I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon

I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды





Скачать 2.27 Mb.
Название I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды
страница 1/9
Дата 19.04.2013
Размер 2.27 Mb.
Тип Статья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС


содержание


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Статья 4. Цель и задачи Экологического Кодекса

Статья 5. Правовые нормы, имеющие преимущественную силу


Глава 2. Экологические правоотношения


Статья 6. Объекты экологических правоотношений

Статья 7. Субъекты экологических отношений

Статья 8. Компетенция Правительства Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды

Статья 9. Компетенция Республиканского специально уполномоченного Государственного органа по охране окружающей среды в Кыргызской Республики

Статья 10. Компетенция Республиканского уполномоченного органа в области охраны рыбных ресурсов

Статья 11. Компетенция Республиканского уполномоченного органа в области охраны вод

Статья 12. Компетенция органа по охране и укрепления здоровья граждан Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды

Статья 13. Компетенция уполномоченного государственного органа в области надзора за безопасностью производства

Статья 14. Компетенция уполномоченного государственного органа в области охраны недр

Статья 15. Компетенция уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами

Статья 16. Компетенция исполнительного органа по чрезвычайным ситуациям в области охраны окружающей среды

Статья 17. Компетенция органов ветеринарного и фитосанитарного контроля и надзора в области охраны окружающей среды

Статья 18. Компетенция органа воздействия автомототранспортными средствами в области охраны окружающей среды

Статья 19. Права и обязанности должностных лиц государственных органов Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды

Статья 20. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Статья 21. Права и обязанности некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды

Статья 22. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Статья 23. Права и обязанности природопользователей

Статья 24. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду для жизни и здоровья человека.


Глава 3. Экологическое планирование и научные исследования в области охраны окружающей среды


Статья 25. Принципы экологического планирования

Статья 26. Национальная стратегия обеспечения экологической безопасности Кыргызской Республики

Статья 27. Государственные программы рационального природопользования и охраны окружающей среды

Статья 28. Территориальные программы и планы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды

Статья 29. Экологические научные исследования и их виды

Статья 30. Научные исследования в области охраны окружающей среды

Статья 31. Задачи экологических научных исследований

Статья 32. Международное сотрудничество в области научных исследований (уточнить после прочтения)


Глава 4. экологическое образование и просвещение


Статья 33. Всеобщность и комплексность экологического образования

Статья 34. Экологическое обучение в образовательных учреждениях

Статья 35. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Статья 36. Экологическое просвещение


Глава 5. Экологическая информация


Статья 37. Экологическая информация

Статья 38. Право на экологическую информацию

Статья 39. Правовой статус экологической информации

Статья 40. Субъекты правоотношений по обращению с экологической информацией

Статья 41. Государственный фонд экологической информации

Статья 42.Порядок предоставления экологической информации

Статья 43. Принципы государственной политики в области доступа к официальной информации

Статья 44. Официальная информация ограниченного доступа

Статья 45. Доступ к информации, хранящейся в Государственном фонде экологической информации

Статья 46. Права лиц, запрашивающих экологическую информацию

Статья 47. Обязанности поставщиков экологической информации

Статья 48.Запрос о доступе к официальной экологической информации

Статья 49. Способы доступа к официальной экологической информации

Статья 50. Рассмотрение заявлений о доступе к экологической информации

Статья 51. Отказ в доступе к экологической информации

Статья 52. Плата за предоставление официальной экологической информации

Статья 53. Общие положения о защите права на доступ к экологической информации

Статья 54. Обжалование действий поставщиков экологической информации во внесудебном порядке

Статья 55. Обжалование действий поставщиков экологической информации в судебном порядке

Статья 56. Последствия ущемления права на доступ к экологической информации

Статья 57. Государственная статистика в области охраны окружающей среды

Глава 6. Система охраняемых природных территорий


Статья 58. Экологическая сеть

Статья 59. Основные принципы создания и управления экологической сети

Статья 60. Функциональные элементы экологической сети.

Статья 61. Система функциональных элементов экологической сети

Статья 62. Экологические ядра

Статья 63. Экологические коридоры

Статья 64. Буферные зоны


Глава 7. Чрезвычайные экологические ситуации

Статья 65. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций

Статья 66. Определение границ зон чрезвычайных экологических ситуаций

Статья 67. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных экологических ситуаций

Статья 68. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных экологических ситуаций

Статья 69. Радиационные аварии и ликвидация их последствий

Статья 70. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций


Глава 8. Международные отношения в области охраны окружающей среды


Статья 71. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Статья 72. Осуществление международного сотрудничества

Статья 73. Уведомление о возможном вредном трансграничном воздействии

Статья 74. Международные планы чрезвычайных мер на случай загрязнения окружающей среды

Статья 75. Международные договоры в области охраны окружающей среды

Статья 76. Соблюдение международных договоров Кыргызской Республики

Статья 77. Выполнение обязательств по международным договорам Кыргызской Республики

Статья 78. Меры, принимаемые в случае совершения правонарушений, повлекших за собой нарушения международного договора Кыргызской Республики

Статья 79. Меры, принимаемые в случае нарушения международного договора Кыргызской Республики другими его участниками


Особенная часть


Глава 9. Лицензия и другие правоустанавливающие акты


Статья 80. Лицензия и другие правоустанавливающие акты

Статья 81. Порядок выдачи лицензии

Статья 82. Ответственность за осуществление деятельности подлежащей лицензированию, с нарушением законодательства о лицензировании

Статья 83. Государственное комплексное экологическое разрешение

Статья 84. Виды деятельности, требующие получения экологических разрешений

Статья 85. Порядок выдачи разрешений

Статья 86. Необходимые документы для выдачи разрешений

Статья 87. Сроки подачи заявок, выдачи и согласования экологических разрешений

Статья 88. Сроки действия экологических разрешений

Статья 89. Изменение условий воздействия на окружающую среду, аннулирование разрешений
^

Глава 10. Экологическое нормирование, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ


Статья 90. Основные цели и задачи экологического нормирования

Статья 91. Принципы нормирования качества окружающей среды

Статья 92. Основные виды экологических нормативов

Статья 93. Нормативы качества окружающей среды

Статья 94. Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды

Статья 95. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду

Статья 96. Промышленные экологические нормативы

Статья 97. Нормативы состояния экосистем

Статья 98. Охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны

Статья 99. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду

Статья 100. Нормативы санитарных и иных защитных зон

Статья 101. Объекты стандартизации в области охраны окружающей среды

Статья 102. Объекты сертификации в области охраны окружающей среды

Статья 103. Стандартизация в области охраны окружающей среды

Статья 104. Сертификация в области охраны окружающей среды

Статья 105. Содействие международной стандартизации и сертификации.

^

Глава 11. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


Статья 106. Обязательность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Статья 107. Виды оценки воздействия

Статья 108. Процедура оценки воздействия на окружающую среду

Статья 109. Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду

Статья 110. Состав документации по оценке воздействия на окружающую среду

Статья 111. Методическое обеспечение оценки воздействия

Глава 12. Экологическая экспертиза

Статья 112. Экологическая экспертиза и ее виды

Статья 113. Цели и задачи экологической экспертизы

Статья 114. Принципы экологической экспертизы

Статья 115. Специально уполномоченные государственные органы в области государственной экологической экспертизы

Статья 116. Объекты государственной экологической экспертизы

Статья 117. Использование материалов ОВОС в процессе государственной экологической экспертизы

Статья 118. Представление документации на государственную экологическую экспертизу

Статья 119. Процедура государственной экологической экспертизы

Статья 120. Привлечение внешних экспертов в процесс проведения государственной экологической экспертизы

Статья 121. Общественная экологическая экспертиза

Статья 122. Рассмотрения разногласий при осуществлении государственной экологической экспертизы.

Статья 123. Финансирование государственной экологической экспертизы

Статья 124. Экологические требования к размещению проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов

Статья 125. Экологические требования при планировании и застройке населенных пунктов

Статья 126. Заключение государственной экологической экспертизы


Глава 13. Экологический мониторинг

Статья 127. Виды экологического мониторинга

Статья 128. Принципы экологического мониторинга

Статья 129. Основные цели и задачи проведения экологического мониторинга

Статья 130. Система и структура осуществления экологического мониторинга

Статья 131. Национальная государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов

Статья 132. Органы осуществляющие экологический мониторинг

Статья 133. Требования и объекты экологического мониторинга

Статья 134. Финансовое обеспечение экологического мониторинга

Статья 135. Обеспечение единства средств измерений

Статья 136. Международное сотрудничество в области мониторинга состояния окружающей среды


Глава 14. Осуществление экологического контроля

Статья 137. Задачи контроля в области охраны окружающей среды

Статья 138. Виды контроля за охраной окружающей среды

Статья 139. Органы, осуществляющие государственный экологический контроль

Статья 140. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием природных ресурсов

Статья 141. Порядок организации и проведения государственного экологического контроля

Статья 142. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль

Статья 143. Права должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль

Статья 144. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль

Статья 145. Инспекторская тайна

Статья 146. Понятие и виды инспекторских экологических проверок

Статья 147. Периодичность и сроки проведения инспекторских экологических проверок

Статья 148. Основание проведения инспекторских экологических проверок

Статья 149. Начало проведения инспекторских экологических проверок

Статья 150. Доступ должностных лиц органов охраны окружающей среды на территорию или в помещение для проведения инспекторской экологической проверки

Статья 151. Изъятие документов

Статья 152. Завершение инспекторской экологической проверки

Статья 153. Решение по результатам инспекторских экологических проверки

Статья 154. Рассмотрение жалоб природопользователей по результатам инспекторской экологической проверки

Статья 155. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов охраны окружающей среды

Статья 156. Ответственность должностных лиц органов охраны окружающей среды за нарушение законодательства

Статья 157. Общий порядок применения санкций в результате инспекторских экологических проверок

Статья 158. Виды государственного контроля за использованием природных ресурсов

Статья 159. Порядок осуществления государственного контроля за использованием природных ресурсов

Статья 160. Назначение и цели производственного экологического контроля

Статья 161. Требования к осуществлению производственного экологического контроля

Статья 162. Порядок осуществления производственного экологического контроля

Статья 163. Объекты производственного экологического контроля

Статья 164. Государственный надзор за проведением производственного экологического контроля

Статья 165. Общественный экологический контроль

Статья 166. Права и обязанности некоммерческих организаций и граждан в области экологического контроля

Статья 167. Порядок проведения общественного экологического контроля

Статья 168. Взаимодействие органов государственного экологического контроля с некомерческимими объединениями в области осуществления экологического контроля

Статья 169. Заключение общественного экологического контроля

Статья 170. Взаимодействие государственных органов охраны окружающей среды с правоохранительными, таможенными, налоговыми и другими государственными органами Кыргызской Республики

^ Статья 171 Субъекты, осуществляющие контроль за состоянием окружающей среды


Глава 15 Экономическое регулирование, инструменты и механизмы природопользования

Статья 172. Цели применения экономических механизмов природопользования

Статья 173. Задачи экономического механизма природопользования

Статья 174. Категории экономических инструментов

Статья 175. Плата за загрязнение окружающей среды

Статья 176. Плата за пользование природными ресурсами

Статья 177. Платежи за нанесение ущерба окружающей среде

Статья 178. Платежи за несоблюдение природоохранных требований

Статья 179. Налоги на продукцию

Статья 180. Субсидии

Статья 181. Залогово – возвратная система

Статья 182. Акцизные налоги

Статья 183. Торговля квотами

Статья 184. Виды экономического стимулирования

Статья 185. Предоставление государственного обеспечения по международным займам

Статья 186. Предоставление грантов в области охраны окружающей среды

Статья 187. Установление налоговых и иных льгот

Статья 188. Введение специального налогообложения

Статья 189. Назначение экономического учета и отчетности в области охраны окружающей среды

Статья 190. Обязанности государтсвенных органов по ведению экономического учета в области охраны окружающей среды

Статья 191. Обязанности природопользователей по ведению экономического учета и отчетности в области охраны окружающей среды

Статья 192. Мероприятия по охране окружающей среды

Статья 193. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды


Глава 16 Экологическое страхование

Статья 194. Виды экологического страхования

Статья 195. Обязательное экологическое страхование

Статья 196. Добровольное экологическое страхование

Статья 197. Деятельность и объект экологического страхования

Статья 198. Страховой случай

Статья 199. Лица, гражданско-правовая ответственность которых подлежит обязательному экологическому страхованию.

Статья 200. Договор обязательного экологического страхования и порядок его заключения

Статья 201. Действие договора обязательного экологического страхования

Статья 202. Прекращение действия договора обязательного экологического страхования

Статья 203. Досрочное прекращение договора обязательного экологического страхования

Статья 204. Права и обязанности страхователя

Статья 205. Права и обязанности страховщика

Статья 206. Права потерпевшего

Статья 207. Порядок и сроки уплаты страховой премии

Статья 208. Проведение экологического аудита

Статья 209. Общие условия осуществления страховой выплаты

Статья 210. Основания освобождения страховщика от осуществления страховой выплаты


Глава 17. Экологический аудит

Статья 211. Экологический аудит

Статья 212. Основные цели, задачи и принципы экологического аудита

Статья 213. Порядок проведения экологического аудита объекта

Статья 214. Решение экологических вопросов при приватизации предприятий

Статья 215. Права экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций

Статья 216. Обязанности экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций

Статья 217. Аттестация экологических аудиторов

Статья 218. Ограничение права на проведение экологического аудита

Статья 219. Права аудируемого субъекта

Статья 220. Обязанности аудируемого субъекта


Глава 18 Доступ к генетическим и биологическим ресурсам

Статья 221. Использование генетических и биологических ресурсов

Статья 222. Общее и специальное пользование биологических ресурсов

Статья 223. Пользование биологическими ресурсами в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях.

Статья 224. Ограничения пользования биологическими и генетическими ресурсами

Статья 225. Охрана биологических ресурсов при применении хранении, транспортировке средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов

Статья 226. Охрана генетических и биологических ресурсов от вредного воздействия продуктов биотехнологии

Статья 227. Нарушение установленного порядка обращения с объектами флоры и фауны и их продуктов


Глава 19. Экологические требования к обеспечению безопасности

Статья 228. Ввоз и вывоз объектов

Статья 229. Контроль за ввозом и вывозом

Статья 230. Карантин растений

Статья 231. Оценка рисков


Глава 20. Ответственность за причинение экологического вреда и разрешение споров в области охраны окружающей среды

Статья 232. Ответственность за причинение экологического вреда

Статья 233. Ответственность за причинение ущерба окружающей среде

Статья 234. Дисциплинарная ответственность за экологические проступки

Статья 235. Административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения

Статья 236. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

Статья 237. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Статья 238. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

Статья 239. Требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Статья 240. Разрешение споров в области охраны окружающей среды.


^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды


Отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом и другими законами, принимаемыми в соответствии с указанными и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.


^ Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:


Воспроизводство природных ресурсов - совокупность научных, организационных, экономических и технических мер, направленных на восполнение и увеличение природных ресурсов.

^ Восстановление природных ресурсов - организационно-технические, экономические и иные меры по восполнению природных ресурсов, утраченных в результате антропогенного воздействия либо стихийных сил природы;


^ Вред окружающей среде - негативные изменения в состоянии окружающей среды, вызванные действием или бездействием человека, повлекшее за собой загрязнение среды, истощения природных ресурсов, повреждения, разрушения экологических систем природы, создающие реальную угрозу здоровью и жизни человека, растительному и животному миру, материальным ценностям;


^ Временно согласованные выбросы (ВСВ) – нормативы, устанавливаемые на период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение нормативов ПДВ;


Выброс, сброс вредных веществ - выход во внешнюю среду (в атмосферный воздух, в водные объекты, землю) загрязняющих веществ от какого-либо источника загрязнения;

^ Животный мир - охраняемый законом природный объект (ресурс), включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других животных, находящихся в состоянии естественной свободы, и выполняющий экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции;


^ Земли экологической сети – земли, в пределах которых созданы функциональные элементы экологической сети.



Зоны защитные (в области окружающей среды) - часть естественного (земельного, водного, недренного) пространства, наделенная по закону режимом особой охраны в целях предупреждения от вредного воздействия хозяйственной деятельности либо стихийных сил природы;


^ Захоронение отходов - изоляция отходов, направленная на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов;


^ Зоны санитарно-защитные - территории, предназначенные для обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных коммуникаций, линий электропередач на окружающее население, факторов физического воздействия - шума, повышенного уровня вибрации, инфразвука, электромагнитных волн и статического электричества.


^ Кадастры природных ресурсов - совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической, экономической (в том числе и лечебно-оздоровительной) оценке. Структуру и порядок ведения кадастров устанавливают компетентные органы государства;


^ Комплексное природоохранное разрешение (КПР) – письменное решение, дающее разрешение на эксплуатацию установки при соблюдении условий, охватывающих все известные виды воздействия установки на окружающую среду, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду;


«Красная книга» - совокупность сведений о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных. Утверждаются в установленном законом порядке, с целью введения режима их особой охраны и последующего воспроизводства;


^ Лимит (в области охраны окружающей среды) - предельное количество изъятия, потребления, природного ресурса, выброса, сброса вредных веществ в окружающую среду. Устанавливается, специально- уполномоченным органом по охране окружающей среды, в целях охраны природы, рационального использования ее ресурсов, предупреждения вредных воздействий на нее;


^ Мониторинг окружающей среды - система наблюдений за параметрами окружающей среды, оценка ее состояния и прогноз ожидаемых изменений;


Нормирование качества окружающей среды - установление системы показателей качества окружающей среды;


^ Нормативы воздействия на окружающую среду – научно-обоснованные показатели предельно допустимого воздействия на окружающую среду, ограничивающие антропогенное воздействие до уровня, при котором не происходит изменение отдельных компонентов окружающей среды.

^ Нормативы качества окружающей среды - показатели, характеризующие критерии качественного состояния окружающей среды: нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимые уровни (ПДУ) радиационного воздействия, уровней шума, вибрации, магнитных полей, предельно допустимые нормы химических веществ (ПДХВ), применяемых в сельском, лесном хозяйстве, предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания, предельно допустимые нормы нагрузки антропогенной деятельности на окружающую среду;




^ Обращение с отходами производства и потребления - деятельность в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;


^ Объект размещения отходов - полигоны, накопители, свалки, шламохранилища, хвостохранилища, отвалы горных пород и другие специально оборудованные места для хранения и захоронения отходов;



^ Оздоровление окружающей среды - совокупность санитарно-гигиенических, экономических, правовых мер, направленных на предупреждение и устранение вредных экологических последствий хозяйственной деятельности и улучшение качества окружающей человека среды;


^ Окружающая среда - среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; включает природу как систему естественных экологических систем и ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека;


Оператор – лицо, контролирующее установку. Оператор должен иметь очевидные права и возможности обеспечивать соблюдение условий, заложенных в разрешении;


^ Опасные отходы - отходы (кроме радиоактивных), содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств (таким, как токсичность, инфекционность, взрывчатость, воспламеняемость, высокая реакционная способность) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами;


^ Ориентировочно безопасные уровни (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе – временные нормативы, используемые при решении вопросов предупредительного надзора, для обоснования требований к разработке оздоровительных мероприятий по охране окружающей среды проектируемых, реконструируемых и опытных производств;


^ Ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) вредных веществ – вещества в окружающей среде, разработанные на основе расчетных и экспресс- экспериментальных методов прогноза токсичности и применяемые только на стадии предупредительного санитарного надзора за проектируемыми или строящимися предприятиями;


Отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности;


^ Отходы производства - остатки материалов, сырья, полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе производства продукции или выполнения работ и утратившие полностью или частично свои потребительские свойства, а также сопутствующие вещества, образующиеся в процессе производства и не находящие применения в этом производстве;

^ Охрана окружающей среды - система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе сохранения и воспроизводства природных богатств, рационального использования природных ресурсов, улучшения качества окружающей человека среды;


^ Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемого решения хозяйственной и иной деятельности, вызываемых ею изменений в окружающей среде;


^ Потенциально токсичное химическое вещество - вещество (соединение), способное в условиях производства, применения, транспортировки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

Правоприменение – это применение всех имеющихся инструментов для обеспечения соблюдения законодательства, включая пропаганду соблюдения законодательства, инспектирование и мониторинг состояния среды, а также меры реагирования на нарушения;

^ Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив, устанавливаемый из условия, что содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника загрязнения или их совокупности не превышает установленных нормативов качества воздуха для человека, животного и растительного мира;


^ Предельно допустимые концентрации (ПДК) – максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья человека (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия его проживания;


^ Предельно допустимая нагрузка (ПДН) – нагрузка, которая не должна вызывать нежелательных последствий, изменений у обитающих на земле организмов и в первую очередь у человека, а также не приведет к ухудшению качества окружающей среды;


^ Предельно-допустимый сброс (ПДС)- масса загрязняющего вещества в сточных водах, максимально-допустимая к отведению с установленным режимам в данном пункте водного объекта в единицу времени, с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте;

^ Предельно допустимый уровень (ПДУ) - уровень физического воздействия (шума, вибрации, магнитных полей, радиационного воздействия и т.д.), который при периодическом действии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него и окружающую среду вредного действия;


Предписание – документ, опирающийся на силу закона и предписывающий природопользователю в установленный срок предпринять определенные действия для улучшения экологического состояния объекта и устранения нарушений или прекращения противозаконной деятельности;


Протокол – документ, фиксирующий факт нарушения природоохранного законодательства;

^ Природные ресурсы - естественные источники потребления человеком природы (земельные, водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые, запасы минерального сырья, радиоактивные материалы, животный и растительный мир, их компоненты и другие природные блага);


Природопользование - совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению;


^ Природоохранное законодательство - совокупность нормативных правовых актов, направленных на защиту прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья как нынешних, так и будущих поколений окружающую среду, устанавливающих порядок охраны природы, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды в целях обеспечения научно обоснованного сочетания экономических интересов и достижения оптимального качества окружающей среды;


^ Производственный контроль в области охраны окружающей среды– процесс, в ходе которого предприятие осуществляет контроль за выбросами, сбросами, размещением отходов и/или технологическими параметрами;


^ Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды, экологических систем и здоровья человека и разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных эффектов;

^ Размещение отходов - операции по хранению и захоронению отходов;


Разрешение - правооснование для совершения определенных действий, устанавливаемое на определенный срок, подтвержденное соответствующим документом, выдаваемым уполномоченным государственным органом природопользователям в целях контроля за выполнением ими соответствующих требований законодательства и установленных нормативов и правил;


^ Разрешение на водопользование - разрешение, выдаваемое на деятельность по водопользованию, на срок установленный законодательством;


Разрешение на сброс - разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, водохозяйственные сооружения или земли водного фонда, на поля фильтрации, земледельческие поля орошения, на рельеф местности, подземные горизонты и иные объекты окружающей среды;


^ Растительный мир (растительность) - совокупность естественных, различных по составу, структуре, положению и значению типов растительности или растительных сообществ, объединяемых в отделы разного фитоценогенеза и времени возникновения, покрывающих землю или отдельные ее территории, характеризующихся численностью и сочетанием различных растительных сообществ, их пространств, структурой и динамикой, а также набором жизненных форм растений.


^ Специальное природопользование - все виды пользования природными ресурсами, осуществляемые с их изъятием (добыванием, сбором, выборкой и пр.) из окружающей среды;


^ Схема экологической сети – пространственная модель, определяющая расположение функциональных элементов экологической сети.

Торговля квотами - механизм продажи права на осуществление выбросов в объеме, составляющем разницу между разрешением и фактическим выбросом, другому предприятию, которое в таком случае имеет право осуществлять выбросы в большем объеме, чем объем, указанный в выданном ему разрешении


^ Трансграничная перевозка отходов - любая перевозка отходов из Кыргызской Республики на территорию другого государства, а также из района, находящегося под юрисдикцией другого государства, в/или через район, находящийся под юрисдикцией Кыргызской Республики;


^ Уровень загрязнения - концентрация загрязняющих веществ в природной среде в определенной точке или зоне, установленная путем систематических замеров, сравнительного анализа с нормативами критериями (фоновое загрязнение, предельно допустимые концентрации, воздействие на здоровье и (или) на окружающую среду);


Установка – технический объект, с помощью которого производится один или несколько видов работ (потенциально воздействующих на окружающую среду), а также осуществляются любые другие виды деятельности, технически связанные с работами, проводимыми на данном объекте, и оказывающие влияние на выбросы/сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;


^ Устойчивое развитие – поступательное развитие общества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений людей. Устойчивое развитие предполагает обеспечение на долговременной основе стабильного экономического роста, не приводящего к деградационным изменениям природной среды.


^ Ущерб окружающей среде - исчисляемые в денежном выражении экономические и иные потери общества, возникающие в результате ухудшения состояния окружающей среды, ее загрязнения, нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;


^ Функциональные элементы экологической сети – совокупность участков экологической сети единого назначения (экологические ядра, экологические коридоры, буферные зоны).

^ Штраф – денежное взыскание в доход государства, налагаемое в случаях и порядке установленном действующим законодательством

Экологический аудит
- обзор (проверка, оценка) экологического состояния предприятия, имущества или деятельности с целью определения прошлых или настоящих проблемных вопросов, потенциальных экологических рисков и ответственности;


^ Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей среды как условия и средства существования человека и общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на них;


^ Экологический вред - представляющий собой негативные изменения в состоянии окружающей среды, вызванные действием или бездействием человека, нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, повлекшие в результате ухудшение состояния окружающей среды, ее загрязнение, истощение природных ресурсов, повреждение, разрушение экологических систем природы, создающий реальную угрозу здоровью и жизни человека, растительному и животному миру, материальным ценностям либо нарушение прав и интересов в сфере экологических правоотношений.


^ Экологическая информация – информация о состоянии окружающей среды и деятельности, способной оказать на нее воздействие.


Экологические коридоры – территории со специальным режимом природопользования, обеспечивающие необходимые экологические связи между ключевыми природными территориями


^ Экологическая экспертиза - определение уровня экологического риска и опасности намечаемых решений, реализация которых прямо или косвенно окажет влияние на состояние окружающей среды и природных ресурсов;


^ Экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным экологическим требованиям;


Экологический сертификат - официальный документ, разработанный в соответствии с требованиями системы экологической сертификации, подтверждающий степень экологической безопасности объектов сертификации, выдаваемый аккредитованными органами по охране окружающей среды в установленном порядке;


^ Экологические системы - единые, устойчивые, взаимосвязанные, саморазвивающиеся, саморегулирующиеся совокупности естественных компонентов окружающей среды, осуществляющие процесс обмена веществ и энергии. Различают естественные (первозданные), модифицированные (измененные), трансформированные (преобразованные) экологические системы;


^ Экологический контроль - проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами природоохранного законодательства и других экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;


^ Экологическое правонарушение - виновное, противоправное деяние (умышленное или неосторожное), действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее природоохранное законодательство, причиняющее вред окружающей среде, правам граждан в области охраны окружающей среды и устойчивого развития;


^ Экологическое преступление - общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.


^ Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды


Каждый гражданин имеет право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу в результате действия либо бездействия, повлекшее за собой нарушение природоохранного законодательства, ухудшение состояния окружающей среды.

Основными принципами охраны окружающей среды и рационального природопользования являются:

  • принцип комплексности: гармоничное научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов общества, комплексность решения вопросов ресурсосбережения и охраны окружающей среды;

  • принцип равновесия: сохранение устойчивости экологических систем, соблюдение норм охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, воспроизводство природных ресурсов, недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека;

  • принцип предосторожности: нормирование, обязательность экологической экспертизы, обоснованность и ограничение влияния хозяйственной деятельности и других воздействий на здоровье человека и окружающую среду;

  • принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об ее осуществлении;

  • принцип открытости: гласность при планировании хозяйственной и иной деятельности, имеющей экологические последствия, тесная связь с общественными организациями и населением, поощрение и стимулирование мер, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов;

  • принцип ответственности: строгое соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, неотвратимость ответственности за его нарушения, возмещение ущерба, причиненного окружающей среде физических и юридических лиц;

  • принцип приоритетности: обеспечение соблюдения прав человека как нынешних, так и будущих поколений, на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду;

  • принцип международного взаимодействия: сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды, сочетание национальных, региональных и международных интересов в области охраны окружающей среды.


^ Статья 4. Цель и задачи Экологического Кодекса


1. Целью Экологического Кодекса является обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на здоровья человека и окружающую среду.

2. Задачами Экологического Кодекса являются:

  • правовое обеспечение государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования для устойчивого развития;

  • регулирование отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и изъятием из нее природных ресурсов;


Статья 5. Применение в Экологического Кодекса правовых норм, имеющих преимущественную силу.



  1. Отношения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования в Кыргызской Республике регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

  2. Если международными договорами, участниками которых является Кыргызская Республика, установлены иные нормы и процедуры, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются нормы и процедуры международных соглашений.


Глава 2. Экологические правоотношения


Статья 6. Объекты экологических правоотношений


  1. Объектами экологических правоотношений, подлежащими охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного отрицательного воздействия являются атмосферный воздух, земля и ее недра, почвенный покров, поверхностные и подземные воды, объекты флоры и фауны, генетический фонд, микроорганизмы и иные природные объекты, комплексы и экологические системы, озоновый слой Земли.

  2. Особой охране подлежат естественные или искусственно созданные природные комплексы и объекты природы, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, историко-культурное, просветительское, эстетическое, оздоровительное значение, редкие и (или) находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их произрастания, обитания.


^ Статья 7. Субъекты экологических отношений


Участниками экологических правоотношений (субъектом) выступают государство в лице своего ком­петентного органа, хозяйствующие субъекты, юридические или физические лица, в том числе иностранные, воздействующее на природную среду с целью ее потреб­ления, использования, воспроизводства либо охраны.


^ Статья 8. Компетенция Правительства Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды

1. Правительство КР обеспечивает исполнение Конституции Кыргызской Республики и законов Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Президента Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики;

2. Правительство Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды осуществляет:

  • управление, координацию и контроль за деятельностью министерств, государственных агентств, административных ведомств, объединений, предприятий, учреждений, организаций;

  • контроль за ведением мониторинга и регулированием использования природных ресурсов на территории республики;

  • утверждение методики определения платы за загрязнение окружающей среды;

  • организацию разработки концепций, утверждение, финансирование, реализацию и контроль за осуществлением республиканских, межрегиональных, межгосударственных программ и планов по охране окружающей среды;

  • организацию ведения кадастров природных ресурсов;

  • утверждение норм экологической безопасности, лимитов и нормативов природопользования;

  • утверждение порядка и размеров возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства;

  • утверждение положений о государственном контроле Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизе Кыргызской Республики;

  • утверждение положений о специально уполномоченных государственных органах по охране окружающей среды;

  • принятие решений о приостановлении или прекращении осуществления ранее принятых схем, программ развития и размещения производительных сил, мелиорации, химизации и других решений, если их осуществление влечет ухудшение состояния окружающей среды;

  • определение мест размещения полигонов по обеззараживанию и захоронению неутилизируемых токсичных, а также радиоактивных отходов;

  • организация экологическая сеть

  • определение единой политики в области регулирования деятельности экологическая сеть

  • утверждение порядка экологического страхования и использования фондов экологического страхования;

  • обеспечение экологического образования и воспитания граждан;

  • международное сотрудничество.



Статья 9. Компетенция специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды Кыргызской Республики


1. Специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды Кыргызской Республики осуществляет контроль за деятельностью министерств, административных ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды.

2. К компетенции специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды Кыргызской Республики относятся:

  • проведение единой государственной политики и комплексное управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

  • государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, объектов флоры и фауны, за деятельностью экологическая сеть, а также за соблюдением норм экологической безопасности;

  • организация мониторинга окружающей среды;

  • организация разработки, разработка и утверждение правил, положений, инструкций, нормативов и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий;

  • организация органа государственного управления, уполномоченного проводить работы в области экологической сертификации, проведение экологической сертификации субъектов экологических отношений и объектов окружающей среды, природных ресурсов, продукции, материалов и сырья, отходов производства и потребления, технологических процессов и услуг, направленных на обеспечение экологической безопасности и предупреждение нанесения вреда окружающей среде;

  • выдача экологических сертификатов, аккредитация органов по экологической сертификации, системы управления охраной окружающей среды, экологических аналитических лабораторий;

  • организация органа по сертификации, проведение экологической сертификации субъектов экологических отношений и объектов окружающей среды, природных ресурсов, продукции, материалов и сырья, отходов производства и потребления, технологических процессов и услуг, направленных на обеспечение экологической безопасности и предупреждение нанесения вреда окружающей среде;

  • выдача экологических сертификатов, аккредитация экологических лабораторий

  • осуществление государственной экологической экспертизы;

  • получение, на безвозмездной основе, от министерств, административных ведомств, предприятий, учреждений и организаций, не зависимо от форм собственности, экологической информации;

  • прекращение права пользования природными ресурсами, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;

  • выдача лицензий на утилизацию, размещение, уничтожение и захоронение отходов токсичных материалов и веществ, в том числе радиоактивных, сертификатов на использование, ввоз, вывоз и реализацию природных ресурсов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

  • ограничение, приостановление или прекращение деятельности предприятий и иных объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства или с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

  • разработка региональных, государственных, межгосударственных экологических программ;

  • организация учета и оценки природных ресурсов, ведения государственного кадастра природных ресурсов;

  • разработка и реализация экономического механизма охраны окружающей среды и управления природопользованием, взимание и корректировка размеров платы за пользование природными ресурсами;

  • управление природно-заповедным фондом Кыргызской Республики, ведение Красной книги Кыргызской Республики, организация природно-заповедного дела;

  • координация работ других специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;

  • участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;

  • осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, экологической безопасности продукции и технологических процессов, изучение, обобщение и распространение международного опыта, обеспечение выполнения обязательств Кыргызской Республики в соответствии с международными соглашениями в области охраны окружающей среды;

  • реализация единой политики и основных направлений в области восстановления, воспроизводства, охраны, защиты и рационального использования объектов флоры и фауны, развития экологической сети;

  • обеспечение государственного контроля за восстановлением, воспроизводством, охраной, защитой и использованием объектов флоры и фауны, развитием особо охраняемых природных территорий;

  • расширение и увеличение лесных территорий, повышение лесистости республики, восстановление, воспроизводство, охрана и защита лесов, многоцелевое, рациональное использование лесных ресурсов, земель лесного и охотничьего фондов, сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных функций лесов в целях сохранения устойчивости и улучшения окружающей среды;

  • обеспечение сохранения биологического разнообразия и особо охраняемых природных территорий, имеющих особое природоохранное, научно-просветительное, культурно-эстетическое и рекреационное значение, а также охраны объектов флоры и фауны и среды их обитания;

  • совершенствование законодательства в области охраны объектов флоры и фауны;

  • осуществление в установленном порядке государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда, лесов, в том числе лесов и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в Государственном Лесном Фонде, расположенных на землях других пользователей;

  • определения совместно с другими специально уполномоченными государственными органами мероприятий по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, порядка регулирования численности объектов животного мира;

  • образование территориальных служб леса, ООПТ, других предприятий и организаций отрасли, утверждение в установленном порядке их символики и наименований, согласования правил ее использования;

  • организации охраны объектов флоры и фауны и среды их обитания на всей территории республики;

  • участия в установленном порядке в международных договорах, конвенциях по вопросам лесных экосистем, сохранения биоразнообразия, дикой флоры и фауны, развития особо охраняемых природных территорий, а также координации работ по обеспечению выполнения их положений;

  • организации работ по выявлению и охране уникальных природных объектов: памятников природы (реликтовые деревья, водопады, скалы, пещеры, сады и др.), мест обитания видов животных и произрастания растений, ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;

  • контроля и координации за правильным приведением научно-исследовательских работ, обеспечением своевременной и качественной разработки и выполнения запланированных тем и разделов, и также биотехнических, охранных и эколого-просветительских мероприятий;

  • осуществления государственного контроля и инспекторского охотничьего надзора в охотничьих угодьях республики независимо от охотничьих пользователей;

  • установления лимитов, норм и сроков пользования ресурсами животного мира, отнесенного к объектам охоты, а также закрепления и предоставления в установленном порядке пользователям охотничьих угодий;

  • лицензирования деятельности по охотничьему промыслу и ловле птиц;

  • осуществления государственного контроля и инспекторского охотничьего надзора за деятельностью юридических и физических лиц, ведущих на территории республики охотничье хозяйство, охраной, использованием и воспроизводством ресурсов охотничьего фонда;

  • организации и осуществления мероприятий по охране объектов государственного охотничьего фонда, сохранению среды их обитания, охране древесно-кустарниковой растительности в поймах рек и по берегам других водоемов;

  • организации и проведения мониторинга популяций диких животных и среды их обитания.

3. Решения республиканского и территориальных государственных органов по охране окружающей среды Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке.


^ Статья 10. Компетенция Республиканского уполномоченного органа в области охраны рыбных ресурсов


Уполномоченный орган в области охраны рыбных ресурсов:

  • реализует политику государства, стратегические планы, государственные и иные программы и проекты по вопросам рыбного хозяйства, охраны воспроизводства и использования животного мира в части рыбы и других водных животных;

  • организовывает научные исследования в области рыбного хозяйства, охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов и других водных животных, ведения рыбного хозяйства;

  • организовывает государственный учет рыбных ресурсов и других водных животных, а также ведет государственный кадастр рыбных ресурсов и других водных животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов рыб и других водных животных, участвует в издании «Красной Книги Кыргызской Республики»;

  • организует развитие озерно-товарного, прудового и других форм товарного рыбоводства, рыболовного туризма;

  • организует комплекс работ по зарыблению, акклиматизации новых видов рыб, мелиоративно-технических и других мероприятий в сфере рыбного хозяйства;

  • организует проведение мероприятий по использованию и охране рыбных ресурсов республики и других водных животных, а также по их воспроизводству и рациональному использованию;

  • осуществляет ихтиологический мониторинг;

  • обеспечивает осуществление охраны, воспроизводства и рационального использования рыбных ресурсов и других водных животных;

  • вводит ограничения и запреты на пользование рыбными ресурсами и другими водными животными;

  • открывает и закрывает тоневые участки по согласованию с научными организациями;

  • распределяет квоты на изъятие рыб и других водных животных на основании утвержденных лимитов;

  • осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства в области охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов и других водных животных;

  • выдает разрешения на лов рыбы и других водных животных и заключает договора на пользование рыбными ресурсами и другими водными животными;

  • выдает разрешения на ввоз и вывоз объектов водных животных, их частей и производных, в том числе видов водных животных, отнесенных к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения, в порядке, установленном законодательством;

  • определяет порядок движения водного транспорта в запретный для рыболовства нерестовый период, а также в запретных водоемах (участках);

  • выдает разрешения на применение новых орудий и способов лова, а также орудий лова с ячеей меньших размеров, предусмотренных соответствующими нормативами;

  • определяет категории видов рыб и других водных животных и переводит их из одной категории в другую, за исключением отнесения к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения;

  • определяет порядок подготовки биологического обоснования на пользование животным миром в части рыбы и других водных животных.


Статья 11. Компетенция Республиканского уполномоченного органа в области охраны вод


Уполномоченный орган в области охраны вод:

  • участвует в разработке и реализации государственной политики в области использования и охраны водного фонда;

  • разрабатывает программы развития водного сектора экономики;

  • разрабатывает схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов по бассейнам основных рек и других водных объектов в целом по республике;

  • согласовывает удельные нормы потребления воды в отраслях экономики;

  • утверждает типовые правила общего водопользования;

  • осуществляет выдачу, приостановление действия лицензии или разрешения на виды деятельности по специальному водопользованию в порядке, установленном законодательством;

  • утверждает лимиты водопользования в разрезе бассейнов и водопользователей;

  • разрабатывает порядок субсидирования стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям и подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения;

  • осуществляет государственный контроль в области использования и охраны водного фонда;

  • утверждает удельные нормы и нормативы водопользования;

  • осуществляет государственный учет вод и их использования, ведение государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов;

  • создает информационную базу данных водных объектов и обеспечивает доступ к ней всех заинтересованных лиц;

  • утверждает режим использования водных объектов и источников питьевого водоснабжения, находящихся в республиканской собственности, а также правила эксплуатации водохозяйственных сооружений, расположенных непосредственно на водных объектах;

  • организует проектные, изыскательские, научно-исследовательские и конструкторские работы в области использования и охраны водного фонда;

  • участвует в работе по приему-передаче в эксплуатацию водохозяйственных сооружений, согласовывает проекты водохозяйственных сооружений и производства строительных, дноуглубительных и иных работ, влияющих на состояние водных объектов;

  • организует эксплуатацию водных объектов, водохозяйственных сооружений, находящихся в республиканской собственности;

  • рассматривает дела об административных правонарушениях в области водного законодательства;

  • подготавливает и реализует инвестиционные проекты в водном хозяйстве;

  • разрабатывает ставки платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

  • участвует в выработке приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества в области использования и охраны водного фонда;

  • осуществляет сотрудничество с сопредельными государствами по вопросам регулирования водных отношений, рационального использования и охраны трансграничных вод в порядке, установленном законодательством;

  • разрабатывает правила установления водоохранных зон и полос.


^ Статья 12. Компетенция органа по охране здоровья граждан Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды


Орган по охране здоровья граждан КР в области охраны окружающей среды осуществляет функции по:

  • обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

  • организации мероприятий по санитарной охране территории Кыргызской Республики;

  • организации и проведению санитарно-эпидемиологического и социально-гигиенического мониторинга;

  • согласованию разрешений на сброс, выброс и отходов загрязняющих веществ в окружающую среду;

  • разработке санитарных норм и правил охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения;

  • определению пригодности поверхностных вод для хозяйственного, питьевого и бытового водопользования в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами;

  • согласованию границ зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, бытового водоснабжения и в лечебных целях, правил охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения;

  • согласованию условий отведения сточных вод в водные объекты;

  • согласованию порядка контроля качества воды водного объекта выше спуска сточных вод и у ближайших пунктов водопользования, осуществляемого водопользователем;

  • осуществлению контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм по охране окружающей среды, включая охрану от вредных физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей (шум, электромагнитные излучения и т.п.), а также за санитарным состоянием территорий, населенных пунктов и мест отдыха;

  • осуществлению государственной регистрацию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Кыргызской Республики отдельных видов продукции;

  • выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по проектам строительства, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов и др.;

  • наложению запретов на строительство, реконструкцию, изменение технологии, на проведение работ по использованию природных ресурсов и другие виды деятельности, осуществляемые с нарушением санитарного законодательства



^ Статья 13. Компетенция уполномоченного государственного органа в области надзора за безопасностью производства


  • Уполномоченный государственный орган в области надзора за безопасностью производства осуществляет государственный контроль, надзор и экспертизу за безопасностью размещения и эксплуатацией опасных производственных объектов, в области промышленной безопасности, а также контроль и реабилитацию хвостохранилищ и горных отвалов.


^ Статья 14. Компетенция уполномоченного государственного органа в области охраны недр


К полномочиям уполномоченного государственного органа в области охраны недр и рационального недропользования относится:

  • контроль за охраной и рациональным использованием недр, подземных вод от загрязнения и истощения;

  • согласование разрешений на водопользование и специальных разрешений на водопользование;

  • согласование разрешений на бурение скважин на воду;

  • выдача лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на бурение;

  • подготовка правил и руководства по охране подземных вод от загрязнения;

  • подготовка предложений по установлению зон охраны подземных вод;

  • проведение мониторинга состояния недр и подземных вод;

  • государственный учет запасов пресных подземных вод;

  • государственный контроль за охраной подземных вод от истощения и  загрязнения;

  • мониторинг состояния пресных подземных вод на основе систематических наблюдений за режимом и качеством;

  • ведение государственного водного кадастра и государственного реестра водозаборных сооружений (в части подземных вод);

  • экспертиза проектов, связанных с использованием и охраной пресных подземных вод, и участие в решении других водохозяйственных вопросов, касающихся подземных вод;

  • лицензирование деятельности, связанной с поиском, разведкой и эксплуатацией месторождений пресных подземных вод.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon Закон кыргызской республики о судебно-экспертной деятельности глава общие положения статья Предмет

I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon Цели, принципы и основные положения стандартизации в Кыргызской Республике уста­новлены законом Кыргызской

I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения»
Обеспечение благоприятной окружающей среды как основа определяется безопасной жизнедеятельности населения,...
I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon Республики Беларусь пособие в области охраны окружающей среды

I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики
«О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»
I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon Статья: Как уберечься от клещевого энцефалита
В последние годы наблюдается начало активизации клещей в конце марта, апреле месяце, что связано...
I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon Общие положения 3 Статья Цели и сфера применения 3

I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon I. Общие положения Статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона

I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon Равоохранения Республики Беларусь
Спублики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда», подпункта 1 пункта 7 Положения о Министерстве...
I. общие положения статья Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды icon Приказ Министерства Здравоохранения Кыргызской Республики "О профилактике вич-инфекции в Кыргызской

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы