Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon

Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009





Скачать 1.87 Mb.
Название Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009
страница 1/7
Дата конвертации 19.04.2013
Размер 1.87 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП 45-3.01-116-2008 (02250)

УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ




ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

Нормы планировки и застройки


горадабудаЎнIцтва.

НАСЕЛЕНЫЯ ПУНКТЫ

Нормы планiроўкi i забудовы





Издание официальное



Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

Минск 2009


УДК [711.4+711.62] (083.74) МКС 91.040.01 КП 02


Ключевые слова: градостроительство, населенные пункты, планировка, застройка, зонирование, документа­ция градостроительная, классификация, каркас планировочный, регулирование, реконструкция, территории жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, ценности недвижимые историко-культурные, инфраструктуры транспортная и инженерная, среда окружающая


Предисловие


Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1  РАЗРАБОТАН научно-проектным республиканским
унитарным предприятием «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА»
^ (УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА»)

ВНЕСЕН главным управлением проектных работ, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

2  УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439

В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 3.01 «Градостроительство»

3  ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой СНБ 3.01.04-02)


© Минстройархитектуры, 2009


Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь


Издан на русском языке


Содержание


технический кодекс установившейся практики


^ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

Нормы планировки и застройки


горадабудаЎнIцтва. НАСЕЛЕНЫЯ ПУНКТЫ

Нормы планiроўкi i забудовы


Urban planning. Settlemеnts

Norms of planning and development


^ Дата введения 2009-07-01


1 Область применения

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) устанавливает нормы по планировке и застройке населенных пунктов (поселений), обязательные для всех физических и юридических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории Рес­публики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности.

Настоящий технический кодекс также устанавливает нормы и правила формирования ландшафтно-рекреационных территорий пригородных зон.

Для более полного учета региональных особенностей могут разраба­тываться технические нормативные правовые акты (далее — ТНПА), устанавливающие правила и нормы планировки и застройки отдельных населенных пунктов, их групп, пригородных зон. Настоящий технический кодекс разработан с учетом особенностей градостроительного развития г. Минска.

^ 2 Нормативные ссылки

В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на ТНПА в области технического нормирования и стандартизации:1

ТКП 45-3.01-117-2008 (02250)  Градостроительство. Районы усадебного жилищного строитель­ства. Нормы планировки и застройки

ТКП 45-3.01-118-2008 (02250)  Градостроительство. Схема комплексной территориальной организации региона (области, района, группы районов). Правила проектирования

ТКП 45-3.02-25-2005 (02250)  Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования

ТКП 45-3.03-19-2006 (02250)  Автомобильные дороги. Нормы проектирования

ТКП 45-3.03-115-2008 (02250)  Метрополитены. Строительные нормы проектирования

ТКП 112-2007 (02300)  Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны

СТБ 1154-99  Жилище. Основные положения

СТБ 1756-2007  Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора

ГОСТ 17.1.3.13-86  Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 17.1.5.02-80  Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов

ГОСТ 17.4.3.06-86  Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв и влиянию на них химических загрязняющих веществ

ГОСТ 17.5.1.02-85  Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации

ГОСТ 17.5.3.01-78  Охрана природы земли. Состав и размер зеленых зон городов

ГОСТ 17.5.3.03-80  Охрана природы. Земли. Общие требования к гидролесомелиорации

ГОСТ 17.5.3.04-83  Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель

ГОСТ 22.3.03-97  Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения

ГОСТ 22.6.01-97  Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питье­вого водоснабжения. Общие требования

СНБ 2.02.04-03  Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий

СНБ 2.03.01-98  Геофизика опасных природных воздействий

СНБ 2.04.02-2000  Строительная климатология

СНБ 2.04.05-98  Естественное и искусственное освещение

СНБ 3.01.01-96  Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов

СНБ 3.01.02-98  Состав, содержание, порядок создания и ведения Государственного градострои­тельного кадастра

СНБ 3.02.01-98  Склады нефти и нефтепродуктов

СНБ 3.03.02-97  Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов

СНБ 3.03.03-97  Аэродромы

СНБ 4.01.01-03  Водоснабжение питьевое. Общие положения и требования

СНБ 4.01.02-03  Противопожарное водоснабжение

СНБ 4.03.01-98  Газоснабжение

СНиП 2.01.09-91  Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах

СНиП 2.01.15-90  Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологиче­ских процессов. Основные положения проектирования

СНиП 2.01.28-85  Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию

СНиП 2.04.02-84  Водоснабжение. Наружные сети и сооружения

СНиП 2.04.03-85  Канализация. Наружные сети и сооружения

СНиП 2.04.07-86  Тепловые сети

СНиП 2.05.09-90  Трамвайные и троллейбусные линии

СНиП 2.05.13-90  Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других на­селенных пунктов

СНиП 2.06.15-85  Инженерная защита территорий от затопления и подтопления

СНиП 3.05.06-85  Электротехнические устройства

СНиП II-12-77  Защита от шума

СНиП II-89-80  Генеральные планы промышленных предприятий

СНиП II-97-76  Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий

П1-99 к СНБ 3.03.02-97  Сеть улиц и дорог городов, поселков и сельских населенных пунктов

П2-99 к СНБ 3.03.02-97  Обследование транспортных потоков и прогнозирование нагрузки сети городских улиц и дорог

П3-01 к СНБ 3.03.02-97  Проектирование сетей городского пассажирского транспорта

П4-03 к СНиП 2.08.02-89  Проектирование зданий и помещений учреждений отдыха и туризма.

Примечание — При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

^ 3 Термины и определения

В настоящем техническом кодексе применяют термины, установленные в действующих нормативных правовых актах Республики Беларусь, в том числе в [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

^ 3.1 автомобильная парковка (парковка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованное в соответствии с [2], «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА.

^ 3.2 автомобильная стоянка (автостоянка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (гараж, паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с [2], «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации авто­мобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА.

3.3 агрогородок: Благоустроенный населенный пункт, относящийся к категории сельских населенных пунктов, в котором созданы производственная, социальная и инженерно-транспортная инфраструктуры для обеспечения государственных социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий.

^ 3.4 безопасность среды жизнедеятельности: Состояние среды жизнедеятельности, при котором значения всех рисков, связанных с возможностью нанесения вреда здоровью и жизни населения, не превышают допустимых уровней и обеспечено соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественной безопасности, обороны, в том числе гражданской обороны, безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.

^ 3.5 градостроительная ценность территории: Качественные и количественные параметры территории, определяемые на основе оценки социально-экономических, планировочных, инже­нерно-технических и экологических факторов, а также эффективности ее функционального использования для различ­ных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

^ 3.6 инженерная инфраструктура: Совокупность инженерных коммуникаций (сетей, объектов и сооружений), обеспечивающих подачу (отвод) ресурсов, необходимых для жизнедеятельности населения (энергия, вода, информация) и совершенствования экологических характеристик окружающей среды.

^ 3.7 комплексная градостроительная реконструкция: Преобразование территории населенного пункта или его части, ведущее к ко­ренному изменению функциональной и архитектурно-планировоч­ной их органи­зации и направленное на повышение качества среды жизнедеятельности на всей территории населенного пункта или его отдельных структурно-планировочных элементов.

^ 3.8 населенный пункт (поселение): Компактно-целостное размещение населения на территории со всеми необходимыми условиями для организации жизнедеятельности, материальная среда которой формируется жилой, общественной, производственной, ландшафтно-рекреационной территориями и инженерно-транспортной инфраструктурой.

^ 3.9 планировочный каркас населенного пункта: Система линейных и узловых планировочных элементов материальной среды, выполняющая основные коммуникационные и регулирующие функции при организации планировочной структуры населенных пунктов, которая, как правило, формируется урбанизированными и природными осями.

^ 3.10 планировочная структура населенного пункта: Строение и внутренняя взаимосвязь планировочных эле­ментов (линейных, узловых, зональных), определяющие пространственную реализацию основных функций жизнедеятельности населения на территории населенных пунктов и пригородных зон.

^ 3.11 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

^ 3.12 пригородная зона: Территория, предназначенная для перспективного развития города, размещения объектов хозяйственного назначения, рекреации и улучшения санитарно-гигиенического состояния городской среды на основе совместного рационального использования городом и админист­ративным районом имеющихся природных и инженерно-технических ресурсов.

^ 3.13 санитарно-защитная зона (далее — СЗЗ): Часть территории вокруг любого источника химического, биологического и физического влияния на среду обитания человека, устанавливаемая с целью минимизации риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека [3].

^ 3.14 система озелененных территорий: Озелененные террито­рии общего пользования, ограниченного пользования, специального назначения (зеленая зона города), обладающие территориальной и функциональной взаимосвязью и единством планировочной организации.

^ 3.15 социально-гарантированное обслуживание: Набор услуг и объектов, характеризуемый составом, вместимостью и доступностью и обеспечивающий необходимую на определенном этапе развития поселений систему государственных социальных стандартов обслуживания населе­ния.

^ 3.16 структурно-планировочный элемент (модуль): Часть территории населенного пункта (квартал, микрорайон, район), архитектурный ансамбль или комплекс, ограниченный улицами, техногенными или природными преградами (овраги, реки, железные дороги) и отличающийся единством планировочной структуры.

^ 3.17 транспортная инфраструктура: Совокупность системы коммуникаций и сооружений внешнего, городского и пригородного транспорта, узлов их взаимодействия, необходимая для обеспе­чения перемещения пассажиров и доставки грузов по территории населенного пункта и пригородной зоне.

^ 3.18 функциональная зона: Совокупность участков территории населенного пункта, в пределах которой на основе оценки существующего состояния и прогнозов перспективного развития устанавливаются требования и ограничения преимущественного либо целевого функционального использования.

4 Общие положения

^ 4.1 Градостроительные условия

4.1.1
Планировку и застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе [4], [5], других государственных и региональных программ градостроительного развития, а также проектов общего, детального и специального градостроительного планирования, с учетом требований [1] и действующих ТНПА.

4.1.2 Следует учитывать типологические характеристики поселений, вели­чину, их роль в системе расселе­ния и административно-территориальном устройстве республики, а также социально-экономические, природные и исторические особенности. Населенные пункты республики в соответ­ствии с законодательными актами подразделяются на города, поселки городского типа и сельские населенные пункты (в том числе агрогородки).

Города и поселки городского типа в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на

города:

крупнейшие (г. Минск) — св. 500 000;

крупные — от 250 000 до 500 000 включ.;

большие — “ 100 000 “ 250 000 “ ;

средние:

I категории — св. 50 000 до 100 000 включ.;

II категории — “ 20 000 “ 50 000 “ ;

малые города и поселки городского типа

(малые городские поселения):

I категории — св. 10 000 до 20 000 включ.;

II категории — “ 5000 “ 10 000 “ ;

III категории — “ 5000 “.

Сельские населенные пункты (в том числе агрогородки) в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на следующие типы:

крупные — св. 1000;

большие — “ 500 до 1000 включ.

средние:

I категории — св. 200 до 500 включ.;

II категории — “ 100 “ 200 “ ;

малые:

I категории — св. 50 до 100 включ.;

II категории — “ 50 “.

4.1.3 Перспективную численность населения поселений всех типов следует прогнозировать на основе демогра­фических данных, естественного и механического прироста (сокращения) населения, учета тенденций маятнико­вых миграций, а также оценки социально-экономических, территориальных и ресурсных перспектив развития.

4.1.4 Планировка и застройка поселений должны осуществляться как элементы целостной территориальной организации республики, области, административного района, учитывая взаимосвязанный характер их развития на основе приоритетных требований к формированию безопасной среды жизнедеятельности населения, охране окружающей среды, сбалансированному природопользованию, обеспечивающих возможность их устойчивого развития и учитывающих их величину, админист­ративный статус и особые экологические условия.

4.1.5 В планировочной структуре населенных пунктов следует выделять следующие структурно-планировочные элементы жилой, общественной, смешанной и производственно-деловой застройки:

— квартал (группа кварта­лов);

— микрорайон (группа микрорайонов);

— район (формируемый преимущественно в г. Минске, крупных и больших городах);

— архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы.

В составе ландшафтно-рекреационных территорий следует выделять планировочные элементы в соответствии с требованиями раздела 9.

Характер функционального использования, количество структурно-планировочных элементов, их параметры и границы следует определять в задании на проектирование.

4.1.6 В целях организации благоприятной среды жизнедеятельности необходимо осуществлять функциональное зонирование территории. В соответствии со статьей 50 [1] территории населенных пунктов следует подразделять на жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреа­ционные, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного и специального назначения и др.

4.1.7 Развитие населенных пунктов и функциональное использование конкретных территорий определяются утвержденными в установленном порядке генеральными планами. Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов — район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс — территорий предполагаемой инвестиционной деятельности.

4.1.8 Использование территорий населенных пунктов следует осуществлять на основе социально-экономической, экологической и градостроительной оценки эффективности их использования с учетом системы налогообложения. Система налогообложения действительна для всех форм распорядительства недвижимостью (установление ограничений, смена землепользователей, купля-продажа, сдача в аренду, приватизация) на основе требований СНБ 3.01.02.

^ 4.2 Безопасность среды жизнедеятельности

4.2.1 
При планировке и застройке населенных пунктов следует учитывать требования организации безопасной среды жизнедеятельности. Факторы безопасности регулируются международными документами и включают критерии экономической безопасности, демографической безопасности, экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, организацию достойного уровня жизни и безопасной среды населенных пунктов.

4.2.2 Состояние уровня жизни оценивается по международным требованиям следующими показателями:

— фактическая и ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья населения;

— объем валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения;

— уровень благосостояния населения;

— уровень и доступность образования;

— уровень занятости;

— обеспеченность жильем и системой гарантированного социального обслуживания.

4.2.3 При планировке и застройке поселений приоритетным является соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды, охраны здоровья и жизни людей, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по ГОСТ 22.3.03 и в соответствии с требованиями СНБ 4.01.02. При соблюдении требований в области обеспечения экологической безопасности следует учитывать как безопасность самого человека, так и состояние природных ресурсов: атмосферный воздух, земля (включая недра и почву), воды (поверхностные и подземные), растительность и животный мир, климат.

4.2.4 Следует учитывать границы зон возможной опасности в соответствии с требованиями ТКП 112 и границы зон действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях. Режим использования указанных территорий определяется нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми
актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны.

4.2.5 Территория поселения должна рассматриваться как объект экологических опасных воздействий инфраструктуры (транс­порта, промышленности, теплоэнергетики, коммунального хозяйства и пр.) на человека, а также как источник негативных воздействий на прилегающие территории и природные комплексы.

Градостроительные требования по функциональному использованию территории поселения и пригородной зоны, а также размещение отдельных структурно-планировочных элементов и отдельных объектов должны учитывать:

— степень возможного воздействия на окружающую среду;

— соответствие планируемой деятельности требованиям [6];

— достаточность и обоснованность разрабатываемых в градостроительных проектах мероприя­тий по охране окружающей среды.

4.2.6 Экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по за­щите населения от вредного воздействия, принятые в градостроительном проекте, должны осуществляться в соответствии с требованиями раздела 13.

4.2.7 Все виды архитектурной и градостроительной деятельности на территориях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (в том числе и зонами радиоактивного загрязнения), осуществляются в соответствии с действующим зако­нодательством и действующими ТНПА.

4.2.8 Разработка проектной документации всех уровней градостроительного проектирования для поселений, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должна осуществляться с учетом обязатель­ного экологического обоснования и оценки необходимости проведения мероприятий по снижению дозовых нагрузок облучения населения до нормативно допустимого уровня.

4.2.9 При формировании безопасной среды жизнедеятельности в населенных пунктах всех типов должны предусматриваться мероприятия по организации благоприятной безбарьерной среды и до­ступности основных объектов жилого, общественного и рекреационного назначения для граждан с ограниченными физическими возможностями с учетом требований разделов 6 – 9.

5 Комплексная градостроительная реконструкция территорий населенных пунктов

^ 5.1 Преобразование планировочной структуры

5.1.1
 Преобразование сложившейся планировочной структуры населенных пунктов следует осуществлять, в первую очередь, за счет застройки неэффективно ис­пользуемых земель, уплотнения существующей застройки территорий, а также за счет градостроительной реконструкции функциональных зон с наибольшим удельным весом морально и физически устаревших жилых, общественных и производственных зданий и сооружений.

5.1.2 Преобразование планировочной структуры населенных пунктов следует осуществлять на основе:

— сбалансированного развития функциональных зон в границах населенных пунктов и на территориях пригородной зоны;

— организации рациональной планировочной структуры населенных пунктов за счет эффективного использования территориальных ресурсов;

— создания среды жизнедеятельности, отвечающей потребностям различных групп населения, включая лиц с ограниченными физическими возможностями;

— разработки мероприятий по охране окружающей среды, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по сохранению объектов, представляющих историко-культурную ценность.

5.1.3 Преобразование планировочной структуры населенных пунктов следует формировать на основе планировочного каркаса за счет оптимального сочетания урбанизированных территорий: улиц различных категорий, территорий жилой, промышленной и общественной застройки высокой плотности, расположенных вдоль основных транспортных магистралей, железных дорог, коридоров линий электропередачи и ландшафтно-рекреационных территорий, которые включают озелененные территории, водные акватории, природные ландшафты.

5.1.4 В исторически сложившихся поселениях, с целью сохране­ния национальных особенностей градостроительной культуры и традиций, следует сохранять планировочную структуру и архитектурный облик застройки в соответствии с требованиями раздела 10, предусматривая обновление среды в рамках специальных программ реконструкции и регенерации исторических районов и недвижимых материальных историко-культурных ценностей.

5.1.5 В г. Минске, крупных и больших городах, в целях сбалансированного социально-эконо­мического развития их территорий на прогнозируемый период, необходимо выделять следующие планировочные зоны: центральную, срединную, периферийную — в пределах городской черты, и пригородную.

5.1.6 При выборе территорий для нового строительства необходимо учитывать особенности сложившейся структурно-планировочной организации поселений, возможности рационального развития существующих инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, наличие топливно-энергетических и водных ресурсов, состояние окружающей среды, вид и степень возможной опасности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, удаленность от мест дислокации пожарных подразделений.

Развитие компактной планировочной структуры населенного пункта должно обеспечиваться перво­очередным освоением под застройку пустующих территорий в границах существующей и перспективной городской черты.

5.1.7 Границы пригородной зоны следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от перспектив развития населенного пункта и системы расселения, с учетом функционального использования территории, состояния природного комплекса и земельных ресурсов прилегающего административного района в соответствии с [7].

5.1.8 В границах пригородной зоны г. Минска, крупных и больших городов следует резервировать территории для перспективного развития города, которые предназначены для жилой, общественной, производственной застройки, для размещения объектов, обеспечивающих функционирование городского хозяйства, а также озелененные территории.

5.1.9 При планировке и застройке пригородных зон следует обеспечивать:

— благоприятные градостроительные условия для развития существующих населенных пунктов, размещения и эксплуатации сооружений и сетей межселенной инженерно-транспортной инфраструктуры, эффективной организации сельского, лесного и водного хозяйства, размещения объектов ландшафтно-рекреационного использования;

— создание благоприятных экологических условий с целью повышения устойчивости развития населенного пункта и его пригородной зоны;

— снижение ущерба от хозяйственной деятельности города на территории прилегающих районов;

— рациональное совместное использование природных и инженерных ресурсов городом и прилегающим районом.

5.1.10 В целях обеспечения устойчивого развития населенных пунктов — центров административных районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, а также для эффективного использования объектов сложившихся инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учитывая деструктивные изменения в системе расселения, вызванные крупномасштабным отселением населения, структурно-планировочную организацию этих поселений необходимо осуществлять совместно с планировкой возглавляемых ими административных районов, рассматривая поселение (центр и территорию района) как объект единого административного управления и территориального планирования.

^ 5.2 Реконструкция территорий функциональных зон

5.2.1 
Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА, повышения эффективности исполь­зования территорий и сложившихся социальной, инженерной и транспорт­ной инфраструктур населенных пунктов.

5.2.2 Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и проти­вопожарных требований.

При выборе функциональных зон, подлежащих первоочередной градостроительной реконструкции в г. Минске, крупных и больших городах, следует учи­тывать характер размещения территорий в структуре города, отдавая предпочтение его центральной и срединной зонам.

5.2.3 Мероприятия по реконструкции территорий функциональных зон должны планироваться
в соответствии с региональными и городскими программами, которые разрабатываются для населенных пунктов, имеющих наибольший (более 30 %) удельный вес морально изношенных и находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии жилищного, общественного и производст­венно-делового фондов (ветхих, неблагоустроенных, имеющих сверхнормативное потребление теплоэнергетических ресурсов и нарушение температурно-влажностного режима зданий и сооружений).

5.2.4 Реконструкцию территорий функциональных зон населенных пунктов с объектами, представляющими историко-культурную ценность, следует осуществлять с учетом степе­ни их сохраннос­ти, особенно­стей структурно-планировочной организации районов исторической застройки, оценки возможности их освоения для современного использования, необходимости преобразования систем социального, инженерного и транспортного обслу­живания, осуществления мероприятий по благо­устройству и озеленению, улучшению состояния ок­ружающей среды, сохранения индивидуального архитектурно-художественного облика застройки и отдельных зданий в соответствии с требованиями раздела 10.

5.2.5 Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять на основе макси­мального сохранения и использования существующих жилых и общественных зданий, производ­ственных объектов, сложившихся инженерной и транспортной инфраструктур с одновременной реконструкцией и модернизацией эксплуатируемого фонда и его инженерного оборудования.

5.2.6 Мероприятия по реконструкции территорий функциональных зон населенных пунктов следует планировать с учетом возможности практической реализации законченных планировочных элементов (модулей) жилой, общественной или производственно-деловой застройки. Размеры единовременно осваиваемой территории должны быть не менее 10 га — для крупных и больших городов
и 5 га — для средних, малых городов и сельских населенных пунктов.

5.2.7 На основе оценки условий развития функциональных зон при осуществлении мероприятий по комплексной градостроительной реконструкции необходимо устанавливать следующие требования:

— степень сохранения или изменения функционального назначения территорий;

— характер планировочных и функциональных взаимосвязей реконструируемого планировочного элемента с другими зонами города;

— обеспечение пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также требований в области гражданской обороны.

5.2.8 При осуществлении комплексной градостроительной реконструкции необходимо использовать все территориальные ресурсы, отвечающие санитарно-гигиеническим и инженерно-строи­тельным требованиям, для более эффективного использования территории населенного пункта, в том числе:

— жилые территории, не отвечающие современным градостроительным нормативам плотности за­стройки и качеству среды жизнедеятельности;

— территории промышленной, коммунально-складской застройки, транспортной и инженерной инфраструктур, неэффективно используемые по назначению;

— территории, считавшиеся ранее неудобными, нарушенные земли после их рекультивации;

— территории садово-огороднических товариществ и дачной застройки, оказавшиеся в пределах городской черты.

5.2.9 Первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых и общественных территорий следует осуществлять, учитывая:

— наличие морально изношенных жилищного и общественного фондов, не отвечающих современным потребительским качествам и отличающихся низкими теплоэнергетическими характеристиками;

— инвестиционную привлекательность реконструируемого планировочного элемента для потенциальных инве­сторов (физических и юридических лиц);

— возможности уплотнения существующей застройки и доведения показателей плотности до нормативных значений;

— наличие резервных мощностей электро-, газо- и водоснабжения;

— обеспечение нормативного радиуса обслуживания зданий пожарным депо, а также количество в них пожарной аварийно-спасательной техники с учетом требований СНБ 2.02.04.

5.2.10 Показатели плотности населения (чел./га) и плотности жилищного фонда (м2 общ. пл./га), с учетом размещения реконструируемого структурно-планировочного элемента до 50 га в различных зонах городских населенных пунктов, следует определять в градостроительной документации общего и детального планирования в соответствии с таблицей 6.1.

5.2.11 Уплотнение застройки при комплексной градостроительной реконструкции следует осуществ­лять за счет реализации следующих мероприятий:

— повышение этажности существующих зданий, в том числе за счет надстройки мансардного этажа;

— возведение вставок между существующими зданиями;

— расширение существующих зданий за счет пристроек;

— размещение новых жилых и общественных зданий в пределах реконструируемого структурно-планировочного элемента (модуля);

— уменьшение размеров участков учреждений воспитания и образования до 20 %;

— замена отдельно стоящих домов усадебной застройки на блокированные;

— размещение производственных зданий административного назначения.

Общая площадь, занимаемая объектами общественного назначения при реконструкции территорий структурно-планировочных элементов от 10 до 50 га, должна составлять не менее 20 % всего фонда.

5.2.12 Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения. Соотношение квартир различных типов следует назначать на основе дополнительных исследований, включающих обследование семей, проживающих в домах, подлежащих реконструкции, с целью выявления потребности нуждающихся во вновь возводимом социальном жилье или претендующих на жилье повышенной комфортности. Номенклатуру и типы квартир в коммерческом жилом фонде следует определять в соответствии с запросом заказчиков — собственников возводимого фонда.

5.2.13 На реконструируемых территориях в центральной и срединной зонах г. Минска, крупных и больших го­родов участки общеобразовательных школ могут быть сокращены до 20 % при условии разме­щения в непосредственной близости (пешеходной доступности не более 5 мин) озелененных и благо­устроенных территорий общего пользования и возможности организации в их пределах межшкольных физкультурно-игровых комплексов, включающих физкультурно-спортивную зону и зону отдыха (за исключением зоны отдыха начальных классов).

5.2.14 Для г. Минска и крупных городов, при комплексной градостроительной реконструкции жилых территорий центральной зоны и кварталов, прилегающих к основным магистральным улицам города, придомовые территории могут быть сокращены, но не более чем на 15 %.

5.2.15 Градостроительная реконструкция производственных территорий должна, в первую очередь, осуществляться в центральной и срединной зонах г. Минска, крупных и больших городов. Технологически устаревшие производственные объекты, складские помещения, а также объекты, на которых обращаются или хранятся аварийно химически опасные вещества, взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и токсичные вещества, должны выноситься за пределы этих зон. Резервом для повышения эффективности использования городских территорий являются производственные территории периферийной зоны городов с низким процентом освоенности, пустующие земли промышленных предприятий.

5.2.16 При реконструкции исторически сложившейся застройки, представляющей историко-культурную ценность, в случае невозможности выполнения отдельных противопожарных требований ТНПА, должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке с органами государственного пожарного надзора дополнительные противопожарные мероприятия отдельно в каждом конкретном случае в соответствии с заданием на проектирование.

5.2.17 Для населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, мероприятия
по комплексной градостроительной реконструкции функциональных зон необходимо планировать на основе полной и детальной инвентаризации всех инфраструктурных элементов. Приоритетность освоения площадок под реконструкцию следует устанавливать с учетом принятых ранее в процессе реабилитации мер по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения, градостроительной ценности территории, а также их актуальной и потенциальной инвестиционной привлекательности.

5.2.18 В целях обеспечения полноценной среды жизнедеятельности в городских поселениях, в которых места кратковременного отдыха населения за пределами городской черты подверглись радиоактивному загрязнению, необходимо создавать условия для организации этого вида отдыха в пределах населенных пунктов. Для этого следует предусматривать создание на их территории системы центров отдыха, состав и размещение которых должны определяться местными условиями на основе экологического обоснования.

6 Жилые территории

^ 6.1 Основные требования

6.1.1 
Жилые территории подразделяются на территории жилой застройки и территории смешан­ной застройки. Территории жилой застройки выделяются при условии, если под жилую функцию за­нято не менее 60 % существующих или вновь возводимых зданий. Территории сме­шанной застройки выделяются, если под жилую функцию занято от 30 % до 60 % общей площади зданий.

6.1.2 При планировке и застройке жилых территорий необходимо учитывать величину и роль населенного пункта в системе расселения, особенности сложившейся планировочной структуры, социально-демографические особенности населения, экологические и санитарно-гигиенические условия, противопожарные требования, трассировку существующей улично-дорожной сети, сложившуюся систему обслуживания и размещение общественных объектов, а также композиционные и эстетические требования к облику отдельных жилых, общественных и производственных зданий и застройки в целом.

6.1.3 Необходимо выделять следующие структурно-планировочные элементы:

— до 10 га включ. (квартал) — территория, не расчлененная улицами, в структуре которой размещаются жилая застройка, объекты общественного социально-гарантированного обслуживания;

— от 11 до 50 га включ. (группа кварталов или микрорайон) — территория, не расчлененная магистральны­ми и районными улицами, в пределах которой размещаются жилая застройка, учреждения и предпри­ятия социально-бытового обслуживания, учебно-воспитательные учреждения, иные объекты, не про­тиворечащие жилой функции;

— более 50 га (группа микрорайонов или жилой район) — территория, не расчленен­ная улицами общегородского значения и магистральными улицами, в пределах которой размещаются жилая застройка, обще­ственно-деловые, производственные объекты, объекты коммунального назначения, озелененные территории общего пользования районного значения.

^ 6.2 Жилая застройка

6.2.1
 Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих граждан с ограниченными физическими возможностями и семей, в которых они проживают), среднего уровня доходов населения, сущест­вующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (м2/чел.).

6.2.2 Следует учитывать классификацию жилых домов, принятую в СТБ 1154, по:

— этажности (малоэтажные — 1–3 этажа, среднеэтажные — 4–5 этажей, многоэтажные — 6–9 этажей, повышенной этажности — 10 этажей и более);

— числу квартир (многоквартирные, блокированные, одноквартирные);

— наличию приусадебных участков (усадебные).

6.2.3 При размещении структурно-планировочного элемента на свободных территориях следует использовать укрупненные показатели для определения необходимых территорий из расчета на 1000 чел., для:

— многоэтажной застройки — от 7 до 8 га;

— среднеэтажной застройки — “ 10 “ 12 “ ;

— малоэтажной (многоквартирной, блокированной) застройки — “ 30 “ 40 “ ;

— малоэтажной (одноквартирной, усадебной) застройки — “ 30 “ 60 “ .

6.2.4 Основным критерием эффективности градостроительного использования жилых террито­рий является показатель плотности жилой застройки, которая обусловлена: типологией жилых домов, характером их блокировки, организацией междомовых территорий (количество автостоянок, площадок для отдыха, озелененных пространств).

Плотность жилой застройки регламентируется следующими показателями:

— плотность населения — количество жителей на 1 га территории, чел./га;

— плотность жилищного фонда — количество общей площади жилищного фонда (суммарной по этажам) на 1 га территории, м2 общ. пл./га;

— количество квартир на 1 га территории, квартир/га;

— коэффициент застройки — соотношение застроенной и всей территории, %, доля единицы;

6.2.5 Плотность структурно-планировочных модулей жилой застройки следует принимать в соответствии с установленным планировочным зонирова­нием территории (центральная, срединная, периферийная зоны) и с учетом природно-климатических и экологических условий. Расчетные показатели должны устанавливаться в градостроительной документации общего и детального планирования. Минимальные значения плотности жилищного фонда структурно-планировочных модулей до 50 га в зависимости от типа применяемой застройки приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Тип застройки

Плотность жилищного фонда, м2 общ. пл./га,
не менее

Многоквартирная повышенной этажности

9000

Многоквартирная многоэтажная

5000

Многоквартирная среднеэтажная и малоэтажная

2500

Усадебная высокоплотная (размеры участка
от 0,02 до 0,04 га)

1500

Усадебная среднеплотная (размеры участка
от 0,04 до 0,10 га)

1000

Усадебная низкоплотная (размеры участка
от 0,10 до 0,15 га)

750

Смешанная высокоплотная

2000

Смешанная среднеплотная

1000

Примечание — Для жилого района необходимо снижать расчетные показатели плотности на 15 %–20 %
с учетом размещения на их территории общественных и производственно-деловых объектов районного
и городского значения.

  1   2   3   4   5   6   7

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon Некоторые аспекты правового регулирования в сфере здравоохранения республики беларусь
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Республиканский научно-практический центр медицинских...
Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon Об утверждении положения о военно-медицинском факультете
О совершенствовании порядка подготовки военно-медицинских кадров в Республике Беларусь (Национальный...
Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon Профилактика внутрибольничных инфекций санитарно-эпидемиологические правила СанПиН №0304-12 Издание

Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon Равоохранения Республики Беларусь
Спублики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда», подпункта 1 пункта 7 Положения о Министерстве...
Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon Министерство образования Республики Беларусь Минск

Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon Министерство образования Республики Беларусь Минск

Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon 13 марта 2001 г. N 9/15 об утверждении нормативных правовых актов по борьбе с губкообразной энцефалопатией
Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., N 4 и в целях недопущения заноса на территорию Республики Беларусь...
Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon Инструкция о порядке организации диспансерного наблюдения взрослого населения республики беларусь
Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики...
Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon 1. Исследование карманов при дефектах кожных покровов с помощью зонда
Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 года и подпункта 1 пункта 7 Положения о Министерстве здравоохранения...
Населеныя пункты нормы планiроўкi I забудовы Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Минск 2009 icon Учебное пособие Минск 2005 Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина