Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот





Скачать 468.58 Kb.
Название Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот
Дата 19.05.2013
Размер 468.58 Kb.
Тип Инструкция
ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе в кабинете химии

ИОТ - ______________

1. Общие требования безопасности

  1. К работе в кабинете химии допускаются лица, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  2. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

  3. При работе в кабинете химии возможно воздействие на работаю­щих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких хими­ческих веществ;

  • термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

  • отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ;

  • возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.

  1. При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

  2. Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набо­ром необходимых медикаментов и перевязочных средств.

  3. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом для проведения демонстрационных опытов.

  4. Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии дол­жен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнету­шителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

  5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчас­тного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения.
    При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента пре­кратить работу и сообщить администрации учреждения.

  6. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной за­щиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответ­ствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходи­мости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил ох­раны труда.

^ 2. Требования безопасности перед началом работы

  1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными ве­ществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.

  2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.

  3. Перед началом работы учащимся необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя подготавливают рабочее место, проверяют исправность оборудования, инструментов, приборов и т.д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ.

  4. Подготовить к работе необходимое оборудование и приспособления, убрать все лишнее.

  5. Проверить исправность оборудования, водопровода, электросети. Обо всех неполадках в их работе необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Нельзя устранять неисправности самостоятельно.

  6. При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до температур кипения, использованием разъедающих растворов надеть защитные очки.

^ 3. Требования безопасности во время работы

  1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной ком­наты для занятий по другим предметам.

  2. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя).

  3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.

  4. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии

  5. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без ведома учителя.

  6. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, при­нимать пищу и пить напитки в кабинете химии.

  7. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и на­гревательные приборы с открытой спиралью.

  8. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.

  9. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, ра­створы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламе­няющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов.

  10. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и практи­ческих работ производится в массах и объемах, не превышающих необходи­мые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не выше 5%.

  11. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необхо­димо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л .

  1. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непос­редственной близости от реактивов и растворов.

  2. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрирован­ных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использо­ванием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включен­ной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость
    большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

3.13. Учащимся необходимо работать аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работать только над столом.

3.14. Подготовленный прибор необходимо показывать учителю или лаборанту,

3.15. Быть особенно осторожными в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.

3.16. Брать вещества для опыта в минимально необходимых количествах и только в чистую посуду.

3.17. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщать учителю. Самостоятельно убирать любые химические вещества запрещается.

3.18. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промыть большим количеством воды, затем обработать нейтрализующим веществом.

3.19. Не оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы.

3.20. Не проводить самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества.


^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, со­брать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива об­работать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

  2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и про­ветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учеб­ного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить сис­тему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разли­тую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить поме­щение до полного исчезновения запаха.

  3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к ту­шению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

  4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее оскол­ки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

  5. При получении травмы немедленно оказать первую помощь по­страдавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необ­ходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

^ 5. Требования безопасности по окончании работы

5.1.Погасить спиртовку специальным колпачком, привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.

5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3л для последующего уничтожения, не выливать в канализацию растворы и органические жидкости. Не оставлять склянки с реактивами открытыми, не сливать и не ссылать оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты.

  1. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

  2. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.


^ 6. Правила оказание первой помощи пострадавшему

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи.

^ 6.1. В случае поражения электрическим током необходимо:

6.1.1. Освободить пострадавшего от действия тока:

- отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

- перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала;

- отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

- при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

6.1.2. Вызвать скорую медицинскую помощь.

6.1.3. Оказать первую медицинскую помощь:

- уложить пострадавшего на подстилку;

- распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха;

- дать нюхать нашатырный спирт;

- сбрызнуть лицо и шею холодной водой;

- растереть грудь и конечности спиртом;

- при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

^ 6.2. При отравлении угарным газом необходимо:

- вынести пострадавшего на свежий воздух;

- поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;

- при необходимости применить искусственное дыхание;

- после восстановления дыхания дать валериановых капель.

^ 6.3. При порезах необходимо:

- при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

- промыть рану дезинфицирующим раствором /например – фурацилином/;

- обработать края раны йодом;

- наложить стерильную повязку;

- при артериальном кровотечении перевязать рану жгутом выше места пореза, при варикозном кровотечении на рану положить давящую повязку.

^ 6.4. При ушибах:

- положить на место ушиба холодный компресс;

- забинтовать ушибленное место.

6.5. Ожог термический:


- смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

- наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;

- забинтовать.

^ 6.6. Ожог едкими щелочами:

- обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;

- смазать борным вазелином;

- наложить марлю или вату;

- забинтовать.

^ 6.7. Ожог кислотами:

- обильно смочить обожженное место раствором соды;

- наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

- покрыть ватой;

- забинтовать.


Заведующий кабинетом

_____________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по непрерывному обучению

Галактионова Е.В.


Инженер по ОТ и ТБ________________Егорова А.Н.


ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии

ИОТ - ___________________


^ 1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению демонстрационных опытов по химии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие проти­вопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведе­нию демонстрационных опытов по химии не допускаются,

  1. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

  2. При проведении демонстрационных опытов по химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вред­ных производственных факторов:

  • химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких хими­ческих веществ при работе с химреактивами без средств индивидуаль­ной защиты;

  • термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

  • отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу;

  • возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.

  1. При проведении демонстрационных опытов по химии должна ис­пользоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защи­ты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

  2. Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набо­ром необходимых медикаментов и перевязочных средств.

  3. Для проведения демонстрационных опытов кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

  4. Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии дол­жен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнету­шителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

  5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчас­тного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения.

При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента пре­кратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.9. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спе­цодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в со­ответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необ­ходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

^ 2. Требования безопасности перед началом работы.

  1. Надеть спецодежду, при работе со щелочными металлами, каль­цием, кислотами и щелочами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.

  2. Подготовить к работе и проверить исправность оборудования, при­боров, лабораторной посуды.

  3. Перед проведением демонстрационных опытов, при которых воз­можно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, проверить исправную работу вытяжного шкафа.

  4. Тщательно проветрить помещение кабинета химии.


^ 3. Требования безопасности во время работы.

  1. Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстраци­онных опытов по химии разрешается привлекать лаборанта, учащихся привлекать для этих целей запрещается.

  2. Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно заг­рязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газа­ми, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включен­ной вентиляцией.

  3. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрирован­ных кислот разрешается только учителю (преподавателю), используя фар­форовую лабораторную посуду, заполнив ее наполовину холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещество.

  4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

  5. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложеч­ки и насыпать щелочи из склянок через край.

  6. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или пе­ремещая вверх-вниз.

  1. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тон­костенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при их нагревании сле­дует направлять в сторону от учащихся.

  2. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сна­чала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

  3. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 0,05 л.

3.10. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при накло­не этикетка оказывалась сверху. Каплю, оставшуюся на горлышке, сни­мать краем той посуды, куда наливается жидкость.

^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, со­брать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива об­работать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

  2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и про­ветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учеб­ного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить сис­тему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разли­тую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить поме­щение до полного исчезновения запаха.

  3. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей и их загорании, немедленно эвакуировать учащихся из помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

  4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

  5. При получении травмы немедленно оказать первую помощь постра­давшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимос­ти отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.



^ 5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Установки, приборы, в которых использовались или образовыва­лись вещества 1, 2 и 3 класса опасности, оставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца занятий, после окончания которых учи­тель (преподаватель) лично производит демонтаж установки, прибора.

  1. Отработанные водные растворы слить в закрывающийся стек­лянный сосуд вместимостью не менее 3л для последующего их уничтожения.

  2. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы в ла­борантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.

  3. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

  4. Тщательно проветрить помещение кабинета химии.

Заведующий кабинетом

_____________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по теоретическому обучению_________________________

Инженер по ОТ и ТБ _______________Егорова А.Н.


ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

при проведении лабораторных опытов

и практических занятий по химии

ИОТ - ______________

^ 1. Общие требования безопасности.

  1. К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

  3. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вред­ных производственных факторов:

  • химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких хими­ческих веществ;

  • термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

  • отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;

  • возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.

  1. Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором не­обходимых медикаментов и перевязочных средств.

  2. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Каби­нет химии должен быть оснащен первичными средствами пожароту­шения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

  3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчас­тного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

  4. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок прове­дения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной ги­гиены, содержать в чистоте рабочее место.

  5. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.


^ 2. Требования безопасности перед началом работы.

  1. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

  2. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подгото­вить защитные очки.

  3. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.

  4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность ла­бораторной посуды.

^ 3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.

3.2. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.

  1. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предус­мотренные данной работой.

  2. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые веще­ства без разрешения учителя (преподавателя).

  3. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех раз­ливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно уби­рать любые химреактивы запрещается.

  4. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самосто­ятельно неисправности запрещается.

  5. Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использова­нием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмот­ра работающие нагревательные приборы.

  6. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные со­суды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагре­вания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии


3.9.Техника безопасности при работе с кислотами

Концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей.

По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: царская водка (смесь азотной и соляной кислот), азотная кислота, серная кислота, плавиковая кислота, соляная кислота, уксусная кислота (9О—IОО%), молочная кислота, щавелевая кислота и т. д. Очень опасны ожоги хромовой смесью. Сильное раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз оказывают дымящие кислоты (концентрированные соляная и азотная кислоты).

Кислоты вызывают локальный химический ожог. Исключение составляет циановодород НСМ и некоторые другие, обладающие общеядовитым действием.

Степень тяжести химического ожога зависит от силы и концентрации кислоты, даже уксусная и щавелевая кислоты способны вызвать некроз кожи при концентрации 6О——70% и выше. Наиболее сильные, долго не заживающие ожоги происходят от: царской водки, соляной и азотной кислот в отдельности, хромовой, серной, плавиковой, хлорной кислот.

Концентрированные кислоты опасны еще и тем, что могут выделять едкие пары. Например, азотная кислота с концентрацией выше 63% выделяет физиологически активные оксиды азота. От концентрированной серной кислоты воздух загрязняется оксидами серы. Ледяная уксусная и муравьиная кислоты сильно раздражают дыхательные пути и слизистые оболочки глаз, являются легковоспламеняющимися жидкостями.

Концентрированные кислоты хранят под тягой. Переливают их также под тягой, пользуясь индивидуальными средствами защиты (очки или защитная маска, резиновые перчатки, халат, резиновый фартук).

3.9.1.При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась сверху.

3.9.2. Опыты с концентрированными кислотами должны демонстрироваться учителем или лаборантом (без допуска учащихся к реактивам) в защитной спецодежде и очках (маске).

3.9.3. При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кислоту большей концентрации в сосуд с кислотой меньшей концентрации; при изготовлении смеси кислот необходимо вливать жидкость большей плотности в жидкость с меньшей плотностью.

3.9.4. Приливают кислоту по стеклянной палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу. Налив определенную порцию кислоты, размешивают содержимое сосуда, в котором готовят раствор. Первые порции обычно делают небольшими. Во время растворения следят за температурой жидкости и не допускают перегрева, иначе сосуд может лопнуть.

3.9.5. В случае пролива кислоты ее необходимо убрать. Лучший способ уборки -засыпать лужу сухим кварцевым песком. Его перемешивают на месте разлива, а затем, собран в совок, выбрасывают или зарывают в землю. После уборки песка место разлива обрабатывают 1О—15%-ьтм раствором соды, а затем моют водой.

Только в крайних случаях можно воспользоваться тряпками для уборки, т.к. некоторые кислоты (хлорная, азотная) активно взаимодействуют с органическими веществами, и в процессе реакции выделяется такое количество теплоты, что возможно воспламенение.

3.9.6. Необходимо быть предельно внимательными при транспортировке сосудов с кислотами. Склянку с кислотой нельзя прижимать руками к груди, т.к. возможно расплескивание и ожоги. Наливать кислоту нужно в сосуды объемом не более 1 л.

Первая помощь. Пораженный участок кожи промывают сильно скользящей струей холодной воды в течение 10—15 мин. После промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным 2%.л раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.

При попадании капель кислоты в глаза их промывают про- точной водой в течение 15 мин. и после этого — 2%-м водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение.

3.9.7. Отработанные кислоты собирают в отдельные сосуды и сливают в канализацию только после их нейтрализации (эту операцию проводит лаборант). В крайнем случае, можно, предварительно открыв кран, медленно вылить реактив по стенке раковины. После этого вода должна литься еще 1-2 минуты.

3.9.8. Учащимся запрещается готовить растворы кислот для опытов. Пробы для опытов должны выдаваться учителем или лаборантом в готовом виде.


3.10.Техника безопасности при работе со щелочами

Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывая омертвение (некроз) только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако, в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей.

Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуется значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочи в глаза: при запоздалой первой помощи оно сопровождается полной потерей зрения.

Твердые щелочи очень гигроскопичны, поглощают из воздуха углекислый газ с образованием соответствующих карбонатов.

Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках, плотно закрывающихся пропарафиненными корковыми пробками.

Из концентрированных аммиачных растворов, обладающих основными свойствами, выделяется большое количество газообразного аммиака. Он раздражающе действует на верхние дыхательные пути, а в высоких концентрациях — и на нервную систему. Хорошо расширяясь в воде, аммиак концентрируется во влаге слизистых оболочек, особенно в глазах, и это наиболее опасно, потому что если не принять мер первой помощи, он проникает глубоко в ткани и вызывает необратимые изменения глазного яблока спустя длительное время с момента поражения, поэтому переливать концентрированные растворы аммиака нужно только под тягой. Опыты с аммиаком также должны проводиться в вытяжном шкафу.

3.10.1. Во время приготовления растворов щелочей твердые вещества из содержащих их емкостей берут только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, т.к. щелочь прочно пристает ко многим поверхностям. При взятии навески используют тонкостенные фарфоровые чашечки. Бумагой, тем более фильтровальной, пользоваться нельзя, т. к. щелочь ее разъедает.

3.10.2. Растворы приготавливают в толстостенных фарфоровых сосудах в два этапа. Сначала делают концентрированный раствор, охлаждают его до комнатной температуры, а потом разбавляют до нужной концентрации. Такая последовательность вызвана значительным экзотермическим эффектом растворения.

Первая помощь необходимо немедленно каким-либо предметом удалить приставшие к коже кусочки щелочи и промыть пораженное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10—15 мин.) и тщательным, для нейтрализации проникшей в поры кожи щелочи на пораженное место после промывания накладывают повязку из марли или ватный тампон, пропитанные 5%-м раствором уксусной кислоты. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют воду фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.

Если щелочь попала в глаза, немедленно следует промыть их проточной водой из фонтанчика в течение 15-20 мин. После этого глаза ополаскивают 2%-м раствором борной кислоты и закапывают под веки альбуцид.

После оказания первой помощи нужно незамедлительно обратиться к врачу-окулисту.

3.10.3. Запрещается учащимся готовить растворы щелочей для опытов. Пробы для опытов должны выдаваться учителем или лаборантом в готовом виде. 25%-ый раствор аммиака учащимся не выдается!

Группа хранения №7 — вещества повышенной физиологической активности.


3.11. Техника безопасности при работе с нитратами

Все нитраты — канцерогены, оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. При нагревании нитраты алюминия, аммония, свинца (11). серебра меди (II) разлагаются с выделением оксидов азота.

Нитрат серебра AgNO3 следует хранить в плотно закрытых баночках (до 50 г) из темного стекла в светонепроницаемом футляре. Для демонстрационных опытов используется 2%-й раствор, хранить его нужно также в склянках из темного стекла с притертыми или резиновыми пробками. Учащимся выдают 1%-й раствор в небольших количествах в склянках из темного стекла.

При попадании нитрата бария Ва(NO3)2 внутрь возможны отравления, сопровождающиеся повышением кровяного давления, воспалительными заболеваниями и пищевода, желудка, головного мозга, поражением гладкой и сердечной мускулатуры.

3.11.1. Опыты с нитратами (в твердом, кристаллическом состоянии) проводятся только учителем в вытяжном шкафу.

3.11.2. При работе с этими веществами необходимо применять индивидуальные средства защиты, также следует соблюдать правила личной гигиены, не допускать образования пыли от препаратов и попадания ее внутрь организма, на кожу и в глаза.

3.11.3.После завершения работы необходимо тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

3.11.4. Запрещается учащимся готовить набор реактивов для опытов. Пробы веществ для опытов должны выдаваться учителем в готовом виде.

Группы хранения:

№б — нитраты калия, натрия, аммония, алюминия; №7 — нитраты бария и серебра.


3.12. Техника безопасности при работе с соединениями меди

Соединения меди в виде пыли вызывают раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, кашель. При попадании на кожу. особенно в местах микротравм, эти вещества вызывают сильное раздражение, могут привести к аллергии в легкой форме.

Соли меди токсичны, при попадании внутрь организма вызывают отравление, пыль раздражает глаза и вызывает изъязвление роговицы. При хронической интоксикации возможны: функциональное расстройство нервной системы, нарушение функции печени и почек, изъязвление носовой перегородки. Не допускать попадания препаратов внутрь организма.

При работе с препаратами следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать при работе с соединениями меди образования пыли от препаратов.

Учащимся соединения меди выдаются в небольших количествах.

Группа хранения № 8.


3.13. Техника безопасности при работе с соединениями марганца

Соединения марганца относятся к сильным ядам, действующим на центральную нервную систему, легкие. Постоянное их воздействие на кожу вызывает дерматиты, хронические экземы.

При работе с препаратами следует применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены, не допускать попадания препаратов внутрь организма.

Перманганат калия КМпО4 — сильный окислитель. Реакционная способность в значительной степени зависит от измельчения. Вдыхание пыли перманганата калия вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, кашель, головную боль.

Не допускать контакта препаратов с глицерином, концентрированной серной кислотой, фосфором и серой.

Работать только с крупнокристаллическим перманганатом калия! Выдавать его учащимся только в абсолютно сухой посуде!

Запрещается учащимся готовить для опытов растворы перманганата калия, сульфата марганца (II) и хлорида марганца (Ii). Пробы веществ для опытов должны выдаваться учителем или лаборантом в готовом виде.

Острые отравления соединениями марганца не встречаются.

Предельно допустимая концентрация для соединений марганца (в пересчете на Мп02) составляет 0,03 мг/м3.

Группы хранения:

№ б — КМпО4, Мп02

№8— МnCl2, Мn 3 O4.


3.14. Техника безопасности при работе с соединениями хрома

Сведений о токсичности металлического хрома нет. Соединения хрома высших степеней окисления оказывают раздражающее и сжигающее действие на слизистые оболочки и кожу. В трещинах кожного покрова или порезах оксид хрома (УI) Сг03 и дихроматы способны вызывать долго не заживающие язвы. дихроматы более опасны, чем хроматы. Смертельная доза дихроматов при попадании внутрь организма составляет 1 г и выше. Менее опасны соединения хрома со степенью окисления +3, однако установлено, что пыль оксида хрома (III) Сг203, которая образуется при разложении дихромата аммония (МН4)2Сг207 и алюмотермии оксидов хрома, вызывает раздражение и способна в конечном счете привести к тяжелейшим заболеваниям легких.

Хлорид хрома (III) в виде кристаллогидрата СгСl3 * 6Н 20 — канцероген. Общетоксичное действие проявляется в поражении почек, печени, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы.

При взвешивании хромовых соединений применяют тонкостенные фарфоровые чашечки, потому что бумага восстанавливает оксид хрома (VI) в оксид хрома (III). Стол для весов покрывают фторопластом или листом обычного оконного стекла, чтобы легко можно было заметить и удалить рассыпавшиеся хромовые соединения. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой.

Профилактика против вредного воздействия соединений хрома — мази (кремы) для кожи с большим содержанием жиров, мытье рук после работы 5% -м раствором тиосульфата натрия. Все повреждения и микротравмы кожи перед работой обрабатывают пленкообразующими препаратами (например, клей БФ-б).

^ Первая помощь хроматы с кожи смывают водой или 5%-ым раствором тиосульфата натрия. Глаза промывают водой не менее 15 мин., затем под веки закапывают альбуцид. После этого необходимо обратиться к окулисту. При попадании хроматов внутрь делают промывание желудка.

При работе с препаратами хрома не допускать их попадания на кожу и внутрь организма. К препаратам в твердом состоянии или в виде концентрированных растворов запрещается допускать учащихся.

Предельно допустимая концентрация в пересчете на Сг203 равна 0,1 мг/м3.

Группа хранения №7 — вещества повышенной физиологической активности.


3.15. Техника безопасности при работе с жидкими углеводородами

Бензол нарушает деятельность центральной нервной системы и костно-мозговое кроветворение; его алифатические производные толуол и ксилол вызывают лейкоцитоз. Бензол проникает в организм через органы дыхания и кожу, хорошо растворяясь в жирах. При длительном контакте незащищенной кожи с бензолом возникает дерматит. Предельно допустимая концентрация бензола составляет 20 мг/м3. Работать с бензолом следует под тягой и обязательно при этом защищать кожу рук перчатками. Учитывая, что пары бензола имеют нижний предел взрываемости 5—6%, лучше предпочесть другой растворитель.

При тяжелых отравлениях препаратами возможно нарушение дыхания и сердечной деятельности.

^ Первая помощь заключается в удалении пострадавшего из зоны зараженной атмосферы, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. При. попадании бензола в желудок следует дать растительное масло для замедления процесса всасывания и экстренно промыть желудок водой.

Аналогичные меры применяются и при работе с бензинами.

Гексан в работе сравнительно безопасен, но имеет нижний предел взрываемости паров в смеси с воздухом — 1,2%. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его составляет 300 мг/М3.

Стирол. Общетоксическое действие стирола гораздо слабее, чем действие бензола, однако он сильнее раздражает слизистые оболочки. Его пары вызывают острые отравления. ПДК составляет 5 мг/м3.

Работать со стиролом следует в исправно действующем вытяжном шкафу, защищая руки перчатками.

^ Первая помощь — как при действии бензола.

Циклогексан весьма взрывоопасен — нижний предел 1,3%. Его ПДК составляет 80 мг/л. для организма препарат сравнительно безопасен, его можно применять как растворитель вместо бензола и других органических жидкостей.

Препараты в исходных формах учащимся не выдаются. Используются только учителем

Группа хранения № 4 — легковоспламеняющиеся жидкости.


3.16. Техника безопасности при работе со спиртами

Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую слепоту. 5—10 мл спирта приводит к сильному отравлению организма, а при 30 мл возможен смертельный исход. Метанол в школе применяться не должен! ,

Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь он вследствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Препарат вызывает тяжелые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов, тяжелые психические расстройства. для проведения опытов учащимся выдается в небольших количествах.

Группа хранения № 4.

Спирты бутиловые в виде паров действуют главным образом на роговицу глаз, также раздражают верхние дыхательные пути. Работать с ними следует под тягой, в защитных очках, предельно допустимая концентрация этих спиртов составляет 200 мг/м3.

Группа хранения № 4.

Спирты амиловые обладают более сильным наркотическим и общеядовитым действием, чем бутиловые; сильно раздражают кожу. Работать с ними необходимо под тягой, применяя средства индивидуальной защиты.

Опыты с бутиловыми и амиловыми спиртами проводит только учитель!

При попадании препарата в глаза необходимо промыть ах 3%-м раствором борной кислоты, при раздражении верхних дыхательных путей следует пить горячее молоко.

Группа хранения № 7.

Этиленгликолъ слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 15-20 мл могут вызвать отравление со смертельным исходом.

Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле со стороны учителя или лаборанта.

Первая помощь — очищение, а затем промывание желудка насыщенным раствором соды.

Группа хранения № 4.

Глицерин нетоксичен.

Группа хранения №8.


3.17. Техника безопасности при работе с эфирами и ацетоном

Особого внимания требует серный (диэтиловый) эфир. Под действием света в нем образуются перекисные соединения, способные к само произвольному разложению со взрывом. Поэтому эфир хранят в темном прохладном месте. Это наркотик. Работы необходимо проводить в вытяжном шкафу, не допуская загазованности. Вблизи препарата не допускается присутствие открытого огня, электронагревательных приборов!

Уксусноэтиловый эфир вызывает дерматиты и экземы.

Уксусноизоамиловый эфир — наркотик, раздражает верхние дыхательные пути.


3.18. Техника безопасности при работе с хлорзамещенными алканами

Хлороформ СНСI3 (ПДК 20 мг/м3) оказывает на организм более сильное воздействие, чем четыреххлористый углерод. Он опасен тем, что при нагревании разлагается с образованием фосгена:

2 СНСI3+02=2 СОСI2+2НСl.

Хлористый метилен СI{2С12, - наркотик, но с меньшим ядовитым действием, чем у других хлорпроизводных. ПДК составляет 50 мгIм3.

С хлороформом и хлористым метиленом можно работать только под тягой!

дихлорэтан С2Н4С12, поражает нервную систему, печень и почки, проникая в организм через органы дыхания и при случайном попадании внутрь. Особо опасен дихлорэтан при проникновении в желудок - 25 - 100 мл могут вызвать тяжелое отравление со смертельным исходом; на кожу действует только при длительном контакте. Его идК составляет 10 мг/М3.

Работать с дихлорэтаном и дихлорэтановым клеем можно только под тягой!

^ Первая помощь при отравлении хлорзамещенными алканами такая же, как и в случае с бензолом .

Все хлорзамещенные алканы используются только учителем! Учащимся не выдавать!

Группа хранения №7.


3.19. Техника безопасности при работе с хлоридами

Хлорид калия КСI в виде пыли, попадая на кожные раны, ухудшает их заживление, способствует развитию гнойной инфекции.

Хлорид железа(Ш) пылит. Его пыль вызывает раздражение слизистых оболочек органов дыхания и зрения. При попадании в пищеварительный тракт может вызвать рвоту. Работы с препаратом следует производить, не допуская его распыления. При раздражении слизистых оболочек дыхательных путей необходимо проводить содовые и масляные ингаляции, пить теплое молоко с питьевой содой, при раздражении глаз - промывать их 2%-м раствором борной кислоты.

Хлорид цинка ZnCl2 резко раздражает и прижигает кожу и слизистые оболочки. При контакте может всасываться в кожу рук. Кратковременное вдыхание дыма хлорида цинка вызывает кашель и тошноту, через 1 - 24 часа появится одышка, повышение температуры, воспалительные явления в легких. Работу с хлоридом цинка следует производить, не допуская его распыления, исключая соприкосновение кожи с препаратом. После работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой, смазать жиром. При попадании кристаллов или раствора на кожные покровы или слизистые оболочки необходимо немедленно промыть эти места обильной струей воды. При попадании препарата внутрь следует вызвать рвоту, направить пострадавшего в медпункт.

Хлорид кальция СаСI2 при систематическом воздействии на кожу раздражает и высушивает ее, особенно раздражающе действует на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и глаз.

Хлорид магния МС12 нетоксичен. При попадании внутрь действует как «осмотическое» слабительное, причем токсического аффекта обычно не наблюдается вследствие медленного его всасывания и быстрого выделения. Однако попадание внутрь больших доз опасно.

Хлорид алюминия АIСI3 может вызывать раздражение слизистых оболочек органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, кровоточивость десен, а также может вызвать лейкемию.

Хлорид натрия NаС1 и его растворы, особенно горячие, попадая на кожные раны, ухудшают их заживление. При систематическом действии препарата на кожу наблюдаются глубокие болезненные и долго не заживающие раны. В условиях периодического воздействия пыли хлорида натрия в концентрациях 95 - 150 мг/м3 может возникнуть отравление - «синдром соляной пыли» — с головными болями, болями в груди, с поражением носовых пазух, явлениями пневмосклероза.

Хлорид аммония NH4Cl нетоксичен, но может вызвать раздражение слизистых оболочек и кожных покровов.

Группа хранения № 7 - хлорид цинка, остальные препараты -

группа № 8.


^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

  1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.

  2. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламене­нии немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.

  3. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

  4. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавате­лю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и со­общить администрации учреждения.

^ 5. Требования безопасности по окончании работы.

  1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

  2. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, при­ боры, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.

  3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Заведующий кабинетом

____________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по профессиональному обучению

Галактионова Е.В.


Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе в кабинете физики

ИОТ - ______________

^ 1. Общие требования безопасности.

  1. К работе в кабинете физики допускаются лица, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский ос­мотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  2. Лица, допущенные к работе в кабинете физики, должны соблю­дать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных за­нятий, установленные режимы труда и отдыха.

  3. При работе в кабинете физики возможно воздействие на работаю­щих следующих опасных и вредных производственных факторов:

- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физи­ческих тел;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

  • поражение электрическим током при работе с электроустановками;

  • возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.

  1. При работе в кабинете физики должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолиро­ванными ручками, диэлектрический коврик.

  2. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набо­ром необходимых медикаментов и перевязочных средств.

  3. При работе в кабинете физики соблюдать правила пожарной безо­пасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
    Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаро­тушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или по­рошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

  4. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчас­тного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения.
    При неисправности оборудования , приспособлений и инструмента пре­кратить работу и сообщить администрации учреждения.

  1. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила лич­ной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

  2. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необ­ходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и пра­вил охраны труда.

^ 2. Требования безопасности перед началом работы.

  1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

  2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, про­верить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

  3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

^ 3. Требования безопасности во время работы.

  1. Кабинет физики запрещается использовать в качестве классной ком­наты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.

  2. Пребывание учащихся в лаборантской и в помещении кабинета фи­зики разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) физики.

  3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.

  4. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся прово­дят только в присутствии учителя (преподавателя) физики или лаборанта.

  5. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие тре­бованиям безопасности труда, а также самодельные приборы.

Не при­менять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.

  1. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.

  2. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность.

  3. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

  4. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.

3.10. Для проведения лабораторных работ и лабораторного практику­ма запрещается выдавать учащимся приборы с надписью на их панелях (корпусах) «Только для проведения опытов учителем».


^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.


4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических уст­ройств, находящихся под напряжением, (повышенном их нагревании, по­явлении искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.

  1. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближай­шую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

  2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

  3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отпра­вить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

^ 5. Требования безопасности по окончании работы.

  1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

  2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и при­боры в лаборантскую в шкафы.

  3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом, проветрить кабинет.

Заведующий кабинетом

_____________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по теоретическому обучению Николаева Н.Н.

Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н.


ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении демонстрационных

опытов по физике

ИОТ - ____________________

^ 1. Общие требования безопасности.

  1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие ин­структаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противо­показаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению
    демонстрационных опытов по физике не допускаются.

  2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

  3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вред­ных производственных факторов:

  • поражение электрическим током при работе с электроустановками;

  • термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физи­ческих тел;

  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

  • возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.

1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна ис­пользоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряже­ния, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.6.При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителями порошковым или углекислотным, ящиком с песком и накидкой из ог­незащитной ткани.

1.7.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

  1. При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила но­шения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, со­блюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

  2. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответ­ствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходи­мости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

^ 2. Требования безопасности перед началом работы.

  1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

  2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, про­верить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

  3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

^ 3. Требования безопасности во время работы.

  1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глице­рином или смазывать вазелином.

  2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.

  3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный эк­ран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.

3.4.Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными рука­ми, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

3.5.Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при де­монстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения воз­можности травмирования обучающихся на демонстрационном столе не­обходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.

3.6.При измерении напряжений и токов измерительные приборы при­соединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечни­ками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

3.7.Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учеб­ных установок производить только после ее выключения и разряда кон­денсаторов с помощью изолированного проводника.

3.8.Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.

3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.

3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические уст­ройства и приборы.

^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  1. При обнаружении неисправности в работе электрических уст­ройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропи­тания. Работу продолжать только после устранения неисправности.

  2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их заго­рании, немедленно отключить их то сети, эвакуировать обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и присту­пить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошко­вого) огнетушителя или песком.

  3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую по­жарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью пер­вичных средств пожаротушения.

  4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

  5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отпра­вить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

^ 5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и при­боры в лаборантскую в шкафы.

  1. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

  2. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

Заведующий кабинетом

____________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по теоретическому обучению_____________

Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении лабораторных работ

и лабораторного практикума по физике

ИОТ - _____________

^ 1. Общие требования безопасности.

  1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

  3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практику­ма по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • поражение электрическим током при работе с электроприборами;

  • термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физи­ческих тел;

  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

  • возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.

1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с на­бором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практику­ма по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места рас­ положения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с пес­ком и накидкой из огнезащитной ткани.

1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчас­тного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

1.7.В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок прове­дения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.


^ 2. Требования безопасности перед началом работы.

  1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабора­торной работы или лабораторного практикума, а также безопасные при­емы его выполнения.

  2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние пред­меты. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исклю­чить их падение и опрокидывание.

  3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность ла­бораторной посуды и приборов из стекла.

^ 3. Требования безопасности во время работы.

  1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при про­ведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его раз­решения не выполнять самостоятельно никаких работ.

  2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламе­нения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а га­сить его, накрывая специальным колпачком.

  3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать спе­циальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.

  4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагре­вать не выше 60-70°С, не брать их незащищенными руками.

  5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.

  6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспо­соблениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и дви­жущимся частям машин и механизмов.

  7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконеч­никами, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений про­водов, источник тока подключать в последнюю очередь.

  8. Собранную электрическую схему включать под напряжение толь­ко после проверки ее учителем (преподавателем) или лаборантом.

  9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам элек­трической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажи­мам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключе­ния источника тока.

  1. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.

  2. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.

3.12. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устрой­ства и приборы.

^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  1. При обнаружении неисправности в работе электрических уст­ройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, по­явлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю).

  2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

  3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании не­медленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указа­нию покинуть помещение.

  4. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавате­лю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и со­общить администрации учреждения, при необходимости отправить пост­радавшего в ближайшее лечебное учреждение.

^ 5. Требования безопасности по окончании работы.

  1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изо­лированного проводника и разобрать электрическую схему.

  2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.

  3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.

Заведующий кабинетом

_____________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по теоретическому обучению__________________


Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе в кабинете информатики

ИОТ - ________________


^ 1. Общие требования безопасности.

  1. К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  2. При работе в кабинете информатики учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

  3. При работе в кабинете информатики возможно воздействие на уча­щихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • неблагоприятное воздействие на организм человека неионизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;

  • неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономичес­ких параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптимального диапазона;

  • поражение электрическим током.

  1. Кабинет информатики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказа­ния первой помощи при травмах или при плохом самочувствии.

  2. При работе в кабинете информатики соблюдать правила пожар­ной безопасности, знать места расположения первичных средств пожа­ротушения. Кабинет информатики должен быть оснащен двумя углекислотными огнетушителями.

  3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчас­тного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом учи­телю (преподавателю).

  4. В процессе работы с видеотерминалами учащиеся должны соблю­дать порядок проведения работ, правила личной гигиены, содержать в чи­стоте рабочее место.

  5. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

^ 2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Тщательно проветрить кабинет информатики и убедиться, что тем­пература воздуха в кабинете находится в пределах 19-21° С, относи­тельная влажность воздуха в пределах 62- 55%.

  1. Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а так­ же защитных экранов видеотерминалов.

  2. Включить видеотерминалы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.

^ 3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Не включать видеотерминалы без разрешения учителя (преподавателя).

  1. Недопустимы занятия за одним видеотерминалом двух и более человек.

  2. При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6-0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр эк­рана или на 2/3 его высоты.

  3. Тетрадь для записей располагать на подставке с наклоном 12 -15° на расстоянии 55 - 65 см от глаз, которая должна быть хорошо освещена.

  4. Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабиль­ным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.

  5. Длительность работы с видеотерминалами не должно превышать: для учащихся 8-9 клас­сов - 25 мин., для учащихся 10-11 классов - при двух уроках подряд на первом из них - 30 мин., на втором - 20 мин., после чего сделать перерыв не менее 10 мин. для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.

  6. Во время производственной практики ежедневная длительность ра­боты за видеотерминалами не должна превышать 3-х часов для учащихся старше 16 лет и 2-х часов для учащихся моложе 16 лет с обязательным проведением гимнастики для глаз через каждые 20 - 25 мин. работы и
    физических упражнений через каждые 45 мин. во время перерывов.

  7. Занятия в кружках с использованием видеотерминалов должны проводиться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных за­нятий, не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 8-9-х классов и старше - до 90 мин.

3.9.Не рекомендуется использовать в кабинете для написания инфор­мации меловую доску.


^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  1. В случае появления неисправности в работе видеотерминала сле­дует выключить его и сообщить об этом учителю (преподавателю).

  2. При плохом самочувствии, появлении головной боли, голо­вокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

  3. При поражении электрическим током немедленно отключить ви­деотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимо­сти отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы.

  1. С разрешения учителя (преподавателя) выключить видеотермина­лы и привести в порядок рабочее место.

  2. Тщательно проветрить и провести влажную уборку кабинета информатики.



Заведующий кабинетом

____________________


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по теоретическому обучению Николаева Н.Н.


Инженер по ОТ и ТБ Егорова А.Н.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии Инструкция по охране труда для учащихся при

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии I. Общие положения соблюдение требований настоящей

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии иот 009 98 1

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция №12. 2 по охране труда при работе в кабинете химии

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция №12. 2 по охране труда при работе в кабинете химии

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция №12. 2 по охране труда при работе в кабинете химии

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии I

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии. Общие требования охраны труда

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция n 3 по охране труда при работе в кабинете химии Шумиха

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот icon Инструкция 03 по охране труда при работе в кабинете химии (иш 03 2010)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы