских осмотров к службе в армии.

 

 

Один раз в год

 Мед. сестра, рук-ль ОБЖ

9.

Анализ состояния психического здоровья вновь поступив­ших учащихся.

Два раза в год

Психолог

 

10.

 

Проведение общешкольных родительских собраний по ак­туализации ценности здоровья.

Два раза в год

Директор. Классные ру­ководители

 

11.

 

Проведение методических совещаний на тему «Учет инди­видуальных особенностей школьников».

Один раз в год

Завучи

 

12.

 

Проведение психологических тренингов для формирова­ния благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.

Один раз в четверть

Психолог

 

13.

 

Проведение с учащимися коррекционно – оздоровительных мероприятий ( ЛФК, коррекция зрения, дыхательная гимнастика, логопедические занятия, психокоррекция.)

 

Постоянно

Учителя – предметники логопед, психолог,

преподавтель ЛФК

 

14.

 

 Оборудование и организация работы кабинета психологической разгрузки.

 

2011-2012уч.год

Администрация, психолог

 

15.

 Проведение смотров учебных кабинетов на предмет  соответствия  требованиям  санитарно – гигиенических условий к  кабинету.

 

Два раза в год

 

Комиссия

 

16.

 

Приобретение и установка в кабинете информатики  «люстры Чижевского».

 

2011 – 2012 уч.год.

 

Администрация

 

17.

 

Обеспечение условий для предупреждения травматизма через:

- организацию досуга школьников во время перемен;

 - соблюдение техники безопасности при организации учебно – воспитательного процесса ( на уроках и занятиях в системе доп. образования)

 

Постоянно

 

Преподаватели



4.3. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся. 

 

I № 'п/п

 Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

 

Развитие системы информирования субъектов образо­вательного процесса по вопросам сохранения и разви­тия здоровья.

 

Весь период

 

Директор. Завучи

2.

С целью контроля сохранения и развития здоровья уча­щихся:

 

-          организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей;

-            анализ способов и форм доведения информации до родителей;

-           анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; 

 

 

В течение года

 

 

Директор. Психолог. Завучи

 



4.4. Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности

 



Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.

Постоянно

Администрация

2.

Организация и проведение сборов, соревнований, турпоходов.

 

Ежегодно

Рук-ль ОБЖ

3.

Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:

-проведение классных часов, Дней здоровья;

-          организация тематических выставок плакатов, рисунков;

-          проведение конкурсов сочинений;

-          проведение массовых спортивных праздников;

проведение тематических линеек по пропаганде ЗОЖ.

 

Весь период

 

Кл. руководители,

ст. вожатые, преподаватели физ. культуры, ОБЖ

4.

Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:

-          Дни ГО;

-  « Зарница», Турслет;

 

 По плану

 

Рук-ль ОБЖ, учителя физкультуры

5.

 Участие в операции « Внимание дети!», смотре – конкурсе « Законы дорог уважай»

Ежегодно

Ст. вожатые, рук-ль ОБЖ

 

4.5.          Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.

  



 Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

 Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.

Постоянно

 Учителя физкультуры

2.

Комплектование кабинета физкультуры   необходимым  спортивным оборудованием и инвентарем

Ежегодно

Администрация. Учителя физкультуры

3.

Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:

-          организация спортивных секций, танцевального  кружка;

-          обучение спортивным играм.

 

Постоянно

 

Руководители секций, кружков.

 

4.6.          Организация питания школьников

 



Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания)

Постоянно

Директор, кл. руководители

2.

Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания.

1 раз в четверть

Директор

3.

Организация работы Совета по питанию

сентябрь

Директор

4.

Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических  проверок

В течение года

Администрация. Комиссия

5.

 Улучшение  материально – технической базы столовой

 ( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей

 

Ежегодно

 

Администрация, совет по питанию

6.

Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:

-          систему классных часов и родительских собраний

 « Режим дня и его значение», «Культура приема пищи»,

 « Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;

-          игры, конкурсы, беседы, ярмарки,

-          встречи с медработником школы и ТМО

 

Постоянно

 

Кл. руководители, медсестра

7.

Анкетирование  учащихся и родителей по вопросам школьного питания.

Ежегодно

Кл. рук-ли, комиссия по питанию



4.7.          Организация летнего отдыха детей и подростков.

 



Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Определение профильных смен пришкольного лагеря

Апрель – май ежегодно

Начальники смен. Зам. директора

2.

Организация полноценного питания

Май – август ежегодно

Директор

3.

Охват летним отдыхом детей различных категорий

 Апрель – август ежегодно

Кл. руководители, Зам. директора

4.

Организация работы кабинета-психолога в

пришкольном лагере

Весь период

Психолог

5.

Координация работы по оздоровлению ослабленных детей с работниками ТМО

Май

Медсестра

6.

Организация не медикаментозных методов  оздоровления

( закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольном лагере

 

Весь период

Медсестра

 


^ УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

  • учащиеся;

  • классные руководители;

  • учителя-предметники;

  • школьная медсестра;

  • врач-педиатр, закрепленный за учреждением;

  • врачи-специалисты;

  • школьные специалисты (психолог);

  • родители.



^ ОСНОВНЫЕ НАПРАПВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.




1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для

учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к

новым условиям.



Сентябрь- ноябрь

2.Валеологический анализ расписания уроков.

Сентябрь, январь

3.Организация перемен и длительной динамической паузы с

обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4-е классы).


В течение года

4.Организация перемен и создание на переменах таких условий,

которые способствовали бы двигательному режиму учащихся

разных возрастов.



В течение года

5.Включение вопросов с определенной валеологической направлен-

ностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии

и др.



В течение года

6.Контроль за выполнением норм самообслуживания.

Октябрь, декабрь,

март

7.Контроль за правильным использовнием ТСО.

Ноябрь, февраль

8.Валеологический анализ урока.

Декабрь

9.Повышение валеологической грамотности учителей.

Январь

10.Структурирование учебных программ на основе валеологических

принципов.


Май




  • ^ Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среди обитания




1.Создание паспорта «Здоровье»

Сентябрь-октябрь

2.Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки

(дневной, недельной, годовой).


Октябрь-март

3.Проведение валеологической оценки степени трудности новых

учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их

функциональным возможностям учащихся разных возрастных

групп.



Сентябрь-март

4.Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков

при зачислении их в школу ( с учетом сложности программы

обучения.


Апрель-май




  • ^ Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.




1.Плановый медосмотр.

Сентябрь, январь

2.Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных

кабинетов


Сентябрь-октябрь

3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и

педагогов.


В течение года


4.Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отоп-

ление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация.


В течение года

5.Плановая диспансеризация.

Октябрь

6.Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность,

правильность, сочетание продуктов).


Ноябрь-декабрь

7.Контроль за состоянием рабочей мебели.

Ноябрь, февраль

8.Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом

медосмотра и диспансеризации.


Январь, май

9.Плановая диспансеризация учащихся.

Февраль-апрель

10.Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья

красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат

и помещения школы.



Март, апрель




  • ^ Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс ( в частности, курса, валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).




1.Внедрение новых результатов научных достижений в области

экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления

здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного

процесса.





Сентябрь-ноябрь

2.Обеспечение научно-методической литературой, учебными програм-

мами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов


В течение года

3.Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся

и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.


Декабрь-январь




  • ^ Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.




1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового

образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья


В течение года

2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление

уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личными

примером учителей ( привлекательность внешнего вида, доброжела-

тельность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом,

отказ от вредных привычек).



В течение года


^ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1.Функции медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;

  • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

  • выявление учащихся специальной медицинской групп


^ 2.Функции директора и его заместителей:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

  • общее руководство по организации валеологической службы в школе;

  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

  • организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

  • организация и контроль уроков физкультуры;

  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

  • организация работы классных руководителей по программе «Здоровья» и ее контроль;

  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

  • организация работы психологической службы в школе.


^ 3.Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактических работы с родителями;

  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;

  • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.


^ СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ


Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное

лечение.

Профосмотры, диспансе-

ризации, медицинская

помощь.

Взрослая

поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление

их на ранней стадии и своевременное

лечение.

Профосмотры, диспансе-

ризации, медицинская

помощь.

Детская стоматоло-

гическая помощь

Профилактика заболеваний, выявление

их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмортры и при

необходимости, лечение

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма.

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.



^ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»

НА 2011 – 2013УЧЕБНЫЕ ГОДЫ


1 этап (2011/2012уч.г.)


^ 1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и

состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика




Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

1.

Оформление медицинских карт и листков

Здоровья в классных журналах. Комплекта-

ция на их основе физкультурных групп


сентябрь


1-11

Мед.сестра,

Кл.руководит.,

чителя физ-

культуры

2.

Диспансеризация в детской поликлинике.

Октябрь-

февраль

1, 5, 7, 9


Мед.сестра,

кл.руководит.,

специалисты

поликлиники

3.

Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике

Февраль-

март

10-11

Мед.сестра,

кл.руководит.,

специалисты

поликлиники

4.

Профосмотры детей в условиях школы

Декабрь

апрель

2,4,6,

8

Мед.сестра,

прикрепленный

врач-педиатр

5.

Анализ случаев травматизма в школе.

В теч.

года


1-11

Мед.сестра,

зам.директора

по ВР

6.

Анализ посещаемости и пропусков занятий

по болезни

В теч.

года


1-11

Мед.сестра,

Кл.руководит.


^ 2.Мониторинг психофизического здоровья учащихся


1.

Тестирование в рамках Комплексной прог-

раммы оценки психофизического состоя-

ния и функционирования возможностей

организма человека.


В теч.

года



1-11


Зам.директора

по ВР

2.

Психологический мониторинг здоровья уча-

щихся:

  • тест на адаптацию в нач.школе,

средней школе;

  • тест на тревожность






Сентябрь-

январь



1, 3, 5,

10



Психолог



^ 3.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического

режима в школьном учреждении



1.

Эстетическое оформление класса и школы.

В теч.

года

1-11

Зам.директора

По ВР

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее

перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В теч.

года


1-11


Зам.дир. по УВР

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим

требованиям:

  • проветривание;

  • освещение;

  • отопление

  • вентиляция

  • уборка



Ежедневно

1 раз в нед.

2 раза в год

2 раза в год

Ежедневно



Все

поме-

щения



Зам.директора

по АХЧ,

зам.дир по УВР,

мед.сестра

4.

Контроль за качеством питания и питьевым

режимом


Ежедневно





Мед.сестра

5.

Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями.

В теч.

года




Зам.дир. по УВР

6.

Организация активного отдыха на переменах.

Постоянно

1-4

Кл.руководит.


^ 4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

1.

Прививки детей согласно приказам Минздрава

В теч.

года


1-11


Мед.сестра

2.

Профилактическая работа во время эпидемий.

В теч.

года


1-11


мед.сестра

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки

здоровья, санбюллетени, полезные советы

В теч.

года


1-11

Медсестра


^ 5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга

1.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры.

В теч.

года


1-11

Учитель

физкультуры

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В теч.

года


1-11

Учитель

физкультуры,

учителя нач.

классов

3.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и областных соревнованиях

В теч.

года



1-11

Кл.руководители,

учителя физ-ры

4.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.

В теч.

года


1-11

Зам.дир.по ВР

Кл.руководители

5.

Работа спортивных секций

В теч.года

1-11

Учителя физ-ры


^ 6.Профилактика травматизма

1.

Занятия по правилам дорожного движения

(выступление сотрудников ГИБДД, тематичес-

кие классные часы, викторины, конкурс рисунков,

плакатов)


В теч.

года



1-11



Зам.дир. по ВР,

Кл.руководит.

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ

По прог

рамме


1-11

Преподаватель ОБЖ, учителя нач.классов

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасноти.


сентябрь


1-11

Директор школы,

Кл.руководители

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе.

В теч.

года


1-11

Медсестра,зам.директора по УВР



^ 7.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и

биологии

В теч.

года


1-11

Преподаватели ОБЖ,

биологии

2.

Тематические классные часы (Приложение 1)

В теч.

года


1-11


Кл.руководители

3.

Тематические родительские собрания (Прило-

жение)

В теч.

года


1-11

Кл.руководители,

Зам.дир по ВР

4.

Встречи с сотрудниками наркологического

диспансера

По

плану


8-11


Зам.дир.по ВР

5.

Конкурсы, викторины (Приложенипе 3)

По

плану


11

Зам.дир.по ВР

Кл.руководители

6.


Лекции сотрудников Института гигиены и

Питания.

По

плану



6-11

Зам.дир.поВР,

кл.руководители




II этап (2012/2013уч.г.)

На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» за 2011/2012 уч.г. будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2012/2013 уч.г.


Заключение

Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3-5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

В учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

  • отработка системы выполнения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

  • создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Тематические классные часы

1 – 4 классы

  1. Режим дня.

  2. Закаливание организма.

  3. Культура поведения в общественных местах.

  4. Культура поведения за столом.

  5. Культура питания.

  6. Мой друг – Мойдодыр.

  7. Культура одежды

  8. Профилактика простудных заболеваний.

  9. Береги здоровье смолоду.


5 – 8 классы

  1. Режим дня.

  2. Что такое здоровье?

  3. Способы укрепления здоровья.

  4. Культура питания.

  5. Культура одежды.

  6. Гигиена мальчика и девочки.

  7. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.

  8. О вредных привычках.

  9. О вреде никотина.

  10. О вреде алкоголя.

  11. Имя беды – наркотик.

  12. Покончить с грубостью.

  13. Определение здорового образа жизни.


9 – 11 классы


  1. Береги здоровье смолоду.

  2. О вкусах не спорят, о манерах надо знать.

  3. Гармония тела.

  4. Роль спорта в жизни человека.

  5. Как одеваться: стильно, модно, удобно?

  6. Система питания старшеклассника.

  7. Культура гигиены девушки.

  8. Культура гигиены юноши.

  9. Покончить с грубостью.

  10. Победить зло.

  11. Стресс.

  12. Традиции и табакокурение.

  13. Исторические аспекты винопития на Руси.

  14. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.

  15. Почему принимают наркотики.

  16. Когда возникает интерес к наркотикам.

  17. Наркотики и их жертвы.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Тематика родительских собраний

  1. Психологические особенности учащегося (по возрастам).

  2. Режим дня и гигиенические нормы.

  3. Режим питания.

  4. Встреча с сотрудниками ПДН ОВД г.Читы

  5. Лекции нарколога и врача кожно-венерологического диспансера.

  6. Семейные конфликты (ведет психолог)

  7. Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конкурсы, викторины


1.Конкурсы рисунков:

  • «Осторожно, дети!»;

  • «Я за здоровый образ жизни!»;

  • «Зеленая аптека».

2.Конкукрс плакатов:

  • «Жизнь без наркотиков»;

  • «Нет вредным привычкам».

3.Викторины:

  • «Красный, желтый, зеленый»;

  • «Кушайте на здоровье».

4.Ролевая игра «Суд над табаком».

5.Веселые старты.

6.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».

7.Товарищеские встречи по разным видам спорта.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconОбразовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconРезультаты деятельности по сохранению здоровья учащихся
На протяжении всех лет существования школы педколлективом проводится работа по сохранению и укреплению...
Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconГигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в центрах здоровья”

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconФормирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания,...
Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconЗадачи: Показать учащимся огромное значение соблюдения правил здорового образа жизни. Формировать

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconЗадачи программы: развитие сети просветительских услуг по формированию здорового образа жизни; формирование

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconУчебная программа цикла тематического усовершенствования «формирование здорового образа жизни у детей»

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа «Образование и здоровье»

Программа «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни моу сош№27 г. Чита iconРеспубликанская целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Чувашской Республики

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы