1. Цель и задачи дисциплины: подготовить гигиениста стоматологического, владеющего методами проведения профилактики основных стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.
Задачи дисциплины:
Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Проведение стоматологических осмотров населения.
Выявление факторов риска возникновения стоматологических заболеваний.
Осуществление профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом уровнях.
Осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.
Гигиенист стоматологический должен знать и уметь использовать.
Анатомию, физиологию зубочелюстной системы.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности строения зубочелюстной системы.
Методы контроля за перекрестной инфекцией на амбулаторном стоматологическом приеме.
Основы микробиологии, состав микрофлоры полости рта.
Меры профилактики заражения врача, среднего медицинского персонала и пациента на амбулаторном стоматологическом приеме.
Принципы профилактики боли на амбулаторном стоматологическом приеме, медикаментозные средства для премедикации.
Порядок и методы обследования стоматологических больных, критерии оценки состояния твёрдых тканей зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта, гигиенического состояния полости рта.
Основы эпидемиологии, распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний.
Принципы проведения эпидемиологического стоматологического обследования населения, его цели, задачи, методики, регистрацию данных.
Этиологию, патогенез, клиническую картину и способы диагностики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).
Методы и средства профилактики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).
Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний.
Принципы диспансеризации населения у стоматолога.
Общие принципы диагностики и лечения повреждений зубов, челюстных костей и мягких тканей челюстно-лицевой области.
Изменения в полости рта при сопутствующих соматических заболеваниях.
Основные принципы диагностики, лечения, диспансеризации больных с опухолями и опухолеподобными образованиями челюстно-лицевой области; принцип онкологической настороженности на амбулаторном стоматологическом приеме.
^
Овладение знаниями по предмету «Стоматологические заболевания с основами профилактики» на уровне, обеспечивающем современные представления о стоматологической заболеваемости среди населения и о методах и средствах профилактики основных стоматологических заболеваний.
Коммуникативность:
Уметь профессионально использовать знания и современные достижения по профилактике стоматологических заболеваний при общении с коллегами и проведении профилактических мероприятий среди пациентов.
^
Проведения профилактических осмотров детей и взрослых.
Регистрации состояния твёрдых тканей зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, гигиены полости рта.
Регистрации данных эпидемиологического стоматологического обследования.
Диагностики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).
Выявления и устранения факторов риска основных стоматологических заболеваний.
Применения методов и средств первичной профилактики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий) среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровне.
Оказания первой помощи при травмах и повреждениях челюстно-лицевой области.
Осуществление принципа онкологической настороженности на амбулаторном стоматологическом приеме.
Осуществление мер предосторожности заражения гепатитом и ВИЧ -инфекции на стоматологическом приеме.
Гигиенист стоматологический должен иметь представление:
о стоматологической заболеваемости населения зарубежных стран и России и тенденции их развития;
об опыте и эффективности профилактической стоматологии за рубежом и в России.
^
Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественно-научным и клиническим дисциплинам, в том числе по: анатомии и физиологии человека, микробиологии, первой медицинской помощи, организации здравоохранения, клиническому материаловедению, гигиене полости рта, стоматологическому просвещению.
^
Вид учебной работы
|
Всего
|
Семестры
|
|
часов
|
II
|
III
|
IV
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
745
|
321
|
196
|
228
|
Аудиторные занятия:
|
497
|
229
|
112
|
156
|
- лекции, семинары
|
41
|
16
|
14
|
11
|
- практические занятия
|
456
|
213
|
98
|
145
|
Самостоятельная работа
|
248
|
92
|
84
|
72
|
Формы текущего контроля
|
тестирование, решение ситуационных задач, собеседование, контроль мануальных навыков
|
* экзамен после IV семестра
^
№
|
Разделы дисциплины
|
Количество часов
|
Всего
|
|
|
Лекции,
семинары
|
Пр.зан.
|
Самост
работа
|
|
1.
|
Эпидемиология стоматологических заболеваний
|
3
|
34
|
18
|
55
|
2.
|
Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация в полости рта.
|
5
|
61
|
18
|
84
|
3.
|
Кариес зубов. Методы и средства профилактики кариеса.
|
11
|
146
|
44
|
201
|
4.
|
Очаговая деминерализация эмали.
|
2
|
12
|
12
|
26
|
5.
|
Некариозные поражения твердых тканей зубов. Профилактика некариозных поражений.
|
2
|
19
|
18
|
39
|
6.
|
Болезни пародонта. Профилактика воспалительных заболеваний тканей пародонта.
|
3
|
25
|
18
|
46
|
7.
|
Зубочелюстные аномалии и деформации (ЗЧА). Методы профилактики ЗЧА.
|
3
|
18
|
18
|
39
|
8.
|
Заболевания слизистой оболочки полости рта. Профилактика заболеваний слизистой оболочки.
|
3
|
18
|
18
|
39
|
9.
|
Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.
|
3
|
21
|
18
|
42
|
10.
|
Травмы и повреждения челюстно-лицевой области.
|
1
|
11
|
12
|
24
|
11.
|
Опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области.
|
1
|
5
|
12
|
18
|
12.
|
Профилактика боли в стоматологии. Основы премедикации.
|
1
|
5
|
12
|
18
|
13.
|
Диспансеризация населения у стоматолога. Санация полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний.
|
1
|
11
|
12
|
24
|
14.
|
Особенности проведения профилактики среди различных групп населения.
|
2
|
70
|
18
|
90
|
|
ВСЕГО
|
41
|
456
|
248
|
745
|
^
№
|
Тема
|
Количество часов
|
|
|
лекции, семинары
|
пр. зан.
|
Всего
|
|
^
|
16
|
213
|
229
|
|
Эпидемиология стоматологических заболеваний. Основные стоматологические заболевания и современные тенденции в их развитии. Распространённость и интенсивность заболеваний.
|
1
|
12
|
13
|
|
Общие методы профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый образ жизни, сбалансированное питание, стоматологическое просвещение, санация полости рта, диспансеризация.
|
1
|
12
|
13
|
|
Структура и свойства эмали. Формирование и минерализация тканей зубов в антенатальный период и после рождения. Факторы, определяющие резистентность эмали.
|
1
|
12
|
13
|
|
Кариес зубов. Классификация, этиология, патогенез, диагностика. Распространённость и интенсивность кариеса зубов. Индексы интенсивности кариеса: КПУ, кп зубов и поверхностей.
|
2
|
24
|
26
|
|
Понятие о кариесогенной ситуации. Роль общих и местных кариесогенных факторов. Механизм их действия.
|
1
|
12
|
13
|
|
Этиопатогенетические пути профилактики кариеса.
|
1
|
12
|
13
|
|
Значение зубного налёта в возникновении кариесогенной ситуации. Кариесогенные микроорганизмы. Гигиена полости рта, её роль в профилактике кариеса.
|
1
|
25
|
26
|
|
Роль нарушения питания (повышенное употребление углеводов, состав, консистенция и др.) в возникновении кариеса. Сбалансированное питание, как метод профилактики кариеса. Принципы устранения кариесогенных факторов, касающихся вопросов питания.
|
1
|
12
|
13
|
|
Фтор, его свойства, нахождение в окружающей среде, распределение в оргазме, метаболизм. Роль недостатка фторидов в формировании кариеснеустойчивой эмали.
|
1
|
12
|
13
|
|
Методы фторидпрофилактики кариеса зубов. Методы системного введения фторидов в организм: фторирование питьевой воды, соли, молока, фтористые таблетки.
|
2
|
18
|
20
|
|
Методы местного применения фторидов: фтористые лаки, гели, фторидсодержащие полоскания, фторидсодержащие зубные пасты.
|
1
|
25
|
26
|
|
Профилактика ранних форм кариеса в период прорезывания постоянных зубов у детей.
|
1
|
12
|
13
|
|
Профилактика фиссурного кариеса. Метод герметизации фиссур. Материалы для герметизации фиссур.
|
1
|
25
|
26
|
^
|
14
|
98
|
112
|
|
Состав и свойства ротовой жидкости и её значение в созревании эмали, процессах реминерализации.
|
1
|
6
|
7
|
|
Очаговая деминерализация. Понятие о проницаемости эмали, минерализации, деминерализации, реминерализации. Выявление ранних форм кариеса. Принципы лечения очаговой деминерализации. Использование реминерализирующих средств и растворов.
|
1
|
6
|
7
|
|
Некариозные поражения эмали. Классификация. Этиология и патогенез флюороза. Системная и местная гипоплазия. Дифференциальная диагностика флюороза с кариесом в стадии пятна.
|
1
|
13
|
14
|
|
Профилактика некариозных поражений: местной и системной гипоплазии и др.
|
1
|
6
|
7
|
|
Антенатальная профилактика кариеса зубов. Взаимосвязь течения беременности, стоматологического статуса матери и состояния зубочелюстной системы ребёнка.
|
1
|
6
|
7
|
|
Классификация заболеваний пародонта. Этиология, патогенез, клиника, диагностика воспалительных заболеваний пародонта: гингивит, пародонтит. Распространённость и интенсивность заболеваний пародонта. Исследование тканей пародонта. Пародонтальные индексы CPITN, PMA.
|
2
|
12
|
14
|
|
Профилактика заболеваний пародонта. Этиопатогенетические пути профилактики воспалительных заболеваний пародонта
|
1
|
13
|
14
|
|
Анатомо-функциональная характеристика развития прикуса ребёнка. Физиологические и патологические прикусы у детей.
|
1
|
6
|
7
|
|
Выявление зубочелюстных аномалий и деформаций. Вредные привычки у детей и их последствия.
|
1
|
6
|
7
|
|
Профилактика зубочелюстных аномалий (ЗЧА). Факторы риска возникновения ЗЧА и способы их устранения. Методы профилактики ЗЧА.
|
1
|
6
|
7
|
|
Заболевания слизистой оболочки полости рта. Классификация. Этиология, патогенез, диагностика. Изменения в полости рта при системных и сопутствующих заболеваниях организма.
|
1
|
6
|
7
|
|
Проявления венерической и ВИЧ инфекции в полости рта. Профилактика вирусного гепатита, венерических заболеваний и ВИЧ-инфицирования в стоматологических отделениях.
|
1
|
6
|
7
|
|
Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта.
|
1
|
6
|
7
|
^
|
11
|
145
|
156
|
|
Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Одонтогенные воспалительные заболевания: пульпит, периодонтит, периостит, остеомиелит, абсцессы и флегмоны.
|
2
|
16
|
18
|
|
Травмы челюстно-лицевой области. Повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей. Общие принципы диагностики и лечения.
|
1
|
11
|
12
|
|
Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей и костей лица. Общие принципы диагностики, лечения и диспансеризации больных.
|
1
|
5
|
6
|
|
Профилактика боли в стоматологии. Основы премедикации.
|
1
|
5
|
6
|
|
Профилактика хирургических заболеваний челюстно-лицевой области.
|
1
|
5
|
6
|
|
Санация полости рта и её роль в профилактике стоматологических заболеваний. Диспансеризация детей у стоматолога.
|
1
|
11
|
12
|
|
Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Цели, задачи, этапы, методика и регистрация результатов эпидемиологического обследования.
|
2
|
22
|
24
|
|
Особенности проведения профилактических мероприятий среди различных контингентов населения.
|
2
|
10
|
12
|
|
Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у детей дошкольного возраста. Проведение групповой профилактики в детском саду.
|
-
|
24
|
24
|
|
Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у детей школьного возраста. Проведение групповой профилактики в школе.
|
-
|
24
|
24
|
|
Проведение профилактических мероприятий в женских консультациях.
|
-
|
12
|
12
|
|
ВСЕГО:
|
41
|
456
|
497
|
^
№ п/п
|
Наименование темы
|
Содержание самостоятельной работы
|
Вид
контроля
|
Часы
|
1.
|
Эпидемиология стоматологических заболеваний
|
1. Работа с литературой
2. Решение ситуационных задач
3. Изучение карты регистрации данных эпидемиологического стоматологического обследования ВОЗ (1995).
|
Тестовый контроль, собеседование.
|
18
|
2.
|
Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация в полости рта.
|
1. Работа с литературой
2. Подготовка рефератов по темам:
а) Кариесрезистентность эмали и факторы, влияющие на нее.
б) Факторы риска возникновения кариеса зубов.
|
Собеседование, тестовый контроль, представление рефератов.
|
18
|
3.
|
Кариес зубов. Методы и средства профилактики кариеса.
|
1. Работа с литературой
2. Отработка на фантомах манипуляций: покрытие зубов фторлаком, герметизация фиссур
3. Подготовка таблицы: «Сроки закладки и минерализации временных и постоянных зубов»
4. Подготовка рефератов по темам:
а) Современные представления о механизме действия фторидов.
б) Фторидсодержащие зубные пасты и их роль в профилактике кариеса.
в) Современные подходы к герметизации фиссур.
|
Тестовый контроль, собеседование, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков, представление рефератов.
|
44
|
4.
|
Очаговая деминерализация эмали.
|
1. Работа с литературой
2. Отработка на фантомах различных методик реминерализирующей терапии.
3. Подготовка реферата по теме: «Современные представ-ления о механизмах де- и реминерализации эмали».
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление реферата.
|
12
|
5.
|
Некариозные поражения твердых тканей зубов. Профилактика некариозных поражений.
|
1. Работа с литературой.
2. Составление схемы дифференциальной диагностики очаговой деминерализации эмали, флюороза и гипоплазии.
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
18
|
6.
|
Болезни пародонта. Профилактика воспалительных заболеваний тканей пародонта.
|
1. Работа с литературой
2. Подготовка таблиц со схемами определения индексов регистрации состояния тканей пародонта
3. Подготовка реферата по теме: «Роль гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта».
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление рефератов.
|
18
|
7.
|
Зубочелюстные аномалии и деформации (ЗЧА). Методы профилактики ЗЧА.
|
1. Работа с литературой
2. Подготовка таблиц:
а) «Морфо-функциональная характеристика периодов развития зубочелюстной системы»
б) «Сроки прорезывания временных и постоянных зубов»
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
18
|
8.
|
Заболевания слизистой оболочки полости рта. Профилактика заболеваний слизистой оболочки.
|
1. Работа с литературой.
2. Составление схемы дифференциальной диагностики заболеваний слизистой оболочки полости рта.
3. Подготовка реферата по теме: «Проявление ВИЧ-инфекции в полости рта. Меры защиты медицинского персонала на стоматологическом приеме».
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление рефератов и схемы.
|
18
|
9.
|
Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.
|
1. Работа с литературой.
2. Составление таблицы: «Основные клинические проявления одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области».
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуац. задач, представление таблицы.
|
18
|
10.
|
Травмы и повреждения челюстно-лицевой области.
|
1. Работа с литературой.
2. Составление схемы оказания первой помощи при различных травмах челюстно-лицевой области.
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуац. задач, представление схемы
|
12
|
11.
|
Опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области.
|
1. Работа с литературой.
2. Составление таблицы: «Основные клинические проявления и принципы диагностики опухолевых и опухолеподобных образований челюстно-лицевой области».
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление таблиц.
|
12
|
12.
|
Профилактика боли в стоматологии. Основы премедикации.
|
1. Работа с литературой.
2. Составление таблицы «Сравнительная характеристика местных анестетиков».
|
Собеседование, тестовый контроль, представление таблиц решение ситуационных задач.
|
12
|
13.
|
Диспансеризация населения у стоматолога. Санация полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний.
|
1. Работа с литературой.
2. Разработка и составление схем проведения диспансеризации среди различных возрастных групп населения.
|
Собеседование, тестовый контроль, представление схем решение ситуационных задач.
|
12
|
14.
|
Особенности проведения профилактически среди различных групп населения.
|
1. Работа с литературой.
2. Разработка и составление схем проведения профилактических мероприятий среди различных групп населения.
|
Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление схем.
|
18
|
Всего
|
|
248
|
^
По окончании изучения предмета "Стоматологические заболевания и их профилактика" студент должен:
знать основы эпидемиологии, распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний;
знать вопросы организации эпидемиологического стоматологического обследования;
знать цели, задачи, методики, регистрацию данных эпидемиологического стоматологического обследования;
знать индексы интенсивности кариеса: КПУ, кп зубов и поверхностей;
знать пародонтальные индексы: СРIТN, РМА;
знать вопросы этиологии, патогенеза, клиники и диагностики кариеса зубов;
знать роль общих и местных кариесогенных факторов, механизм их действия;
знать значение зубного налета в возникновении кариесогенной ситуации;
знать роль нарушения питания в возникновении кариеса;
знать роль недостатка фтора в формировании кариеснеустойчивой эмали;
знать состав и свойства ротовой жидкости;
знать понятие о проницаемости, минерализации, деминерализации и реминерализации эмали;
знать этиологию и патогенез некариозных поражений твердых тканей зубов;
знать этиологию, патогенез, клинику и диагностику воспалительных заболеваний пародонта: гингивита и пародонтита;
знать анатомо-функционапьные характеристики периодов развития зубочелюстной системы;
знать физиологические и патологические прикусы у детей;
знать причины возникновения зубочелюстных аномалий и деформаций;
знать основные клинические проявления заболеваний слизистой оболочки полости рта, проявления ВИЧ и венерической инфекции;
знать изменения в полости рта при сопутствующих заболеваниях организма;
знать этиологию, патогенез, клинику и диагностику воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области;
знать общие принципы диагностики и лечения повреждений зубов, челюстных костей и мягких тканей;
знать основные принципы диагностики, лечения, диспансеризации больных с опухолями и опухолеподобными образованиями челюстно-лицевой области.
знать методы профилактики стоматологических заболеваний;
знать профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний;
знать этиопатогенетические пути профилактики кариеса;
знать методы системного введения фторидов в организм;
знать методы местного применения фторидов;
знать методы герметизации фиссур;
знать принципы антенатальной профилактики кариеса;
знать методы профилактики ранних форм кариеса;
знать принципы лечения очаговой деминерализации;
знать методы профилактики некариозных поражений;
знать методы и средства профилактики заболеваний пародонта;
знать методы профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта;
знать методы профилактики вирусного гепатита, венерических заболеваний и ВИЧ инфекции на приеме у стоматолога;
знать методы профилактики зубочелюстных аномалий;
знать методы профилактики хирургических заболеваний челюстно-лицевой области;
знать роль санации полости рта в профилактике осложнений кариеса, заболеваний пародонта и других стоматологических заболеваний;
знать медикаментозные средства для премедикации на стоматологическом приеме;
знать вопросы диспансеризации детей у стоматолога;
знать организацию и проведение групповой профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта в организованных детских коллективах;
знать профилактические мероприятия, проводимые среди беременных женщин.
уметь регистрировать стоматологический статус пациентов во время эпидемиологического обследования по критериям ВОЗ;
уметь проводить стоматологические профилактические осмотры пациентов различного возраста и регистрировать стоматологический статус;
уметь определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кп зубов и поверхностей;
уметь определять состояние тканей пародонта с помощью индексов СРIТМ, РМА;
уметь выявлять аномалии слизистой оболочки полости рта (уздечек языка, губ, мелкое преддверие);
уметь выявлять зубо-челютстные аномалии и деформации;
уметь выявлять вредные привычки у детей;
уметь диагностировать очаговую деминерализацию, проводить пробу с метиленовой синью;
уметь диагностировать кариес;
уметь диагностировать некариозные поражения твердых тканей зубов;
уметь диагностировать воспалительные заболевания пародонта: гингивит, пародонтит;
уметь соблюдать принцип ВИЧ настороженности;
уметь диагностировать воспалительные заболевания челюстно-лицевой области;
уметь оказывать первую помощь при травмах и повреждениях челюстно-лицевой области;
уметь осуществлять принцип онкологической настороженности.
уметь покрывать зубы фторлаком и фторгелем;
уметь проводить аппликации и полоскания реминерализирующими средствами;
уметь применять растворы фторида натрия в различной концентрации индивидуально и в группе детей;
уметь применять реминерализирующие средства индивидуально и в группе детей;
уметь выписать рецепт таблеток фторида натрия;
уметь проводить профилактику ранних форм кариеса в период прорезывания постоянных зубов;
уметь проводить комплекс миогимнастических упражнений для профилактики ЗЧА;
уметь осуществлять профессиональную гигиену;
уметь проводить индивидуальную и групповую профилактику стоматологических заболеваний у детей в условиях поликлиник, детских садов и школ;
уметь проводить "уроки здоровья" в организованных детских коллективах;
уметь осуществлять профилактические мероприятия среди беременных женщин.
^
а) Основная литература:
Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. // М., 2001
Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта // М., Медицина, 1991 - 304 с.
Колесов А.А. с соавт. Стоматология детского возраста.//М., Медицина, 1991, 464 - С.
Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.
Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний.//М., МГМСУ, 2001. – 189 С.
Кузьмина Э.М., Смирнова Т.А. Фториды в клинической стоматологии. // М., МГМСУ, 2001. - 32 С.
Кузьмина Э.М. с соавт. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин и детей раннего возраста. // Метод. реком. - М., ММСИ. - 1999. - 36 С.
Кузьмина Э.М. с соавт. Критерии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний. // Метод.реком. - М., ММСИ, 1996. - 36 С.
Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология.//М., 20001.
Пахомов Г.Н. с соавт. Фторирование молока для профилактики кариеса.//М.-Ж., 1998.
Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология .//М., Медицина, 1995 -415с.
Pollard M.A., Dugagal M.S. Стратегии в профилактике кариеса.// Belgium, 1995.-22С.
б) Дополнительная литература:
Боровский Е.В. Профилактика заболеваний полости рта Мед.помощь. - М., 1995. - № 6 с. 41-43.
Боровский Е.В., Машкиллейсон А.Л. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ. // М., “Медицина”, 1984.
Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога М., Медицина, 1998. -256с.
Егоров П.М. Местное обезболивание в стоматологии. М., Медицина 1985 - 160 с.
Дональд А., Фэлэйс С. Экстренная помощь в стоматологии. // М., Медицинская литература, 2001. - 435 С.
Заболевания пародонта: Атлас./ Под ред. Н.Ф. Данилевского М., Медицина, 1993 - 320с.
Иванов В.С. Заболевания пародонта М., Медицина 1989 - 272с.
Леус П.А. Коммунальная стоматология. // ОАО «Брестская типография», 2000. - 284 С.
Международная классификация стоматологических болезней на основе МКБ-10. 3-е изд-е. // ВОЗ, Женева, 1997. - 248 С.
Рабинович С.А. Современные технологии местного обезболивания в стоматологии. // М., 2000. - 144 С.
Рентгенодиагностика заболеваний челюстно-лицевой области. Руководство для врачей. / Под. Редакцией Рабухиной Н.А., Чупрыниной Н.М. - М., Медицина, 1991. - 368 С.
Стоматологические обследования. Основные методы. 4 издание ВОЗ, Женева, 1997г.
Стоматологическая заболеваемость населения России. Под редакцией проф. Э.М.Кузьминой. // М., 1999.
Хоменко Л.А. с соавт. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта. // Киев, Книга плюс, 2001 - 206 С.
Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М. с соавт. Профилактика зубо-челюстных аномалий. // Ереван, “Луйс”, 1986.
Axelsson P. Diagnosis and risk prediction of dental caries.// Quintessence Publishing Co, Inc. - 2000. - 307 P.P.
Contemporary periodontics. Ed. by R.J.Genco, H.M.Goldman, D.W.Conen. // The C.V. Mosby Company, St. Louis - Baltimore - Philadelphia - Toronto, 1990. - 729 P.P.
The dentition and dental care. Ed. by R.J.Elderton. // Heinemann Medical Books. - Oxford, 1990. - 515 P.P.
Harris N.O., Garcia-Godoy F. Primary preventive dentistry. 5th ed.// Appleton&Lange. - Stamford, Connecticut. - 658 P.P.
Murray J.J. Appropriate use of fluorides for human health. //WHO, Geneva, 1986. - 132 P.P.
Pediatric dentistry. Ed. by Welbury R.R. // Oxford-New York-Tokyo, Oxford University Press, 1997. - 402 P.P.
Positive dental prevention. Ed. by R.J.Elderton. // William Heinemann Medical Books, London, 1987. - 146 P.P.
Prevention of oral diseases. // WHO, Geneva, 1987. - 83 P.P.
Riete P. Kariesprophylaxe und konservierend therapie. //Georg Thieme Verlag, Stuttdart - New York, 1994.
Schou L., Blinkhorn A.S. Oral health promotion. // Oxford-New York-Toronto, Oxford University Press, 1993. - 277 P.P.
Smith G.E. Fluoride and fluoridation. // Soc. Sci. Med. - 1988. - V.26, N 4. - P. 451 - 462.
Textbook of clinical cariology. Ed. by A.Thylstrup, O.Fejerskov. 2nd ed.// Munksgaard, Copenhagen, 1994. - 420 P.P.
Toth K. Caries prevention by domestic salt fluoridation. // Akademia Kiado, Budapest, 1984. - 250 P.P.
^
Учебные комнаты.
Учебно-методическая литература.
Наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.
Средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки.
Пациенты клиник, группы детей разного возраста в организованных детских коллективах.
^
Кабинеты стоматологических поликлиник детских и взрослых с соответствующим оборудованием, инструментарием, медикаментозным оснащением, средствами профилактики, стоматологические кабинеты в женских консультациях, детских дошкольных учреждениях, школах, кабинеты профилактики.
Учебные комнаты, оснащенные средствами для просмотра слайдов и пленок, телевизором, видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов, таблицами, схемами, муляжами, тренажёрами, плакатами и др.
^
В процессе обучения студентов по дисциплине «Стоматологические заболевания и их профилактика» основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинары и практические занятия, и самостоятельная работа учащегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.
На лекции выносятся наиболее сложные разделы программы, продолжительность лекций обычно составляет 2 часа.
Семинар предусматривает активное участие обучающихся в обсуждаемом вопросе, является связующим звеном между теоретическим освоением дисциплины и применением его положений на практике. Семинары способствуют развитию самостоятельности, активному и эффективному овладению учебным материалом и являются предпосылкой формирования профессиональных качеств специалиста (умение четко и ясно изложить материал).
Практическое занятие со студентами состоит из следующих этапов:
проверка исходных знаний (с помощью контрольных вопросов и тестов)
беседа по теме занятия с клиническим разбором тематических больных, демонстрацией методик (при отсутствии тематических больных - демонстрация слайдов)
отработка методик на фантомах, прием пациентов.
подведение итогов занятия с обсуждением работы каждого студента
Для успешного освоения дисциплины каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, тестами, ситуационными задачами), возможностью отработки мануальных навыков на фантомах и тренажерах, работой с пациентами, а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, написание рефератов по выбранной теме, подготовку схем и таблиц, соответствующих тематике занятий, отработку практических умений на фантомах и тренажерах.
Контроль теоретических знаний и практических умений осуществляется по балльно - рейтинговой системе с помощью тестового контроля (исходного, текущего, итогового), решения ситуационных задач, собеседования, контроля практических умений. По окончании II семестра проводится итоговый контроль знаний в форме зачета. В конце III и IV семестров проводится экзамен по дисциплине «Стоматологические заболевания и их профилактика». Вопросы по данной дисциплине включены в итоговую государственную аттестацию.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Стоматологические заболевания и их профилактика» составлена Э.М.Кузьминой, профессором, доктором мед. наук, зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ и Т.А.Козичевой, кандидатом мед. наук, доцентом кафедры профилактики стоматологических заболеваний.
|