Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики icon

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики





Скачать 271.68 Kb.
НазваниеГипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики
Дата19.04.2013
Размер271.68 Kb.
ТипДокументы


МОУ СОШ №1 с.Красное








Учитель: Дорофеев С.И.



План:

  1. Гипокинезия и травматизм.

  2. Гиперкинезия и травматизм.

  3. Медицинский контроль в школе.

  4. Профилактика травм на уроках легкой атлетики.

  5. Профилактика травм на уроках спортивной гимнастики.

  6. Профилактика травм на уроках по спортивным играм.

  7. Профилактика травм на уроках по лыжной подготовке



Не часто, но все же бывает, что на уроках физкультуры ученики получают травму. Как правило, это происходит по вине самих же учащихся, которые не правильно выполняют указания учителя, проявляя невнимательность. Но бывают и ошибки со стороны учителя, когда он нарушает инструкции и положение о проведении уроков.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно.

Итак, основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Эти нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников, судеец и зрителей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающимися сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий; проведение занятий в отсутствие преподавателя и тренера.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушениями дидактический принципов обучения ( регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность ), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовки школьников.

Часто причиной повреждений является пренебрежительное отношение к вводно-подготовительной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное её применение, частое применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки с квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических качеств.

Недостаточное материально техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования ( жесткие маты ), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм могут явиться плохое снаряжение занимающихся ( одежда, обувь, защитные приспособления ), их несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовки мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований ( плохое крепление снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся ).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запылённость, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушениям дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьёзному отношению к страховке, нарушениям спортивного режима. Зачастую этому способствует либерализм или низкая квалификация судей и тренеров.

Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда со смертельным исходом, могут стать допуск к занятием и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнением преподавателей, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболеваний и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.


^ Гипокинезия и травматизм

Ещё об одной важнейшей причине травм, гипокинезии, необходимо сказать особо.

Физическое воспитание детей за последние полвека претерпело значительные изменения. Большинство новорождённых получают информацию (наследственную) по гипокинезии от родителей. Затем в яслях и садах двигательный голод нарастает. При поступлении в школу в младших классах организованная и неорганизованная активность снижается на 50%, а в старших – на 75%.

В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни ( доклинические изменения, заболевания, травматизм). Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны, в первую очередь страдают энергетический обмен и основные физиологические системы растущего организма.

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела. Наиболее распространёнными недугами в средних и старших классах являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов, воспаление лёгких, бронхиальная астма. Часто встречаются другие отклонения: неврозы, нарушения в работе сердечно-сосудистой системе, в обмене веществ, аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки, заболевания позвоночника.

Наблюдаемый контингент школьников составлял 28-30% детей, которые занимался физкультурой и спортом 6 и более часов в неделю, 70-72% детей, организованная двигательная активность которых ограничивалась только уроками физкультуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движения, недостаточно хорошо ориентируются в пространстве статике и динамике. Реакция на внешние раздражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях. И что характерно для таких детей – случайные падения во время игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более 150 тыс. травм, полученных в школах на уроках физкультуры и при занятии спортом. Из числа травмированных 84% детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условия недостаточной двигательной активности. И только 16% из числа получивших травмы составляли дети с неадекватным поведением или форсированной спортивной специализацией.

Каковы же причины физической ослабленности детей? Ребенок может родиться слабым. Перенесенное будущей матерью во время беременности заболевания, ослабление функций внутренних органов и систем в результате малоподвижного образа жизни – вот некоторые причины рождения ослабленных детей, имеющих врожденные заболевания внутренних органов и систем.

Однако и дети, родившиеся здоровыми, могут со временем стать ослабленными, превратиться в хронических больных, если будут вести малоподвижный образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний, в особенности сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др., способствуют мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, быстроты), таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.


^ Гиперкинезия и травматизм

Однако не только недостаточная двигательная активность, но и чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского спортивного травматизма.

Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходиться констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей физкультуры.

Откуда же перегрузка? Ведь упражнения соответствуют плановым заданиям по программе и по возрасту. В чем причина? Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой.

Во избежание перегрузок на занятиях физкультурой школьный врач и медицинские работники должны определить биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам учащихся и распределить их по состоянию здоровья на медицинские группы. К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями и имеющие адаптацию к физическим нагрузкам.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной медицинской группе ( СМГ ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, с различными хроническими заболеваниями, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определённых учебной программой.

Во избежание перегрузок на уроках физкультуры, ведущих к травматизму и отрицательным последствиям, учитель должен получить в начале учебного года от медицинского работника школы полную информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого школьника. В классном журнале до начала занятий медицинский работник заполняет листок здоровья. В дальнейшем учитель физкультуры совместно с врачом школы регулярно проводят врачебно-педагогические наблюдения в целях определения адаптации детей к физическим нагрузкам, правильного построения урока и назначения индивидуальных занятий по физкультуре. Во время уроков учитель контролирует физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений и по внешним признакам утомления.

Деления на группы определяет режим занятий и степень физических нагрузок индивидуально для каждого ребёнка. А врачебно-педагогические наблюдения способствуют определению рациональной физической нагрузки.

Статические данные свидетельствуют о том, что только по Российской Федерации 3,5 млн. детей повышают своё спортивное мастерство в ДЮСШ, ШВСМ, центрах олимпийской подготовки. Из них 700 тыс. учащихся в результате чрезмерной двигательной активности и нерациональных тренировок имеют различные отклонения в состоянии здоровья и ежегодно более 300 тыс. юных спортсменов на тренировках получают травмы. Из числа спортивных травм почти половина с потерей спортивной трудоспособности.

Обобщение и анализ 10 лет врачебных исследований отдалённого влияния ранней спортивной специализации (обследовано более 300 тыс. юных спортсменов) позволили установить, что 78% обследованных на ряду с рано достигнутыми индивидуально высокими спортивными показателями имели положительные данные по состоянию здоровья. Однако у 22% обследованных выявлены нарушения в работе отдельных органов и систем организма ( только травмы опорно-двигательного аппарата составляли от 59 до 90 случаев из 1000 обследованных). Таким образом, как гипокинезия, так и гиперкинезия являются одним из ведущих факторов риска возникновения травм.

Глубинные механизмы детского спортивного травматизма, связанные с гиперкинезией, справедливо связывают с перенапряжением локомоторного аппарата, патофизиологическая сущность которого сводится, по мнению ряда специалистов, к дистрофическим изменениям в тканях в результате микротравм.

Перенапряжение локомоторного аппарата, по существу, является частным проявлением перенапряжения организма в целом, так как локомоторный аппарат ребёнка нередко наиболее слабое звено в общей функциональной системе, формирующей в организме для достижения высокого результата в спорте.

Практика показывает, что для предупреждения срыва этого слабого звена в условиях ранней узкоспециализированной подготовки необходимо использовать сбалансированные нагрузки локомоторные структуры. Это требует неукоснительного следования основным медицинским принципам:

- применение на протяжении тренировочных циклов рациональных средств общей и специальной физической подготовки;

- индивидуальный подход с уточнением адекватной биомеханической структуры спортивных действий в избранном виде спорта;

- строгий врачебно-педагогический отбор с учётом индивидуальных морфологических, функциональных и конструктивных типологических особенностей организма на соответствующем этапе развития юных спортсменов.


Поскольку перенапряжение растущего организма и его локальные проявления связаны с нерациональным учебно-тренировочным процессом, неадекватными нагрузками, то рычаги профилактики спортивного травматизма кроются в оптимизации двигательных режимов на уроках физкультуры и учебно-тренировочных занятиях в секциях.

Наиболее высокий уровень травматизма у детей до 14 лет при занятиях контактными спортивными играми (хоккей, регби, футбол, баскетбол), борьбой (классической, вольной, самбо, дзюдо), а также гимнастикой ( художественной, спортивной).

Анализ полученных данных показал, что чаще дети получают травмы на тренировках, причём в основном во время тренировочных игр. На соревнованиях получает травму каждый третий юный спортсмен. Наибольшее число травм приходиться на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13-14 лет. Это можно объяснить двумя причинами:

- Во- первых, анатомо-физиологическими особенностями. В 11-14лет ( период полового созревания) происходит интенсивный рост костей верхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза, что приводит к некоторой диспропорции в строении тела и вызывает неуклюжесть движений. Кроме этого мышечная ткань развивается быстрее костной и способна выдержать значительные нагрузки, а хрящи в зонах роста относительно хрупки и менее устойчивы к воздействию травмирующего фактора, чем сама кость. Для подростков характерны повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, преобладание процесса возбуждения над торможением, быстрая смена настроения, склонность к аффектации, переоценка своих качеств и жизненного опыта.

-Во- вторых, для учащихся 13-14 лет программа физического воспитания значительно усложнена. Спортивная гимнастика, например, включает такие сложные элементы, как прыжок через козла, упражнения на перекладине, брусьях, стойке на голове и руках и т.п. В баскетболе- двусторонние игры, вырывание и выбивание мяча, активные приёмы защиты. То же самое и в ручном мяче, футболе. Значительно усложняются кроссовые и лыжные дистанции. Кроме того, многие подростки занимаются в спортивных секциях, ДЮСШ, где они должны сочетать учёбу с большими физическими нагрузками на фоне психологической нагрузки.

Большая по объёму и интенсивности физическая нагрузка на фоне психо - эмоциональной перегрузки часто ведёт к нервному срыву, физическому перенапряжению и спортивному травматизму.

Учителя физкультуры, тренеры должны учитывать, что детский организм отличается незавершённостью формирования скелета, слабостью связочного аппарата и мускулатуры, неустойчивостью нервной системы, поэтому отдельные повреждения, такие, как переломы костей, травмы суставно-связочного аппарата, могут привести к длительной потере общей и спортивной трудоспособности и тяжёлой психологической травме, а в ряде случаев и к спортивной или общей инвалидности.

Спортивные травмы- основная причина временной потери спортивной работоспособности и неустойчивых спортивных результатов. Спортсмен вынужден прерывать тренировку либо длительно тренироваться со сниженной нагрузкой. При этом меняется его реактивность и нервно-психологическое состояние, нарушается свойственная тренированному организму устойчивость адаптационных механизмов к физическим нагрузкам, изменяется период восстановления.

Итак, профилактика травм у школьников, занимающихся физкультурой и спортом, требует большой организационной работы и является одной из важнейших социальных задач дирекции школ, тренерско-преподавательского и медицинского состава.


^ Медицинский контроль в школе.

Существенную роль в профилактике травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется специально закреплёнными за школой врачами и другим медицинским персоналом.

Заключение о состоянии здоровья и все врачебные указания о допустимой нагрузке для каждого учащегося должны быть записаны во врачебно-контрольную карту и обязательно доведены до сведения учителя физической культуры; учащиеся, не прошедшие медицинского контроля, к занятиям по физической культуре не допускаются. На основании данных о состоянии здоровья и физического развития учащиеся распределяются для занятий по физической культуре на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Допускаемая медицинская нагрузка для каждой группы учащихся должна находится в соответствии с медицинской характеристикой.

^ Основная медицинская группа, которою составляют лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием, проводит занятия по учебным программа физического воспитания в полном объёме: им разрешается заниматься в различных спортивных секциях и принимать участие в соревнованиях.

^ Подготовительная медицинская группа, которую составляют лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием, проводит занятия по учёбным программам.

Учащиеся основной медицинской группы подлежат медицинскому осмотру не реже одного раза в течении учебного года; учащиеся подготовительной медицинской группы – не реже одного раза в учебную четверть; учащиеся специальной медицинской группы – не реже одного раза в 4 месяца подвергаются углубленному медицинскому осмотру, а также после каждого кратковременного заболевания и в конце учебного года.

Учащиеся, временно освобождённые от занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроках физической культуры, при этом допускается их привлечение к подготовке занятий. Временное освобождение от занятий физическими упражнениями допускается с разрешения медицинского персонала школы.

После перенесённых болезней необходимо получить разрешение на занятия у врача. При этом следует выдержать примерные сроки возобновления занятий.

В обязанности медицинского персонала школы входит обучение школьников оказанию первой медицинской помощи при различных травмах и несчастных случаях, обморока, утомлений, а также наложению повязок, остановке кровотечения, проведению искусственного дыхания, самоконтроля. Медицинский персонал школы должен обеспечить врачебный контроль за школьниками, занимающимися физкультурой и спортом, - это одно из важнейших звеньев профилактики травматизма.

Особое внимание следует уделять физическому воспитанию детей, ослабленных в результате перенесённых ими различных заболеваний и травм. В практике часто встречаются отрицательные последствия и различные осложнения при раннем назначении двигательных режимов после перенесённых заболеваний и травм. Поэтому следует строго выполнять предписания лечащих врачей по срокам начала занятий физкультурой.


Наименование

болезни

^ Сначала посещения

школы

Примечания

Ангина

2-4 недели

В следующий период опасаться охлаждений во время занятий лыжами и плаванием

Острые респираторные заболевания

1-3 недели

Избегать охлаждений

Острый отит

2-4 недели

Запрещается плавание. Противопоказаны все виды водного спорта. Исключаются упражнения, которые вызывают головокружение.

Пневмания

1-2 месяца

Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире использовать дыхательные упражнения, а также плавание.

Плеврит

1-2 месяца

Исключаются сроком до полугода упражнения на выносливость.

Грипп

2-3 недели

Необходимо наблюдение врача, контроль ЭКГ

Острый нефрит

2-3 месяца

Навсегда запрещаются упражнения на выносливость и водные виды спорта

Гепатит

6-12 месяцев(в зависимости от заболевания

Исключаются упражнения на выносливость

Аппендицит (после операции)

1-2 месяца

В первое время следует избегать прыжков и упражнений, дающих нагрузку на мышцы живота

Сотрясение мозга

2-3 месяца

В каждом случае необходимо разрешение врача-невропатолога. Следует исключать упражнения, связанные с резким сотрясением тела (прыжки, волейбол, футбол, баскетбол)

Перелом костей конечностей

3 месяца

Не менее трёх месяцев следует исключать упражнения, дающие резкую нагрузку на повреждённую конечность

Растяжение мышц связок

1 – 2 недели

Увеличение нагрузки и амплитуды должно быть постепенным

Разрыв мышц и сухожилий

Не менее 6 месяцев

Предварительное длительное применение лечебной гимнастики



^ Профилактика травм на уроках по лёгкой атлетике

Лёгкая атлетика отличается многопрофильностью, объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными (спортивная ходьба, бег), ациклическими (прыжки, метание) и ситуационными (кросс) движениями.

Во всех видах лёгкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрыв связочного аппарата, разрывы и надрывы сухожилий (ахиллова сухожилия), реже мышц (задней группы бедра, спины, поясничного отдела позвоночника).

Большие статистические и динамические нагрузки при занятиях лёгкой атлетикой приходятся на стопы ног. Они могут вызвать функциональную недостаточность. В этих условиях возрастает возможность травм и заболеваний голеностопного сустава и стопы.

При общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками. Наблюдается также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда встречается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега, прекращение действия «мышечного насоса», кислородное голодание головного мозга.

При проведении занятий по обучению технике прыжков и барьерного бега во избежание столкновений необходимо установить интервал между выполнением попыток. Запрещается проводить занятия при наличие несовместимых видов спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

При проведение соревнований по кроссу трассу в многолюдных местах и места старта и финиша необходимо оградить. До кросса учитель физкультуры, судья должны проверить трассу на безопасность. Следует избегать проведения соревнований в жаркую погоду при прямых солнечных лучах. Обязателен инструктаж по технике безопасности всех участников. Школьные легкоатлетические соревнования любого масштаба должны быть обеспечены медицинским обслуживанием. Для профилактики травматизма требуется пользоваться следующими правилами техники безопасности:

  1. Постоянно содержать в порядке места поведения занятий. Следить за состоянием предохранительных сеток в секторах для метаний. Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов. В жаркое время резинобитумные и синтетические дорожки желательно смачивать водой.

  2. Перед занятием проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования.

  3. Следить, чтобы в зонах безопасности при беге и прыжках не было посторонних предметов.

  4. Бег на стадионе проводить только против часовой стрелки.

  5. Занятия по прыжкам в длину проводить только после перекопки песка в ямах, убедившись, что тот в нём нет предметов, которые могут послужить причиной травм (камней, битых стёкол, обрезков металла).

  6. При проведении занятий по прыжкам в высоту пользоваться только стационарными или переносными ямами из поролоновых матов.

  7. Не применять способы прыжков в высоту, предусмотренные программой и правилами соревнований.

  8. При проведении занятий по метанию следить, чтобы в зоне бросков никого не было. Находясь вблизи зоны метания, нельзя поворачиваться спиной к направлению объекта метания.

  9. При проведении занятий по барьерному бегу следить за доступностью высоты и расстояния между барьерами, уровню физической и технической подготовленности учащихся. Бегать следует только по ходу расстановки барьеров.



^ Профилактика травм на уроках по спортивной гимнастике.

Спортивная и художественная гимнастика – виды спорта со стереотипными движениями, способствующими физическому развитию учащихся и совершенствованию их двигательных способностей. Для гимнастов характерны частые, повторяющиеся травмы кожи ладоней, приводящие к образованию мозолей, трещин.

Характерны повреждения сумочно-связочного аппарата плечевого, лучезапястного, коленного, голеностопного суставов. При соскоках со снарядов и резких отталкиваниях возможны разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени.

Связочный аппарат позвоночника гимнастов испытывает большие нагрузки при выполнении упражнений (на бревне и других снарядах). При этом возможны повреждения связок, открытые переломы и травмы межпозвоночных дисков. При падениях не исключены ушибы, в том числе головы.

Акробатика включает в себя сложные движения высокой степени пластичности, координации и точности в сочетании с силовыми элементами. В упражнениях участвуют различные группы мышц.

Основной причиной большинства повреждений при выполнении акробатических упражнений является недостаточная техническая и физическая подготовленность учащихся. Типичные ошибки: слабый толчок руками или ногами, расслабленное тело, перекос в полёте, приземление на полную ступню или расслабленные ноги, руки.

Для профилактики травматизма рекомендуется уделять большое внимание упражнениям направленного характера. Например, для подготовки лучезапястного сустава – вращательные движения кисти; подскоки в упоре лёжа; передвижения на руках в упоре лёжа; из положения стоя согнувшись падение вперёд в упор лёжа.

Для подготовки голеностопного сустава – вращательные движения стопой; тоже с сопровождением; поднимание на носках, упираясь передней частью стопы на возвышение высотой 5 см.


^ Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях спортивной гимнастике:

  1. Гимнастический зал должен быть подготовлен к уроку согласно задачам, вытекающим из требований учебной программы. Занятия в зале начинаются и проходят согласно расписанию или по согласованию с дирекцией школы. Гимнастический зал открывается за 5 минут до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя.

  2. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца.

  3. За порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу занятий отвечает дежурный класса или преподаватель. Последний проверяет исправность гимнастических снарядов и готовность зала к занятиям. Установка и переноска снарядов в зале разрешается только по указанию преподавателя.

  4. При выполнении упражнений должны быть обеспечены соответствующая страховка, самостраховка, помощь.

  5. Выход учащихся из зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя.

  6. Преподаватель при изучении элементов и комбинаций должен объяснить учащимся правила страховки, самостраховки и меры предупреждения травм.

  7. При выполнении упражнений на снарядах преподаватель должен следить за тем, чтобы гимнастические маты были возле снарядов (в местах возможных падений, соскоков). Маты должны быть уложены с точной стыковкой, без щелей между ними.

  8. В гимнастическом зале не разрешается заниматься на снарядах без преподавателя или тренера.

  9. После занятий все снаряды должны быть аккуратно поставлены на место хранения согласно схеме их хранения в зале.

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяет не

только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм в результате срывов и падений.

Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося, стоящего на страховке, своевременно поддержать исполнителя упражнений в случае неудачной попытки, не дать ему упасть.

В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося по траектории исполняемого им движения. Помощь оказывается для того, чтобы предотвратить падение или срыв со снаряда, и для того, чтобы облегчить ученику выполнение упражнения, помочь правильно предотвратить способ выполнения того или иного движения.

«Проводка» облегчает овладению упражнением в целом, от начала до конца. Применяя её, преподаватель должен приложить лишь такие физические усилия, которые не подменяли бы действия самого ученика, а только помогали ему. «Проводку» обычно применяют лишь на начальном этапе разучивания сложного упражнения.

Кратковременная физическая помощь – подталкивание – оказывается по ходу исполнения отдельных наиболее трудных фаз движения.

Поддержка осуществляется учителем, когда занимающийся находится в исходном, промежуточном и конечном положениях, особенно в тех случаях, когда гимнаст ещё недостаточно правильно применяет свои умения. При поддержке гимнаста учитель придаёт его телу необходимые положения относительно снаряда или позволяет своевременно выполнить перехват руками.

^ Страхующий обязан:

- хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбрать место относительно снаряда и ученика для оказания страховки и помощи;

- умело использовать разновидности помощи и страховку, не мешая гимнасту выполнять упражнения;

- знать индивидуальные особенности учеников ( рост, массу, физическую силу, скорость двигательных реакций, размер ладоней и т.д.).

В целях предупреждения травм целесообразно путем опроса занимающихся выяснить уровень их знаний о технике изучаемых движений ( о моменте отпускания снаряда, разгибания, хлестовых движений и т.п.)

Еще раз напомним, что одной из причин травматизма, особенно перед выполнением движений, связанных с выкрутами (на кольцах, перекладинах), является недостаточно общая и специальная разминка. Во избежании травм на занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

В результате применения различных видов физической помощи у гимнаста формируются правильные двигательные представления, которые играют важнейшую роль в процессе овладения навыками самостоятельного выполнения упражнений. По мере совершенствования техники выполнения упражнений степень приложения физический усилий учителем уменьшается, а затем прекращается вовсе.

На занятиях по гимнастике применяются различные технические средства. В ряде случаев на начальной стадии разучивания рискованных упражнений руки обучающего закрепляют на снаряде с помощью специальных петель. Применяются для страховки и ручные пояса. Двое страхующих держаться за концы веревки. Задача – действовать согласованно. При страховки веревки надо держать свободно и в случае опасности падения быстро их натянуть.

Придавая большое значение страховки с помощью технических средств, следует, однако, предостеречь от злоупотребления ими, так как это нередко лишает ученика уверенности, а у некоторых появляется излишний страх, следствием которого могут быть и травмы. Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер.

Особое внимание занимающихся следует обратить на обучение навыкам самостраховки. С этой целью можно использовать прыжки в глубину с приземлением на мост, на ноги, спину, живот, с переходом в кувырок.

Необходимо также обучать школьников умению группироваться. Это поможет им при неожиданном падении.


^ Профилактика травм на уроках

по спортивным играм

Большинство спортивных игр характеризуются разнообразными движениями, бегом, остановками, поворотами, прыжками, ударами, ловлей и ведением мяча при поддержке игроков своей команды и активном сопротивлении противника, особенно в контактных играх ( баскетбол, регби).

Баскетбол – это спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Она требует от учащихся автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности нервных процессов и совершенной деятельности анализаторов. Захваты, перехваты, финты, прыжки и столкновения игроков могут стать причиной травм при нарушении правил, грубости в игре или во время игры на плохо подготовленной площадке. Наиболее типичные травмы – вывихи, реже – переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения сумочно- связочного аппарата, коленного и голеностопного суставов.

^ Ручной мяч – спортивная игра, отличающаяся сложностью и многообразием движений. Травмы при игре в ручной мяч весьма разнообразны. Чаще всего это ушибы различной локализации, повреждения сумочно - связочного аппарата коленного и голеностопного суставов, вывихи в локтевом и лучезапястном суставах, разрывы мышц, а иногда и переломы.


^ Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях по баскетболу и ручному мячу:

  1. Занятия по баскетболу и ручному мячу проводятся на спортивных площадках и в залах, имеющих размеры, отвечающие требованиям правил игры.

  2. Все занимающиеся обязаны быть в спортивной форме, спортивной обуви.

  3. Занятия должны проходить под руководством преподавателя, тренера.

  4. На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи, преподавателя.

  5. Занятия должны проходить на сухой площадке. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами или ограждены.

  6. Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами данных видов спорта.


Волейбол – спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной мощности. Травмы во время игры в волейбол спортсмен может получить главным образом при падениях, прыжках и блокировке мяча.

Наиболее типичными из них -растяжение сумочно-связочного аппарата, ушибы тела и пальцев рук; реже переломы; вывихи плечевого сустава и пальцев рук. Следствием плохой разминки могут стать растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава, повреждении коленного сустава.

Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях по волейболу:

  1. Занятия должны проходить на сухой площадке соответствующих размеров под руководством преподавателя.

  2. Занимающие должны иметь спортивную форму(одежду, обувь). При температуре ниже +10 занятия проводятся в спортивных костюмах.

  3. При обучении нападающему удару необходимо провести специальную разминку, а в процессе выполнения задания следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока, наносящего удар по мячу.

  4. Перед обработкой защитных действий учащихся необходимо обучить технике всех способов нападения и приземления.

  5. Перед изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока необходимо проделать несколько физических упражнений типа разминки, особо обратив внимание на мускулатуру пальцев (т.е.подготовить конечности к выполнению упражнений).Перед игрой проделать хорошую разминку на все группы мышц и суставов.



^ Профилактика травм

на уроках по лыжной подготовке.


Занятия лыжным спортом требуют от учащихся высокого уровня развития выносливости в условиях дефицита кислорода.

Учебно-тренировочные занятия и соревнования по лыжному спорту проходят на сложном рельефе местности при переменных, порой трудных погодных условиях и при значительном утомлении занимающихся.Всё это необходимо внимательно анализировать и учитывать при планировании тренировочного процесса.

В ходе уроков, тренировочных занятий, соревнований наблюдаются различного рода травмы. Наиболее часто встречаются в лыжном спорте следующие травмы : ушибы, повреждения суставов и связок конечностей, значительно реже переломы, вывихи. В связи с тем, что занятия на лыжах проходят в условиях низких температур, встречаются различного рода обморожения ( чаще всего конечностей и открытых частей тела-лица) и значительно реже общий озноб. Наибольшее число травм обычно связано с недочётами и ошибками в методике проведения занятий ( от 5 до 60 % от общего количества травм ). Чаще всего ошибки в методике проведения занятий по лыжному спорту связаны с требованием от занимающихся выполнения непосильных упражнений или слишком быстрым переходом от простых и лёгких упражнений к сложным ( несоблюдение принципа постепенности).

Недостаточная разминка или слишком длительные перерывы между повторениями отрезков также могут стать причинами травм. Провоцируют травмы и неправильный показ или объяснение способа спуска – поворота, недостаточная общая физическая подготовленность, выход на занятия после утомительной работы или приёма пищи, выполнение сложных спусков на фоне значительного утомления, при плохой видимости.

Для профилактики травматизма на уроках по лыжной подготовке следует выполнять правила техники безопасности:

  1. Занятия по лыжному спорту проводятся согласно расписанию.

  2. Обувь и одежда занимающихся должны соответствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими, хорошо пропитанными жиром. Необходимы лыжный или трикотажный костюм, лыжная шапочка, варежки – рукавицы, тёплые шерстяные носки.

  3. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника с вытянутой вверх рукой ( пластиковые лыжи могут быть немного короче ). Лыжные палки должны быть в исправности и соответствовать росту и весу лыжника. Лыжные палки считаются правильно подобранными , когда доходят до уровня плеча.

  4. Занятия должны проводиться организованно под руководством преподавателя или тренера. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами в руках. При передвижении с лыжами в руках их несут на плече или под мышкой. Если палки отсоединены от лыж, их несут в вертикальном положении. При передвижении на лыжах впереди должен идти преподаватель. Самовольный уход из строя и самостоятельное катание строго воспрещается.

На спуск первым приходит преподаватель и предупреждает обо всех неожиданностях на трассе, указывает интервал между лыжниками на спуске. Спуски осуществляются в высокой, низкой и основной стойках. Лыжные палки на спусках нужно держать сзади, не опуская их на снег.

Крутизна трассы должна соответствовать уровню технической подготовленности занимающихся. Спуск на средних и крутых склонах разрешается осуществлять только поочерёдно, на достаточном расстоянии друг от друга.

  1. При выборе трассы для тренировок, проведении соревнований, приёма контрольных нормативов необходимо предусматривать, чтобы она проходила в защищённом от ветра месте, особенно на спуске, не пересекала замёрзшие водоёмы, густой кустарник, шоссейные и грунтовые дороги. Ширина трассы должна быть не менее 3 метров, а на поворотах и спусках не менее 5 м.

  2. Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и неудобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассе спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению. При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу; особую опасность при падении на спуске представляют палки, выдвинутые вперёд.

  3. Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжах: одежда лыжника должна соответствовать погоде; при появлении первых признаков обморожения открытых частей тела следует немедленно накрыть поражённое место шерстяной тканью и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения; при появлении признаков обморожения ног( пальцев) следует немедленно отправить лыжника на базу и в помещении сухой мягкой тканью растирать ноги до возобновления кровообращения; нельзя допускать растирания обмороженных участков снегом на улице.







Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики icon«детский травматизм. Профилактика и первая помощь» Москва 2010г. Детский травматизм

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconПредмет комплекс занятий легкой атлетики. Задачи: выявить особенности легкой атлетики как вида спорта;

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconПрофилактика травматизма! Травматизм

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconПрофилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconТравматизм

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconПроизводственный травматизм и профессиональные заболевания

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconТравматизм и его предупреждение у детей

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconТема урока: Травматизм школьника

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconДетский дорожно-транспортный травматизм

Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм на уроках легкой атлетики iconТравматизм при занятиях физическими упражнениями

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы