Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры





Скачать 219.44 Kb.
Название Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
ПЕНЬКОВА Ирина Витальевна
Дата 05.05.2013
Размер 219.44 Kb.
Тип Автореферат
На правах рукописи

ПЕНЬКОВА Ирина Витальевна

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических»" наук « ,-„я

Омск - 1997

Актуальность исследования. Совершенствование физического образования в начальной школе нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.

Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.

Воспитание правильной осанки у детей - в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи ( М.В.Арсланов,1985, Н.Т.Белякова,1968, А.Н.Буровых,1967, А.Д. Дубогай, 1978, и др.) приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу профилактики нарушений осанки у младших школьников посвящены работы ряда исследователей, вместе с тем есть все основания полагать, что"- данная проблема разработана недостаточно. Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений осанки среди школьников. По различным данным они составляют от 40 до 60%. Кроме того, среди специалистов отсутствует единство мнений как по характеру, так и по динамике нарушений осанки в период всего обучения в школе. Вместе с тем отсутствуют программы профилактики нарушений осанки в процессе проведения уроков физической культуры, так как во всех разработанных в данном направлении методиках проблема решается в основном за счет использования различных дополнительных форм физического воспитания детей.

В комплексной программе по физическому воспитанию учащихся 1-3 классов (1996) предусматривается формирование правильной осанки, однако не оговариваются средства решения данной задачи.

Поддержание правильной позы требует систематичности и повторяемости. В то же время в рамках урока и многообразия стоящих задач по прохождению программного материала на развитие основных физических качеств существует постоянная реальность "упустить" из-под внимания моменты формирования осанки школьника. Следует признать, что уроки физической культуры не решают проблему формирования осанки, что подтверждает актуальность данной работы.

Исследование выполнено в соответствии с тематическим планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Сибирской Государственной академии физической культуры по теме 01. 03. 01 "Укрепление и предупреждение нарушений осанки и сводчатости стоп у младших школьников".

Объектом исследования является процесс физического воспитания и образования младших

школьников.

Предметом исследования является содержание и технология совершенствования опорно- двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.

Целью исследования является определение программного содержания и методических особенностей профилактики нарушений осанки у младших школьников.

Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что определение характера и динамики нарушений осанки за период всего обучения в школе и сравнительный анализ разработанных с учетом этого экспериментальных программ, первая из которых включает материал по профилактике нарушений осанки только на уроках физической культуры, а вторая, помимо этого, систему домашних заданий, позволит определить оптимальное содержание и методику профилактики нарушений осанки младших школьников.

Задачи исследования:

1.Определение характера и динамики нарушений осанки у учащихся за весь период обучения в школе.

  1. Теоретическое обоснование учебного материала по профилактике нарушений осанки.

  2. Разработка методики профилактики нарушений осанки.

4.Экспериментальное апробирование программы и методики и разработка практических рекомендаций.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, методы определения осанки, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования: на первом этапе анализировалось состояние процесса физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях. В .конце первого этапа был проведен констатирующий эксперимент с целью определения уровня, динамики и характера нарушений осанки школьников в период всего их обучения в школе.

В исследовании на этом этапе принимали участие ученики школ № 72, 147, 150 г. Омска 7 - 10, 12, 15, 17 лет. Всего 1054 человека. Полученные в ходе эксперимента результаты были положены в основу определения программного содержания программы по профилактике нарушений осанки младших школьников.

Второй этап исследования заключался в разработке и апробировании программы и методики профилактики нарушений осанки младших школьников.

Ученики основной медицинской группы 1, 2, 3 классов общеобразовательной школы № 72 г.Омска составили три первые экспериментальные группы (ЗГ^), три вторые экспериментальные группы (ЭГ2) и три контрольные группы. Дети контрольных и экспериментальных групп имели идентичное состояние осанки, т.к. при статистическом анализе показателей осанки нами не было выявлено достоверно значимых различий по большинству признаков. В ЭГх занятия проводились по комплексной программе в сочетании с разработанной нами программой и методикой профилактики нарушений осанки младших школьников в процессе физкультурной деятельности. В ЭГ2 урочная форма занятий

дополнялась использованием разработанной нами системой домашних заданий.

На третьем этапе проводилась оценка эффективности разработанной нами программы и методики и описание результатов исследования.

Научная новизна заключается в том, что определены динамика и характер нарушений осанки в период всего обучения в школе; определено содержание учебного процесса по профилактике нарушений осанки учащихся младшего школьного возраста для разделов базовой и вариативной частей программы по физическому воспитанию; разработана методика включения профилактического материала в уроки физической культуры; определено содержание домашних заданий для младших школьников по профилактике нарушений осанки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученный материал дополняет содержание теории школьной физической культуры разделом профилактики нарушений осанки у учащихся младшего школьного возраста.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что программа профилактики нарушений осанки детей младшего школьного возраста, основанная на полученных результатах исследования динамики и характера данных нарушений, дает возможность адекватно воздействовать на опорно-двигательный аппарат детей и приводит к улучшению в состоянии осанки. Применение полученных средних величин физиологических изгибов позвоночника, угла наклона таза и статики тела дает возможность осуществления контроля за состоянием осанки детей с первого по третий классы. По результатам работы опубликованы научно-практические рекомендации.

Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Нарушения осанки школьников за период их обучения характеризуются: а) волнообразным характером динамики у мальчиков с одинаковым уровнем нарушений в начале и конце обучения в школе и наибольшим количеством нарушений в возрасте 10 лет и отсутствием значительных изменений уровня нарушений осанки у девочек, за исключением периода с 10 до 12 лет, характеризующимся увеличением количества нарушений; б) сохранением выявленного нами характера нарушений осанки на протяжении всего периода обучения.

    2. Содержание учебного процесса по профилактике нарушений осанки включает овладение элементарными знаниями по формированию нормальной осанки, специальные упражнения и игры, направленные на формирования навыка правильной осанки и упражнения, укрепляющие определенные группы мышц.

    3. Наиболее эффективной экспериментальной программой по профилактике нарушений осанки у младших школьников является программа, в которой материал профилактической направленности использовался на уроках физической культуры и в качестве домашних заданий.

Структура диссертации. Диссертация состоит из ведения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованных литературных источников и приложений. Работа содержит 20 таблиц и 4 рисунка. Библиография представлена 190 источниками, из них 7 зарубежных.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Определение характера и динамики нарушений осанки

школьников за весь период обучения.

Исследование состояния осанки в сагиттальной плоскости производилось нами с помощью гониометрического метода, разработанного Гамбурцевым В. А. Анализ средних величин показателей осанки и сравнение их с данными В.А. Гамбурцева,

полученными в 60-х годах позволяют заключить, что полученные средние величины физиологических изгибов позвоночника детей младшего школьного возраста в целом, соответствуя закономерностям возрастной динамики этих показателей, выявляют ряд количественных различий. Так, отмечается увеличение всех средних величин кривизн позвоночного столба и, как следствие этого, увеличение показателя статики тела. Самое большое увеличение произошло в Z а, характеризующий угол наклона крестца к вертикали, в среднем на 5,6° у мальчиков и на 6,0° у девочек. В пояснично-нижнегрудном отделе позвоночника [Z р) увеличение составило 3,8° у мальчиков и 3,5° у девочек, в верхнегрудном (Z у) 4,4° и 3,5° соответственно. Соответственно увеличились показатель грудного кифоза ( К ), показатель поясничного лордоза ( L ) и статики тела ( р ) . Однако, что касается угла наклона таза (X ), выявлено если в 7 лет он превышает соответствующие показатели 60-х годов на 1,3° у мальчиков и на 2,4° у девочек, то к 10 годам как у мальчиков, так и у девочек они почти сравниваются с результатами, полученными В.А. Гамбурцевым.

Сравнение средних величин показателей осанки у мальчиков и девочек 7-10 лет выявило отсутствие межполовых различий по большинству показателей осанки в одинаковых по возрасту группах.

Анализ динамики нарушений осанки школьников показал, что дети при поступлении в школу имеют высокий уровень нарушений осанки : 76,4% у мальчиков и 80,6% у девочек Волнообразный характер динамики нарушений осанки наблюдается только у мальчиков. У девочек отмечается увеличение количества нарушений от младшего возраста к старшему. Самым неблагоприятным периодом по распространенности нарушений осанки является возраст 10-12 лет. Однако, если у мальчиков количество нарушений снижается с 85,7% в 12 лет до 74,2% к 17

годам, то у девочек с возрастом оно не меняется ( 85,7% и 86,0% соответственно ). Некоторое снижение у девочек происходит лишь в распространенности нарушений осанки во фронтальной плоскости. В среднем 79,4% детей младшего школьного возраста имеют нарушения осанки, из них 75,6% в сагиттальной плоскости и 31,9% во фронтальной.







Сравнение распространенности нарушений осанки у мальчиков и девочек выявило незначительные половые различия в младшем школьном возрасте и установило существенные различия в среднем и старшем школьном возрастах.

Анализ характера нарушений осанки показал преобладание такого типа нарушений осанки, как плоская спина, которая составляет в среднем 29,8%. Далее полученные результаты ранжируются следующим образом: лордотическая осанка 18,0%, сутуловатая 13,8%, кифотическая 8,2%, кругло-вогнутая 5,8%. Следует отметить, что не смотря на небольшое превышение сутуловатого типа осанки у мальчиков и лордотического у






девочек, статистически значимых различий в характере нарушений осанки у младших школьников нами не обнаружено.

Изучение характера нарушений осанки детей среднего и старшего школьного возраста показало, что выявленная у младших школьников закономерность в распределении типов нарушенной осанки сохраняется до окончания школы.

Анализ состояния осанки во фронтальной плоскости позволяет сделать следующее заключение. Нарушения осанки только во фронтальной плоскости (асимметричная осанка) составляют всего 5,4% в младшем школьном возрасте и 4,8% в среднем и старшем. Остальные нарушения у 26,5% младших школьников и 25,2% детей среднего и старшего школьного возраста носят комбинированный характер. Нарушения осанки во фронтальной плоскости сочетаются со всеми видами нарушений в сагиттальной плоскости.

Анализ степени отклонений в показателях осанки, необходимый для адекватного подбора средств и методов профилактики нарушений осанки в младшем школьном возрасте показал, что более половины детей имеют различные показатели осанки в пределах нормы. Большинство выявленных нарушений определяются как отклонения, и только от 0,4% до 4% детей младшего школьного возраста имеют 1 и 5 категории нарушений по различным показателям, которые носят патологический характер. В среднем 53,4% детей младшего школьного возраста имеют угол наклона таза в пределах нормы и 52,8% нормальные показатели статики тела.

Обоснование программы и методики профилактики нарушений осанки детей младшего школьного возраста.

По результатам констатирующего эксперимента было определено содержание программы профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

В программе решались следующие задачи:


  1. Приобретение необходимых знаний в вопросе формирования правильной осанки и влияния ее нарушений на здоровье.

  2. Укрепление мышечной системы ребенка и развитие ее статической выносливости.

  3. Формирование навыка правильной осанки.

Решение этих задач нашло отражение в распределении времени и изложении программного материала урочных и самостоятельных форм занятий (табл.1).

Таблица 1

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала ( в том числе материала по профилактике нарушений осанки (ПНО)) при двухразовых занятиях в неделю







Согласно разработанной нами программе на профилактику нарушений осанки затрачивается примерно 13 часов. Это время распределяется в течении всего учебного года. В расчет данного времени входило выполнение специальных упражнений на формирование навыка .правильной осанки в подготовительной и заключительной частях каждого урока и в основной части по возможности (упражнения у вертикальной стены, совмещение упражнений в ходьбе и равновесии с использованием мешочка на голове), время, затрачиваемое на выполнение комплексов общеразвивающих упражнений в подготовительной части урока, и на включение в уроки подвижных игр (с учетом задач конкретного урока), способствующих формированию правильной осанки. Кроме этого в процессе уроков осуществлялось освоение материала по разделу "Основы знаний": понятие правильной осанки, признаки правильной и неправильной осанки, значение осанки для здоровья, значение физических упражнений для формирования правильной осанки и др.

Таким образом, отведение 13 часов в год на профилактику нарушений осанки происходит, на наш взгляд, без значительного ущерба для развития двигательных способностей и обучения двигательным умениям и навыкам, предусмотренным комплексной программой физического воспитания учащихся 1-3 классов.

На основе распределения учебного времени строится документ текущего планирования - годовой план-график распределения учебного материала по профилактике нарушений осанки у учащихся младшего школьного возраста (табл.2).

Следует отметить, что распределение времени на профилактику нарушений осанки в течении учебного года происходит неравномерно, так как различные разделы программы предоставляют неодинаковые возможности для решения данной проблемы.

Наиболее благоприятные условия для формирования правильной осанки обеспечивались при обучении детей по таким разделам базовой части комплексной программы по физическому




воспитанию как "Гимнастика" и "Подвижные игры". При обучении по данным разделам программы использовались не только средства, перечисленные выше, но и упражнения в висах, полувисах, лазанье, упражнения на равновесие и координацию, которые также имеют большое значение для формирования правильной осанки. На освоение материала экспериментальной программы в разделах базовой части "Гимнастика" и "Подвижные игры" приходилось примерно по 3 часа.

При выполнении программного материала по легкой атлетике возможности профилактики нарушений осанки были ограничены из- за отсутствия условий для включения в уроки специальных упражнений на формирование навыка правильной осанки. Вследствие этого, в I четверти профилактика нарушений осанки на занятиях по легкой атлетики не проводилась, а в IV проводилась за счет использования подвижных игр и эстафет, а также некоторых общеразвивающих упражнений. Такое положение объясняется тем, что в I четверти, по нашему мнению, нецелесообразно включать в уроки материал экспериментальной программы, так как у детей отсутствуют ощущения правильного положения тела в пространстве, а следовательно и умение воспроизводить данные ощущения, которые появляются к IV четверти.

На занятиях по лыжной подготовке профилактика нарушения осанки не проводилась, так как специфика занятий такова, что не представляет возможности включения материала экспериментальной программы в данный раздел без значительного ущерба для выполнения материала по данному разделу.

Планирование вариативной части программы происходило с соблюдением требований нашей программы. Кроме этого из вариативной части программы было выделено 2 часа в I и III четверти на уроки, полностью посвященные решению проблемы профилактики нарушений осанки.

Во второй экспериментальной группе профилактика нарушений осанки помимо уроков физической культуры, проводилась в виде




домашних заданий. Основу заданий на дом составляло выполнение разученных на уроке комплексов общеразвивающих упражнений на укрепление определенных групп мышц не менее трех раз в неделю и многократные выполнения упражнений на формирование навыка правильной осанки(табл.3).

Учитывая большое значение проверки, оценки и учета самостоятельной работы на дому для повышения эффективности этой формы занятий нами были использованы следующие формы контроля:

  1. Разъяснительная работа с родителями.

  2. Опрос, наблюдение и практическое выполнение заданий.

  3. Специальные тесты, определяющие устойчивость навыка правильной осанки .

Анализ эффективности программы и методики профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

В результате проведенной работы было выявлено следующее. Сравнение изменений, произошедших в величинах физиологических изгибов позвоночника, угла наклона таза и статике тела у детей, занимавшихся по разработанной нами программе (ЭГх) и по данной программе в сочетании с системой домашних заданий (ЭГ2) не выявило достоверных различий по большинству показателей. Однако, проведенное сопоставление изменений в состоянии осанки, произошедших в экспериментальных группах при сравнении их с контрольными, позволяют заключить, что в целом у детей экспериментальных групп в состоянии осанки в сагиттальной плоскости произошло достоверное улучшение(Р<0,05) по большинству показателей по сравнению с детьми контрольных групп. При этом больше достоверных улучшений в различных отделах позвоночника наблюдается у детей вторых экспериментальных групп. Кроме этого, следует отметить, что использование данной программы в начальной школе оказало большее влияние на учеников первых классов. У

них отмечается больше значимых улучшений по показателям осанки при сравнении их с контрольными группами, чем у детей вторых и третьих классов.

При анализе локализации воздействия данной программы на экспериментальные классы при сравнении их с контрольными следует отметить, что наименьшие сдвиги отмечаются в верхнегрудном отделе позвоночника ( у ) и показатели статики тела ( р ) . Значительное уменьшение этих величин выявлено только во второй экспериментальной группе в первом классе ( у ), в ЭГ2 во втором классе ( р ) и в ЭГх в третьем классе ( р ) . Наилучшие сдвиги по сравнению с детьми, не занимавшимися профилактикой нарушений осанки по данной программе, отмечены в улучшении состояния поясничного лордоза.

Сравнение изменений физиологических изгибов позвоночника, угла наклона таза и статики тела, произошедших в экспериментальных и контрольных классах после проведения эксперимента выявило аналогичные изменения.

Анализ изменений в состоянии осанки во фронтальной плоскости выявил достоверное улучшение как в первых, так и во вторых экспериментальных группах. В контрольных группах значимых изменений не произошло.

Общее состояние изменилось следующим образом ( рис. 4 ) . Работа в первых, вторых и третьих классах по программе профилактики нарушений осанки привело к достоверному снижению (Р<0,001) общего количества нарушений осанки с 7 9,1% до 64,2% что, на наш взгляд взгляд является хорошим результатом. Дополнение данной программы системой домашних заданий позволило достоверно (Р<0,001) снизить общее количество нарушений осанки с 77,6% до 52,9%, что говорит о ее высокой эффективности. Следует отметить, что занятия во второй экспериментальной группе привели к более значимым (Р<0,05)

положительным изменениям. В контрольных группах отмечается небольшой рост количества нарушений.







Кроме этого, что в первых экспериментальных группах выявлено 6 случаев ухудшения в состоянии осанки и только 1 случай нового нарушения нормальной осанки. Во вторых экспериментальных группах выявлено 3 случая ухудшения состояния осанки и также только одно новое нарушение. В то же время в контрольных группах зафиксировано ухудшение в состоянии осанки у 20 детей из 64, причем в 4 случаях произошло нарушение нормальной осанки. У 23 школьников из 67 в ЭГх и у 20 детей из 68 в ЭГ2 произошло улучшение в состоянии осанки, в то время как в контрольных группах аналогичные изменения произошли только у 11 из 64 детей.

Обобщая изложенный выше материал данного раздела, правомерно прийти к заключению об эффективности проведенной работы по профилактике нарушений осанки у детей младшего школьного возраста и целесообразности использования разработанной нами программы, а также системы домашних заданий в практике физического воспитания детей.

ВЫВОДЫ

  1. Анализ динамики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста выявил их значительное количество уже в возрасте 7 лет (74,4% у мальчиков и 80,6% у девочек). У мальчиков наблюдается волнообразный характер динамики нарушений осанки с одинаковым уровнем в начале и в конце учебы, наибольшее количество которых приходится на возраст 10 лет (83,5%). У девочек не отмечается достоверного изменения количественного показателя нарушений осанки в возрасте с 7 до 10 лет и с 12 до 17 лет и выявлено увеличение количества нарушений до 85,7% в период с 10 до 12 лет. Результаты сравнительного анализа распространенности нарушений осанки по половозрастному признаку позволили установить отсутствие статистически достоверных различий в младшем школьном возрасте и выявили существенные различия в среднем и старшем школьном возрасте.

  2. Определение характера нарушений осанки в сагиттальной плоскости позволило установить, что в младшем школьном возрасте самым распространенным типом нарушения является плоская спина (29,8%). Далее полученные результаты ранжируются следующим образом: лордотическая осанка (18,0%), сутуловатая (13,8%), кифотическая (8,2%), кругло- вогнутая (5,8%). Определение характера нарушений осанки во фронтальной плоскости позволило установить, что из 31,9% нарушений в младшем школьном возрасте на долю асимметричной осанки приходится всего 5,4%. Остальные нарушения носят комбинированный характер. Нарушения осанки во фронтальной плоскости могут комбинироваться со всеми видами нарушений в сагиттальной плоскости. Данное соотношение различных типов нарушений осанки в основном сохраняется на протяжении всего периода обучения в школе.

  3. Сравнение полученных нами средних величин физиологических изгибов позвоночника с результатами, полученными в 60 - х годах, выявило количественное увеличение всех значений при соответствии их в целом возрастной динамике этих показателей. Увеличение составило от 3,5° до 6,0°. Полученные в исследовании результаты средних величин физиологических изгибов позвоночника, угла наклона таза и статики тела могут быть использованы в качестве нормативов при определении состояния осанки детей.

  4. Выявленные особенности динамики и характера нарушений осанки позволили осуществить планирование материала по профилактике нарушений осанки у учащихся младшего школьного возраста в учебном процессе, которое включает в себя: перспективный план (сетка часов) распределения объема времени по профилактике нарушений осанки в практических и теоретических частях разделов программного материала; годовой план-график с включением материала по профилактике нарушений осанки в разделы базовой и вариативной частей программы и четвертные планы распределения учебного материала по профилактике нарушений осанки, а также распределения материала по профилактике нарушений осанки у учащихся 1-3 классов для домашних заданий.

  5. В результате исследования определен минимальный объем учебной нагрузки , необходимый для профилактики нарушений осанки младших школьников и равный 13 часам, из них: на базовую часть приходится 7 часов (по 3 часа на "Гимнастику" и "Подвижные игры" и 1 час на "Легкую атлетику") и 6 часов на вариативную часть комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1-3 классов.

  6. разработанная нами методика профилактики нарушений осанки, основанная на соблюдении традиционной технологии проведения урока, позволила осуществить рациональное

использование специальных упражнений, игр и положений для формирования правильной осанки в подготовительной, основной и заключительной частях каждого урока; использование комплексов общеразвивающих упражнений, укрепляющих определенные группы мышц в основной части урока, и дополнительное использование учебного материала (в виде домашних заданий), пройденного на уроках в течении учебного года (3 раза в неделю).

7. В результате исследования эффективности разработанной программы и методики профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста и системы домашних заданий было установлено, что данная программа оказала влияние на улучшение различных показателей осанки детей, а также на снижение общего количества нарушений осанки с 79,1 до 64,2%. Применение системы домашних заданий дополнительно к данной программе привело к более существенным положительным сдвигам в состоянии осанки детей, общее количество нарушений осанки снизилось с 77,6 до 52,9%.

^ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. Установленный нами высокий уровень нарушений осанки у детей школьного возраста указывает на необходимость постоянной и систематической работы по профилактике данных нарушений с учетом их характера, начиная с 1 класса.

    2. Работу по профилактике нарушений осанки у детей младшего школьного возраста необходимо проводить в следующих направлениях: во-первых, на повышение уровня знаний по данному вопросу, во-вторых, на формирования навыка правильной осанки у детей на каждом уроке физической культуры, в-третьих, на укрепление определенных групп мышц. Для этого необходимо включать в традиционные разделы учебной программы материал по профилактике нарушений осанки и организовывать и контролировать выполнение младшими школьниками домашних заданий по укреплению мышечной системы и формировании навыка правильной осанки.

3. Последовательность проведения учителем мероприятий по профилактике нарушений осанки включает: определение состояния осанки учащихся младшего школьного возраста (полученные нами средние величины физиологических изгибов позвоночника, угла наклона таза и статики тела могут быть использованы в качестве ориентировочных нормативов для определения состояния осанки); разработка учебной документации; определение содержания домашних заданий; организация урока.

4. Для эффективного проведения мероприятий по профилактике нарушений осанки рекомендуется разработка следующей учебной документации: перспективный план (сетка часов) распределения объема времени по профилактике нарушений осанки в практических и теоретических частях разделов программного материала; годовой план-график с включением материала по профилактике нарушений осанки в разделы базовой части программы: подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика, а также в вариативную часть; специальные упражнения, игры и положения, способствующие формированию правильной осанки, комплексы упражнений с учетом характера нарушений в соответствии с задачами конкретного урока.

      1. Успешное использования домашних заданий предполагает: планирование материала по профилактике нарушений осанки для самостоятельных занятий с учетом учебного материала уроков физического воспитания; организацию контроля за выполнением домашних заданий.

      2. В целях профилактики нарушений осанки при организации уроков физического воспитание необходимо: для формирования навыка правильной осанки в подготовительной и заключительной частях каждого урока использование специальных упражнений у вертикальной стены, в процессе уроков использование упражнений с предметом на голове, а также подвижных игр в которых осуществляется тренировка навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы; при выборе средств укрепления мышечного аппарата ребенка, с

учетом характера нарушений осанки, выявленного нами в ходе исследования, внимание должно быть акцентировано на упражнениях, укрепляющих мышцы спины, живота и ягодичные мышцы, а также мышцы, сближающие лопатки и расширяющи грудную клетку. Большое значение для профилактики нарушен" осанки имеет использование исходных положений, способствую" разгрузке позвоночника, а также висов, лазанья, упоров.

7. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют рекомендовать разработанную нами программу и методику профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста к использованию в общеобразовательных учебных заведениях. Использование системы домашних заданий позволит повысить эффективность работы в данном направлении.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

        1. Пенькова И.В. Формирование правильной осанки у младших школьников// Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования:Материалы научной конференции.-Омск:СИБГАФК,1996.-с.83-85.

        2. Пенькова И.В. Средние величины физиологических изгибов позвоночника у детей младшего школьного возраста // Здоровый образ жизни:реабилитация, физическая культура и спорт в условиях Крайнего Севера и Сибири:Материалы межрегиональной научно-практической конференции.-Омск:СИБГАФК,1997,ч11.-с.42.

        3. Пенькова И. В. Совершенствуем методику профилактики нарушений осанки у младших школьников//Физкультурное образование Сибири.- №2 (6).- 1997.-с.27-34.

        4. Трещева 0.Л., Пенькова И.В., Соболева Н., Малахова Н., Пестун В. Профилактика нарушений осанки школьников в системе образовательного учреждения//Медико-психолого-педагогические аспекты охраны здоровья школьников:Тезисы докладов областной научно-практической конференции.-Омск,1996.-с.61-62.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon Методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет с детским церебральным параличом средствами

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon Программа спортивной секции «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста» Программа

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon 4 физиологические критерии здоровья 6 обоснование положительного влияние оздоровительной физической
Обоснование положительного влияние оздоровительной физической культуры на организм человека 10
Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon Тест для учителей (преподавателей) физической культуры, руководителей физического воспитания при

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры» Выполнила учитель физической

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon Т. Е. Виленская Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon Система развития интеллектуальных компетенций у детей младшего школьного возраста с детским церебральным

Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры icon Изменения клеточного энергообмена и возможности их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы