|
Скачать 414.64 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» УТВЕРЖДАЮ Декан лечебного факультета ПОРЯДИН Г.В. ________________ « 31 » августа 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА Направление подготовки (специальность) - «Стоматология» - 060201 Форма обучения - очная Срок освоения ООП - 5 лет При разработке рабочей программы учебной дисциплины «Судебная медицина» в основу положены:
Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная медицина» одобрена на заседании кафедры судебной медицины от « 06 » __мая_2011 г. Протокол № 12\05. Заведующий кафедрой судебной медицины, д.м.н., профессор _________________ (Кильдюшов Е.М.) Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная медицина» одобрена Ученым Советом ______________________________________ от «___» ____________20____г. Протокол № ____. Председатель Ученого совета факультета ______________________________ (________________) (подпись) (ФИО) Разработчики: Зав. кафедрой, Профессор кафедры _________________________ Е.М. Кильдюшов Профессор кафедры _________________________ И.В. Буромский Заведующей учебной частью, профессор кафедры __________________________ Н.Н. Качина Рецензенты: ________________________ ____________________ _______________________ (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия) ^ На сегодняшний день во многих Российских медицинских ВУЗах ведется преподавание судебной медицины на стоматологических факультетах. Это обусловлено «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», УПК РФ, ГК РФ, которые предусматривают привлечение врача-стоматолога, как и врача любой специальности, в качестве специалиста при проведении экспертиз в пределах своей компетенции. Врач стоматолог должен обладать знаниями в области судебной медицины. Его роль как потенциального эксперта состоит в решении конкретного круга вопросов, а именно – в экспертной оценке зубочелюстной системы, объема и качества стоматологической помощи населению, а также идентификации личности по стоматологическому статусу. 1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Основной целью преподавания судебной медицины является подготовка врача-стоматолога по теоретическим и практическим вопросам судебной стоматологии в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве следственных действий, ознакомление с морфологическими особенностями течения патологических процессов при механической травме зубочелюстной области (особенностям диагностики и оценки повреждений мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов в случаях механической травмы, огнестрельных повреждений, действия физических и химических факторов); правовой регламентации и организации стоматологической судебно-медицинской экспертизы, основным проблемам медицинской биоэтики, вопросам ответственности врачей за причинение вреда здоровью и за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения. Задачами дисциплины является обучение студентов:
^ Судебная медицина является отраслью медицины, представляющей совокупность знаний и специальных методов исследования, применяемых для решения вопросов медико-биологического характера, возникающих в деятельности правоохранительных органов, а также конкретных задач здравоохранения. В судебной медицине выделяют самостоятельный раздел — судебно-медицинскую стоматологию. Судебно-медицинская стоматология изучает стоматологические проблемы в интересах правовой практики общества. Среди вопросов, изучаемых судебной стоматологией, видное место занимают проблемы, связанные с: - процессуальными основами судебно-стоматологической экспертизы; - судебно-медицинской экспертизой повреждений мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов в случаях механической травмы, огнестрельных повреждений, действия крайних температур и электричества, радиационных поражений; - судебно-медицинской экспертизой повреждений, причиненных зубами; - идентификацией личности, возраста, пола, профессии, места протезирования по стоматологическому статусу; - судебно-медицинской экспертизой профессиональных правонарушений врачей-стоматологов и других медицинских работников стоматологических учреждений. Врач-стоматолог в судебно-следственном процессе принимает участие как самостоятельное лицо — эксперт, заключение которого является одним из доказательств по делу, а также выполняет роль специалиста — консультанта органов прокуратуры и суда. ^
^ - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (раздел VI – «Права граждан при оказании медико-социальной помощи», VIII – «Гарантия осуществления медико-социальной помощи», IX – «Медицинская экспертиза», X – «Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников», XII – «Ответственность за причинение вреда здоровью граждан»); - уголовно-процессуальное законодательство и нормативные акты, регламентирующие назначение, документацию экспертиз, права и обязанности судебно-медицинских экспертов, положения о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий; организационное построение учреждений судебно-медицинской экспертизы; - правила судебно-стоматологической экспертизы, судебно-медицинского определения вреда, причиненного здоровью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при механических повреждениях зубочелюстной области; - основные научные данные об общей и частной судебно-медицинской танатологии; общие вопросы судебно-медицинской травматологии, экспертизы повреждений механического происхождения и от других видов внешнего воздействия; - иметь представление об основных лабораторных методах судебно-медицинского исследования объектов судебно-стоматологической экспертизы, экспертизе идентификации личности; - уголовное законодательство в области ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан; ответственности за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников; - основные положения гражданского законодательства об ответственности медицинских работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья; современное состояние экспертизы объема и качества оказания медицинской, в том числе стоматологической помощи. ^ - участвуя в осмотре трупа на месте его обнаружения, установить факт и давность наступления смерти, помочь следователю в составлении протокола наружного осмотра трупа (определение позы трупа, описании одежды, установлении пола и ориентировочно (на вид) возраста, трупных изменений, повреждений); - описывать повреждения механического происхождения в соответствии с принятыми в судебной медицине схемами; стоматологический статус; - владеть методикой исследования зубочелюстной системы, фиксации внешних признаков трупа, относящихся к стоматологическому статусу; - проводить сравнительное исследование зубочелюстной системы трупа неизвестного лица и данных медицинских документов (амбулаторная карта стоматологического больного, рентгенограммы, слепки зубного аппарата, фотографии и пр.) с целью идентификации личности;
- провести экспертную оценку в случаях профессиональных и должностных правонарушений медицинских работников в пределах своей компетенции. ^ Овладение базовыми знаниями для освоения дисциплины, приобретения экспертных навыков для последующего использования их в судебно-медицинской практике при проведении специальных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы. Коммуникативность: На основе приобретенных знаний уметь развивать экспертное интегрированное мышление. Обладать навыками профессионального общения с коллегами и иными медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов. Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии. ^
^ - о принципе, структуре и организации деятельности судебно-медицинской службы в Российской Федерации, работе подразделений Бюро судебно-медицинской экспертизы; - об основных способах и методиках лабораторного исследования объектов судебно-медицинской (судебно-стоматологической) экспертизы и их возможностях в плане разрешения вопросов, возникающих при расследовании уголовных и гражданских дел; - о профессиональных и профессионально-должностных правонарушениях медицинских работников и ответственности за их совершение. ^ - основы уголовного, гражданского, трудового и уголовно-процессуального законодательства; - базовые знания нормальной и топографической анатомии, гистологии, общей и аналитической химии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии, хирургии, травматологии, терапии, акушерства и гинекологии, детских болезней, стоматологии; владение международной классификацией болезней, травм и причин смерти 10 пересмотра (МКБ-10). 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
^
4.2. Содержание разделов дисциплины ^ Определение судебной медицины (судебной стоматологии). Предмет судебной стоматологии, система предмета. Объекты и методы судебно-стоматологической экспертизы. Краткая история развития судебной стоматологии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии судебной стоматологии. Основные направления развития судебной стоматологии в настоящее время. ^ Понятие об экспертизе. Экспертиза в уголовном и гражданском процессе в РФ. Обязательное проведение экспертизы. Эксперт. Обязанности и права эксперта. Отвод эксперта. Ответственность эксперта. Виды экспертизы. Порядок назначения и проведения экспертизы. Экспертиза на предварительном следствии и в суде. Организация судебно-стоматологической экспертизы. Роль судебно-стоматологической экспертизы в решении задач системы здравоохранения по повышению качества стоматологической помощи населению. ^ Учение о смерти. Терминальные состояния. Клиническая и биологическая смерть. Констатация смерти. Понятие о танатогенезе. Классификация смерти. Ранние и поздние трупные изменения. Методы исследования трупных изменений. Определение давности наступления смерти. ^ Процессуальная регламентация осмотра места происшествия и трупа на месте его обнаружения. Организация осмотра Места происшествия. Участники осмотра, их обязанности. Порядок, методика, стадии осмотра трупа. Документация осмотра места происшествия. Особенности осмотра трупа неизвестного лица. Особенности осмотра трупа при крупномасштабных катастрофах. Задачи специалиста в области судебной стоматологии при ликвидации последствий массовых катастроф. ^ Поводы для судебно-медицинской экспертизы (исследования) трупа. Основные требования «Правил судебно-медицинского исследования трупа». Техника вскрытия трупов. Исследование повреждений мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов. Особенности исследования стоматологического статуса при экспертизе неопознанного трупа, расчлененных, скелетированных трупов и костных останков. Изготовление гипсовой маски. Изготовление слепков и гипсовых моделей зубов, твердого неба и языка трупа. Изъятие из трупа верхней и нижней челюстей. ^ Определение понятия «повреждение». Травматизм и его виды. Причины и профилактика травматизма. Классификация средств причинения повреждений. Механизм возникновения повреждений. Методика описания повреждений. Особенности повреждений мягких тканей лица. Морфологическая характеристика ссадин, кровоподтеков и ран от действия тупых предметов, экспертное значение. Особенности повреждений, причиненных зубами человека и животных. Переломы челюстно-лицевых костей. Локальные и конструкционные переломы. Морфологические особенности переломов в зависимости от механизма и видов деформации. Вывихи и переломы зубов. Общие представления о транспортной травме и травме от падения с высоты и на плоскости. Повреждения мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов острыми предметами и огнестрельным оружием. Общие представления о повреждениях газовым оружием и взрывной травме. Определение давности причинения повреждений. Прижизненные и посмертные повреждения. Последовательность повреждений. Причины смерти при травмах челюстно-лицевой области. Представления о возможностях лабораторных методов исследования повреждений. ^ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ВНЕШНИХ (ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ) ФАКТОРОВ Общее и местное действие высокой и низкой температуры на организм. Термические ожоги и отморожения лица. Общие сведения о действии проникающей радиации на организм. Радиационные поражения мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов. Общие сведения о ядах и отравлениях. Химический ожог лица и слизистой полости рта от действия едких веществ (кислоты и щелочи). Поражения полости рта при отравлении деструктивными ядами (ртуть, мышьяк, свинец, висмут и др.) ^ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВИДАХ ЭКСПЕРТИЗ ЖИВЫХ ЛИЦ Юридическая квалификация тяжести вреда здоровью. «Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью». Критерии тяжести вреда здоровью. Способы причинения повреждений (побои, истязания). Течение, исходы и оценка степени тяжести вреда здоровью при повреждениях мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов. Экспертная оценка травмы зубов при заболеваниях зубочелюстной системы. Симуляция травмы зубов. ^ И ПОГРАНИЧНЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ Принципы идентификации личности. Методы установления личности человека. Особенности идентификации личности неизвестных лиц. Признаки, характеризующие физические особенности человека. Сравнительные методы идентификации личности по стоматологическому статусу. Идентификация личности по особенностям строения зубов и зубного ряда. Расширенная одонтограмма. Установление пола, возраста и расы по зубам. Идентификация личности по зубным протезам. Идентификация личности по следам и отпечаткам зубов. Идентификация личности по особенностям рисунка слизистой оболочки языка, рельефа твердого неба, следам губ. Особенности судебно-стоматологической экспертизы при крупномасштабных катастрофах. ^ Основные принципы охраны здоровья граждан. Права граждан при оказании медико-социальной помощи. Гарантии осуществления медико-социальной помощи. Врачебная тайна. Присяга врача. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. ^ Причины неблагоприятных исходов в стоматологической практике. Врачебные ошибки и несчастные случаи. Правонарушения медицинских работников стоматологических учреждений. Понятие о преступлении, проступке, умысле, неосторожности, случае. Действие врача в условиях крайней необходимости и обоснованного риска. Преступления против личности (против жизни и здоровья и др.). Преступления против общественной безопасности (против здоровья населения). Должностные преступления. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность за причинение вреда здоровью. Виды объектов гражданских прав. Нематериальные блага. Возмездное оказание услуг и их правовое регулирование. Качество услуги. Обязательства вследствие причинения вреда. Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги. Виновное и невиновное причинение вреда здоровью. Причинение морального ущерба. Обстоятельства, исключающие гражданскую ответственность за причинение вреда здоровью. ^ Судебно-стоматологическая экспертиза в случаях привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за профессиональные и профессионально-должностные преступления. Судебно-стоматологическая экспертиза при гражданских исках пациентов о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи (услуги). Экспертные комиссии, их состав, пределы компетенции. Типичные вопросы, разрешаемые при проведении экспертизы. Объем (стандарты) и качество оказания стоматологической помощи (услуги). ^ 1. Вводная лекция. Предмет и содержание судебной стоматологии. Процессуальные и организационные вопросы судебно-стоматологической экспертизы. 2. Общие вопросы судебно-стоматологической экспертизы при травме челюстно-лицевой области. Повреждения от действия тупых и острых предметов. Огнестрельные повреждения. 3. Судебно-стоматологическая экспертиза при повреждениях челюстно-лицевой области от воздействия некоторых внешних (физических и химических) факторов. 4. Идентификация личности по стоматологическому статусу и пограничные с ней вопросы. Судебно-стоматологическая экспертиза при крупномасштабных катастрофах. Продолжительность каждой лекции – по 2 часа. ^ 1. Судебно-медицинская экспертиза (исследование) трупа. Исследование повреждений мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов Осмотр трупа на месте происшествия (месте его обнаружения). Задачи специалиста в области судебной стоматологии при ликвидации последствий массовых катастроф. 2. Судебно-стоматологическая экспертиза при повреждениях мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов от действия тупых и острых предметов, огнестрельного оружия и взрывной травмы. Судебно-стоматологическая экспертиза при повреждениях челюстно-лицевой области от воздействия некоторых внешних (физических и химических) факторов 3. Судебно-стоматологическая экспертиза при определении тяжести вреда здоровью. Судебно-стоматологическая экспертиза в случаях нарушения прав граждан в области охраны здоровья. Объем и качество оказания стоматологической помощи. 4. Судебно-медицинская экспертиза неизвестных лиц. Идентификация личности по стоматологическому статусу. Продолжительность каждого занятия – по 7 часов. ^ . Внеаудиторная: Подготовка к практическим и семинарским занятиям. Работа с основной и дополнительной учебной литературой, учебно-методическими пособиями. 2. Аудиторная: 1.Оформление Акта судебно-медицинского исследования трупа. 2. Оформление Акта освидетельствования живого лица. 3. Оформление Протокола осмотра места происшествия. 4. Описание влажного препарата. 5. Описание костного препарата. 6. Решение ситуационных задач. 7. Подготовка рефератов. ^
^ Вопросы для самостоятельной подготовки студентов:
18. Судебно-медицинская экспертиза при падении с большой высоты. 19. Судебно-медицинская экспертиза при падении с высоты роста на плоскости. Дифференциальная диагностика от повреждений, наносимых тупыми предметами. 20. Дифференциальная диагностика повреждений при автомобильной травме от травмы при падении с высоты. 21. Автомобильная травма и ее виды. Особенности проведения экспертизы. 22. Дифференциальная диагностика различных видов автомобильной травмы. 23. Экспертиза автомобильной травмы при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом. 24. Экспертиза автомобильной травмы при переезде колесом автомобиля через тело человека. 25. Экспертиза автомобильной травмы внутри кабины автомобиля. 26. Экспертиза мотоциклетной травмы. 27. Экспертиза железнодорожной травмы, ее виды. Характер повреждений. 28. Экспертиза авиационной травмы, ее виды, значение СМЭ для выяснения причин авиационных повреждений. 29. Причины смерти при нанесении повреждений острыми предметами. 30. СМЭ повреждений колющими предметами. 31. Экспертиза повреждений режущими предметами. 32. Экспертиза повреждений рубящими орудиями. 33. Экспертиза повреждений колюще-режущими орудиями. 34. Дифференциальная диагностика повреждений острыми орудиями. Возможность идентификации по особенностям повреждений. 35. Огнестрельное оружие, его виды. Механизм выстрела. Дополнительные факторы выстрела. Экспертное значение. 36. Механизм действия огнестрельного снаряда, особенности повреждений. 37. Судебно-медицинская экспертиза при выстреле в упор. 38. Особенности повреждений при выстреле с "близкой" дистанции. 39. Характер и особенности огнестрельных повреждений при выстрелах с неблизкой дистанции. Диагностика входной и выходной огнестрельных ран. 40. Особенности огнестрельных повреждений из охотничьего ружья (холостой, дробовой заряды). 41. Возможности определения вида оружия по свойствам повреждений. 42. Сравнительная характеристика ран. 43. Установление количества и последовательности повреждений при ранении огнестрельным и острым оружием. 44. Судебно-медицинская классификация смерти (категория, род, вид). 45. Задачи врача-специалиста при осмотре трупа на месте его обнаружения. 46. Особенности осмотра трупа на месте обнаружения при автомобильной аварии, падении с высоты. 47. Особенности осмотра трупа на месте обнаружения при огнестрельных повреждениях. 48. Особенности осмотра трупа на месте обнаружения при повреждении острыми предметами. 49. Поводы для судебно-медицинской экспертизы трупов (исследований). 50. Задачи судебно-медицинского исследования трупа (поводы, техника, документы). 51. Особенности выбора дополнительных исследований при различных видах экспертизы трупов и живых лиц. 52. Причины смерти от механических повреждений. 53. Установление прижизненных и посмертных повреждений. 54. Лабораторные методы исследования при дифференцировке прижизненных и посмертных повреждений. 55. Построение судебно-медицинского диагноза и выводов. 56. Поводы к судебно-медицинской экспертизе потерпевших, обвиняемых и других лиц, ее организация и проведение. 57. Классификация тяжести телесных повреждений до УК РФ. 58. Экспертиза тяжких телесных повреждений по УК РФ. 59. Особенности экспертизы мучений, истязаний, побоев. 60. Телесные повреждения средней степени тяжести по УК РФ. 61. Легкие телесные повреждения по УК РФ. 62. Медико-биологическая характеристика тяжких телесных повреждений (опасных для жизни человека). 63. Экспертиза состояния здоровья и симуляции, агравации и др. 64. СМЭ установления возраста. 65. Экспертиза искусственных болезней, самоповреждений и членовредительства. 66. СМЭ по материалам следственных и судебных дел. 67. Судебно-медицинские аспекты нарушения принципов в этике и врачебной деонтологии. Ятрогенные заболевания. 68. Профессиональные правонарушения медицинских работников по УК РФ. 69. Должностные правонарушения медицинских работников до УК РФ. 70. Неумышленные профессиональные и должностные правонарушения медицинских работников. 71. Умышленные профессиональные и должностные правонарушения медицинских работников, 72. Организация и проведение экспертизы по делам об уголовной ответственности. 73. Виды (группы) повреждений зубов. 74. Характерные повреждения, причиняемые коренными зубами человека. 75. Идентификация зубов конкретного лица по следам-отпечаткам ран. 76. Классификация (виды) укусов мягких тканей зубами человека. 77. Степень тяжести телесных повреждений, приведших к отсутствию части верхней челюсти. 78. Состояние раны при травматическом удалении зуба к 7-му дню после нанесения травмы. 79. Наиболее частые осложнения при повреждении зубов. 80. Какова степень тяжести телесных повреждений, приведших к утрате дистальной трети языка, на уровне средней трети. 81. Различные варианты вывиха зубов. 82. Оценка степени тяжести повреждений пострадавшего, приведшего к утрате 7 – 10 зубов. 83. Оценка степени тяжести повреждения при жалобах на боль в зубе при отсутствии видимых повреждений. 84. Установление возраста лица, причинившего укус потерпевшему. 85. Оценка степени тяжести повреждений, приведшего к сужению рта, образованию слюнной фистулы (легкой, средней, тяжелой степени). 86. Степень тяжести нарушения акта жевания в результате перелома скуловой кости (легкой, средней, тяжелой степени). 87. Критерии оценки степени тяжести травматического удаления (потери) зубов. 88. Почему повреждение десны в ряде случаев рассматривается как повреждение зубов и в чем это выражается. 89. Оценка степени тяжести повреждений при отсутствии части нижней челюсти. 90. Оценка степени тяжести нарушения акта жевания в результате перелома верхней челюсти. 91. Механизм образования повреждений мягких тканей зубами человека. 92. Критерии установления давности травматического удаления зуба. 93. Характерные особенности повреждений, причиняемых клыками человека. 94. Степень тяжести повреждения, повлекшего потерю 1 или 2-3, 4-6 постоянных зубов. 95. Механические повреждения, возникающие при укусах мягких тканей зубами человека. 96. Сроки окончательного сближения краев десны и полная эпителизация раны при травматическом удалении зуба. 97. Характерные особенности повреждений, приведшие к утрате верхней челюсти. 98. Характерные особенности повреждений, причиняемых резцами человеку. 99. Дополнительные методы исследования, применяемые в судебной стоматологии для идентификации лица, причинившего укус. 100. Состояние раны при травматическом удалении зубов на 2-й и 3-й день после травмы. 101. Идентификация личности, подозреваемого в причинении укусов при производстве следственного эксперимента. 102. Повреждения тканей при укусах присасывающим действием полости рта. ^
^
^
6. Руководство к практическим занятиям по судебной стоматологии: учебное пособие / Г.А. Пашинян, Г.М. Харин, П.О. Ромодановский. – М.: ГЭОТАР. – 2006. – 216 с. б) Дополнительная литература:
в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ^ - www.medlit.ru - MedExplorer, MedHunt, PubMed. Вопросы к зачетному занятию для студентов 5 курса стоматологического факультета
21. Автомобильная травма и ее виды. Особенности проведения экспертизы. 22. Дифференциальная диагностика Различных видов автомобильной травмы. 23. Экспертиза автомобильной травмы при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом.
^ Кафедра судебной медицины - это учебно-экспертное объединение. На базе кафедры функционирует 2 танатологическое отделение Бюро СМЭ Департамента здравоохранения г. Москвы. Навыки практической работы по ряду ключевых тем (травматология челюстно-лицевой области, идентификация личности по стоматологическому статусу и др.) отрабатываются непосредственно у секционного стола (под контролем преподавателя). Ряд занятий проводится в судебно-медицинской амбулатории Бюро СМЭ Департамента здравоохранения г. Москвы, где под контролем преподавателя обучающийся самостоятельно проводит прием потерпевших и др. лиц. Проведение учебного процесса предполагает использование блок модульной системы преподавания предмета. Созданы электронные версии ряда тем практических занятий, банк заданий тестового контроля (более 2500 вопросов), обучающие и контролирующие компьютерные программы. Имеются методические пособия и рекомендации по всем разделам подготовки, где подробно изложены цели и методика освоения темы, а также наглядные пособия, слайды, кино- и видеоматериалы. Обеспечен доступ каждого обучаемого к музейным экспонатам (макропрепараты, муляжи и костные препараты), библиотечному фонду кафедры, составляющему более 2000 ед. ^ Кафедра располагается на базе Анатомического корпуса, расположенного по адресу, пер. Хользунова, д.7, общая площадь занимаемая кафедрой, более 550 кв. м., учебная (вместе с секционными) – более 350 кв. м. Кафедра оснащена современными компьютерами, множительной аппаратурой, секционными наборами и т.д. Предполагается создание компьютерного класса, оснащение аудио- и видеотехникой и т.д. Материально-техническая база кафедры соответствует действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивает проведение всех видов подготовки обучающихся. ^ Преподавание дисциплины ведется по «блочной» системе обучения. В лекциях дается современная, полная научная информация по изучаемым проблемам. Тема очередной лекции предшествует соответствующему практическому занятию на ту же тему. На каждую лекцию имеется план-конспект. На практические занятия отводится по 7 академических часов ежедневно в течение всего блока. На каждое практическое занятие имеется методическая разработка для преподавателя, в которой отражаются: мотивация изучения темы; цель и задачи; структура занятия; контрольные вопросы; схематическое представление учебного материала; учебные задачи; формы текущего контроля знаний; обязательная и дополнительная литература. Практическое занятие начинается кратким вступительным словом преподавателя, подтверждающим актуальность изучения темы. Далее проводится контроль исходного уровня знаний по тестам; проверка и коррекция ответов преподавателем по эталонам ответов. Следующим этапом является закрепление знаний и умений по основным разделам темы, разбор контрольных вопросов; ознакомление с графом логической структуры занятия и списком учебных элементов. Эффективность этапа определяется самостоятельным контролем студентов с помощью тестов и тестовых заданий и коррекцией ответов по эталонам. Для освоения навыков и умений по различным видам судебно-стоматологических экспертиз на основе ООД студенты обучаются принципам и методам экспертных исследований, их последовательности, документального оформления, анализу полученных результатов и их оценке. С помощью специальных заданий преподавателем проводится проверка ответов по эталонам ответов. Заключительный этап посвящен приобретению навыков и умений по составлению экспертных выводов (заключению). Студентами под контролем преподавателя самостоятельно составляется ООД, на основе которой осуществляется итоговый контроль с помощью ситуационных задач. По эталонам ответов преподавателем проводится проверка и коррекция результатов изучения темы. Выставляется общая оценка по теме. Самостоятельная работа студента предполагает внеаудиторную (на кафедре и дома) работу с основной и дополнительной учебной литературой, учебно-методическими пособиями управляющего типа. Эффективность определяется самостоятельным контролем студентов знаний с помощью тестов и тестовых заданий, а также контролем преподавателем на занятии исходного и текущего уровня знаний и усвоения соответствующих навыков. По окончании блока (цикла лекций и практических занятий) сдается зачет, в процессе которого проводятся проверка уровня теоретической подготовленности, уровня освоения практических умений и оценка умений решать конкретные профессиональные (экспертные) вопросы. Рабочая учебная программа по дисциплине «Судебная медицина» составлена и скорректирована заведующим кафедрой, доктором медицинских наук, доцентом Кильдюшовым Е.М., доктором медицинских наук, доцентом Буромским И.В., заведующим учебной частью кафедры, кандидатом медицинских наук, профессором Качиной Н.Н. Рабочая программа составлена на основании типовой программы по судебной медицине Рабочая программа обсуждена на учебно-методической конференции кафедры № 12/05 от 06 мая 2011 года и вводится в действие с 01 сентября 2011 года Зав. уч. частью, профессор кафедры Н.Н. Качина Зав. кафедрой Е.М. Кильдюшов |