Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения





Скачать 400.96 Kb.
Название Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения
Дата 10.02.2013
Размер 400.96 Kb.
Тип Документы
1. Цель и задачи дисциплины: подготовить гигиениста стоматологического, владеющего методами проведения профилактики основных стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.

Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Проведение стоматологических осмотров населения.

  • Выявление факторов риска возникновения стоматологических заболеваний.

  • Осуществление профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом уровнях.

  • Осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья.


2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Гигиенист стоматологический должен знать и уметь использовать.

  • Анатомию, физиологию зубочелюстной системы.

  • Анатомо-физиологические и возрастные особенности строения зубочелюстной системы.

  • Методы контроля за перекрестной инфекцией на амбулаторном стоматологическом приеме.

  • Основы микробиологии, состав микрофлоры полости рта.

  • Меры профилактики заражения врача, среднего медицинского персонала и пациента на амбулаторном стоматологическом приеме.

  • Принципы профилактики боли на амбулаторном стоматологическом приеме, медикаментозные средства для премедикации.

  • Порядок и методы обследования стоматологических больных, критерии оценки состояния твёрдых тканей зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта, гигиенического состояния полости рта.

  • Основы эпидемиологии, распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний.

  • Принципы проведения эпидемиологического стоматологического обсле­дования населения, его цели, задачи, методики, регистрацию данных.

  • Этиологию, патогенез, клиническую картину и способы диагностики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).

  • Методы и средства профилактики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).

  • Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний.

  • Принципы диспансеризации населения у стоматолога.

  • Общие принципы диагностики и лечения повреждений зубов, челюстных костей и мягких тканей челюстно-лицевой области.

  • Изменения в полости рта при сопутствующих соматических заболеваниях.

  • Основные принципы диагностики, лечения, диспансеризации больных с опухолями и опухолеподобными образованиями челюстно-лицевой области; принцип онкологической настороженности на амбулаторном стоматологическом приеме.


^ Уровень компетентности:

Овладение знаниями по предмету «Стоматологические заболевания с основами профилактики» на уровне, обеспечивающем современные представления о стоматологической заболеваемости среди населения и о методах и средствах профилактики основных стоматологических заболеваний.


Коммуникативность:

Уметь профессионально использовать знания и современные достижения по профилактике стоматологических заболеваний при общении с коллегами и проведении профилактических мероприятий среди пациентов.


^ Гигиенист стоматологический должен иметь навыки:

  • Проведения профилактических осмотров детей и взрослых.

  • Регистрации состояния твёрдых тканей зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, гигиены полости рта.

  • Регистрации данных эпидемиологического стоматологического обследования.

  • Диагностики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).

  • Выявления и устранения факторов риска основных стоматологических заболеваний.

  • Применения методов и средств первичной профилактики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий) среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровне.

  • Оказания первой помощи при травмах и повреждениях челюстно-лицевой области.

  • Осуществление принципа онкологической настороженности на амбулаторном стоматологическом приеме.

  • Осуществление мер предосторожности заражения гепатитом и ВИЧ -инфекции на стоматологическом приеме.


Гигиенист стоматологический должен иметь представление:

  • о стоматологической заболеваемости населения зарубежных стран и России и тенденции их развития;

  • об опыте и эффективности профилактической стоматологии за рубежом и в России.


^ Основные знания, необходимые для изучения дисциплины.

Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, есте­ственно-научным и клиническим дисциплинам, в том числе по: анатомии и физиологии человека, микробиологии, первой медицинской помощи, орга­низации здравоохранения, клиническому материаловедению, гигиене по­лости рта, стоматологическому просвещению.


^ 3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

Семестры




часов

II

III

IV

Общая трудоемкость дисциплины

745

321

196

228

Аудиторные занятия:

497

229

112

156

- лекции, семинары

41

16

14

11

- практические занятия

456

213

98

145

Самостоятельная работа

248

92

84

72

Формы текущего контроля

тестирование, решение ситуационных задач, собеседование, контроль мануальных навыков

* экзамен после IV семестра


^ 4.Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Разделы дисциплины

Количество часов

Всего







Лекции,

семинары

Пр.зан.

Самост

работа




1.

Эпидемиология стоматологических заболеваний

3

34

18

55

2.

Кариесрезистентность эмали. Карие­согенная ситуация в полости рта.

5

61

18

84

3.

Кариес зубов. Методы и средства профилактики кариеса.

11

146

44

201

4.

Очаговая деминерализация эмали.

2

12

12

26

5.

Некариозные поражения твердых тканей зубов. Профилактика некариозных поражений.

2

19

18

39

6.

Болезни пародонта. Профилактика воспалительных заболеваний тканей пародонта.

3

25

18

46

7.

Зубочелюстные аномалии и деформации (ЗЧА). Методы профилактики ЗЧА.

3

18

18

39

8.

Заболевания слизистой оболочки полости рта. Профилактика заболеваний слизистой оболочки.

3

18

18

39

9.

Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.

3

21

18

42

10.

Травмы и повреждения челюстно-лицевой области.

1

11

12

24

11.

Опухоли и опухолеподобные образо­вания челюстно-лицевой области.

1

5

12

18

12.

Профилактика боли в стоматологии. Основы премедикации.

1

5

12

18

13.

Диспансеризация населения у сто­матолога. Санация полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний.

1

11

12

24

14.

Особенности проведения профилак­тики среди различных групп населения.

2

70

18

90




ВСЕГО

41

456

248

745



^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Эпидемиология стоматологических заболеваний

Основные стоматологические заболевания и современные тенденции в их развитии. Понятие о распространенности и интенсивности стоматоло­гических заболеваний. Индексы интенсивности, прирост интенсивности кариеса. Индексы регистрации состояния тканей пародонта. Уровни расп­ространённости и интенсивности кариеса и заболеваний пародонта по ВОЗ.

Цели, задачи, этапы, методы, регистрация и анализ результатов эпидемиологического стоматологического обследования населения. Ме­тодика обследования и карта регистрации ВОЗ (1995). Значение данных эпидемиологического стоматологического обследования для разработки и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний.


Раздел 2. Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация в полости рта.

Структура и свойства эмали. Формирование и минерализация тканей зубов в антенатальный период и после рождения. Созревание эмали после прорезывания. Факторы, определяющие резистентность эмали. Способы повышения кариесрезистентности эмали.

Понятие о кариесогенной ситуации в полости рта. Роль общих и местных кариесогенных факторов, механизм их действия. Значение зубного налета в возникновении кариесогенной ситуации. Кариесогенные микроорганизмы. Роль нарушения питания в возникновении кариеса. Роль недостатка фторидов в питьевой воде и окружающей среде в формировании кариесвосприимчивой структуры эмали. Способы устранения кариесогенной ситуации.


Раздел 3. Кариес зубов. Методы и средства профилактики кариеса.

Кариес зубов: классификация, этиология, патогенез, диагностика. Распространенность и интенсивность кариеса зубов. Индексы интенсивности кариеса: КПУ, кп зубов и поверхностей.

Общие методы профилактики кариеса: здоровый образ жизни, зака­ливание, сбалансированное питание, гигиена полости рта, стоматологичес­кое просвещение, санация полости рта, диспансеризация.

Антенатальная профилактика кариеса. Взаимосвязь течения беременности, стоматологического статуса матери и состояния зубочелюстной системы ребенка.

Специфические методы профилактики кариеса. Фтор, его свойства, нахождение фторидов в окружающей среде, его источники, распределение в организме, метаболизм. Роль фторидов в профилактике кариеса. Меха­низм действия методов фторидпрофилактики. Методы системного (эндогенного) введения фторидов в организм: фторирование питьевой во­ды, молока, соли, таблетки фторида натрия. Показания, противопоказания, дозировки, методика выполнения, персонал, эффективность применения, опыт за рубежом и в России.

Местные (экзогенные) средства фторидпрофилактики: фтористые лаки, гели, полоскания, фторидсодержащие зубные пасты. Показания, противопоказания, техника выполнения, эффективность.

Профилактика фиссурного кариеса. Метод герметизации фиссур. Материалы, показания, противопоказания, механизм действия, методики, эффективность.

Профилактика ранних форм кариеса в период прорезывания постоянных зубов у детей.


Раздел 4. Очаговая деминерализация эмали

Понятие о проницаемости, минерализации, де- и реминерализации эмали. Состав и свойства ротовой жидкости и ее значение в созревании эмали, процессах де- и реминерализации. Механизм развития очаговой деминерализации. Выявление ранних форм кариеса: осмотр, зондирование, витальное окрашивание эмали и др. Принципы лечения очаговой деминерализации. Реминерализирующие растворы, методики применения.


Раздел 5. Некариозные поражения твердых тканей зубов. Профилактика некариозных поражений.

Некариозные поражения твердых тканей зубов. Классификация.

Этиология, патогенез, клиническая картина флюороза. Токсичность соединений фтора. Оптимальные и потенциально вредные дозы фторидов. Коллективные и индивидуальные меры профилактики флюороза.

Этиология, патогенез, клиника системной и местной гипоплазии. Антенатальная и постнатальная профилактика системной гипоплазии. Профилактика и своевременное лечение кариеса временных зубов как метод профилактики местной гипоплазии.

Дифференциальная диагностика флюороза, гипоплазии и очаговой деминерализации эмали.


Раздел 6. Болезни пародонта. Профилактика воспалительных заболеваний тканей пародонта.

Строение и функции пародонта. Классификация заболеваний пародонта. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика воспалительных заболеваний пародонта.

Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта. Определение состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA.

Пути этиопатогенетической профилактики воспалитель­ных заболеваний пародонта. Значение гигиены полости рта в профилак­тике воспалительных заболеваний пародонта. Роль местных и общих факторов риска в возникновении болезней пародонта.


Раздел 7. Зубочелюстные аномалии и деформации (ЗЧА). Методы профилактики ЗЧА.

Анатомо-функциональная характеристика периодов развития прикуса. Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей: эндогенные и экзогенные.

Профилактика ЗЧА. Роль вредных привычек в формировании аномалий и способы их устранения. Роль нормализации функции жевания, дыхания, глотания, организации питания в грудном возрасте в профилактике зубочелюстных аномалий. Санация полости рта и носоглотки в предупреждении развития зубочелюстных аномалий у детей. Аномалии прикрепления уздечек язы­ка, губ и их значение в возникновении аномалий зубочелюстной систе­мы. Методы и средства профилактики ЗЧА.


Раздел 8. Заболевания слизистой оболочки полости рта. Профилактика заболеваний слизистой оболочки.

Классификация, этиология, патогенез и диагностика заболеваний слизистой оболочки полости рта. Факторы риска возникновения заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Изменения слизистой оболочки при ВИЧ-инфекции и вирусном гепатите. Проявления венерических заболеваний на слизистой оболочке полости рта. Изменения в полости рта при системных и сопутствующих заболеваниях организма.

Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта. Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции вирусного гепатита, венерических заболеваний на стоматологическом приеме.


Раздел 9. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.

Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Одонтогенные воспалительные заболевания: пульпит, периодонтит, периостит, остеомиелит, абсцессы и флегмоны. Этиология, патогенез, основные клинические признаки, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения, профилактика одонтогенных воспалительных процессов челюстно-лицевой области. Послеоперационный уход за больными с воспалительными процессами челюстно-лицевой области.


Раздел 10. Травмы и повреждения челюстно-лицевой области.

Классификация переломов челюстей. Характерные признаки переломов. Принципы лечения. Вывих нижней челюсти: классификация, клиническая картина. Травмы зубов: вывих зуба, перелом коронки и корня зуба. Признаки сообщения гайморовой пазухи с полостью рта. Ожоги и отморожения органов и тканей челюстно-лицевой области: классификация, клиническая картина, принципы лечения. Тактика оказания первой помощи пациентам с травмами и повреждениями челюстно-лицевой области. Уход за больными с травмами и повреждениями челюстно-лицевой области.


Раздел 11. Опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области.

Опухоли и опухолеподобные образования и кисты лица, органов полости рта, челюстей и шеи. Классификация, клинические признаки, диагностика. Предраковые заболевания слизистой оболочки полости рта, факторы риска их возникновения. Первичная профилактика предрака и рака слизистой оболочки полости рта. Принцип онкологической настороженности на амбулаторном стоматологическом приеме.


Раздел 12. Профилактика боли в стоматологии.

Обезболивание в амбулаторной стоматологической практике. Виды анестезии. Препараты для местной анестезии. Сравнительная характеристика местных анестетиков. Инструментарий для проведения местной анестезии. Осложнения общего характера во время обезболивания и способы их устранения.

Основы премедикации. Препараты для премедикации. Особенности проведения премедикации у детей и взрослых, пациентов с сопутствующими соматическими заболеваниями.

Раздел 13. Санация полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний. Диспансеризация населения у стоматолога.

Понятие о вторичной профилактике. Организационные формы и методы проведения плановой санации полости рта. Пути повышения эффективности вторичной профилактики одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. Формы и методы санации полости рта.

Диспансеризация как метод улучшения здоровья населения. Принципы диспансеризации населения у стоматолога. Группы населения, подверженные повышенному риску возникновения стоматологических заболеваний. Пла­новая лечебно-профилактическая стоматологическая санация - основная часть диспансерного обслуживания населения у стоматолога. Оценка эффек­тивности диспансеризации.


Раздел 14. Особенности проведения профилактики среди различных групп населения.

Особенности проведения профилактических мероприятий среди различных контингентов населения.

Динамика показателей стоматологического статуса у беременных. Особенности проведения профилактических мероприятий у беременных. Стоматологическое просвещение среди беременных. Роль мотивации родителей к раннему уходу за полостью рта детей в профилактике основных стоматологических заболеваний.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста. Рекомендации по гигиеническому уходу за полостью рта детей с момента прорезывания временных зубов. Комплекс профилактических мероприятий у детей в период прорезывания постоянных зубов. Профилактика стоматологических заболеваний с учетом возрастных и психологических особенностей детского возраста. Образовательные программы профилактики стоматологических заболеваний для детей разного возраста.

Профилактика стоматологических заболеваний среди взрослого населения. Комплекс профилактических мероприятий у лиц молодого, среднего, пожилого возраста. Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у лиц, работающих на вредных производствах, пациентов с сопутствующими хроническими заболеваниями.

Организация проведения групповой профилактики стоматологических заболеваний среди детей организованных коллективов (ДДУ, школ), беременных, родителей детей раннего возраста.


4.3, 4.4. Тематический план лекций и практических занятий по семестрам.



Тема

Количество часов







лекции, семинары

пр. зан.

Всего




^ II СЕМЕСТР

16

213

229



Эпидемиология стоматологических заболеваний. Основные стоматологические заболевания и современные тенденции в их развитии. Распространённость и интенсивность заболеваний.

1

12

13



Общие методы профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый образ жизни, сбалансированное питание, стоматологическое просвещение, санация полости рта, диспансеризация.

1


12

13



Структура и свойства эмали. Формирование и минерализация тканей зубов в антенатальный период и после рождения. Факторы, определяющие резистентность эмали.

1

12

13



Кариес зубов. Классификация, этиология, патогенез, диагностика. Распространённость и интенсивность кариеса зубов. Индексы интенсивности кариеса: КПУ, кп зубов и поверхностей.

2

24

26



Понятие о кариесогенной ситуации. Роль общих и местных кариесогенных факторов. Механизм их действия.

1

12

13



Этиопатогенетические пути профилактики кариеса.

1

12

13



Значение зубного налёта в возникновении кариесогенной ситуации. Кариесогенные микроорганизмы. Гигиена полости рта, её роль в профилактике кариеса.

1

25

26



Роль нарушения питания (повышенное употребление углеводов, состав, консистенция и др.) в возникновении кариеса. Сбалансированное питание, как метод профилактики кариеса. Принципы устранения кариесогенных факторов, касающихся вопросов питания.

1

12

13



Фтор, его свойства, нахождение в окружающей среде, распределение в оргазме, метаболизм. Роль недостатка фторидов в формировании кариеснеустойчивой эмали.

1

12

13



Методы фторидпрофилактики кариеса зубов. Методы системного введения фторидов в организм: фторирование питьевой воды, соли, молока, фтористые таблетки.

2

18

20



Методы местного применения фторидов: фтористые лаки, гели, фторидсодержащие полоскания, фторидсодержащие зубные пасты.

1

25

26



Профилактика ранних форм кариеса в период прорезывания постоянных зубов у детей.

1

12

13



Профилактика фиссурного кариеса. Метод герметизации фиссур. Материалы для герметизации фиссур.

1

25

26

^ III СЕМЕСТР

14

98

112



Состав и свойства ротовой жидкости и её значение в созревании эмали, процессах реминерализации.

1

6

7



Очаговая деминерализация. Понятие о проницае­мости эмали, минерализации, деминерализации, реминерализации. Выявление ранних форм карие­са. Принципы лечения очаговой деминерализации. Использование реминерализирующих средств и растворов.

1

6

7



Некариозные поражения эмали. Классификация. Этиология и патогенез флюороза. Системная и местная гипоплазия. Дифференциальная диагно­стика флюороза с кариесом в стадии пятна.

1

13

14



Профилактика некариозных поражений: местной и системной гипоплазии и др.

1

6

7



Антенатальная профилактика кариеса зубов. Взаимосвязь течения беременности, стоматологического статуса матери и состояния зубочелюстной системы ребёнка.

1

6

7



Классификация заболеваний пародонта. Этиология, патогенез, клиника, диагностика воспалительных заболеваний пародонта: гингивит, пародонтит. Распространённость и интенсивность заболеваний пародонта. Исследование тканей пародонта. Пародонтальные индексы CPITN, PMA.

2

12

14



Профилактика заболеваний пародонта. Этиопатогенетические пути профилактики воспалительных заболеваний пародонта

1

13

14



Анатомо-функциональная характеристика развития прикуса ребёнка. Физиологические и патологические прикусы у детей.

1

6

7



Выявление зубочелюстных аномалий и деформаций. Вредные привычки у детей и их последствия.

1

6

7



Профилактика зубочелюстных аномалий (ЗЧА). Факторы риска возникновения ЗЧА и способы их устранения. Методы профилактики ЗЧА.

1

6

7



Заболевания слизистой оболочки полости рта. Классификация. Этиология, патогенез, диагностика. Изменения в полости рта при системных и сопутствующих заболеваниях организма.

1

6

7



Проявления венерической и ВИЧ инфекции в полости рта. Профилактика вирусного гепатита, венерических заболеваний и ВИЧ-инфицирования в стоматологических отделениях.

1

6

7



Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта.

1

6

7

^ IV СЕМЕСТР

11

145

156



Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Одонтогенные воспалительные заболевания: пульпит, периодонтит, периостит, остеомиелит, абсцессы и флегмоны.

2

16

18



Травмы челюстно-лицевой области. Повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей. Общие принципы диагностики и лечения.

1

11

12



Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей и костей лица. Общие принципы диагностики, лечения и диспансеризации больных.

1

5

6



Профилактика боли в стоматологии. Основы премедикации.

1

5

6



Профилактика хирургических заболеваний челюстно-лицевой области.

1

5

6



Санация полости рта и её роль в профилактике стоматологических заболеваний. Диспансеризация детей у стоматолога.

1

11

12



Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Цели, задачи, этапы, методика и регистрация результатов эпидемиологического обследования.

2

22

24



Особенности проведения профилактических мероприятий среди различных контингентов населения.

2

10

12



Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у детей дошкольного возраста. Проведение групповой профилактики в детском саду.

-

24

24



Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у детей школьного возраста. Проведение групповой профилактики в школе.

-

24

24



Проведение профилактических мероприятий в женских консультациях.

-

12

12




ВСЕГО:

41

456

497



^ 4.5. Самостоятельная работа студентов

п/п

Наименование темы

Содержание самостоятельной работы

Вид

контроля

Часы

1.

Эпидемиология стоматологических заболеваний

1. Работа с литературой

2. Решение ситуационных задач

3. Изучение карты регистра­ции данных эпидемиологического стоматологического обследования ВОЗ (1995).

Тестовый контроль, собеседование.

18

2.

Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация в полости рта.

1. Работа с литературой

2. Подготовка рефератов по темам:

а) Кариесрезистентность эмали и факторы, влияющие на нее.

б) Факторы риска возникновения кариеса зубов.

Собеседование, тестовый контроль, представление рефератов.

18

3.

Кариес зубов. Методы и средства профилактики кариеса.

1. Работа с литературой

2. Отработка на фантомах ма­нипуляций: покрытие зубов фторлаком, герметизация фиссур

3. Подготовка таблицы: «Сроки закладки и минерализации временных и постоянных зубов»

4. Подготовка рефератов по темам:

а) Современные представле­ния о механизме действия фторидов.

б) Фторидсодержащие зубные пасты и их роль в профилактике кариеса.

в) Современные подходы к герметизации фиссур.

Тестовый конт­роль, собеседование, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков, представление рефератов.

44

4.

Очаговая деминерализация эмали.

1. Работа с литературой

2. Отработка на фантомах различных методик реминера­лизирующей терапии.

3. Подготовка реферата по теме: «Современные представ-ления о механизмах де- и реминерализации эмали».

Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление реферата.

12

5.

Некариозные поражения твердых тканей зубов. Профилактика некариозных поражений.

1. Работа с литературой.

2. Составление схемы диффе­ренциальной диагностики оча­говой деминерализации эмали, флюороза и гипоплазии.

Собеседование, тестовый конт­роль, решение ситуационных задач.

18

6.

Болезни пародонта. Профилактика воспалительных заболеваний тканей пародонта.

1. Работа с литературой

2. Подготовка таблиц со схемами определения индексов регистрации состояния тканей пародонта

3. Подготовка реферата по теме: «Роль гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта».

Собеседование, тестовый конт­роль, решение ситуационных задач, представление рефератов.

18

7.

Зубочелюстные аномалии и деформации (ЗЧА). Методы профилактики ЗЧА.

1. Работа с литературой

2. Подготовка таблиц:

а) «Морфо-функциональная характеристика периодов развития зубочелюстной системы»

б) «Сроки прорезывания временных и постоянных зубов»

Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач.

18

8.

Заболевания слизистой оболочки полости рта. Профилактика заболеваний слизистой оболочки.

1. Работа с литературой.

2. Составление схемы дифференциальной диагностики заболеваний слизистой оболочки полости рта.

3. Подготовка реферата по теме: «Проявление ВИЧ-инфекции в полости рта. Меры защиты медицинского персонала на стоматологическом приеме».

Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление рефератов и схемы.

18

9.

Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблицы: «Основные клинические проявления одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области».

Собеседование, тестовый контроль, решение ситуац. задач, представление таблицы.

18

10.

Травмы и повреждения челюстно-лицевой области.

1. Работа с литературой.

2. Составление схемы оказания первой помощи при различных травмах челюстно-лицевой области.

Собеседование, тестовый конт­роль, решение ситуац. задач, представление схемы

12

11.

Опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблицы: «Основные клинические проявления и принципы диагностики опухолевых и опухолеподобных образований челюстно-лицевой области».

Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление таблиц.

12

12.

Профилактика боли в стоматологии. Основы премедикации.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблицы «Сравнительная характеристика местных анестетиков».

Собеседование, тестовый конт­роль, представ­ление таблиц решение ситуа­ционных задач.

12

13.

Диспансеризация населения у стоматолога. Санация полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний.

1. Работа с литературой.

2. Разработка и составление схем проведения диспансеризации среди различных возрастных групп населения.

Собеседование, тестовый конт­роль, представ­ление схем ре­шение ситуа­ционных задач.

12

14.

Особенности проведения профилактически среди различных групп населения.

1. Работа с литературой.

2. Разработка и составление схем проведения профилактических мероприятий среди различных групп населения.

Собеседование, тестовый контроль, решение ситуационных задач, представление схем.

18

Всего




248


^ 5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.


По окончании изучения предмета "Стоматологические заболевания и их профилактика" студент должен:

  • знать основы эпидемиологии, распространенность и интенсивность сто­матологических заболеваний;

  • знать вопросы организации эпидемиологического стоматологического обследования;

  • знать цели, задачи, методики, регистрацию данных эпидемиологического стоматологического обследования;

  • знать индексы интенсивности кариеса: КПУ, кп зубов и поверх­ностей;

  • знать пародонтальные индексы: СРIТN, РМА;

  • знать вопросы этиологии, патогенеза, клиники и диагностики кариеса зу­бов;

  • знать роль общих и местных кариесогенных факторов, механизм их дей­ствия;

  • знать значение зубного налета в возникновении кариесогенной ситуации;

  • знать роль нарушения питания в возникновении кариеса;

  • знать роль недостатка фтора в формировании кариеснеустойчивой эмали;

  • знать состав и свойства ротовой жидкости;

  • знать понятие о проницаемости, минерализации, деминерализации и реминерализации эмали;

  • знать этиологию и патогенез некариозных поражений твердых тканей зу­бов;

  • знать этиологию, патогенез, клинику и диагностику воспалительных забо­леваний пародонта: гингивита и пародонтита;

  • знать анатомо-функционапьные характеристики периодов развития зубочелюстной системы;

  • знать физиологические и патологические прикусы у детей;

  • знать причины возникновения зубочелюстных аномалий и деформаций;

  • знать основные клинические проявления заболеваний слизистой оболочки полости рта, проявле­ния ВИЧ и венерической инфекции;

  • знать изменения в полости рта при сопутствующих заболеваниях организ­ма;

  • знать этиологию, патогенез, клинику и диагностику воспалительных за­болеваний челюстно-лицевой области;

  • знать общие принципы диагностики и лечения повреждений зубов, че­люстных костей и мягких тканей;

  • знать основные принципы диагностики, лечения, диспансеризации боль­ных с опухолями и опухолеподобными образованиями челюстно-лицевой области.

  • знать методы профилактики стоматологических заболеваний;

  • знать профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний;

  • знать этиопатогенетические пути профилактики кариеса;

  • знать методы системного введения фторидов в организм;

  • знать методы местного применения фторидов;

  • знать методы герметизации фиссур;

  • знать принципы антенатальной профилактики кариеса;

  • знать методы профилактики ранних форм кариеса;

  • знать принципы лечения очаговой деминерализации;

  • знать методы профилактики некариозных поражений;

  • знать методы и средства профилактики заболеваний пародонта;

  • знать методы профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта;

  • знать методы профилактики вирусного гепатита, венерических заболеваний и ВИЧ инфекции на приеме у стоматолога;

  • знать методы профилактики зубочелюстных аномалий;

  • знать методы профилактики хирургических заболеваний челюстно-лицевой области;

  • знать роль санации полости рта в профилактике осложнений кариеса, заболеваний пародонта и других стоматологических заболеваний;

  • знать медикаментозные средства для премедикации на стоматологическом приеме;

  • знать вопросы диспансеризации детей у стоматолога;

  • знать организацию и проведение групповой профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта в организованных детских коллективах;

  • знать профилактические мероприятия, проводимые среди беременных женщин.

  • уметь регистрировать стоматологический статус пациентов во время эпи­демиологического обследования по критериям ВОЗ;

  • уметь проводить стоматологические профилактические осмотры пациен­тов различного возраста и регистрировать стоматологический ста­тус;

  • уметь определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кп зубов и поверхностей;

  • уметь определять состояние тканей пародонта с помощью индексов СРIТМ, РМА;

  • уметь выявлять аномалии слизистой оболочки полости рта (уздечек языка, губ, мелкое преддверие);

  • уметь выявлять зубо-челютстные аномалии и деформации;

  • уметь выявлять вредные привычки у детей;

  • уметь диагностировать очаговую деминерализацию, проводить пробу с метиленовой синью;

  • уметь диагностировать кариес;

  • уметь диагностировать некариозные поражения твердых тканей зубов;

  • уметь диагностировать воспалительные заболевания пародонта: гингивит, пародонтит;

  • уметь соблюдать принцип ВИЧ настороженности;

  • уметь диагностировать воспалительные заболевания челюстно-лицевой области;

  • уметь оказывать первую помощь при травмах и повреждениях челюстно-лицевой области;

  • уметь осуществлять принцип онкологической настороженности.

  • уметь покрывать зубы фторлаком и фторгелем;

  • уметь проводить аппликации и полоскания реминерализирующими средствами;

  • уметь применять растворы фторида натрия в различной концентрации ин­дивидуально и в группе детей;

  • уметь применять реминерализирующие средства индивидуально и в груп­пе детей;

  • уметь выписать рецепт таблеток фторида натрия;

  • уметь проводить профилактику ранних форм кариеса в период прорезыва­ния постоянных зубов;

  • уметь проводить комплекс миогимнастических упражнений для профилак­тики ЗЧА;

  • уметь осуществлять профессиональную гигиену;

  • уметь проводить индивидуальную и групповую профилактику стоматоло­гических заболеваний у детей в условиях поликлиник, детских садов и школ;

  • уметь проводить "уроки здоровья" в организованных детских коллективах;

  • уметь осуществлять профилактические мероприятия среди беременных женщин.



^ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

7.1. Рекомендуемая литература


а) Основная литература:

  1. Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. // М., 2001

  2. Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта // М., Медицина, 1991 - 304 с.

  3. Колесов А.А. с соавт. Стоматология детского возраста.//М., Медицина, 1991, 464 - С.

  4. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.

  5. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний.//М., МГМСУ, 2001. – 189 С.

  6. Кузьмина Э.М., Смирнова Т.А. Фториды в клинической стоматологии. // М., МГМСУ, 2001. - 32 С.

  7. Кузьмина Э.М. с соавт. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин и детей раннего возраста. // Метод. реком. - М., ММСИ. - 1999. - 36 С.

  8. Кузьмина Э.М. с соавт. Критерии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний. // Метод.реком. - М., ММСИ, 1996. - 36 С.

  9. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология.//М., 20001.

  10. Пахомов Г.Н. с соавт. Фторирование молока для профилактики кариеса.//М.-Ж., 1998.

  11. Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология .//М., Медицина, 1995 -415с.

  12. Pollard M.A., Dugagal M.S. Стратегии в профилактике кариеса.// Belgium, 1995.-22С.


б) Дополнительная литература:

  1. Боровский Е.В. Профилактика заболеваний полости рта Мед.помощь. - М., 1995. - № 6 с. 41-43.

  2. Боровский Е.В., Машкиллейсон А.Л. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ. // М., “Медицина”, 1984.

  3. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога М., Медицина, 1998. -256с.

  4. Егоров П.М. Местное обезболивание в стоматологии. М., Медицина 1985 - 160 с.

  5. Дональд А., Фэлэйс С. Экстренная помощь в стоматологии. // М., Медицинская литература, 2001. - 435 С.

  6. Заболевания пародонта: Атлас./ Под ред. Н.Ф. Данилевского М., Медицина, 1993 - 320с.

  7. Иванов В.С. Заболевания пародонта М., Медицина 1989 - 272с.

  8. Леус П.А. Коммунальная стоматология. // ОАО «Брестская типография», 2000. - 284 С.

  9. Международная классификация стоматологических болезней на основе МКБ-10. 3-е изд-е. // ВОЗ, Женева, 1997. - 248 С.

  10. Рабинович С.А. Современные технологии местного обезболивания в стоматологии. // М., 2000. - 144 С.

  11. Рентгенодиагностика заболеваний челюстно-лицевой области. Руководство для врачей. / Под. Редакцией Рабухиной Н.А., Чупрыниной Н.М. - М., Медицина, 1991. - 368 С.

  12. Стоматологические обследования. Основные методы. 4 издание ВОЗ, Женева, 1997г.

  13. Стоматологическая заболеваемость населения России. Под редакцией проф. Э.М.Кузьминой. // М., 1999.

  14. Хоменко Л.А. с соавт. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта. // Киев, Книга плюс, 2001 - 206 С.

  15. Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М. с соавт. Профилактика зубо-челюстных аномалий. // Ереван, “Луйс”, 1986.

  16. Axelsson P. Diagnosis and risk prediction of dental caries.// Quintessence Publishing Co, Inc. - 2000. - 307 P.P.

  17. Contemporary periodontics. Ed. by R.J.Genco, H.M.Goldman, D.W.Conen. // The C.V. Mosby Company, St. Louis - Baltimore - Philadelphia - Toronto, 1990. - 729 P.P.

  18. The dentition and dental care. Ed. by R.J.Elderton. // Heinemann Medical Books. - Oxford, 1990. - 515 P.P.

  19. Harris N.O., Garcia-Godoy F. Primary preventive dentistry. 5th ed.// Appleton&Lange. - Stamford, Connecticut. - 658 P.P.

  20. Murray J.J. Appropriate use of fluorides for human health. //WHO, Geneva, 1986. - 132 P.P.

  21. Pediatric dentistry. Ed. by Welbury R.R. // Oxford-New York-Tokyo, Oxford University Press, 1997. - 402 P.P.

  22. Positive dental prevention. Ed. by R.J.Elderton. // William Heinemann Medical Books, London, 1987. - 146 P.P.

  23. Prevention of oral diseases. // WHO, Geneva, 1987. - 83 P.P.

  24. Riete P. Kariesprophylaxe und konservierend therapie. //Georg Thieme Verlag, Stuttdart - New York, 1994.

  25. Schou L., Blinkhorn A.S. Oral health promotion. // Oxford-New York-Toronto, Oxford University Press, 1993. - 277 P.P.

  26. Smith G.E. Fluoride and fluoridation. // Soc. Sci. Med. - 1988. - V.26, N 4. - P. 451 - 462.

  27. Textbook of clinical cariology. Ed. by A.Thylstrup, O.Fejerskov. 2nd ed.// Munksgaard, Copenhagen, 1994. - 420 P.P.

  28. Toth K. Caries prevention by domestic salt fluoridation. // Akademia Kiado, Budapest, 1984. - 250 P.P.



^ 7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

  • Учебные комнаты.

  • Учебно-методическая литература.

  • Наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

  • Средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки.

  • Пациенты клиник, группы детей разного возраста в организованных детских коллективах.


^ 8. Материально-техническое обеспечение

  • Кабинеты стоматологических поликлиник детских и взрослых с соответствующим оборудованием, инструментарием, медикаментозным оснащением, средствами профилактики, стоматологические кабинеты в женских консультациях, детских дошкольных учреждениях, школах, кабинеты профилактики.

  • Учебные комнаты, оснащенные средствами для просмотра слайдов и пленок, телевизором, видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов, таблицами, схемами, муляжами, тренажёрами, плакатами и др.



^ 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов по дисциплине «Стоматологические заболевания и их профилактика» основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинары и практические занятия, и самостоятельная работа учащегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

На лекции выносятся наиболее сложные разделы программы, продолжительность лекций обычно составляет 2 часа.

Семинар предусматривает активное участие обучающихся в обсуждаемом вопросе, является связующим звеном между теоретическим освоением дисциплины и применением его положений на практике. Семинары способствуют развитию самостоятельности, активному и эффективному овладению учебным материалом и являются предпосылкой формирования профессиональных качеств специалиста (умение четко и ясно изложить материал).

Практическое занятие со студентами состоит из следующих этапов:

  • проверка исходных знаний (с помощью контрольных вопросов и тестов)

  • беседа по теме занятия с клиническим разбором тематических больных, демонстрацией методик (при отсутствии тематических больных - демонстрация слайдов)

  • отработка методик на фантомах, прием пациентов.

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы каждого студента

Для успешного освоения дисциплины каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, тестами, ситуационными задачами), возможностью отработки мануальных навыков на фантомах и тренажерах, работой с пациентами, а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, написание рефератов по выбранной теме, подготовку схем и таблиц, соответствующих тематике занятий, отработку практических умений на фантомах и тренажерах.

Контроль теоретических знаний и практических умений осуществляется по балльно - рейтинговой системе с помощью тестового контроля (исходного, текущего, итогового), решения ситуационных задач, собеседования, контроля практических умений. По окончании II семестра проводится итоговый контроль знаний в форме зачета. В конце III и IV семестров проводится экзамен по дисциплине «Стоматологические заболевания и их профилактика». Вопросы по данной дисциплине включены в итоговую государственную аттестацию.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Стоматологические заболевания и их профилактика» составлена Э.М.Кузьминой, профессором, доктором мед. наук, зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ и Т.А.Козичевой, кандидатом мед. наук, доцентом кафедры профилактики стоматологических заболеваний.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Задачи дисциплины : Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Задачи дисциплины : Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Задачи изучения дисциплины : обеспечить усвоение студентами теории знаний и практических навыков

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Методические цели и задачи: Обучающие: Обеспечить усвоение знаний обучающихся о влиянии никотина

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Программы дисциплины «Стоматология» по специальности Стоматология раздел «Пропедевтика»
Цели дисциплины: предклиническая подготовка, овладение студентами теорией и практикой основных стоматологических...
Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Примерная программа дисциплины «Пропедевтика» Для студентов обучающихся по: специальности Стоматология
Цель дисциплины – предклиническая подготовка, овладение студентами теорией и практикой основных стоматологических...
Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Перечень практических навыков, изучаемых студентами 3 курса лечебного факультета в рамках дисциплины

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Задачи практики Углубление теоретических знаний по общественному здоровью и здравоохранению, полученных

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Задачи курса: − освоение теоретических и научных знаний по вопросам голосообразования; − освоение

Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Проведение стоматологических осмотров населения icon Конкурс теоретический, практических знаний, умений и навыков по дисциплине тлр. Преподаватели: Садовская

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы