Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни icon

Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни





Скачать 474.96 Kb.
НазваниеОбразовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни
Дата05.05.2013
Размер474.96 Kb.
ТипПрограмма
Образовательная программа


Культура здоровья: формирование здорового образа жизни


Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 15-16 лет. Продолжительность занятий – 3 раза в неделю по 1 часу.


Автор программы Носова Елена Владимировна, учитель биологии ГБОУ СОШ № 917 ВОУО ДО г. Москвы.


Программа опубликована


1. Авторские программы дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы. Ключ к успеху, сборник № 20, Москва, 2009. – С. – 163 – 183

^ 2. Лабораторный практикум к программе в журнале « Биология в школе». - 2010. - №6.- С. 48-56

3. Журнал «Биология в школе». - 2011. - №8.

Электронное приложение. - №1. на сайте http://www.школьнаяпресса.рф


^ I. Пояснительная записка


Образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения. Формирование здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья – важнейшая часть существования человека в современном мире. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и факторов риска возникновения заболеваний.

Сегодня как никогда остро перед школой и обществом стоит задача воспитания подрастающего поколения здоровым и физически развитым. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким формам, как патология органов пищеварения, нарушение зрения и осанки, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания. Распространенность среди школьников, перечисленных ранее заболеваний, свидетельствует о том, что эффективность существующих методов гигиенического обучения и воспитания требует существенной корректировки.

Одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся и студентов (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа, план модернизации на 2011/2015 гг.). Решение этой задачи связано с формированием культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса. Здоровье при этом рассматривается как цель и условие качественного обучения, достижения жизненного успеха и как критерий деятельности образовательного учреждения.

Здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие на него, формируются в школьном возрасте. Многие факторы, влияющие на здоровье, управляются самим человеком, поэтому возрастает роль формирования у учащихся навыков и привычек здорового образа жизни.

Таким образом, важное значение в среднем образовании приобретает воспитание ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих людей как одной из главных жизненных ценностей человека.

^ Отличительная особенность организации образовательного процесса по данной программе – подключение профессионалов (психолога, учителя физкультуры, врачей разных специализаций, юриста) для проведения занятий, которые могут более полно и доступно объяснить учащимся изучаемые темы.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 10-11-х классов. Численность в группе – 15 человек. Продолжительность занятий – по 1 часу 3 раза в неделю.

^ Цель программы: углубление теоретических знаний учащихся о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование жизненных установок на ведение здорового образа жизни.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  1. Овладение учащихся знаниями о биологических, физиологических, социально-психологических составляющих здоровья человека и о факторах, влияющих на его формирование и укрепление.

  2. Самопознание личности, развитие стремления к физическому и духовному совершенствованию.

  3. Развитие у учащихся умений правильно структурировать время: строить режим дня, учебы и отдыха в соответствии с индивидуальными особенностями своего организма.

  4. Приобретение знаний о критериях индивидуального здоровья и способах их определения, овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

  5. Получение знаний об основных неинфекционных и инфекционных, социально значимых заболеваний, их причинах, механизмах распространения и профилактике.

  6. Формирование практических навыков здорового образа жизни.

  7. Приобретение знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками.

  8. Формирование мотивации и стремления быть здоровым.


^ Педагогические условия, обеспечивающие реализацию программы:

- учет возрастных психолого-физиологических особенностей развития подростков и их индивидуальных особенностей;

- педагогическое мастерство педагога;

- высокий уровень квалификации приглашенных профессионалов;

- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

- подбор эффективных методов в соответствии с целями и содержанием занятий;

- оптимальное сочетание форм занятий.


^ Требования к уровню усвоения программы учащимися.


Изучив курс, учащиеся будут понимать:



  1. Взаимосвязь физического и психического здоровья.

  2. Влияние образа жизни человека на его физическое и психическое здоровье.

  3. Необходимость владения навыками здорового образа жизни.

  4. Престижность здоровья, зависимость между здоровьем личности и достижением жизненного успеха.

  5. Необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью.


Изучив курс, учащиеся будут знать:

  1. Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

  2. Способы сохранения и укрепления здоровья.

  3. Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.

  4. Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.

  5. Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

  6. Основные приемы и методы психической релаксации.



Изучив курс, учащиеся будут уметь:


1.Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

2. Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

3. Определять уровень физического развития, осуществлять простейшие физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.

4. Соблюдать правила личной гигиены.

5. Применять приемы и методы психической релаксации.

6. Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.

7. Отказаться от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих.


^ Критерии и способы проверки усвоения программы.

Разнообразные способы определения результативности включены в образовательный процесс. Основными формами оценки результатов обучения являются:

- проведение тестирования;

- самостоятельная работа в соответствии с предложенными темами;

- рассмотрение проблемной ситуации, коллективное обсуждение ее;

- дискуссионные качели;

- творческие задания;

- самоконтроль, составление индивидуального «Дневника здоровья»;

- написание реферата;

- участие в конкурсе плакатов, рисунков;

- участие в ученических конференциях, семинарах.


^ II. Учебно-тематический план:




пп


Тема

Общееколво

часов

В том числе

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1.

Введение. Цель и задачи занятий.

1

1

-

2.

Здоровье как социальная ценность

6

3

3

3.

Организм человека. Общий обзор.

6

3

3

4.

Опорно-двигательный аппарат и здоровье человека.

9

3

6

5.

Кровообращение. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.


7

3

4

6.

Иммунитет и здоровье.


9

4

5

7.

Дыхание как условие жизни.

10

4

6

8.

Пищеварение, рациональное питание и здоровье.


10

4

6

9.

Гигиена мочевыделительной системы и кожи.

8

3

5

10.

Гигиена зрения и слуха.


7

3

4

11.

Биоритмы и здоровье.

6

3

3

12.

Психическое здоровье человека.

7

3

4

13.

Репродуктивное здоровье человека.

7

3

4

14.

Образ жизни и здоровье.

6

3

3

15.

Окружающая среда и здоровье.

7

3

4

16.

Итоговое занятие.

3

1

2

17.

Итого:

109

47

62



^ III. Содержание

I. Введение.

Ознакомление с программой, раскрытие структуры, тематики и задач обучения. Определение режима занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности.

II. Здоровье как социальная ценность жизни.

Здоровье в системе человеческих ценностей. Состояние здоровья подрастающего поколения и взрослого населения России. Что такое здоровье: общие понятия и определения. Признаки, сущность, механизмы здоровья. Компоненты здоровья и их взаимосвязь. Основные факторы, определяющие здоровье. Природная и социальная среда как факторы здоровья человека. Критерии оценки индивидуального здоровья, самоанализ, самоконтроль. Группы здоровья учащихся. Охрана здоровья. Понятие о санитарном законодательстве и личной ответственности граждан за нарушение санитарных норм.

Практические занятия:

- разработка анкеты «Самооценка учащимися их здорового образа жизни по различным составляющим»;

- проведение анкетирования среди учащихся 8-11-х классов, анализ полученной информации и обсуждение результатов.

- ознакомление с законами, действующими в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


III. Организм человека. Общий обзор.

Индивидуальные особенности строения тела. Телосложение. Болезни, приводящие к нарушению формы тела и инвалидности. Формирование доброжелательного отношения к физическим недостаткам, инвалидам. Функции покровной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, дыхательной, мочевыделительной, нервной, сенсорной, эндокринной, половой систем организма, их взаимосвязь. Саморегуляция функций в организме. Гомеостаз. Представление о физиологической норме. Приемы самоконтроля. Физическое развитие – критерий здоровья. Методы оценки физического развития. Простейшие физиологические измерения: вес, рост, окружность груди, частота пульса, артериального давления, температуры тела. Тесты на силу, координацию, гибкость. Предрасположенность к определенным болезням, причины их появления. Информированность о возможных заболеваниях как залог здоровья.

Практические занятия:

- дискуссия «Старение и смерть человеческого организма».

- изучение методик по определению функционального состояния уровня физического здоровья.

- проведение физиологических измерений и составление индивидуального «Дневника здоровья».


IV. Опорно-двигательный аппарат и здоровье человека.

Принципы организации опорно-двигательного аппарата. Признаки правильной осанки, способы ее формирования. Виды нарушений осанки, их причины и последствия. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата в школе и дома. Двигательная активность и здоровье. Двигательный режим, его значение для укрепления и сохранения здоровья. Утренняя зарядка, ее роль для оптимального уровня функционирования ведущих физиологических систем. Влияние спортивных тренировок на растущий организм, на развитие костно-мышечной системы, формирование красивого тела и осанки. Влияние упражнений на физико-химические изменения в мышцах, совершенствование их функциональных возможностей: силы, выносливости, скоростных качеств.


Практические занятия:

- правила построения утренней зарядки под руководством учителя физкультуры.

- лабораторная работа «Выявление признаков правильной осанки».

- лабораторная работа «Выявление нарушений осанки: круглая спина, искривления позвоночника – кифоз, лордоз, сколиоз».

- лабораторная работа «Определение наличия плоскостопия». Изучение комплекса упражнений для укрепления свода стопы и профилактика плоскостопия.

- построение самостоятельного спортивного занятия и обоснование своего индивидуального способа физического совершенствования.

- дискуссия «Гиподинамия как один из факторов риска по возникновению неинфекционных заболеваний».


V. Кровообращение. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Структура и функции сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Гиподинамия, избыточная масса тела – причины заболевания сердца и сосудов. Профилактика развития сердечно-сосудистых заболеваний. Влияние табакокурения и алкоголя на работу сердца и сосудов. Диагностика кровотечений. Правила оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях. Прогноз развития травмоопасных ситуаций. Принятие мер по избежанию травм как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Практические занятия:

- лабораторная работа «Регистрация основных физиологических показателей организма человека и их оценка: определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, измерение кровяного давления». Заполнение дневника здоровья.

- лабораторная работа «Первая доврачебная помощь при кровотечениях: основные правила наложения повязки, жгута пострадавшему».

- лабораторная работа «Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по реакции пульса. Индекс Руфье». Заполнение дневника здоровья.

- лабораторная работа «Определение систолического объема крови (СОК) и минутного объема крови (МОК)». Сравнение этих показателей с нормами для оценки степени развития и функциональной подготовленности к физическим нагрузкам.


  1. Иммунитет и здоровье.

Иммунитет. Механизмы защиты организма. Факторы, ослабляющие иммунитет (низкая двигательная активность, стрессы, вредные привычки, болезни). Традиционные методы укрепления иммунной резистентности. Аллергия как нарушение функции иммунной системы. ВИЧ/СПИД, пути передачи и способы предупреждения. «Группы риска» по заражению инфекционными заболеваниями. Эпидемии, пандемии. Поведение человека при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Вакцинация. Позитивное отношение к ней. История изучения инфекционных заболеваний. Признаки инфекционных заболеваний. Их виды и основные пути их передачи: воздушно-капельный, пищевой, водный, контактно-бытовой, половой, внутриутробный, с помощью переносчиков. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний: индивидуальные и коллективные. Значение ЗОЖ в профилактике инфекционных заболеваний.

Практические занятия:

- дискуссия «СПИД – глобальная проблема современности».

- подготовка наглядного материала к оформлению стенда «Всемирный день борьбы со СПИДом» (1 декабря).

- оформление стенда «Как уберечься от гриппа».

- круглый стол «История вакцинации».

- обсуждение Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней » (ред. от 22.08.2004).


  1. Дыхание как условие жизни.

Строение и функционирование органов дыхания. Типы дыхания: носовое, диафрагмальное, брюшное, глубокое, поверхностное. Приемы правильного дыхания. Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья. Дыхание и движение. Двигательные упражнения как способы дыхательной гимнастики. Влияние занятий физкультуры и спорта на развитие жизненной емкости легких. Влияние табачного дыма на легкие и весь организм в целом. Инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем. Меры профилактики.

Туберкулез – социально значимое инфекционное заболевание. Пути передачи и меры профилактики туберкулеза: прививка, элементарные гигиенические навыки. Диагностика, с целью своевременного выявления туберкулеза: реакция Манту, флюорографическое обследование. Гигиенические требования к воздушной среде: температура, влажность, воздухообмен, химический состав воздуха. Загрязнители воздуха в помещениях, их влияние на здоровье. Роль комнатных растений в очистке и дезинфекции воздуха. Первая доврачебная помощь при поражении органов дыхания: попадание инородных тел в дыхательные пути, удушении вследствие обморока, утоплении, электротравме, сдавливании тела при завалах землей. Способы непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.


Практические занятия:

- лабораторная работа «Изучение и оценка функционального состояния дыхательной системы: определение частоты дыхания (ЧД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), пробы Генчи, пробы Штанге». Заполнение дневника здоровья.

- лабораторная работа «Восстановление носового дыхания посредством сосудосуживающих рефлексов».

- разучивание отдельных упражнений и комплексов дыхательной гимнастики (по возможности приглашение специалиста).

- дискуссия «Влияние окружающей среды на дыхание».

- подготовка наглядного материала к акции «Всемирный день борьбы с туберкулезом» (24 марта).

- изучение СанПиН 3.1.2 1319-03 «Профилактика гриппа».



  1. Пищеварение. Рациональное питание и здоровье.


Питание – необходимое условие жизни организмов. Физиология пищеварения человека. Питание и здоровье. Классы питательных веществ, их роль для роста и развития подростков. Энергозатраты и энергетическая ценность питания (калорийность). Концепция сбалансированного питания. Принципы рационального питания. Режим и правила питания – залог здоровья. Нарушения питания и их профилактика. Влияние на организм избыточного или недостаточного питания. Гигиена полости рта. Факторы риска развития заболеваний зубов и десен.

Профилактика микробных, вирусных и глистных заболеваний. Вирусные гепатиты, их причины и предупреждение. Гигиенические правила хранения, приготовления и употребления пищи. Пищевые отравления, вызванные кишечной палочкой, палочкой ботулизма, стафилококками, химическими веществами, ядовитыми грибами и растениями, их профилактика. Влияние алкоголя и никотина на работу органов пищеварения, необходимость их исключения как обязательное условие здорового образа жизни.

Практические занятия:

- определение и оценка соответствия калорийности собственного рациона питания энергетическим тратам в течение дня. Определение суточного набора продуктов, обеспечивающих нормальное развитие и состояние здоровья. Заполнение дневника здоровья.

- лабораторная работа «Исследование продуктов питания на предмет содержания пищевых добавок и их влияние на здоровье человека».

- составление правил этикета приема пищи и их обоснование.

- оформление стенда для начальной школы «Здоровые зубы – здоровый организм».

- посещение стоматолога с профилактической целью как компонент здорового образа жизни.

- дискуссия «Ожирение, анарексия и булемия. Факторы их обуславливающие».


  1. Гигиена мочевыделительной системы и кожи.

Строение и функционирование мочевыделительной системы. Причины заболеваний почек: неполноценное питание, острые блюда, потребление алкоголя. Предупреждение заболеваний почек. Профилактика нисходящих и восходящих инфекций. Питьевой режим. Гигиенические требования к питьевой воде.

Кожа и ее придатки. Функциональное предназначение. Индивидуальные и возрастные особенности кожи и ее придатков. Правила ухода за кожей, ногтями, волосами. Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены. Инфекционные заболевания кожи, их профилактика. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Повреждения кожи. Профилактика ожогов и обморожений. Оказание первой доврачебной помощи. Роль кожи в теплорегуляции: теплообразовании и теплоотдачи. Закаливание, его физиологическая сущность. Принципы закаливания: постепенность, систематичность, последовательность, комплексность, учет индивидуальных особенностей организма. Закаливающие факторы, их действие на кожные покровы и организм. Польза и вред загара. Профилактика теплового и солнечного ударов. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим. Гигиена одежды и обуви. Их выбор в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Практические занятия:

- лабораторная работа «Определение типа кожи лица с целью составления программы индивидуального ухода за ней».

- изучение правил приема средств закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

- составление индивидуального комплекса закаливающих упражнений.

- ознакомление с правилами неотложной помощи при отморожениях, ожогах, солнечном и тепловом ударах.

- дискуссионные качели «Пирсинг и татуировка – веяния современной моды, последствия для здоровья».


  1. Гигиена зрения и слуха.

Анатомо-функциональные особенности глаза. Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи. Анатомо-функциональные особенности органа слуха. Болезни уха и причины, которые их вызывают. Профилактика нарушений остроты слуха. Шумовое загрязнение, его последствия, способы защиты от него.

Практические занятия:


- лабораторная работа «Работа наших глаз».

- посещение окулиста с профилактической целью как компонент здорового образа жизни.

- лабораторная работа «Гимнастика для глаз».

- составление правил гигиенического ухода за ушной раковиной и наружным слуховым проходом, их обоснование.


XI. Биоритмы и здоровье.

Понятие о биоритмах: суточных, недельных, сезонных. Влияние биоритмов на умственную и физическую работоспособность, эмоциональность. Определение индивидуальных биоритмов, их учет при планировании режима дня. Основные принципы организации режима суток с учетом возрастных особенностей. Работоспособность и утомление. Влияние режима дня на работоспособность и состояние здоровья. Активный и пассивный отдых. Сон как необходимое условие сохранения здоровья. Гигиена сна. Хронические недосыпания как причина нервно-психических заболеваний у подростков: неврозов, психозов, депрессий, утомлений, переутомлений.

Практические занятия:

- составление суточного режима учащегося и его психологическое и физиологическое обоснование.

- ознакомление и овладение техникой восстановления работоспособности при различных видах физических и психических нагрузках.

- планирование режима дня в период повышенных нагрузок (во время экзаменов).

XII. Психическое здоровье человека.

Психогигиена. Эмоциональная сфера человека. Положительные и отрицательные эмоции, их влияние на здоровье. Связь эмоционального здоровья с физическим. Управление своими эмоциями и чувствами. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Поведение и здоровье. Стресс, его причины, физиологические и психические проявления. Влияние стресса на здоровье. Профилактика и преодоление стресса. Релаксация. Способы релаксации. Основы аутотренинга.

Практические занятия:

- дискуссия «Бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви, смерть как шесть основных страхов человека ».

- встреча с психологом «Построение модели поведения в конфликтных ситуациях с родителями, сверстниками, учителями».

- встреча с психологом. Круглый стол «Пути выхода из стрессовых ситуаций».

- дискуссия «Правила общения. «Все люди разные и уникальные…», «Я нужен людям, а люди нужны мне…»


  1. Репродуктивное здоровье человека.

Анатомо-физиологические особенности развития организма юноши и девушки. Физиологические и психологические закономерности полового созревания подростков. Понятие о репродуктивном здоровье. Специфическая гигиена как залог сохранения своего репродуктивного здоровья. Опасность восходящих инфекций, их профилактика. Венерические заболевания: возбудители, причины заражения и способы передачи. Последствия для здоровья и меры профилактики инфекций, передающихся половым путем (ИППП). Права граждан на обследование и лечение ИППП. Уголовная ответственность за заражение венерическими болезнями. Наследственные и врожденные заболевания. Предупреждение врожденных заболеваний. Роль здорового образа жизни родителей в рождении здорового ребенка. Вред аборта для здоровья женщины. Предупреждение нежелательной беременности. Этика взаимоотношений полов.

Практические занятия:

- круглый стол «Нравственное поведение молодежи как основа здоровья нации».

- разработка анкеты для учащихся «Что вы знаете о заболеваниях, передающихся половым путем».

- проведение анкетирования среди учащихся 8-11-х классов, анализ полученной информации и обсуждение результатов.

- встреча с юристом, сотрудником ОВД беседа «Юридические аспекты инфекций передающихся половым путем (ИППП)», ознакомление со статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.


  1. Образ жизни и здоровье.

Понятие об образе жизни, его составляющие. Зависимость образа жизни от традиций: исторических, культурных, национальных, религиозных. Влияние образа жизни на здоровье. Правила здорового образа жизни. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Анализ своего образа жизни и здоровья. Жизненный успех и здоровье. Профилактика вредных привычек. Культура потребления медицинских услуг. Медицинское страхование.

Практические занятия:

- дискуссия «Мой образ жизни. Является ли он здоровым».

- беседа с врачом «Культура потребления медицинских услуг».

- оформление стенда «Борьба с вредными привычками».


XV. Окружающая среда и здоровье.

Влияние экологической обстановки на здоровье. Гигиенические требования к факторам окружающей среды. Предметы быта как угроза здоровью (приборы, бытовая химия, отделочные и строительные материалы). Химическое и бактериологическое загрязнение воздуха в помещении, их влияние на организм. Источники загрязнения воды, почвы, их влияние на здоровье. Радиация в помещении и на улице, ее источники и воздействие на человека. Электромагнитное излучение, вибрация как факторы риска для здоровья. Гигиенические рекомендации по работе с компьютером. Понятие о канцерогенах. Комнатные растения, домашние животные и здоровье человека. Погода и метеозависимость. Методы противодействия последствиям вредных экологических влияний.

Практические занятия:

- обсуждение Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 22.08.2004).

- обсуждение Федерального закона «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. От 29.06.2004).

- изучение СанПиН 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

- круглый стол «Окружающая среда, личная гигиена и здоровье».



  1. Итоговое занятие.

«Здоровье не всё, но все без здоровья ничто» (Сократ).

- самоанализ состояния здоровья, физической подготовленности на основании данных дневников здоровья. Составление рекомендаций по коррекции своего образа жизни.

- защита рефератов учащимися по курсу «Культура здоровья».

^ IV. Методическое обеспечение программы

В программе большая часть времени отводится практическим занятиям, которые сразу закрепляют теоретические знания. Это способствует лучшему усвоению материала. Теоретический материал подается в виде лекций или бесед. Важным звеном в обучении является работа с литературой, документами, встречи с профессионалами.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

- метод дискуссии, требующий размышлений, свободных высказываний учащихся, умения внимательно слушать мнения выступающих;

- метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективных размышлений;

- метод проблемного изложения. Проблемные вопросы учитель решает с помощью учащихся, размышляя вслух. Это побуждает учащихся во время рассказа к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний;

- частично-поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и добывать часть новых знаний путем наблюдений и обсуждений опытов, анализируя результаты исследовательского анкетирования;

- практический метод. Выполнение лабораторных работ с целью получения практических результатов, их обсуждение.

Проведение круглых столов, конференций, публичные выступления, защита рефератов – все это способствует раскрепощению, умению держать себя, развивает творческую, познавательную активность, воспитывает чувство коллективизма, ответственное отношение к обучению и взаимную требовательность.

^ Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо:

- наличие свободного помещения;

- телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы по темам программы;

- оборудование и материалы для оформления стендов, выпуска плакатов, рисунков;

- методика проведения лабораторных работ (прилагается);

- оборудование для проведения лабораторных работ: секундомер, сантиметр, спирометр, тонометр, жгут, отвес.

- законодательные и нормативные документы.


^ Методика проведения лабораторных работ.

Лабораторная работа «Выявление признаков правильной осанки»

Выполнение работы:

  1. Один учащийся встает прямо, другой смотрит, на одном ли уровне находятся нижние углы лопаток. Если да – искривлений нет.

  2. В той же позе обращается внимание на положение плеч. При правильной осанке они должны находится на одном горизонтальном уровне.

  3. Пронаблюдать осанку при ходьбе. При правильной осанке живот втянут, голова и туловище находятся на одной прямой, небольшой наклон туловища вперед нормален, плечи развернуты и немного опущены.

  4. Для проверки сохранения правильной осанки при ходьбе или выполнении других движений положить на голову плоский предмет (книгу или шайбу). Испытуемый ходит или приседает. Предмет упадет с головы, как только произойдет нарушение осанки.

  5. Учащийся встает к стене так, чтобы голова, лопатки, ягодицы и пятки вплотную прикасались к стене. Другой учащийся пробует просунуть между поясницей и стеной сначала кулак, потом ладонь. Если проходит только ладонь, а кулак нет – осанка правильная.

Вывод: признаки правильной осанки: подтянутость, развернутые плечи, прямое положение головы, втянутый живот, грудь слегка выдается вперед, физиологические изгибы позвоночника.


Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки: круглая спина, искривления позвоночника – кифоз, лордоз, сколиоз».

Оборудование: отвес (любой груз на ниточке)

Выполнение работы:

Сколиоз (греч. skoliosis - искривление, от skolios - кривой), боковое искривление позвоночника у человека. Возникает в период интенсивного роста позвоночника (в возрасте 5-15 лет).

1. Один учащийся встает прямо, другой смотрит спина ровная или кривая, плечи на одном уровне или одно – выше другого.

2. Пронаблюдать есть ли у учащегося деформации «окошек» - пространства между опущенными вдоль боков руками и самими боками.

3. У основания шеи учащегося прощупать выпирающий остистый отросток VII шейного позвонка. Взять отвес (любой груз на ниточке) и приложить к этому выступающему месту.

4. Пронаблюдать: если отвес проходит ровно вдоль позвоночника, и далее между ягодичными складками – сколиоза нет. При деформации отвес пройдет мимо ягодичной складки (А). Формируется вторичная дуга для равновесия – искривления позвоночника в другом месте – образуется S-образный сколиоз.

5. Попросите учащегося нагнуться и посмотрите сзади. Если выступает одна из лопаток и формируется реберный горб – это сколиоз (В.)



А. В.


Кифоз (от греч. kyphуs - согбенный, кривой) - искривление позвоночника, обращенное выпуклостью кзади – сутулость, плечи обычно сведены вперед.

6. Учащийся равномерно прижимается к стене. Если искривления нет, касаться стены будут затылок, средний грудной отдел позвоночника (между лопатками), ягодицы и пятки.

Лордоз (от греч. lordуs - выгнутый) – это врожденное или приобретенное искривление позвоночника выпуклостью вперед, как правило, характеризующееся расположением в поясничном отделе.

7. Пронаблюдать, есть ли у учащегося признаки лордоза: голова выдвинута вперед, грудная клетка плоская, переходящая в выдающийся живот, плечи выдвинуты вперед, а ноги раздвинуты в коленных суставах.

^ Круглая спина – тип осанки с увеличенным изгибом в грудном отделе позвоночника и сглаживанию шейных и поясничных изгибов. Причина: слабость мышечного корсета, несоответствие детской мебели росту ребенка.

8. Пронаблюдать, есть ли у учащегося признаки круглой спины: голова наклонена вперед, плечи свисают вперед, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, живот выпячен, ягодицы плоские, ноги слегка согнуты в коленях.

При круглой спине грудная клетка впалая, недоразвитая. Это отражается на дыхании. Оно становится поверхностным. Сдавленные легкие не могут обеспечить организм достаточным количеством кислорода. Функции сердца затруднены. Поэтому у учащихся с круглой спиной могут быть головные боли, малокровие, потеря аппетита, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения.

Вывод: позвоночник человека имеет в норме четыре небольших изгиба: в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделах. Они формируются постепенно, по мере роста организма. Это физиологические изгибы имеют положительное значение: смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник. В отличие от физиологических изгибов, существуют патологические. Крайне важно научиться их распознавать, чтобы не упустить время для эффективного лечения.


Лабораторная работа «Определение наличия плоскостопия»

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Подготовка к работе: подготовительную часть работы проделать дома. Встать мокрыми босыми ногами на лист бумаги, ноги вместе, туловище должно быть прямым. Получившийся след обвести карандашом, далее выполняется работа с этими отпечатками.

Выполнение работы:

  1. Соединить касательной след от плюсны со следом от пятки (линия АК).

  2. Найти середину линии АК и отметить точку М.

  3. Провести два отрезка АВ и МД, перпендикулярных линии АК.

  4. Отметить точку С в месте пересечения линии МД со следом в средней части (рис. В).

  5. Определить отношение: СД : АВ х 100%. Оно не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.

А. В.




а- нормальная стопа; б – уплощенная стопа; в – плоская стопа.

6. Проанализировать положение двух линий на отпечатке (рис. А). В норме линии соединяют середину пятки с серединой основания большого пальца и со вторым межпальцевым промежутком. Если одна или обе линии находятся внутри отпечатка стопы – это свидетельствует о нарушении свода стопы. Необходима консультация ортопеда.


Лабораторная работа «Регистрация основных физиологических показателей организма человека и их оценка: определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, измерение кровяного давления».

Оборудование: секундомер, тонометр.

Выполнение работы:

Определение пульса в состоянии покоя и после действия нагрузки:

  1. Найти пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти.

  2. Определить пульс в состоянии покоя за 1 минуту.

  3. Сделать 20 приседаний и сразу после выполнения работы измерить пульс за 1 минуту.

  4. Повторить измерение через 0,5 мин, 1 мин, 1,5 мин, 2 мин, 2,5 мин.

  5. Результаты считаются хорошими, если частота сердечных сокращений (ЧСС) после 20 приседаний повысится не более чем на 1/3 по сравнению с ЧСС в состоянии покоя. Восстановление сердечной деятельности до уровня покоя произойдет не позже чем через 2 минуты.

^ Измерение артериального давления (АД):

  1. Измерение АД проводят в тихой, спокойной и удобной обстановке на правой руке в положении сидя.

  2. Манжетку накладывают на плечевую артерию. Нижний край манжетки на 2-2,5 см выше локтевого сгиба.

  3. Рука удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх.

  4. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению (максимальному или верхнему), а исчезновение их – диастолическому (минимальному или нижнему).

  5. Измерения проводят 2-3 раза, фиксируя повторяющиеся параметры.

  6. У взрослого здорового человека максимальное АД в среднем равно 115 – 120 мм рт. ст., а минимальное – 60 – 85 мм рт. ст.


Лабораторная работа «Первая доврачебная помощь при кровотечениях: основные правила наложения повязки, жгута пострадавшему».

Оборудование: жгут, бинт, ремень, платок, палочка-закрутка.

Выполнение работы:

  1. Ознакомление учащихся с признаками кровотечений.

Артериальное кровотечение наиболее опасно. При этом ярко-красная (алая) кровь изливается пульсирующей струей в такт с сокращением сердечной мышцы с большой скоростью. При ранении крупного артериального сосуда (сонной, плечевой, бедренной артерии, аорты) возможна большая потеря крови.
      ^ Венозное кровотечение – кровь вытекает непрерывной, равномерной струей темного цвета. Возможна большая потеря крови.
Капиллярное кровотечение возникает вследствие повреждения мельчайших кровеносных сосудов. Раневая поверхность кровоточит, как губка. Нет значительных потерь крови, останавливается легко.

      ^ 2. Правила наложения повязок при кровотечениях.
      Капиллярное кровотечение легко остановить наложением давящей повязки, предварительно смазав кожу вокруг раны йодом.
     При венозном кровотечении необходимо сдавить просветы поврежденных сосудов тугой давящей повязкой.
      В случае артериального кровотечения, особенно при повреждении крупных сосудов, надо хорошо знать места возможного прижатия артерий (А). Сильно надавив пальцами на мягкие ткани выше места ранения, артерию прижимают до тех пор, пока не будет подготовлена и наложена давящая повязка. Если кровоточит небольшой сосуд, достаточно бывает наложить давящую повязку. Чтобы остановить кровотечение из крупной артерии, следует прибегнуть к наложению кровоостанавливающего жгута (В). Если его нет, то можно для этой цели использовать подручные средства — ремень, прочную веревку или кусок плотной ткани.

^ 3. Правила наложения жгута при сильном кровотечении.

 Конечность перед наложением жгута поднимают вверх. Жгут накладывается выше раны на расстоянии 5—7 см от ее верхнего края. Чтобы не повредить кожу, под жгут необходимо подложить мягкую прокладку (бинт, ткань). Указать точное время наложения жгута. Максимальное время наложения жгута: для взрослых 2 часа, для детей – 60 минут. Иначе может наступить некроз (омертвление) ткани. Для обеспечения питания конечности жгут через указанные выше сроки периодически нужно ослаблять, предварительно прижав пальцем поврежденный сосуд выше раны, и через 10—15 минут повторно затянуть его чуть выше или ниже прежнего места.

^ А. места, где следует прижимать артерии В. Способы наложения

для остановки кровотечения кровоостанавливающего жгута




^ 4. Использование подручных средств для остановки кровотечений.

При наложении жгута-закрутки (D) из подручного материала (узкий ремень, платок, косынка и т. п.) делают прочную петлю, диаметром в полтора-два раза превышающую окружность раненой конечности. После наложения на кожу какой-либо ткани на конечность надевают петлю узлом вверх. Обычно делают 2— 3 оборота жгута вокруг конечности, затем под узел вставляют прочную палочку 20—25 см длиной, посредством которой свободная часть петли затягивается до сжатия конечности и полной остановки кровотечения. Конец палочки во избежание раскручивания привязывают к конечности.
     Если жгут наложен правильно, то пульсация сосуда ниже его не определяется. Однако нельзя чрезмерно сильно затягивать жгут, так как можно повредить мышцу, пережать нервы, а это грозит параличом конечности и даже ее омертвлением.

^ 5. Остановка кровотечения путем сгибания и фиксаций конечностей.
Временно остановить кровотечение допустимо также путем фиксации конечностей в определенном положении (С). Так, при повреждении подключичной артерии максимально отводят руки за спину и фиксируют их на уровне локтевых суставов. Максимально сгибая конечность, удается прижать подколенную, бедренную, плечевую и локтевую артерии.
      Способы остановки кровотечения путем максимального сгибания конечности могут применяться только в тех случаях, когда нет переломов. Сильное сгибание в колене останавливает кровотечение из артерий стопы и голени. Для усиления давления на сосуд используется валик из бинта, одежды. Сильное сгибание и приведение колена к животу сдавливают бедренную артерию; при ранении подмышечной артерии осуществляется следующий прием: руку закладывают за спину и сильно оттягивают в здоровую сторону, или обе руки, согнутые в локте, сильно отводят назад и локтевые суставы связывают за спиной.


^ С. Остановка кровотечений путем D. приемы наложения закрутки

сгибания конечностей

Лабораторная работа «Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по реакции пульса. Индекс Руфье».

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Выполнение работы:

Оценивается состояние сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по реакции пульса.

1. У учащегося в положении сидя (после 5-мин отдыха) измеряют пульс (Р1).

2. Испытуемый выполняет 30 приседаний за 30 секунд – юноши, и 24 приседания за 30 секунд – девушки, затем сразу измеряют пульс стоя (Р2).

3. Через минуту пульс вновь подсчитывают, стоя (Р3).

4. Индекс Руфье рассчитывается по формуле:

Y =  (P1+P2+P3) - 200

10

Индекс оценивается: 0-5 – отлично, 5-10 – хорошо, 11-15 – удовлетворительно, свыше 15 – неудовлетворительно.


Лабораторная работа «Определение систолического объема крови (СОК) и минутного объема крови (МОК)».

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, тонометр.

Выполнение работы:

1. Используя тонометр измерить артериальное давление, соблюдая все правила. Систолическое (верхнее) давление (СД) – характеризует сократительную мощность (силу) сердечной мышцы (миокарда). Измеряется в миллиметрах ртутного столба (mm. Hg).

2. Диастолическое (нижнее) давление (ДД) характеризует прежде всего, давление в кровеносных сосудах в фазе диастолы сердца, на протяжении сердечного цикла. Как СД, так и ДД зависят, а, следовательно, и характеризуют величину сердечного выброса (ударный объем сердца), периферическое сосудистое сопротивление кровотоку (ПС) и состояние стенок кровеносных артериальных сосудов.

3. Пульсовое кровяное давление (PP)- разность между СД и ДД. В норме равно 30-60 mm. Hg. Варианты РР как выше, так и ниже предлагаемых нормативов весьма неблагоприятны для функционирования в целом на клеточном уровне.

4. Определение систолического объема крови (СОК) или ударного объема сердца (P.V.H.) – или сердечный выброс по формуле: СОК = 100+ РР/2 – 0,6х ДД – 0,6 х В, где В – возраст, РР – пульсовое давление, ДД – диастолическое давление. P.V.H.- это объем крови в миллилитрах, выбрасываемой левым желудочком сердца за одно сокращение (систолу). Характеризует мощность мышцы (миокарда) левого желудочка сердца. В норме в среднем равняется 60-80 мл.

5. Расчет МОК - минутного объема крови (M.V.H.). Объем крови, выбрасываемый левым желудочком сердца за 1 минуту, выражается в мл/мин. и рассчитывается по формуле: MОК = СОК * ЧСС. где ЧСС- частота сердечных сокращений в минуту. В норме МОК равняется 1700-2500 единиц. Как СОК, так и MОК, определяемые по формулам - важнейшие показатели комплексно и во взаимосвязи характеризуют работу сердечно-сосудистой системы в целом.


Лабораторная работа «Изучение и оценка функционального состояния дыхательной системы: определение частоты дыхания (ЧД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), пробы Генчи, пробы Штанге»

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Выполнение работы:

Функциональные пробы на задержку дыхания - функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки дыхания в секундах. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха и глубокого выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

  1. ^ Проведение пробы Штанге.

После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время. По секундомеру отмечается время задержки дыхания. После проведения первой пробы необходим отдых 2-3 минуты.

^ 2. Проведение пробы Генчи.

После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время. По секундомеру отметить время задержки дыхания. Если эта проба проводится вслед за другой дыхательной пробой, необходимо сделать перерыв 5-7 минут.

^ 3. Оценка результатов тестирования проводится на основании таблицы.

Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.

^ Оценка проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

Оценка

Проба Штанге, с

Проба Генчи, с

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Отлично

50 и выше

40 и выше

40 и выше

30 и выше

Хорошо

40-49

30-39

30-39

20-29

Удовлетворительно

30-39

20-29

20-29

15-19

Неудовлетворительно

29 и ниже

19 и ниже

19 и ниже

14 и ниже

^ 4. Проведение проба Розенталя заключается в пятикратном измерении ЖЕЛ с интервалом отдыха 15 с. У тренированных людей отмечаются одинаковые данные или их увеличение. Уменьшение же показателя говорит об изменении в состоянии дыхательного аппарата или утомлении.

^ 5. Определение частоты дыхания в состоянии покоя за 1 минуту. В норме человек делает 16 – 20 дыхательных движений: вдох – выдох.

6. Определение задержки дыхания до и после нагрузки, с целью выявления тренированности организма.

Максимальная продолжительность

задержки дыхания

Время (сек)

До работы




После 20 приседаний




Если после нагрузки время задержки дыхания составит более 50% по отношению к задержке дыхания в состоянии покоя, результат отличный. Если 30 – 50% - хороший, а если ниже 30% - слабый.

Лабораторная работа «Восстановление носового дыхания посредством сосудосуживающих рефлексов».

Оборудование: рисунки-схемы точечного массажа.

Выполнение работы:

Чтобы восстановить носовое дыхание, врачи обычно прописывают сосудосуживающие капли. Но можно воспользоваться сосудосуживающими рефлексами. Точки, которые надо раздражать, находятся не только около носа, но и на ногах, руках, в ушной раковине (см. схему). Каждую из указанных точек массировать указательным или большим пальцем кисти 2-3 минуты вращательными движениями по часовой стрелке, постепенно усиливая нажим до появления легкой боли. Процедуру необходимо проводить ежедневно утром и вечером.


^ Схема точечного массажа.

Порядковые номера точек указывают

последовательность проведения массажа.




Методика проведения сосудосуживающего рефлекса:

1. Согнуть ушную раковину, чтобы слуховой проход был ею закрыт.

2. Крепко прижать ее, а затем резко отпустить.

3. Проделать так 6 – 8 раз подряд, через некоторое время происходит улучшение дыхания.


Лабораторная работа «Исследование продуктов питания на предмет содержания пищевых добавок и их влияние на здоровье человека».

Оборудование : майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженное, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).

Примечание: исследуются продукты от разных производителей.

Выполнение работы:

Используя таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение №1), результаты исследования учащиеся отражают в таблице «^ Содержание пищевых добавок в продуктах питания».

Знаком «+» или «-» отмечается наличие пищевых добавок, указывая потенциально опасные для здоровья, в случае их систематического употребления.


продукт

Красители

Е 1**

консерванты

Е 2**

Антиокис-лители Е3**

загустители

Е 4**

эмульгаторы

Е 5**

Усилители вкуса Е6**











































Данные анализируются и делается вывод о наличии пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определяется их потенциальная опасность для здоровья человека.

Лабораторная работа «Определение типа кожи лица с целью составления программы индивидуального ухода за ней».

Оборудование: бумажные салфетки.

Выполнение работы:

Кожа бывает нормальной, сухой и жирной. Для определения типа кожи, проделать следующее:

  1. Тщательно умыться и через 2 -3 часа промокнуть кожу бумажной салфеткой.

  2. Если на салфетке следа не осталось – кожа сухая, если едва заметен след – нормальная, остался масляный след, значит кожа жирная. У большинства людей кожа смешанного типа: вокруг глаз и на висках – сухая, на лбу, носу и подбородке – жирная.

  3. Учащиеся знакомятся с правилами ухода за разными типами кожи, включая чувствительную и проблемную.

  4. Составляется индивидуальная программа ухода за кожей: подбор и правила использования косметических средств в соответствии с ее особенностями.

Лабораторная работа «Работа наших глаз».

Оборудование: таблица Головина-Сивцева, черная бумага, 2 карандаша, фломастеры, полиэтиленовая пленка, черная бумага, игла.

Выполнение работы:

  1. Определение остроты зрения по таблице Головина-Сивцева (исследование проводит врач-окулист).

  2. Выявление бинокулярного зрения. Проводится тест Рейнеке с двумя карандашами. Учащийся держит заточенный карандаш, смотря на него двумя глазами. Опускает кончик карандаша на заточенный конец другого карандаша, который держит второй учащийся. При наличии бинокулярного зрения задание легко выполняется. При нарушении совместить концы карандашей не удастся.

  3. Выявление работы зрачка: при ярком свете зрачок сужается, а при слабом освещении – расширяется. Взять черную бумагу, вырезать из нее квадрат 6 х 6 см. В центре иглой сделать отверстие. Один глаз закрыть, другим посмотреть через отверстие на окно. После того как глаз привыкнет к необычным условиям, открыть второй глаз. Диаметр зрачка уменьшится. Снова закрыть неэкранированный глаз – отверстие расширится. Важно смотреть в точечное отверстие экрана и при открытом, и при закрытом глазе, не переключая внимания на второй глаз, когда он открывается. Вывод: сужение и расширение точечного отверстия – явления кажущиеся: на самом деле расширяется зрачок.

  4. Опыт на определение работы хрусталика. На полиэтиленовую пленку фломастерами написать буквы или цифры. Посмотреть на классную доску, в окно или на какой-нибудь удаленный предмет через полиэтиленовый экран. Экран находится на таком расстоянии от глаз, чтобы написанные знаки легко читались. Сосредоточится на записи на пленке: дальние предметы видны нечетко, они размыты, как бы не в «фокусе». Перевести взгляд на доску или другой отдаленный предмет – надписи на полиэтилене видны плохо.

Вывод: четкость изображения зависит от хрусталика. При рассматривании близких предметов (в нашем случае букв на пленке) он становится более выпуклым. При рассматривании удаленных предметов (классной доски) – более плоским.


Лабораторная работа «Гимнастика для глаз».

Оборудование: СанПин 2.4.2.1178-02 «Комплекс упражнений гимнастики для глаз».

Выполнение работы:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 -5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считая до 5). Повторить 4 – 5 раз.

  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.

  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

  5. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 1 – 2 раза.


Темы рефератов по курсу «Культура здоровья»

  1. Культура и здоровье.

  2. Традиционные религии и здоровье.

  3. Современные фитнес-программы укрепления здоровья.

  4. Профессиональное самоопределение как фактор социального здоровья.

  5. Теория и практика здорового питания.

  6. Русские народные пословицы и поговорки о здоровье.

  7. Гигиена умственного труда.

  8. Народная медицина: лекарственные растения и медолечение.

  9. Поведение в экстремальных ситуациях.

  10. Культура потребления медицинских услуг.



Приложение №1 «Пищевые добавки»



Тип

добавок

значение

примеры

Воздействие на организм

Е1**-

красители

1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

2. Для окрашивания бесцветных продуктов.

3. Для повышения интенсивности цвета.

4. Применяется при подделке продуктов.

1. Натуральные красители, сырье для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды. Например:ß-каротин или краситель из шиповника.

2. Синтетические, не содержат вкуса, витаминов, дают яркие цвета. Например: фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин, метиловый фиолетовый.

Среди синтетических практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131-142, 153)

Запрещенные: Е103,105,111,121,125,126,130,152.

Опасные: Е102,110,120,123,124,127,155.

Е2** -

консерванты

1. Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов.

2. Готовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.

3. Угнетают рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий.

1. В домашних условиях – соль, сахар,

уксус (они меняют вкус продукта).

2. Промышленные – сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта).

3. Антибиотики-консерванты (для транспортировки мяса и рыбы).

^ Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензоат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни.

Ракообразующие: Е210,211-217,219.

Вредные для кожи: Е230-232,238.

Расстройства кишечника: Е221,226.

Влияют на давление: Е250,251.

Опасные: Е201,222-224,233,270 (для детей)

Е3** - анти-

окислители


Е4** -

загустители


1. Защищают жиросодержа-

щие продукты от прогорка-

ния.

2.Останавливают самоокисление продуктов.


1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2. используются в производ-

стве мороженого, желе, кон-

сервов, майонеза.

1. Природные – аскорбиновая кислота,

токоферолы в растительном масле.

2. Синтетические – бутилоксианизол и

бутилокситолуол.


1. Натуральные – желатин, крахмал, пектин, агар, карраген.

2. Полусинтетические – целлюлоза, моди-

фицированный крахмал.

Вызывают сыпь: Е311-313.

Расстройство кишечника: Е338-341.

Повышают холестерин: Е320-322.


Впитывают вещества, не зависимо от их полез-

ности или вредности, могут нарушить всасыва-

ние минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Расстройство кишечника: Е407,450,462,465,466.

Е5** -

эмульгаторы

1. Отвечают за консистен-

цию пищевого продукта, его

вязкость.

2. Используются в производ-

стве маргарина, кулинарного

жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулоч-

ных изделиях (не дают им быстро черстветь).

1. Натуральные – яичный белок, природный лецитин.

2. Синтетические – фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота.

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохо усваивается кальций, способст-

вует развитию остеопороза.

Опасные: Е501-503,510,513,527,560.

Е6** -

усилители

вкуса

1. Для усиления выражен-

ного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жир-

ности низкокалорийным йогуртам и мороженному.

3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4. Подсластители.

1. Натуральные – получают из натурально-

го сырья.

2. Идентичные натуральным – искусствен-

ные соединения, имитирующие ароматы

натуральных продуктов.

3. Искусственные – не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия.

4. Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам.


^ Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет.

^ Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота превращается в амино-

маслянную, которая является возбудителем ЦНС

Ракообразующие: Е626-630,635.

Опасные: Е620,636,637.



^ V. Рекомендуемая литература

1. Белозеров Е.С., Змушко Е.И. ВИЧ-инфекция. СПб, «Питер», 2003, 364с.

2. Демина Э. М. Гигиена зрения детей.- М.: ЦОЛИУВ., 1986. 22с.

3. Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД, 2000.

4. Кальченко Е. И., Петров Н. М., Георгиев В. Г. Гигиеническое обучение и воспитание в школе: Кн. для учителя и медицинского работника.- Чебоксары: Чуваш. кн. издательство, 1989.- 167с.

5. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.- Москва, 2000. – 152с.

6. Мазус А.И., Мартынов Ю.В. и др. Рекомендации по проведению специального урока для школьников 9-11 классов, посвященного Всемирному дню борьбы со СПИДом – 1 декабря. М., 2004.

7. Носова Е. В. «Влияние современной моды и здоровье» // Воспитание школьников. 2007, №1. -22-26 с.

8. Носова Е. В. «Репродуктивное здоровье подростков» // Воспитание школьников. 2007, №4. -54-58 с.

9. Носова Е. В. «СПИД - глобальная проблема человечества» // Биология в школе. 2008, №2. -28-33 с.

10. Носова Е. В. «Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье» // Воспитание школьников. 2008, №1. -61-65 с.

11. Покровский В.В., Ермак Т.Н. и др. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. М., «ГЕОТАР-МЕД», 2003, 486с.

12. Покровский В.В. ВИЧ-инфекция в России: прогноз// Вопросы вирусологии. №3, 2004.

13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03

«Гигиенические требования по применению пищевых добавок».

14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.1178-02 «Комплекс упражнений гимнастики для глаз».

16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 3.1.2.1319-03

«Профилактика гриппа».

17. Сборник нормативных документов, материалов из опыта работы учреждений образования по формированию здорового образа жизни и профилактике социально значимых заболеваний в образовательной среде.- Пермь, Издательство ПРИПИТ, 2001.

18. Селезнева В. Т. Образ жизни и здоровье: Методические рекомендации в помощь лектору.- Пермь: Пермская областная организация общества «Знание», 1988.- 25с.

19. Соковня – Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие для студентов.- М.: Academia, 1997.-206с.

20. Сухарев А. Г. Закономерности роста и развития детей и подростков.- М.: МИОО, 2003, 55с.

21. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Здоровые дети России в XXI веке / Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. - М.: 2000, 159с.

22. Сухарев А. Г., Комм Н. А. Формирование адаптационных возможностей организма детей и подростков. // Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности/ Под ред. В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. – М.: Изд-во Научного Центра Здоровья Детей РАМН 2005. 238с.

23. Сырчина Г. А. О формировании, сохранении и развитии здоровья ребенка // Культура здоровой жизни.- 2002.- № 1.- с.77 -80.

24. Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников общеобразовательных учреждений.- М.: Изд-во «Бонфи», 2007.- 168с.

25. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 29.06.2004).

26. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 22.08.2004).

27. Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней » (ред. от 22.08.2004).

28. Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (принят Государственной Думой 24.02.1995).

29. Хрипкова И. Ф. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов / А. Г. Хрипкова, М. В. Андропова, Д. А. Фарбер.- М.: Просвещение, 1990.- 319с.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconПрограмма «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового

Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconГигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в центрах здоровья”

Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconУчебная программа цикла тематического усовершенствования «формирование здорового образа жизни у детей»

Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconРеспубликанская целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Чувашской Республики

Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconВедомственная целевая программа Министерства здравоохранения Московской области «Формирование здорового
Ведомственная целевая программа Министерства здравоохранения Московской области «Формирование здорового...
Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconДолгосрочная целевая программа «Формирование здорового образа жизни и комплексная профилактика неинфекционных

Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» (1 4 классы)

Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Принята
Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования...
Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconФормирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания,...
Образовательная программа Культура здоровья: формирование здорового образа жизни iconЗадачи: Показать учащимся огромное значение соблюдения правил здорового образа жизни. Формировать

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы