|
Скачать 51.38 Kb.
|
Осевой скелет туловищаА. Научитесь показывать позвоночник, его отделы (шейный – 7 позвонков, грудной – 12 позвонков, поясничный – 5 позвонков, крестцовый (5 сросшихся позвонков, копчиковый – 3-5 сросшихся рудиментарных позвонков) и грудную клетку (12 грудных позвонков, 12 пар ребер и грудину). Б. 1) Почему позвоночник состоит из отдельных костных сегментов – позвонков? 2) По набору позвонков в коробке изучите части позвонка (тело, позвоночное отверстие, дугу, остистый, 2 поперечных, 2 верхних суставных и 2 нижних суставных – всего 7 отростков). 3) Найдите отличительные признаки шейных позвонков (2 отличия). Разберите особое строение 1 (атланта) и 11 (эпистрофея) шейных позвонков. 4) Найдите отличительные признаки грудных позвонков (3 признака). 5) Найдите отличительные признаки поясничных позвонков (2) 6) Объясните, почему срослись в 1 кость крестцовые позвонки и почему – копчиковые. В. Разберитесь в соединениях позвонков.
Г. Грудная клетка
Д. Каковы особенности осевого скелета человека? ^ А) Научитесь показывать плечевой пояс, плечо, предплечье, кисть, запястье, пясть, фаланги пальцев и кости этих отделов. Б) Изучите кости плечевого пояса и скелета свободной верхней конечности. Каждую кость отнесите к определенной группе. В каждой кости найдите ее части. 1) Ключица: тело, медиальный эпифиз (грудинный конец), латеральный эпифиз(акромиальный конец). 2) Лопатка: вентральная поверхность, дорзальная поверхность, на ней – ость, подостная и надостная ямки, на латеральном углу суставная впадина (для плечевого сустава), акромиальный отросток, клювовидный отросток. 3) ^ тело, верхний (проксимальный) эпифиз, на нем – головка, большой и малый бугорки, гребень, шейка, нижний (дистальный) эпифиз, на нем – мыщелок и два надмыщелка. 4)^ тело, проксимальный эпифиз, бугристость, дистальный эпифиз. 5) Лучевая кость: тело, проксимальный эпифиз, дистальный эпифиз. 6) Кости запястья: сколько их? Какие они по форме? 7) Кости пясти: сколько их? Какие они по форме? 8) Фаланги: сколько их? Какие они по форме? В) Изучите соединения костей. Каждое соединение костей отнесите к определенной группе. Каждый сустав охарактеризуйте по плану. План характеристики сустава.
1. Грудино–ключичный сустав. Обратите внимание на несовпадение суставных поверхностей. Как решается эта проблема? Каково значение грудино–ключичного сустава и вообще развитой у человека ключицы? У каких млекопитающих ключица развита, а у каких нет? Постарайтесь найти все факторы, увеличивающие подвижность е сустава. 2. Акромиально–ключичный сустав. Чем достигается его малоподвижность? Постарайтесь найти все факторы, упрочняющие сустав. 3. Плечевой сустав. Почему в этом суставе чаще всего происходят вывихи? 4. ^ плече–лучевого, проксимального луче–локтевого. Охарактеризуйте эти суставы по отдельности, а затем определите, какие движения возможны в локтевом суставе в целом. 5. Соединения локтевой и лучевой кости. Этих соединений – 2, а суставом является только одно. 6. Лучезапястный сустав. 7. Среднезапястный сустав и межзапястные суставы. 8. Запястно-пястный сустав первого пальца. 9. Запястно–пястные суставы второго - пятого пальцев. 10. Пястно–фаланговые суставы. 11. Межфаланговые суставы. Г) Найдите особенности скелета плечевого пояса и свободной верхней конечности человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью, разумом и речью. ^ А) Научитесь показывать тазовый пояс, бедро, голень, стопу, предплюсну, плюсну, фаланги пальцев и кости этих отделов. Б) Изучите кости тазового пояса и скелета свободной нижней конечности. Каждую кость отнесите к определенной группе. В каждой кости найдите ее части. 1)^ . Найдите границы между этими костями и отметьте их мелом. 2) Бедренная кость: тело, верхний (проксимальный) эпифиз, на нем – головка, большой и малый бугры, шейка, нижний (дистальный) эпифиз, на нем – два мыщелка. 3) Надколенник: определите тип кости по двум классификациям. 4)^ тело, проксимальный эпифиз, дистальный эпифиз, на нем – медиальная лодыжка. 5) Малоберцовая кость: тело, проксимальный эпифиз, дистальный эпифиз с латеральной лодыжкой. 6) ^ сколько их? Какие они по форме? Таранная и пяточная кости. 7) Плюсневые кости: сколько их? Какие они по форме? 8) Фаланги: сколько их? Какие они по форме? В) Изучите соединения костей. Каждое соединение костей отнесите к определенной группе. Каждый сустав охарактеризуйте по плану. План характеристики сустава.
1. Крестцово–подвздошный сустав. Как называются суставные поверхности крестца и таза? Почему? Чем достигается малоподвижность сустава? Постарайтесь найти все факторы, упрочняющие сустав. 2. Лобковый симфиз. Какое это соединение? Когда важна его, пусть и небольшая, подвижность? 3. Таз. Чем образован таз? Каково его значение? Научитесь различать и показывать большой и малый таз. Научитесь различать мужской и женский таз. 4. Тазобедренный сустав. Постарайтесь найти все факторы, упрочняющие сустав. 5. Коленный сустав – самый крупный и сложноустроенный. Поформе его называют блоковидно-шаровидным. Почему? 5. Соединения большеберцовой и малоберцовой костей. Этих соединений – 2, а суставом является только одно. 6. Голеностопный сустав. 7. Подтаранный и другие межпредплюсневые суставы. 8. Предплюсно-плюсневые суставы. 9. Плюсне-фаланговые суставы. 11. Межфаланговые суставы. Г) Найдите особенности скелета тазового пояса и свободной нижней конечности человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью, разумом и речью. |