|
Скачать 237.15 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Утвержден на заседании кафедры логопедии Протокол № от________200 г. Зав.кафедрой_________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» (РАЗДЕЛ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ») Специальность 050715 Логопедия факультет коррекционной педагогики Составитель: Ст. преподаватель А.М.Горчакова ![]() Самара - 2010 СОДЕРЖАНИЕI РАЗДЕЛ
^ Рабочая программа I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания. ^ Программа предназначена для студентов 3 курса ( -й семестр) отделения логопедии. Курс базируется на знаниях, полученных студентами во время изучения курсов «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Современный русский язык» ( раздел «Фонетика»), «Онтогенез речевой деятельности», «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия» ( разделы : дислалия, ринолалия, нарушения голоса). Цели курса: подготовить студентов к индивидуальной форме коррекционно-логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные у будущих специалистов эталоны действия ( артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.) Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования Изучение данного курса связано с решением следующих задач: - обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей; - создать условия для овладения студентами технологии обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных коррекционных занятий; - обучить разработке и реализации моделей обследования произносительной стороны речи детей; - развивать стремление к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет ресурсами. Практические занятия могут проводиться как в аудиториях, так и в специальных учреждениях: специальных (коррекционных) детских садах. Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы, подготовка рефератов, развитие аналитико-синтетической деятельности в процессе обработки полученной информации, апробирование полученных знаний в собственной коррекционно-педагогической деятельности. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. Итоговый контроль проводится в виде зачета. ^
уметь:
владеть навыками:
^
^
^ Определение, выделение и характеристика отдельных органов артикуляционного аппарата и лица. Уточнение понятий “мимика лица” и “артикуляционная моторика”. Мимические и артикуляционные упражнения, их описание и демонстрация. Определение готовности артикуляционного аппарата и мышц лица студента к работе по изучению и коррекции моторных функций и звукопроизношения у детей. ^ Определение и функциональная характеристика органов дыхания и голосообразования. Упражнения для обследования дыхания и голоса, их описание и демонстрация. Определение готовности студента к работе по изучению и коррекции дыхания и голосообразования у детей. ^ Определение параметров анализа строения, статики и динамики артикуляционного аппарата и лица. Особенности строения (в онтогенезе и дизонтогенезе). Качественная характеристика движений соответствующих органов. Возможности нахождения и удержания нужного уклада (позы). Особенности переключаемости и др. Составление схемы для проведения фрагмента обследования: мимики лица; артикуляционного аппарата. Демонстрация соответствующих заданий, используемых в этих фрагментах, с последующим анализом и самоанализом образцов выполнения заданий. ^ Отбор и составление комплексов упражнений развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица. Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ упражнений на развитие объема, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д. ^ Речевое дыхание как основа устной речи. Физические характеристики речевого голоса (интенсивные, частотные и темпоральные компоненты). Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса. Описание, демонстрация и последующий анализ и самоанализ образцов упражнений, направленных на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты голоса, темпа и ритма речи. ^ Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации. Отбор, описательная характеристика и демонстрация артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков, относящихся к различным фонетическим группам (свистящие, шипящие, вибранты и т.д.). Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы. Формирование артикуляторно-дыхательной координации. Анализ и самоанализ проведения фрагментов артикуляционной гимнастики. ^ Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация. Анализ и самоанализа использования студентами соответствующих способов постановки свистящих, шипящих, аффрикат и др. звуков. ^ Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуком (звуками) в рамках автоматизации и дифференциации. Моделирование фрагментов занятий по автоматизации и дифференциации звуков. ^ Определение примерного порядка работы по коррекции звуков в случае нарушения многих звуков из разных фонетических групп. Разработка перспективных и текущих планов индивидуальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков. Соблюдение в процессе планирования программных требований и учет данных онтогенеза в становлении звукопроизношения у детей. Анализ и самоанализ материалов планирования. ^ Идея сочетания занятий по автоматизации и дифференциации звуков с работой над дыханием, голосом, различными параметрами интонации и ритмом. Специально-ориентированный отбор речевого материала и упражнений для занятий по произношению, постановка дополнительных задач к используемым упражнениям: произношение слоговых рядов разной длины на одном выдохе; восприятие и проговаривание автоматизированных рядов, стихов, потешек, пословиц в определенном темпе (с изменением темпа), с определенной громкостью (с изменением громкости звучания), с использованием определенной высоты голоса (с изменением высоты); восприятие и произношение высказываний, построенных по соответствующим ИК (повествование, вопрос, побуждение и т.д.); задания на акцентуацию и паузирование. Моделирование и проведение фрагментов занятий, включающих рассмотренные разделы работы. Анализ и самоанализ фрагментов занятий. ^ Организация лабораторных занятий по данной дисциплине предусматривает аудиторные занятия и выходы в практические учреждения. Содержание дисциплины определяется тем, что ей предшествуют или параллельно изучаются следующие учебные дисциплины : « Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения”, «Современный русский язык» ( раздел «Фонетика»), «Онтогенез речевой деятельности», «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия» (разделы : дислалия, нарушения голоса, ринолалия). Содержание дисциплины является основой для изучения курсов «Индивидуальные формы логопедических занятий», «Фронтальные формы логопедической работы». Овладение техникой моделирования оптимальных систем изучения и обучения детей в процессе коррекционного воздействия требует персональной практической готовности каждого студента к выполнению соответствующих профессионально значимых операций и действий. В этой связи в содержании дисциплины «Технология формирования и обследования произносительной стороны речи» отражается его направленность на формирование у будущих логопедов операционных умений, необходимых в работе с детьми: артикуляционных, мимических, интонационных, пластических, темпо-ритмических и др. Особое значение для успешного овладения знаниями по изучаемому курсу имеет организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение, конспектирование, анализ и систематизацию научно-педагогической литературы по проблеме курса с целью знакомства с современными технологиями обследования речи. Выполнение ряда практических заданий и решение ситуационных задач формирует умения правильно подбирать диагностические задания. На лабораторных занятиях студенты должны овладеть практическими навыками проведения и формирования обследования произносительной стороны речи. Для формирования у студентов способности самостоятельно овладевать и закреплять знания по курсу рекомендуются задания, направленные на разработку протоколов обследования, составление перспективных планов. В результате изучения рассматриваемого курса студенты должны научиться самостоятельно решать коррекционно-воспитательные, коррекционно-педагогические и организационно- методические задачи в конкретных условиях работы в специальных учреждениях различного типа. Лабораторные занятия проводятся аудиторно, так и на базе практического учреждения, где осуществляется коррекционно-логопедическая помощь детям. ^ Изучение курса предполагает проработку теоретических вопросов, освещенных в учебно-методической литературе, выполнение практических заданий и самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы предусматривает конспектирование и реферирование научной литературы, подготовку практического материала для проведения обследования. Решение и составление практических задач, выполнение заданий позволяет закрепить знания о содержании и планировании логопедической работы по обследованию и формированию произносительной стороны речи. При планировании и проведении логопедической работы по обследованию и формированию произносительной стороны речи студенты должны четко определять цель, задачи каждого этапа, моделировать схемы обследования и фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы, разрабатывать протоколы проведения фрагментов обследования, проводить фрагменты обследования детей, подбирать и структурировать речевой материал для работы над мимической, артикуляционной моторикой, звукопроизношением, фонематическим восприятием и интонацией. ^ Цель: изучить анатомическое строение артикуляционного аппарата; ознакомить с технологией обследования артикуляционного аппарата План проведения занятия
Задания для самостоятельной работы:
Тема 2. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функции, основы технологии обследования. Цель: изучить анатомическое строение фонаторной и дыхательной системы, ознакомить с основными приемами обследования фонаторной и дыхательной системы. План проведения занятий
Задания для самостоятельной работы:
Тема 3. Анализ и оценка строения подвижности органов артикуляционного аппарата и лица. Цель: познакомить с приемами обследования строения и подвижности органов артикуляции и мышц лица План проведения занятия
Задания для самостоятельной работы.
Тема 4. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата Цель: познакомить с приемами развития подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата, сформировать умения проводить различные упражнения План проведения занятия
Задания для самостоятельной работы:
^ Цель: познакомить с приемами коррекционной работы для развития дыхания, голоса и темпо-ритмической стороны речи, сформировать умения проводить различные упражнения План проведения занятия
Цель: познакомить и научить приемам проведения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе План проведения занятия
Задания для самостоятельной работы
Тема 7. Техника постановки звуков Цель: познакомить с техникой постановки звуков План проведения занятия
Задания для самостоятельной работы:
Тема 8. Техника автоматизации и дифференциации звуков. Цель: познакомить с технологией автоматизации и дифференциации звуков План проведения занятия
Задания для самостоятельной работы
^ Цель: познакомить с основными задачами, содержанием планирования работы над звукопроизношением, сформировать умения составления перспективного планирования работы над звукопроизношением План проведения занятия
Задания для самостоятельной работы
Тема 10. Развитие ритмо-интонационной стороны речи в процессе занятий по звукопроизношению Цель: познакомить с приемами работы над ритмо-интонационной стороной речи. План проведения занятия
Задания для самостоятельной работы
^ Пояснительная записка Данные контрольно-измерительные материалы составлены с целью осуществления контроля знаний студентов по предлагаемой дисциплине. В соответствии с целями проводимого контроля в тест включены задания, выполнение которых отражает владение основным понятийным аппаратом данной дисциплины, демонстрирует уровень теоретического и практического освоения основного содержания дисциплины. Блок КИМов содержит 3 варианта выполнения заданий. Каждый вариант включает 5 заданий. Форма заданий: развернутый ответ или краткий ответ Среднее время выполнения: 40 минут. Правила оценки знаний: трехбалльная система по каждому вопросу. 0 баллов- полностью не раскрыл содержание вопроса 1 балл- частично раскрыл содержание вопроса 2 балла- полностью раскрыл содержание вопроса. Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
^ Зачет проводится в учебной аудитории в форме собеседования по вопросам. К зачету допускаются студенты, отработавшие все практические занятия. Перечень контрольных вопросов выдается студентам в начале изучения курса вместе с методическим рекомендациями и списком литературы. Консультации проводятся в индивидуальном порядке.
^
^
|