Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе





Скачать 54.45 Kb.
Название Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе
педагог дополнительного образования
Дата 05.05.2013
Размер 54.45 Kb.
Тип Документы
Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе

Статья:

Автор: педагог дополнительного образования

Загвоздкина Галина Геннадьевна


Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.) - всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. «Спутниками» по жизни наших детей стали такие заболевания как сколиоз и плоскостопие. Выйдя из стен дошкольных учреждений, где ведётся активная работа по профилактике этих заболеваний. Школа практически перестаёт продолжать эту работу. Причины сколиоза до конца не изучены. Среди основных - общая слабость и неразвитость связочно-мышечного аппарата, нарушения осанки, которые особенно опасны в периоды наиболее интенсивного роста (6-8 и 10-12 лет). Возникновение и развитие сколиоза - сложный и многогранный процесс, он может возникать в любой период жизни человека, но наиболее часто сколиоз возникает в течение периода роста и развития скелета (позвоночника) человека. Как пример- развитие сколиоза у школьников, проводящих учебное время за неудобными партами в неправильной позе. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышенная нагрузка- это ещё пол дела. Помногу часов нам приходится сидеть с самой вредной позе - наклонившись вперёд. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз. Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома. Интересно разобраться, почему всё-таки сидение сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка «распыляется» по всему телу, и позвоночнику делается «легче». Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении. Опаснее всего то, что мы приспособились использовать «пятую точку опоры» в качестве единственной, хотя эта часть тела вовсе не предназначена природой для опорной функции. Посмотрите на животных, когда они сидят, то опираются на три точки опоры, а чаще на пять. Сидячее положение одно из наиболее редко применяемых животными. Они, как правило, либо стоят, либо лежат. Человек же, помимо того, что изобрёл устройство для сидения, сделал это положение едва ли не основным. Длительное нахождение в одной позе приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к отсутствию её же на других группах. Если постоянные перенапряжения мышц приводит болям, то отсутствие нагрузки более пагубно влияет на наш организм и приводит к деградации мышц, как следствие - искривления позвоночника (сколиоз), а также разрушение меж позвонковых дисков - остеохондроз.





Где происходит патологический изгиб позвоночника при сколиозе (А) и как определить торсию (Б); а — верхнегрудной; б — грудной; в — грудопоясничный; г — поясничный типы сколиоза


Давление на межпозвоночные диски, в процентах от положения стоя


  • Лёжа на спине 25%

  • Лёжа на боку 75%

  • Стоя 100%

  • Стоя , с наклоном вперёд, в руках вес 220%

  • Сидя с наклоном вперёд 185%



Консервативное лечение этого заболевания проводит в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом, которых одновременно с обучением по обычной программе создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Чем в этом может помочь общеобразовательная школа? Одним из ведущих средств является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она даёт при начальных формах сколиоза. Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, повздошно-поясничных мышц и д.р. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и д.р. Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки….Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.


Ещё один «бич» нашего времени в формировании здоровья будущего поколения это плоскостопие. Правильное формирование стоп происходит в младенческом возрасте, когда ребёнок пытается самостоятельно или при помощи небольшой поддержки делать первые шаги. Именно тогда «тренируются» связки, которые потом формируют совместно с костями свод стопы. Заканчивается формирование стоп к 9 годам. Если в младенчестве всё сформировалось правильно, опасность приобретения плоскостопия сохраняется и детстве, и в юности.

^ Факторы риска развития плоскостопия у детей




  • Наследственность. Если в семье у кого-то из родственников было плоскостопие, болели ноги, то опасность возрастает.

  • Повышенная масса тела. У «пухленьких» детей нагрузка на ноги вдвое, а то и втрое больше нормальной. Впрочем, «худенькие» так много двигаются, что тоже перегружают свои стопы.

  • Ношение неправильно подобранной обуви (узкой, широкой, совсем без каблука) тоже нанесёт вред. Многие девочки-подростки так любят «шпильки»! А через несколько месяцев обращаются к ортопеду не только с болями в стопах, но и с болями в коленках.

  • Поднятие тяжестей или длительные нагрузки на ноги. Мальчишки иногда посещают спортивные секции, не задумываясь о последствиях. Прежде чем отдавать своего сына, обратитесь к врачу. Если ребёнок здоров, тогда всё нормально.

  • Перенесённая травма стоп.

  • Гипермобильность суставов (чрезмерная «гибкость»). Суставы в этом случае переразгибаются, а связочный аппарат быстро растягивается.


Не редко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Объём движения детской стопы больше, чем у взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. Длительная чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц.

Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, но только в том случае, когда она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие её правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног (иксообразного искривления ног и д.р.). Упражнения в правильной ходьбе должны проводиться в каждом занятии гимнастикой не только с детьми раннего возраста, но и в последующих дошкольных и школьных возрастах. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежим воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.

В нашей школе на уроках ритмики проходит целенаправленная коррекция функциональных изменений в мышечно-связочном аппарате. в результате – формирование правильной осанки и правильной постановки стоп.

Список литературы

Научно - популярные статьи исследователей: О.Клозе, 1966; А. Г. Глущенко, И. И. Слепушкина, 1975; С. П. Мясников с соавт., 1980.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon Профилактика плоскостопия средствами лечебной физкультуры в условиях специального (коррекционного)

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon Профилактика Наркомании у подростков в средней общеобразовательной школе Работу

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon Гипокинезия и травматизм. Гиперкинезия и травматизм. Медицинский контроль в школе. Профилактика травм

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры» Выполнила учитель физической

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon «Гигиена зрения», «Коррекции зрения», инструктажи по соблюдению правил поведения на перемене и на

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon «Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе»

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon О некоторых трудностях детей с нарушением слуха в процессе обучения в общеобразовательной школе

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon Профилактика плоскостопия у дошкольников

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon Программа кружка «культура здоровье» создана на основе программы Э. Н. Вайнера «Возможности воспитания

Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе icon Формирование у школьников навыков здорового питания средствами учебно-методического комплекса в образовательной

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы