|
Скачать 1.26 Mb.
|
«Утверждено» на заседании Антитеррористической комиссии Томской области 28.10. 2009 Протокол № 5 ![]() ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей в Томской области г. Томск – 2009 В типовой инструкции рассмотрены особенности организации антитеррористической деятельности на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием граждан, являющихся потенциально опасными объектами террористических посягательств, обеспечения их физической защиты, выбора и применения технических средств охранной и тревожной сигнализации, средств инженерно-технической укрепленности на объектах и помещениях. Приведены частные показатели определения оценки защищенности данной категории объектов. Типовая инструкция предназначена для руководителей объектов, инженерно – технических работников и специалистов подразделений охраны (вневедомственной, ведомственной, служб безопасности и иных охранных предприятий), а также территориальных антитеррористических комиссий, отвечающих за обеспечение антитеррористической защищённости объектов различных предприятий, организаций и учреждений на территории Томской области. Типовая инструкция разработана аппаратом Антитеррористической комиссии Томской области совместно с аппаратом Совета безопасности при Губернаторе Томской области при участии представителей структурных подразделений УФСБ России по Томской области, УВД по Томской области, ГУ МЧС России по Томской области. Инструкция разработана в соответствии с требованиями нормативно – правовых актов и руководящих документов по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий и его проявлений. ^ На рубеже тысячелетий терроризм превратился в одну из наиболее острых проблем современности, фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку не только в отдельных странах и регионах, но и в мире в целом. В последние 15 лет проблема распространения терроризма стала актуальной и в Российской Федерации. Сложившаяся криминогенная обстановка угрожает стабильности в стране, что требует повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. В таких условиях заметно возрастает необходимость совершенствования деятельности всех органов законодательной и исполнительной власти, руководителей объектов по противодействию терроризму, профилактике данных противоправных действий. Терминологически в нормативных правовых актах РФ и подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти для обозначения объектов, выступающих в качестве потенциальных целей терроризма, используются самые разнообразные определения категорий объектов. Потенциально опасные объекты представлены во всех рассматриваемых областях человеческой деятельности – производственная сфера, транспорт, связь, безопасность, жизнеобеспечение и др. Классификация и категорирование объектов по функционально-отраслевому принципу, не решает всех прикладных задач, поскольку один и тот же объект по этому признаку может одновременно относиться к двум и более названным классам. Например, промышленные объекты зачастую выступают как элементы энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры и при этом выполняют функции жизнеобеспечения. Ряд объектов можно отнести как к объектам жизнеобеспечения, так и к объектам повышенной опасности (например, предприятия пищевой промышленности, имеющие холодильные установки с аммиаком или водозаборы, использующие хлор в технологическом процессе очистки воды). Из этого следует, что на законодательном уровне пока еще не выработан единый подход к определению объектов, представляющих повышенную опасность и одновременно являющихся потенциальными мишенями терроризма. Отсутствие единого подхода не позволяет оптимальным образом распределить эти объекты по категориям (дать их классификацию), что в свою очередь затрудняет планирование мероприятий по защите данных объектов от диверсионно-террористических посягательств с учетом их особенностей. Кроме того, механическое отнесение объекта к той или иной производственной сфере не позволяет выделить критерии, согласно которым устанавливается соответствующий уровень его физической защиты. Соответственно в настоящее время имеются лишь отдельные оценочные показатели, отражающие специфику деятельности некоторых ведомств. При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587: «Сохранение ценностей и безопасность объектов, не включенных в перечень объектов, подлежащих государственной охране, обеспечивается их руководителями (собственниками) с учетом норм и требований, установленных соответствующими государственными органами». ^ называется комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую или иную значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны (ГОСТ Р 50776-95). Важность объектов определяется исходя из:
^ 1. Критически важные объекты (КВО) – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени; ^ – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени. К данной группе объектов относятся:
^ – это объект, степень важности которого определяется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в зависимости от предполагаемого ущерба, который может быть нанесен природе и обществу вследствие преступного посягательства на него. К ним относятся:
^ инфраструктуры Российской Федерации – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации. К ним относятся:
^ – это совокупность жизненно важных материальных средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и сходным свойствам и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском и санитарно-эпидемиологическом, транспортном, коммунально – бытовом обеспечении и др. К ним относятся:
^ – территории, учреждения и иные общественные места, на которых возможно одновременное пребывание 200 и более человек. ^
^
^
6.5. Крупные объекты потребительского рынка
^ (ОВМ) – бактериальные культуры с высокой патогенностью, пожаро и взрывоопасные вещества и материалы, токсичные и высокотоксичные неорганические и органические соединения, материалы на их основе, способные к самовозгоранию, образованию взрывоопасных смесей при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, либо разлагающиеся под действием повышенных температур, токсичные и высокотоксичные вещества естественного и искусственного происхождения, находящиеся в любом агрегатном состоянии, радиоактивные вещества и соединения, все виды ядерных материалов и др. вещества и материалы, попадание которых в окружающую среду в определенных концентрациях, либо несанкционированное использование которых способно вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей, животных, иные тяжелые экологические последствия. ^ зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, элементы систем, оборудования или устройств потенциально опасной установки, места использования или хранения ВМ, СДЯВ, АХОВ, несанкционированные действия, в отношении которых приводят к прекращению нормального функционирования объекта, его повреждению или аварии и чреваты ЧС. ^ критические элементы объекта, в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы системы физической защиты, преодолевая которые нарушитель может успешно реализовать свои цели. ^ – совокупность инженерно-технических средств, организационных мероприятий реализуемых эксплуатирующими организациями и организациями-собственниками объектов, руководством самих объектов в рамках представленных им прав и полномочий и выделяемых на эти цели сил и средств, а также действия подразделений охраны в целях предотвращения несанкционированных действий. ^ – это обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекшая за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. ^ – уровень организационно-практических мероприятий, инженерно-технических средств и действий персонала, направленных на предотвращение преступных посягательств на охраняемый объект, устранение или снижение угрозы здоровью и жизни людей и иных негативных последствий. ^ – это акт незаконного вмешательства в процесс нормального функционирования объекта, политически и криминально мотивированный, направленный на устранение тех или иных лиц, уничтожение собственности, дестабилизацию обстановки, запугивание социальных групп, отдельных людей, либо на получение материальных выгод или на противоправную эмиграцию. Эти действия могут совершаться как на охраняемом объекте, так и на прилегающей к нему территории. ^ уровень подготовленности объекта к снижению вероятности возникновения источника ЧС при попытке реализации террористических акций и смягчению последствий ЧС в случае реализации террористических акций, обеспечивающий приемлемый риск возникновения ЧС. ^ – требования по охране объектов связаны с видом подразделений, осуществляющих охрану объектов и установленными для них организационно-техническими мерами организации и обеспечения охраны. Охрана объектов осуществляется следующими видами подразделений: 1) ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти; 2) внутренними войсками МВД России; 3) вневедомственной охраной МВД России; 4) частными охранными предприятиями (ЧОП и СБ). Система охраны объекта включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне объекта. Она должна соответствовать технологическим особенностям охраняемого объекта, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО), обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств. Для выполнения своих функций и оперативного управления в охране используются следующие средства связи и оповещения: городская телефонная связь общего пользования, внутренняя связь предприятия, прямая телефонная связь между постами охраны и радиосвязь. К средствам защиты сотрудников охраны относятся вооружение, спецсредства и средства индивидуальной бронезащиты. Дополнительно, исходя из условий несения службы, подразделения охраны могут быть оснащены автотранспортом. При необходимости на объекте организуется служебное собаководство. Организационно-правовые основы охраны объектов указанными видами подразделений устанавливаются нормативными правовыми документами федерального уровня. Требования к организации охраны объектов устанавливаются руководящими и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих подведомственные объекты и (или) осуществляющих их охрану. Требования по физической защите и охране дифференцируются в зависимости от типа и категории объекта. Создание и совершенствование систем физической защиты (СФЗ) проводится на основе анализа уязвимости объекта и оценки эффективности СФЗ. Эти мероприятия позволяют выявить уязвимые места, которые могут быть недостаточно защищены даже при выполнении всех установленных требований. ^ III.1. Источники, носители и объекты террористических посягательств Одним из приоритетных направлений борьбы с терроризмом является формирование системы мероприятий по защите объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей от преступных посягательств террористического характера. Антитеррористическая защита данных объектов есть защита объектов находящихся под юрисдикцией гражданских