|
Скачать 468.58 Kb.
|
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при работе в кабинете химии ИОТ - ______________ 1. Общие требования безопасности
1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда. ^
^
3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок. 3.13. Учащимся необходимо работать аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работать только над столом. 3.14. Подготовленный прибор необходимо показывать учителю или лаборанту, 3.15. Быть особенно осторожными в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами. 3.16. Брать вещества для опыта в минимально необходимых количествах и только в чистую посуду. 3.17. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщать учителю. Самостоятельно убирать любые химические вещества запрещается. 3.18. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промыть большим количеством воды, затем обработать нейтрализующим веществом. 3.19. Не оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы. 3.20. Не проводить самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества. ^
^ 5.1.Погасить спиртовку специальным колпачком, привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы. 5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3л для последующего уничтожения, не выливать в канализацию растворы и органические жидкости. Не оставлять склянки с реактивами открытыми, не сливать и не ссылать оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты.
^ Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. ^ 6.1.1. Освободить пострадавшего от действия тока: - отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя; - перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала; - отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего; - при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением. 6.1.2. Вызвать скорую медицинскую помощь. 6.1.3. Оказать первую медицинскую помощь: - уложить пострадавшего на подстилку; - распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха; - дать нюхать нашатырный спирт; - сбрызнуть лицо и шею холодной водой; - растереть грудь и конечности спиртом; - при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца. ^ - вынести пострадавшего на свежий воздух; - поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом; - при необходимости применить искусственное дыхание; - после восстановления дыхания дать валериановых капель. ^ - при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее; - промыть рану дезинфицирующим раствором /например – фурацилином/; - обработать края раны йодом; - наложить стерильную повязку; - при артериальном кровотечении перевязать рану жгутом выше места пореза, при варикозном кровотечении на рану положить давящую повязку. ^ - смочить обожженное место спиртом или раствором соды; - наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия; - забинтовать. ^ - обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты; - смазать борным вазелином; - наложить марлю или вату; - забинтовать. ^ - обильно смочить обожженное место раствором соды; - наложить повязку, смоченную известковой эмульсией; - покрыть ватой; - забинтовать. Заведующий кабинетом _____________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по непрерывному обучению Галактионова Е.В. Инженер по ОТ и ТБ________________Егорова А.Н. ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии ИОТ - ___________________ ^ 1.1. К проведению демонстрационных опытов по химии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии не допускаются,
При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения. 1.9. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда. ^
^
3.10. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху. Каплю, оставшуюся на горлышке, снимать краем той посуды, куда наливается жидкость. ^
^ 5.1. Установки, приборы, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 класса опасности, оставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца занятий, после окончания которых учитель (преподаватель) лично производит демонтаж установки, прибора.
Заведующий кабинетом _____________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по теоретическому обучению_________________________ Инженер по ОТ и ТБ _______________Егорова А.Н. ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии ИОТ - ______________ ^
^
^ 3.1. Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы. 3.2. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.
3.9.Техника безопасности при работе с кислотами Концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей. По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: царская водка (смесь азотной и соляной кислот), азотная кислота, серная кислота, плавиковая кислота, соляная кислота, уксусная кислота (9О—IОО%), молочная кислота, щавелевая кислота и т. д. Очень опасны ожоги хромовой смесью. Сильное раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз оказывают дымящие кислоты (концентрированные соляная и азотная кислоты). Кислоты вызывают локальный химический ожог. Исключение составляет циановодород НСМ и некоторые другие, обладающие общеядовитым действием. Степень тяжести химического ожога зависит от силы и концентрации кислоты, даже уксусная и щавелевая кислоты способны вызвать некроз кожи при концентрации 6О——70% и выше. Наиболее сильные, долго не заживающие ожоги происходят от: царской водки, соляной и азотной кислот в отдельности, хромовой, серной, плавиковой, хлорной кислот. Концентрированные кислоты опасны еще и тем, что могут выделять едкие пары. Например, азотная кислота с концентрацией выше 63% выделяет физиологически активные оксиды азота. От концентрированной серной кислоты воздух загрязняется оксидами серы. Ледяная уксусная и муравьиная кислоты сильно раздражают дыхательные пути и слизистые оболочки глаз, являются легковоспламеняющимися жидкостями. Концентрированные кислоты хранят под тягой. Переливают их также под тягой, пользуясь индивидуальными средствами защиты (очки или защитная маска, резиновые перчатки, халат, резиновый фартук). 3.9.1.При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась сверху. 3.9.2. Опыты с концентрированными кислотами должны демонстрироваться учителем или лаборантом (без допуска учащихся к реактивам) в защитной спецодежде и очках (маске). 3.9.3. При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кислоту большей концентрации в сосуд с кислотой меньшей концентрации; при изготовлении смеси кислот необходимо вливать жидкость большей плотности в жидкость с меньшей плотностью. 3.9.4. Приливают кислоту по стеклянной палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу. Налив определенную порцию кислоты, размешивают содержимое сосуда, в котором готовят раствор. Первые порции обычно делают небольшими. Во время растворения следят за температурой жидкости и не допускают перегрева, иначе сосуд может лопнуть. 3.9.5. В случае пролива кислоты ее необходимо убрать. Лучший способ уборки -засыпать лужу сухим кварцевым песком. Его перемешивают на месте разлива, а затем, собран в совок, выбрасывают или зарывают в землю. После уборки песка место разлива обрабатывают 1О—15%-ьтм раствором соды, а затем моют водой. Только в крайних случаях можно воспользоваться тряпками для уборки, т.к. некоторые кислоты (хлорная, азотная) активно взаимодействуют с органическими веществами, и в процессе реакции выделяется такое количество теплоты, что возможно воспламенение. 3.9.6. Необходимо быть предельно внимательными при транспортировке сосудов с кислотами. Склянку с кислотой нельзя прижимать руками к груди, т.к. возможно расплескивание и ожоги. Наливать кислоту нужно в сосуды объемом не более 1 л. Первая помощь. Пораженный участок кожи промывают сильно скользящей струей холодной воды в течение 10—15 мин. После промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным 2%.л раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений. При попадании капель кислоты в глаза их промывают про- точной водой в течение 15 мин. и после этого — 2%-м водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение. 3.9.7. Отработанные кислоты собирают в отдельные сосуды и сливают в канализацию только после их нейтрализации (эту операцию проводит лаборант). В крайнем случае, можно, предварительно открыв кран, медленно вылить реактив по стенке раковины. После этого вода должна литься еще 1-2 минуты. 3.9.8. Учащимся запрещается готовить растворы кислот для опытов. Пробы для опытов должны выдаваться учителем или лаборантом в готовом виде. 3.10.Техника безопасности при работе со щелочами Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывая омертвение (некроз) только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако, в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуется значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочи в глаза: при запоздалой первой помощи оно сопровождается полной потерей зрения. Твердые щелочи очень гигроскопичны, поглощают из воздуха углекислый газ с образованием соответствующих карбонатов. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках, плотно закрывающихся пропарафиненными корковыми пробками. Из концентрированных аммиачных растворов, обладающих основными свойствами, выделяется большое количество газообразного аммиака. Он раздражающе действует на верхние дыхательные пути, а в высоких концентрациях — и на нервную систему. Хорошо расширяясь в воде, аммиак концентрируется во влаге слизистых оболочек, особенно в глазах, и это наиболее опасно, потому что если не принять мер первой помощи, он проникает глубоко в ткани и вызывает необратимые изменения глазного яблока спустя длительное время с момента поражения, поэтому переливать концентрированные растворы аммиака нужно только под тягой. Опыты с аммиаком также должны проводиться в вытяжном шкафу. 3.10.1. Во время приготовления растворов щелочей твердые вещества из содержащих их емкостей берут только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, т.к. щелочь прочно пристает ко многим поверхностям. При взятии навески используют тонкостенные фарфоровые чашечки. Бумагой, тем более фильтровальной, пользоваться нельзя, т. к. щелочь ее разъедает. 3.10.2. Растворы приготавливают в толстостенных фарфоровых сосудах в два этапа. Сначала делают концентрированный раствор, охлаждают его до комнатной температуры, а потом разбавляют до нужной концентрации. Такая последовательность вызвана значительным экзотермическим эффектом растворения. Первая помощь необходимо немедленно каким-либо предметом удалить приставшие к коже кусочки щелочи и промыть пораженное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10—15 мин.) и тщательным, для нейтрализации проникшей в поры кожи щелочи на пораженное место после промывания накладывают повязку из марли или ватный тампон, пропитанные 5%-м раствором уксусной кислоты. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют воду фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений. Если щелочь попала в глаза, немедленно следует промыть их проточной водой из фонтанчика в течение 15-20 мин. После этого глаза ополаскивают 2%-м раствором борной кислоты и закапывают под веки альбуцид. После оказания первой помощи нужно незамедлительно обратиться к врачу-окулисту. 3.10.3. Запрещается учащимся готовить растворы щелочей для опытов. Пробы для опытов должны выдаваться учителем или лаборантом в готовом виде. 25%-ый раствор аммиака учащимся не выдается! Группа хранения №7 — вещества повышенной физиологической активности. 3.11. Техника безопасности при работе с нитратами Все нитраты — канцерогены, оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. При нагревании нитраты алюминия, аммония, свинца (11). серебра меди (II) разлагаются с выделением оксидов азота. Нитрат серебра AgNO3 следует хранить в плотно закрытых баночках (до 50 г) из темного стекла в светонепроницаемом футляре. Для демонстрационных опытов используется 2%-й раствор, хранить его нужно также в склянках из темного стекла с притертыми или резиновыми пробками. Учащимся выдают 1%-й раствор в небольших количествах в склянках из темного стекла. При попадании нитрата бария Ва(NO3)2 внутрь возможны отравления, сопровождающиеся повышением кровяного давления, воспалительными заболеваниями и пищевода, желудка, головного мозга, поражением гладкой и сердечной мускулатуры. 3.11.1. Опыты с нитратами (в твердом, кристаллическом состоянии) проводятся только учителем в вытяжном шкафу. 3.11.2. При работе с этими веществами необходимо применять индивидуальные средства защиты, также следует соблюдать правила личной гигиены, не допускать образования пыли от препаратов и попадания ее внутрь организма, на кожу и в глаза. 3.11.3.После завершения работы необходимо тщательно помыть руки с мылом под проточной водой. 3.11.4. Запрещается учащимся готовить набор реактивов для опытов. Пробы веществ для опытов должны выдаваться учителем в готовом виде. Группы хранения: №б — нитраты калия, натрия, аммония, алюминия; №7 — нитраты бария и серебра. 3.12. Техника безопасности при работе с соединениями меди Соединения меди в виде пыли вызывают раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, кашель. При попадании на кожу. особенно в местах микротравм, эти вещества вызывают сильное раздражение, могут привести к аллергии в легкой форме. Соли меди токсичны, при попадании внутрь организма вызывают отравление, пыль раздражает глаза и вызывает изъязвление роговицы. При хронической интоксикации возможны: функциональное расстройство нервной системы, нарушение функции печени и почек, изъязвление носовой перегородки. Не допускать попадания препаратов внутрь организма. При работе с препаратами следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать при работе с соединениями меди образования пыли от препаратов. Учащимся соединения меди выдаются в небольших количествах. Группа хранения № 8. 3.13. Техника безопасности при работе с соединениями марганца Соединения марганца относятся к сильным ядам, действующим на центральную нервную систему, легкие. Постоянное их воздействие на кожу вызывает дерматиты, хронические экземы. При работе с препаратами следует применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены, не допускать попадания препаратов внутрь организма. Перманганат калия КМпО4 — сильный окислитель. Реакционная способность в значительной степени зависит от измельчения. Вдыхание пыли перманганата калия вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, кашель, головную боль. Не допускать контакта препаратов с глицерином, концентрированной серной кислотой, фосфором и серой. Работать только с крупнокристаллическим перманганатом калия! Выдавать его учащимся только в абсолютно сухой посуде! Запрещается учащимся готовить для опытов растворы перманганата калия, сульфата марганца (II) и хлорида марганца (Ii). Пробы веществ для опытов должны выдаваться учителем или лаборантом в готовом виде. Острые отравления соединениями марганца не встречаются. Предельно допустимая концентрация для соединений марганца (в пересчете на Мп02) составляет 0,03 мг/м3. Группы хранения: № б — КМпО4, Мп02 №8— МnCl2, Мn 3 O4. 3.14. Техника безопасности при работе с соединениями хрома Сведений о токсичности металлического хрома нет. Соединения хрома высших степеней окисления оказывают раздражающее и сжигающее действие на слизистые оболочки и кожу. В трещинах кожного покрова или порезах оксид хрома (УI) Сг03 и дихроматы способны вызывать долго не заживающие язвы. дихроматы более опасны, чем хроматы. Смертельная доза дихроматов при попадании внутрь организма составляет 1 г и выше. Менее опасны соединения хрома со степенью окисления +3, однако установлено, что пыль оксида хрома (III) Сг203, которая образуется при разложении дихромата аммония (МН4)2Сг207 и алюмотермии оксидов хрома, вызывает раздражение и способна в конечном счете привести к тяжелейшим заболеваниям легких. Хлорид хрома (III) в виде кристаллогидрата СгСl3 * 6Н 20 — канцероген. Общетоксичное действие проявляется в поражении почек, печени, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При взвешивании хромовых соединений применяют тонкостенные фарфоровые чашечки, потому что бумага восстанавливает оксид хрома (VI) в оксид хрома (III). Стол для весов покрывают фторопластом или листом обычного оконного стекла, чтобы легко можно было заметить и удалить рассыпавшиеся хромовые соединения. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой. Профилактика против вредного воздействия соединений хрома — мази (кремы) для кожи с большим содержанием жиров, мытье рук после работы 5% -м раствором тиосульфата натрия. Все повреждения и микротравмы кожи перед работой обрабатывают пленкообразующими препаратами (например, клей БФ-б). ^ хроматы с кожи смывают водой или 5%-ым раствором тиосульфата натрия. Глаза промывают водой не менее 15 мин., затем под веки закапывают альбуцид. После этого необходимо обратиться к окулисту. При попадании хроматов внутрь делают промывание желудка. При работе с препаратами хрома не допускать их попадания на кожу и внутрь организма. К препаратам в твердом состоянии или в виде концентрированных растворов запрещается допускать учащихся. Предельно допустимая концентрация в пересчете на Сг203 равна 0,1 мг/м3. Группа хранения №7 — вещества повышенной физиологической активности. 3.15. Техника безопасности при работе с жидкими углеводородами Бензол нарушает деятельность центральной нервной системы и костно-мозговое кроветворение; его алифатические производные толуол и ксилол вызывают лейкоцитоз. Бензол проникает в организм через органы дыхания и кожу, хорошо растворяясь в жирах. При длительном контакте незащищенной кожи с бензолом возникает дерматит. Предельно допустимая концентрация бензола составляет 20 мг/м3. Работать с бензолом следует под тягой и обязательно при этом защищать кожу рук перчатками. Учитывая, что пары бензола имеют нижний предел взрываемости 5—6%, лучше предпочесть другой растворитель. При тяжелых отравлениях препаратами возможно нарушение дыхания и сердечной деятельности. ^ заключается в удалении пострадавшего из зоны зараженной атмосферы, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. При. попадании бензола в желудок следует дать растительное масло для замедления процесса всасывания и экстренно промыть желудок водой. Аналогичные меры применяются и при работе с бензинами. Гексан в работе сравнительно безопасен, но имеет нижний предел взрываемости паров в смеси с воздухом — 1,2%. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его составляет 300 мг/М3. Стирол. Общетоксическое действие стирола гораздо слабее, чем действие бензола, однако он сильнее раздражает слизистые оболочки. Его пары вызывают острые отравления. ПДК составляет 5 мг/м3. Работать со стиролом следует в исправно действующем вытяжном шкафу, защищая руки перчатками. ^ — как при действии бензола. Циклогексан весьма взрывоопасен — нижний предел 1,3%. Его ПДК составляет 80 мг/л. для организма препарат сравнительно безопасен, его можно применять как растворитель вместо бензола и других органических жидкостей. Препараты в исходных формах учащимся не выдаются. Используются только учителем Группа хранения № 4 — легковоспламеняющиеся жидкости. 3.16. Техника безопасности при работе со спиртами Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую слепоту. 5—10 мл спирта приводит к сильному отравлению организма, а при 30 мл возможен смертельный исход. Метанол в школе применяться не должен! , Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь он вследствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Препарат вызывает тяжелые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов, тяжелые психические расстройства. для проведения опытов учащимся выдается в небольших количествах. Группа хранения № 4. Спирты бутиловые в виде паров действуют главным образом на роговицу глаз, также раздражают верхние дыхательные пути. Работать с ними следует под тягой, в защитных очках, предельно допустимая концентрация этих спиртов составляет 200 мг/м3. Группа хранения № 4. Спирты амиловые обладают более сильным наркотическим и общеядовитым действием, чем бутиловые; сильно раздражают кожу. Работать с ними необходимо под тягой, применяя средства индивидуальной защиты. Опыты с бутиловыми и амиловыми спиртами проводит только учитель! При попадании препарата в глаза необходимо промыть ах 3%-м раствором борной кислоты, при раздражении верхних дыхательных путей следует пить горячее молоко. Группа хранения № 7. Этиленгликолъ слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 15-20 мл могут вызвать отравление со смертельным исходом. Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле со стороны учителя или лаборанта. Первая помощь — очищение, а затем промывание желудка насыщенным раствором соды. Группа хранения № 4. Глицерин нетоксичен. Группа хранения №8. 3.17. Техника безопасности при работе с эфирами и ацетоном Особого внимания требует серный (диэтиловый) эфир. Под действием света в нем образуются перекисные соединения, способные к само произвольному разложению со взрывом. Поэтому эфир хранят в темном прохладном месте. Это наркотик. Работы необходимо проводить в вытяжном шкафу, не допуская загазованности. Вблизи препарата не допускается присутствие открытого огня, электронагревательных приборов! Уксусноэтиловый эфир вызывает дерматиты и экземы. Уксусноизоамиловый эфир — наркотик, раздражает верхние дыхательные пути. 3.18. Техника безопасности при работе с хлорзамещенными алканами Хлороформ СНСI3 (ПДК 20 мг/м3) оказывает на организм более сильное воздействие, чем четыреххлористый углерод. Он опасен тем, что при нагревании разлагается с образованием фосгена: 2 СНСI3+02=2 СОСI2+2НСl. Хлористый метилен СI{2С12, - наркотик, но с меньшим ядовитым действием, чем у других хлорпроизводных. ПДК составляет 50 мгIм3. С хлороформом и хлористым метиленом можно работать только под тягой! дихлорэтан С2Н4С12, поражает нервную систему, печень и почки, проникая в организм через органы дыхания и при случайном попадании внутрь. Особо опасен дихлорэтан при проникновении в желудок - 25 - 100 мл могут вызвать тяжелое отравление со смертельным исходом; на кожу действует только при длительном контакте. Его идК составляет 10 мг/М3. Работать с дихлорэтаном и дихлорэтановым клеем можно только под тягой! ^ при отравлении хлорзамещенными алканами такая же, как и в случае с бензолом . Все хлорзамещенные алканы используются только учителем! Учащимся не выдавать! Группа хранения №7. 3.19. Техника безопасности при работе с хлоридами Хлорид калия КСI в виде пыли, попадая на кожные раны, ухудшает их заживление, способствует развитию гнойной инфекции. Хлорид железа(Ш) пылит. Его пыль вызывает раздражение слизистых оболочек органов дыхания и зрения. При попадании в пищеварительный тракт может вызвать рвоту. Работы с препаратом следует производить, не допуская его распыления. При раздражении слизистых оболочек дыхательных путей необходимо проводить содовые и масляные ингаляции, пить теплое молоко с питьевой содой, при раздражении глаз - промывать их 2%-м раствором борной кислоты. Хлорид цинка ZnCl2 резко раздражает и прижигает кожу и слизистые оболочки. При контакте может всасываться в кожу рук. Кратковременное вдыхание дыма хлорида цинка вызывает кашель и тошноту, через 1 - 24 часа появится одышка, повышение температуры, воспалительные явления в легких. Работу с хлоридом цинка следует производить, не допуская его распыления, исключая соприкосновение кожи с препаратом. После работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой, смазать жиром. При попадании кристаллов или раствора на кожные покровы или слизистые оболочки необходимо немедленно промыть эти места обильной струей воды. При попадании препарата внутрь следует вызвать рвоту, направить пострадавшего в медпункт. Хлорид кальция СаСI2 при систематическом воздействии на кожу раздражает и высушивает ее, особенно раздражающе действует на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и глаз. Хлорид магния МС12 нетоксичен. При попадании внутрь действует как «осмотическое» слабительное, причем токсического аффекта обычно не наблюдается вследствие медленного его всасывания и быстрого выделения. Однако попадание внутрь больших доз опасно. Хлорид алюминия АIСI3 может вызывать раздражение слизистых оболочек органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, кровоточивость десен, а также может вызвать лейкемию. Хлорид натрия NаС1 и его растворы, особенно горячие, попадая на кожные раны, ухудшают их заживление. При систематическом действии препарата на кожу наблюдаются глубокие болезненные и долго не заживающие раны. В условиях периодического воздействия пыли хлорида натрия в концентрациях 95 - 150 мг/м3 может возникнуть отравление - «синдром соляной пыли» — с головными болями, болями в груди, с поражением носовых пазух, явлениями пневмосклероза. Хлорид аммония NH4Cl нетоксичен, но может вызвать раздражение слизистых оболочек и кожных покровов. Группа хранения № 7 - хлорид цинка, остальные препараты - группа № 8. ^ 4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.
^
Заведующий кабинетом ____________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по профессиональному обучению Галактионова Е.В. Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н. ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при работе в кабинете физики ИОТ - ______________ ^
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел; - порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
^
^
Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.
3.10. Для проведения лабораторных работ и лабораторного практикума запрещается выдавать учащимся приборы с надписью на их панелях (корпусах) «Только для проведения опытов учителем». ^ 4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, (повышенном их нагревании, появлении искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.
^
Заведующий кабинетом _____________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по теоретическому обучению Николаева Н.Н. Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н. ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике ИОТ - ____________________ ^
1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик. 1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. 1.6.При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителями порошковым или углекислотным, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани. 1.7.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
^
^
3.4.Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания. 3.5.Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла. 3.6.При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь. 3.7.Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника. 3.8.Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании. 3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы. 3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы. ^
^ 5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания. 5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.
Заведующий кабинетом ____________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по теоретическому обучению_____________ Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н. ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике ИОТ - _____________ ^
1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. 1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места рас положения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани. 1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю). 1.7.В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.8.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда. ^
^
3.12. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы. ^
^
Заведующий кабинетом _____________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по теоретическому обучению__________________ Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н. ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при работе в кабинете информатики ИОТ - ________________ ^
^ 2.1. Тщательно проветрить кабинет информатики и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19-21° С, относительная влажность воздуха в пределах 62- 55%.
^ 3.1. Не включать видеотерминалы без разрешения учителя (преподавателя).
3.9.Не рекомендуется использовать в кабинете для написания информации меловую доску. ^
5. Требования безопасности по окончании работы.
Заведующий кабинетом ____________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по теоретическому обучению Николаева Н.Н. Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н. |