|
Скачать 177.36 Kb.
|
Содержание
Тематический расчет часовОсновы анатомии и физиологии человека. |
ПРОГРАММА первоначальной медицинской подготовки спасателей «Основы медицинских знаний» (72 часа) Задачи обучения:
^
ПЕРЕЧЕНЬ обязательных практических навыков и манипуляций для слушателей цикла «Основы медицинских знаний»
Тема 1. Медико-тактическая характеристика очагов аварий, катастроф и стихийных бедствий Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций, условия возникновения и стадии чрезвычайных ситуаций. Определение понятий: авария, катастрофа, стихийное бедствие, их классификация и характеристика. Поражающие факторы: механический, термический, химический, радиационный, биологический, психогенный. Их медико-тактические характеристики. Санитарные потери: их величина и структура. Тема 2. Первая медицинская помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при оказании первой помощи Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Организационно-правовые основы оказания первой помощи. Организация и основы деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация и основы деятельности медицины катастроф. Юридические основы прав и обязанностей при оказании первой помощи. Виды первой помощи. Задачи и объём первой помощи. Тема 3. ^ Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие об анатомии и физиологии человека. Понятие об органах, системах организма. Простейшие признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Дыхательная система. Понятие газообмена. Органы дыхания. Дыхательные пути: верхние и нижние. Понятие жизненной емкости легких. Нервная система, ее назначение. Понятие нерва. Центральная нервная система, ее органы. Периферическая нервная система. Понятие рефлекса. Виды рефлексов. Занятие 3. Практическое – 2 часа. Кровеносная система. Понятие о кровообращении. Количество крови в организме человека, её свёртываемость. Значение своевременной остановки кровотечения. Органы кровообращения: сердце, сосуды, их строение. Работа сердца. Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей, сонная артерия; Занятие 4. Практическое – 2 часа. Опорно-двигательная система. Скелет и его функции. Кости головы, конечностей, таза, позвоночник, грудная клетка, суставы верхних и нижних конечностей. Мышечная система, сухожилия. Желудочно-кишечная система. Отрабатываемые практические навыки: 1 – 3 Тема 4. Средства оказания первой помощи Занятие 1. Практическое – 2 часа. Назначение, устройство и правила пользования аптечкой индивидуальной, пакетом перевязочным медицинским индивидуальным (ППМИ), сумкой медицинской санитарной, пакетом противохимическим индивидуальным (ИПП), перевязочным материалом. ППМИ, его устройство, состав, правила вскрытия. Наложение окклюзионных повязок с его помощью. Аптечка индивидуальная. Состав, правила пользования. Использование содержимого аптечки индивидуальной: для обезболивания, при отравлении фосфоорганическими отравляющими веществами (ФОВ), для профилактики лучевых поражений, при первичной реакции ОЛБ, для профилактики инфекционных заболеваний. Понятие об асептике. Правила обращения со стерильным материалом. Понятие об антисептике. Виды перевязочного материала: марля, бинты, лигнин, косынки, индивидуальный перевязочный материал, салфетки, сетчато-трубчатые повязки. Отрабатываемые практические навыки: 4 – 7, 10, 14, 18 – 20. Тема 5. Первая помощь при ранениях Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Общее понятие о закрытых и открытых повреждениях. Понятие о ране, опасность ранения (кровотечение, загрязнение раны, повреждение жизненно важных органов). Проникающие ранения черепа, груди, живота. Симптомы, первая помощь. Первичная повязка. Особенности наложения повязок зимой. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Повязки на голову и шею, на глаза, лоб, ухо, волосистую часть головы, нижнюю челюсть, подбородок. Занятие 3. Практическое – 2 часа. Повязки на грудь, живот и промежность. Особенности оказания первой помощи и наложение окклюзионной повязки при проникающих ранениях грудной клетки с открытым пневмотораксом и живота. Тампонирование раны. Наложение асептической повязки при травме брюшной стенки с эвентрацией внутренних органов. Занятие 4. Практическое – 2 часа. Повязки на верхние и нижние конечности. Повязка на верхние конечности: область плечевого сустава, плеча, локтевого сустава, кисти, пальцев. Повязка на нижние конечности: паховую область, верхнюю часть бедра, тазобедренный сустав, среднюю часть бедра, коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопу. Занятие 5. Практическое – 2 часа. Тренировка в наложении повязок, жгута, первой помощи при внутреннем кровотечении. Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. Отрабатываемые практические навыки: 4, 5, 7 – 10, 18, 20 Тема 6. Первая помощь при кровотечениях Занятие 1. Практическое – 2 часа. Кровотечение и его виды: артериальное, венозное, капиллярное, паренхиматозное. Первая помощь при кровотечении из внутренних органов. Способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение давящей повязки, закрутки жгута. Максимальное сгибание конечности. Правильность наложения жгута. Изготовление жгута из подручных средств. Тренировка в наложении повязок, жгута. Первая помощь при внутреннем кровотечении. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Тренировка в наложении повязок, жгута, первой помощи при внутреннем кровотечении. Отрабатываемые практические навыки: 6, 7 Тема 7. Первая помощь при травматическом шоке Занятие 1. Практическое – 2 часа. Понятие о травматическом шоке, его признаки, причины, профилактика. Первая помощь при шоке. Отрабатываемые практические навыки: 10 – 12, 18, 20 Тема 8. Первая помощь при острых заболеваниях Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Острая коронарная недостаточность. Стенокардия. Инфаркт миокарда, кардиогенный шок. Острая сосудистая недостаточность. Асфиксия (механическая). Почечная колика. Острые нарушения мозгового кровообращения. Коматозные состояния. Симптомы. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Способы оказания первая помощи при острых заболеваниях. Устранение механической асфиксии. Прием Геймлиха. Отрабатываемые практические навыки: 2, 13 Тема 9. Первая помощь при ушибах, вывихах и переломах костей Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Причины, признаки и оказание первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах. Ушибы мягких тканей в сочетании с переломами костей. Занятие 2. Теоретическое – 1 час. Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. Виды транспортных шин, подручные средства. Правила наложения транспортной иммобилизации, типичные ошибки и осложнения. Особенности иммобилизации при повреждении таза, позвоночника, головы, грудной клетки. Занятие 3. Практическое – 2 часа. Способы оказания первой помощи при переломах костей конечностей. Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Использование транспортных шин, их подготовка. Иммобилизация подручными средствами. Занятие 4. Практическое – 2 часа. Способы транспортировки при различных переломах. Отрабатываемые практические навыки: 11, 12 Тема 10. Основы сердечно-лёгочной реанимации Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Понятие о реанимации. Терминальные состояния, определение признаков клинической и биологической смерти. Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показаний к проведению сердечно-легочной реанимации. Определение объёма и последовательности реанимационных мероприятий. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Восстановление функции внешнего дыхания. Тройной прием Сафара. Очищение ротовой полости тампоном, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. Проведение искусственного дыхания методами «рот в рот», «рот в нос», с помощью воздуховода. Техника непрямого массажа сердца. Занятие 3. Практическое – 1 час. Особенности проведения сердечно-лёгочной реанимации одним и двумя спасателями. Особенности проведения сердечно-лёгочной реанимации пострадавшим с повреждениями лица, открытыми повреждениями грудной клетки, множественными переломами ребер. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации детям. Устранение механической асфиксии у детей. Отрабатываемые практические навыки: 1 – 3, 13 – 17 Тема 11. Первая помощь при синдроме длительного сдавления Занятие 1. Практическое – 2 часа. Понятие о синдроме длительного сдавления. Виды компрессии (раздавливание, прямое сдавливание, позиционное сдавливание), локализация, сочетание повреждения мягких тканей, осложнения, степени тяжести, периоды компрессии, комбинация с другими поражениями, классификация компрессивного синдрома. Ишемия конечностей, классификация, некроз конечности. Клинические признаки ишемии. Прогноз. Определение комбинированных поражений конечностей. Особенности оказания первой помощи. Использование индивидуальной аптечки. Правила освобождения пострадавших из-под развалин. Профилактика осложнений. Отрабатываемые практические навыки: 10, 18, 21 Тема 12. Первая помощь при ожогах и отморожениях Занятие 1. Практическое – 2 часа. Ожоги, их причины, признаки, виды и классификация. Отморожение, причины, признаки, виды и классификация. Профилактика ожогов и отморожений. Ожоги от воздействия агрессивных сред, особенности оказания первой помощи при них. Первая помощь при отморожениях. Общее охлаждение, особенности оказания первой помощи при нём. Отрабатываемые практические навыки: 7, 8 Тема 13. Первая помощь при несчастных случаях Занятие 1. Практическое – 2 часа. Первая медицинская помощь при утоплении. Белая и синяя асфиксия. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. Профилактика теплового и солнечного ударов. Отрабатываемые практические навыки: 14 – 18, 20 Тема 14. Первая помощь при поражениях отравляющими и аварийно химически опасными веществами Занятие 1. Практическое – 2 часа. Отравляющие и аварийно химически опасные вещества, их классификация по действию на организм человека. Признаки поражения. Средства защиты. Использование индивидуальной аптечки. Антидоты. Оказание первой помощи. Особенности оказания помощи при отравлении продуктами горения. Отрабатываемые практические навыки: 4, 7, 19 Тема 15. Первая помощь при радиационных поражениях Занятие 1. Практическое – 2 часа. Лучевая болезнь, её начальные признаки. Особенности оказания первой помощи на загрязнённой местности. Использование индивидуальной аптечки. Профилактические мероприятия, способствующие увеличению сопротивляемости организма к воздействию проникающей радиации в очаге. Тема 16. Основы гигиенических знаний Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Личная гигиена и её значение в сохранении здоровья. Знание мероприятий по защите человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Гигиена одежды, обуви, снаряжения. Меры защиты продуктов питания от порчи, загрязнения, заражения. Определение заражённости тары, продуктов. Занятие 2. Практическое – 1 час. Требования, предъявляемы к качеству воды, потребность её для организма. Индивидуальное обеззараживание воды во флягах с помощью таблеток. Размещение в полевых условиях, выбор места. Способы утепления, отопления, вентиляции и уборки помещений. Устройство и оборудование туалетов. Тема 17. Основы эпидемиологии Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Инфекционные заболевания, источники, причины, пути распространения. Возбудители инфекционных заболеваний. Пути заражения: контактный, пищевой, водный, капельно-пылевой, трансмиссивный. Понятие об особо опасных инфекциях, эпидемии. Особенности работы в очагах особо опасных инфекций. Тема 18. Первая помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Признаки расстройства психики у пострадавших в очагах чрезвычайных ситуаций. Острые психозы. Психотические и невротические расстройства, их характеристика и частота возникновения. Аффективно-шоковые реакции, психомоторные возбуждения, истерические психозы, психогенный ступор. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Первая помощь пострадавшим в состоянии неадекватности, особенности её оказания. Правила ухода и транспортировки. Отрабатываемые практические навыки: 21 – 23 Тема 19. Розыск пострадавших в очагах поражения, их вынос, сортировка и транспортировка. Занятие 1. Практическое – 2 часа. Понятие о медицинской сортировке, эвакуации. Носилки, их виды, лямки, их использование. Вынос пострадавших с использованием подручных средств, на руках, спине. Переноска пострадавших одним или двумя спасателями. Размещение типового санитарного оборудования на транспортных средствах (в железнодорожных вагонах, теплоходах, самолётах, автобусах, автомашинах) для перевозки пострадавших. Погрузка и размещение пострадавших внутри транспортных средств. Отрабатываемые практические навыки: 21, 22, 23 Тема 20. Морально-психологические основы профессиональной деятельности спасателя. Профессионально важные качества спасателя. Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Спасение людей – смыслообразующая основа жизни спасателя, доминирующий мотив профессии. Проблематизация профессиональной деятельности спасателя. Характеристика личности спасателя. Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий спасателей в чрезвычайных ситуациях. История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей. Возрастание социальной значимости профессии спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера. Занятие 2. Теоретическое – 1 час. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя. Психологические особенности спасателя, требуемые для профессиональной деятельности:
Занятие 3. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков, особенностей мотивации поведения. Занятие 4. Теоретическое – 1 час. Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме. Занятие 5. Практическая – 3 часа. Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя. Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления. Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателя. Методы управления состоянием. Дыхательные и физические упражнения. Приемы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. |