ведомств от последствий посягательств террористического характера, которые в первую очередь заключаются в значительных человеческих жертвах. Разработка мер по улучшению состояния антитеррористической безопасности объектов должна осуществляться с учётом угроз террористического характера. ^ а) возрастание опасности и интенсивности угроз техногенного и природного характера; б) увеличение количества потенциально опасных объектов, многие из которых расположены в крупных городах и густонаселенных районах; в) физический износ и моральное старение систем, комплексов и средств защиты потенциально опасных объектов; г) снижение уровня образования и профессиональной подготовки персонала, слабая технологическая дисциплина, низкая культура производства; д) недостаточное финансирование деятельности по обеспечению безопасности населения и защищенности опасных объектов; е) усиление угрозы международного и внутреннего терроризма, рост организованной преступности и наркомании в обществе; ж) требования международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов. Основные источники угроз террористического характера:
Внутренние носители террористических угроз для России:
Внешние носители террористических угроз для России:
^
В настоящее время одиночный террор, как инициативный, так и исполнительский, встречается крайне редко. Террористические акции в подавляющем большинстве являются результатом деятельности членов организованных преступных групп и формирований, существующих нелегально или полулегально в различных странах мира. ^
Преступления террористического характера:
На территории Томской области возможно совершение преступлений террористического характера в любой из вышеперечисленных форм. Основным направлением террористической деятельности является стремление отдельных группировок, экстремистов, просто психически нездоровых людей вызвать у населения страх за свою жизнь и жизнь близких. Объектами проведения таких террористических актов на территории Томской области прежде всего могут быть места массового пребывания людей (торговые центры, общественные здания, места пересечения транспортных коммуникаций, пункты пересадки пассажиров), вокзалы, жилые дома, учебные заведения, т.е. места, где появление незнакомых людей не вызывает подозрения. Объектами проявления террористической деятельности, направленной на нанесение максимального вреда населению и экономики области могут стать электростанции, сети и электрические системы, системы тепло и водоснабжения, предприятия, использующие в производстве АХОВ, автотранспортные предприятия. Наименее вероятными местами проведения террористических актов являются здания органов внутренних дел, органов местного самоуправления, места дислокации воинских частей и учреждения уголовно-исполнительной системы. Осуществление перечисленных террористических угроз может быть реализовано внешними и внутренними исполнителями. Внешний исполнитель террористического акта – лицо (лица), не входящие в состав персонала объекта. ^ террористического акта – лицо (лица) из числа персонала объекта или допущенные на его территорию в установленном порядке. В качестве возможных носителей внутренних угроз безопасности объектов рассматриваются:
III.2. Признаки подготовки террористической акции Типовыми признаками подготовки теракта на конкретном объекте являются:
В таких условиях заметно возрастает необходимость совершенствования деятельности по противодействию терроризму, профилактике данных противоправных действий. Для решения этой задачи необходимо провести паспортизацию потенциальных объектов нападения террористов. ^ Общая профилактика преступлений террористического характера включает работы по техническому и физическому укреплению объектов, которые могут быть использованы террористами в качестве мишени, поддержанию должного порядка в пропускной системе, а также по предварительному созданию условий, способствующих быстрому обнаружению преступлений с помощью сигнализирующих и контролирующих приборов и средств (телевизионные камеры слежения, рентгеновские аппараты и магнитные датчики для обнаружения оружия и взрывчатых веществ и т. п.), которые в силу своей наглядности усиливают предупредительное воздействие на лиц, склонных к совершению террористических акций. Для информационного обеспечения общей профилактики терроризма важное значение имеет налаживание тесного взаимодействия служб безопасности предприятий, учреждений и организаций с ОВД, ФСБ и иными контрольно-надзорными органами, находящихся на административной территории. Система профилактических мероприятий, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии объекта, выделенных участков (зон), оборудования, своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект. При этом следует учитывать, что, как правило, исполнители террористических акций свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых проживают. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической акции, применение соответствующих орудий и средств их совершения, выбора соучастников и пособников. Несоблюдение норм по организации и поддержанию контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов допускает проникновение на объект и к уязвимым участкам (зонам, оборудованию) посторонних лиц, что облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, связи и т.п. Необходимо учитывать, что террористы совершенствуют тактику подрывных действий, применяют трудно распознаваемые способы совершения террористических актов, придают им характер аварий и других ЧС, совершившихся в результате неумышленных действий, несовершенства технологических процессов, осуществляют свои акции на таких участках, где уничтожаются следы деятельности преступника, используют специальные устройства замедленного и дистанционного действия. Одной из эффективных форм общего предупреждения терроризма являются обеспечение готовности к отражению нападений террористов на тепловые электростанции, объекты транспорта, связи, торговли, массового пребывания граждан, другие особо важные и охраняемые объекты. Поэтому отдельного упоминания заслуживает роль объектовых сил и средств антитеррористической и противодиверсионной работы. Традиционно к силам относятся люди в качестве основной или дополнительной функции, реализующие возложенные на них задачи в рассматриваемой сфере. ^ антитеррористической и противодиверсионной защиты относятся:
Научный подход к планированию, разработке и внедрению системы антитеррористической защиты отдельного объекта предусматривает последовательное выполнение определенных мероприятий в следующие 4 этапа: на первом этапе осуществляются: выбор типа системы антитеррористической защиты; специальное обследование объекта и определение перечня реальных диверсионно-террористических угроз; разработка объектовой концепции антитеррористической защиты и противодействия терроризму; на втором этапе исполняются: разработка долгосрочных антитеррористических мероприятий; антитеррористическое мобилизационное планирование для типичных ситуаций диверсионно-террористической атаки, разработка антитеррористического и противодиверсионного паспорта предприятия, оснащение объекта необходимыми техническими средствами охраны, досмотровой техникой и антитеррористическим оборудованием; на третьем этапе ведется обучение руководящего состава и персонала действиям в экстремальных ситуациях, готовятся мероприятия по поддержанию системы антитеррористической защиты в постоянной готовности, оцениваются диверсионно-террористическая уязвимость объекта, меры по повышению антитеррористической защиты; на четвертом этапе проводится согласование системы антитеррора с системой физической защиты объекта; построение комплексной интегрированной системы безопасности и антитеррористической и противодиверсионной защиты объекта; переработка антитеррористического и противодиверсионного паспорта предприятия. Рабочее проектирование системы антитеррористической и противодиверсионной защиты объекта представляет собой процесс разработки и принятия нормативных, организационных и методических документов, служащих основанием для функционирования всех субъектов антитеррористической деятельности на объекте. Необходимо создание и внедрение комплекса специальных управленческих документов, а также инструктивно-методических материалов, учебных программ и учебных пособий для работающего персонала. Объекты функционируют, имеются подразделения безопасности и охраны, внедрены системы контроля и управления доступом, есть система оповещения, инженерная укрепленность объектов на высоком уровне и т.д. На многих объектах разработаны памятки и методические рекомендации персоналу по действиям в экстремальных ситуациях техногенного характера и по антитеррору. Таким образом, есть основа для развертывания и дальнейшего совершенствования общепрофилактических предупредительных мероприятий по антитеррористической защите. ^ На первом этапе должны быть решены две основные задачи:
На этом этапе ведется специальное антитеррористическое обследование объекта, определяются основные виды угроз и выбирается система антитеррористической защиты. При анализе ситуации, складывающейся по линии диверсионных и террористических угроз вокруг объекта, исходят, как правило, из анализа складывающейся криминогенной обстановки и прогнозов ее развития в конкретном регионе и занимаемом секторе бизнеса. Правильное понимание потенциальных и реальных диверсионно-террористических угроз в значительной степени определяет эффективность всей системы мер защиты. В целях адекватного реагирования на диверсионно-террористические угрозы в рамках одного предприятия (объекта) для различных его участков можно разработать и внедрить систему антитеррора разного уровня сложности. Совершенно очевидно, что начинать нужно с простейших вариантов, которые не требуют больших объемов финансирования. Построение системы антитеррористической защиты высшего уровня сложности процесс длительный, зависящий от множества политических и экономических факторов, обстановки в стране, регионе, секторе бизнеса, целевого финансирования антитеррористических мероприятий и др. На втором этапе разрабатываются долгосрочные антитеррористические мероприятия и проводится техническое оснащение объекта средствами охраны и антитеррористической защиты. Существенному снижению рисков диверсионно-террористической атаки способствуют капитальные вложения в инженерно-техническую укрепленность объекта, совершенствование систем физической защиты (охраны), систем контроля и управления доступом. Этому уделяют первоочередное внимание. Однако важно помнить, что сами по себе эти мероприятия не снимают риска террористической атаки и зачастую террористическому нападению подвергаются объекты, имеющие как техническую, так и физическую охрану. Поэтому переоценивать эту группу мероприятий нельзя. В числе долгосрочных антитеррористических мероприятий всегда следует уделять внимание и кадровому вопросу, характеру социальных отношений в коллективе. В истории терроризма известно много случаев совершения диверсионно-террористических актов самими работниками объектов, как по бытовым, так и политическим мотивам. Одной из типичных следственных версий при расследовании диверсий и актов терроризма является версия о совершении преступления одним из работников предприятия, или кем-либо из ранее уволенных сотрудников на почве неприязненных отношений с сослуживцами, или на почве «неправомерных», с точки зрения преступника, действий администрации. Практика показывает, что эти версии зачастую подтверждаются материалами расследования. На этом этапе необходимо антитеррористическое планирование для типовых экстремальных ситуаций. Планировать свои действия в неопределенных экстремальных ситуациях в принципе невозможно. Это относится и к проявлениям диверсионно-террористического характера. Поэтому выбирают ограниченный перечень типовых ситуаций террористической атаки и заблаговременно планируют организационные, технические и иные меры для каждой из них. Для детального анализа и конкретизации инструктивно-методических рекомендаций целесообразно в общем случае выделить восемь типовых ситуаций: 1) обострение криминогенной обстановки в регионе или городе в связи с неблагоприятными социально-политическими и экономическими процессами в стране, продолжающимися военными конфликтами, высказываниями террористами угроз в СМИ; 2) получение руководителем или служащими объекта конкретных угроз террористического характера по телефону, в виде анонимных писем или по иным средствам коммуникации; 3) обнаружение персоналом объекта предмета с явными признаками ВУ или иного взрывоопасного предмета, способного причинить смерть, серьезные увечья людям или существенный материальный ущерб объекту; 4) обнаружение подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической и биологической опасности (предметов, имитирующих ВВ и ВУ, радиационно-опасных предметов, сильнодействующих и ядовитых веществ, животных, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций); 5) совершение террористической акции (или диверсии) способом взрыва, повлекшей за собой человеческие жертвы, уничтожение и повреждение материальных ценностей, панику, серьезные убытки в бизнесе, длительное отключение электроэнергии, тепла, газа; 6) совершение террористической акции путем захвата и удержания заложников на территории или в помещениях объекта; 7) взаимодействие с правоохранительными органами и другими ведомствами и организациями, прибывшими на объект по факту происшествия террористической или диверсионной окраски; 8) восстановление нормального режима работы объекта, ликвидация последствий происшествия, устранение причин и условий, способствовавших террористическому или диверсионному проявлению и возникновению чрезвычайной ситуации. Основная прикладная задача антитеррористического планирования – на основе заблаговременного анализа типовых ситуаций диверсионно-террористической атаки разработать и, затем, в режиме реального времени осуществить комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных событий. Антитеррористическое планирование, как правило, доводят до уровня адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях. В общем случае эти разработки оформляют в виде инструкций или типового антитеррористического плана (для руководства) и набора конкретных инструктивно-методических разработок (для персонала). Типовой антитеррористический план (план антитеррористической и противодиверсионной защиты объекта от конкретных угроз) – это совместный документ руководителя предприятия и службы безопасности (охранного предприятия, выполняющего услуги охраны на договорной основе). План является документом закрытого (конфиденциального) типа. Составляется, как правило, не более чем в трех экземплярах. Первый хранится у руководителя предприятия, второй – у лица, замещающего руководителя в его отсутствие, третий – у начальника службы безопасности (помощника по безопасности). План, как правило, содержит три основных раздела и приложения. В первом разделе определяется состав антитеррористического штаба предприятия (группа руководителей из 3 – 4 человек), функциональные обязанности его членов, порядок их оповещения и вызова в экстренных случаях, порядок привлечения к работе в кризисных ситуациях представителей правоохранительных органов и других ведомств. В этом разделе должны быть установлены сигналы тревоги, вводимые на объекте распоряжением руководителя в типовых ситуациях террористического нападения, способы оповещения персонала. Второй раздел подразделяется на несколько подразделов в соответствии с типовыми кризисными ситуациями и содержит алгоритм основных действий, управленческие решения руководства и антитеррористического штаба предприятия, а также других должностных лиц и служащих, привлекаемых к выполнению антитеррористических мероприятий. В третьем разделе в зависимости от специфики производственной, административной и коммерческой деятельности излагаются мероприятия по управлению предприятием в экстремальных условиях. Приложениями к типовому антитеррористическому плану являются памятки и инструкции диспетчерской службе, службе охраны, работающему персоналу, а также посетителям предприятия (если это представляется актуальным). ^ ведется обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала действиям в экстремальных ситуациях. Основными формами антитеррористического обучения являются лекции и семинары, индивидуальная подготовка, тренировки и общие антитеррористические учения персонала. Следует также организовывать и совместные антитеррористические учения персонала объектов с правоохранительными органами, что позволит отладить взаимодействие с правоохранительными органами, глубже понять роль и место объектовых профилактических мероприятий в общей системе профилактических мер по борьбе с терроризмом. Всем известна поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это относится и к обучению людей безопасным и эффективным действиям при диверсионно-террористических угрозах. Одним из методов, позволяющим имитировать и разыгрывать на любом объекте различные нештатные ситуации, когда их нельзя реализовать в действительности или когда их реализация связана с большими временными, финансовыми и другими затратами, являются компьютерные игры-учения. Одно из основных условий эффективности разрабатываемых мероприятий – поддержание системы антитеррористической защиты в постоянной готовности. Беспечность и кампанейщина в этом вопросе недопустимы. Систематически следует проводить вводный инструктаж при приеме сотрудника на работу, повышении по службе; плановые занятия по подразделениям; внутренние учения для всего персонала и т.д. Не менее важна оценка эффективности систем антитеррористической защиты. Ввиду того, что системы антитеррора в основных своих вариантах исполнения для гражданских объектов существуют относительно небольшой промежуток времени, оценивать их эффективность рекомендуется на качественном и полуколичественном уровне. На основании выполненных оценок надежности системы антитеррористической защиты разрабатывается план организационно-технических и иных мероприятий по ее совершенствованию. Основными элементами плана должны стать мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных недостатков. Как правило, это могут быть одно или несколько направлений, получивших неудовлетворительные оценки либо при критериально – рейтинговом способе определения антитеррористической устойчивости объекта, либо при другом способе оценки эффективности антитеррористической и противодиверсионной работы Кроме того, при наличии финансовых ресурсов целесообразно планировать мероприятия, направленные на повышение:
На четвертом этапе производится согласование системы антитеррора с системой физической защиты объекта, что означает разработку качественно новой системы защиты предприятия. ^ Для предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, а также для снижения ее последствий органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица обязаны принимать все возможные меры. В этих целях широко используются профилактические, правовые, политические, социально-политические и пропагандистские меры. Предметом особого внимания должностных лиц являются территории, объекты экономики, места массового скопления населения и другие. Разработка систем безопасности объекта является оригинальным комплексом специальных мер, направленных на обеспечение устойчивости функционирования объекта с учетом его специфики. Естественно, что в зависимости от конкретных особенностей объекта могут быть использованы совершенно разные структуры их защиты, однако все они имеют следующие характерные элементы: обеспечение внешней и внутренней безопасности, организация превентивной защиты от террористов. ^ – представляет собой систему защиты от возможных посягательств извне и является совокупностью правовых, организационных, инженерно-технических мероприятий, а также подготовки к защите от телефонных угроз, страхование объекта от чрезвычайных ситуаций и т.п. ^ – это получение права защищать свой объект, ресурсы, персонал в соответствии с действующим законодательством, а также регламентация этого права (создание собственной юридической службы или заключение договора с действующей юридической фирмой, создание в установленном порядке частного охранного предприятия или службы безопасности, заключения договора с подразделением вневедомственной охраны при органе внутренних дел, УВД России по Томской области или подразделением ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти Российской Федерации). Основными задачами охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; участие в локализации и ликвидации возникших ЧС. ^ – это целенаправленные действия руководителя по организации внешней безопасности путем распределения конкретных обязанностей между должностными лицами, назначения ответственных, установления категорированного допуска к различным объектам в зависимости от предоставленных сотрудникам прав, дозирование информации и т.п. Данные меры довольно полно изложены в решениях областной антитеррористической комиссии по объектам различных категорий, местам массового скопления людей, в методических рекомендациях по организации паспортизации объектов и разработке должностных инструкций. ^ есть совокупность совместно действующих технических средств, методов и мероприятий, создаваемая и поддерживаемая для обеспечения нормальной работоспособности объекта и для предупреждения и/или исключения случайного, или несанкционированного доступа людей и транспорта в целях нарушения работоспособности объекта защиты. ^ совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах и/или пожара на них, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде. ^ – это защита объекта с помощью подразделения охраны с применением инженерно-технических средств усиления охраны от проникновения преступников на объект, от несанкционированного получения информации посторонними лицами и т.п. ^ – совокупность мероприятий, направленных на усиление и улучшение прочностных характеристик конструктивных элементов зданий, помещений, а также ограждений объектов для предотвращения проникновения в охраняемую зону и эффективное использование технических средств обнаружения проникновения (охранное телевидение и освещение, постовая сигнализация и связь, места и оборудование для контроля прохода и досмотра, контрольно-следовые полосы, ограждения, запрещающие, предупреждающие, указательные и разграничительные знаки и т.п.). ^ – совокупность конструктивных элементов зданий и помещений (стены, пол, потолок, двери, оконные проемы и т.п.), оборудованные различными запорными устройствами (замками, накладками, решетками и т.п., не противоречащих требованиям пожарной безопасности) и обеспечивающие надлежащую защиту объектов от взлома и максимально затрудняющих проникновение на объект правонарушителей и вынос похищенных товарно-материальных ценностей. ^ относятся инженерные сооружения, конструкции, ограждения, заграждения, противотаранные устройства и иные физические барьеры, которые предназначены для воспрепятствования проходу лиц и проезду транспорта на объект (с объекта) вне КПП, для задержки (замедления) проникновения нарушителей, ограничения или исключения возможности совершения других несанкционированных действий. ^ представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение противоправных действий (диверсия, хищение, террористические акты) потенциальных нарушителей на объекте. Следует отметить, что СФЗ в той или иной мере (контрольно-пропускной режим, сигнализация и т.п.) имеются практически на всех объектах. В состав СФЗ любого особо важного объекта входят: организационная подсистема; физические барьеры; комплекс технических средств физической защиты. ^ именно комплекс инженерно-технических средств охраны, который в свою очередь содержит:
^ своевременного обнаружения нарушителя, задержки его продвижения к месту совершения теракта, наличия и возможностей подразделения охраны объекта по реагированию на сигналы тревоги и предотвращению теракта путем нейтрализации нарушителей вне зоны совершения теракта или путем блокирования критического элемента объекта (до начала теракта) либо предотвращения теракта путем нейтрализации нарушителей в процессе совершения теракта, до того как будут достигнуты недопустимые для объекта последствия. ^ оперативное и непрерывное управление и создание силам охраны благоприятных условий по выполнению служебно-боевых задач. Существенному снижению рисков совершения терактов способствуют капитальные вложения в инженерно-техническую укрепленность объекта, совершенствование систем физической защиты (охраны), систем контроля и управления доступом. Этому уделяется первоочередное внимание. Совершенствование комплекса технических средств физической защиты:
В целях предупреждения террористических акций на охраняемых объектах оптимальным решением защиты объекта является комплексный подход, сочетающий вопросы оперативного, режимного, технического и физического характера. Все составные части комплексной защиты составляют единое целое, и изменение одной из частей влечет за собой изменение в других частях и в организации безопасности объекта в целом. Например, можно за счет увеличения высоты забора, колючей проволоки уменьшить количество рубежей на базе электронных охранных систем. За счет организации патрулирования и освещения территории можно увеличить вероятность визуального обнаружения нарушителя, уменьшив количество видеокамер внешнего наблюдения. Составных элементов комплексной системы много. Комбинаций этих элементов еще больше. Комплексная система безопасности объекта допускает, что за счет комбинирования какие-то элементы уберутся, какие-то добавятся, но в целом уровень надежности и вероятности обнаружения нарушителя останется без изменения. Однако на отдельных категориях потенциально опасных объектов, особое значение, независимо о степени оснащенности техническими средствами охраны, имеет наличие именно физической охраны, так как только вооруженные и в достаточном количестве работники охраны могут реально противостоять преступным посягательствам. Но есть элемент, который должен присутствовать во всех комплексных системах безопасности объектов. Это так называемый «механический барьер», который в отличие от стен и заборов представляет собой «прозрачное» препятствие. Речь идет о таких известных вещах, как ворота, шлагбаумы, турникеты, разделители и т.п. Все они призваны выполнить две основные функции: затруднить несанкционированный доступ на территорию объекта и обеспечить возможность контроля за лицами, находящимися на территории. С оперативной точки зрения, здесь проходит первый и зачастую самый важный контакт наряда КПП (представителей СБ объекта) с посетителями, транспортными средствами – как своими, так и чужими. И от того, как будет проведен этот контакт, будет ли определен потенциальный нарушитель, смогут ли сотрудники предотвратить на этом рубеже несанкционированный проезд на территорию, может зависеть дальнейшее развитие оперативной ситуации на объекте. Ведь если у потенциального нарушителя (террориста) больше шансов проникнуть на территорию через ворота, КПП и т.п., то теряется весь смысл многорубежности охраны, технической сложности электронных средств и прочих охранных мероприятий. Оснащение объектов кнопками экстренного вызова милиции обеспечивает взаимодействие персонала и охранников объекта с органами внутренних дел и значительно повышает оперативность реагирования нарядов милиции на экстренные ситуации, а также позволяет обеспечить и личную безопасность работника охраны, который одним нажатием на кнопку может вызвать помощь. В технологический регламент предотвращения терактов включены процедуры визуального мониторинга поведения лиц, которые находятся на объекте либо вблизи его. Особенно это актуально для объектов имеющих большую площадь и в местах с массовым пребыванием граждан. Системы видеонаблюдения наиболее полно позволяют отслеживать все передвижения как внутри зданий, так и на прилегающих территориях, дают возможность оператору визуально контролировать ситуацию на объекте, зафиксировать противоправные действия правонарушителя и т.п. Установка средств ОПС, систем контроля доступа, громкоговорящей связи и заграждений позволяет не только выявлять возможных правонарушителей и тем самым предотвращать террористический акт, но и значительно снижает попытки проникновения на данные объекты. Успешность в обеспечении надежной защиты объекта также зависит от состояния служебно-боевой подготовки охранных структур и уровня их технической оснащенности современными средствами радиосвязи, средствами индивидуальной бронезащиты и спецсредствами, средствами вооружения и т.п. Контроль за несением службы работниками охраны следует организовывать комбинированно, в сочетании физического контроля и контроля с применением специальных технических средств. При этом, физическому контролю, особенно в вечернее и ночное время, уделяется наибольшее внимание, так как он позволяет кроме определения состояния самого охранника проконтролировать качество выполнения возложенных на него задач. ^ строится эшелонировано: на подступах к нему, на КПП, по его периметру и на наиболее важных производственных (технологических) участках, обеспечивающих устойчивое функционирование объекта. Система и способ охраны отражаются в оперативных документах по организации охраны объекта. По каждому объекту должны быть разработаны:
^ – это комплекс мер по разработке памяток персоналу по действиям при получении такого рода угроз, анализу получения вероятных телефонных угроз, психологической подготовке должностных лиц (умение правильно оценивать побудительные мотивы преступника и осуществляемые им цели, знание возможных способов передачи угрозы, четкое представление последствий неправильных ответных реакций), техническое дооснащение мест установки телефонов персонала сертифицированным автоматическим определителем номера, адаптированного к местным телефонным линиям (простое в применение и не создающее помех в эфире) и звукозаписывающем устройством. Кроме того, у каждого телефонного аппарата необходимо иметь несколько бланков «Листа наблюдения при угрозе по телефону», куда в ходе разговора или сразу же по его окончании следует заносить свои наблюдения. ^ осуществляется путем заключения договора. Следует иметь в виду, что страхование – это гарантия экономической защищенности любого объекта не только от последствий террористического акта, но и от всевозможных производственных аварий или стихийных бедствий природного характера. ^ – это система защиты от разрушительных процессов, происходящих в коллективе после совершения террористического акта, когда главной целью теракта является не само действие (убийство, поджог, взрыв и т.д.), а психологическое воздействие на граждан для дестабилизации обстановки, нарушения нормального хода работы или жизни. Для ее обеспечения необходимо выполнять в полном объеме требования нормативных правовых актов по обеспечению бесперебойного функционирования объекта в случае возникновения ЧС, вести подготовку руководящего состава объекта и его рядовых сотрудников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера». Готовиться к защите от ЧС должно все население, однако особая ответственность ложится на руководителей организаций, учреждений, предприятий (независимо от формы собственности и числа работающих). Подготовка руководящего состава объекта заключается в четком распределении функциональных обязанностей между ответственными должностными лицами объекта, установлении иерархии заместительства, назначении лица, персонально ответственного за защиту объекта от ЧС, составлении вариантов действий при получении различных угроз, регулярном обучении и практической отработке действий руководящего состава (на деловой игре), а затем и всего персонала (на учебных тренировках или учениях). ^ – предполагает активные целенаправленные антитеррористические действия. Мероприятия превентивной защиты планируются на основании анализа безопасности и в зависимости от конкретных особенностей объекта. Их результативность зависит от того, какие специальные ведомства и организации задействуются в случае возникновения ЧС, в т.ч. террористического характера. Следует помнить, что все предпринимаемые меры являются хорошим средством укрепления производственной дисциплины, следовательно, и повышения эффективности труда, роста авторитета предприятия (учреждения, организации). Немаловажную роль в данных мероприятиях отводится установке современных систем оповещения граждан о возникновении ЧС и разработке специальных текстов передачи данной информации, установке систем видеонаблюдения, оборудования наглядных информационных стендов с документацией (памятками) антитеррористической направленности, проведения регулярных инструктажей персонала по действиям при ЧС, подготовки охранного персонала, организация ежедневных обходов и осмотров территории, участков и т.п. |