|
Скачать 133.19 Kb.
|
Первая помощь пострадавшему при утопленииСогласно статистике, ежегодно в мире от утопления погибают 250—300 тыс. человек. Около 38% из них составляют дети. При этом нередко смерть пострадавшего на воде человека наступает из-за несвоевременно или неправильно оказанной ему на месте происшествия первой помощи. Наиболее часто тонут люди, не умеющие плавать или плавающие недостаточно хорошо. Однако и хороший пловец может стать жертвой несчастного случая на воде при незнании возможных опасностей или пренебрежении ими. Опасности на воде бывают связаны с факторами внешней среды и с состоянием организма пловца, а также с неправильными действиями потерпевшего в экстремальной ситуации. Потенциально опасными внешними факторами при плавании или нырянии в незнакомом месте могут быть неровное, обрывистое дно, неизвестная глубина, быстрое подводное течение, очень холодная вода (особенно если тело пловца разогрето солнцем или физической работой), близость движущихся или стоящих на якоре судов и т. п. Несчастный случай на воде может возникнуть вследствие нарушения состояния организма человека (в связи с недавно перенесенным заболеванием, физическим или психическим переутомлением, эмоциональным напряжением, физиологическими циклами и т. п.). Причиной утопления может стать внезапная потеря сознания (обморок, приступ эпилепсии, ушиб головы с сотрясением мозга или другая тяжелая травма, острая сердечно-сосудистая недостаточность), переутомление при заплыве на дальнее расстояние, непривычное, быстрое погружение в глубину, а также шалости, хулиганство, нарушение правил пользования лодками, плавание на досках, бревнах, использование человеком, не умеющим плавать, неисправного надувного предмета и т. п. Нередко причиной утопления служит состояние алкогольного опьянения. К роковому исходу часто приводят неправильные действия потерпевшего при появлении мышечных судорог, в связи с охватывающим его паническим состоянием. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек хорошо умел оказать себе в этом случае необходимую помощь. Очень большую опасность при недостаточном опыте или при нарушении правил представляет собой подводное плавание. Например, при пребывании под водой или проныривании с максимально длительной задержкой дыхания, (особенно если этому предшествует излишняя гипервентиляция) или при неправильном использовании комплекта № 1 (маски, дыхательной трубки и ласт) может произойти внезапное нарушение сознания и, как следствие этого, утопление. Главным условием при организации и проведении занятий на воде с детьми является обеспечение безопасности; необходимо максимально исключить все, что может оказаться причиной несчастного случая. Место для занятий оборудуется вдали и выше по течению от стоков и мест, отведенных для стирки белья и водопоя скота. Подходы к естественному водоему, в котором планируется проводить занятия (по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией), должны иметь пологий спуск. Ширина прибрежной полосы— не менее 8 м. Дно должно быть плотным, полог им достаточно ровным, очищенным от посторонних предметов. Глубина—70—120 см (в зависимости от возраста занимающихся), скорость течения воды— не более 10 м в мин. Выбранный участок огораживается поплавками или флажками, окрашенными в яркие цвета. Размеры участка зависят от глубины и ширины водоема, но не должны превышать по длине (вдоль берега) 25 м, по ширине—10—15 м. Участок акватории, отведенный для плавания детей младших возрастных групп, рекомендуется оградить изгородью из прутьев (или шестов). Место для занятий оборудуется спасательным инвентарем (спасательные шесты, круги или шары, спасательная шлюпка и др.), исправность которого периодически проверяется. На берегу желательно установить сигнальную мачту с цветными шарами или флагами. Перед каждым занятием инструктор по плаванию должен проверить глубину водоема и состояние дна. На занятиях обязательно присутствие медицинского работника с набором средств неотложной помощи. К занятиям допускаются дети, получившие разрешение врача. Девушки в период менструаций освобождаются от плавания, Комплектование групп производится с учетом возраста и плавательной подготовленности. В каждой группе—не более 12 человек, Необходимо соблюдать твердый график движения детских групп (отрядов) к месту занятий по плаванию, а также строго определенное расположение их на берегу водоема. Занятия со старшими школьниками проводятся при температуре воды не ниже +18°, с остальными детьми при +24° или выше и при температуре воздуха +22—24°. Продолжительность пребывания в воде увеличивается постепенно с 5 до 20 мин. для младших школьников и с 8—10 до 30— 40 мин. для старших. При появлении признаков переохлаждения (посинение губ, дрожь, жалобы на холод) надо немедленно выйти из воды, растереться полотенцем и одеться. Занятия по плаванию можно проводить не ранее, чем через 1—1,5 часа после приема перед началом занятий в воде и сразу после окончания обязательна перекличка присутвующих (с участием дежурного и вожатого). Входить в воду и выходить на берег дети должны только по разрешению инструктора другого ответственного лица. По окончании занятий подается звуковой сигнал. ![]() ![]() ![]() Рис. з ![]() Рис. 6 Рис. 2 несчастных случаев на воде. Желательно организовать обучение детей самопомощи и 1мопомощи на воде. ^ необходимо быстрое и рациональное использование спасательных средств. В случае утопления резким рывком и поворотом одной или обеих их рук в стороны больших пальцев рук тонущего. При захвате сзади за шею двумя рук< нужно с силой развести большие пальцы | пострадавшего в стороны, после чего, удерживая за руку, повернуть его к себе спиной. При захвате за шею спереди следует упереться одной или двумя руками в подбородок пострадавшего и с силой оттолкнуть его. При необходимости можно прибегнуть и к помощи ног, упираясь ими в грудь утопающего. Освобождение от захватов за туловище поверх рук производится посредством быстрого разведения рук спасателя в стороны вверх и погружения его в глубину. Для исключения повторных захватов необходимо удерживать пострадавшего за руку к себе спиной. Если утонувший находится на дне водоема, спасатель должен взять его за руки, за волосы или под руки и, оттолкнувшись от дна, всплыть на поверхность. Затем, удерживая над водой лицо пострадавшего, нужно быстро транспортировать его к берегу, одновременно начиная оказывать первую медицинскую помощь. ^ (при необходимости возможно их чередование): 1) продев свою руку под руку и спину спасаемого, взять его за другую руку и плыть на боку; 2) взять пострадавшего за подбородок обеими руками и плыть брассом на спине; 3) удерживая пострадавшего за подбородок одной рукой, плыть на боку; 4) если пострадавший находится в бессознательном состоянии, то его можно транспортировать, удерживая за волосы. ^ необходимо: максимально раннее ее начало, строжайшая экономия времени, обоснованность производимых действий, их четкая последовательность, непрерывность и технически правильное выполнение. Стремясь к минимальной потере времени, нужно, вместе с тем, бережно обращаться с пострадавшим (оберегать от ударов, особенно голову). На берегу или на бортике бассейна следует обеспечивать доступ к нему свежего воздуха (удалить лишних людей, открыть окна и двери и т. д.), а также необходимые температурные условия. При отсутствии дыхания и работы сердца нельзя массировать и согревать тело пострадавшего; наоборот, полезно охлаждение, особенно головы и шеи. ^ должно соответствовать состоянию пострадавшего. При спасении в самом начальном периоде утопления, когда сознание еще не нарушено, пострадавшего надо успокоить и согреть (снять мокрую одежду, досуха обтереть, укутать, дать горячего чая или кофе). Если пострадавший без сознания, то нужно сразу после извлечения его головы из воды отклонить ее максимально кзади и сделать ему вдувание воздуха через нос (по способу искусственного дыхания «изо рта в нос»). При транспортировке, удерживая голову в отклоненном назад положении, следует периодически повторять эти вдувания. Однако нужно помнить, что если пострадавший имеет травму головы (которой нередко сопутствует перелом позвоночника в шейном отделе), то поворачивать его голову (как на воде, так и на суше) ни в коем случае нельзя. При этом проведение искусственного дыхания во время транспортировки непосредственно по воде противопоказано. После извлечения тела пострадавшего из воды спасатель должен, поддерживая его голову в отклоненном назад положении, быстро установить наличие (или отсутствие) самостоятельного дыхания. ^ являются: 1) движения груди и живота, соответствующие вдоху и выдоху; 2) шум выдоха (шипящий звук) около рта и носа. Отсутствие дыхания характеризуется кроме потери сознания и утраты указанных признаков вдоха и выдоха изменением цвета кожных покровов (посинение или бледность). Если у пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, имеется достаточно хорошее самостоятельное дыхание и работает сердце (прощупывается пульс), его нужно положить с отведенной назад головой, приподняв ноги под углом около 45°, расстегнуть одежду и поднести к носу вату или какую-либо ткань, смоченную нашатырным спиртом. Давать пострадавшему вдыхать нашатырный спирт прямо из флакона нельзя, так как это может привести к ожогу слизистой оболочки носа и глаз. Одновременно следует согреть тело пострадавшего (растереть грудь, руки, ноги, укутать во что-то теплое и т. д.). В связи с возможностью внезапного ухудшения состояния пострадавшего за ним необходимо постоянное медицинское наблюдение. При отсутствии или значительном нарушении дыхания у пострадавшего нужно сразу продолжить проведение искусственного дыхания (в лодке, на плоту, на ближайшем участке берега), предварительно быстро обеспечивая проходимость дыхательных путей для воздуха (устраняя помехи). Помеха со стороны запавшего языка, закрывающего отверстие гортани, устраняется максимальным (но не чрезмерным) отклонением головы назад, дополняемым, при необходимости, выдвижением нижней челюсти вперед (эти приемы будут описаны ниже). Если же у пострадавшего имеется травма головы (отклонять ее в этом случае нельзя), то язык, обернутый тряпочкой или марлей, извлекают изо рта, отводят в сторону и в таком положении фиксируют. Препятствием для воздуха могут служить также оказавшиеся во рту и горле пострадавшего рвотные массы, слизь, сгустки крови, песок, водоросли и т. п. Все это быстро удаляют указательным и средним пальцами, которые можно обернуть, например, носовым платком. Если челюсти пострадавшего плотно сомкнуты (зубы сжаты), то для экономии времени, не открывая его рта, делают попытку проведения искусственного дыхания способом «изо рта в нос». (Нужно иметь также в виду, что искусственное дыхание способом «изо рта в рот» можно проводить, используя межзубные щели.) Если же, несмотря на технически правильное выполнение вдуваний, воздух не проходит в легкие пострадавшего (нет соответствующих движений грудной клетки и шума выдоха), то необходимо открыть его рот и восстановить проходимость дыхательных путей. Для разведения сжатых зубов достаточно надавить указательными и средними пальцами на нижнюю челюсть (за мочками ушей), выдвигая ее вперед, а большими пальцами оттянуть вниз подбородок (рис. 1). При необходимости для размыкания зубов используют какой-либо плоский предмет (ручка ложки, пряжка ремня и т. п.), который вводят между верхними и нижними зубами в углу рта. В образовавшуюся щель вставляют сбоку прокладку (палочка, пробка, свернутый кусок ткани и пр.), чтобы зубы не сомкнулись снова. Еще одной помехой при проведении искусственного дыхания может оказаться вода, зап0олнившая дыхательные пути пострадавшего. Это бывает при так называемом истинном утоплении (когда человек, находящийся в сознании, тонет из-за неумения плавать, потери сил и т. п.), а также при утоплении, связанном ~ с излишне длительной задержкой дыхания при плавании под водой. При этих видах утопления происходят непроизвольные глубокие дыхательные движения под водой, вызывающие засасывание воды в легкие. Внешним проявлением истинного утопления служит значительно выраженная синюшная окраска кожи. Другие виды утопления связаны с первоначальной потерей сознания и сопровождаются спазмом гортани, препятствующим попаданию воды в дыхательные пути. В этих случаях внешним признаком является бледность или неярко выраженная синюшность кожных покровов пострадавшего. Попытка удаления жидкости из верхних дыхательных путей (удаление воды из легких невозможно, так как она быстро всасывается в кровь, а в легких образуется пена) производится после двух-трех безуспешных вдуваний воздуха пострадавшему через нос или через рот (при отсутствии других помех). Для этого его тело нужно повернуть животом книзу и поднять нижнюю часть туловища, создавая его наклон в сторону головы (взяв за область таза или положив нижней частью грудной клетки на бедро своей ноги, согнутой в колене), а голову отклонить назад. На выливание жидкости можно затрачивать лишь несколько секунд. В период проведения первых вдуваний воздуха пострадавшему надо быстро устранить давление его одежды на шею, грудь и живот. Сделав 4—5 успешных учащенных вдуваний воздуха в легкие пострадавшего, необходимо быстро оценить работу сердца. ^ 1) отсутствие пульса на сонной артерии; 2) максимальное расширение зрачков и отсутствие их реакции на действие света (при попадании света зрачок не уменьшается). Для оценки работы сердца надо кончиками г пальцев одной руки соскользнуть со средней линии шеи в сторону и назад, под боковую (грудино-ключично-сосцевидную) мышцу, под которой снизу вверх проходит сонная артерия. Одновременно можно другой рукой приподнять верхнее веко и проверить ширину зрачка, а также его реакцию на свет. При наличии признаков прекращения эффективной работы сердца (состояние клинической смерти) следует немедленно приступить к непрямому (наружному) массажу сердца на фоне искусственного дыхания (силами одного или двух спасателей — рис. 2). В настоящее время наиболее эффективными способами проведения искусственного дыхания признаны способы «изо рта в нос» и «изо рта в рот». ^ (рис. 3). Положение пострадавшего горизонтальное, на спине. Спасатель — сбоку у его головы, на коленях. Расположив ладонь одной руки за подбородком пострадавшего, спасатель прижимает его нижнюю челюсть к верхней и подтягивает ее кпереди, а большим (или указательным) пальцем смыкает губы. Ладонью другой руки, лежащей на темени пострадавшего, спасатель максимально (но не чрезмерно) отводит назад его голову. Сделав вдох и задержав дыхание, спасатель плотно охватывает губами нижнюю часть носа пострадавшего и делает быстрый, энергичный (но не резкий) выдох. При этом грудная клетка пострадавшего расширяется (искусственный вдох). Затем спасатель быстро отводит от лица пострадавшего свою голову, освобождает от давления его губы и нижнюю челюсть, тем самым создавая условия для пассивного выхода воздуха из легких пострадавшего через рот (выдох). В то же время спасатель зрительно контролирует успешность вдувания по соответствующим движениям передней грудной стенки. Продолжительность каждого вдувания — около 1 сек., продолжительность паузы — не менее 2—3 сек. Частота вдуваний пострадавшему ребенку — 20—25 раз в мин., юноше (взрослому)—12—18 раз в мин. Объем воздуха, вдуваемого ребенку,— около 500 мл., взрослому— 1000—1500 мл. При каждом вдувании грудная клетка пострадавшего должна расширяться так же, как при обычном углубленном дыхании. Слишком большой объем вдуваемого воздуха представляет опасность для его жизни. (Наибольший объем воздуха, выдыхаемого хорошо тренированным человеком, достигает 6000—7000 мл и более!) ^ (рис. 4). Ладонью, подложенной под шею пострадавшего, спасатель приподнимает ее кверху, а ладонью другой руки, лежащей на лбу пострадавшего, отводит его голову кзади, одновременно сжимая между большим и указательным пальцами нижнюю часть носа. Сделав вдох и задержав дыхание, спасатель широко открывает рот, плотно охватывает своими губами слегка приоткрытый рот пострадавшего и делает энергичный выдох. Затем сразу отводит свою голову от лица пострадавшего, обеспечивая необходимую паузу для выхода воздуха из его легких. Одновременно он зрительно контролирует движения грудной клетки пострадавшего. ^ применяется для создания в организме пострадавшего искусственного кровообращения с целью предотвращения' гибели жизненно важных органов, наиболее чувствительных к кислородному голоданию (прежде всего—головного мозга), и для восстановления самостоятельной работы сердца. ^ Положение пострадавшего—на спине, на плотной, непрогибающейся поверхности (земля, бортик бассейна и т. п.); живот освобожден от давящей одежды (пояс, ремень и т. п.); ноги желательно приподнять (под углом 30—40°). Положение спасателя — около груди пострадавшего, на коленях. Производятся ритмичные, толчкообразные надавливания на грудину пострадавшего, каждое из которых вызывает сжимание сердца и выталкивание из него крови в сосуды. В периоды пауз между толчками кровь вновь заполняет полости сердца. Для достижения наибольшего эффекта и предупреждения тяжелейших осложнений (переломы ребер, грудины, повреждение легких, диафрагмы, сердца, разрыв печени, желудка и пр.), которые могут привести к мгновенной гибели пострадавшего, необходимо технически точное выполнение массажных толчков в строго определенном их соотношении с вдуваниями воздуха в легкие. Массажные толчки нужно производить только во время выхода воздуха из легких пострадавшего (когда начинает опускаться передняя грудная стенка). После каждого вдувания воздуха ребенку нужно делать 4 толчка, взрослому—5 толчков. (Если помощь оказывает один человек, то для экономии сил допустимо делать подряд 2 вдувания (ускоренно), а затем—12—15 массажных толчков.) Детям дошкольного и младшего школьного возраста непрямой массаж сердца можно проводить одной рукой, детям же более старшего возраста и взрослым — обеими руками, с привлечением мышцы и массы всего тела. Руки — прямые, плечевой пояс нависает над местом, на которое оказывается давление. Направление массажных толчков — строго вертикальное. Давление осуществляется верхней частью ладони на определенный участок грудины: у дошкольников и младших школьников — между средней и нижней ее третями, у детей более старшего возраста и взрослых — на нижнюю треть, немного выше (примерно на ширину двух пальцев) места прикрепления «мечевидного» отростка (рис. 5). Важно, чтобы остальная часть ладони и пальцы не давили на ребра — это может привести к тяжелой травме. Пальцы должны быть расположены под прямым углом к средней линии тела пострадавшего. Ладонь другой руки, усиливающей давление, накладывается на кисть, прилегающую к грудине, в поперечном направлении (рис. 6). Массажные толчки производятся довольно быстро—за 0,3 сек., но не резко, а мягко. Для обеспечения полноценной паузы между толчками прекращать давление на грудину можно сразу полностью (не отрывая от нее ладони). Сила давления должна быть такой, чтобы грудина ребенка прогибалась на 3 см, юноши и взрослого—на 4—5 см. Частота толчков для ребенка—70—100 в мин. (в зависимости от его возраста). ^ пульсовые колебания стенок артерий при каждом массажном толчке, постепенное порозовение кожных покровов, сужение зрачков и появление реакции их на свет. ^ необходимая для оживления пострадавшего, различная — от нескольких минут до нескольких часов. Мероприятия по оживлению можно прекращать лишь в случае восстановления полноценной самостоятельной работы сердца и достаточно правильного (по глубине и ритму) самостоятельного дыхания. Но и после этого необходимо вести постоянное наблюдение за состоянием пострадавшего, оставляя его в горизонтальном положении с отведенной назад головой, Пострадавшего от утопления следует срочно доставить в больницу (даже если его состояние стало хорошим), в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений. В случае неэффективности мероприятий по оживлению прекращать оказание помощи пострадавшему можно только после наступления биологической (окончательной) смерти,, установленной квалифицированным медицинским работником, а когда прибытие медицинского работника не ожидается — только после выявления у пострадавшего абсолютных признаков биологической смерти: трупных пятен (пятна от розового до сине-багрового цвета различной величины, располагающиеся на наиболее низко лежащих поверхностях тела) и трупного окоченения (постепенно нарастающей тугоподвижности в суставах). Предупреждение несчастных случаев на воде и готовность к своевременному и правильному оказанию общедоступной первой помощи пострадавшему — долг каждого человека, и прежде всего специалиста по физической культуре. . |