Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon

Тема: Строение скелета туловища и конечностей





Скачать 215.44 Kb.
Название Тема: Строение скелета туловища и конечностей
Дата 29.06.2013
Размер 215.44 Kb.
Тип Документы
Практическое занятие №1

Тема: Строение скелета туловища и конечностей

Цель: Изучить строение отделов скелета туловища и конечностей. Выявить основные закономерности строения в связи с выполняемой функцией.

Оборудование: Скелет человека, набор костей, плакаты, атлас.

Скелет выполняет три основные функции: опоры, защиты и движения. В состав скелета человека входят 206 костей, которые соединены между собой при помощи суставов и связок. Основой кости является костная ткань, представляющей собой разновидность соединительной ткани и состоящей из клеток: остеобластов, остеоцитов и остеокластов. Межклеточное вещество представлено белком оссеином (1/3) и минеральными веществами (2/3). Структурно-функциональной единицей кости является остеон – система концентрических пластинок, образующих внутренний (гаверсов) канал, внутри которого проходят кровеносные сосуды и нервы. Группы остеонов формируют трабекулы (перекладины), которые в зависимости от расположения образуют компактное или губчатое вещество кости. Снаружи кости покрыты специальной соединительнотканной оболочкой – надкостницей. В надкостнице находится большое количество нервов и кровеносных сосудов, питающих костную ткань.

Скелет человека включает следующие отделы: осевой (скелет туловища и череп) и добавочный скелет (скелет конечностей). Скелет туловища включает два отдела: позвоночный столб и грудную клетку. В скелете туловища человека в процессе эволюции появились особенности, связанные с прямохождением. В частности, позвоночный столб приобрел физиологические изгибы: шейный и поясничный лордозы (изгиб выпуклостью вперед), грудной и крестцовый кифозы (изгиб выпуклостью назад). Эти изгибы формируются у человека после рождения. Грудная клетка у человека расширена с боков и в направлении сверху вниз, а также сжата в дорсо - вентральном направлении.

В скелете конечностей выделяют отделы:

1. скелет пояса конечности

2. скелет свободной конечности.

Скелет свободной конечности делится на отделы: проксимальный (состоит из одной кости), средний (включает две кости) и дистальный (имеет множество костей).

К поясу верхней конечности относятся ключица и лопатка. Проксимальный отдел верхней конечности состоит из плечевой кости, средний: из лучевой и локтевой, дистальный отдел включает кости запястья, кости пястья и фаланги пальцев.

К поясу нижней конечности относятся тазовые кости (лобковая, седалищная и подвздошная). Проксимальный отдел нижней конечности состоит из бедренной кости, средний - из малоберцовой и большеберцовой, дистальный отдел включает предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

Кости, образующие скелет, различаются по форме. Существует следующие типы костей: трубчатые, губчатые, смешанные, плоские, воздухоносные и сесамовидные.

Задание:

  1. Рассмотреть отделы туловища: позвоночный столб, грудная клетка. Найти особенности, связанные с прямохождением.

  2. Зарисовать строение позвоночного столба. Выделить физиологические изгибы позвоночника (лордозы, кифозы).

  3. Рассмотреть строение костей верхней конечности. Выделить отделы: скелет пояса конечности, скелет свободной верхней конечности (проксимальный, средний, дистальный отделы). Зарисовать.

  4. Рассмотреть строение костей нижней конечности. Выделить отделы скелет пояса конечности, скелет свободной нижней конечности (проксимальный, средний, дистальный отделы). Зарисовать.

  5. Выделить черты сходства и различия в строении скелета верхней и нижней конечностей.

  6. Составить таблицу:

Скелет туловища и конечностей

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Тип кости

Особенности

Скелет туловища













Скелет верхней конечности













Скелет нижней конечности















Контрольные вопросы к занятию №2:

  1. Особенности строения черепа человека в отличие от черепа антропоморфных обезьян.

  2. Типы и виды соединений костей, их характеристика.

  3. Строение мышечной ткани. Поперечно-полосатая мышечная ткань. Особенности иннервации.

  4. Действие мышц на костные рычаги. Рычаги 1 и 2 рода.

  5. Расположение мышц в теле человека


Практическое занятие №2

Тема: Череп. Соединения костей. Строение, расположение, работа мышц

Цель: Изучить особенности строения черепа человека, его отличие от черепа антропоморфных обезьян. Изучить типы и виды соединения костей. Изучить строение, расположение и работу мышц.

Оборудование: череп, таблицы, атлас, учебник «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Г.Л. Билич)

В черепе человека выделяют мозговой (нейрокраниум) и лицевой (спланхнокраниум) отделы. В связи с выполняемой функцией в черепе человека выделяют следующие особенности строения:

- мозговой отдел преобладает над лицевым;

- хорошо выраженные бугры на лобной кости, отсутствуют надбровные дуги;

- большое затылочное отверстие сдвинуто вниз и вперед;

- хорошо развитые сосцевидные отростки на височных костях;

- нижняя челюсть менее массивна, чем у антропоморфных обезьян;

- сглажен рельеф черепа;

- хорошо развита носовая кость.

Соединения костей в скелете делятся на группы: 1. непрерывные (синартрозы); 2. прерывные или подвижные (диартрозы, суставы, синовиальные) 3. полуподвижные (полусуставы).

Синартрозы (непрерывные соединения) характеризуются полной неподвижностью и делятся на:

- синдесмозы, между костями находится соединительная ткань,

- синхондрозы, между костями хрящевая ткань,

- синостозы, между костями формируется костная ткань.

Диартрозы характеризуются подвижностью. Различают одноосные, двуосные и трехосные суставы.

В организме человека различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Гладкая мышечная ткань входит в состав некоторых органов: желудка, кишечника, кровеносных сосудов. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы и миокард сердца. Общим свойством мышечной ткани является ее возбудимость, проводимость и сократимость. Структурной единицей поперечно-полосатой мышечной ткани является мышечное волокно – многоядерное образование, содержащее большое количество сократительных элементов - миофибрилл. Миофибриллы состоят из сократительных белков – актина и миозина. Функциональной единицей скелетной мускулатуры является мион – группа мышечных волокон, получающих иннервацию от одной нервной клетки, расположенной в передних рогах спинного мозга. Мышечные волокна, объединяясь, образуют мышцу. Каждая мышца покрыта соединительной тканью, которая играет важную роль в работе мышцы, кроме того, по соединительной ткани проходят кровеносные сосуды и нервы. Каждая мышца получает двигательную и чувствительную иннервацию. Скелетная мышца - это орган, образованный поперечно-полосатой мышечной тканью и содержащей соединительную ткань, нервы и сосуды. Во внешнем строении мышцы различают сухожильную головку, соответствующую началу мышцы, брюшко мышцы, образованной мышечными волокнами и сухожильный конец мышцы, или хвост, с помощью которого мышцы прикрепляются к кости. Форма мышц очень разнообразна и в значительной степени зависит от функционального назначения мышцы. Различают длинные, короткие, широкие, ромбовидные, квадратные, трапециевидные и др. мышцы.

Важным морфологическим признаком является расположение мышечных волокон. Различают параллельное, косое, поперечное и круговое расположение волокон. По месту расположения выделяют мышцы спины, груди, живота, шеи, верхних и нижних конечностей.

Скелетные мышцы, прикрепляясь к костям, действуют как рычаги. Выделяют рычаги 1 и 2 рода.

Задание:

  1. Рассмотреть строение черепа человека, зарисовать вид сбоку (атлас Э.В. Семенова, с.9). Выделить лицевой и мозговой отделы черепа, в мозговом отделе – основание и свод черепа.

  2. Изучить виды соединения костей, зарисовать (атлас Э.В. Семенова, с. 54).

  3. Зарисовать схемы одноосных, двуосных и трехосных суставов (атлас Э.В. Семенова, с.53). Подписать виды движения, осуществляемые в суставах.

  4. Рассмотреть рисунок «Схема строения рычагов» в учебнике «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Г.Л. Билич) с.138, рис. 55. Зарисовать. Обозначить рычаги первого и второго рода.


Практическое занятие №3

Коллоквиум по теме «Опорно-двигательный аппарат»

Вопросы к коллоквиуму:

1. Предмет и задачи анатомии. Краткий очерк развития науки анатомии. Значение эволюционной анатомии для мировоззрения биолога.

2. Положение человека в системе животных – тип, подтип, класс, отряд, подотряд, семейство, род, вид. Признаки человека как позвоночного животного и как млекопитающего.

3. Основные форменные элементы тела – клетки, ткани, органы, системы аппарата органов.

4. Основные анатомические понятия: плоскости, по отношению к которым описываются части тела; оси тела.
^

5. Строение и химический состав кости. Изменение химического состава в возрастном аспекте.


6. Строение структурной единицы кости – остеона. Костная ткань. Губчатое и компактное вещество кости.

7. Формы костей, особенности типов костей и их функциональное назначение, единство формы и функции. Классификация костей.

8. Осевой скелет – хорда, позвоночный столб. Особенности строения позвонков различных отделов позвоночного столба. Особенности строения в связи с прямохождением.

9. Грудная клетка человека. Особенности строения в связи с прямохождением.

10. Строение скелета верхних конечностей. Особенности строения скелета руки человека в связи с трудовой деятельностью.

11. Строение скелета нижней конечности. Особенности строения в связи с прямохождением.

12. Строение плечевого и тазового поясов. Развитие в фило- и онтогенезе.

13. Строение черепа человека в норме и его сравнение с черепом антропоморфных обезьян и ископаемых гоминид.

14. Строение костей свода мозгового отдела черепа.

15. Строение костей основания черепа.

16. Строение костей лицевого отдела черепа.

17. Особенности строения черепа новорожденных – швы и роднички черепа. Особенности окостенения черепа. Рост черепа после рождения.

18. Типы и виды соединений костей. Характеристика непрерывных соединений и полусуставов.

19. Строение суставов (диартрозы). Классификация суставов по форме, осям движения.

20. Характеристика мышцы как органа. Типы мышечной ткани, морфофункциональные различия между гладкими и поперечнополосатыми мышцами. Иннервация мышц.

21. Скелетные мышцы: форма, строение, части. Красные и белые мышечные волокна. Классификация мышц.

22. Мышцы головы и шеи. Мимическая и жевательная мускулатура. Особенности их строения и функции в отличие от других мышц.

23. Характеристика мышц туловища. Дыхательные мышцы (собственные и вспомогательные), диафрагма, брюшной пресс. Функции брюшного пресса.

24. Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности в связи с их функцией. Прогрессивная дифференцировка мышц руки в связи с трудовыми процессами.

25. Мышцы нижних конечностей в связи с их функцией и приспособлением к прямохождению.


^ Практическое занятие №4

Тема: Пищеварительная, дыхательная и мочевыделительная системы

Цель: Изучить основные закономерности строения внутренних органов, строение структурных единиц печени, почек, легких.

Внутренние органы расположены в полостях: грудной, брюшной, тазовой, имеют сходство в общем плане строения. Большинство внутренних органов имеют трубчатое строение с определенной последовательностью расположения слоев в их стенках. Выделяют следующие оболочки:

  1. Слизистая (внутренняя) – покрыта эпителием, имеет собственную и мышечную пластинку слизистой оболочки.

  2. Подслизистая основа – образована рыхлой неоформленной соединительной тканью, в которой проходят кровеносные и лимфатические сосуды, нервы.

  3. Мышечная оболочка – представлена в большинстве случаев гладкой мышечной тканью (исключение: начальные отделы пищеварительной, дыхательной систем, верхняя треть пищевода, наружные сфинктеры). Мышцы, как правило, лежат в два слоя: наружный – продольный, внутренний – кольцевой.

  4. Снаружи внутренние органы покрыты серозной или адвентициальной оболочкой.

Пищеварительная система включает ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, кишечник. По ходу пищеварительного тракта имеются многочисленные одиночные железы, а также в просвет пищеварительной трубки открываются протоки крупных пищеварительных желез: слюнных, печени и поджелудочной железы. Формирование органов пищеварения в процессе эволюции происходило по пути увеличения длины кишечника. Это связано с тем, что в кишечнике происходит важный процесс всасывания питательных веществ. У человека площадь слизистой оболочки тонкого кишечника значительно увеличивается за счет складок, наличия большого количества ворсинок и микроворсинок. Ворсинки - выросты слизистой оболочки, которые покрыты эпителием, а внутри имеют кровеносный и лимфатический сосуды и мышечные клетки. На каждой ворсинке находятся до 3000 микроворсинок (выросты мембраны апикальной стороны эпителиальных клеток), увеличивающих площадь контакта слизистой кишечника с питательными веществами до нескольких сотен квадратных метров.

В ротовую полость открываются протоки 3 групп желез: слизистых, серозных и смешанных. Многочисленные слизистые железы стенок ротовой полости и языка выделяют слизистую, богатую муцином слюну. Околоушные железы выделяют серозную слюну, подчелюстные и подъязычные железы выделяют смешанную слюну.

Слюна представляет собой водянистый секрет (98,5-99,5% воды), содержащий ферменты (амилазу, лактазу, мальтазу, лизоцим), органические вещества (белок и его фракции), а также ряд микроэлементов. Ферменты слюны – амилаза и мальтаза - расщепляют полисахариды до мальтозы и моносахаридов. Ферменты слюны активны в слабощелочной и нейтральной среде при температуре тела (38-390С). Кислая реакция желудочного сока тормозит ферментативную активность слюны.

Сформированный в ротовой полости пищевой комок передвигается к корню языка, а затем в результате совершения глотательных движений попадает в глотку.

Пищеварительный тракт заканчивается толстым кишечником. Здесь в основном всасывается вода, и формируются каловые массы. Толстый кишечник не имеет ворсинок, но есть крипты (углубления).

^ Органы дыхания подразделяют на:

- дыхательные (воздухоносные) пути, в своей основе имеют костную или хрящевую ткань, по которым вдыхаемый и выдыхаемый воздух циркулирует в легкие и из легких. К дыхательным путям относятся: носовая полость, глотка, гортань, трахея и бронхи. Здесь воздух очищается, согревается и увлажняется. Носовая полость содержит обонятельные рецепторы, глотка является частью системы пищеварения, а гортань - органом речи.

- дыхательную паренхиму (легкие), где происходит газообмен между кровью и воздухом.

Легкие - это парный орган, образованный мельчайшими разветвлениями бронхов - альвеолами и эластической соединительной тканью. Альвеолы или легочные пузырьки имеют очень тонкие стенки (аэрогематический барьер), окруженные многочисленными микроскопическими кровеносными сосудами - легочными капиллярами. Общая площадь легочных пузырьков составляет около 200 м2, что способствует быстрому обмену газов между кровью и воздухом, находящимся в альвеолах.

К мочевыделительной системе относят почки, мочеточники и мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. Почки расположены в поясничной области справа и слева от позвоночника. Физиологический смысл деятельности почек связан с извлечением из крови воды и растворенных в ней веществ, подлежащих выведению из организма. Важнейшее значение в образовании мочи имеют морфофункциональные единицы почки – нефроны. Их количество в почках превышает 2 млн. Каждый нефрон представляет собой систему слепо заканчивающихся почечных канальцев. Слепой конец нефрона имеет большое количество микроскопических кровеносных сосудов (капиллярные трубочки), в которых кровь находится под большим давлением, в результате чего жидкая часть крови и растворенные в ней вещества переходят в просвет почечных канальцев. Так образуется первичная моча. Далее, в почечных канальцах происходит обратное всасывание и возвращение в кровь большой части жидкости и растворенных в ней полезных для организма веществ. Вещества, подлежащие удалению из организма, остаются в полости почечных канальцев. Эта жидкость с растворенными в ней не нужными и ядовитыми для организма веществами называется вторичной (конечной) мочой.

Из 2000 л крови, которые проходят через почки в сутки, образуется всего 150-180 л первичной мочи и только 1,5 л конечной мочи. Такие интенсивные фильтрационные процессы в почках осуществляются благодаря огромной площади всех почечных канальцев. Их общая длина составляет 120 км, а суммарная поверхность – 40-50 м2.

Задание:

  1. Зарисовать микроскопическое строение кишечной ворсинки (атлас Э.В. Семенова, с. 218). Обозначить ворсинки, микроворсинки, эпителий.

  2. Зарисовать строение печеночной дольки (атлас Э.В. Семенова, с. 224 «Схема кровоснабжения печени»). Обозначить направление тока крови и желчи в печеночной дольке.

  3. Зарисовать структуру ацинуса легкого (атлас В.Я. Липченко, с. 121, рис. 114). Обозначить основные компоненты ацинуса легких.

  4. Зарисовать структуру нефрона (атлас М.Р. Сапина, с. 135). Обозначить направление тока крови. Рассмотреть строение почечного тельца, клетки внутренней и внешней мембраны капсулы.



^ Практическое занятие №5

Коллоквиум по теме: Внутренние органы. Эндокринные железы. Контрольные вопросы:

  1. Общее понятие о внутренностях. Общий план строения внутренних органов. Развитие в онтогенезе.

  2. Анатомо-морфологические особенности строения ротовой полости. Слюнные железы.

  3. Язык. Постоянные и молочные зубы, зубная формула. Строение зубов.

  4. Зев и глотка. Перекрест дыхательной и пищеварительной систем.

  5. Анатомо-морфологические особенности строения пищевода.

  6. Желудок, его строение, отделы. Железы сли­зистой оболочки желудка.

  7. Анатомо-морфологические особенности строения тонкого кишечника. Строение ворсинки тонкой кишки, ее желе­зистый аппарат.

  8. Анатомо-морфологические особенности строения толстой кишки.

  9. Анатомо-морфологические особенности строения печени. Особенности кровоснаб­жения печени.

  10. Поджелудочная железа. Макро - микроскопическое строение, функ­ция.

  11. Анатомо-морфологические особенности строения гортани.

  12. Анатомо-морфологические особенности строения трахеи, бронхов. Структура бронхиального дерева и ацинуса легкого.

  13. Анатомо-морфологические особенности строения лёгких. Плевра, плевральные мешки, плевральная полость. Строение альвеол. Аэрогематический барьер.

  14. Анатомо-морфологические особенности строения почек. Понятие о нефроне.

  15. Анатомо-морфологические особенности строения мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

  16. Анатомо-морфологические особенности строения мужских внутренних половых органов. Мужские половые железы.

  17. Анатомо-морфологические особенности строения внутренних женских половых органов. Менстру­альный цикл и связанные с ним изменения половых органов.

  18. Общий план строения желез внутренней секреции, основные функции.

  19. Анатомо-морфологические особенности строения гипофиза и эпифиза. Выделяемые гормоны и их функции.

  20. Анатомо-морфологические особенности строения щитовидной и околощитовидных желез. Выделяемые гормоны и их функции.

  21. Анатомо-морфологические особенности строения надпочечников. Выделяемые гормоны и их функции.



Вопросы к практическому занятию №6

1. Большой и малый круги кровообраще­ния. Расположение, характер ветвления артери­альных и венозных сосудов.

2. Анатомо-морфологические особенности строения стенок кровеносных сосудов: артерий, вен, капилляров. Микроциркуляторное русло.

3. Анатомо-морфологические особенности строения сердца. Клапаны сердца. Строение сердечной сумки.

4. Сосуды сердца. Проводя­щая система сердца.

5. Анатомо-морфологические особенности строения лимфатических капилляров, сосудов, узлов, протоков.

6. Анатомо-морфологические особенности строения кроветворных органов. Топография. Их функция


^ Практическое занятие №6

Тема: Сосудистая система

Цель: Изучить строение, расположение кровеносных, лимфатических сосудов и сердца.

Оборудование: таблицы, атлас «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк)

Сердечно-сосудистая система включает артерии, вены, микроциркуляторное русло и сердце. По артериям кровь оттекает от сердца, по венам направляется к сердцу. Стенка артерий и вен имеет 3 оболочки. Стенка артерий, в отличие от стенки вен, содержит большое количество эластических, коллагеновых волокон, стенка вен значительно тоньше. Такое принципиальное отличие стенки артерий от стенок вен связано с тем, что по артериям кровь течет с большой скоростью и под большим давлением. Скорость и давление крови в венах значительно ниже. Кровоток в этих сосудах обеспечивается за счет разницы давления в сосудистом русле, присасывающей силы сердца и грудной клетки, сращение наружной стенки вен с фасциями мышц и наличие на внутренней стенке вен клапанов.

Сосуды микроциркуляторного русла имеют тонкие стенки, которые включают базальную мембрану и эндотелиальные клетки. На уровне этих сосудов происходит обмен веществ между кровью и окружающей тканью.

Сосудистая система имеет анастомозы (путь коллатерального кровотока) между венами, артериями, а также артериоло-венулярные анастомозы.

Задание:

  1. Рассмотреть рисунок «Схема большого и малого кругов кровообращения» в атласе «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк) с.172, рис. 168. Зарисовать.

  2. Зарисовать «Схему микроциркуляторного русла» (атлас «Анатомия человека» М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк с.172, рис. 169).

  3. Зарисовать «Схему строения стенок артерии и вены» (атлас «Анатомия человека» М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк с.173, рис. 170).


Вопросы к занятию №7

  1. Строение спинного мозга. Серое и белое вещество. Проводящие пути. Оболочки спинного мозга. Спинно-мозговые нервы.

  2. Анатомо-морфологические особенности строения отделов головного мозга (продолговатого, заднего, среднего, промежуточного, конечного).

  3. Строение коры головного мозга и мозжечка.

  4. Черепные нервы. Локализация ядер.


^ Практическое занятие №7

Тема: Головной и спинной мозг

Цель: Изучить строение спинного и головного мозга, структуру серого и белого вещества, проводящие пути.

Оборудование: муляж головного мозга, таблицы, атлас «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк)

Основной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка или нейрон. Наряду с общими для всех живых клеток, нейрон имеет специфические структуры, обеспечивающие возможность выполнения функции проведения возбуждения. Нейрон состоит из тела и отростков. Отростки нервных клеток по функциональному значению делятся на два вида: дендриты и аксоны. Дендриты – короткие древовидноветвящиеся отростки, их функция состоит в приеме нервного возбуждения. Аксон проводит импульс от тела клетки и передает его на другой нейрон или на клетку рабочего органа. Все нервные клетки имеют только один аксон. Отростки нервных клеток в совокупности с покрывающими их шванновскими и миелиновыми клетками образуют нервные волокна. В соответствии с составом нервных волокон и особенностями их строения различают миелиновые и безмиелиновые нервные волокна.

Специализированный контакт двух нейронов, обеспечивающий одностороннее проведение возбуждения представлен синапсом. Морфологически в синапсе различают пресинаптическую и постсинаптическую части. Пресинаптическая часть характеризуется наличием синаптических пузырьков, содержащих медиатор. Участие в передаче нервного импульса определяется закономерным выбросом в синаптическую щель медиатора, что вызывает изменение проницаемости постсинаптической мембраны, волну деполяризации – генерацию нервного импульса.

Нервная система человека с анатомической точки зрения делится на два отдела: центральный и периферический. К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг, а к периферической – все нервные волокна и скопления нервных клеток, расположенных вне ЦНС.

С анатомо-функциональной точки зрения в нервной системе выделяют автономный (вегетативный) и соматический отделы. Автономная нервная система осуществляет регуляцию деятельности внутренних органов и обмена веществ. Соматическая нервная система регулирует сокращение поперечно-полосатой мускулатуры и обеспечивает чувствительность нашего тела.

Спинной мозг размещается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж, длиной 40-45 см и массой 34-38 г., имеет сегментарное строение. Сегмент – участок спинного мозга, которому соответствует две пары спинномозговых корешков или одна пара спинномозговых нервов. В спинном мозге выделяют 31 сегмент, из них 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 копчиковый сегменты, от которых отходит 31 пара спинно-мозговых нервов, иннервирующих скелетную мускулатуру и кожу. Спинно-мозговые нервы являются смешанными, т.к. содержат чувствительные и двигательные нервные волокна.

Головной мозг является важнейшим отделом ЦНС. От основания головного мозга отходят 12 пар черепномозговых нервов, которые связывают головной мозг со многими внутренними органами, мышцами лица, шеи, языка, глаз, а также обеспечивают поступление в головной мозг сенсорной информации от зрительных, вкусовых, обонятельных, слуховых рецепторов, вестибулярного аппарата, тактильных рецепторов кожи лица.

Большие полушария головного мозга – основная часть мозга, у человека они достигают наибольшего развития и составляют почти 80% от общей массы мозга. Большие полушария осуществляют регуляцию высших нервных функций, лежащих в основе всех психических процессов человека и ответственны за формирование условно-рефлекторных реакций. Общая площадь коры головного мозга около 1700-2000 см2. В состав коры головного мозга входит от 12-18 млрд. нейронов, образующих 6 слоев клеток, которые вместе с волокнами образуют поверхностный слой толщиной около 3 мм. Поверхность больших полушарий изрезана бороздами, между которыми находятся извилины. В каждом полушарии выделяют четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную. В коре головного мозга существует определенная специализация различных корковых зон, обеспечивающих контроль за осуществлением той или иной функции организма, т.е. имеется определенная локализация функций.

Задание:

  1. Рассмотреть рисунок «Схема расположения проводящих путей в белом веществе и ядер в сером веществе спинного мозга» в атласе «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк) с.224, рис. 205. Зарисовать. Выделить серое, белое вещество; восходящие и нисходящие проводящие пути спинного мозга.

  2. Рассмотреть муляж головного мозга, рисунок «Головной мозг. Сагиттальный разрез» в атласе «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк) с.227, рис. 208. Зарисовать. Выделить пять отделов мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный, конечный) и структуры ствола мозга.



^ Практическое занятие №8

Тема: Автономная нервная система. Органы чувств.

Цель: Изучить основные особенности строения автономного отдела нервной системы. Изучить строение органов чувств.

Оборудование: муляжи органа зрения, органа слуха и равновесия, таблицы, атлас «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк)

По И.П. Павлову анализатор-это нераздельная в функциональном отношении система, состоящая из трех звеньев: периферического отдела, проводникового и коркового. Периферический отдел анализатора состоит из специализированных чувствительных образований - рецепторов. В процессе эволюции разные рецепторы под воздействием условий внешней среды специализировались в отношении наиболее тонкого восприятия тех или иных определенных воздействий. Эти воздействия стали для них адекватной формой раздражения. Например, для рецепторов глаза адекватным раздражителем стали электромагнитные колебания в диапазоне волн с длиной от 0,3 до 0,85 мкм.

Второе звено анализатора – проводниковое, проводит возбуждение от рецепторов по центростремительным путям в кору больших полушарий.

В третьем звене анализатора – корковом происходит тончайший анализ и синтез раздражений, сигнализируемых через периферический конец анализатора в кору головного мозга из внешнего мира и из внутренней среды организма.

К анализаторам, при помощи которых происходит анализ внешнего мира, относятся слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный, анализатор пространства. При помощи анализаторов, рецепторный аппарат которых расположен в мышцах, сухожилиях, связках и внутренних органах анализируются раздражения, возникающие в самом организме.

Задание:

  1. Рассмотреть муляж глазного яблока, рисунок «Схема строения глазного яблока. Горизонтальный разрез» в атласе «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк) с. 270, рис. 239. Зарисовать. Выделить оболочки и среды глазного яблока.

  2. Рассмотреть рисунок «Схема строения улиткового протока и спирального (кортиева) органа» в атласе «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк) с. 274, рис. 243. Зарисовать.

  3. Рассмотреть рисунок «Орган равновесия и детали его строения» в атласе «Анатомия человека» (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк) с. 276, рис. 246. Зарисовать.



Практическое занятие №9

Коллоквиум по теме «Нервная система. Органы чувств».

Вопросы к коллоквиуму:

1. Общий план строения нервной системы. Основные морфоло­гические элементы нервной системы.

2 Анатомо-морфологические особенности строения спинного мозга.

3. Оболочки и межоболочечные пространства спинного и головного мозга.

4. Анатомо-морфологические особенности строения продолговатого мозга.

5. Анатомо-морфологические особенности строения заднего мозга.

6. Анатомо-морфологические особенности строения среднего мозга.

7. Анатомо-морфологические особенности строения промежуточного мозга.

8. Анатомо-морфологические особенности строения переднего мозга.

9. Основание головного мозга. Кровообращение головного мозга.

10. Двенадцать пар черепномозговых нервов. Основная их функция.

11. Вегетативный отдел нервной системы. Симпатический и парасим­патический отделы.

12. Анатомо-морфологические особенности строения органа зрения.

13. Анатомо-морфологические особенности строения органа слуха.

14. Анатомо-морфологические особенности строения органа равновесия.

15. Анатомо-морфологические особенности строения органа вкуса и обоняния.

16. Развитие нервной системы и органов чувств в онтогенезе как отражение филогенеза.

Примерные варианты тестовых заданий:

1. Обонятельная область расположена в полости носа:

    1. в области верхней носовой раковины

    2. в области средней носовой раковины

    3. в области нижней носовой раковины

    4. в области среднего носового хода

    5. в области нижнего носового хода

2. Укажите протоки, которые открываются на большом сосочке двенадцатиперстной кишки:

  1. проток поджелудочной железы

  2. общий желчный проток

  3. общий печеночный проток

  4. пузырный проток

3. Зрительный нерв формируют аксоны

А - биполярных клеток сетчатки

Б - колбочковидных клеток сетчатки

В - палочковидных клеток сетчатки

Г - ганглиозных клеток сетчатки

Д - пигментных клеток

4. Центры парасимпатического отдела автономной нервной системы расположены в:

А – грудных сегментах спинного мозга

Б – поясничных сегментах спинного мозга

В – продолговатом мозге

Г – крестцовых сегментах спинного мозга

5. Установите соответствие между химическим составом костей и их процентным соотношением:

1. неорганические вещества А. 60-70%

2. органические вещества Б. 30-35%

3. микроэлементы В. 10-20%

Г. 0,001%

Д. 0,1%


Латинские названия:

  1. columna vertebralis - позвоночный столб,

  2. sternum - грудина,

  3. thorax – грудная клетка

  4. costae - ребра,

  5. manus - кисть,

  6. pedis – стопа

  7. os – кость

  8. cranim - череп

  9. os occipitale – затылочная кость

  10. os sphenoidale – клиновидная кость

  11. os ethmoidale – решетчатая кость

  12. os temporale – височная кость

  13. os parietale – теменная кость

  14. os frontale – лобная кость

  15. maxilla – верхняя челюсть

  16. clavicula – ключица

  17. scapula - лопатка

  18. glandulae - железы

  19. cavitas oris – полость рта

  20. lingua - язык

  21. dentes - зубы

  22. pharynx – глотка

  23. oesophagus - пищевод

  24. ventriculus, gaster - желудок

  25. hepar – печень

  26. pancreas – поджелудочная железа

  27. cavitas nasi – полость носа

  28. larynx – гортань

  29. trachea - трахея

  30. pulmones - легкие

  31. ren - почка

  32. vesica urinaria – мочевой пузырь

  33. urethra – мочеиспускательный канал

  34. testis - яичко

  35. organa genitalia – половые органы

  36. ovarium - яичник

  37. glandula thyroidea – щитовидня железа

  38. cor - сердце

  39. medulla spinalis – спинной мозг

  40. encephalon – головной мозг

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Выполнить задание №101 на с. 66 в рабочей тетради. Подготовьте двух докладчиков. 1 Строение скелета

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Тема «Строение скелета»

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Тема: «Строение и функции скелета человека»

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Реферат по биологии на тему: «Первая помощь при травмах скелета»
Позвоночный столб является не только основной частью всего скелета, но и футляром для спинного мозга....
Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Тема: Общая остеология. Обзор скелета. Понятие о плоскостях. Начальная терминология Анатомия наука

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Общий план строения позвоночника. Строение и виды суставов. Грудная клетка. Ребра и грудина. Скелет

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Тестовое задание 12 билет. Аппарат опоры и движения. Скелет человека. Его строение и функции. Профилактика

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Тема. Возрастные особенности скелета человека. Соединение костей

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Тема урока: «Местообитание, особенности внешнего строения скелета земноводных, пресмыкающихся»

Тема: Строение скелета туловища и конечностей icon Тема урока: Особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы