СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель проф. комитета Директор МОУ СОШ № __
_______________ __________ ____________ _________
«___»________________200___г. «___»_____________200___г.
ИНСТРУКЦИЯ № 11
по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
Опасные производственные факторы:
химические ожоги при роботе с химреактивами;
термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками и нагревании жидкостей;
порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой режущим и колющим инструментом;
отправления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
После окончания лабораторных и практических работ тщательно вымыть руки с мылом.
^
Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
Проверить исправность оборудования, инвентаря, целостность лабораторной посуды.
-
^
Точно выполнять указания учителя ( преподавателя ) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
При использовании режущих и колющих инструментов ( скальпелей ), ножниц и др., брать их только за ручки, направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстия пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
При использовании растворов кислот и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу и одежду.
При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (неметаллическими).
Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
-
^
При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю ( преподавателю), не убирать самостоятельно разлитые вещества.
В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
При получении травмы сообщить об этом учителю ( преподавателю), который доложен оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
-
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
Привести в порядок рабочее место, сдать учителю оборудование, приборы, инструменты, препараты.
Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3-х литров для их последующего уничтожения.
Тщательно вымыть руки с мылом.
Зав. кабинетом биологии _______________
|