Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации icon

Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации





НазваниеОрганизация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации
страница1/2
Дата10.04.2013
Размер1.06 Mb.
ТипДокументы
  1   2
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра

здравоохранения и

социального развития

Российской Федерации

Р.А.ХАЛЬФИН

20 декабря 2006 г. N 6834-РХ


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2005 г. N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний") при участии Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом (академик РАМН, д.м.н., профессор В.В.Покровский, ведущий научный сотрудник В.В.Беляева, научный сотрудник Н.В.Козырина), Российского университета дружбы народов (профессор кафедры инфекционных болезней Г.М.Кожевникова).

В методических рекомендациях описывается максимально широкий спектр комплексных мероприятий, которые рекомендуется осуществлять на территориях Российской Федерации в целях предупреждения распространения вируса иммунного дефицита человека (ВИЧ) среди различных групп населения путем информирования и обучения безопасному в плане заражения поведению; описывается механизм передачи ВИЧ, и оцениваются возможности прерывания передачи ВИЧ с помощью информационного воздействия на восприимчивый контингент. Формулируются общие принципы информационно-просветительской работы в области профилактики ВИЧ-инфекции и обсуждаются конкретные методики обучения угрожаемых по заражению ВИЧ контингентов населения; дается критическая характеристика используемых в настоящее время подходов к осуществлению профилактических мероприятий, и приводятся рекомендации по их усовершенствованию.

Методические рекомендации предназначены для специалистов в области профилактической медицины, эпидемиологов, а также для специалистов, участвующих в организации оказания медицинской помощи при ВИЧ-инфекции - руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, а также других специализированных медицинских учреждений.


ВВЕДЕНИЕ


Глобальное распространение вируса иммунного дефицита (ВИЧ), вызывающего развитие смертельного синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД) серьезно затронуло Россию. Ежедневно в России диагностируется более 100 новых случаев заражения ВИЧ. Общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции у россиян превысило в декабре 2006 г. 370 тысяч человек, в то время как расчетное число зараженных граждан России доходит до миллиона. Все эти люди погибнут от СПИДа, если не получат необходимого лечения.

Современная терапия может на несколько лет продлить жизнь людей, живущих с ВИЧ/СПИД, тем не менее, в случае сохранения высокого уровня передачи ВИЧ будет постоянно увеличиваться и число людей, нуждающихся в такой терапии. Дальнейшее прогрессирование эпидемии в России может иметь отрицательные демографические, экономические и даже геополитические последствия, поэтому предупреждение распространения ВИЧ среди населения РФ является задачей общегосударственного масштаба. Правильная организация комплекса мероприятий по профилактике распространения ВИЧ, как в масштабах страны, так и в отдельных регионах является важнейшим звеном противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД.


РАЗДЕЛ I


^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ПОДХОДАХ К

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ


1. Пандемия ВИЧ-инфекции.

С 80-х годов XX века на Земле развивается глобальная эпидемия (пандемия) ВИЧ-инфекции (СПИДа).

Инфекционный агент, вызвавший пандемию - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ передается от человека к человеку при половых контактах, при переливании крови (или при случайном переносе зараженной ВИЧ крови от человека к человеку режущими или колющими инструментами). Вирус также может передаваться от инфицированной ВИЧ матери ее ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. Другими путями ВИЧ от человека к человеку не передается.

Возбудитель заболевания - ВИЧ.

Вирус из группы ретровирусов. Паразитирует в клетка человека, имеющих клеточный рецептор СД-4 (преимущественно клетки лимфоидного ряда). Вирус мало устойчив к воздействию активных факторов внешней среды, например, при температуре 56 град. C инактивируется в течение получаса, при температуре 100 град. C - в течение 1-2 минут. В то же время в замороженном состоянии ВИЧ может сохраняться в течение нескольких лет. В засохшей крови на иглах и шприцах, а так же в растворах психотропных препаратов (наркотиков) может сохранять свою активность до 3 недель и более (при комнатной температуре), а в ряде случаев вероятно и до месяца, что является одним из важнейших факторов, обусловивших его распространение в среде потребителей наркотических препаратов.

Пути передачи ВИЧ.

Длительные эпидемиологические наблюдения показали, что ВИЧ распространяется при половых контактах, при переносе инфицированной крови от зараженного лица неинфицированному (переливание крови или ее компонентов, пересадка органов, парентеральные вмешательства, выполняемые загрязненными инфицированной кровью инструментами), от инфицированной матери плоду во время беременности, во время прохождения ребенка по родовым путям и при грудном вскармливании.

Для передачи ВИЧ необходимо не только наличие источника инфекции и восприимчивого субъекта, но и возникновение особых условий, обеспечивающих эту передачу. С одной стороны, выделение ВИЧ из зараженного организма в естественных ситуациях происходит ограниченными путями: со спермой, выделениями мужских и женских половых путей, с женским молоком, а в патологических условиях - с кровью и различными экссудатами. С другой стороны, как мы отмечали, для заражения ВИЧ с последующим развитием ВИЧ-инфекции необходимо попадание возбудителя во внутренние среды организма, то есть для этого необходимо нарушение целостности покровов.

Совпадение обоих условий происходит при половых контактах, сопровождаемых микро или макро повреждениями и механическим втиранием инфекционного материала (проникновение ВИЧ из семенной жидкости в кровь, из физиологических экскретов половых путей - в кровь или из крови - в кровь). Наличие ВИЧ в семенной жидкости, по объему и дозе возбудителя превышающей выделения из женских половых путей, обусловливает более высокую вероятность передачи ВИЧ от мужчины к женщине. Очаги воспалительных заболеваний или дисплозивных процессов (эрозия шейки матки) на покровах половых путей повышают уровень передачи ВИЧ в обоих направлениях, являясь выходными или входными воротами для ВИЧ. С одной стороны, в этих очагах могут концентрироваться клетки, поражаемые ВИЧ, с другой стороны, в воспалительных и деструктивных очагах легче происходит травматизация, открывающая путь ВИЧ. Такие физиологические моменты как менструация, с предшествующими ей изменениями структуры эпителия, естественно, увеличивают риск передачи ВИЧ в обоих направлениях, если вагинальное половое сношение происходит незадолго или во время месячных. В течение года полового общения с ВИЧ-инфицированным партнером вероятность заражения составляет 30-40%. Различные воспалительные процессы мочеполовых путей у мужчин и женщин, часто связанные с инфекциями, передаваемыми половым путем, играют роль мощного фактора, поддерживающего гетеросексуальную передачу ВИЧ в развивающихся странах. Несоизмеримо более высокий уровень профилактики и лечения заболеваний, передающихся половым путем, в экономически развитых странах является одним из факторов, обусловливающих сравнительно низкий уровень гетеросексуальной передачи ВИЧ в Северной Америке, Западной Европе и Австралии.

Восприимчивость к ВИЧ инфекции всеобщая. Эпидемиологические наблюдения говорят о существовании среди населения небольшого процента лиц, невосприимчивых или, скорее, менее восприимчивых к заражению ВИЧ половым путем. В то же время имеются данные, что такие лица могут заразиться при непосредственном попадании ВИЧ в кровь (при переливании крови или при парентеральном потреблении наркотиков). Наличие отдельных случаев невосприимчивости к ВИЧ или случаев замедленного развития СПИДа, иногда связанное с определенными генетическими маркерами, представляет интерес в основном для научных исследований и пока не имеет существенного значения для организации проведения массовых профилактических мероприятий.

В течение 10 лет и более после заражения ВИЧ-инфекция протекает практически незаметно. В это время ВИЧ-инфекцию можно обнаружить, только проведя специальное диагностическое лабораторное исследование крови или других материалов. Однако ВИЧ постепенно истощает защитные механизмы человека. В среднем через 8-10 лет после заражения ВИЧ у инфицированного человека наблюдается ослабление защитной системы организма - иммунитета, то есть развивается синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД). СПИД выражается в развитии угрожающих для жизни больного инфекционных поражений, вызванных малоопасными для здоровых людей микроорганизмами (оппортунистических заболеваний). При отсутствии специального лечения, направленного на подавление ВИЧ, больной СПИДом умирает в течение 1 года. Таким образом, средняя продолжительность жизни человека после заражения ВИЧ при отсутствии лечения составляет 10-12 лет. Доказанных случаев излечения от ВИЧ-инфекции не отмечено.

Не высокий уровень заразности ВИЧ, а многолетнее скрытое течение ВИЧ-инфекции явилось основной причиной того, что ВИЧ в течение 20-25 лет постепенно и часто незаметно распространился по всем континентам и странам мира. Интенсивная международная миграция различных групп населения, обусловленная быстрым развитием мирового рынка, привела к заносу ВИЧ из зон первоначального распространения (США и страны центральной Африки) практически во все государства мира.

Пандемия продолжает усиливаться. К концу 2006 г., по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и программы ООН по СПИДу (UNAIDS), всего в мире жили с ВИЧ 39,5 миллионов человек, при чем в 2006 г. заразилось 4,3 миллиона. К этому времени уже умерли от СПИДа до 30 миллионов человек, ранее зараженных ВИЧ.

Вопреки сложившимся стереотипам подавляющее число зараженных ВИЧ и умерших от СПИДа в мире, не относится к "группам риска" - гомосексуалистам и наркоманам, а принадлежит к населению с обычным (гетеросексуальным) половым поведением. Уровень пораженности взрослого гетеросексуального населения более 1% представляет непосредственную угрозу для будущего государства. Предупредить разрастание эпидемии в условиях отсутствия специфической профилактики (вакцин) возможно только путем изменения поведения населения в сторону менее рискованного.


2. Последствия эпидемического распространения ВИЧ/СПИД:

Массовое распространение ВИЧ с последующей массовой гибелью зараженных ВИЧ от СПИДа вызывает многофакторное деструктивное воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.

a. Уменьшение численности населения и продолжительности жизни. Половой путь передачи ВИЧ обуславливает преимущественное заражение молодой части населения. Гибель, наступающая через 10 лет после заражения, вызывает возрастание общей смертности среди лиц активного возраста. Это в свою очередь ведет к уменьшению рождаемости. Таким образом, ВИЧ/СПИД становится мощным фактором, вызывающим уменьшение численности населения и средней продолжительности жизни. В наиболее пораженных СПИДом регионах Африки отмечено снижение средней ожидаемой продолжительности жизни на 15-20 лет, то есть возвращение к показателям 50-х годов прошлого века. Для стран с отрицательным приростом населения, таких как Россия, масштабная эпидемия ВИЧ-инфекции может усугубить демографические проблемы.

b. Уменьшение работающей части населения и увеличение числа иждивенцев. Болезнь и смерть части населения в наиболее работоспособном возрасте приводит к уменьшению трудовых ресурсов. Больные СПИДом теряют трудоспособность и переходят в категорию иждивенцев. Их дети, оставшиеся без кормильца так же пополняют ряды нуждающихся в материальной поддержке.

c. Снижение качества рабочей силы. Зараженные ВИЧ люди, зная о скорой смерти, теряют интерес к совершенствованию профессиональных навыков, к образованию. Проявления болезни также снижают качество их трудовой деятельности.

d. Увеличение затрат в сфере здравоохранения. Медицинское обслуживание больных СПИДом, современное комбинированное лечение, меры по противодействию эпидемии требуют привлечения дополнительных средств и перераспределения имеющихся ресурсов здравоохранения. Отток средств и кадров на лечение ВИЧ-инфекции негативно влияет на другие области здравоохранения.

e. Экономический ущерб от эпидемии обусловливается в первую очередь уменьшением рабочей силы и ухудшением качества труда, увеличением неработающий части населения, возрастанием пенсионной нагрузки на работающих, увеличением затрат в области здравоохранения.

f. Рост социальной напряженности может быть обусловлен недовольством населения плохо организованным противодействием эпидемии.

g. Геополитическое ослабление государства пораженного эпидемией ВИЧ/СПИД обусловлено как экономическим ущербом, так и непосредственным снижением числа потенциальных военнослужащих.


3. Развитие ситуации по ВИЧ/СПИД в России.

До середины 90-х годов XX века распространение ВИЧ-инфекции на территории России носило характер очаговой заболеваемости: выявлялись отдельные цепочки передачи ВИЧ, в которых преобладали случаи передачи при гомосексуальных контактах. В то же время были отмечены случаи гетеросексуальной передачи ВИЧ, а так же случаи передачи ВИЧ при переливании крови, а в конце 80-х годов - внутрибольничные вспышки, произошедшие в результате нарушений противоэпидемического режима в стационарах.

В середине 90-х годов ВИЧ попал в быстро растущую популяцию внутривенных наркоманов и начал там стремительно распространяться. Из-за многократного использования загрязненных кровью шприцев и игл, а подчас и загрязненных ВИЧ растворов наркотиков, ВИЧ быстро поразил наркоманов на большинстве территорий России и сопредельных государств. Пик выявляемости ВИЧ-инфекции в России пришелся на 2001 год, когда было зарегистрировано 85000 новых случаев ВИЧ-инфекции, преимущественно среди наркоманов.

Начиная с 2001 г. число ежегодно регистрируемых новых случаев ВИЧ-инфекции стало постепенно снижаться, достигнув 35000 в 2004 г. В 2005 г. было отмечено не снижение, а небольшое увеличение числа вновь выявленных случаев. В половине регионов России, большая часть новых случаев была связана с гетеросексуальной передачей ВИЧ, а не с употреблением наркотиков. Те же тенденции сохранялись и в 2006 г.

Число зарегистрированных живых ВИЧ-инфицированных лиц на 100000 населения России ("пораженность") продолжало увеличиваться и в декабре 2006 г. достигло 246,8, тогда как в конце 2005 г. этот показатель равнялся 225,6. (По сравнению с 1995 г. показатель пораженности увеличился в 407 раз).

В 2006 г. 0,5% взрослого населения страны в возрасте от 15 до 49 лет были официально зарегистрированы как ВИЧ-инфицированные. В возрастной группе 18-24 года было зарегистрировано более 1% ВИЧ-инфицированных. Среди молодежи 18-24 был инфицирован ВИЧ 1% (то есть жил с ВИЧ каждый сотый).

Почти треть (более 110000) всех зарегистрированных ВИЧ-позитивных россиян составляли женщины, при этом доля женщин продолжает увеличиваться и среди зарегистрированных 2006 г. она составила уже 44%. За все годы наблюдения у ВИЧ-позитивных женщин родилось более 30 тысяч живых детей, из которых не менее 20% были заражены ВИЧ. Наивысшие показатели пораженности ВИЧ отмечаются в субъектах Федерации приведенных в таблице 1. На данных территориях проживает 27% населения страны. На этих 15 территориях, наиболее неблагополучных по ВИЧ-инфекции, зарегистрированы, как живущие с ВИЧ-инфекцией, от 0,3% до 0,9% от всего населения. Среди взрослого населения этих территорий в 12 возрасте 15-45 лет официально зарегистрировано от 0,9 до 1,7% живущих с ВИЧ.


Таблица 1


Количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции

на территориях РФ с наиболее высоким уровнем

пораженности на 30.11.2006


Территории с очень высоким
уровнем пораженности ВИЧ

Количество
людей, живущих
с ВИЧ/СПИД
на 100 тыс.
населения

Кумулятивное
количество
зарегистрированных
ВИЧ-инфицированных

Иркутская область

852,1

20759

Самарская область

823

27331

Оренбургская область

696,7

15186

Санкт-Петербург

687

32175

Ханты-Мансийский АО

647,9

10081

Ленинградская область

628,4

10712

Свердловская область

617,2

29050

Тюменская область

562,9

7673

Ульяновская область

501,1

7376

Калининградская область

500,7

5231

Челябинская область

446,6

15999

Московская область

442,8

29994

Тверская область

351,4

5390

Ивановская область

310

3624

Приморский край

303,3

6267

Всего в наиболее пораженных
регионах


573,3


226848

Всего в России

246,8

365428


С инфицированием половым путем при гетеросексуальных контактах были связаны 31% случаев ВИЧ-инфекции в 2006 г., по сравнению с 6% в 2001 г. При потреблении наркотиков заразились в 2006 г. 65,2% из выявленных ВИЧ-позитивных (в 2001 г. - 93%). Эти данные указывают на расширение эпидемии в сторону поражения общего населения.

В целом эпидемия ВИЧ-инфекции в России в 2006 г. соответствовала второй стадии развития, то есть стадии "концентрированной эпидемии", характеризующейся преимущественным распространением ВИЧ среди уязвимых контингентов (в России это наркопотребители). В то же время в нескольких регионах (Самарской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской и Ульяновской областях) в 2005 году эпидемия достигла уровня генерализованной стадии, которая характеризуется распространенностью ВИЧ-инфекции среди беременных женщин, превышающей 1%.

Число смертей среди ВИЧ-инфицированных россиян продолжает увеличиваться и к концу 2006 г. достигло 12000. Наибольший подъем смертности от СПИДа ожидается в России в период 2009-2015 гг.

Хотя расчетный уровень распространения ВИЧ среди населения России пока ниже, чем в странах Центральной Африки, где поражено более 10% взрослого населения, тем не менее, он уже выше расчетных показателей Западной Европы (0,3%) и Северной Америки (0,6%). Предупреждение дальнейших неблагоприятных тенденций развития эпидемии может быть достигнуто только путем усиления профилактических мероприятий.


4. Основные задачи в области предупреждения распространения ВИЧ среди населения.

Предупреждение распространения ВИЧ должно являться частью общей цели формирования в России культуры, ориентированной на здоровый образ жизни в целом, включая половое воспитание.

В связи с отсутствием в обозримом будущем возможности специфической профилактики заражения ВИЧ, предупреждение распространения ВИЧ среди населения, как относящегося к группам повышенного риска заражения (наркопотребители, мужчины имеющие секс с мужчинами), так не относящегося к традиционным группам риска заражения ВИЧ должно основываться на изменении полового поведения в сторону менее рискованного. Этот подход не является методом, обеспечивающим полное прекращение циркуляции ВИЧ, однако снижение числа половых контактов, при которых потенциально может происходить передача ВИЧ от одного партнера другому, может существенно уменьшить уровень циркуляции ВИЧ среди населения.

Широко используя только методы обучения населения менее опасному половому поведению, многие страны Северной и Западной Европы, Канада и Австралия уже в середине 90-х годов добились стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции на низком уровне, не представляющем существенной угрозы для дальнейшего развития этих государств.

Вторым важным компонентом общепрофилактических мероприятий является предупреждение передачи ВИЧ, связанной с использованием наркотических препаратов. Наряду с информацией о непосредственном вреде психотропных препаратов, необходимо распространять также информацию о повышенной опасности заражения ВИЧ и другими инфекциями непосредственно при парентеральном употреблении наркотиков. Необходимо так же информировать население о том, что использование различных препаратов, воздействующих на психическое состояние, включая алкоголь, может провоцировать их потребителя на более опасное поведение, так же приводящие к риску заражения половым путем ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем.

Информацию о способах предупреждения заражения ВИЧ целесообразно сочетать с информацией о возможности получить современное лечение ВИЧ-инфекции и о возможности пройти добровольное (в том числе анонимное) обследование на наличие ВИЧ-инфекции. Таким образом, достигается дополнительная возможность обнаружения источников ВИЧ-инфекции и проведения противоэпидемических и лечебных мероприятий.


5. Уровни обучения населения поведению, безопасному в плане заражения ВИЧ.

Развертывание всех мероприятий по профилактике распространения ВИЧ необходимо начинать с просвещения и вовлечения в профилактическую деятельность руководителей администрации, и лиц, обладающих общественным авторитетом.

"Лица, принимающие решения" - особая целевая группа, в первую очередь нуждающаяся в индивидуальном обучении относительно способов предотвращения распространения ВИЧ. К этой группе принадлежат: руководители администрации, общественные деятели, партийные и религиозные активисты. Эти лица могут влиять как на распределение финансов, так и на возможность осуществления того или иного проекта профилактики. Различного рода популярные лица, например, артисты и т.п. так же должны быть объектом обучения, так как их мнение может усиливать (или ослаблять) эффективность просвещения населения.

Обучение населения методам снижения риска заражения ВИЧ может осуществляться на трех уровнях:

- Массовом, осуществляющем общее обеспечение информацией, вне зависимости от особенностей получателя информации.

- Групповом, предоставляющем информацию, направленную на однородную группу населения или специфичную для определенной группы населения.

- Индивидуальном, когда информация касается особенностей жизни отдельного лица.

Проведение профилактической работы на каждом из перечисленных уровней имеет свои плюсы и минусы, поэтому конечный эффект достигается только при одновременной работе на всех трех уровнях информирования и обучения.

Обучение, осуществляемое через средства массовой информации (СМИ), охватывает большие массы населения, но, как правило, не доходит до традиционных групп риска, например, потребителей наркотиков и лиц, занимающихся коммерческим сексом. Кроме того, такие стигматизированные группы как мужчины, имеющие секс с мужчинами (МСМ), то есть мужчины-гомосексуалисты могут воспринимать послания об опасности заражения при гомосексуальных контактах, распространяемые через СМИ, как средство подавления нетрадиционных меньшинств государством и т.п. В связи с этим отдельным важным элементом профилактической работы является специфическая работа с группами повышенного риска заражения: мужчинами, имеющими секс с мужчинами, коммерческими секс-работниками, потребителями наркотиков, молодежью, мигрантами, заключенными и другими группами, отличающимися теми или иными особенностями образа жизни, связанными с повышенным риском заражения.

Индивидуальное обучение, обычно осуществляемое в виде консультирования, наиболее эффективно, так как позволяет сконцентрировать внимание на индивидуальных рисках заражения обучаемого лица. Однако этот индивидуальный метод подразумевает малый охват населения и дает ощутимый профилактический эффект только при наличии большого числа обученных консультантов.


^ РАЗДЕЛ II


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ СРЕДИ

ОБЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ


Распространение ВИЧ среди представителей общего, преимущественно гетеросексуального населения, не использующего наркотических препаратов, является наиболее неблагоприятным сценарием распространения эпидемии ВИЧ-инфекции, который приводит к наиболее драматическим последствиям. В настоящее время в России уже сформировался значительный резервуар инфицированных ВИЧ потребителей наркотиков, имеющих многочисленные гетеросексуальные контакты, в связи с чем риск массового гетеросексуального распространения ВИЧ в России достаточно высок. Хотя данные опросов выявляют достаточно высокий уровень знаний населения РФ о путях передачи ВИЧ и способах предохранения от заражения, тем не менее, поведение значительной части населения остается достаточно рискованным. Сохраняющийся высокий уровень заболевания инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), указывает на то, что половое поведение населения опасно и в плане заражения ВИЧ. По этой причине основное население Российской Федерации должно быть не только проинформировано о риске заражения ВИЧ, но и мотивировано на изменение рискованного полового поведения.

Основными мотивами активного участия населения в предупреждении ВИЧ-инфекции могут быть сохранение здоровья, уменьшение возможных страданий, уменьшение расходов на лечение, уменьшение риска заражения или страдания близких, уменьшение угрозы стигматизации и других социальных проблем, связанных с заражением ВИЧ.


1. Основные задачи информирования и обучения населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

1. Изменение полового поведения должно быть направлено на:

- уменьшение числа половых партнеров и (или);

- использование менее опасной сексуальной практики, в том числе расширение практики использования защищенных (презервативом) половых контактов;

- профилактику и лечение воспалительных заболеваний половых органов.

Уменьшение числа половых партнеров снижает риск встречи с инфицированным партнером. Полное отсутствие половых партнеров исключает риск инфицирования ВИЧ половым путем. Однако полное воздержание от половых контактов может быть постоянным методом защиты от заражения лишь небольшой части населения. Рекомендовать полное воздержание как универсальный метод защиты вряд ли возможно, но снизить риск заражения помогает временное отсутствие половых партнеров, например, добрачное воздержание, воздержание во время пребывания в путешествиях. Уменьшение числа половых партнеров должно носить характер исключения из круга половых партнеров лиц, о которых можно предполагать, что они имели большую вероятность заразиться ВИЧ: лиц, о которых известно, что у них было много половых партнеров, или лиц, потреблявших наркотики.

В тоже время заражение может произойти и при наличии у человека в течение жизни только одного полового партнера, который был инфицирован ВИЧ от третьего лица. Предварительное (до начала половых отношений) обследование потенциальных половых партнеров на ВИЧ-инфекцию может рекомендоваться в порядке добровольного соглашения и согласия.

Использование менее опасной сексуальной практики.

Половые контакты (поцелуи, петтинг и т.п.), осуществляемые без непосредственного контакта с половыми органами, спермой (эякулятом), влагалищными выделениями, кровью или другими патологическими выделениями являются малоопасными в плане передачи ВИЧ.

Использование презервативов, механическим образом предохраняет от непосредственного контакта с половыми органами и потенциально опасными выделениями, благодаря чему обеспечивается механическая защита от инфицирования ВИЧ. Использование презервативов обеспечивает высокий уровень защиты от инфицирования ВИЧ, а так существенно снижает риск заражения другими инфекциями, передающимися половым путем.

Профилактика и лечение воспалительных заболеваний половых органов.

Профилактика заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, и других воспалительных заболеваний половой сферы, приводит к снижению числа воспалительных процессов на половых органов, увеличивающих риск передачи ВИЧ. Профилактика заражения ИППП проводится методами просвещения, имеющими ту же направленность что и профилактика ВИЧ-инфекции: снижение числа партнеров и использование презервативов. В качестве противоэпидемического мероприятия, направленного на источник инфекции, при многих инфекциях половой сферы эффективно этиотропное лечение, приводящие к санации и инфицированного лица. Систематическое лечение инфекционных поражений половой сферы, обеспечивающее частоту и интенсивность воспалительных процессов так же потенциально уменьшает риск передачи ВИЧ.

Уменьшение влияния неправильных представлений о ВИЧ-инфекции и путях ее распространения так же выступает в роли важного и обязательного элемента профилактики ВИЧ-инфекции. Например, часто встречающееся отрицание существования ВИЧ, как этиологического агента СПИДа, может приводить к более рискованному поведению. Преувеличенные страхи относительно возможности заразиться ВИЧ при бытовом контакте с ВИЧ-позитивными людьми имеют своим следствием повышение уровня дискриминации и рост социальной напряженности.

Снижение уровня стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИД так же является важным элементом обучения, так как обеспечивает более высокий уровень их социализации и повышает эффективность противоэпидемических и лечебных мероприятий.


2. Особенности формирования информации о способах предупреждения заражения ВИЧ.

Информирование населения о способах предупреждения передачи ВИЧ половым путем, (а так же при потреблении наркотиков), в связи с неоднородностью населения является сложным мероприятием. В то же время сравнительно высокий общий уровень образования населения Российской Федерации, вполне сравнимый с уровнем образования населения Европы, Канады и Австралии, может обеспечить достижение создания достаточного уровня информированности населения в короткие сроки.

Особую проблему для успешного информирования населения о путях предупреждения заражения ВИЧ создает постоянно отмечающееся противодействие между двумя подходами к предупреждению распространения ВИЧ. Группы активистов, симпатизирующие традиционной морали, полагают, что для предупреждения распространения ВИЧ достаточно пропагандировать воздержание от добрачного секса и строгие моногамные половые отношения в пожизненно длящемся браке.

В противоположность этому другие группы активистов, например, многие неправительственные организации, сосредотачиваются исключительно на обучении населения методам "безопасного секса", которые сводятся преимущественно к постоянному использованию презервативов, вне контекста воздержания и выбора половых партнеров.

Очевидно, что правильная подача информации должна основываться на объективном освещении проблемы и предоставлении населению полной информации, необходимой для того, чтобы каждый мог выбрать тот путь поведения, который соответствует его убеждениям и обстоятельствам его жизни.

Преподнесение информации должно быть основано на достоверных фактах и объективных подходах, исключающих неправильную трактовку распространенной информации. Например, выражение "к СПИДу приводят беспорядочные половые связи", можно толковать в нескольких взаимоисключающих вариантах.

Информация не должна связывать возможность инфицирования ВИЧ исключительно с уязвимыми группами. Исключаются фразы типа "СПИДом болеет в основном наркоманы, проститутки и гомосексуалисты", так как в этом случае получатель информации, не относящий себя к этим группам, будет недооценивать степень своего риска заражения ВИЧ.

Информация должна быть нейтральна по отношению к получателю информации. Например, провоцирующая фраза "утратившее моральный облик молодое поколение подвергает себя риску заражения ВИЧ", вызовет негативное отношение молодежи ко всему блоку преподносимой информации.

Информация должна быть нейтральна в идеологическом плане. Предпочтение, отдаваемое в информационных материалах концепции "воздержания" в том числе в религиозном контексте, как способа предупреждения заражения ВИЧ, или, наоборот, явное предпочтение использованию презервативов перед другими способами уменьшения риска заражения, сможет вызвать неприятие всей информации частью аудитории.

Информация должна быть толерантна по отношению к контингентом населения, уязвимым для ВИЧ. Негативные оценки наркоманов, гомосексуалистов, проституток, иностранцев, как распространителей ВИЧ, так же может привести получателя информации к неверной оценке собственного риска заражения.

Информация должна быть толерантна по отношению к лицам, живущим с ВИЧ/СПИД. С одной стороны толерантный характер информации снижает уровень негативного отношения к людям, живущим с ВИЧ, то есть уровень дискриминации. С другой стороны, негативные элементы информации, направленные на инфицированных ВИЧ, могут снижать ее эффективность. Так, формулировка: "этот иностранец (или человек из другого города, например, "москвич", "сибиряк" и т.п.) заразил пять российских (кубанских, дагестанских и т.п.) девушек ВИЧ", предполагает его активное и злонамеренное участие "чужака" в заражении. А пять зараженных девушек, не отличающихся, судя по всему, примерным поведением, предстают в виде "невинных" жертв. Более правильно писать, что девушки (клиенты проституток, туристы и т.п.) заразились от иностранца (проститутки, наркомана), что подчеркивает реальность ситуации и допускает возможность активного предупреждения заражения.

Информация должна содержать элементы формирования позитивного отношения к использованию презервативов, что обусловлено негативным отношением к презервативам у части общества. В известной степени использование презервативов, как способ регулирования рождаемости, может быть противопоставлено все еще широко распространенным в России абортам.

Необходимо информировать население о неэффективности использование других средств контрацепции, кроме презерватива, в качестве защиты от ВИЧ, и о том, что эффективность различных дезинфицирующих средств, используемых до, во время или после полового сношения не доказана.


3. Использование различных способов информирования населения.

Массовый уровень информирования применяется с использованием средств массовой информации: телевидения, радиовещания, периодической печати, интернет-сайтов, плакатов и т.п. Этот метод позволяет быстро распространить общую информацию о рисках инфицирования и способах предотвращения заражения ВИЧ. Однако такой способ информирования не достигает ряда групп, которые могут не интересоваться такого рода информацией или воспринимать ее неправильным образом. Кроме того, используя средства массовой информации не всегда удобно распространить специфическую информации, связанную, например, с техникой использования презерватива и т.п.

Информационные компании с использованием СМИ рекомендуется проводить не реже 2 раз в год с достижением максимального охвата информацией потребителей телевизионных и радио передач. Так не имеет смысла организовывать передачи о профилактике ВИЧ в утренние или дневные часы. Расчет охвата населения информацией достигается использованием имеющейся информации о привлечении той или иной категории зрителей и слушателей в тот или иной период вещания. В частности информационные блоки о предупреждении ВИЧ-инфекции рекомендуется комплектовать с передачами, наиболее привлекательными для молодежи: спортивные передачи, концерты молодежной музыки и т.п. Другие средства информации целесообразно размещать таким образом, чтобы они были доступны максимальному числу жителей. Плакаты и другие наружные информационные материалы следует размещать в местах, наиболее часто посещаемых молодежью: вблизи спортивных сооружений, клубов, дискотек и т.п. Сами места проведения времени молодежью могут быть использованы для размещения наглядной агитации, распространения листовок, брошюр, проведения лекций, акций и подобных мероприятий, направленных на снижение уровня передачи ВИЧ.

Массовые мероприятия (концерты, соревнования) также могут быть использованы для распространения информации о способах предупреждения заражения ВИЧ, однако при этом следует учитывать, что содержание таких мероприятий часто отвлекает их участников от профилактики ВИЧ/СПИД.

Информация о способах предупреждения заражения ВИЧ должна широко распространяться в общественном транспорте: автобусах, поездах, на остановках, а так же на вокзалах и в аэропортах.

Для информации индивидуальных водителей информационные материалы могут быть размещены или распространяться на автозаправочных станциях.

Кроме того, для распространения информации о путях предупреждения заражения в виде средств наглядной агитации и т.п. должны быть использованы все медицинские учреждения, а так же аптеки.

Торговые организации могут привлекаться к мероприятиям по предупреждению распространения ВИЧ, размещая наглядную агитацию. Их участие может проявляться включением в ассортимент товаров презервативов, снабженных информационными материалами. Информационные материалы могут вкладываться в упаковку широко используемых товаров.

Для обеспечения массового охвата населения информацией может быть использована и массовая почтовая рассылка информационных материалов.

Могут использоваться так же интернет-сайты, содержащие информацию о профилактике передачи ВИЧ, однако обеспечить их массовое посещение и изучение информации не представляется возможным. Групповое обучение применяется в группах со специфическими факторами риска заражения ВИЧ в форме лекций, бесед. Например, к разнородным группам следует отнести молодежь, учащуюся в образовательных учреждениях.


4. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях.

Имеется много свидетельств о том, что часть учащихся образовательных учреждений Российской Федерации уже вовлечена в рискованное по заражению ВИЧ поведение и немало школьников уже заражены ВИЧ. Поэтому предупреждение передачи ВИЧ считается естественной тактической задачей здравоохранения и системы образования. Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать.

Но на практике работа по обучению этой группы ограничивается рядом препятствий организационного и идеологического порядка, и поэтому до настоящего времени в России осуществляется в недостаточном объеме.

Основной проблемой "идеологического" плана является то, что значительная часть общественности и населения, так и педагогов полагают, что обсуждение вопросов, связанных с путями распространения ВИЧ, (например, обсуждение тем связанных с сексуальной активностью), может не столько препятствовать рискованному поведению, сколько провоцировать такое поведения у детей и подростков.

Кроме того, сами работники образования могут не иметь мотивации на обучение учащихся вопросам предупреждения распространения ВИЧ/СПИД, поскольку могут не иметь достаточных знаний об этой угрозе, или по той причине, что не считают данную деятельность своей обязанностью. Большинство педагогов так же не имеют специальной подготовки, позволяющей обсуждать с учащимися интимные вопросы.

В связи с этими причинами обучение учащихся методам предотвращения заражения ВИЧ осуществляется в Российской Федерации в недостаточных объемах. Медленное внедрение систематического обучения молодежи негативным образом сказывается на общем эффекте противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД.

Там, где удалось добиться единых согласованных стандартов и программ обучения, например, в северных странах Европы, Канаде, Австралии, в целом отмечено их позитивное влияние на изменение поведения основной части населения в сторону менее рискованного. В странах с большим разнообразием подходов и при наличии противоречивых программ обучения эти успехи носили более фрагментарный характер и касались учащихся отдельных школ или ограниченных территорий.

В то же время, по отдельным сообщениям, на фоне существования системы обучения молодежи по вопросам сексуального поведения и предупреждения ВИЧ-инфекции и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), были отмечены эпизоды роста числа случаев беременностей и заболевания ИППП среди школьников. Подобные сообщения могут вызывать сомнения в эффективности и целесообразности внедрения обучающих программ по ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях, однако, на самом деле, неоднозначность международного опыта обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Эти факторы нуждаются в анализе, необходимом для постоянной коррекции проводимых мероприятий.

Неудачи в осуществлении обучения учащихся в различных странах были связаны с комплексом препятствий, среди которых можно отметить наиболее важные:

Сомнения в целесообразности обучения вопросам предупреждения заражения ВИЧ в общеобразовательных учреждениях. Встречается мнение, что специальное обучение вопросам предупреждения заражения ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем в общеобразовательных учреждениях вообще нецелесообразно. При этом высказываются сомнения относительно реальности угрозы ВИЧ/СПИД, необходимости специально рассматривать такой узкий вопрос, который, по мнению части педагогов, может решаться в общем контексте привития морали и нравственности, то есть в рамках "тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию". Наконец, ряд общественных деятелей может публично отрицать существования ВИЧ/СПИД или реальности угрозы распространения этого заболевания среди общего населения.

Опасения относительно провокации более рискованного поведения. ВИЧ-инфекция передается преимущественно половым путем, а в России значительная часть случаев заражения обусловлена так же и потреблением запрещенных наркотических препаратов, вводимых парентерально (внутривенное введение с помощью шприцев и игл). Среди педагогов, со стороны родителей и общественности высказываются опасение, что обучение менее опасному половому поведению (в особенности использование презервативов) или тем более обучение тому, как вводить наркотики, не боясь заразиться ВИЧ, может провоцировать интерес подростков к этим явлениям жизни. В связи с этим значительная часть педагогов выступает против обсуждения этих конкретных вопросов в общеобразовательных учреждениях, или считает достаточным "включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию".

Противоречия между концепцией обучения менее опасному в плане заражения ВИЧ поведению и морально-этическим представлениями. Значительная часть педагогов и медиков, других представителей общественности полагают, что для предотвращения заражения ВИЧ достаточно обучать детей и подростков традиционному поведению. Этот подход базируется на формирование установки на запрет добрачный сексуальных связей, на строгую моногамию, на запрет потребления наркотиков. С этой точки зрения обсуждение вопросов использования презервативов в качестве альтернативного поведения, препятствующего заражению ВИЧ, или вопросы обмена шприцев для потребителей наркотиков кажутся бессмысленными или скорее вредными. В ряде случаев учащиеся оказываются лишены доступа к объективной информации о ВИЧ-инфекции и способах предупреждения заражения ВИЧ.

Влияние религиозных и общественных (неправительственных) организаций. На определенных территориях наиболее распространенные религиозные объединения, а так же иные общественные организации, пользующиеся влиянием, могут оказывать прямое или опосредованное давление на учреждения образования по поводу организации обучения или содержания материалов по профилактике заражения ВИЧ. Сторонники религиозных конфессий настаивают на преобладании в обучающих материалах концепции воздержания. Ими допускаются даже такие приемы, как заведомо ложные утверждения о неэффективности использования презервативов.

В то же время некоторые "неправительственные организации" могут чрезмерно акцентировать внимание исключительно на использовании презервативов, "снижении вреда" от занятий коммерческим сексом и от использования наркотиков, как бы игнорируя другие способы снижения риска заражения ВИЧ. В ряде случаев религиозные и общественные организации могут высказывать совершенно противоположные взгляды и требования к обучению учащихся, в результате чего какой-либо эффект от обучения не достигается.

Отсутствие единой педагогической концепции по предупреждению ВИЧ-инфекции среди учащихся. В связи с противоречивыми взглядами общественности на целесообразность обучения по вопросам предупреждения заражения ВИЧ, в настоящее время достаточно трудно выработать единую педагогическую концепцию и программы по этой тематике. В связи с расхождениями идеологического характера инструктивные и директивные документы могут не выполняться (саботироваться) педагогами, непосредственно осуществляющими обучение учащейся молодежи. Кроме того, расхождения могут касаться так же отдельных аспектов обучения, например, возраста учащихся, в котором необходимо начинать обучение и зависимости объема информации от возраста учащихся.

Влияние общих тенденций общественного развития. Проведение обучающих мероприятий в системе учебных заведений, на фоне различных фаз развития "сексуальной революции" или изменения отношения общества к потреблению наркотиков, может быть затруднено или наоборот облегчено в зависимости от господствующих в обществе тенденций конкретного периода. Так, периодические тенденции стигматизировать или, наоборот, романтизировать занятия коммерческим сексом, однополым сексом и т.п. могут прямо или косвенно отражаться на эффективности сексуального просвещения школьников. Например, время от времени возникающие политизированные дискуссии относительно степени угрозы общественной нравственности, заложенной в материалах по профилактике ВИЧ и ИППП, не могут не отражаться на желании учителей или врачей участвовать в профилактических мероприятиях.

Разнородность учреждений образования. Различия образовательных учреждений по ведомственной подчиненности, форме собственности, доминирующим дисциплинам (музыкальные, технические, и т.п.) могут создавать сложности при внедрении программ по предотвращению распространения ВИЧ.

Стигматизация и дискриминация. Одной из проблем подачи информации для учащихся является возможная и часто обнаруживаемая на практике стигматизация уязвимых к ВИЧ групп населения: мужчин, имеющих секс с мужчинами, потребителей наркотиков, коммерческих секс работников, иностранцев, мигрантов и др., а так же их дискриминация. Достаточно часто содержание просветительской информации по предупреждению заражения ВИЧ сводится к призыву избегать контактов с представителями "групп риска". ("Игла наркомана грозит Вам СПИДом").

Дискриминация и стигматизация людей, живущих с ВИЧ, так же может снизить эффективность обучения молодежи. Попытки ассоциации риска заражения ВИЧ только с этими контингентами может привести к тому, что учащиеся не будут ассоциировать свое собственное поведение, например, сексуальные связи с одноклассниками, с возможностью заражения. Стигматизация особенно снижает эффективность обучения учащихся, уже вовлеченных в опасное поведение, так как они сами становятся объектами стигматизации и негативно воспринимают "внешнюю" по отношению к их группе информацию.

Внутренние противоречия концепции снижения риска инфицирования ВИЧ путем обучения методам предупреждения заражения. Хотя полное воздержание от половой жизни и может привести к значительному снижению риска инфицирования ВИЧ, этот метод не может рассматриваться как реалистичный. В то же время ни моногамные отношения, ни постоянное использование презервативов не могут считаться абсолютно надежными способами защиты от ВИЧ-инфекции, так как "единственный" половой партнер может сам иметь других партнеров, в том числе живущих с ВИЧ, а презерватив может порваться в процессе полового акта.

Психологические особенности молодежи (подростков). Возможно, наиболее трудно преодолимой проблемой в осуществлении обучения учащейся молодежи навыкам менее опасного поведения являются возрастные психологические особенности подростков: эмоциональная неуравновешенность, юношеский негативизм, потребность испытать все на собственном опыте и т.п. Значительная часть информации, преподносимая в общеобразовательных учреждениях, может негативно интерпретироваться в сознании подростка. Так, информация об угрозе заражения ВИЧ при половых контактах, часто расценивается только как формальная угроза абстрактной расплаты за непослушание в области половой морали. Предупреждение об угрозе заражения ВИЧ при приеме наркотиков может расцениваться как дополнительный фактор "запугивания" и без того многочисленными отрицательными последствиями их употребления.

Противоречия между содержанием обучающих программ и общей работой по профилактике опасного в плане заражения ВИЧ поведения в обществе. В определенные периоды организации и проведения профилактики ВИЧ-инфекции в отдельных странах и на отдельных территориях могут возникать противоречия между внутренними и внешними (по отношению к системе образования) потоками информационного воздействия. Если обучение в системе образования не поддерживается аналогичной активностью средств массовой информации, то его эффективность может быть значительно снижена.

Отсутствие подготовленных педагогических кадров. Важным фактором, препятствующим обучению учащихся вопросам предупреждения заражения ВИЧ, является отсутствие достаточного количества специалистов, обученных навыкам практического обучения подростков безопасному в плане заражения ВИЧ поведению. Для педагогов, закончивших профессиональную подготовку в предшествующие эпидемии ВИЧ-инфекции годы, представляет достаточно большую сложность обсуждать соответствующие вопросы с учащимися. Попытки проведения профилактической работы педагогическими кадрами, не имеющими соответствующей подготовки, может привести к негативному восприятию учащимися информации.


Принципы организации обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ/СПИД.

Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы в Российской Федерации, привели к ослаблению традиционной половой морали, росту мобильности населения, масштабированию коммерческого секса и потребления наркотиков. Связанное с этими явлениями распространение ВИЧ/СПИД значительно усугубляет ситуацию. В то же время, как показывает опыт ряда стран Европы, мобилизация населения на противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД может содействовать ослаблению негативных тенденций "сексуальной революции".

Огромный социально-демографический урон, наносимый эпидемией ВИЧ/СПИД, заставляет рассматривать вопросы о борьбе с эпидемией в качестве приоритетных направлений деятельности российского государства. Необходимость проведения просветительных мероприятий среди населения, в особенности среди молодежи, которая подвергается наибольшему риску заражения ВИЧ, не вызывает сомнения. У 75% россиян, живущих с ВИЧ, ВИЧ-инфекция была впервые зарегистрирована, когда они были в возрасте до 30 лет, а у 30-16% - в возрасте до 20 лет. При этом следует учесть, что все они заразились ВИЧ за несколько лет до того, как заболевание было диагностировано.


КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа видимо допущена опечатка: имеется ввиду статья 4 Федерального Закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", а не статья 6.


Целесообразность использования для обучения именно образовательных учреждений определяется возможностью охватить обучением в организованном порядке большей части молодежи. Среди гарантий, взятых на себя государством в области противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД, в тексте статьи 6 Федерального Закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" упоминаются:

- регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

- включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию.

Таким образом, в России имеется правовая база для внедрения в образовательных учреждениях программ обучения в области предупреждения заражения ВИЧ, по крайней мере, в рамках тематических вопросов по половому воспитанию.

Учащиеся всех учебных заведений РФ независимо от формы собственности, программ обучения и других различий, имеют право на получение адекватной и полной информации, которая помогла бы им избежать заражения ВИЧ. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ.

Планирование мероприятий по обучению учащихся общеобразовательных учреждений в рамках программ по предупреждению распространения ВИЧ/СПИД и ИППП, должно координироваться в рамках тесного межсекторального и межведомственного взаимодействия.

Согласованная позиция администрации, органов образования и здравоохранения, политических и общественных организаций, которая может быть достигнута в рамках деятельности межсекторальных координационных советов по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, должна стать базой, обеспечивающей снижения уровня конфликта подходов и интересов, которые могут возникать по описанным выше мотивам.

В то же время следует учитывать, что ни религиозные, ни иные общественные и негосударственные объединения и организации не имеют права определять концепцию и информационное наполнение государственных программ по информированию населения, в том числе учащихся, по вопросам, связанным с профилактикой ВИЧ-инфекции. Программы по обучению учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ, разрабатываются и утверждаются органами здравоохранения и образования, согласуются с администрацией соответствующего уровня. При их составлении может учитываться мнение политических и общественных организаций, однако лишь в том случае, если оно не противоречит задачам противодействия эпидемии. Например, нельзя согласиться с мнением каких-либо организаций, отрицающих возможность использования презервативов для предупреждения заражения ВИЧ.

Общественные объединения, включая религиозные, могут осуществлять информирование населения о путях предупреждения ВИЧ-инфекции в рамках прав, определенных их уставными документами, вне государственных учебных заведений. При этом следует учитывать, что заявленные некоторыми организациями программы "по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи" на практике могут не соответствовать заявленным целям. Поэтому при попытках общественных организаций осуществлять свою деятельность в государственных образовательных учреждениях, их программы должны быть согласованы и утверждены органами здравоохранения (санитарно-эпидемиологической службой) и образования, а все предоставленные "инструкторы и преподаватели" пройти аттестацию на знание программы. При этом программы обучения, предлагаемые неправительственными организациями не должны содержать противоречивых материалов или навязывать односторонний подход к решению проблемы предупреждения распространения ВИЧ/СПИД.

Учитывая возможность нежелательной интерпретации некоторыми родителями несовершеннолетних учащихся как самого факта обучения вопросам, связанным с сексуальной активностью, так и содержания программ по обучению способам предупреждения заражения, целесообразно предварительно предоставить родителям возможность получить информацию о проводимом обучении и получить их информированное согласие на участие детей в занятиях.

Одним из решений проблемы предвзятого отношения учащихся к "официальной информации" может стать использование для обучения специально подготовленных инструкторов из числа учащихся (использование принципа "равный равному"). При этом, однако, следует учитывать, что инструкторы из числа учащихся должны заниматься учебой, они могут лишь временно принимать участие в этой деятельности, их интерес к однообразной деятельности быстро ослабевает. По этой причине необходимо постоянно работать над повышением их знаний и навыков и обновлять состав инструкторов.

Необходимо отметить, что помимо лекционного обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ должны широко использоваться такие методы как демонстрация видеофильмов, распространение брошюр и буклетов.

Для профилактики заражения ВИЧ/СПИД могут использоваться и наглядные материалы, в том числе подготовленные самими учащимися. Предполагается, что более эффективны в плане обучения ролевые игры и другие обучающие приемы, подразумевающие активное участие учащихся: викторины, дискуссии, самодеятельные спектакли.

При подаче информации целесообразно исключать прямые поучительные и назидательные мотивы, которые могут восприниматься подростками негативно.

Содержание информации о предупреждении заражения ВИЧ для учащихся.

Молодые люди имеют право знать, что заражение ВИЧ приводит через несколько лет к развитию смертельного заболевания - синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИДа), что заболевание это пока неизлечимо, а современная медицина позволяет только на неопределенное время предупредить развитие СПИДа, при условии постоянного приема большого количества дорогостоящих лекарственных препаратов.

Информация, предоставляемая учащимся должна определенным образом доводить до их сведения, что снизить риск инфицирования ВИЧ можно как путем уменьшения числа половых партнеров (воздержание, строгие моногамные отношения), так и путем использования барьерного способа предупреждения заражения, то есть путем использования презервативов. При этом до сведения учащихся должно быть доведено, что ни тот, ни другой путь не является абсолютно надежным в плане предупреждения заражения ВИЧ, но они в сотни раз снижают риск заражения.

Учащие должны получать достаточную информацию, для того чтобы в будущем они могли сделать правильный выбор поведения, обеспечивающий максимальную защиту от ВИЧ в тех условиях, в которых он может оказаться в будущей жизни.

Обучение учащихся специализированных учебных заведений, включая высшие учебные заведения, так же целесообразно осуществлять в организованном порядке.


5. Обучение других организованных контингентов населения.

Информирование военнослужащих, сотрудников милиции и других организованных контингентов осуществляется в регулярном порядке по специальным методикам и программам, согласованным с органами здравоохранения и учреждениями, в ведомстве которых находятся данные контингенты.

Обучение рабочих и служащих навыкам предупреждения заражения ВИЧ должно вменяется в обязанность работодателей и осуществляется под контролем службы надзора в области защиты прав потребителей и благополучия человека.

Неработающая и не учащаяся молодежь представляет собой группу особо уязвимую к заражению ВИЧ. Для работы с этой группой используются различные мероприятия, проводимые в местах ее концентрации, определяемых для каждой территории. К этой деятельности привлекаются так же "клиники, дружественные молодежи", и другие аналогичные организации.

Для профилактической работы среди подростков и молодежи целесообразно использовать различные молодежные организации и движения.


6. Профилактика ВИЧ-инфекции среди пациентов медицинских организаций.

Малоиспользуемым в настоящее время ресурсом профилактики распространения ВИЧ/СПИД является обучение населения методам предупреждения заражения ВИЧ, проводимое среди лиц, обращающихся за помощью в медицинские учреждения, которые традиционно называются "лечебно-профилактическими учреждения", но сравнительно редко участвуют в профилактической деятельности. Эта работа проводится в рамках одного медицинского ведомства, поэтому сравнительно легко организуется и контролируется.

Учитывая частоту обращения населения за медицинской помощью, целесообразно вовлекать в профилактическую работу максимально возможное число учреждений и организаций, для того чтобы создать надежную информационную преграду на пути распространения ВИЧ.

Мероприятия, осуществляемые организациями различного профиля, должны быть четко определены инструктивными материалами, подготовленными территориальными органами здравоохранения.


Роль различных медицинских учреждений в профилактике ВИЧ-инфекции.

Мероприятия, осуществляемые организациями различного профиля, должны быть четко определены директивными документами и обеспечены инструктивными материалами. В федеральной, региональных и городских программах по профилактике и борьбе со СПИДом целесообразно запланировать расходы на обучение медицинского персонала, подготовку учебных и профилактических материалов, необходимых для проведения профилактических мероприятий среди пациентов медицинских учреждений, а так же фонд оплаты работы исполнителей. Организация мероприятий возлагается на администрацию медицинского учреждения.

Лечебно-профилактические учреждения общего профиля.

Во всех лечебно-профилактических учреждениях, независимо от ведомственного подчинения, должны быть лица, ответственные за проведение профилактических мероприятий по ВИЧ-инфекции и обучение персонала и клиентов учреждения, прошедшие соответствующую подготовку.

Учреждения должны иметь в доступном для больных и посетителей месте наглядную агитацию по предупреждению половой передачи ВИЧ и по предупреждению потребления наркотиков, содержащую информацию о возможности передачи ВИЧ и вирусов гепатитов, в том числе при приеме наркотиков, о методах предупреждения заражения. Рекомендуется предоставлять посетителям в режиме свободного доступа те же информационные листки и буклеты соответствующего содержания.

В случае обнаружения лиц, относящихся к уязвимым по ВИЧ-инфекции группам населения, например, лиц, подозрительных на употребление психотропных препаратов, лицо, ответственное за профилактические мероприятия по ВИЧ-инфекции, должно провести с таким пациентом беседу (консультирование) по вопросам предупреждения ВИЧ-инфекции. Консультация должна фиксироваться в текущей документации (амбулаторные карты, истории болезни).

Организации акушерского и гинекологического профиля должны быть одним из важнейших структурных подразделений, проводящим профилактическую работу среди женского населения, подготовку по предупреждению передачи ВИЧ. В связи с этим весь персонал соответствующих учреждений должен пройти базовое обучение по предупреждению распространения ВИЧ, гепатитов и других ИППП. В каждом учреждении должен быть специалист, имеющий сертификат о том, что он прошел обучение по предупреждению передачи ВИЧ от беременной ВИЧ-инфицированной женщины ее будущему ребенку, а так же по консультированию по вопросам ВИЧ-инфекции.

Женщины, из угрожаемых по ВИЧ контингентов населения, обращающиеся за медицинской помощью должны получать дополнительную информацию о путях предотвращения заражения ВИЧ.

Все учреждения и подразделения акушерско-гинекологического профиля должны быть оснащены информационными материалами по профилактике ВИЧ-инфекции, доступными для пациентов.

Организации дерматовенерологического профиля, должны, помимо лечения ИППП, проводить постоянное обучение обращающегося за помощью населения методам предупреждения заражения ВИЧ и ИППП. Весь персонал соответствующих учреждений должен пройти базовое обучение по предупреждению распространения ВИЧ, гепатитов и других ИППП. В каждом учреждении должен быть специалист, обученный консультированию по вопросам ВИЧ-инфекции.

Все лица с подозрением или диагностированными ИППП должны получать дополнительную информацию о способах предупреждения ВИЧ-инфекции.

Все подразделения должны быть оснащены информационными материалами по профилактике ВИЧ-инфекции, доступными для пациентов.

Инфекционные стационары для лечения пациентов с вирусными гепатитами являются важными пунктами профилактики заражения ВИЧ, так как заражение вирусными гепатитами с парентеральным путем заражения часто предшествует заражению ВИЧ. В большинстве случаев обнаружение гепатитов B или C указывает на наличие у пациента риска заражения ВИЧ-инфекцией.

В связи с этим весь персонал "гепатитных" отделений должен пройти обучение по предупреждению распространения ВИЧ и гепатитов. Все профильные отделения должны быть оснащены информационными материалами по профилактике ВИЧ-инфекции. Кроме мероприятий, общих для всех лечебно-профилактических учреждений, персонал отделений должен проводить консультирование по предупреждению заражения ВИЧ с каждым пациентом с гепатитами B и C, что должно быть отмечено в истории болезни. ВИЧ-инфицированные лица, получающие помощь в данных учреждениях должны быть проконсультированы специалистами СПИД-центров.

Учреждения для лечения зависимости от психотропных веществ или последствий их применения. Все учреждения этого профиля, не зависимо от формы собственности и объема оказываемых услуг, включая научно-исследовательские и образовательные, должны иметь в штате сотрудника, обученного навыкам консультирования по ВИЧ-инфекции. Все пациенты этих учреждений должны в обязательном порядке пройти консультирование по вопросам ВИЧ/СПИД и способам их предупреждения, что должно быть отражено в документации. Все учреждения, оказывающие услуги этого типа, обязаны оказывать помощь ВИЧ-инфицированным лицам наравне с другими пациентами. ВИЧ-инфицированные лица, получающие помощь в данных учреждениях, должны быть проконсультированы специалистами СПИД-центров.

Медицинские пункты учебных заведений и предприятий использовать для распространения профилактической информации и непосредственного обучения лиц, обращающихся за медицинской помощью.

Организации, занимающиеся розничной продажей презервативов, шприцев и игл (аптеки). Во всех аптеках, независимо от формы собственности, должны быть на видном месте расположены материалы, информирующие о путях заражения ВИЧ и способах предупреждения заражения.

Аптечные работники обязаны вручать всем лицам, приобретающим шприцы и иглы, печатные информационные материалы о путях предупреждения заражения ВИЧ и вирусными гепатитами.

Центры по профилактике и борьбе со СПИД должны:

a. организовывать проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ на подведомственной территории;

b. оказывать методическую и консультативную помощь всем лечебно-профилактическим учреждениям подведомственной территории в области профилактики ВИЧ-инфекции;

c. оказывать необходимую консультативную помощь специалистам других учреждений;

d. подготавливать инструктивные и информационные материалы и снабжать ими медицинские учреждения;

e. проводить консультирование и специфическое лечение ВИЧ-инфицированных лиц;

f. постоянно информировать руководство здравоохранения и население о ситуации по ВИЧ/СПИД в регионе и об эффективности осуществляемых программ по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции.


7. Роль других организаций в профилактике ВИЧ-инфекции.

Организации, занимающиеся санитарным просвещением населения должны в обязательном порядке включить в свои программы вопросы профилактики заражения ВИЧ и проводить соответствующую работу среди населения, используя доступные средства, включая электронные средства информации.

Общественные (неправительственные, некоммерческие) организации, а так же частные лица, декларирующие свое участие в обучение населения, в частности наркопотребителей, способам предупреждения заражения ВИЧ, могут осуществлять свою деятельность по программам, согласованным и утвержденным органами санитарно-эпидемиологического контроля и Госнаркоконтроля.


Промышленные предприятия, производящие шприцы и иглы, медицинское оборудование:

1. обязаны указывать на упаковках производимого товара информацию об их безопасном использовании (предупреждение об опасности повторного использования), а так же о путях предупреждения заражения ВИЧ и вирусными гепатитами;

2. развивать производство медицинского инструментария, обеспечивающего снижение риска травматизации персонала;

3. развивать производство саморазрушающихся шприцев.


Промышленные предприятия, производящие презервативы:

1. обязаны обеспечивать качество продукции;

2. снабжать каждую упаковку презервативов информацией о правильном использовании презервативов и сроке годности.

Органы Федеральной службы по надзору в области защиты прав потребителей и здоровья населения должны проводить контроль своевременного исполнения и надлежащим объемом проводимых на подведомственной территории мероприятий, постоянно информировать органы власти и местные средства массовой информации о ситуации по ВИЧ-инфекции и эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий.


  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconВ основе профилактики вич-инфекции среди детей и молодёжи лежит целый комплекс принципов, методов
Организация и проведение профилактической работы по проблеме вич/спида в учреждениях культуры. Инновационные...
Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconМетодика обучения чистке зубов пациентов различных возрастных групп. Профессиональная гигиена полости
Особенности проведения стоматологического просвещения среди различных контингентов населения
Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconМетодические рекомендации для студентов по курсу «Профилактика вич-инфекции среди несовершеннолетних

Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconРаспространенность вич-инфекции и спид среди граждан Украины на 01. 01. 2010 р. (по данным диспансерного

Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconРаспространенность вич-инфекции и спид среди граждан Украины на 01. 01. 2010 р. (по данным диспансерного

Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconРаспространенность вич-инфекции и спид среди граждан Украины на 01. 01. 2010 р. (по данным диспансерного

Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconРаспространенность вич-инфекции и спид среди граждан Украины на 01. 01. 2010 р. (по данным диспансерного

Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconМетодические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов Предисловие
Методические рекомендации предназначены педагогам и другим специалистам для проведения занятий по...
Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconЭпидситуация по вич-инфекции в Республике Беларусь
Вич-инфекции (показатель распространенности составил 116,5 на 100 тысяч населения). За 11 месяцев...
Организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации iconЗадачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по
Цель и задачи дисциплины: подготовить гигиениста стоматологического, владеющего методами проведения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы