|
Скачать 363.3 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет логопедии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины НЕВРОПАТОЛОГИЯ Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Рыбалов Л.Б., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедры естественно-биологических наук НОУ ВПО МПСУ. ^ Целями освоения дисциплины «Невропатология» являются - формировать у студентов современных представлений о принципах и механизмах функционирования мозга, изучение анатомо-физиологических закономерностей формирования нервной системы; - систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания о новейших данных о структурно-функциональной организации нервной системы, невропатологии, нейрофизиологии, психофизиологии; - формировать у студентов современные представления о принципах и механизмах структурно - функциональных организаций нервной системы, механизмах формирования патологического процесса в нервной системе для понимания патологических процессов в психической сфере больного; - систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания в целях коррекции и компенсации дефекта в процессе логопедического и коррекционного воздействия; - систематизировать и уточнить у студентов знания по анатомии и физиологии центральной нервной системы, нейрофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности; - формировать у студентов представление о физиологии центральной нервной системы, механизмам формирования патологических синдромов, основным неврологическим заболеваниям детского возраста; Логопедам приходиться работать с больными детьми страдающими органическим поражением головного мозга неврозами и неврозоподобными заболеваниями,. Соответственно, в курсе дается клиническая характеристика и описание особенностей течения вышеуказанных заболеваний ^ Дисциплина «Невропатология» относится к клиническим дисциплинам и является обязательным компонентом в изучении дефектологии. Соответственно своей специфики дисциплина содержательно связана со следующими дисциплинами психопатологией, клиникой интеллектуальных нарушений. ^ В результате освоения дисциплины «Невропатология» у студентов формируются следующие компетенции: - способность осознавать социальную значимость своей бедующей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность анализировать социально значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающие в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); - способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникативные технологии (ОП-3) - готовность к сбору анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9) - способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6) способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12) ^ - Знать причины нервно-психических расстройств, их проявления в разные возрастные сроки, методы лечебно-коррекционного воздействия; механизм возникновения основных нервно-психических синдромов и симптомов; основные клинические проявления нервных заболеваний. - Иметь профессиональные умения: различать основные органические и функциональные расстройства нервной системы. - Владеть навыками работы с детьми с заболеваниями нервной системы. ^
^ трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144часа. Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет)
Заочное форма обучения (срок обучения - 3.5 года)
Заочное форма обучения (срок обучения - 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения- 3.5 года)
Тема № 1. История, предмет и задачи невропатологии.
1.4. ^ . Дополнительные исследования в невропатологии. Методы изучения строения головного и спинного мозга: рентгенография черепа, позвоночника, компьютерная томография, магнитно- резонансная томография, метод позитронно-эмиссионной томографии, ультразвуковая доплерография, вызванные потенциалы головного мозга. Электрофизиологические методы исследования: ЭЭГ, ЭМГ, РЭГ. Эхоэнцефалография головного мозга, ангиография. Исследование цереброспинальной жидкости, радионуклеидные методы исследования, ДНК- диагностика. Тема № 2. Общие принципы строения нервной системы. 1.1. Эволюция нервной системы. Филогенез нервной системы. Основные этапы развития нервной системы. Онтогенез нервной системы. Эмбриогенез, фетогенез. Развитие нервной системы на зародышевом уровне, в первой и во второй половине беременности. Развитие мозга ребенка после рождения. Роль биологических и социальных факторов в развитии высшей нервной деятельности ребенка. 2.2. ^ . Общий обзор строения нервной системы человека. Центральная, периферическая и вегетативная нервная системы. Нервная клетка. Особенности строения чувствительной и двигательной клетки. Структура нервной клетки. Обмен веществ в клетке. Отростки нервных клеток: дендрит и аксон. Миелин. Синапс. Механизм передачи нервного импульса. Значение химического и электрического потенциала. Центральная нервная система. Головной мозг. Структура головного мозга: задний, средний, промежуточный и конечный мозг. Задний мозг: ствол (продолговатый мозг и варолиев мозг), средний мозг, мозжечок, четвертый желудочек. Ядра Ч.М.Н.; ретикулярная формация. Средний мозг: четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, центральное серое вещество, ядра ч.м.н. 3-4, располагающиеся в ножках мозга, черная субстанция и красные ядра. Красные ядра и экстрапирамидные пути. Связи красных ядер с мозжечком, четверохолмием и подкорковыми структурами. Промежуточный мозг: зрительные бугры, подбугорная область, коленчатые тела, третий желудочек. Подбугровая область и эндокринная система. Конечный мозг и подкорковые образования (паллидум и стриатум), кора головного мозга, проводящие пути. Внутренняя капсула, подкорковые структуры, лимбическая система мозга. Проводящие пути. Внутренняя капсула. Подкорковые структуры, базальные ганглии. Лимбическая система. Особенности строения коры головного мозга. Доли мозга: лобная, теменная, затылочная и височная, их значение. Лимбическая область. Выделение полей в долях мозга. Цитоархитектонические поля и представительство функций в коре больших полушарий. Поля Бродмана. Спинной мозг. Расположение спинного мозга. Строение сегмента. Белое и серое вещества. Передние, задние и боковые рога. Периферическая нервная система. Нервы отходящие от спинного мозга . Вегетативная нервная система. Строение, функция. 3.1 ^ 1-й - обонятельный нерв. Строение, симптомы поражения и методы исследования. II -й - зрительный нерв. Строение зрительного анализатора, симптомы поражения и методы исследования. III -й, IV -й и VII -й ЧМН. Строение, симптомы поражения и методы исследования. V -й - тройничный нерв. Строение, симптомы поражения и методы исследования. VII -й - лицевой нерв. Строение, симптомы поражения и методы исследования. VIII -й - вестибуло-кохлеарный нерв. Физиологический и патологически нистагм. IX -й - языкоглоточный нерв. Строение, симптомы поражения и методы исследования. X -й - блуждающий нерв. Строение, симптомы поражения и методы исследования. XI -й - добавочный нерв. Строение, симптомы поражения и методы исследования. XII -й - подъязычный нерв. Строение, симптомы поражения и методы исследования. 3. 2 ^ Строение двигательного пути. Центральный двигательный путь (пирамидный). Периферический двигательный нейрон. Уровни поражения. Центральный и периферический паралич. Методы исследования. Общее понятие о двигательных рефлексах. Экстрапирамидная система, строения стриатума и паллидума. Гиперкинезы, их классификация. Синдром и болезнь Паркинсона. Мозжечок, строение, методы исследования. Синдромы поражения мозжечка.
Тема № 4. Неврологические синдромы.
4.7. Нейроофтальмологические синдромы. 4.8 Мозжечковые синдромы. 4.9. Экстрапирамидные синдромы. Тема № 5. Болезни нервной системы 5.1. Общие данные о патологии нервной системы. Этиология, патогенез. Органические и функциональные поражения нервной системы. 5.2. Наследственно-органические поражения нервной системы. Хромосомные и генетические нарушени. Болезнь Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера. Фенилкетонурия, амавротическая идиотия. 5.3. Инфекционные заболевания нервной системы. Менингиты, энцефалиты, виды, классификации. Клиническая характеристика. Нейросифилис. Неврологические проявления ВИЧ инфекции. Вирусные энцефалиты. Полимиелит этиология, патогенез, клинические проявления. 5.4. Функциональные заболевания нервной системы. Неврозы и неврозоподобные заболевания. 5.5. Нарушения мозгового кровообращения. Возрастной аспект сосудистых расстройств. Острое расстройство мозгового кровообращения (инсульт). Виды инсультов. Хронические расстройства мозгового кровообращения. Последствия инсульта, реабилитация при остром нарушении мозгового кровообращения. Дисциркуляторная енцефалопатия, сосудистая деменция. 5.6. Черепно-мозговая травма. Острая ЧМТ. Сотрясение, ушиб, сдавление. Основные последствия ЧМТ. Профилактика последствий ЧМТ.
5.8. Атрофические заболевания головного мозга. Атрофии мозга, причины.. Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Прогрессирующий паралич. Болезнь и синдром Паркинсона. ^ При прохождении дисциплины «Невропатология» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические, интерактивные занятия и лабораторный практикум. Предусмотрены встречи с представителями дошкольных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамены. Внутри семестровая аттестация проводится в виде тестирования и контрольной работы. . Темы контрольных работ:
2.Влияние внешних факторов (радиационное поражение и т.д.) на онтогенез. 3.Тератология как наука. 4. Мукополисахараидозы. 5. ДЦП этиология, патогенез, клинические проявления, нарушения речевых процессов 6. ММД и ее значение в формировании ОНР 7. Атрофические заболевания головного мозга 8. Атрофические процессы головного мозга в детском возрасте. .Тематика семинарских занятий Семинарское занятие № 1. . История, предмет и задачи невропатологии . Темы для обсуждения и докладов.
^ Темы для обсуждения и докладов. 1 Анамнез заболевания. 2 Анамнез жизни. 3 Особенности обследования больного ребенка. ^ Темы для обсуждения и докладов.
^ Темы для обсуждения и докладов. 1.. Анатомия ЧМН, симптомы поражения и методы их исследования 2. Синдромы двигательных нарушений. Строение двигательного пути. Центральный двигательный путь (пирамидный). Периферический двигательный нейрон. Уровни поражения. Центральный и периферический паралич. Методы исследования. Общее понятие о рефлексах.
^ Темы для обсуждения и докладов.
Используемые инновационные методы в процессе преподавания. На интерактивных занятиях по курсу невропатология хорошо себя зарекомендовал метод «расширяющейся» групповой дискуссии. Суть метода заключается в постепенном увеличении количества участников групповой дискуссии. На первом этапе образуются мини-группы (3-4 человека), которым в течение 10-15 минут предлагается обсудить и выработать общее мнение по проблеме обсуждения в целом или по ее отдельному аспекту. На втором этапе представители мини-групп излагают и аргументируют суть выработанных решений, которые и становятся предметом дискуссии. Результатом обсуждения является критическое осмысление предложенных вариантов и выработка общегрупповой позиции по обсуждаемой проблеме. Данный метод позволяет развивать у студентов навыки ведения научной дискуссии, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, способствует развитию критических и творческих компонентов мышления, формированию навыков работы в группе. ^
Полимиелиты, виды, классификация, клиническая характеристика. Нейросифилис. Неврологические проявления ВИЧ инфекции. Вирусные энцефалиты
^ . Примерные темы
6 . Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ^ 1. Невропатология, как наука. Цели и задачи. История. 2. История, связь науки с другими о (дефектологией, логопедией). Методы исследования в невропатологии. 3. Краткая характеристика структурной организации головного мозга. 4. Теория организации нервной системы, основоположники русской неврологии.
14. Стриопалидарная система - анатомия, физиология, симптомы поражения, методы исследования. 15. Мозжечок - анатомия, физиология, симптомы поражения, методы исследования.
25. IX-XI-XII. 26.Х.
31. Аномалии развития головного мозга (анэнцефалия, гидроцефалия, микроцефалия).
^
Материально-техническое обеспечение дисциплины «Невропатология» Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории, различные технические средства обучения, аудивидеоап-паратура, наглядные пособия в виде плакатов, рисунков, муляжей. Для лучшего усвоения материала, посещения анатомических музеев, посещение неврологических отделений МДГКБ. |