Классификации в ортопедической стоматологии icon

Классификации в ортопедической стоматологии





Скачать 0.6 Mb.
Название Классификации в ортопедической стоматологии
страница 1/3
Дата 10.02.2013
Размер 0.6 Mb.
Тип Документы
  1   2   3
КЛАССИФИКАЦИИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ


Составители: доц., к.м.н. Т.В. Моторкина, проф., д.м.н. СВ. Дмитриенко, проф., д.м.н. А.И. Краюшкин, асc., к.м.н. Д.В. Михальченко; доц., к.м.н. В.И. Шемонаев, А.С. Величко.


1. Введение


Существуют различные определения понятия «болезнь». Одно из них сформулировано так: «Болезнь» — это нарушение нормальной жизнедеятель­ности организма, обусловленное функциональны­ми и морфологическими изменениями». Другое звучит следующим образом: «Болезнь»— это на­рушенная в своем течении жизнь в результате по­вреждения структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобраз­ных формах его компенсаторно-приспособитель­ных механизмов» [1].

Болезнь характеризуется полным или частич­ным снижением приспособляемости к среде того или иного органа либо всего организма и ограни­чением их функций.


^ Нозологическая форма — это определенная болезнь, выделенная на основе установленной этиологии (причина возникновения) и патогенеза (механизма развития), а также характерной клинико-морфологической картины. Эта форма яв­ляется единицей номенклатуры и классификации болезней (Давыдовский И.В., 1962).

Поскольку человек может одновременно забо­леть несколькими болезнями, то необходимо ус­тановить ведущее заболевание — наиболее тяжелое по течению или последствиям. Следует выде­лить также понятие «осложнение» — обобщенное название патологических процессов, присоединив­шихся к основному заболеванию, не обязательно развившихся при данном, заболевании, но возник­ших в связи с ним.

Применяемый на практике термин «заболева­ние» означает факт возникновения болезни у от­дельного человека. Выделяют и понятие «патоло­гическое состояние»— относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биологически от­рицательное значение для организма («норма» — относительный уровень функционирования и раз­вития организма).

Каждая болезнь проявляется определенными признаками или группой признаков, представля­ющих собой отклонение от нормы. Этот признак именуют «симптомом». Различают субъективные и объективные симптомы [2].

Субъективные симптомы — симптомы, выяв­ленные при опросе больного, т. е. это те ощуще­ния, которые он начал отмечать с какого-то пери­ода времени и не испытывал раньше. К субъек­тивным симптомам следует отнести также уста­новленные самим больным изменения, наступившивие при функционально различных действиях зубочёлюстной системы, например задержка пищи между зубами, смещение передних зубов.

Объективные симптомы обнаруживает врач в процессе обследования-осмотра, пальпаторного, инструментального и аппаратного исследования. Заболевание проявляется не одним, а нескольки­ми субъективными и объективными симптомами, часть из которых специфичны только для данно­го заболевания, а остальные наблюдаются и при других.

Выявление симптомов заболеваний, определе­ние течения болезни у данного больного, его фи­зического и психического состояния, степени, характера морфологических и функциональных нарушений возможны лишь при правильном, тщательном клиническом обследовании. Выявле­ние этиологических моментов патогенеза способ­ствует установлению диагноза.


Диагноз — краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), выраженное с применением медицинских терминов, обознача­ющих название болезни (травмы) — ее формы, и определяющее индивидуальные особенности орга­низма заболевшего [1].

Учение о методах распознавания болезней но­сит название «диагностика» и является разделом любой медицинской специальности [1]. Медицин­ская диагностика основывается на различных методах исследования и распознавании заболева­ний, их тяжести и состояния организма больного с целью выбора и проведения необходимого лече­ния и эффективных профилактических меропри­ятий. Для правильного проведения диагностичес­кого процесса необходимо изучить и правильно применять на практике различные методы иссле­дования. Нужно знать основные и специфичес­кие признаки заболеваний зубочелюстной систе­мы, а также их классификацию.

В современной литературе принцип проведе­ния диагностического процесса и постановки ди­агноза освещен недостаточно полно. В имеющих­ся учебных руководствах основной акцент сде­лан на методы обследования больных, в то же время отсутствуют данные о систематизации всех классификаций патологических процессов и со­стояний, встречающихся в практике ортопеди­ческой стоматологии, и принципах формирова­ния диагноза, отображающего всю тяжесть, спе­цифику клинической картины, присущей дому больному.

Учитывая актуальность данной проблемы ав­торский коллектив — сотрудники кафедры орто­педической стоматологии Волгоградского государ­ственного медицинского университета, основыва­ясь на опыте работы, пришли к выводу о необхо­димости создания учебного пособия, включающе­го все основные классификации патологических процессов и состояний, выявленных в ходе обследования пациентов врачом-стоматологом-ортопе­дом, и используемых в формировании диагноза. Авторы не претендуют на законченность дан­ной работы и будут благодарны за замечания и дополнения, высказанные по существу пособия.


^ 2.Систематизация основных

нозологических форм заболеваний,

встречающихся в практике

ортопедической стоматологии


Общепринятым фактором систематизации в практике современной ортопедической стоматоло­гии является принцип принадлежности к опреде­ленной нозологической форме заболевания.

Основные нозологические формы заболева­ний, встречающиеся в практике ортопедической стоматологии:

1. Дефекты твердых тканей зубов:

1.1. Поражения, возникающие в период фол­ликулярного развития тканей зубов до прорезы­вания зубов:

а) гипоплазия эмали;

б) флюороз зубов;

в) наследственные нарушения развития тканей зуба (дисплазия Стентона—Капдепона, несовер­шенный амелогенез, несовершенный дентиногенез, мраморная болезнь).

1.2. Поражения, возникающие после прорезывания зубов:

а) кариозные;

б) некариозные:

  • клиновидный дефект;

  • кислотный некроз;

  • некроз твердых тканей;

  • эрозия зубов;

  • гиперестезия твердых тканей зубов;

  • стираемоемость твердых тканей зубов;

  • травма зубов.




  1. Дефекты зубных рядов (частичное отсут­ствие зубов).

  2. Полное отсутствие зубов.

А. Аномалии отдельных зубов, зубных рядов и прикуса.

  1. Деформации зубных рядов и челюстно-лиц-вой области.

  2. Заболевание тканей пародонта.

Заболевание височно-нижнечелюстного сус­тава (ВНЧС).


^ 2а. Дефекты твердых тканей зубов


Поражения, возникающие в период фоллику­лярного развития тканей зубов

Гипоплазия эмали — возникает в результате нарушения белкового и минерального обмена в организме плода или ребенка.

^ Очаговая гипоплазия возникает в нескольких рядом стоящих зубах.

Системная гипоплазия — нарушение строения твердых тканей зубов той группы, которая фор­мируется в один и тот же промежуток времени). Пример системной гипоплазии — зубы Фурнье, Гетчинсона, Пфлюгера.

^ Местная гипоплазия — поражается один или два зуба, причем только постоянные, например, зубы Turner.

Флюороз — нарушение минерализации тканей зубов, возникающее в результате повышенного содержания фтора в питьевой воде (нормальное содержание фтора 0,8-1,2 мг/л).

В.К. Патрикеев (1956) выделяет пять форм флюороза:

  • пятнистая;

  • штриховая;

  • меловидно-крапчатая;

  • эрозивная;

деструктивная.


Гиперплазия — избыточное образование эма­ли (эмалевые капли), локализующееся у шейки зуба. Клинически гиперплазия не проявляется.

Дисплазия Капдепона (синдром Стентона— Капдепона) — наследственное нарушение разви­тия зубов, описанное в 1892 г. C.W. Stainton, а в 1905 г. С. Capdepont. Характеризуется изменени­ем цвета коронки, ранней потерей эмалевого по­крова и выраженной стираемостью. Лечение дисплазии Капдепона только ортопедическое.


^ Несовершенный амелогенез (amelogenesis imperfecta) — нарушение развития эмали — име­ет различные проявления, что зависит от тяжес­ти патологического процесса. Н.М. Чупрынина различает 4 формы проявления амелогенеза.

При первой форме наблюдаются небольшие количественные и качественные изменения: зубы нормальной формы и размера, эмаль гладкая, блестящая, но имеет желтый оттенок или корич­невый цвет. Микроскопически выявляется неров­ность дентиноэмалевого соединения, увеличение количества органического вещества.

При второй форме изменения более выраже­ны. Зубы прорезываются в срок, и их коронки вначале имеют нормальный цвет. Спустя 1-3 года эмаль приобретает матовый, а затем светло-корич­невый цвет, становится шероховатой, появляют­ся трещины, а затем эмаль утрачивается частично или полностью. Дентин плотный, светло-ко­ричневый или коричневый.

При третьей форме зубы прорезываются в срок, имеют нормальный размер. Эмаль зуба белого цвета, но с большим количеством борозд без оп­ределенной ориентации. Эмаль на всех зубах бы­стро исчезает и обнажается коричневый дентин, имеющий нормальную структуру.

При четвертой форме размер и форма зубов обычные, однако эмаль в момент прорезывания меловидная, лишена блеска, а местами отсутству­ет. При механическом воздействии она легко от­деляется от дентина. Вследствие отсутствия эма­ли зуб реагирует на температурные раздражите­ли. Микроскопически в сохраненной эмали об­наруживаются нарушения ориентировочного по­ложения призм, расширение промежутков меж­ду ними, увеличена поперечная исчерченность призм.

При значительных изменениях эмали прово­дится ортопедическое лечение.

^ Несовершенный дентнногенез (dentinogenesis imperfecta)— характеризуется недоразвитием корней, их отсутствием или наличием корней за­остренной формы. Коронки зубов имеют правиль­ную форму, нормальные величину и цвет. Воль­ные обычно жалуются на подвижность зубов и раннее их выпадение Мраморная болезнь (osteopetrosis) — врожден­ный семейный остеосклероз. Это редко встречаю­щееся заболевание, проявляющееся диффузным остеосклерозом большинства костей скелета. Раз­личают доброкачественную и злокачественную формы течения. При доброкачественном течении наряду со склерозом всего скелета отмечается склероз челюстных костей, наблюдаются анома­лии прорезывания зубов. Эмаль зубов сразу же после прорезывания имеет меловидный оттенок, а затем становится рыхлой и быстро утрачивает­ся. Зубы быстро разрушаются. Единственная воз­можность сохранения зубов при мраморной болез­ни — своевременное ортопедическое лечение.


^ 2б. Поражения, возникающие после прорезывания зубов


Кариес зубов — это патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходят деминерализация и размяг­чение твердых тканей зуба с последующим обра­зованием дефекта в виде полости.

Кариозный процесс — одна из самых ранних и распространенные форм поражений твердых тка­ней зубов. По Данным Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ) 98% населения земного шара имеют кариозные зубы.

Основным методом устранения кариозных де­фектов зубов является пломбирование. Однако оно не всегда может качественно и надолго решить проблему восстановления формы и функции зу­бов, поэтому возникает необходимость в приме­нении ортопедических конструкций (вкладок, профилактических коронок).

Наиболее широкое применение получила топог­рафическая классификация, в соответствии с ко­торой различают четыре стадии: стадию пятна (ка­риозное пятно), поверхностный кариес, средний кариес и глубокий кариес. Все эти стадии клас­сификационной схемы принято объединять в груп­пу простого, или неосложненного, кариеса (из-за отсутствия клинически определяемых изменений в пульпе). Осложненным кариесоц принято на­зывать пульпит и периодонтит — воспалительные заболевания, которые возникают вследствие про-грессирования кариозного процесса.


По локализации существует целый ряд клас­сификаций.

1. ^ Классификация Г. Блека (1881) (поАльшицу— 1914 г.) (рис. 1).

Первый класс — кариес жевательных поверх­ностей в фиссурах и естественных ямках моля­ров и премоляров.

Второй класс — кариес апроксимальных по­верхностей жевательных зубов, а также жева­тельных поверхностей, перешедший на апроксимальную.





Рис. 1. Классификация кариозных полостей

по Блеку: а, б, в — первый класс; г — второй класс;

д — третий класс; е — четвертый класс;

ж — пятый класс


Третий класс — кариес апроксимальных повер­хностей фронтальных зубов без нарушения углов и режущего края.

Четвертый класс — кариес апроксимальных поверхностей фронтальных зубов с нарушением целостности углов и режущего края.

Пятый класс— кариес пришеечной области, независимо от функциональной принадлежности зуба.


2. ^ Классификация Я А. Гутнера и РА. Ревидцевой.

Первая группа— центральный кариес, лока­лизующийся на жевательной поверхности боко­вых зубов й режущем крае фронтальных зубов.

Вторая группа— кариес на анроксимальных поверхностях или на апроксимальной и жеватель­ной поверхностях.

Третья группа — пришеечный кариес.


3. ^ Классификация ВЛ. Бынина.

Первый класс— жевательная (окклюзионной) поверхность.

Второй класс — контактная (апроксимальной) поверхность.

Третий класс—одновременный охват жева­тельной и контактной поверхности.


4. ^ Классификация ДЛ. Цитрина.

Первая группа — фиссурные полости на жева­тельной поверхности и режущем крае.

Вторая группа— полости на всех вертикаль­ных стенках зубов.

Третья группа —комплексные полости.


5. Классификация B.C. Куриленко (1954).
Первый класс — дефекты депулыгарованных Второй класс —- дефекты недепульпированных зубов:

  • 1-й подкласс — дефекты жевательных зубов на апроксимальной —одной или двух поверхнос­тях, на апроксимальной и жевательной поверх­ностях;

  • 2-й подкласс — дефекты фронтальных зубов на апроксимальных поверхностях и режущем крае;

  • 3-й подкласс— дефекты всех зубов на любой поверхности, кроме апроксимальной;

* 4-й подкласс — атипичные полости.


6. ^ Классификация Л Л. Ильииой-Маркосян.
Первый класс — двойные полости — полости

на боковой и жевательной поверхностях.

Второй класс — тройные полости — две боко­вые и жевательная поверхности.

Третий класс — сложные полости, когда к двум предыдущим присоединяется еще полость на щеч­ной или оральной поверхности.


7. ^ Буквенная систематизация локализации
полостей болгарских ученых Боянова и Христозова
(1971):

О— окклюзионная;

М— медиальная апроксимальная;

Д — дистальная апроксимальная и т. д.


8. Классификация BJO. Курляндского (1969).

восстанавливать целостность коронки зуба, а сле­довательно, и всего зубного ряда, как в функцио­нальном, так и анатомическом плане.

На кафедре ортопедической стоматологии Вол­гоградского государственного медицинского уни­верситета была разработана систематизация де­фектов твердых тканей зубов, сопровождающих­ся разрушением коронковой части зуба.


^ Систематизация корней по ФЛ. Цукановой (1971) основывается на степени разрушения твер­дых тканей зубов и включает 5 классов:

1-й класс — дефект твердых тканей зубов, со­
провождающийся их разрушением выше уровня
десневого края. .

2-й класс —дефект твердых тканей зубов, со­провождающийся их разрушением на уровне дес­невого края.

3-й класс — дефект твердых тканей зубов, со­провождающийся их разрушением ниже уровня десневого края.

4-й класс — дефект твердых зубов в области мно­гокорневых зубов, без разрушения бифуркации;

5-й класс— дефект твердых «зубов в области многокорневых зубов, с разрушением бифуркации.


^ Классификация B.P. Вайнштейна — Ш.Л. Го­родецкого .1961).

Классификация полостей ори изготовлении К первому классу относятся простые полости, сформированные на одной какой-либо поверхности зуба в пределах этой поверхности, что обеспечивает устойчивость пломбы или вкладки и исключает оп­рокидывание под действием жевательных сил. Это полости на жевательной поверхности в яришееч-ной области, на апроксимально-медиальных повер­хностях без рядом стоящих зубов, на режущем крае.

Во второй класс входят сложные полости, сфор­мированные на двух и более поверхностях боко­вого или фронтального зуба, из которых одна яв­ляется окклюзионной. Вследствие отсутствия кру­говой защиты пломбы-вкладки между стенками зуба возникает необходимость формирования до­полнительных элементов сопротивления для уст­ранения опрокидывающего действия жевательных сил. Это полости медиально-апроксимально-окк-люзионные, дистально-апроксимально-окклюзион-ные и медиально-окклюзионно-дистальные.

Эта классификация удобна тем, что указывает сразу на сложность и принципы формирования полостей.


^ Клиновидный дефект


СМ. Махмуджанов (1968) различает 4 груп­пы клиновидных дефектов:

■ начальные проявления, без видимой на глаз убыли ткани, но с повышенной чувствитель­ностью внешним раздражением;

  • поверхностные клиновидные дефекты, убыль ткани определяется визуально в виде щелевид-ных повреждений эмали, происходит усиление гиперестезии шеек зубов;

  • средние (глубина 0,2-0,3 мм);

  • глубокие (протяженность более 5 мм) с пора­жением глубоких слоев дентина.

А.С. Бурлуцким предложена своя классифика­ция клиновидных дефектов (рис. 3):

  • Первая форма — пришеечные дефекты, они ло­кализуются в эмалево-цементной границе зубов.

  • Вторая форма — коронковые дефекты, для ко­торых характерно распространение по вести­булярной поверхности и значительно меньше в глубину.






Рис. 3. Классификация форм клиновидных дефектов зубов: а — пришеечная; б — коронковая; в — корневая


■ Третья форма — корневые дефекты, как и при­шеечные, локализуются в пришеечной облас­ти эмалево-цементной границы с тенденцией распространения по поверхности корня зуба.


^ Гиперестезия твердых тканей зуба.

Гиперестезия твердых тканей зуба — повышен­ная чувствительность зубов к различным раздра­жителям.

ЮЛ. Федоров (1981) выделяет следующие фор­мы гиперестезии дентина.

A. По распространенности:

  • ограниченная;

  • гиперализованная. Б. По происхождению:




  • гиперестезия, связанная с убылью твердых тканей зубов;

  • гиперестезия, не связанная с убылью твер­дых тканей зубов.

B. По клиническому течению:

  • 1-я степень — ткани зуба реагируют на тем­пературный раздражитель (порог электровоз­будимости 5-8 мкА);

  • 2-я степень — ткани зуба реагируют на тем­пературный и химический раздражитель (по­рог электровозбудимости 3-5 мкА);

3-я степень — ткани зуба реагируют на все виды раздражителя, включая тактильный (порог электровозбудимости 1,5-3,5 мкА).


^ Стираемость твердых тканей зубов


Физиологическая стираемость зубов встречают­ся почти у всех людей. Она развивается в процес­се измельчения пищи во время жевательных дви­жений. Физиологическому стиранию подвергают­ся жевательные бугры, режущие края, контакт­ные поверхности. Стирание контактных-поверх­ностей обусловливает смещение зубов с сохране­нием контактов между, ними, что предотвращает попадание пищи в межзубные пространства и трав­мирование межзубных тканей.

Выделяют следующие виды стираемости твердых тканей зубов.


^ Физиологическая стираемость твердых тканей зубов — это функциональная приспособительная реакция, так как она способствует свободному и более плавному скольжению зубных рядов, в ре­зультате чего устраняется перегрузка отдельных групп зубов.

^ Стираемость твердых тканей зу­бов — это декомпенсированный процесс убыли твер­дых тканей зубов, который сопровождается комп­лексом изменений эстетического, функционально­го и морфологического характера в зубных и около­зубных тканях, жевательных мышцах и ВНЧС.


^ Задержанная стираемость зубов — она встре­чается при аномалиях зубочелюстной системы с] отсутствием окклюзионных контактов, при забо­левании т. к. пародонта, частичной потери зубов.

А.Л. Грозовский (1946) выделяет три клиничес­кие формы повышенной стираемости зубов (ПСЗ):

  • горизонтальная;

  • вертикальная;

  • смешанная.

По протяженности патологического процесса В.Ю. Курляндский (1962) различает:

  • локализованную форму ПСЗ;

  • генерализованную форму ПСЗ.

Наиболее полно отражает клиническую карти­ну стираемости зубов классификация, предложен­ная М.Г. Бушаном (1979). Она включает различ­ные клинические аспекты функционального и морфологического характера: стадию развития, глубину, протяженность, плоскость поражения и функциональность нарушения.


1) В зависимости от стадии:

  • физиологическая стираемость в пределах эмали;

  • переходная — в пределах эмали и (частично) дентина;

  • патологическая— в пределах дентина (со сни­жением оклюзионной высоты или без него, т. е. компенсированная ли декомпенсированная форма).


2) В зависимости от степени выраженности
и глубины:


  • I степень — до 1/3 длины коронки;

  • II степень — от 1/3 до 2/3 длины коронки;

■ III степень — от 2/3 длины коронки до края

десны.


Травматические повреждения.


Различают ос­трую и хроническую травму. Острая травма может привести к ушибу, перелому или вывиху зуба или группы зубов.





^ 3. Дефекты зубных рядов


Под термином «дефект» понимается убыль ка­кого-либо органа, в данном случае зубного ряда.

В некоторых руководствах употребляется на­звание «частичный дефект», но это не совсем точ­но, так как он всегда частичен, ибо потеря всех зубов означает не дефект, а полное отсутствие органа, т. е. зубного ряда.

В.Н. Копейкин и соавт. предпочитают термин «частичная адентия» вместо «дефекта». Следу­ет, однако, заметить, что он различает приобре­тенную (вторичную) в результате заболевания или травмы и врожденную или наследственную адентию (первичную).


^ Частичное отсутствие зубов — патологическая форма поражения зубочелюстной системы — за­болевание, характеризующееся нарушением це­лостности зубного ряда или зубных рядов сфор­мированной зубочелюстной системы при отсут­ствии патологических изменений в оставшихся зубах. По мнению авторов, в термин «частичная вторичная адентия» заложен не только признак протяженности дефекта, но и дифференциально-диагностический критерий, позволяющий отли­чить данное заболевание от первичной, врожден­ной адентии и ретенции зубов.

Наиболее распространенными причинами вторичной частичной адентии являются осложнения кариеса — пульпит и периодонтит, а также забо­левания тканей пародонта, травмы, операции по поводу воспалительных процессов и новообразо­ваний.

Распространенность данного заболевания и ко­личество отсутствующих зубов коррелируют с возрастом. Попытки создать классификацию, включающую все разнообразие вариантов вторич­ной частичной адентии (их, по данным Eichner, равно 4 294 967864) предпринимались давно.

На сегодняшний день, исходя из учета прак­тических потребностей, созданы классификации на основе признаков, наиболее важных для кли­ницистов, а именно — локализация дефекта в зуб­ной дуге, его огражденность с одной или двух сто­рон зубами, наличие зубов-антагонистов.

Одна из таких классификаций вторичной час­тичной адентии разработана Е.И. Гавриловым (1968):

  • 1 класс — одно - и двусторонние концевые дефекты;






  • 2-й класс —включенные дефекты в переднем и боковых отделах одно - и двусторонние;





  • 3-й класс — комбинированные дефекты;




■4-й класс — челюсть с одиночно сохранившим­ся зубом.





А.И. Бетельман зубные дуги, имеющие дефек­ты, делил на два класса. К первому он относил зубные дуги, имеющие один или несколько де­фектов, но один или два из них являются конце­выми. Второй класс составляют зубные дуги с включенными дефектами. Кроме того, в каждом классе он выделял подклассы (см. таблицу).

Таблица


^ I класс

Один или несколько дефектов, среди которых по меньшей


мере один ограничен только с мезиальной стороны зубами

II класс

Один или несколько дефектов,

но все дефекты ограничены с

двух сторон зубами

^ I подкласс

Дефект расположен на одной стороне

челюсти

II подкласс

Дефекты расположены на обеих сторонах челюсти

^ I подкласс

В каждом из

дефектов не

более трех

недостающих

зубов

II подкласс

Есть хотя бы один дефект, в котором число недостающих зубов больше трех



Широко распространенной является классифи­кация Кеннеди. Автор разделил все дефекты зуб­ных рядов на четыре основные класса:

Класс 1. Двусторонние концевые дефекты.

Класс 2. Односторонние концевые дефекты.

Класс 3. Включенный дефект в боковом отделе.

Класс 4. Включенный дефект переднего отдела.





Рис.. 6. Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди


Applegate (1954) дополнил классификацию Кеннеди, предложив 8 правил ее применения:

1. Определение класса дефекта не должно предшествовать удалению зубов, так как это может изменить первоначально установленный класс дефекта.

  1. Бели отсутствует третий моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации.

  2. Если имеется третий моляр, который дол­жен быть использован как опорный зуб, то он учитывается в классификации.

  3. Бели отсутствует второй моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации.

  4. Класс дефекта определяется в зависимости от расположения беззубого участка челюсти.

  5. Дополнительные дефекты (не считая основ­ного класса) рассматриваются как подклассы и определяются их числом.

  6. Протяженность дополнительных дефектов не рассматривается; учитывается только их число, определяющее номер подкласса.

  7. У 4-го класса нет подклассов. Беззубые уча­стки, лежащие кзади от дефекта переднего отдела определяют класс дефекта.

Основным преимуществом классификации Кеннеди является ее логичность и простота, дающая возможность сразу представить вид дефекта и со­ответствующую ему конструкцию протеза. Она яв­ляется наиболее приемлемой, проверенной на практике в течение продолжительного времени, и общепринятой.

Однако классификация Кеннеди, как и других авторов, которые тоже предложили топографо-анатомические классификации, не дает сведений о функциональном состоянии, зубных рядов, так как данная классификация дает представление о локализации, протяженности дефекта зубного ряда на одной челюсти и не учитывает как вид дефекта на антагонирующей челюсти, так и окклюзионного состояния оставшихся зубов. Функ­циональное соотношение зубных рядов при раз­личных классах дефектов неодинаково и в зави­симости от их сочетания на верхней и нижней челюсти после протезирования создается новое функциональное соотношение зубных рядов. Оно может быть благоприятным и неблагоприятным и в отношении распределения нагрузки, падаю­щей на опорные зубы.

При определении функционального состояния оставшихся зубов и зубных рядов удобно пользо­ваться пародонтограммой В.Ю. Курляндского:

а) функционирующие группы зубов (имеются
антагонисты, есть окклюзионный контакт зубов);

б) нефункционирующие группы зубов (нет антагонистов).

Саму пародонтограмму В.Ю. Курляндского, ее расшифровку и анализ мы приведем несколько позже, в разделе «Заболевания тканей пародонта».


^ 4.Полное отсутствие зубов


Причиной полной потери зубов чаще всего яв­ляются: кариес и его осложнения, заболевание тканей пародонта, травмы. По данным В.Н. Копейкина (1993) полное отсутствие зубов в возрасте 40-49 лет встречается у 1%, 50-59 лет— у 5,5%, и старше 60 лег— у 25% обследованных. Лечение больных при полной потере зубов представляет очень сложную проблему — создание протезов пол­ноценных в функциональном и эстетическом от­ношении. Сложность восстановительной ортопеди­ческой терапии в случае потери всех зубов состоит в том, что при этих условиях неизбежно происхо­дят атрофические процессы, в результате которых утрачиваются основные ориентиры, определяющие форму всего лица и высоту его нижнего отдела. Также изменения наблюдаются в ВНЧС.

После потери зубов и развивающихся по этой причине атрофических процессов в челюстях и мягких тканях возникают новые взаимодействия элементов челюстной лицевой системы. Изучение, систематизация и создание общепринятых клас­сификаций особенностей анатомии беззубого рта являются одними из условий, обеспечивающих ус­пех протезирования.

После удаления зубов альвеолярные отростки обычно хорошо выражены, однако со временем они атрофируются, причем, чем больше времени прошло после удаления зубов, тем выраженнее атрофия (рис. 7).

Таким образом, у разных людей с беззубой че­люстью может быть неодинаковая степень выра­женности альвеолярного отростка. Кроме того, у одного и того же человека разные отделы челюсти могут иметь не одинаковую величину атрофии. Для оценки состояния беззубых челюстей имеются раз­личные классификации, в основу которых поло­жены чаще всего величина и характер атрофии.

Предложенные классификации до известной степени определяют план лечения, содействуют





I II III IV

Рис. 7. Изменение соотношений альвеолярных отростков после удаления зубов: I — соотношение первых моляров во фронтальном разрезе; II — альвеолярные отростки после удаления моляров; III, IV — по мере развития атрофии; а к в соответ­ствуют середине альвеолярных отростков


взаимопониманию врачей и отмечают затем в ис­тории болезни. Конечно, ни одна из известных классификаций не претендует на исчерпывающую характеристику беззубых челюстей, поскольку между их крайними типами имеются переходные формы.

  1   2   3

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Классификации в ортопедической стоматологии icon Программы ортопедической стоматологии для студентов 4 курса вопросы истории и организации
Ортопедическая стоматологии – ее цели и задачи, разделы ортопедической стоматологии. Связь ортопедической...
Классификации в ортопедической стоматологии icon Мостовидные конструкции в клинике ортопедической стоматологии
Автор – Мухаммед Ахмед Махмуд Али, врач – ординатор кафедры ортопедической стоматологии Волгму
Классификации в ортопедической стоматологии icon ПМ. 01 Изготовление съемных пластиночных протезов мдк. 01. 01 Технология изготовления съемных
История ортопедической стоматологии. Взаимосвязь ортопедической стоматологии с другими науками и
Классификации в ортопедической стоматологии icon Экзаменационные вопросы по ортопедической стоматологии для студентов IV курса Организационные вопросы
Ортопедическая стоматология, ее разделы. Связь ортопедической стоматологии с другими разделами специальности...
Классификации в ортопедической стоматологии icon Материаловедение в ортопедической стоматологии
Сгму т. М. Вовканец, Н. А. Поляшовой, интернами М. Н. Осипенко, А. Е. Сухановым под руководством...
Классификации в ортопедической стоматологии icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика» По направлению подготовки 060201 Стоматология
Терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической...
Классификации в ортопедической стоматологии icon Временный прейскурант по ортопедической стоматологии
Расчёт стоимости зубного протезирования производит врач на этапе осмотра, консультации, и планирования...
Классификации в ортопедической стоматологии icon Курс, 5 семестр роль учёных бывшего СССР и рб в развитии ортопедической стоматологии и совершенствование

Классификации в ортопедической стоматологии icon Курс, 5 семестр роль учёных бывшего СССР и рб в развитии ортопедической стоматологии и совершенствование

Классификации в ортопедической стоматологии icon Клиника эстетической стоматологии «семейный доктор» прейскурант на услуги ортопедической стоматологии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы