|
Скачать 28.64 Kb.
|
Астенический синдром Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люли (такие, как язва желудка, бронхиальная астма), все чаше встречаются и у детей. Увеличилось число детей, подверженных частым простудным заболеваниям, которые ослабляют организм, снижают иммунитет, ведут к образованию хронических заболеваний, таких как тонзиллит, гайморит и т. д. Часто болеющий ребенок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив к разного рода нагрузкам, менее работоспособен. Однако общая ослабленность организма может быть и врожденной. Обычно это следствие неблагополучной беременности у матери. Такие дети часто рождаются с малым весом, они беспокойны, плохо спят, едят, плохо прибавляют в весе, реагируют на перемены погоды, шум, изменение привычной обстановки. Часто болеющие, ослабленные дети, как правило, эмоциональны, впечатлительны, чрезмерно привязаны к матери, стараются избегать контакта с чужими людьми, вплоть до отказа от речевого общения. К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок нередко выглядит младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой утомляемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6-7-м году жизни, так как период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма. Трудности в адаптации к школьным условиям обусловлены не только повышенной утомляемостью этих детей, их сниженной работоспособностью, но и инфантильными особенностями психики, которые отмечаются у часто болеющего, ослабленного ребенка: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослых. Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослабленных детей из-за их болезненности и подверженности инфекциям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результате ребенок приходит в школьный коллектив, не умея общаться со сверстниками, обилие контактов становится для него дополнительной психологической нагрузкой, усиливающей утомление. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома, то есть состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли появляются все чаще, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей — для него непереносимым становится пребывание в шумном классе, звук школьного звонка заставляет его вздрагивать, громкий голос учителя вызывает головную боль. Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, ребенок часто просыпается, по утрам испытывает чувство усталости, угнетенности, нежелание чем-либо заниматься. Большое влияние на школьную успешность часто болеющего ребенка оказывают социально-бытовые условия семьи и стиль воспитания. Ребенок, растущий в условиях социально-педагогической запущенности, как правило, не получает дома достаточного лечения и, возможно, большую часть года проводит в больницах и санаториях. Часто пропущенные уроки, пробелы в знаниях, постоянная смена условий обучения, отсутствие постоянного детского коллектива и нарушение дружеских связей приводят к снижению школьной мотивации, уровня притязаний. Ребенок перестает справляться даже с доступным ему материалом. Еще одна проблема — воспитание в стиле гиперопеки, которое затрудняет формирование у ребенка самостоятельности и адекватной самооценки. Фиксация ребенка на его болезненности, занижение уровня требований приводит к тому, что, столкнувшись с реальными школьными трудностями, он не готов преодолевать их для достижения необходимого результата. Ребенок, чувствуя дискомфорт, склонен скорее к уходу отрешения проблемы, чем к тому, чтобы прикладывать какие-либо усилия для ее разрешения. |
![]() |
Жалобы больной Клинический диагноз: язва сочетанной локализации: хроническая язва двенадцатиперстной кишки, язва... |
![]() |
Стоматит у детей: причины, симптомы и лечение стоматита Каждый родитель хотя бы раз в жизни сталкивался с этой болезнью. Сейчас ею болеют очень многие дети.... |
![]() |
Все болезни кожи возникают в результате неправильного общения. Такие тяжелые, хронические кожные |
![]() |
Бронхиальная астма (БА) представляет собой хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, |
![]() |
Взаимоотношения врача и больного в клинике некоторых психосоматических заболеваний (бронхиальная |
![]() |
Бронхиальная астма у детей |
![]() |
Бронхиальная астма у детей |
![]() |
«Бронхиальная астма у детей. Вакцинация детей с бронхиальной астмой» |
![]() |
Бронхиальная астма у детей (клинический случай) |
![]() |
Бронхиальная астма хроническое воспалительное заболевание бронхов, сопровождающееся приступами удушья Ранее это заболевание считалось исключительно «взрослым», однако с каждым годом оно обретает в своей... |