|
Скачать 302.53 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ГОРОДА ЮРГИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «РОСИНКА» РИСУЕМ ВМЕСТЕКОНСУЛЬТАЦИИ Прием передачи образа птиц, животных, человека, рыб, цветов, деревьев, зданий, транспорта Составила: Иванова И.В. воспитатель МДОУ№22 «Росинка» Юрга 2010 «Рисовать?! А зачем?» Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дает это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от горя и печали, излечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения. Николас Хиллиард (XVI в) В XIX веке этот вопрос стоял - все образованные люди рисовать умели. Две очаровательные героини Тургенева (Ася из повести, названной ее именем, и светская львица Марья Николаевна из «Вешних вод»), желая признаться в своей необразованности, говорят одно и то же: «Я не умею рисовать». Знаменитый летчик Иван Кожедуб в своей книге «Служу Советскому Союзу» написал о том, что филигранной техникой ведения воздушных боев он обязан умению рисовать. Французский художник Эжен Делакруа, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Из тебя не выйдет ничего значительного, если ты не научишься рисовать человека, выпавшего из окна четвертого этажа, за то время, пока он летит до земли» Хирург больницы имени Склифосовского Евгений Попов рассказывал, что его умение рисовать и лепить ценится коллегами при выполнении пластических операций, когда надо точно вырезать кусок человеческой кожи. Да и выполненные операции в медицинской карте он не описывал, как делают все, а зарисовывал: и быстрее, и нагляднее. Каков же итог этих беспорядочных примеров? А итог один: рисование – предмет незаменимый. Недаром еще Дени Дидро говорил: «Государство, которое научит своих граждан рисовать так же, как учить их читать и писать, легко выйдет на первое место в мире не только в искусстве, но и в науке и технике». Вот почему перед нами стоит задача: сломить нежелание воспитанников и педагогов рисовать и преодолеть их страх перед рисунком как занятием, доступным якобы только «талантливым» Конечно, хорошо бы точно знать, с какого возраста можно начинать занятия с детьми рисованием, но на эти вопросы трудно да, пожалуй, и невозможно ответить, потому, что все дети разные. Каждый ребенок растет с присущей ему скоростью, и не надо его подталкивать и принуждать, с какими бы добрыми намерениями это не делалось. Большинство детей обучается лучше тогда, когда они заняты вещами доступными и важными для них. Большинство из нас уже забыло, какую радость нам приносило рисование в детские годы. Уже на втором году жизни ребенок с интересом наблюдает, как рисует для него взрослый кошку, домик, машину… На третьем году малыш вдохновенно выводит каракули на всем, что попадается ему под руку. Работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Предварительно нарисовав событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему рисовать ему также необходимо, как и разговаривать. В начале жизни особенно важно развитие зрения и двигательной координации, а занятия рисованием способствуют развитию этих функций, связывают их между собой, помогая ребенку упорядочить свои знания об окружающем ему мире. Конечно, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Пусть ребенок станет инженером или агрономом, врачом или космонавтом – все равно занятия рисованием очень полезны. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно. Это ведь необходимо для человека любой специальности. Можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное. А любовь эта будет заложена на занятиях рисованием. Многое зависит от нас – от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный мир красоты. Несколько советов педагогам и родителям. 1. Важно, чтобы ребенок испытывал радость от занятий. Задачи, которые ставятся перед ним, должны быть легкими и только постепенно можно их усложнить. 2. Помните, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, что очень нежелательно. Поэтому старайтесь не оставлять ребенка без внимания, почаще хвалите его за работу. 3. Как только представится возможность, покажите выполненную ребенком картинку воспитанникам и членам семьи. Для ребенка такое уважительное отношение к его деятельности важно. 4. Порадуйтесь успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, получится в следующий раз. Очень часто воспитатель боится браться за кисть или карандаш, заявляя, что не умеет рисовать. Однако это легко преодолеть, если знать простейшие приемы изображения различных предметов, научить изображению этих предметов своих воспитанников, а затем научить объединять эти изображения в картину. ![]() Можешь ли ты назвать места, где живут птицы? Правильно, рядом с человеком. А еще? В лесах, полях, в горах, на воде, в болотах. Поэтому они строят свои гнезда на деревьях, в траве, на камнях, в водяных камышах. Все это является средой обитания птиц. Внешний вид птицы сильно зависит от среды ее обитания и образа жизни. Это: 1. Размер самой птицы и ее туловища 2. Длинные или короткие ноги 3. Длинная или короткая шея 4. Форма. Размер хвоста и крыльев 5. Форма клюва, лапок и когтей 6. Вид оперения и его окраска Но при таком огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона. Голова имеет форму шарика с точкой. Туловище напоминает грушу любого размера. Важна только ось наклона туловища. Начинать рисовать птиц нужно с простых и выразительных игрушек- птичек. На таких игрушках четче воспринимается геометрическая форма натуры, легче обозначить пропорции Рис.1 ![]() Рисованию предшествует детальное рассматривание формы, пропорций, пространственное расположение частей. Игрушка- птичка имеет простую форму и четко расчленяется на составные части (туловище, голова, клюв, хвост) У этой игрушки голова и туловище имеют форму круга (туловище – большой круг, голова – маленький круг). Детям 5го года рекомендуют рисовать игрушки, которые по своей форме больше предают признаки птиц – овальное туловище, овальная голова на нем. Рис. 2. ![]() Показывая, как нарисовать утку, пояснить, что туловище у нее овальной формы, голова тоже овальной формы, только меньшего размера. Более сложным является рисование игрушек- голубков. Рис.3. ![]() Дети должны нарисовать двух одинаковых птиц, расположенных одна против другой, объединенных композиционно. Рисуя игрушку, они учатся правильно размещать птиц на листе бумаги, передавая форму, величину, цвет. Еще более сложным заданием является изображение драчливого петуха. Рис 4. Поза петуха подтверждает готовность к драке: вытянутая горизонтальная шея и туловище, круглая голова, острый клюв, красный гребень, подставка. ![]() Рис.5. ![]() Рисование цыплят приравнивается к началу более сложных заданий. Дети должны нарисовать птичку с лапками. Важно помочь детям обозначить форму туловища, сравнить его с овалом (яйцом), голова круглая, клюв острый. Ножки размещены не посередине туловища, а ближе к хвостику. На лапках по четыре пальца, три направлены вперед, а один – назад. Рис 6. Более сложно научить изображать птиц в полете. Показывая последовательность рисования птиц, которые летят, важно обратить внимание не только на пропорции частей, но и на их положение в пространстве. Ноги в полете прижаты к туловищу или вытянуты вдоль. Положение крыльев может быть разнообразным. ![]() Условно можно выделить следующие приемы рисования птиц: Изображение птиц без шеи. Рис.7 ![]() Рис.8 ![]() Рис.9 ![]() Целый круг и половинка. Может это будет свинка Может это ящерица или… Пусть филин будет лучше. Изображение птиц с шеей Рис 10. ![]() Рис 11. ![]() Рис 12. ![]() ![]() ![]() Шеи встречаются длинные, короткие, средние, широкие и узкие. ![]() Ноги также бывают длинные, короткие и средние. При этом важна форма лапок. Лапка птицы имеет три пальца спереди и один палец сзади ноги. Пальцы заканчиваются когтями, иногда очень сильными и острыми. Если птица водоплавающая, то между пальцами натянуты кожные перепонки. Клювы бывают длинные, короткие, широкие, узкие, прямые и кривые. ![]() Рис 13 Изображение птиц по схеме Рисовать по схеме целесообразно тогда, когда необходимо передать движение или какие- то характерные черты. ![]() Изображение фантастических птиц Рис 14. Создать образ фантастической птицы легко, если уметь рисовать обычных птиц. ![]() Итак, можно определить план рисунка птицы: Рисунок птицы = оси + засечки размеров + основные формы + контур детали + цвет ![]() Овладев умение рисовать круги и овалы, представляя себе внешние особенности изображаемого животного, можно нарисовать любое животное. Рис 15. ![]() ![]() Рис 16. ![]() ![]() ![]() А сейчас нарисуем котенка. Начнем с построения, потом прорисовываем крупные детали, рисунок заканчиваем прорисовкой мелких деталей. У детей и у взрослых разные пропорции тела, поэтому особое внимание следует обратить на большую голову, глаза, ушки и короткие толстенькие лапки. Рис 17. ![]() ![]() ![]() Давайте попробуем нарисовать собаку, добродушную, глуповатую. Рисовать начинаем с изображения главной линии и контуров головы и туловища. Затем дорисовываем набросок крупных деталей персонажа и, наконец, окончательно прорисовываем собаку. Рис 18. ![]() Рисуем домашних животных Рис 19. ![]() Рисуем домашних животных Рис 20. ![]() ![]() Меняя положение кругов и овалов, получаем испугавшегося и обидевшегося зайцев. Рис 21. Рыжая плутовка. У лисы по сравнению с зайцем и белкой, более крупное, удлиненное тело на коротких лапах, вытянутая острая мордочка, длинный пушистый хвост, расположенный горизонтально. Цвет лисы не ярко- оранжевый, как готовая краска, а рыжевато – серый, рыжевато – коричневый. ![]() Рис 21. ![]() ![]() Закругляем, закругляем Вот полосочки пошли… Будто в нолики играем Видишь? Зебру мы нашли. Рис 22. ![]() ![]() Рожки и ножки Шея – гармошка Голова – далеко- о - о- Видишь, жираф, Рисовать тебя очень легко Рис 22. ![]() Рисуем животных жарких стран Рис 23. ![]() ![]() Очень просто. Круг, Подставка. Бугорок, как голова Два клыка, как две приставки Посмотрите. Как хорош! Кто же это? Кто? Да морж! Рис 24. Изменили форму ушей, хвоста. Получили разных лесных зверей. При рисовании этих животных надо найти общее в их форме, а затем найти и передать те различия, которые придают каждому из них индивидуальный характер, делают их непохожими друг на друга. У белочки и зайца удлиненное тело, передние ноги короче, задние длиннее, небольшая овальная, немного заостренная к морде голова. Основа общая. Что же отличает этих животных друг от друга? ![]() Прежде всего, положение тела: для белочки характерно вертикальное, слегка наклонное направление тела, у зайца оно может быть как вертикальным (рис.24), так и горизонтальным Морда зайца более округлая, чем у белки. Уши у белки острее, с кисточкой на конце, а у зайца – длинные, закругленные. Но особое различие этих животных в форме хвоста: большой пушистый хвост белочки идет, изгибаясь вдоль всей спины, у зайца – маленький, еле заметный, как шарик. Рисовать этих животных легче в статичном положении ![]() Постарайтесь точнее передать окраску. Шерсть животных отличается и по фактуре: короткая и блестящая (лошадь, корова), мягкая и пушистая (лиса, заяц), жесткая и мохнатая (волк, медведь). Чтобы передать фактуру пушистого зверька, надо покрыть всю форму основным цветом, затем по сырому концом кисти изобразить ворс. ![]() Вода – жизненная среда рыб. Ее цвет, плотность, глубина, населенность определили округлую, вытянутую, заостренную спереди и сжатую с боков форму тела рыбы. Особенности строения рыбы зависят также от размеров основных частей ее тела – головы, туловища и хвоста. Голова имеет ромбовидную форму. В ее основе лежит мозговая коробка, подвижные кости нижней и верхней челюстей и жаберные крышки. По бокам расположены круглые глаза, впереди от них – ноздри, ниже – ротовое отверстие. Туловище, соединенное с головой, имеет овальную форму благодаря скелету с длинным гибким позвоночником. Снизу к нему присоединены выгнутые к наружи ребра, защищающие внутренние органы. Туловище снабжено сильными спинными мышцами, изгибающими тело при движении. На спине находятся два непарных плавника, снизу – парные грудные, брюшные и подхвостовой непарный. Поверхность туловища большинства рыб плотно покрыта чешуйками. Овал туловища плавно завершается хвостом. Он несет гибкий веерообразный хвостовой плавник, который вместе с сильными мышцами хвоста усиливает движение тела. Рис 24. Туловище рыб лучше рисовать при помощи дуг, которые, пересекаясь, образуют рыбку. ![]() Затем прорисовываем головы и плавники, добавляем, если надо детали. Рис 25. ![]() ![]() Вид туловища рыбы зависит от того, какие дуги мы выбрали. Меняем плавники, окраску. ![]() Важно не забыть, что рыбы живут в воде, среди водорослей, ракушек и других предметов, поэтому не стоит оставлять рыбку на белом листе бумаги, лучше нарисовать вокруг нее родную среду обитания. ![]() Рис 26 ![]() ![]() Для того чтобы научиться рисовать человека, нужно изучить пропорции человеческого тела. За единицу измерения человеческой фигуры обычно принимается голова, которая у взрослого человека составляет приблизительно1/7- 1/8 всей фигуры. Пропорции фигуры ребенка несколько иные, чем у взрослого: голова его значительно больше по отношению к туловищу. Поэтому, принимая за единицу измерения голову ребенка- дошкольника, пропорции можно определить следующим образом: 1:4 1:5, в зависимости от роста. Человеческая фигура симметрична, правая часть повторяет левую. Сначала определим основную ось симметрии (вертикальная линия, делящая фигуру пополам). Разделим основную линию на 7 равных частей, принимая за единицу измерения размер головы. Все линии рисуем легким прикосновением карандаша. Намечаем форму головы (между 1 и 2 линиями), затем рисуем шею (при фронтальном изображении человека, часть шеи закрыта лицом). После намечаем основную форму корпуса тела, переходим к прорисовке линий плеч. Линия талии находится на 4 линии схемы. Затем намечаем ноги, бедро немного длиннее голени, колени будут находиться между 6 и 7 линиями. Затем намечаем руки. Конец кисти опущенной руки доходит до середины бедра (между 5 и 6 линиями). Локоть приблизительно находится на уровне линии талии и делит руку примерно пополам. Внимание: все симметричные части (плечи, руки, ноги) нужно намечать одновременно, сравнивая между собой, иначе можно допустить ошибку. При рисовании детской фигуры ось симметрии разделите на 5 частей. Нужно учитывать особенности детской фигуры. Голова более круглой формы, линия талии делит фигуру пополам, так как ноги у ребенка короче, чем у взрослого человека. Рис 27. ![]() ![]() Рис 28. ![]() Рис 29. ![]() Рис 30. ![]() ![]() Рис 30. ![]() ![]() Рисуем схему, затем «одеваем» Рис 31. ![]() ![]() Когда нарисована фигура, можно перейти к прорисовке головы. Вертикаль делит голову пополам и определяет ее длину, горизонтальная ось определяет ширину головы и положение глаз, делит голову приблизительно пополам. Голова человека симметрична, поэтому рисуя правую часть, нужно сравнивать ее с левой. Рисуя глаза, надо помнить, что они располагаются на одной линии, расстояние между ними равно длине одного глаза, ушная раковина располагается примерно на уровне линии бровей и нижней линии носа. Волосы надо рисовать после того, как найдена общая форма головы. Мы не можем, ставит перед детьми задачу точной передачи формы головы и частей лица, так как это требует хорошего знания анатомии. Рис 32 ![]() ![]() При передачи движений положение тела ассиметрично. Рисуя девочку в зимней одежде (рис.73а, б), делим высоту ее фигуры на пять равных частей. В верхней части кружочком рисуем голову, туловище – наклонными прямыми, касательными к кружочку головы линиями, соединенными между третьей и четвертой отметками дугообразной линией, ноги – трапецией против середины туловища. Геометризованную фигуру конкретизирует. Глаза рисует двумя небольшими дугами (верхние веки) и кружочками (радужная оболочка со зрачком), нос – двумя маленькими точками и рот – чертой и тремя примыкающими к ней дугами, обозначающими границу губ. Затем намечает пряди волос, брови, головной убор, уточняем контур щек и их вогнутые границы у подбородка. Рисуя шубку, сначала отмечаем поднятый воротник двумя полосками, плотно примыкающими к голове, плечи, кушачок под второй отметкой, грудь и полы шубки – трапециями. Рисуем узкие плечи, рукава, слегка изгибающиеся на уровне кушака, и рукавички – полуовалами с треугольными большими пальцами. В трапеции, очерчивающей всю массу ног, находим середину, отмечаем толщину ног, обутых в теплые сапоги, и рисуем их округлые головки. Фигурку девочки в летней одежде (рис.73 в) рисуем в той же последовательности и теми же приемами. Трудность для изображения представляют обнаженные руки и ноги. Рисуя руки, отмечаем их длину, положение локтя и направление движения плеча и предплечья средними линиями. Намечаем округлую, плавно изгибающуюся линию плеча, очерчиваем чуть выгнутые внешние и плоские внутренние контуры плеча, плавно соединяющиеся с изогнутыми к наружи контурами толстой локтевой части предплечья, переходящими в слегка изогнутые контуры его узкой нижней части. Кисть руки сначала рисуем геометризованной фигурой (многоугольником или овалом), выражающей движение всей массы, а затем изображаем пальцы. Рисование ног начинаем с отметок их длины и толщины. Одновременно отмечаем положение колен и направление движения бедра и голени их средними линиями. Затем рисуем контур ноги короткими линиями, устанавливающими изменения формы по мере ее движения от бедра к ступне. Так, внутренний контур ноги почти прямой до самого колена, наружный – слегка выпуклый контур пересекается у колена короткой прямой вертикальной линией. Оба контура пересекаются наклонными к наружи линиями икроножной мышцы, которая затем, плавно изгибаясь, образует коническую форму, вершиной направленную к ступне, и переходит в контур трапециевидной ступни. Контур обутой в туфельку ступни зависит от положения ноги и точки зрения рисующего. Ступня с туфелькой могут иметь Г- образную и лопатообразную форму. Короткими линиями передаем направление контуров задника, подошвы и носка туфельки и заканчиваем их детальной проработкой. ![]() Любой цветок состоит из стебля, листьев, головки, цветка. Но не каждый из нас задумывается, какие они разные. Стебли могут быть: тонкие и толстые, длинные и короткие, гладкие и колючие, прямые и изогнутые. Рис 33. Листья могут быть: крупные и мелкие, резные и ровные, плоские и завернутые. ![]() Головки цветов также встречаются разные. Основные формы головок: Рис 34. ![]() Тарелка, зонтик. Рис 35. Чашечка, бутон ![]() Рис 36. ![]() Шарик, сверток. Рис 37. Цепочка. ![]() Рис 38. Часто сама головка цветка состоит из множества мелких цветочков. Иногда количество лепестков такое большое, что головка напоминает шарик. Лепестков очень мало 5-7 и они открыты, поэтому хорошо видны красивые тычинки с пыльцой и пестик. ![]() Теперь можно начинать рисовать: Рис 39. ![]() 1. Тонкими линиями наметь оси стебля, листьев, форму и размер головки. 2. Прорисуй точную форму стебля, листьев и головки 3. Добавь детали, а именно, прожилки, тычинки, пестик 4. Затем раскрась Перед тем, как рисовать дерево, посмотри, какую форму оно напоминает. Рис 41. ![]() Рис 42. Теперь рисуем дерево. ![]() 1. Прорисовываем стол 2. Прорисовываем направление и форму ветвей 3. Добавляем листву и мелкие детали, после чего раскрашиваем рисунок Рекомендации: Деревья полезно рисовать осенью, когда облетят листья и станет видна их форма, конструкция и пропорции. У всех деревьев много общего: ствол кверху становится тоньше, от ствола в разные стороны отходят толстые ветви, которые в большинстве случаев тянутся вверх. Нижние ветви толще и длиннее верхних: от толстых ветвей отходят тонкие, они короче. Рисуя ветви, нужно держать в поле зрения всю крону. Не забывайте, что у каждой породы деревьев есть свои особенности. Они заключаются в характере ствола (толстый, приземистый, сучковатый или высокий, стройный), цвете ствола, расположении веток и листьев. ![]() Издревле люди рисовали и строили дома. Занимаются этим архитекторы и строители. Представьте себе. Что вы архитекторы и хотите построить дом, дворец или храм. С чего начинать? Рис 43. ![]() 1. Вначале нарисуем землю, где будет стоять наш дом, и решим, кто там будет жить. 2. Подумаем, из каких главных частей состоит дом. Главные части рисунка дома – стены, крыша, дверь и окна. Какой формы и размера они могут быть? Разной. Все зависит от Вашего вкуса и фантазии. Рис 44. ![]() Чаще всего окна бывают такими. Двери в доме обычно похожи на окна, но больше по размеру. Окна в домах разнообразной формы и величины. Это прямоугольники, могут быть квадратные, полукруглыми. Рис 45. Крыши бывают плоские, покатые, в виде шатров и куполов . ![]() Для современного дома характерна плоская крыша без печных труб. В старых домах крыша покатая, хорошо видна, с печными трубами Рис 46. Теперь, когда мы знаем, какие будут стены и крыши, двери и окна, стоит подумать о дополнениях и украшениях. Это могут быть: лестница, колонны, арки, ворота, фонтаны, решетки. Во все времена люди украшали свои строения. Любимыми украшениями были колонны. Колонны бывают строгие и нарядные, разных размеров. Колонны могут быть такими. ![]() Рис 47. ![]() ![]() ![]() Подумай, кто живет в этом доме. После того, как дом построен и украшен, пора изобразить, что его окружает. Это – небо, земля, трава, цветы. Прежде чем приступить к рисованию, поупражняйтесь в рисовании геометрических форм, которые лежат в основе этих домов. Постарайтесь правильно нарисовать квадрат, прямоугольник разных пропорций. Постарайтесь не пользоваться линейкой, так как работа с линейкой делает рисунок мертвым, не развивает руку и глаз. ![]() Транспорт бывает разный: надземный, воздушный, морской. Рис 48 ![]() ![]() ![]() Рис 49. ![]() Когда рисуете транспорт, посмотрите, в чем его основные конструктивные особенности, как он устроен. Автобус короче троллейбуса при той же высоте. Начинайте рисовать с основного – формы предмета. Наметьте ряд окон автобуса, затем прорисуйте детали: двери, колеса. Рис 50. ![]() Затем рисуем разнообразные игрушки грузового транспорта, автомобили специального назначения (рис.48) Рис 49 Последовательность рисования транспортного средства ![]() Обычно самая крупная часть в машине – кузов. Нарисовав кабину, легче будет определить расположение и размеры остальных частей машины. Затем рисуем остальные части (колеса, окна) В обычной грузовой машине кабина немного выше кузова, а мотор ниже. В специальных машинах конструкция немного другая. Рис 50. Две последовательно нарисованные плавные линии образуют крышу и капот, делаем набросок колес, боковых стекол, решетки радиатора (рис.51). ![]() Рис. 51. ![]() ![]() Рис 52. Самолеты, вертолеты чаще всего находятся в воздухе. Это требует обобщенного, часто схематичного изображения. ![]() Сначала делаем набросок фюзеляжа, затем в упрощенной форме добавляем другие элементы, вырисовываем некоторые детали и размещаем иллюминаторы (рис.53) Чтобы создать иллюзию движения, растушевываем прямые линии, обозначающие лопасти (рис. 54) Рис. 53 рис.54 ![]() ![]() В рисунках детей часто встречаются пароходы, катера, океанские корабли. Рис. 54 набросок корпуса яхты выполнить очень легко. Он состоит из множества линий. ![]() Рис. 55 Добавляем детали. ![]() Рис. 56 Окончательный рисунок выполняется карандашом или в цвете. Тени на носовой части судна придают округлость корпусу. ![]() Теперь, когда Вы познакомились с приемами рисования разных предметов, научите ребенка делать «настоящие» иллюстрации к любимой сказке, картины города и, он порадуется этому своему умению не меньше, чем новой игрушке. Картина улицы, будет безжизненной, если ее не заполнят автобусы, деревья, люди. Здесь Вам помогут задачи, решаемые в группах старшего дошкольного возраста и примерное планирование занятий изобразительной деятельностью в старших группах. Рекомендуемое планирование занятий изобразительной деятельностью является примерным и не исключает внесения изменений и дальнейшей доработки конкретных занятий. В старшей группе воспитатель ставит и реализует целый комплекс взаимосвязанных задач: Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно- прикладное искусство). Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения (как изменяется форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, изменяется освещение предметов на солнце) Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание на то, что, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться; Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. В предметном и сюжетном рисовании - учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет), передавать несложные смысловые связи между объектами, вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, способствовать овладению приемами рисования разными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, цветные мелки, пастель, угольный карандаш), учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, учить рисовать акварельными красками (высветлять цвет, добавляя в краску воду), при рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш, учить рисовать кистью разными способами: широкие линии- всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки. В декоративном рисовании - продолжать знакомить с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи; продолжать знакомить с городецкой, гжельской росписью, ее цветовым решением. В лепке - развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуду), учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом; закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами, учить сглаживать поверхность формы, учить лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях), продолжать учить лепить мелкие детали, учить пользоваться стекой (наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы); лепить животных, птиц по типу народных игрушек, учить расписывать изделия гуашью. В аппликации - учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам (ваза, цветок); создавать несложные сюжетные композиции, учить технике обрывания для создания мозаичной аппликации, силуэтному вырезыванию, познакомить с объемной аппликацией. В подготовительной к школе группе воспитатель ставит и реализует комплекс взаимосвязанных задач: Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, продолжать знакомить с произведениями живописи: И.Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов, В.Васнецов Расширять представления детей о художниках- иллюстраторах детской книги (Ю.Васнецов, В.Конашевич, Е.Чарушин) Продолжать знакомить с народным декоративно- прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская роспись) Закреплять знания об искусстве (декоративно- прикладное, изобразительное, архитектура) Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства; В предметном и сюжетном рисовании - совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе, дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него, передавать движения людей и животных; совершенствовать технику изображения, совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками, самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа; учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (акварелью по сырому слою); учить планированию - набросок; продолжать формировать умение свободно владеть карандашом. В декоративном рисовании - создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, гжельская, жостовская, хохломская), закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек. Развивать творчество детей, учить свободно, использовать для создания образов предметов, сказочных персонажей приемы, усвоенные ранее; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стеки; передавать характерные движения человека и животных; учить создавать скульптурные группы из двух- трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. В аппликации - продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению; инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, вырезывание симметричное, силуэтное, сминание бумажной формы для передачи фактуры); показать способ вырезывания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы) ![]() 1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова, Т.Г.Бабаева. СПб.: Детство- Пресс, 2004 год 2. План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду. Под редакцией З.А.Михайловой, Санкт - Петербугр «Детство – Пресс», 2000 год. 3. Учимся рисовать от А до Я, пер. с фр.Э.А.Болдиной. М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 год 4. Излечивает гнев и заполняет время, О.А.Никологорская - «Сделай сам», № 3 1990 год 5. Рисование для детей и вместе с детьми, О.Тихонова.- «Дошкольное воспитание», № 11- 1994 год. 6. Учитесь рисовать и лепить. Л.М.Тарасова. изд. М., «Просвещение», 1967 год |
![]() |
Ваше предложение по включению врачей в обсуждение будущих документов очень правильное и своевременное. Вместе с тем, данные приказы и методические рекомендации не будут работать, так же как не работают... |
![]() |
Йод и селен – только вместе ! |
![]() |
В отпуск вместе с маленьким ребенком |
![]() |
Клиника «мединеф». Победим атеросклероз вместе! |
![]() |
Сценарий выступления агитбригады: "Вместе против спида!" |
![]() |
Приказ минздрава РФ от 26. 07. 2002 n 238 "об организации лицензирования медицинской деятельности" |
![]() |
Приказ минздрава РФ от 19. 04. 1999 n 135"о совершенствовании системы государственного ракового регистра" |
![]() |
Приближаются новогодние праздники, и вместе с ними растет число пожаров и происшествий, а также гибель |
![]() |
Медики едины во мнении, спид первая действительно глобальная эпидемия, которая своими размерами перекрывает |
![]() |
Регистрационная анкета Распечатайте регистрационную анкету. Заполненную анкету вместе с выписным эпикризом истории заболевания... |