|
Скачать 186.22 Kb.
|
ИНСТРУКЦИЯ № 12.2 по охране труда при работе в кабинете химии 1. Общие требования безопасности 1.1. К работе в кабинете химии допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. 1.2. Опасные и вредные производственные факторы: – химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ; – термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей; – порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой; – отравление парами и газами высоко токсичных химических веществ; – возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 1.3. При работе в кабинете химии используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный, а также средства индивидуальной защиты: фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые. 1.4. Для тушения очага возгорания кабинет химии должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани. 1.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. 1.6. После окончания работы в кабинете химии тщательно вымыть руки с мылом. ^ 2.1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными веществами использовать средства индивидуальной защиты. 2.2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа. 2.3. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медаптечки необходимыми медикаментами. ^ 3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и групп продленного дня. 3.2. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя). 3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии. 3.4. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы, растворы, принимать пищу и пить напитки в кабинете химии. 3.5. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью. 3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе. 3.7. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов. 3.8. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и практических работ производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не выше 5 %. 3.9. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л. 3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов. 3.11. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности. 3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок. ^ 4.1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой. 4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха. 4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения. 4.4. В случае если разбилась лабораторная посуда, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. 4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. ^ 5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замок шкафы и сейфы. 5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для их последующего уничтожения. 5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа. 5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом. Инструкцию составил: ^ по охране труда при работе в кабинете биологии 1. Общие требования безопасности 1.1. К работе в кабинете биологии допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. 1.2. Опасные производственные факторы: – химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ; – термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками; – порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом, – отравление ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов. 1.3. Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком. 1.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. 1.5. После окончания работы тщательно вымыть руки с мылом. ^ 2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла. 2.2. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медаптечки необходимыми медикаментами и перевязочными средствами. ^ 3.1. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химрективов. 3.2. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений. 3.3. Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии. 3.4. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими дверными створками без стекол. 3.5. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ, во время работы на учебно-опытном участке и при проведении экскурсий по биологии. 3.6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью. 3.7. При работе с лаборантской посудой, приборами из стекла соблюдать особую осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев. 3.8. При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, глаза и одежду. 3.9. Запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми-вредителями комнатных растений. 3.10. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3л. 3.11. Не мыть лабораторную посуду мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить. ^ 4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. 4.2. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетки и совок. 4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. ^ 5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкаф оборудование, приборы, инструменты, препараты. 5.2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. для их последующего уничтожения. 5.3. Тщательно вымыть руки с мылом. Инструкцию составил: ^ по охране труда для учащихся в кабинете химии Общие положения 1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии. 2. К проведению работы в кабинете химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие медицинский осмотр. 3. Вредными и опасными производственными факторами при проведении лабораторных и практических работ могут быть: – химические ожоги при работе с химреактивами; – термические ожоги при работе с нагревательными приборами; – порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой; – отравления токсичными веществами. 4. Вход в кабинет химии только по приглашению учителя, без верхней одежды и в сменной обуви. 5. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий возможен только по разрешению учителя. 6. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями, сумками. 7. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии. 8. При получении травмы (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю, лаборанту. 9. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без ведома учителя. ^ 1. Перед началом работы необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя подготавливают рабочее место, проверяют исправность оборудования, инструментов, приборов и т. д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ. 2. Проверьте исправность оборудования, водопровода, электросети и т.п. Обо всех неполадках в их работе необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Нельзя устранять неисправности самостоятельно. 3. При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до температур кипения, использованием разъедающих растворов, подготовьте защитные очки. 4. Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее. Требования безопасности при работе 1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работайте только над столом. 2. Подготовленный прибор покажите учителю или лаборанту. 3. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами. 4. Берите вещества для опыта в минимально-необходимых количествах и только в чистую посуду. 5. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя. 6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом. 7. Не оставляйте без присмотра включенные нагревательные приборы. 8. Не проводите самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества. Требования безопасности в аварийных ситуациях 1. При возникновении в кабинете во время занятий чрезвычайных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов и т. п.) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя. 2. При разливах растворов, рассыпании твердых веществ немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту. Не убирайте самостоятельно никакие вещества. 3. При разливах легковоспламеняющихся или горючих веществ немедленно погасите открытый огонь, сообщите об этом учителю или лаборанту, по его указанию немедленно покиньте помещение. 4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирайте ее осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок. 5. В случае возникновения травм, сообщите об этом учителю или лаборанту, при необходимости окажите пострадавшему первую помощь. 6. Для тушения пожара используйте имеющиеся в кабинете противопожарные средства: песок, совок, покрывало, огнетушитель. Телефон скорой помощи – 03, пожарной команды – 01. Адрес ближайшего мед. учреждения – ______________. ^ Погасите спиртовку специальным колпачком, приведите в порядок рабочее место. Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости, сливайте их в специальные сосуды на рабочих местах. Уборку рабочих мест по окончанию работы производите в соответствии с указаниями учителя. По окончанию практических и лабораторных работ снимите спецодежду и вымойте руки с мылом. Инструкция составлена: ^ на рабочем месте по охране труда для учащихся в кабинете химии (первичный, повторный) Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества ядовиты и взрывоопасны. Большинство несчастных случаев являются следствием небрежности и невнимательности работающих. Существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего, независимо от того, какой эксперимент он выполняет. 1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, т.к. при возникновении несчастного случая будет некому оказать помощь пострадавшему. 2. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила охраны труда, т. к. поспешность, неряшливость часто приводят к несчастным случаям. 3. Каждый работающий должен знать, где в кабинете находятся средства пожарной защиты и аптечка, уметь ими пользоваться. 4. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду, курить, пробовать вещества на вкус. 5. Нельзя приступать к работе, пока не усвоена техника безопасного ее выполнения. 6. Сосуды с реактивами после употребления необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места. 7. Опыты следует проводить только в чистой лабораторной посуде. 8. Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя на себя пары или газы легким движением руки, не наклоняясь к сосуды и не вдыхая полной грудью. 9. При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т. п., на которых имеются четкие надписи на этикетках. 10.Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – поддерживать снизу за дно. 11. Нельзя, пользуясь пипеткой, затягивать ртом органические вещества и их растворы. 12. Во время нагревания веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Также, нельзя заглядывать в нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы. 13. После окончания работы все отходы нужно сливать в сосуды для отработанных жидкостей. 14. Необходимо знать месторасположение и уметь пользоваться средствами противопожарной защиты: песком, совком, огнетушителем. Инструкцию составил: ^ по охране труда в кабинете химии при нагревании и обращении с нагревательными приборами 1. Пользуясь спиртовкой, помните: – в нерабочем состоянии спиртовка всегда должна быть плотно закрыта; перед началом работы не забудьте приподнять колпачок и диск с фитилем, чтобы избежать дальней вспышки пламени; – не зажигайте спиртовку от другой горящей спиртовки, в горящую спиртовку не подливайте спирт; – не допускайте сильного нагревания резервуара; – не переносите горящую спиртовку (как и любой нагревательный прибор) – это очень опасно; – обращайтесь с прибором осторожно, чтобы не уронить , не опрокинуть и не разбить его; – не дуйте на горящую спиртовку; гасите ее только колпачком: поднесите колпачок сбоку и быстро накройте пламя; – если авария произошла и горящий спирт разлился по столу, прикройте пламя накидкой, залейте водой или пеной. ^ – производите все предельно осторожно; – до начала работы убедитесь, что пробирка или другая химическая посуда не имеет трещин, внешняя поверхность сосуда сухая; – закрепляя пробирку или другой стеклянный сосуд в лапке штатива или пробиркодержателе, не применяйте чрезмерных усилий; так как при нагревании стекло расширяется; – начиная нагревать прогрейте пробирку со всех сторон, держа ее наклонно. Далее прогревайте ту часть пробирки , где находится вещество; – пробирку при нагревании держите так, чтобы выброшенное случайно содержимое не попало на работающих или находящихся рядом. ^ 1. Не нагревайте пламенем без теплоизолирующий подставки хрупкую посуду (колбы, химические стаканы) из простого стекла, с большим объемом жидкости. 2. Сильно нагретую химическую посуду не ставьте на холодную или мокрую поверхность. 3. Нагревайте спирт, бензин, эфир и другие огнеопасные вещества только на водяной или песчаной бане; горелке, спиртовке при этом тушите. 4. Пробирку с газоотводной трубкой, опущенной в жидкость, не прекращайте нагревать до тех пор, пока не уберете газоотводную трубку из жидкости. 5. Никогда не выпаривайте растворы досуха. 6. Нагревая или прокаливая, разбрызгивающиеся вещества, надевайте предохранительные очки для защиты глаз или проводите работу в вытяжном шкафу с закрытой створкой. 7. Не наклоняйтесь над сосудом, в котором что-либо кипит или в который наливают жидкость, особенно едкую, так как брызги могут попасть в глаза. 8. Не спешите браться за стекло незащищенными руками. Горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. 9. При обнаружении любых неисправностей немедленно прекратите работу, сообщите учителю. Инструкцию составил: ^ по охране труда в кабинете химии при работе с кислотами и щелочами Работа с кислотами и щелочами различной концентрации требует осторожности и максимального внимания, особенно при нагревании. Попадая на кожу или глаза, эти вещества способны вызывать серьезные поражения. Ожоги концентрированными кислотами очень болезненны, сопровождаются трудно заживающими ранами и оставляют рубцы. Разрушению также могут подвергнуться одежда и обувь. ^ 1. Приготовление растворов из твердых щелочей концентрированных кислот разрешается только учителю. Фарфоровую посуду наполовину заполните холодной водой, а затем, небольшими порциями, при постоянном перемешивании, добавляйте вещество. 2. Учащиеся работают с концентрированными кислотами под тщательным наблюдением и контролем со стороны учителя за их действиями, строго соблюдая методику работы, инструкцию по охране труда. 3. Смешивая серную кислоту с водой, приливайте кислоту к воде небольшими порциями, азотную кислоту смешивайте с серной, приливая азотную к серной. Пробирку с приготовляемой смесью охлаждайте, погружая в холодную воду. 4. Перемешивая содержимое пробирки, содержащей кислоту, не закрывайте ее отверстие пальцем руки, а используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробки. 5. Работу с большим количеством кислот и щелочей производите в защитных очках и перчатках. С летучими веществами работайте под вытяжкой. Переливайте жидкости, пользуясь воронкой, работайте вдвоем. 6. Растворы кислот и щелочей готовьте в фарфоровой или стеклянной тонкостенной посуде. 7. Пользуясь кристаллическими щелочами, остерегайтесь попадания даже пылевидных частиц, образующихся при встряхивании, на руки и одежду. Не берите гранулы руками, используйте для этого штапель или пинцет. При необходимости размельчения щелочей, натронной извести или других веществ, едкую или ядовитую пыль, работайте под вытяжкой или в хорошо проветриваемом помещении. 8. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежании попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду. 9. При всех опытах, при проведении которых возможно разбрызгивание, разбрасывание взрыв или выброс веществ, надевайте очки, пользуйтесь защитным экраном. 10. Не храните растворы концентрированных щелочей в тонкостенной посуде долгое время (не более 3 суток), так как в результате взаимодействия прочность посуды снижается. 11. Кислоты и щелочи не затягивайте ртом в сифон пипетки. 12. Не применяйте серную кислоту в вакуум-эксикаторах в качестве осушителя, так как в случае взрыва прибора вылившаяся кислота может попасть на работающего и вызвать сильный ожог. 13. Имейте наготове в лаборатории достаточные количество растворов для нейтрализации пролитых или попавших на работающих кислот и щелочей (растворы соды, аммиака, уксусной и борной кислот). 14. Пролитые кислоты или щелочи засыпайте песком а затем убирайте совком со щеткой. Остатки реактива нейтрализуйте раствором соды, если пролита кислота, или раствором уксусной кислоты, если пролита щелочь. 15. При ожогах крепкими щелочами промойте пораженный участок водой и положите компресс из ваты, смоченной 1% раствором уксусной кислоты. При ожогах концентрированными кислотами промойте пораженный участок большим количеством воды, а затем 1% раствором гидрокарбоната натрия, положите марлевый или ватный тампон, смоченный этим нейтрализующим средством. Если кислота или щелочь попали в глаза, промойте их водой, используя специальное приспособление, а затем 2% раствором гидрокарбоната натрия для нейтрализации кислоты или 2% раствором борной кислоты для нейтрализации щелочи. Для промывания используйте специальные глазные ванночки. 16. При отравлении щелочами (гидрооксидом натрия, нашатырным спиртом, поташем и т. п.) выпейте молоко или 2% раствор уксусной, лимонной кислот или сок лимона). Не применяйте рвотных средств. При отравлениях кислотами выпейте воды с йодом или с тертым мелом, тертой яичной скорлупой (0,5 чайной ложки на стакан воды), 1% раствор пищевой соды, не промывайте желудок. 17. После оказания первой помощи обратитесь к врачу. Инструкцию составил : ________________ ^ по охране труда для учащихся во время работы в школьном кабинете (лаборатории) биологии 1. На лабораторных ученических столах находятся только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии. 2. При пользовании спиртовкой не задувай пламени, а гаси его, покрывая специальным колпачком: никогда не извлекай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. При работе со спиртовкой береги одежду и волосы от воспламенения. Во время работы береги волосы и одежду от воспламенения. Не допускай заливания пламени кипящей жидкостью. 3. Когда пользуешься скальпелем, лезвием безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляй режущей или колющей части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений. 4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только специальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов. 5. Пользуясь кислотами или щелочами, наливай их только в стеклянную посуду. Не приливай воду к кислоте, а наоборот, кислоту – в воду. 6. При использовании порошкообразных химических веществ набирай их только с помощью специальной ложечки (не металлической!), не прикасаясь к порошкам руками. Помни, что многие из этих веществ ядовиты. То же относится и к удобрениям, которые используешь для подкормки комнатных растений. 7. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливай не в водопроводную раковину, а в стеклянные чашки или склянки, специально выставленные для этой цели. 8. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок. 9. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат. 10. Не мойте стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть. 11. По окончании лабораторной работы обязательно тщательно вымой руки с мылом. 12. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учителю, он окажет тебе помощь. Инструкцию составил: |