|
Скачать 1.79 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Аэрокосмический курс с первоначальной летной подготовкой» (элективный курс) Возраст обучающихся - 12-18 лет Срок реализации программы - 4 года Количество детей в группе – 8-10 чел. Количество часов в год - 216 Автор: Лысенко Анна Сергеевна, Зав. сектором авиации и космонавтики МОСКВА 2008 ^ Программа элективного курса «Аэрокосмический курс с первоначальной летной подготовкой» соответствует образовательной концепции отдела астрономии и космонавтики Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и имеет научно-техническую, военно-патриотическую и спортивно-техническую образовательные направленности. В течение всего периода освоения курса обеспечивается:
Актуальность введения данного элективного курса состоит в необходимости готовить современных специалистов авиационной и аэрокосмической отрасли по системе непрерывного образования. То есть, обучающиеся проходят углубленную комплексную авиационно-техническую и аэрокосмическую подготовку, аккумулируя знания, полученные в общеобразовательной школе и навыки и умения, приобретенные в учебных группах дополнительного образования отдела астрономии и космонавтики Дворца. Новизна предлагаемой методики обучения состоит в том, что программа элективного курса ориентирована на работу по комплексной схеме «школа – дополнительное образование – учреждение профессионального образования – трудовая деятельность». В этом случае учреждения профессионального образования принимают не просто уже увлеченных делом абитуриентов, а людей, имеющих свое мнение о некоторых позициях, по состоянию дел в отрасли, состоявшихся (как прошедших начальную профильную подготовку) личностей. В свою очередь, обучающиеся могут не только выбрать то или иное учреждение профессионального образования с целью продолжения дальнейшей учебы, но и осознанно проанализировать свои возможности при выборе будущего места работы, равно как и потенциальные работодатели могут проводить свою кадровую политику в отношении выпускников. Педагогическая целесообразность состоит в том, что в течение 4-х лет индивидуально с каждым из обучающихся проводится профильная пропедевтика и предпрофессиональная подготовка в области авиации и космонавтики в соответствии с выявленными у обучающихся наклонностями и проявленными пожеланиями и способностями. Кроме того, развитие творческих способностей обучающихся позволит стимулировать формирование широты инженерно-технической мысли молодого поколения в области авиации и космонавтики. Программа элективного курса обеспечивает связи со следующими общеобразовательными предметами: география, история, ОБЖ, математика, физика, иностранный язык, химия, физическая культура в объеме 8-11 классов. Цель: ориентация подрастающего поколения в пространстве науки и техники и раскрытие перед ним перспективы к самореализации в авиационных и аэрокосмических отраслях. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Программа курса рассчитана на 4 года занятий: 6 часов в неделю согласно учебно-тематического плана занятий, всего 216 часов в год. Обучение в группе проходят одновременно 8-10 человек. Исходя из специфики предпрофильной пропедевтики обучения группа формируется из обучающихся 8-го класса. Содержание курса имеет дифференцированный характер и состоит из 4-х проблемно-целевых этапов обучения, каждый из которых имеет свои задачи, программно-методическое и организационное обеспечение. Элективный курс аккумулирует несколько взаимосвязанных компонентов – прикладной, предпрофильной, патриотический. Прикладной – применяется параллельно-поточный принцип обучения. Другими словами, обучающиеся не только имеют четкое представление о работе различных специалистов в области авиации и космонавтики, но и ознакомлены с алгоритмом их действий, в том числе при возникновении нестандартных ситуаций. Предпрофильный – осуществляется реализация концепции организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Проводится в несколько этапов. При этом обучающемуся предоставляется возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории. На начальном этапе, для которого характерны малодифференцированные представления о профессиях в авиационной и космической отраслях. Обучающиеся знакомятся с многообразием профессий в авиации и космонавтике во время проведения профильных экскурсий, тематических встреч, профориентационных лекций. Следующий этап называется этапом предпрофессионального самоопределения и здесь обучающийся должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся своих психологических и психофизиологических возможностей. Для этого организуется участие конкурсах и технических конференциях, проходящих при профильных ВУЗах под эгидой различных ведомств, например, ОАО «ОКБ Сухого», где обучающие показывают знания по спектру авиационных дисциплин, разрабатывают проект собственного летательного аппарата и имеют возможность получить грант для дальнейшего обучения. Патриотический – используется, как нравственный движитель поступков активной деятельности личности. Это навыки самостоятельности, навыки командной работы, жизни в коллективе, взаимодействия со взрослыми и детьми разных возрастов в структурированной обстановке. Занятия патриотического цикла логически дополняют мероприятия военно-патриотического характера - участие во Всероссийском авиационно-космический конкурсе «Космонавт», межрегиональном фестивале «Авиационный», ежегодных сборах юных летчиков и парашютистов и т.п. Кроме того, проводятся экскурсии в авиационные центры боевой подготовки, воинские части; встречи с курсантами авиационных образовательных заведений и т.д. Совокупность всех вышеозначенных компонентов в авиационном и аэрокосмическом профильном образовании интенсивно формирует базу представлений и мировосприятия обучающегося. Практическое обучение организовывается, например, путем проведения ролевых тренингов (тренажей), ознакомительных полетов и прыжков с парашютом, где обучающиеся имеют возможность пользоваться только своими, лично приобретенными теоретическими знаниями. Такой подход не только повышает роль самостоятельной работы обучающихся, но и способствует, причем в каждом случае индивидуально, личностно-развивающейся познавательной активности ребенка. В результате чего вырабатываются умения самостоятельно конструировать свой объем знаний, ориентироваться в профессиональном информационном пространстве, развиваются критическое и творческое мышление (радио- и визуальная осмотрительность; аналитические расчеты и обобщения; выбор методик исследования). Тесное взаимодействие с организациями авиационной и аэрокосмической отрасли, в том числе и с профильными ВУЗами, позволяет эффективно и своевременно преобразовать и использовать академическую составляющую информации, усвоенную на теоретических занятиях. Реализация поставленных таким образом задач элективного образования гармонично достигается последовательным изучением специфики работы действующих специалистов авиации и космонавтики и параллельно выполнением практических заданий и упражнений. Это позволяет не только обеспечить результативное изучение нового материала, но и актуализовать потребность в самостоятельном целеполагании, саморегуляции поведения; наглядно показать необходимость концентрации воли для преодоления препятствий и принятия собственных решений и осознания чувства собственной ответственности за их принятие. Таким образом, предложенная модель предпрофессиональной подготовки есть широкопрофильное воспитание и обучение детей и юношества. Программа настоящего элективного курса наиболее полно использует профессиональное информационное поле, научно-методический материал и знания специалистов авиа- и аэрокосмической промышленности и высших учебных заведений, а также расширяет возможности социализации обучающихся, обеспечивает преемственность между средним (базовым) и профессиональным образованием через реализацию элективного курса дополнительного образования, более эффективно подготавливает выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Решение этих задач возможно только путем привлечения специалистов учреждений дополнительного образования, педагогов высшей школы и специалистов авиа- и аэрокосмической промышленности. ^ Основными формами занятий являются – лекции, групповые и практические занятия, самостоятельные занятия под руководством преподавателя, рассказ, беседа, экскурсии, конкурсы. Основным методом проведения практического занятия на авиационной технике - рассказ с показом. В процессе изучения истории авиации и космонавтики предусматриваются встречи и выступления перед обучающимися Героев Великой Отечественной войны, ветеранов авиации, космонавтов, летчиков – испытателей, курсантов авиационных военных учебных заведений. В ходе изучения элективного курса обучающиеся привлекаются к учебно-исследовательской и поисковой работе, в результате которой пишут рефераты, защищают их, принимают участие в читательских и научно-практических конференциях учащихся. Тематика рефератов прилагается. Занятия проводятся один раз в неделю по 6 часов в день в соответствии с учебно-календарным планом (См. Приложение 1). В каникулярное время рекомендуется проведение следующих мероприятий: ^ В течение учебного года: Экскурсия в центральный музей вооруженных сил, практическое выездное занятие в музее авиации (п. Монино), практическое выездное занятие в Политехническом музее, отдел космонавтики (Москва), экскурсия в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, встреча со специалистами аэрокосмической отрасли, космонавтами (Звездный городок), экскурсия в дом-музей К.Э. Циолковского, музей истории космонавтики (Калуга). В каникулярное время: Курс начальной военной подготовки, тематический выезд (специализация – история авиации и космонавтики), летняя практика (специализация – обучение поведению в нестандартных условиях). Конкурсы и научно-практические конференции Конкурс по истории авиации, научно-практическая конференция «Космический патруль», конкурс «Я – гражданин России». ^ В течение учебного года: Экскурсия и встреча с военными специалистами ВВИА им. Н.Е. Жуковского (Москва), практическое выездное занятие в зале ракетно-космической техники (Дмитров), практическое выездное занятие в РКК «Энергия», встреча со специалистами аэрокосмической отрасли, космонавтами (Москва), экскурсия в музей изобразительного искусства (профильная тематическая экспозиция), экскурсия в музей бронетанковой техники, встреча с летчиками пилотажной группы «Стрижи», «Русские Витязи» (Кубинка). В каникулярное время: Прыжки с парашютом, Тематический выезд на аэродром (специализация – организация и производство полетов), летняя практика (специализация – парашютно-спасательная подготовка). Конкурсы и научно-практические конференции Интернет-конкурс «От винта», всероссийский конкурс «Космос», конкурс по истории авиации, под эгидой Авиастроительного клуба. ^ В течение учебного года: Экскурсия в музей «ОКБ Камова» (Люберцы), практическое выездное занятие в зале самолетной техники МАИ (Москва), практическое выездное занятие в ОАО «ОКБ Сухого», встреча со специалистами - авиаконструкторами (Москва), практическое выездное занятие в ФГУП «ОКБ МиГ», встреча со специалистами - авиаконструкторами (Москва), встреча с летчиками ГА. В каникулярное время: Ознакомительные полеты, летняя стажировка (специализация – летная и авиационно-техническая подготовка). Конкурсы и научно-практические конференции Научно-практическая конференция «Созвездие», конкурс по истории авиации, под эгидой ОАО «ОКБ Сухого». ^ В каникулярное время: Ознакомительные полеты. В течение учебного года: Практические выездные занятия в зале самолетной техники МАИ (Москва), РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина (Звездный городок), зале ракетно-космической техники (Дмитров). Конкурсы и научно-практические конференции Всероссийский конкурс «Космонавт», конкурс по истории авиации, под эгидой ОАО «ОКБ Сухого», научно-практическая конференция «Шаг в будущее» ^ По завершению программы курса обучения обучающиеся познакомятся: История авиации и космонавтики
Аэродинамика Будут: Иметь представление:
Знать и уметь использовать:
Владеть:
^ Будут: Иметь представление:
Знать и уметь использовать:
Владеть: методикой анализа состояния функциональных систем учебного самолёта и принятия грамотных решений при выявлении тех или иных неисправностей. Иметь: первичные практические навыки эксплуатации самолёта и его систем на земле, в полёте и в особых случаях. ^ Будут: Иметь представление о теоретических основах построения пилотажно-навигационных приборов, электрооборудования, радиосвязного и радионавигационного оборудования. Знать и уметь использовать:
Владеть: методикой выявления и устранения характерных неисправностей авиационного и радиоэлектронного оборудования. Иметь: первичные практические навыки эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования самолёта на земле, в полёте и в особых случаях полёта. ^ Будут: Иметь представление:
Знать:
Владеть:
Иметь навык:
Авиационная метеорология Будут: Иметь представление:
Знать и уметь использовать:
Владеть: первоначальными навыками чтения, анализа и оценки метеорологической обстановки по приземным картам погоды. ^ Будут: Иметь представление:
Знать и уметь использовать:
^ Будут: Иметь представление: о системе подготовки лётного состава по вопросам спасения и выживания на всех этапах профессионального совершенствования и перспективах их развития. Знать и уметь использовать:
Владеть:
Иметь навык:
Безопасность полетов Будут: Иметь представление:
Знать и уметь использовать:
Основы конструкции двигателя Будут: Знать и уметь использовать:
Владеть: методикой выявления и устранения характерных неисправностей двигателя. Иметь: первичные практические навыки эксплуатации двигателя и его функциональных систем на земле, в полёте и в особых случаях полёта. Физическая подготовка Будут: Знать:
Уметь: правильно выполнять выше обозначенный перечень двигательных действий и сдать контрольные нормативы не ниже оценки “удовлетворительно”. Бальные танцы Будут: Иметь представление:
Знать:
Уметь:
Астронавигация Будут: Знать:
Уметь:
География Будут: Знать:
Уметь:
Владеть: навыками в работе над планом, картой, глобусом, с цифрами и графическим материалом и т.д. Технический английский Будут: Знать:
Уметь:
Общевоинская подготовка Будут: Знать:
Уметь:
Математические методы решения аэрокосмических задач Будут: Знать:
Уметь:
Аэрокосмическая физика Будут: Знать:
Уметь:
Владеть: навыками научной методики, позволяющие проводить учебные экспериментальные исследования и теоретически объяснить наблюдаемые физические явления в области космических исследований. ^ приобретут:
Текущий контроль осуществляется перед началом объяснения нового материала. Педагог проводит индивидуальный устный опрос, выясняя степень усвоения материала предыдущей темы. Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные обучающимися. Длительность выполнения теста не должна превышать 10-12 минут. ^ проводится в форме письменного тестирования после каждого пройденного раздела, состоит из 12 вопросов и требует временных затрат не более 20 минут. ^ осуществляется в конце учебного года и проводится в форме экзаменов и зачетов. Документы, регламентирующие летную работу, предусматривают допуск к летному обучению только тех обучающихся, которые сдали зачеты по изучаемым дисциплинам на оценки не ниже 4-5 баллов и прошли медицинское освидетельствование. Все знания проверяются путем тестирования и сдачи письменных и устных экзаменов. Критерии оценки: 5 баллов - обучающийся дает исчерпывающие и обоснованные ответы на поставленные вопросы; ответ отличается необходимой логической последовательностью, четкостью и краткостью; показывает глубокое творческое овладение используемой литературой. 4 балла - обучающийся дает правильные ответы на вопросы, но без должной глубины и обоснования; показаны глубокие знания основной литературы и недостаточные - дополнительной; ответы, в основном, краткие, но в них не всегда прослеживалась логическая последовательность. 3 балла - обучающийся дает, в основном, правильные ответы, но без их обоснования; показаны недостаточные знания основной литературы; мысли излагались нечеткие, без должной логической последовательности. 2 балла - выставляется в случаях, когда не выполнены условия на оценку «3». Проверка усвояемости материала проводится каждое полугодие. В числе ожидаемых результатов по освоению программы элективного курса путем участия в авиационно-технических конкурсах, научно-практических конференциях и военно-патриотических мероприятиях предполагается взаимозависимость образования и воспитания, формирование личностных качеств учащегося и его отношения к окружающему миру, социально-адаптационных способностей личности в современном мире, умению принимать самостоятельные решения. При этом обращается внимание на формирование личностных качеств: волю, решительность, смелость, самодисциплину, товарищества, чувство взаимопомощи и коллективизма. Данные качества отслеживаются с помощью индивидуальной карты достижений обучающихся. |