|
Скачать 0.58 Mb.
|
Навыки, необходимые для профилактики ВИЧ/СПИДаМетодические рекомендации для педагоговпо проведению занятий – тренинговПредисловиеДанные методические рекомендации предназначены педагогам и другим специалистам для проведения занятий по профилактике ВИЧ/СПИДа. В основу обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков поведения, необходимых для предупреждения заражения ВИЧ. Необходимость разработки этого материала продиктована сложившейся объективной реальностью, а именно: быстрыми темпами распространения ВИЧ-инфекции в Казахстане. Несмотря на активизацию профилактической работы по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа в последние годы в Казахстане, все еще недостаточно подготовленных специалистов, владеющих методиками по формированию навыков безопасного поведения учащихся. Как показали многочисленные исследования, многие подростки и молодые люди вообще ничего не слышали о ВИЧ или СПИДе, многие имеют неправильное представление об этой болезни. Даже те молодые люди, которые хорошо информированы по вопросам ВИЧ/СПИДа, практикуют опасное для заражения ВИЧ поведение. Само по себе «знание» не обязательно означает «действие». Задача специалистов – научить детей, подростков и молодежь связывать воедино свои знания, осознание степени риска и поведение. Предлагаемые методики будут способствовать решению этой задачи. Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках соглашения с Глобальным фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией специалистами Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни и Республиканского Центра по профилактике и борьбе со СПИДом. ВведениеСо времени открытия вируса иммунодефицита человека прошло 20 лет. За это время СПИД унес жизни более 20 миллионов людей в мире. Эпидемия ВИЧ/СПИДа давно перестала быть проблемой только медицинской. Она затронула все сферы деятельности человека: политическую, экономическую, социальную, правовую, образовательную. В настоящее время ВИЧ-инфекция зарегистрирована во всех регионах Республики Казахстан. Никто не застрахован от заражения этим страшным вирусом. Но особенно уязвимы к ВИЧ-инфекции люди, практикующие опасное поведение: внутривенное введение наркотиков, незащищенные половые контакты. Подростки и молодежь подвергаются особенно высокому риску, т.к. слабо информированы и чаще практикуют опасное поведение. Многие молодые люди начинают половую жизнь еще до совершеннолетия. Кроме того, подростки и молодежь чаще стремятся попробовать алкоголь, наркотики, что снижает их самоконтроль. Учреждения системы образования имеют уникальную возможность полного охвата детей информационно-образовательными программами. Все вышеизложенное отражено в Стратегической программе по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа в системе Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2002-2005 гг. Обучение детей и подростков по вопросам сексуального здоровья горячо дискутируется. Основные споры разгораются по поводу того, насколько откровенным должен быть информационный материал, с какого возраста следует начинать обучение и зачем вообще просвещать подростков по вопросам секса. Не вызовет ли это ранней сексуальной активности? Согласно обзору, проведенному по заказу Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу («Влияние образования в области ВИЧ-инфекции и сексуального здоровья на сексуальное поведение молодежи: актуализация обзора», Сборник ЮНЭЙДС примеров передового опыта, 1997г.), большинство эффективных программ полового воспитания молодежи реализуются на базе школ. Вопреки опасениям родителей и педагогов, они не приводят к неразборчивости в связях или сексуальному экспериментированию. Такое же заключение было сделано на основе анализа более тысячи докладов и исследований, проведенного Всемирной организацией здравоохранения («Репродуктивное здоровье подростков: проблемы и их решение», Энн МакКоли, доктор философии, Лори Лискин, магистр наук; Центр Коммуникативных Программ (США). Было подтверждено, что просвещение в области половой жизни не ведет к более ранним сексуальным контактам, а в некоторых случаях, наоборот, приводит к более позднему началу половой жизни. Вопрос не в том, будут ли дети получать образование в области сексуального здоровья, а в том, как и какое образование они получат. Невозможно изолировать детей от влияния секса. Телевидение, реклама, интернет буквально заваливают их этим влиянием. Молчание и уклончивость только усугубляют ситуацию. Противостоять этому давлению может прямое обсуждение фактов с педагогами, медицинскими работниками, подготовленными сверстниками и родителями. Обучение учащихся по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа будет эффективным, если оно основывается на следующих принципах (Керби, 1995г.):
^ Основные методы интерактивного обучения Распространение ВИЧ/СПИДа является следствием рискованного поведения, которое практикуют подростки и молодежь, что связано с отсутствием у них информации и навыков по безопасному поведению. Очень важно предоставлять объективную информацию о рисках для здоровья до того, как молодые люди начнут употреблять табак, алкоголь, наркотики, вступать в сексуальные отношения. Но даже тогда, когда уровень знаний молодых людей значительно повысится, это еще не означает, что они станут практиковать безопасное поведение. Традиционные методы обучения (например, лекции, чтения, написание рефератов) не формируют навыков безопасного поведения. Как показал мировой опыт, одним из эффективных методов обучения является тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Тренинг обеспечивает активное вовлечение самих учащихся в процесс обучения. Для этого используются интерактивные методики. Занятие с использованием интерактивного обучения называется тренингом (от английского «to train» - обучать, тренировать). Учащийся усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, то есть, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. ^
Любой тренинг, какие бы задачи он не преследовал, всегда начинается со знакомства и выработки правил работы. Знакомство Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство непременно проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения. Цель процедуры знакомства можно считать достигнутой, если участники почувствовали заинтересованность в дальнейшем процессе обучения. ^ Игра «Снежный ком». Все участники по кругу называют свои имена. Причем, каждый следующий, прежде чем назвать свое имя, повторяет имена предыдущих участников. ^ Учащимся предлагается сказать о себе два правдивых утверждения и одно такое, которое не соответствует действительности. Например: Я родилась в городе Алматы, играла главную роль в фильме «Красотка» и очень люблю мороженое. ^ Это упражнение проводится в парах. После минутного обсуждения каждый участник представляет своего соседа по «тренинговому кругу», указывая его имя и любимое занятие. ^ Для того, чтобы с самого начала занятий учащиеся почувствовали ответственность за свое обучение и для повышения эффективности усвоения материала рекомендуется принятие соглашения, то есть правил поведения на занятии - тренинге. Ниже приводится пример подобного соглашения. Пункты соглашения необходимо заранее записать на листе бумаги или доске. Соглашение вывешивается на видное место, зачитывается каждый пункт и после совместного обсуждения принимается. Могут быть приняты новые пункты, предложенные участниками. Необходимо объяснить группе, что после голосования все участники несут ответственность за исполнение пунктов соглашения. Принятие соглашения способствует также созданию такой обстановки, чтобы каждый участник мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды, не боялся стать объектом насмешки и критики, был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы. Соглашение вывешивается до окончания всего тренинга. Пример соглашения
Обучение Каждое занятие следует начинать с обозначения темы, цели и задач. Рекомендуется до начала занятия провести анкетирование для оценки предварительного уровня информированности учащихся. Анкеты сохраняются до окончания всего тренинга, и затем уровень знаний учащихся оценивается еще раз. Сравнивая результаты, интересно будет узнать, что изменилось в знаниях и навыках учащихся, можно будет сделать оценку эффективности тренинга. Очень важно на этом этапе сочетать подачу информации с упражнениями на выработку практических навыков, умения принимать правильные решения. Для выработки мотивации к изменению поведения следует пробудить у участников интерес к проблеме ВИЧ/СПИДа, сделать эту проблему актуальной для каждого. Предлагаемые в этих методических рекомендациях упражнения могут быть использованы преподавателем по его усмотрению. Преподаватель может заменить упражнения в зависимости от подготовленности аудитории. ^ В конце любого занятия - тренинга подводятся итоги. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», анкет. Тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить какие упражнения они выполняли, таким образом, закрепляя пройденный материал. |