Хрестоматия icon

Хрестоматия





НазваниеХрестоматия
страница1/36
Дата04.05.2013
Размер5.16 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ХРЕСТОМАТИЯ







УДК 159.9 Печатается по решению редакционно-

ББК 88. 4 - 3 я 73 издательского совета ТГПИ им. Д.И.Менделеева

К 58


Специальная психология: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Э.П.Кожевникова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006. – 187 с.


Настоящая хрестоматия адресована студентам и преподавателям для работы по курсу «Специальная психология». Информационный материал, помещенный в хрестоматии, поможет в теоретической и методической подготовке спецалистов к психолого-педагогической, социально-психологической и коррекционной работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии. В хрестоматию вошли работы психологов по проблемам пато- и нейропсихологии, посвящённые психологическому изучению аномального развития на различных этапах онтогенеза и его коррекции.


Рецензенты: доктор психологических наук, профессор О.К.Агавелян

кандидат психологических наук Н.А.Нестер


^ ISBN

© Кожевникова Эльвира Петровна, 2006

© ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006

СОДЕРЖАНИЕ


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ……………………………………………………………………………...5


^ РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ…………………………………………….......................................7


ЗЕЙГАРНИК Б.В. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР……………………………………………………………..7

БЛЕЙХЕР В.М., КРУК И.В., БОКОВ С.Н. ПАТОПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ……………………………………………………………………………………………...11

ЛУРИЯ А.Р. ДЕФЕКТОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ……………………………………………………..13

ЛУБОВСКИЙ В.И. Л.С.ВЫГОТСКИЙ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ………………………..17

ВЫГОТСКИЙ Л.С. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ……………………………....21

МОРОЗОВА Н. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА……………………………………………………………………………………………………..27


^ РАЗДЕЛ 2. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ……………30


ХОМСКАЯ Е.Д. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ МОЗГА…………………………………….30

ПЕВЗНЕР М.С. КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РАЗВИТИЯ ………………………………………………………………………………………………….41

БЛЕЙХЕР В.М., КРУК И.В., БОКОВ С.Н. ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАКРЫТОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ…………………………………………………………………………………………………….46

ГУРЬЕВА В.А. РАННИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ…50

ХУДИК В.А. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ………………………………………………………………...51

ЯСЮКОВА Л., МУЛЯР О. НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………………………………………52


^ РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………56


ЛЕБЕДИНСКИЙ В.В. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА…….56

АСТАПОВ В.М. АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)…………………………...65

ХУДИК В.А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АНОМАЛИЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В СВЕТЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ……………………………………………………………..68

КОВАЛЕВ В.В. ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………..79

ЕРМОЛИНА Н.В. ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ НЕРВНОСТИ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………………………………………...84

АСТАПОВ В.М. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ……………………………………………………………………………………………………...93

БЛЕЙХЕР В.М., КРУК И.В., БОКОВ С.Н. ОЛИГОФРЕНИЯ………………………………………...102

УЛБЕНКОВА У.В. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ………………………………………………………………………………………..106

МАСТЮКОВА Е.М. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………………………………………………………...110

ЕРЕМЕЕНКОВА С.А. ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ МОТОРИКИ НА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП………………………………………………………………...116

СТЕПАНОВ С. НЕУЛОВИМЫЙ ФЕНОМЕН…………………………………………………………..117


^ РАЗДЕЛ 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ…………….121


МАКУШИНА О.П. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………………………………………………...121

ГОРЬКОВАЯ И.А. САМООЦЕНКА И САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С УСТОЙЧИВЫМ ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ…………………………………………………………………122

ГРЕЦОВ А.Г. ВЛЕЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРЕДПОСЫЛКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ……………………………....124

ЕРМОЛИН А.В. ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ В СОЗНАНИИ СТРУКТУРЫ МОТИВА АГРЕССИВНОГО ПОСТУПКА У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………..125

РАСЧЕТИНА С.А. ДЕВИАНТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ…………………..126

ЛИЧКО А.Е., БИТЕНСКИЙ В.С. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………………………………..128

ЛИЧКО А.Е., БИТЕНСКИЙ В.С. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОПСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РАННЕГО АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ…………………………………………….130

ХУДИК В.А. АНОМАЛИИ ЛИЧНОСТИ И АКЦЕНТУАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ В АСПЕКТЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ…...146


^ РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ………………………………………..157


СПИВАКОВСКАЯ А.С. ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КАК ОСОБОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………………………………………………………....157

КОМОГОРКИН В.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЛАБОВОЛЬНЫМ ШКОЛЬНИКАМ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА……………………………………………………………………………......158

ФАЛЕЙТОР Н.В. ПОСТРОЕНИЕ ПОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ…………………………………………………………………………………………….159

ДОРОЖКИНА О.А., КАЛИНИНА Е.А., КУЛАКОВА Р.А. АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ…………………………………………………………………………………………….160

КАЛАШНИКОВА М.Б. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………………………………………161

ЛИОЗНОВА Е.В. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТНОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ПОДРОСТКОВ……………………………………...162

БЕЛАН Е.Е. ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ ДЕПРИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………………………………...163

ВАСИЛЬЕВА Е.Н. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С АНОМАЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………………164

КРАВЧЕНКО Н.Е. СВОЕОБРАЗИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………….164

ЧЕРЕДНИЧЕНКО Т.Е., СТРАБАХИНА Т.Н., АРХИРЕЕВА Т.В., СОЛОДОВА В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ...........................................................................................................................................................166

ЩЕГОЛЕВА В.С. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………167

ГУРЬЕВА В.А. ДЕПРИВАЦИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………..168

ГУРЬЕВА В.А. УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗРАСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ……………………………………………………………………………………………171

ПАВЛИЙ Т.Н. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………………186


^ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО


Данная хрестоматия является учебным пособием по дисциплине «Специальная психология», которая занимает особое место в цикле психологических дисциплин, так как раскрывает основные законы и особенности нарушений психического развития детей. Данная учебная дисциплина изучается после курсов по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии, кроме того, у студентов уже имеются базисные знания по возрастной физиологии, необходимые для понимания нейрофизиологических основ психической деятельности. Данный курс логически связан с курсом коррекционной педагогики.

Цель курса «Специальная психология» состоит в формировании у будущих учителей представлений о психофизиологических механизмах аномального развития детей, раскрытии закономерностей системогенеза вторичных нарушений, являющихся основными в аномальном развитии, расширении границ воспитания и обучения детей и подростков, имеющих те или иные отклонения от нормы развития.

Хрестоматия содержит материалы из научных статей, монографических работ, учебных пособий. Отобранный материал соответствует основным разделам, изучаемым в курсе «Специальная психология», и содержит информацию о дизонтогенетических проявлениях и пограничных патопсихологических состояниях. Истинные психические заболевания не являются предметом изучения данного курса, т. к. относятся к области большой психиатрии и рассматриваются в курсах клинической патопсихологии и психиатрии.

В повседневной педагогической деятельности учителю приходится иметь дело в основном с «социальными последствиями» болезни, проявляющимися в поведении ребенка, его отношении к деятельности, к другим людям и самому себе. На современном этапе при ухудшении экологии окружающей среды (воздуха, воды, продуктов питания), «экологии мозга» (информационной перегрузки мозга), перенасыщенности жизни стрессовыми ситуациями увеличивается удельный вес биологических факторов («отягощенная» наследственность, мозговые нарушения, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.), которые приводят к формированию вторичных нарушений (социально-психологических и личностных).

В литературе накоплено много фактов, доказывающих наличие существенных биологических сдвигов в развитии организма, произошедших под влиянием социальных факторов. К таким биологическим сдвигам можно отнести процесс более раннего созревания и более позднего начала инволюции, изменение структуры заболеваемости и «омоложение» некоторых заболеваний, в том числе и хронических.

Понимание учителем биологической сущности организма в тесной связи с психической деятельностью в норме и при патологии позволит грамотно, на научной основе объяснить те или иные проявления в поведении, деятельности и личностном развитии детей и подростков с отклонениями в развитии, а значит, предотвратить многие педагогические ошибки в их воспитании и обучении.

Изучение студентами педагогических специальностей проблематики аномального развития и различных форм дизонтогенеза способствует формированию у них педагогической направленности, интереса к индивидуальным, лич­ностным и возрастным особенностям детей с нарушениями в развитии. Изучение данной учебной дисциплины способствует развитию у студентов научного мышления, формированию ценностного отношения к детству как особому самостоятельному периоду в жизни человека и осознанию ценности человека как такового, укреплению гуманистической позиции будущего учителя.

Хрестоматия составлена в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания дисциплины. По завершении курса «Специальной психологии» студент приобретает знания об основной системе понятий психологии «аномального» развития, об истории становления специальной психологии и её месте в системе психологического знания, об истории развития взглядов на картину дизонтогенеза в психологии, об основных формах психического дизонтогенеза и их психологических характеристиках, об общих и специфических закономерностях психического дизонтогенеза и о путях психологической коррекции «аномального» развития детей.

Изучение теоретического материала способствует развитию умений и навыков студента в аспекте педагогической деятельности: умению анализировать многообразные подходы к пониманию «аномального» развития ребенка; оценивать значимость возрастных особенностей психического развития для организации условий обучения и воспитания детей со специфическими нуждами; разрешать практические педагогические ситуации, опираясь на знания психологических особенностей детей с нарушениями в развитии; создавать своевременно благоприятные условия для коррекционного психического и духовного развития ребенка; проводить психологическое обследование детей с разными вариантами аномального развития; оказывать психологическую поддержку детям со специфическими нуждами разного возраста; организовывать деятельность и общение детей, способствующие формированию у них психологических новообразований.

Представленный в хрестоматии материал разделен на пять частей (разделов).

В 1 разделе «Развитие специальной психологии и основные проблемы нарушений развития детей» представлен исторический обзор развития таких смежных наук как нейропсихология, патопсихология, клиническая и медицинская психология, дефектология и психология. Студент имеет возможность ознакомиться с именами ведущих отечественных ученых в этих областях. Особое внимание уделено роли выдающегося советского психолога Л.С.Выготского как основоположника специальной психологии в России. Студенты имеют возможность получить представление о работе службы специальной психологической помощи в системе образования, которая, в отличие от службы практической психологии образования, ориентирована на решение проблем детей, имеющих отклонения в развитии.

Во 2 разделе «Нейропсихологические основы нарушения развития» изложены основные принципы строения мозга и положения теории локализации высших психических функций человека, опирающиеся на сравнительно-анатомические, физиологические данные и результаты клинических наблюдений. Уделено внимание актуальной проблеме минимальных мозговых дисфунций в возникновении различных форм дизонтогенеза, личностных и поведенческих нарушений.

В 3 разделе «Характеристика различных форм нарушений психического развития детей и подостков» представлены исследования известных патопсихологов, в которых дается психологический анализ дизонтогенеза и характеристика его различных форм, а также общие закономерности возникновения и развития психических расстройств и онтогенетические особенности организма, головного мозга и психики, соответствующие определенному возрастному периоду, ведущие к тем или иным отклонениям в психическом развитии.

В 4 разделе «Психофизиологические особенности подосткового возраста и их влияние на формирование отклоняющегося поведения» рассматриваются различные формы девиаций в зависимости от физиологических, психических, социально-психологических и личностных особенностей подросткового возраста. Приведены современные исследования девиантных тенденций в подростковой среде. Характеризуются аномалии личности и причины их возникновения.

В 5 разделе «Психологическая помощь и коррекция нарушений психического развития детей и подростков» предлагаются некоторые подходы к организации обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Показаны функции семьи, педагогов и психологов в работе с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в развитии. Особое внимание уделено принципу интеграции аномальных детей в общество.


Кожевникова Э.П.

к. психол. н., доцент кафедры психологии

ТГПИ им. Д.И.Менделеева
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы