Скачать 0.72 Mb.
|
http://deti.zp.ua/show_article.php?a_id=60 Гостевой режим: Автор: Составители - Альтшулер Борис Львович; Красницкая Галина Сергеевна, эксперт РОО «Право ребенка»; Пронина Светлана Ивановна; Шубина Инга Владимировна Источник: Проект "К новой семье" Что такое «гостевой режим» для детей-воспитанников детских домов и школ-интернатов и принимающих семей Данная методичка выслана мне одним из участников форума по детским домам. Содержание 1. Введение 2. Особенности гостевого режима, наставничества: - Аргументы «за и против» - Что заставляет граждан помогать сиротам - Возможно ли продолжение отношений ребенка с семьей после пребывания в гостях. 3. Как и какого ребенка приглашать в гости? 4. Несколько слов о типичных особенностях в поведении детей, воспитанников детского дома. 5. Как подготовиться к приему ребенка? 6. Некоторые советы по организации времени ребенка в семье и регулированию его поведения. 7. Об установлении границ для ребенка (советы психолога). 8. Приложение: примерные формы для передачи ребенка в семью, статья «Полезная и вредная помощь детям-сиротам» Введение. Многие наши сограждане знают, что в детских домах и домах ребенка живут дети, которые по разным причинам попали в категорию «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Наслышаны они также о том, что находятся желающие усыновить, взять сироту под опеку или в приемную семью. Однако не всем воспитанникам выпадает такое везение. Многие живут в интернатных учреждениях до совершеннолетия, а потом выходят в самостоятельную жизнь. Чаще всего этих детей никто не ждет, им трудно освоиться в новом мире, без близких людей и поэтому большая часть из них не могут освоиться в большом мире, они спиваются, становятся бомжами, попадают в тюрьму. Тем, кто живет в обычной семье трудно представить такую ситуацию, когда восемнадцатилетний молодой человек не имеет за порогом детского дома друзей, знакомых. Многие из них не представляют, откуда берутся продукты и как приготовить себе еду, как потратить полученное пособие, чтобы его хватило на месяц, им трудно устроиться на работу и т.д. Житейских проблем возникает масса. Но находятся среди россиян люди, которые не могут воспитывать ребенка в собственной семье по разным причинам: то жилье маловато, то зарплаты еле хватает на содержание собственных детей. Однако сердца их не очерствели, и они помогают воспитанникам детских домов кто, чем может: кто-то приносит фрукты и сладости, кто-то помогает вещами. Но есть и такие, кто не ограничивается одноразовой помощью, а сделали это благое дело образом своей жизни. Так, например, добровольное движение «Мурзики», возглавляемое врачом Германом Пятовым, уже шесть лет помогают самым запущенным детским домам. «Мы не привозим детям сладости и бестолковые игрушки, не откупаемся деньгами, а учим их выживать. Дети сами собирают мебель, девочки из привезенной пряжи вяжут шапочки, за что получают деньги. Сиротам больше чем подарки нужны навыки собственного обустройства жизни»,- говорит Герман. Многие россияне дружат с детьми- воспитанниками, приглашают их в гости на выходные дни, каникулы. Немного истории. Трудно назвать точную дату, когда в детских домах возникла идея приглашать в гости детей. Точных сведений об этом нет. По рассказам сотрудников некоторых интернатных учреждений можно судить, что они брали детей на выходные, на каникулы всегда. Это были либо молодые сотрудники, которые свежим взглядом видели, что дети многое недополучают, социально запущены. Многие опытные воспитатели брали в гости «любимчиков», наиболее послушных детей, если им позволяли условия. Чаще всего это делалось, когда собственные дети вырастали и покидали родительский дом, и это опустевшее гнездо заполнялось воспитанниками группы. Дети воспринимали поход в гости как особую награду. По их примеру и другие сотрудники, знакомые, соседи начинали брать детей в гости. Можно утверждать, что именно с гостевого режима начала развиваться идея патронатного воспитания в д/домах Питкяратны, Вологды, Перми и др. Делалось это совершенно бескорыстно и безвозмездно. Иногда директора выдавали семьям какие-то продукты или выделяли деньги на питание, если период гостевания был длительным (зимние, летние каникулы), а выходные дни дети были гостями, которых приглашающие принимали за свой счет. Довольно часто на свой страх и риск руководители детского дома или приюта разрешали побывать в гостях у тех людей, которых хорошо знали сотрудники – сослуживцы, соседи. В последнее время с разрешения органа опеки в гости разрешали брать детей тем, кто собирался усыновить ребенка или взять его под опеку, для того, чтобы кандидаты могли ближе познакомиться с ребенком, присмотреться к нему, прежде чем принять окончательное решение. Были попытки ввести гостевой режим волевым решением. Например, Губернаторы Кемеровской и Ульяновской областей предлагали сотрудникам аппарата и желающим гражданам взять воспитанников детских домой на зимние каникулы в семьи, чтобы окна детских домов в этот период «были темными». Регулярно в семьи на летние каникулы приглашали детей итальянские, испанские, американские граждане. Многие из них затем усыновляли этих детей. Два года назад в Смоленской области с разрешения Департамента образования гостевой режим был разрешен официально. Поддержка этого проекта осуществлялась благотворительной организацией Кидсейв интернейшнл и РОО «Право ребенка». Называлась она «Летние (зимние) чудеса», а позднее идея гостевого режима трансформировалась в движение наставничества (шефства). Семье, которая брала ребенка на летние каникулы, выделялись небольшие денежные средства. При разработке проекта были определены учреждения, разработана технология оформления гостевого режима, по аналогии с установлением опеки, проведены семинары и консультации для участников проекта. Этот опыт отражен в брошюре «На каникулы в семью», выпущенной РОО «Право ребенка». Итоги акции показали, что среди смолян, нашлось достаточно большое число тех, кто прежде не задумывался о такой возможности, считая, что в детском доме ребенок обеспечен всем необходимым, что ему там лучше. Для некоторых деревенских жителей Смоленской области привлекательным стало получение пособия, а не желание помочь ребенку. И это понятно, т.к. эта область до сих пор относится к категории самых бедных. Передавая детей в семьи, сотрудники интернатных учреждений испытывали затруднения, т.к. не было опыта отбора и подготовки семей, подбора и подготовки детей к жизни в семье. Действовали по интуиции, как подскажет жизнь. Сотрудники д/дома выезжали в села и с помощью местной администрации, которая хорошо зная жителей села, подбирали подходящие семьи, были публикации в местной прессе, передачи по телевидению. В конце 2003 года идея гостевого режима для воспитанников детского дома получила реализацию в г. Серпухов Московской области. Началось это движение с того, что, прочитав сообщение в интернете о том, что в серпуховской больнице есть маленькие дети для усыновления, кандидаты в усыновители (семейная пара) поехали в больницу посмотреть на них. Увидев, в каких условиях находятся дети, они кинули клич: детей надо срочно спасать. Участники конференции откликнулись на этот призыв, собрали гуманитарную помощь, организовали съемку сюжета для телевидения. В одну из поездок заглянули в детский дом, решили, что здесь тоже находятся дети, нуждающиеся в помощи. Перед Новым годом эта инициативная группа узнала у каждого воспитанника детского дома его заветное желание (письмо для Деда Мороза). Через конференции в интернете, общими усилиями была собран огромный подарок исполненных желаний. В процессе этой акции возник вопрос: а что дети будут делать на зимних каникулах? И как ответ – предложение Наташи П. пригласить этих детей в гости в свои семьи. В результате 16 детей зимние каникулы 2004 года провели в 8 семьях. Затем этих детей стали приглашать в гости на воскресные, праздничные дни, весенние каникулы. Особенность данной инициативы заключается в том, что в своем большинстве это высоко образованные и подготовленные в области детской психологии люди, опытные опекуны и усыновители, многие из которых прошли подготовку в нашей Школе приемных родителей. Часть из них воспитывают приемного ребёнка (детей) и понимают всю ответственность и психологическую сложность взаимодействия с учреждениями и детьми, лишёнными родительского попечения, находящимися в детских домах, приютах и интернатах. Результат инициативы - двое детей уже оформлены под опеку. Есть желающие стать патронатными воспитателями для «гостевых детей». Отметим еще, что в Англии, например, еще в 80-х годах прошлого века, зародился проект, целью которого было поиск семей для детей, «трудных для постоянного размещения». Семьи, которые приглашают осиротевших детей на какое-то время, называют семьями-мостами или принимающими семьями краткосрочного размещения. Они создаются для детей, которые не имеют надежды обрести собственную семью.[1] Разработчики этого проекта убеждены, что в любом обществе существует огромный резерв семей, которые могут помочь обездоленным детям на разных условиях. Особенности гостевого режима Гостевой режим можно рассматривать как такую форму общения с детьми, находящимися в государственных интернатных учреждениях, когда дети на правах гостей в выходные, праздничные или каникулярные дни, общаются со взрослыми и детьми в семейной нормальной обстановке. Как показывает имеющийся опыт, в результате такого общения могут сформироваться довольно устойчивые связи с ребенком, и отношения перерасти, если не в опеку, усыновление, то и в наставничество, шефство над ребенком. Если семья по каким-то причинам не может взять ребенка в гости, она пишет ребенку письма, открытки, звонит по телефону, справляясь о самочувствии, успеваемости. При оказии - передает гостинцы, одежду, подарки и поздравления к дню рождения. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он может обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку. Интересен опыт художественно-реабилитационного центра «Дети Марии», куда дети-воспитанники школ-интернатов приходят не столько для того, чтобы побыть в гостях, здесь им находят занятия по интересам и возможностям. Здесь можно поговорить по душам, получить консультацию психолога. Наставники помогают детям устроиться в учебное заведение, получить профессию, а затем и трудоустроиться. Можно сказать, что подобный опыт получил законодательное оформление в виде постинтернатного и социального патроната (Закон Московской области «О патронате») [2]. Надеемся, люди, которые берут воспитанников детских домов в гости, уже нашли ответ на вопрос, зачем лично им это нужно. Поэтому перейдем сразу к вопросу: зачем это нужно детям. Полезно ли для них, привыкших к жизни в детском доме, перемещение в иную среду, отличную от той, в которой они сейчас живут? Мы попробуем ответить на эти и другие вопросы. Отношение окружающих к идее гостевого режима Нужно сказать, что приглашение в гости воспитанника интерната воспринимается окружающими неоднозначно. Полезно ли детям, привыкшим к условиям жизни в д/доме, перемещения в иную, отличную среду? Как отразится на детях возврат, будут ли они переживать, что их не оставили в семье? Эти вопросы задает каждый, вовлеченный в эту проблему – сотрудник детского дома, специалист органа опеки, граждане, которые хотели бы приглашать детей в гости. Попробуем взвесить аргументы «за» и «против» Специалисты по охране прав детей беспокоятся о том, что дети болезненно переживают возврат в учреждение и не понимают, почему их не берут в семью насовсем. И они придерживаются позиции, что, если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то и в гости к ним не стоит отпускать детей. Однако как показывает опыт учреждений всегда можно снизить травматизм разлуки, для чего используется систему договоров сотрудников с ребенком перед его размещением в семью, объясняется, зачем и на какой срок он туда идет. Это создает определенный настрой, установку и не дает беспочвенных иллюзий. Кто-то подозревает в поисках материальной выгоды, видит в привлечении детей к жизни семье стремление эксплуатировать ребенка. Например, директора одного из детских домов обвиняли в том, что он использует бесплатную рабочую силу, когда летом вместе с подростками строили баню, а фермера – когда он привлекал детей к заготовке сена, уходу за животными. Встречалось и такое мнение, что детдомовских детей берут в семью в качестве нянек к собственным малышам. Да и отношение воспитателей группы, в которые возвращаются дети после гостей, бывает неоднозначным. Воспитатели, бравшие детей в гости, отмечали, что дети в домашних условиях иные, чем в группе. Они замечали в них те стороны личности, которые не проявлялись в условиях учреждения. Те же, кто никогда не принимал у себя дома детей, говорили, что после гостей дети ведут себя плохо, взбудоражены, становятся непослушными, избалованными, ими труднее управлять. У граждан, которые узнают о возможности приглашать детей в гости, также возникает разное отношение. Есть сомнения, прежде всего в том, что возвращение из гостей травмирует ребенка: «Мы навещаем девятилетнюю девочку в детском доме, брали ее на выходные. Но меня сомнения не отпускают: чего ребенку больше от таких гостей – радости или пользы, или только лишние разочарования? Мы ничего ей не обещаем, но она спрашивает: «А вы не могли бы меня в семью взять насовсем?» Я к такому поступку пока не готова». Некоторые сотрудники детских учреждений говорят, что между детьми, которых берут в гости и которые остаются невостребоваными, возникают ревностные отношения, зависть, старшие начинают притеснять малышей, отбирают у них вещи, подарки. Еще одно сомнение руководителей детского дома: «Мы не знаем, в какие семьи попадают дети, что они там видят, волнуемся за их жизнь, а вдруг, что случится?» Это аргументы «против». Аргументы «за». Приведем мнения участников интернетовской конференции, которые уже не раз приглашали воспитанников в гости. «Гости - это радость для ребенка, иногда и смысл жизни, повышение его ценности в глазах детей детского дома и в его собственных глазах, а от самооценки зависит очень многое в судьбе человека». «Любое доброе участие обделенным человеческим общением детям в радость. Не обязательно идти на страшные жертвы. Можно просто задаться вопросом: почему сироты должны жить рядом с нами за непроницаемой стеной? И пойти узнать, как они там живут, и однажды взять с собой на прогулку вместе с сыном мальчонку из соседнего интерната». Наиболее эмоциональные и чувствительные взрослые отмечают, что гостевой режим полезен не только детям, но и взрослым: «Мы считаем, что мы их облагодетельствуем, а получается наоборот. Сколько светлых, радостных минут дает нам общение с ними. Они нам нужны – эти открытые чистые души». Я уверена, что пользы гораздо больше, чем вреда, - убеждена еще одна участница. - Вы помогаете ребенку выйти за рамки, созданные системой, увидеть, как оно бывает в другой, не детдомовской жизни. Да, конечно, будут переживания, но вместе сними и мысли о будущем, которое строить и планировать в стенах казенного дома они не научатся». «Если хоть один ребенок из тех, кто бывает в гостях, найдет родителей, я буду отпускать детей в гости»,- говорит директор Серпуховского детского дома. Констатируем, что две восьмилетние воспитанницы уже взяты в семью под опеку и есть желающие оформить патронат еще над тремя детьми. Пребывание в семье дает возможность воспитаннику, живущему несколько лет в замкнутом пространстве, увидеть другой мир. «Он узнает, что хлеб растет не по кусочкам на дереве, а отрезается от булки, которая покупается за деньги в магазине. Что суп не рождается в кастрюле, а получается в результате многих операций с разными продуктами. Что в автобусе платят за проезд и многое, многое другое. Очень многие детдомовские дети не знают этого до 16 лет, пока их не выкинет судьба во взрослую жизнь». «Насчет того, что нет ли моральной травмы, когда вы возвращаете ребенка в детский дом, то, на мой взгляд, это надуманная проблема. Ведь ездим же мы в отпуск, в гости в другие страны, а потом возвращаемся домой к рабочим будням. Может не ездить в отпуск, чтобы избежать моральных травм?» -это еще один аргумент «за». Нужно отметить, что пребывание в гостях не сводится только к развлечениям, Общение с семьей дает много для развития детей. В большинстве принимающих семей происходит обучение и коррекция поведения ребенка в тех или иных формах, завязываются эмоциональные контакты с приемными родителями, родственниками и друзьями семьи. «Ну, вы знаете, научился кашу поросятам варить… Возьмёт какую-нибудь банку, я говорю: «Кирилл, что ты там делаешь?» - «А это хрюшкам, утром пойдём мы с вами кормить, это хрюшкам надо кашу готовить.» «К Рождеству уборку генеральную сделали… Ира любила картошку, вот, чистить ее научилась» «У меня и куры, и гуси… Дети пойдут им зерна насыпят. Корову, конечно, они приходили, смотрели, гладили. Просили меня, можно попробовать под корову сесть, попробовать доить. Ну, куда, говорю я, маленькие еще все-таки. Я говорю, летом приедете, тогда буду учить Вас корову доить». « Да, он поспокойнее стал… Он как-то, знаете, даже анализировать стал поступки свои». Это отзывы смоленских семей, где дети находились на летних каникулах. Но даже кратковременное пребывание в семье необходимо воспитанникам интернатных учреждений. Вот какое мнение высказали московские участники: «На вопрос нужно ли отдавать в гости, я говорю, лучше в гости, чем никак. Ребенок, находясь у вас дома, приобретет тот опыт семейных отношений, какого у него никогда не будет без таких гостей. У ребенка появятся друзья, если хотите – родственники». Ваши племянники, если они у вас есть, не претендуют ведь на то, чтобы жить с вами все время, правда». «Иметь кого-то в гостях, для которого каждый шаг открытие – это потрясающе! Море положительных эмоций для вас, а уж для ребенка, тем более. Сравниваю ребенка с губкой, которая жадно впитывает любую информацию!» Шефы-наставники продумывают, что за короткий период пребывания они могут сделать с детьми, какие дела они организуют, куда пойдут. Кратко перечислим, какую массу впечатлений, ощущений получают дети от пребывания в гостях. Они гуляют, посещают детское кафе, центры развлечений, кинотеатры, кукольные и детские спектакли, цирк, ходят в дельфинарий, зоопарк, ездят на метро и других видах транспорта. Дома им читают книги, с ними вместе собирают конструкторы и пазлы, занимаются бисероплетением, придумыванием фасонов причесок и платьев, раскрашивают и рисуют, играют на компьютере. Они принимают участие в приготовлении пищи, помогают в уходе по дому. Они подолгу моются в ванной, перепробовав все шампуни, ныряя и играя с водой. «Вы бы видели, как она моется! Настоящая дама из французского фильма: глаза томно закрыты, голова грациозно опрокинута, спинка изящно изогнута» Дети участвуют в приготовлении и едят новую пищу, ощущают заботу взрослых. «Горячее молоко на ночь в постель и обматывание пуховым платком, накладывание компресса заболевшему Федору. Каждому поцелуй на ночь, заботливое укутывание одеялом. Они с наслаждением валяются на диване, слушая плеер, и никто их не дергает и не кричит. С ними просто говорили ласковым голосом и называли по именам, а не кличкам. А когда вам говорят, что у вас самые длинные на свете ресницы и самые чудесные кудри, когда вас хвалят за то, что вы помогли накрыть на стол; а гуляние во дворе с собакой и возложенная на вас за нее ответственность – все это дорогого стоит. Что разве эти дети такого не достойны?» О необходимости посещения детьми семей говорят не только сами наставники, но и сотрудники детского дома. Так директор детского дома отмечает, что, несмотря на то, что у нее есть некоторые трения с местной опекой по поводу гостевого режима, она от своего не отступится, потому что эти поездки идут детям явно на пользу. Один только факт, что семилетний ребенок был взят семьей под опеку – стоит всех тех хлопот, которые вносит в жизнь детского учреждения поездки в гости. Воспитатели Серпуховского детского дома отмечают, что дети становятся мягче, менее озлобленными. Они живут с надеждой, что кто-то заботится о них, что они кому-то нужны. Среди негативных моментов они отметили, что старшие начинают ревновать младших и обижаться, что их не приглашают в гости, отказываются идти на воскресенье к родственникам, бабушкам. Отмечают также, что обилие подарков и новых вещей приводит к тому, что дети перестают ценить вещи, заявляя «а нам еще купят». О том, как может отразиться на судьбе воспитанника детского дома походы в гости рассказывает эстрадный артист Яков Дубровин, воспитанник Яснополянского детского дома: «Добрую фею» – тетю Лину я встретил на турбазе, куда поехал по путевке, где она была воспитателем в яшином отряде. Вернувшись в Тулу она не забыла обо мне, и все выходные я гостил в ее доме. На усыновление согласия не давал мой дед. Но тетя Лина не бросила меня. Она всегда поддерживала меня, ее дочки считают меня своим братом. Наши судьбы переплелись самым тесным образом. И я невероятно благодарен этой интеллигентной женщине, которая нашла в своем сердце местечко и для меня. У меня есть настоящая семья. Не обязательно ребенка усыновлять. Главное - подарить ему ощущение семьи. В моей судьбе такой подарок был». Историей о том, как он нашел семью, артист поделился с корреспондентом тульской газеты «Слобода». Что заставляет граждан помогать сиротам Попробуем разобраться, по каким причинам люди, принимают детей в своих семьях в период каникул или в выходные дни, становятся наставниками. Прежде всего, заметим, что это эмоционально отзывчивые люди, которых встреча с детьми-сиротами, не оставила равнодушными и основная причина принятия детей в семью для тех, кто не является воспитателями сиротских учреждений – сопереживание, сочувствие, жалость и желание принять участие в судьбе ребенка-сироты, помочь ему. Эта причина характерна для всех тех москвичей, кто принимал серпуховских детей, а также детей из Тульской, Тверской областей и г. Москвы. Все они, случайно попав в учреждение по разным причинам, пообщавшись с детьми и увидев, в каких условиях они живут, утрачивают иллюзии, что детский дом для ребенка благо, несмотря даже на его внешнюю красивость. «Детям в детском доме ПЛОХО, ОЧЕНЬ ПЛОХО. Сашенька при раздевании похож маленького дохленького скелетика, тщедушное, щупленькое тельце, ручки. Ножки- палочки. У Федора застарелый бронхит – всю ночь жутко кашляет. Руслан ночью перекатывается маятником от одного края кровати к другому. Это качание останавливалось, когда дотрагивалась рукой до его плеча. Руслан в д/доме сильно обижают – ведь он не русский. Как плакал Сашенька, когда при отъезде мы не нашли его носка. Он представил, какое наказание его ожидает за потерю, и никак не мог успокоиться. А плачут-то они как: у него почти не было звука в голосе; маленькое беззащитное существо сбилось в комочек и беззвучно лило слезы. Конечно, брать ребенка к себе домой и возвращать обратно - это не здорово. Но вообще не брать, а предоставить беспросветное пребывание в д/доме без передышек – это плохо вдвойне!» Многие понимают полезность и необходимости пребывания воспитанника в семье. Как мы уже отмечали, патронат начинался с того, что в гости, прежде всего, приглашали детей сотрудники детского дома. Здесь играет роль понимание воспитателем полезности пребывания в семье для ребенка-сироты и его личная заинтересованность в том или ином ребенке, взаимная симпатия. Это характерно также и для людей, которые уже стали опекунами или усыновителями. «Когда возникают отношения между людьми, это всегда непросто. А ребенку-сироте, одинокому в этом мире еще тяжелее. Ему хочется бросить якорь, найти хоть какую-то пристань. И он полон надежд – это же дитя, которое верит в лучшее, пытается верить в хорошее. Если вы не возьмете его в семью насовсем, то ему можно писать письма, звонить.. Ведь самое главное для любого человека – это быть хоть чуточку кому-то интересным и не безразличным.. Человек не может жить в эмоциональном вакууме». Довольно часто возникновение симпатии к ребенку в силу каких-либо обстоятельств (чаще всего случайных) служит толчком и вызывает желание пообщаться с ним. Например, после передачи по телевидению или прочтения статьи в газете, журнале, где упоминается возможность приглашения в гости, увеличивается число обращений в детские дома с этой просьбой. Наличие примера знакомых или родственников, усыновивших или принимавших детей, также побуждает к подобному поступку. А у кого-то произошла особая жизненная ситуация (чаще всего трагедия), сделавшая человека восприимчивым к страданию других. Кто-то испытывает потребность в общении (прежде всего люди, у которых свои дети выросли и не живут вместе) или желание, чтобы собственные дети пообщались с другими детьми. «Наши дети выросли, и сейчас, когда мой муж ушел на пенсию, у него появилось много свободного времени, которое он бы хотел с кем-нибудь проводить. Мы бы хотели взять мальчика лет 8-9, чтобы муж мог брать его с собой на футбольный матч или возиться вместе с ним в гараже». В каких-то случаях под влиянием авторитетного человека появляется желание помочь сироте. Например, в деревне Ельня руководитель сельской администрация приняла активное участие в поиске семей для воспитанников школы-интерната, сама беседовала, убеждала людей в полезности этого шага для детей. В последние годы часто верующие люди, под влиянием духовного наставника обращаются в детские дома (религиозные мотивы). «Я хочу быть патронатной матерью, так как благотворительность является долгом каждого христианина. Если я буду заботиться о бедных детях, которые никому не нужны, я войду в рай, увенчанная звездой». Очень редко, но материальная заинтересованность играет роль. «Наши дети еще очень маленькие, и я не могу работать вне дома. Мы думаем, что патронатное воспитание - хороший способ как помочь обездоленным детям, так и обеспечить дополнительный доход для семьи». Но, очевидно, не главную в подавляющем большинстве случаев, так как, во-первых, предубеждения в обществе по поводу детей-сирот очень велики, и нужно «переступить» через них, чтобы взять ребенка в семью, во-вторых, многие люди не знают заранее оказывается ли какая-либо материальная помощь. Есть категория взрослых, которые заняты работой и не могут достаточно времени уделять воспитанию ребенка, они ищут сверстника для собственного ребенка, чтобы ему не было скучно. «У меня два сына-подростка, а дочери восемь лет, и она всегда хотела сестренку. Я бы хотела бы девочку такого же возраста, чтобы они могли вместе играть». Изредка, но в гости приглашают, когда есть собственный ребенок-инвалид, чтобы у него был товарищ. «Нашему сыну шесть лет. Он посещает специальную школу, так как не может говорить и делать то, что могут делать дети его возраста. Мы думали, что если взять патронатного ребенка его возраста, наш ребенок видел бы, как ведут себя нормальные дети». Довольно часто в гости хотят пригласить воспитанника, который заменил бы умершего ребенка, и поэтому приглашают ребенка того же возраста и пола. «Нашей дочери Линде в этом месяце исполнилось бы три. Она погибла в автокатастрофе прошлой осенью. Она была красивым ребенком, и никто для нас не может сравниться с нею. Однако мы чувствуем большую потребность любить кого-нибудь и хотели бы помочь другому ребенку- девочке от одного года до трех лет». Эффект опустевшего гнезда – довольно распространенная причина. «Наш дом опустел после того, как младший из моих пятерых детей закончил высшую школу. Наши дети все были очень хорошими в детстве - всеми любимые, хорошие ученики - никаких проблем. Мы бы хотели еще кого-нибудь вырастить». Спасение обездоленного ребенка, сострадание и желание помочь сироте также довольно часто стали толчком для установления контактов с воспитанниками детских учреждений. «Сейчас в газетах много пишут о страдающих детях и разбитых семьях. Я бы хотела знать, существует ли поддержка этих семей. Я бы хотела как-то помочь как семье, попавшей в беду, так и обществу. Кто-то ведь должен заботиться об этих детях. Почему не я?» Стремление увеличить число детей в семье также является причиной для приглашения в гости. «Мы мечтали, чтобы у нас в семье было не меньше трех детей. Но по разным причинам этого не получилось. Свой единственный уже подрос. Вот хотели братишку и сестренку из приюта в гости пригласить, а потом решить – будем усыновлять или нет». ? Прочитав это – подумайте и честно ответьте сами себе - что движет вами? Отношение детей к гостевым семьям Все семьи, принимавшие детей разными словами говорят о том, что ребенок не желает возвращаться назад, и очень переживает по этому поводу. Взрослые осознают ответственность и переживают по поводу того, что ребенка не могут взять в семью на постоянно. «Больше всего меня беспокоит понимание того, что раз начал – бросать нельзя. А ведь обстоятельства могут измениться: своего рожу, другого усыновлю, работу найду такую, что не до ребенка буду, с мужем разведусь и тогда средств не хватит… Да мало ли что может произойти!» Травмирующими для взрослых оказались моменты, когда дети задавали вопрос: «А можно ли мне остаться у вас навсегда? А почему вы не можете оставить меня насовсем?» Кто-то был не готов ответить на него, думая, что раз сказали, что «в гости», то дети их правильно поняли. Многие просто не знали, как отреагировать, чтобы не сделать ребенку больно и потому терялись, уходили от ответа. Действительно, большинство детей, побывав первый раз в семье, не хотят возвращаться в учреждение, не понимают, почему их возвращают. На вопрос, почему дети так болезненно реагируют на возврат, одна из участниц программы отвечает так: «Вы ездили когда-нибудь за границу и жили в 5-ти звездочном отеле? Трудно морально после такого комфорта возвращаться в родные пенаты, особенно, если в родных пенатах и ванны-то нет и стол, мягко говоря не похож на шведский по разнообразию блюд. Может лучше не ездить, закрыть глаза на мир и не травмироваться? Поездка в гости для детей из детского дома – это один из элементов их жизни, раскрывающая широкий мир за стенами детского дома». Но, это чаще всего происходит после первого раза. Когда «гостевание» становится более-менее регулярным, ребенок уже переживает гораздо меньше, смиряясь с обстоятельствами, принимая реальность, какой она есть. Наименее болезненно это происходит в тех случаях, когда сотрудники при возвращении ребенка в учреждение выбирают верную линию поведения, говорят серьезно с детьми на эту тему, не рисуя иллюзий или не пугая их за провинность тем, что его больше не отпустят в гости. Мудрецы утверждают, что характер формируется в преодолении трудностей, без разочарований - нет взросления. Возможно ли продолжение отношений ребенка с семьей В самом начале многие взрослые не задумываются о возможности и желательности продолжения отношений с ребенком в тот момент, когда забирают его в гости. Тем не менее, у многих устанавливается эмоциональный контакт и возникает потребность в продолжении отношений. Часто инициатива исходит от самих детей: дети звонят приемным родителям, рассказывают о своих успехах в учебе, просят их взять на следующие каникулы и т.д. Некоторые семьи продолжают общаться с ребенком, живущим в интернате, даже тогда, когда не могут его взять на следующие каникулы, выходные. Почувствовав ответственность за того, кого приручили, многие поддерживают отношения по телефону, ведут переписку. |