|
Скачать 1.87 Mb.
|
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ ![]() ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ Нормы планировки и застройки горадабудаЎнIцтва. НАСЕЛЕНЫЯ ПУНКТЫ Нормы планiроўкi i забудовы ![]() Издание официальное ![]() Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 УДК [711.4+711.62] (083.74) МКС 91.040.01 КП 02 Ключевые слова: градостроительство, населенные пункты, планировка, застройка, зонирование, документация градостроительная, классификация, каркас планировочный, регулирование, реконструкция, территории жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, ценности недвижимые историко-культурные, инфраструктуры транспортная и инженерная, среда окружающая Предисловие Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». 1 РАЗРАБОТАН научно-проектным республиканским унитарным предприятием «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» ^ ВНЕСЕН главным управлением проектных работ, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439 В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 3.01 «Градостроительство» 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой СНБ 3.01.04-02) © Минстройархитектуры, 2009 Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Издан на русском языке Содержание технический кодекс установившейся практики ^ Нормы планировки и застройки горадабудаЎнIцтва. НАСЕЛЕНЫЯ ПУНКТЫ Нормы планiроўкi i забудовы Urban planning. Settlemеnts Norms of planning and development ^ 1 Область применения Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) устанавливает нормы по планировке и застройке населенных пунктов (поселений), обязательные для всех физических и юридических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности. Настоящий технический кодекс также устанавливает нормы и правила формирования ландшафтно-рекреационных территорий пригородных зон. Для более полного учета региональных особенностей могут разрабатываться технические нормативные правовые акты (далее — ТНПА), устанавливающие правила и нормы планировки и застройки отдельных населенных пунктов, их групп, пригородных зон. Настоящий технический кодекс разработан с учетом особенностей градостроительного развития г. Минска. ^ В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на ТНПА в области технического нормирования и стандартизации:1 ТКП 45-3.01-117-2008 (02250) Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки ТКП 45-3.01-118-2008 (02250) Градостроительство. Схема комплексной территориальной организации региона (области, района, группы районов). Правила проектирования ТКП 45-3.02-25-2005 (02250) Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) Автомобильные дороги. Нормы проектирования ТКП 45-3.03-115-2008 (02250) Метрополитены. Строительные нормы проектирования ТКП 112-2007 (02300) Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны СТБ 1154-99 Жилище. Основные положения СТБ 1756-2007 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения ГОСТ 17.1.5.02-80 Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов ГОСТ 17.4.3.06-86 Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв и влиянию на них химических загрязняющих веществ ГОСТ 17.5.1.02-85 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации ГОСТ 17.5.3.01-78 Охрана природы земли. Состав и размер зеленых зон городов ГОСТ 17.5.3.03-80 Охрана природы. Земли. Общие требования к гидролесомелиорации ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель ГОСТ 22.3.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения ГОСТ 22.6.01-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования СНБ 2.02.04-03 Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий СНБ 2.03.01-98 Геофизика опасных природных воздействий СНБ 2.04.02-2000 Строительная климатология СНБ 2.04.05-98 Естественное и искусственное освещение СНБ 3.01.01-96 Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов СНБ 3.01.02-98 Состав, содержание, порядок создания и ведения Государственного градостроительного кадастра СНБ 3.02.01-98 Склады нефти и нефтепродуктов СНБ 3.03.02-97 Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов СНБ 3.03.03-97 Аэродромы СНБ 4.01.01-03 Водоснабжение питьевое. Общие положения и требования СНБ 4.01.02-03 Противопожарное водоснабжение СНБ 4.03.01-98 Газоснабжение СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах СНиП 2.01.15-90 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения СНиП 2.04.07-86 Тепловые сети СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии СНиП 2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территорий от затопления и подтопления СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства СНиП II-12-77 Защита от шума СНиП II-89-80 Генеральные планы промышленных предприятий СНиП II-97-76 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий П1-99 к СНБ 3.03.02-97 Сеть улиц и дорог городов, поселков и сельских населенных пунктов П2-99 к СНБ 3.03.02-97 Обследование транспортных потоков и прогнозирование нагрузки сети городских улиц и дорог П3-01 к СНБ 3.03.02-97 Проектирование сетей городского пассажирского транспорта П4-03 к СНиП 2.08.02-89 Проектирование зданий и помещений учреждений отдыха и туризма. Примечание — При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. ^ В настоящем техническом кодексе применяют термины, установленные в действующих нормативных правовых актах Республики Беларусь, в том числе в [1], а также следующие термины с соответствующими определениями: ^ : Место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованное в соответствии с [2], «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА. ^ : Место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (гараж, паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с [2], «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА. 3.3 агрогородок: Благоустроенный населенный пункт, относящийся к категории сельских населенных пунктов, в котором созданы производственная, социальная и инженерно-транспортная инфраструктуры для обеспечения государственных социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. ^ : Состояние среды жизнедеятельности, при котором значения всех рисков, связанных с возможностью нанесения вреда здоровью и жизни населения, не превышают допустимых уровней и обеспечено соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественной безопасности, обороны, в том числе гражданской обороны, безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. ^ : Качественные и количественные параметры территории, определяемые на основе оценки социально-экономических, планировочных, инженерно-технических и экологических факторов, а также эффективности ее функционального использования для различных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. ^ : Совокупность инженерных коммуникаций (сетей, объектов и сооружений), обеспечивающих подачу (отвод) ресурсов, необходимых для жизнедеятельности населения (энергия, вода, информация) и совершенствования экологических характеристик окружающей среды. ^ : Преобразование территории населенного пункта или его части, ведущее к коренному изменению функциональной и архитектурно-планировочной их организации и направленное на повышение качества среды жизнедеятельности на всей территории населенного пункта или его отдельных структурно-планировочных элементов. ^ : Компактно-целостное размещение населения на территории со всеми необходимыми условиями для организации жизнедеятельности, материальная среда которой формируется жилой, общественной, производственной, ландшафтно-рекреационной территориями и инженерно-транспортной инфраструктурой. ^ : Система линейных и узловых планировочных элементов материальной среды, выполняющая основные коммуникационные и регулирующие функции при организации планировочной структуры населенных пунктов, которая, как правило, формируется урбанизированными и природными осями. ^ : Строение и внутренняя взаимосвязь планировочных элементов (линейных, узловых, зональных), определяющие пространственную реализацию основных функций жизнедеятельности населения на территории населенных пунктов и пригородных зон. ^ : Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. ^ : Территория, предназначенная для перспективного развития города, размещения объектов хозяйственного назначения, рекреации и улучшения санитарно-гигиенического состояния городской среды на основе совместного рационального использования городом и административным районом имеющихся природных и инженерно-технических ресурсов. ^ : Часть территории вокруг любого источника химического, биологического и физического влияния на среду обитания человека, устанавливаемая с целью минимизации риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека [3]. ^ : Озелененные территории общего пользования, ограниченного пользования, специального назначения (зеленая зона города), обладающие территориальной и функциональной взаимосвязью и единством планировочной организации. ^ : Набор услуг и объектов, характеризуемый составом, вместимостью и доступностью и обеспечивающий необходимую на определенном этапе развития поселений систему государственных социальных стандартов обслуживания населения. ^ : Часть территории населенного пункта (квартал, микрорайон, район), архитектурный ансамбль или комплекс, ограниченный улицами, техногенными или природными преградами (овраги, реки, железные дороги) и отличающийся единством планировочной структуры. ^ : Совокупность системы коммуникаций и сооружений внешнего, городского и пригородного транспорта, узлов их взаимодействия, необходимая для обеспечения перемещения пассажиров и доставки грузов по территории населенного пункта и пригородной зоне. ^ : Совокупность участков территории населенного пункта, в пределах которой на основе оценки существующего состояния и прогнозов перспективного развития устанавливаются требования и ограничения преимущественного либо целевого функционального использования. 4 Общие положения ^ Планировку и застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе [4], [5], других государственных и региональных программ градостроительного развития, а также проектов общего, детального и специального градостроительного планирования, с учетом требований [1] и действующих ТНПА. 4.1.2 Следует учитывать типологические характеристики поселений, величину, их роль в системе расселения и административно-территориальном устройстве республики, а также социально-экономические, природные и исторические особенности. Населенные пункты республики в соответствии с законодательными актами подразделяются на города, поселки городского типа и сельские населенные пункты (в том числе агрогородки). Города и поселки городского типа в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на города: крупнейшие (г. Минск) — св. 500 000; крупные — от 250 000 до 500 000 включ.; большие — “ 100 000 “ 250 000 “ ; средние: I категории — св. 50 000 до 100 000 включ.; II категории — “ 20 000 “ 50 000 “ ; малые города и поселки городского типа (малые городские поселения): I категории — св. 10 000 до 20 000 включ.; II категории — “ 5000 “ 10 000 “ ; III категории — “ 5000 “. Сельские населенные пункты (в том числе агрогородки) в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на следующие типы: крупные — св. 1000; большие — “ 500 до 1000 включ. средние: I категории — св. 200 до 500 включ.; II категории — “ 100 “ 200 “ ; малые: I категории — св. 50 до 100 включ.; II категории — “ 50 “. 4.1.3 Перспективную численность населения поселений всех типов следует прогнозировать на основе демографических данных, естественного и механического прироста (сокращения) населения, учета тенденций маятниковых миграций, а также оценки социально-экономических, территориальных и ресурсных перспектив развития. 4.1.4 Планировка и застройка поселений должны осуществляться как элементы целостной территориальной организации республики, области, административного района, учитывая взаимосвязанный характер их развития на основе приоритетных требований к формированию безопасной среды жизнедеятельности населения, охране окружающей среды, сбалансированному природопользованию, обеспечивающих возможность их устойчивого развития и учитывающих их величину, административный статус и особые экологические условия. 4.1.5 В планировочной структуре населенных пунктов следует выделять следующие структурно-планировочные элементы жилой, общественной, смешанной и производственно-деловой застройки: — квартал (группа кварталов); — микрорайон (группа микрорайонов); — район (формируемый преимущественно в г. Минске, крупных и больших городах); — архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы. В составе ландшафтно-рекреационных территорий следует выделять планировочные элементы в соответствии с требованиями раздела 9. Характер функционального использования, количество структурно-планировочных элементов, их параметры и границы следует определять в задании на проектирование. 4.1.6 В целях организации благоприятной среды жизнедеятельности необходимо осуществлять функциональное зонирование территории. В соответствии со статьей 50 [1] территории населенных пунктов следует подразделять на жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного и специального назначения и др. 4.1.7 Развитие населенных пунктов и функциональное использование конкретных территорий определяются утвержденными в установленном порядке генеральными планами. Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов — район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс — территорий предполагаемой инвестиционной деятельности. 4.1.8 Использование территорий населенных пунктов следует осуществлять на основе социально-экономической, экологической и градостроительной оценки эффективности их использования с учетом системы налогообложения. Система налогообложения действительна для всех форм распорядительства недвижимостью (установление ограничений, смена землепользователей, купля-продажа, сдача в аренду, приватизация) на основе требований СНБ 3.01.02. ^ При планировке и застройке населенных пунктов следует учитывать требования организации безопасной среды жизнедеятельности. Факторы безопасности регулируются международными документами и включают критерии экономической безопасности, демографической безопасности, экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, организацию достойного уровня жизни и безопасной среды населенных пунктов. 4.2.2 Состояние уровня жизни оценивается по международным требованиям следующими показателями: — фактическая и ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья населения; — объем валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения; — уровень благосостояния населения; — уровень и доступность образования; — уровень занятости; — обеспеченность жильем и системой гарантированного социального обслуживания. 4.2.3 При планировке и застройке поселений приоритетным является соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды, охраны здоровья и жизни людей, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по ГОСТ 22.3.03 и в соответствии с требованиями СНБ 4.01.02. При соблюдении требований в области обеспечения экологической безопасности следует учитывать как безопасность самого человека, так и состояние природных ресурсов: атмосферный воздух, земля (включая недра и почву), воды (поверхностные и подземные), растительность и животный мир, климат. 4.2.4 Следует учитывать границы зон возможной опасности в соответствии с требованиями ТКП 112 и границы зон действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях. Режим использования указанных территорий определяется нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны. 4.2.5 Территория поселения должна рассматриваться как объект экологических опасных воздействий инфраструктуры (транспорта, промышленности, теплоэнергетики, коммунального хозяйства и пр.) на человека, а также как источник негативных воздействий на прилегающие территории и природные комплексы. Градостроительные требования по функциональному использованию территории поселения и пригородной зоны, а также размещение отдельных структурно-планировочных элементов и отдельных объектов должны учитывать: — степень возможного воздействия на окружающую среду; — соответствие планируемой деятельности требованиям [6]; — достаточность и обоснованность разрабатываемых в градостроительных проектах мероприятий по охране окружающей среды. 4.2.6 Экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия, принятые в градостроительном проекте, должны осуществляться в соответствии с требованиями раздела 13. 4.2.7 Все виды архитектурной и градостроительной деятельности на территориях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (в том числе и зонами радиоактивного загрязнения), осуществляются в соответствии с действующим законодательством и действующими ТНПА. 4.2.8 Разработка проектной документации всех уровней градостроительного проектирования для поселений, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должна осуществляться с учетом обязательного экологического обоснования и оценки необходимости проведения мероприятий по снижению дозовых нагрузок облучения населения до нормативно допустимого уровня. 4.2.9 При формировании безопасной среды жизнедеятельности в населенных пунктах всех типов должны предусматриваться мероприятия по организации благоприятной безбарьерной среды и доступности основных объектов жилого, общественного и рекреационного назначения для граждан с ограниченными физическими возможностями с учетом требований разделов 6 – 9. 5 Комплексная градостроительная реконструкция территорий населенных пунктов ^ Преобразование сложившейся планировочной структуры населенных пунктов следует осуществлять, в первую очередь, за счет застройки неэффективно используемых земель, уплотнения существующей застройки территорий, а также за счет градостроительной реконструкции функциональных зон с наибольшим удельным весом морально и физически устаревших жилых, общественных и производственных зданий и сооружений. 5.1.2 Преобразование планировочной структуры населенных пунктов следует осуществлять на основе: — сбалансированного развития функциональных зон в границах населенных пунктов и на территориях пригородной зоны; — организации рациональной планировочной структуры населенных пунктов за счет эффективного использования территориальных ресурсов; — создания среды жизнедеятельности, отвечающей потребностям различных групп населения, включая лиц с ограниченными физическими возможностями; — разработки мероприятий по охране окружающей среды, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по сохранению объектов, представляющих историко-культурную ценность. 5.1.3 Преобразование планировочной структуры населенных пунктов следует формировать на основе планировочного каркаса за счет оптимального сочетания урбанизированных территорий: улиц различных категорий, территорий жилой, промышленной и общественной застройки высокой плотности, расположенных вдоль основных транспортных магистралей, железных дорог, коридоров линий электропередачи и ландшафтно-рекреационных территорий, которые включают озелененные территории, водные акватории, природные ландшафты. 5.1.4 В исторически сложившихся поселениях, с целью сохранения национальных особенностей градостроительной культуры и традиций, следует сохранять планировочную структуру и архитектурный облик застройки в соответствии с требованиями раздела 10, предусматривая обновление среды в рамках специальных программ реконструкции и регенерации исторических районов и недвижимых материальных историко-культурных ценностей. 5.1.5 В г. Минске, крупных и больших городах, в целях сбалансированного социально-экономического развития их территорий на прогнозируемый период, необходимо выделять следующие планировочные зоны: центральную, срединную, периферийную — в пределах городской черты, и пригородную. 5.1.6 При выборе территорий для нового строительства необходимо учитывать особенности сложившейся структурно-планировочной организации поселений, возможности рационального развития существующих инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, наличие топливно-энергетических и водных ресурсов, состояние окружающей среды, вид и степень возможной опасности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, удаленность от мест дислокации пожарных подразделений. Развитие компактной планировочной структуры населенного пункта должно обеспечиваться первоочередным освоением под застройку пустующих территорий в границах существующей и перспективной городской черты. 5.1.7 Границы пригородной зоны следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от перспектив развития населенного пункта и системы расселения, с учетом функционального использования территории, состояния природного комплекса и земельных ресурсов прилегающего административного района в соответствии с [7]. 5.1.8 В границах пригородной зоны г. Минска, крупных и больших городов следует резервировать территории для перспективного развития города, которые предназначены для жилой, общественной, производственной застройки, для размещения объектов, обеспечивающих функционирование городского хозяйства, а также озелененные территории. 5.1.9 При планировке и застройке пригородных зон следует обеспечивать: — благоприятные градостроительные условия для развития существующих населенных пунктов, размещения и эксплуатации сооружений и сетей межселенной инженерно-транспортной инфраструктуры, эффективной организации сельского, лесного и водного хозяйства, размещения объектов ландшафтно-рекреационного использования; — создание благоприятных экологических условий с целью повышения устойчивости развития населенного пункта и его пригородной зоны; — снижение ущерба от хозяйственной деятельности города на территории прилегающих районов; — рациональное совместное использование природных и инженерных ресурсов городом и прилегающим районом. 5.1.10 В целях обеспечения устойчивого развития населенных пунктов — центров административных районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, а также для эффективного использования объектов сложившихся инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учитывая деструктивные изменения в системе расселения, вызванные крупномасштабным отселением населения, структурно-планировочную организацию этих поселений необходимо осуществлять совместно с планировкой возглавляемых ими административных районов, рассматривая поселение (центр и территорию района) как объект единого административного управления и территориального планирования. ^ Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА, повышения эффективности использования территорий и сложившихся социальной, инженерной и транспортной инфраструктур населенных пунктов. 5.2.2 Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований. При выборе функциональных зон, подлежащих первоочередной градостроительной реконструкции в г. Минске, крупных и больших городах, следует учитывать характер размещения территорий в структуре города, отдавая предпочтение его центральной и срединной зонам. 5.2.3 Мероприятия по реконструкции территорий функциональных зон должны планироваться в соответствии с региональными и городскими программами, которые разрабатываются для населенных пунктов, имеющих наибольший (более 30 %) удельный вес морально изношенных и находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии жилищного, общественного и производственно-делового фондов (ветхих, неблагоустроенных, имеющих сверхнормативное потребление теплоэнергетических ресурсов и нарушение температурно-влажностного режима зданий и сооружений). 5.2.4 Реконструкцию территорий функциональных зон населенных пунктов с объектами, представляющими историко-культурную ценность, следует осуществлять с учетом степени их сохранности, особенностей структурно-планировочной организации районов исторической застройки, оценки возможности их освоения для современного использования, необходимости преобразования систем социального, инженерного и транспортного обслуживания, осуществления мероприятий по благоустройству и озеленению, улучшению состояния окружающей среды, сохранения индивидуального архитектурно-художественного облика застройки и отдельных зданий в соответствии с требованиями раздела 10. 5.2.5 Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять на основе максимального сохранения и использования существующих жилых и общественных зданий, производственных объектов, сложившихся инженерной и транспортной инфраструктур с одновременной реконструкцией и модернизацией эксплуатируемого фонда и его инженерного оборудования. 5.2.6 Мероприятия по реконструкции территорий функциональных зон населенных пунктов следует планировать с учетом возможности практической реализации законченных планировочных элементов (модулей) жилой, общественной или производственно-деловой застройки. Размеры единовременно осваиваемой территории должны быть не менее 10 га — для крупных и больших городов и 5 га — для средних, малых городов и сельских населенных пунктов. 5.2.7 На основе оценки условий развития функциональных зон при осуществлении мероприятий по комплексной градостроительной реконструкции необходимо устанавливать следующие требования: — степень сохранения или изменения функционального назначения территорий; — характер планировочных и функциональных взаимосвязей реконструируемого планировочного элемента с другими зонами города; — обеспечение пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также требований в области гражданской обороны. 5.2.8 При осуществлении комплексной градостроительной реконструкции необходимо использовать все территориальные ресурсы, отвечающие санитарно-гигиеническим и инженерно-строительным требованиям, для более эффективного использования территории населенного пункта, в том числе: — жилые территории, не отвечающие современным градостроительным нормативам плотности застройки и качеству среды жизнедеятельности; — территории промышленной, коммунально-складской застройки, транспортной и инженерной инфраструктур, неэффективно используемые по назначению; — территории, считавшиеся ранее неудобными, нарушенные земли после их рекультивации; — территории садово-огороднических товариществ и дачной застройки, оказавшиеся в пределах городской черты. 5.2.9 Первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых и общественных территорий следует осуществлять, учитывая: — наличие морально изношенных жилищного и общественного фондов, не отвечающих современным потребительским качествам и отличающихся низкими теплоэнергетическими характеристиками; — инвестиционную привлекательность реконструируемого планировочного элемента для потенциальных инвесторов (физических и юридических лиц); — возможности уплотнения существующей застройки и доведения показателей плотности до нормативных значений; — наличие резервных мощностей электро-, газо- и водоснабжения; — обеспечение нормативного радиуса обслуживания зданий пожарным депо, а также количество в них пожарной аварийно-спасательной техники с учетом требований СНБ 2.02.04. 5.2.10 Показатели плотности населения (чел./га) и плотности жилищного фонда (м2 общ. пл./га), с учетом размещения реконструируемого структурно-планировочного элемента до 50 га в различных зонах городских населенных пунктов, следует определять в градостроительной документации общего и детального планирования в соответствии с таблицей 6.1. 5.2.11 Уплотнение застройки при комплексной градостроительной реконструкции следует осуществлять за счет реализации следующих мероприятий: — повышение этажности существующих зданий, в том числе за счет надстройки мансардного этажа; — возведение вставок между существующими зданиями; — расширение существующих зданий за счет пристроек; — размещение новых жилых и общественных зданий в пределах реконструируемого структурно-планировочного элемента (модуля); — уменьшение размеров участков учреждений воспитания и образования до 20 %; — замена отдельно стоящих домов усадебной застройки на блокированные; — размещение производственных зданий административного назначения. Общая площадь, занимаемая объектами общественного назначения при реконструкции территорий структурно-планировочных элементов от 10 до 50 га, должна составлять не менее 20 % всего фонда. 5.2.12 Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения. Соотношение квартир различных типов следует назначать на основе дополнительных исследований, включающих обследование семей, проживающих в домах, подлежащих реконструкции, с целью выявления потребности нуждающихся во вновь возводимом социальном жилье или претендующих на жилье повышенной комфортности. Номенклатуру и типы квартир в коммерческом жилом фонде следует определять в соответствии с запросом заказчиков — собственников возводимого фонда. 5.2.13 На реконструируемых территориях в центральной и срединной зонах г. Минска, крупных и больших городов участки общеобразовательных школ могут быть сокращены до 20 % при условии размещения в непосредственной близости (пешеходной доступности не более 5 мин) озелененных и благоустроенных территорий общего пользования и возможности организации в их пределах межшкольных физкультурно-игровых комплексов, включающих физкультурно-спортивную зону и зону отдыха (за исключением зоны отдыха начальных классов). 5.2.14 Для г. Минска и крупных городов, при комплексной градостроительной реконструкции жилых территорий центральной зоны и кварталов, прилегающих к основным магистральным улицам города, придомовые территории могут быть сокращены, но не более чем на 15 %. 5.2.15 Градостроительная реконструкция производственных территорий должна, в первую очередь, осуществляться в центральной и срединной зонах г. Минска, крупных и больших городов. Технологически устаревшие производственные объекты, складские помещения, а также объекты, на которых обращаются или хранятся аварийно химически опасные вещества, взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и токсичные вещества, должны выноситься за пределы этих зон. Резервом для повышения эффективности использования городских территорий являются производственные территории периферийной зоны городов с низким процентом освоенности, пустующие земли промышленных предприятий. 5.2.16 При реконструкции исторически сложившейся застройки, представляющей историко-культурную ценность, в случае невозможности выполнения отдельных противопожарных требований ТНПА, должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке с органами государственного пожарного надзора дополнительные противопожарные мероприятия отдельно в каждом конкретном случае в соответствии с заданием на проектирование. 5.2.17 Для населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции функциональных зон необходимо планировать на основе полной и детальной инвентаризации всех инфраструктурных элементов. Приоритетность освоения площадок под реконструкцию следует устанавливать с учетом принятых ранее в процессе реабилитации мер по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения, градостроительной ценности территории, а также их актуальной и потенциальной инвестиционной привлекательности. 5.2.18 В целях обеспечения полноценной среды жизнедеятельности в городских поселениях, в которых места кратковременного отдыха населения за пределами городской черты подверглись радиоактивному загрязнению, необходимо создавать условия для организации этого вида отдыха в пределах населенных пунктов. Для этого следует предусматривать создание на их территории системы центров отдыха, состав и размещение которых должны определяться местными условиями на основе экологического обоснования. 6 Жилые территории ^ Жилые территории подразделяются на территории жилой застройки и территории смешанной застройки. Территории жилой застройки выделяются при условии, если под жилую функцию занято не менее 60 % существующих или вновь возводимых зданий. Территории смешанной застройки выделяются, если под жилую функцию занято от 30 % до 60 % общей площади зданий. 6.1.2 При планировке и застройке жилых территорий необходимо учитывать величину и роль населенного пункта в системе расселения, особенности сложившейся планировочной структуры, социально-демографические особенности населения, экологические и санитарно-гигиенические условия, противопожарные требования, трассировку существующей улично-дорожной сети, сложившуюся систему обслуживания и размещение общественных объектов, а также композиционные и эстетические требования к облику отдельных жилых, общественных и производственных зданий и застройки в целом. 6.1.3 Необходимо выделять следующие структурно-планировочные элементы: — до 10 га включ. (квартал) — территория, не расчлененная улицами, в структуре которой размещаются жилая застройка, объекты общественного социально-гарантированного обслуживания; — от 11 до 50 га включ. (группа кварталов или микрорайон) — территория, не расчлененная магистральными и районными улицами, в пределах которой размещаются жилая застройка, учреждения и предприятия социально-бытового обслуживания, учебно-воспитательные учреждения, иные объекты, не противоречащие жилой функции; — более 50 га (группа микрорайонов или жилой район) — территория, не расчлененная улицами общегородского значения и магистральными улицами, в пределах которой размещаются жилая застройка, общественно-деловые, производственные объекты, объекты коммунального назначения, озелененные территории общего пользования районного значения. ^ Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих граждан с ограниченными физическими возможностями и семей, в которых они проживают), среднего уровня доходов населения, существующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (м2/чел.). 6.2.2 Следует учитывать классификацию жилых домов, принятую в СТБ 1154, по: — этажности (малоэтажные — 1–3 этажа, среднеэтажные — 4–5 этажей, многоэтажные — 6–9 этажей, повышенной этажности — 10 этажей и более); — числу квартир (многоквартирные, блокированные, одноквартирные); — наличию приусадебных участков (усадебные). 6.2.3 При размещении структурно-планировочного элемента на свободных территориях следует использовать укрупненные показатели для определения необходимых территорий из расчета на 1000 чел., для: — многоэтажной застройки — от 7 до 8 га; — среднеэтажной застройки — “ 10 “ 12 “ ; — малоэтажной (многоквартирной, блокированной) застройки — “ 30 “ 40 “ ; — малоэтажной (одноквартирной, усадебной) застройки — “ 30 “ 60 “ . 6.2.4 Основным критерием эффективности градостроительного использования жилых территорий является показатель плотности жилой застройки, которая обусловлена: типологией жилых домов, характером их блокировки, организацией междомовых территорий (количество автостоянок, площадок для отдыха, озелененных пространств). Плотность жилой застройки регламентируется следующими показателями: — плотность населения — количество жителей на 1 га территории, чел./га; — плотность жилищного фонда — количество общей площади жилищного фонда (суммарной по этажам) на 1 га территории, м2 общ. пл./га; — количество квартир на 1 га территории, квартир/га; — коэффициент застройки — соотношение застроенной и всей территории, %, доля единицы; 6.2.5 Плотность структурно-планировочных модулей жилой застройки следует принимать в соответствии с установленным планировочным зонированием территории (центральная, срединная, периферийная зоны) и с учетом природно-климатических и экологических условий. Расчетные показатели должны устанавливаться в градостроительной документации общего и детального планирования. Минимальные значения плотности жилищного фонда структурно-планировочных модулей до 50 га в зависимости от типа применяемой застройки приведены в таблице 6.1. Таблица 6.1
|