|
Скачать 0.6 Mb.
|
КЛАССИФИКАЦИИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ![]() 1. Введение Существуют различные определения понятия «болезнь». Одно из них сформулировано так: «Болезнь» — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и морфологическими изменениями». Другое звучит следующим образом: «Болезнь»— это нарушенная в своем течении жизнь в результате повреждения структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов» [1]. Болезнь характеризуется полным или частичным снижением приспособляемости к среде того или иного органа либо всего организма и ограничением их функций. ^ — это определенная болезнь, выделенная на основе установленной этиологии (причина возникновения) и патогенеза (механизма развития), а также характерной клинико-морфологической картины. Эта форма является единицей номенклатуры и классификации болезней (Давыдовский И.В., 1962). Поскольку человек может одновременно заболеть несколькими болезнями, то необходимо установить ведущее заболевание — наиболее тяжелое по течению или последствиям. Следует выделить также понятие «осложнение» — обобщенное название патологических процессов, присоединившихся к основному заболеванию, не обязательно развившихся при данном, заболевании, но возникших в связи с ним. Применяемый на практике термин «заболевание» означает факт возникновения болезни у отдельного человека. Выделяют и понятие «патологическое состояние»— относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма («норма» — относительный уровень функционирования и развития организма). Каждая болезнь проявляется определенными признаками или группой признаков, представляющих собой отклонение от нормы. Этот признак именуют «симптомом». Различают субъективные и объективные симптомы [2]. Субъективные симптомы — симптомы, выявленные при опросе больного, т. е. это те ощущения, которые он начал отмечать с какого-то периода времени и не испытывал раньше. К субъективным симптомам следует отнести также установленные самим больным изменения, наступившивие при функционально различных действиях зубочёлюстной системы, например задержка пищи между зубами, смещение передних зубов. Объективные симптомы обнаруживает врач в процессе обследования-осмотра, пальпаторного, инструментального и аппаратного исследования. Заболевание проявляется не одним, а несколькими субъективными и объективными симптомами, часть из которых специфичны только для данного заболевания, а остальные наблюдаются и при других. Выявление симптомов заболеваний, определение течения болезни у данного больного, его физического и психического состояния, степени, характера морфологических и функциональных нарушений возможны лишь при правильном, тщательном клиническом обследовании. Выявление этиологических моментов патогенеза способствует установлению диагноза. Диагноз — краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), выраженное с применением медицинских терминов, обозначающих название болезни (травмы) — ее формы, и определяющее индивидуальные особенности организма заболевшего [1]. Учение о методах распознавания болезней носит название «диагностика» и является разделом любой медицинской специальности [1]. Медицинская диагностика основывается на различных методах исследования и распознавании заболеваний, их тяжести и состояния организма больного с целью выбора и проведения необходимого лечения и эффективных профилактических мероприятий. Для правильного проведения диагностического процесса необходимо изучить и правильно применять на практике различные методы исследования. Нужно знать основные и специфические признаки заболеваний зубочелюстной системы, а также их классификацию. В современной литературе принцип проведения диагностического процесса и постановки диагноза освещен недостаточно полно. В имеющихся учебных руководствах основной акцент сделан на методы обследования больных, в то же время отсутствуют данные о систематизации всех классификаций патологических процессов и состояний, встречающихся в практике ортопедической стоматологии, и принципах формирования диагноза, отображающего всю тяжесть, специфику клинической картины, присущей дому больному. Учитывая актуальность данной проблемы авторский коллектив — сотрудники кафедры ортопедической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета, основываясь на опыте работы, пришли к выводу о необходимости создания учебного пособия, включающего все основные классификации патологических процессов и состояний, выявленных в ходе обследования пациентов врачом-стоматологом-ортопедом, и используемых в формировании диагноза. Авторы не претендуют на законченность данной работы и будут благодарны за замечания и дополнения, высказанные по существу пособия. ![]() нозологических форм заболеваний, встречающихся в практике ортопедической стоматологии Общепринятым фактором систематизации в практике современной ортопедической стоматологии является принцип принадлежности к определенной нозологической форме заболевания. Основные нозологические формы заболеваний, встречающиеся в практике ортопедической стоматологии: 1. Дефекты твердых тканей зубов: 1.1. Поражения, возникающие в период фолликулярного развития тканей зубов до прорезывания зубов: а) гипоплазия эмали; б) флюороз зубов; в) наследственные нарушения развития тканей зуба (дисплазия Стентона—Капдепона, несовершенный амелогенез, несовершенный дентиногенез, мраморная болезнь). 1.2. Поражения, возникающие после прорезывания зубов: а) кариозные; б) некариозные:
А. Аномалии отдельных зубов, зубных рядов и прикуса.
Заболевание височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). ![]() Поражения, возникающие в период фолликулярного развития тканей зубов Гипоплазия эмали — возникает в результате нарушения белкового и минерального обмена в организме плода или ребенка. ^ возникает в нескольких рядом стоящих зубах. Системная гипоплазия — нарушение строения твердых тканей зубов той группы, которая формируется в один и тот же промежуток времени). Пример системной гипоплазии — зубы Фурнье, Гетчинсона, Пфлюгера. ^ — поражается один или два зуба, причем только постоянные, например, зубы Turner. Флюороз — нарушение минерализации тканей зубов, возникающее в результате повышенного содержания фтора в питьевой воде (нормальное содержание фтора 0,8-1,2 мг/л). В.К. Патрикеев (1956) выделяет пять форм флюороза:
деструктивная. Гиперплазия — избыточное образование эмали (эмалевые капли), локализующееся у шейки зуба. Клинически гиперплазия не проявляется. Дисплазия Капдепона (синдром Стентона— Капдепона) — наследственное нарушение развития зубов, описанное в 1892 г. C.W. Stainton, а в 1905 г. С. Capdepont. Характеризуется изменением цвета коронки, ранней потерей эмалевого покрова и выраженной стираемостью. Лечение дисплазии Капдепона только ортопедическое. ^ (amelogenesis imperfecta) — нарушение развития эмали — имеет различные проявления, что зависит от тяжести патологического процесса. Н.М. Чупрынина различает 4 формы проявления амелогенеза. При первой форме наблюдаются небольшие количественные и качественные изменения: зубы нормальной формы и размера, эмаль гладкая, блестящая, но имеет желтый оттенок или коричневый цвет. Микроскопически выявляется неровность дентиноэмалевого соединения, увеличение количества органического вещества. При второй форме изменения более выражены. Зубы прорезываются в срок, и их коронки вначале имеют нормальный цвет. Спустя 1-3 года эмаль приобретает матовый, а затем светло-коричневый цвет, становится шероховатой, появляются трещины, а затем эмаль утрачивается частич ![]() ![]() При третьей форме зубы прорезываются в срок, имеют нормальный размер. Эмаль зуба белого цвета, но с большим количеством борозд без определенной ориентации. Эмаль на всех зубах быстро исчезает и обнажается коричневый дентин, имеющий нормальную структуру. При четвертой форме размер и форма зубов обычные, однако эмаль в момент прорезывания меловидная, лишена блеска, а местами отсутствует. При механическом воздействии она легко отделяется от дентина. Вследствие отсутствия эмали зуб реагирует на температурные раздражители. Микроскопически в сохраненной эмали обнаруживаются нарушения ориентировочного положения призм, расширение промежутков между ними, увеличена поперечная исчерченность призм. При значительных изменениях эмали проводится ортопедическое лечение. ^ (dentinogenesis imperfecta)— характеризуется недоразвитием корней, их отсутствием или наличием корней заостренной формы. Коронки зубов имеют правильную форму, нормальные величину и цвет. Вольные обычно жалуются на подвижность зубов и раннее их выпадение Мраморная болезнь (osteopetrosis) — врожденный семейный остеосклероз. Это редко встречающееся заболевание, проявляющееся диффузным остеосклерозом большинства костей скелета. Различают доброкачественную и злокачественную формы течения. При доброкачественном течении наряду со склерозом всего скелета отмечается склероз челюстных костей, наблюдаются аномалии прорезывания зубов. Эмаль зубов сразу же после прорезывания имеет меловидный оттенок, а затем становится рыхлой и быстро утрачивается. Зубы быстро разрушаются. Единственная возможность сохранения зубов при мраморной болезни — своевременное ортопедическое лечение. ^ Кариес зубов — это патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходят деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости. Кариозный процесс — одна из самых ранних и распространенные форм поражений твердых тканей зубов. По Данным Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ) 98% населения земного шара имеют кариозные зубы. Основным методом устранения кариозных дефектов зубов является пломбирование. Однако оно не всегда может качественно и надолго решить проблему восстановления формы и функции зубов, поэтому возникает необходимость в применении ортопедических конструкций (вкладок, профилактических коронок). Наиболее широкое применение получила топографическая классификация, в соответствии с которой различают четыре стадии: стадию пятна (кариозное пятно), поверхностный кариес, средний кариес и глубокий кариес. Все эти стадии классификационной схемы принято объединять в группу простого, или неосложненного, кариеса (из-за отсутствия клинически определяемых изменений в пульпе). Осложненным кариесоц принято называть пульпит и периодонтит — воспалительные заболевания, которые возникают вследствие про-грессирования кариозного процесса. По локализации существует целый ряд классификаций. 1. ^ (рис. 1). Первый класс — кариес жевательных поверхностей в фиссурах и естественных ямках моляров и премоляров. Второй класс — кариес апроксимальных поверхностей жевательных зубов, а также жевательных поверхностей, перешедший на апроксимальную. ![]() Рис. 1. Классификация кариозных полостей по Блеку: а, б, в — первый класс; г — второй класс; д — третий класс; е — четвертый класс; ж — пятый класс Третий класс — кариес апроксимальных поверхностей фронтальных зубов без нарушения углов и режущего края. Четвертый класс — кариес апроксимальных поверхностей фронтальных зубов с нарушением целостности углов и режущего края. Пятый класс— кариес пришеечной области, независимо от функциональной принадлежности зуба. 2. ^ Первая группа— центральный кариес, локализующийся на жевательной поверхности боковых зубов й режущем крае фронтальных зубов. Вторая группа— кариес на анроксимальных поверхностях или на апроксимальной и жевательной поверхностях. Третья группа — пришеечный кариес. 3. ^ Первый класс— жевательная (окклюзионной) поверхность. Второй класс — контактная (апроксимальной) поверхность. Третий класс—одновременный охват жевательной и контактной поверхности. 4. ^ Первая группа — фиссурные полости на жевательной поверхности и режущем крае. Вторая группа— полости на всех вертикальных стенках зубов. Третья группа —комплексные полости. 5. Классификация B.C. Куриленко (1954). Первый класс — дефекты депулыгарованных Второй класс —- дефекты недепульпированных зубов:
* 4-й подкласс — атипичные полости. 6. ^ Первый класс — двойные полости — полости на боковой и жевательной поверхностях. Второй класс — тройные полости — две боковые и жевательная поверхности. Третий класс — сложные полости, когда к двум предыдущим присоединяется еще полость на щечной или оральной поверхности. 7. ^ (1971): О— окклюзионная; М— медиальная апроксимальная; Д — дистальная апроксимальная и т. д. 8. Классификация BJO. Курляндского (1969). восстанавливать целостность коронки зуба, а следовательно, и всего зубного ряда, как в функциональном, так и анатомическом плане. На кафедре ортопедической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета была разработана систематизация дефектов твердых тканей зубов, сопровождающихся разрушением коронковой части зуба. ^ (1971) основывается на степени разрушения твердых тканей зубов и включает 5 классов: 1-й класс — дефект твердых тканей зубов, со провождающийся их разрушением выше уровня десневого края. . 2-й класс —дефект твердых тканей зубов, сопровождающийся их разрушением на уровне десневого края. 3-й класс — дефект твердых тканей зубов, сопровождающийся их разрушением ниже уровня десневого края. 4-й класс — дефект твердых зубов в области многокорневых зубов, без разрушения бифуркации; 5-й класс— дефект твердых «зубов в области многокорневых зубов, с разрушением бифуркации. ^ Классификация полостей ори изготовлении К первому классу относятся простые полости, сформированные на одной какой-либо поверхности зуба в пределах этой поверхности, что обеспечивает устойчивость пломбы или вкладки и исключает опрокидывание под действием жевательных сил. Это полости на жевательной поверхности в яришееч-ной области, на апроксимально-медиальных поверхностях без рядом стоящих зубов, на режущем крае. Во второй класс входят сложные полости, сформированные на двух и более поверхностях бокового или фронтального зуба, из которых одна является окклюзионной. Вследствие отсутствия круговой защиты пломбы-вкладки между стенками зуба возникает необходимость формирования дополнительных элементов сопротивления для устранения опрокидывающего действия жевательных сил. Это полости медиально-апроксимально-окк-люзионные, дистально-апроксимально-окклюзион-ные и медиально-окклюзионно-дистальные. Эта классификация удобна тем, что указывает сразу на сложность и принципы формирования полостей. ^ СМ. Махмуджанов (1968) различает 4 группы клиновидных дефектов: ■ начальные проявления, без видимой на глаз убыли ткани, но с повышенной чувствительностью внешним раздражением;
А.С. Бурлуцким предложена своя классификация клиновидных дефектов (рис. 3):
![]() Рис. 3. Классификация форм клиновидных дефектов зубов: а — пришеечная; б — коронковая; в — корневая ■ Третья форма — корневые дефекты, как и пришеечные, локализуются в пришеечной области эмалево-цементной границы с тенденцией распространения по поверхности корня зуба. ^ Гиперестезия твердых тканей зуба — повышенная чувствительность зубов к различным раздражителям. ЮЛ. Федоров (1981) выделяет следующие формы гиперестезии дентина. A. По распространенности:
B. По клиническому течению:
3-я степень — ткани зуба реагируют на все виды раздражителя, включая тактильный (порог электровозбудимости 1,5-3,5 мкА). ^ Физиологическая стираемость зубов встречаются почти у всех людей. Она развивается в процессе измельчения пищи во время жевательных движений. Физиологическому стиранию подвергаются жевательные бугры, режущие края, контактные поверхности. Стирание контактных-поверхностей обусловливает смещение зубов с сохранением контактов между, ними, что предотвращает попадание пищи в межзубные пространства и травмирование межзубных тканей. Выделяют следующие виды стираемости твердых тканей зубов. ^ зубов — это функциональная приспособительная реакция, так как она способствует свободному и более плавному скольжению зубных рядов, в результате чего устраняется перегрузка отдельных групп зубов. ^ бов — это декомпенсированный процесс убыли твердых тканей зубов, который сопровождается комплексом изменений эстетического, функционального и морфологического характера в зубных и околозубных тканях, жевательных мышцах и ВНЧС. ^ она встречается при аномалиях зубочелюстной системы с] отсутствием окклюзионных контактов, при заболевании т. к. пародонта, частичной потери зубов. А.Л. Грозовский (1946) выделяет три клинические формы повышенной стираемости зубов (ПСЗ):
По протяженности патологического процесса В.Ю. Курляндский (1962) различает:
Наиболее полно отражает клиническую картину стираемости зубов классификация, предложенная М.Г. Бушаном (1979). Она включает различные клинические аспекты функционального и морфологического характера: стадию развития, глубину, протяженность, плоскость поражения и функциональность нарушения. 1) В зависимости от стадии:
2) В зависимости от степени выраженности и глубины:
■ III степень — от 2/3 длины коронки до края десны. Травматические повреждения. Различают острую и хроническую травму. Острая травма может привести к ушибу, перелому или вывиху зуба или группы зубов. ![]() ^ Под термином «дефект» понимается убыль какого-либо органа, в данном случае зубного ряда. В некоторых руководствах употребляется название «частичный дефект», но это не совсем точно, так как он всегда частичен, ибо потеря всех зубов означает не дефект, а полное отсутствие органа, т. е. зубного ряда. В.Н. Копейкин и соавт. предпочитают термин «частичная адентия» вместо «дефекта». Следует, однако, заметить, что он различает приобретенную (вторичную) в результате заболевания или травмы и врожденную или наследственную адентию (первичную). ^ — патологическая форма поражения зубочелюстной системы — заболевание, характеризующееся нарушением целостности зубного ряда или зубных рядов сформированной зубочелюстной системы при отсутствии патологических изменений в оставшихся зубах. По мнению авторов, в термин «частичная вторичная адентия» заложен не только признак протяженности дефекта, но и дифференциально-диагностический критерий, позволяющий отличить данное заболевание от первичной, врожденной адентии и ретенции зубов. Наиболее распространенными причинами вторичной частичной адентии являются осложнения кариеса — пульпит и периодонтит, а также заболевания тканей пародонта, травмы, операции по поводу воспалительных процессов и новообразований. Распространенность данного заболевания и количество отсутствующих зубов коррелируют с возрастом. Попытки создать классификацию, включающую все разнообразие вариантов вторичной частичной адентии (их, по данным Eichner, равно 4 294 967864) предпринимались давно. На сегодняшний день, исходя из учета практических потребностей, созданы классификации на основе признаков, наиболее важных для клиницистов, а именно — локализация дефекта в зубной дуге, его огражденность с одной или двух сторон зубами, наличие зубов-антагонистов. Одна из таких классификаций вторичной частичной адентии разработана Е.И. Гавриловым (1968):
![]()
![]() ![]()
![]() ■4-й класс — челюсть с одиночно сохранившимся зубом. ![]() А.И. Бетельман зубные дуги, имеющие дефекты, делил на два класса. К первому он относил зубные дуги, имеющие один или несколько дефектов, но один или два из них являются концевыми. Второй класс составляют зубные дуги с включенными дефектами. Кроме того, в каждом классе он выделял подклассы (см. таблицу). Таблица
Широко распространенной является классификация Кеннеди. Автор разделил все дефекты зубных рядов на четыре основные класса: Класс 1. Двусторонние концевые дефекты. Класс 2. Односторонние концевые дефекты. Класс 3. Включенный дефект в боковом отделе. Класс 4. Включенный дефект переднего отдела. ![]() Рис.. 6. Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди Applegate (1954) дополнил классификацию Кеннеди, предложив 8 правил ее применения: 1. Определение класса дефекта не должно предшествовать удалению зубов, так как это может изменить первоначально установленный класс дефекта.
Основным преи Однако классификация Кеннеди, как и других авторов, которые тоже предложили топографо-анатомические классификации, не дает сведений о функциональном состоянии, зубных рядов, так как данная классификация дает представление о локализации, протяженности дефекта зубного ряда на одной челюсти и не учитывает как вид дефекта на антагонирующей челюсти, так и окклюзионного состояния оставшихся зубов. Функциональное соотношение зубных рядов при различных классах дефектов неодинаково и в зависимости от их сочетания на верхней и нижней челюсти после протезирования создается новое функциональное соотношение зубных рядов. Оно может быть благоприятным и неблагоприятным и в отношении распределения нагрузки, падающей на опорные зубы. При определении функционального состояния оставшихся зубов и зубных рядов удобно пользоваться пародонтограммой В.Ю. Курляндского: а) функционирующие группы зубов (имеются антагонисты, есть окклюзионный контакт зубов); б) нефункционирующие группы зубов (нет антагонистов). Саму пародонтограмму В.Ю. Курляндского, ее расшифровку и анализ мы приведем несколько позже, в разделе «Заболевания тканей пародонта». ![]() Причиной полной потери зубов чаще всего являются: кариес и его осложнения, заболевание тканей пародонта, травмы. По данным В.Н. Копейкина (1993) полное отсутствие зубов в возрасте 40-49 лет встречается у 1%, 50-59 лет— у 5,5%, и старше 60 лег— у 25% обследованных. Лечение больных при полной потере зубов представляет очень сложную проблему — создание протезов полноценных в функциональном и эстетическом отношении. Сложность восстановительной ортопедической терапии в случае потери всех зубов состоит в том, что при этих условиях неизбежно происходят атрофические процессы, в результате которых утрачиваются основные ориентиры, определяющие форму всего лица и высоту его нижнего отдела. Также изменения наблюдаются в ВНЧС. После потери зубов и развивающихся по этой причине атрофических процессов в челюстях и мягких тканях возникают новые взаимодействия элементов челюстной лицевой системы. Изучение, систематизация и создание общепринятых классификаций особенностей анатомии беззубого рта являются одними из условий, обеспечивающих успех протезирования. После удаления зубов альвеолярные отростки обычно хорошо выражены, однако со временем они атрофируются, причем, чем больше времени прошло после удаления зубов, тем выраженнее атрофия (рис. 7). Таким образом, у разных людей с беззубой челюстью может быть неодинаковая степень выраженности альвеолярного отростка. Кроме того, у одного и того же человека разные отделы челюсти могут иметь не одинаковую величину атрофии. Для оценки состояния беззубых челюстей имеются различные классификации, в основу которых положены чаще всего величина и характер атрофии. Предложенные классификации до известной степени определяют план лечения, содействуют ![]() I II III IV Рис. 7. Изменение соотношений альвеолярных отростков после удаления зубов: I — соотношение первых моляров во фронтальном разрезе; II — альвеолярные отростки после удаления моляров; III, IV — по мере развития атрофии; а к в соответствуют середине альвеолярных отростков взаимопониманию врачей и отмечают затем в истории болезни. Конечно, ни одна из известных классификаций не претендует на исчерпывающую характеристику беззубых челюстей, поскольку между их крайними типами имеются переходные формы. |